Формирование коммуникативной мотивации обучающихся в профессиональном образовании
статья

Васильева Светлана Федоровна

Статья посвящена проблеме влияния личностных качеств обучающихся на формирование коммуникативной мотивации в процессе обучения иностранному языку. Для достижения эффективности обучения необходимо учитывать психологические особенности восприятия информации человеком для организации межличностного общения на иностранном языке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_vasileva_s.f.docx20.6 КБ

Предварительный просмотр:

Васильева С.Ф., преподаватель высшей квалификационной категории СПб ГБПОУ Колледж Петербургской моды

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ МОТИВАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Аннотация. Статья посвящена проблеме влияния личностных качеств обучающихся на формирование коммуникативной мотивации в процессе обучения иностранному языку. Для достижения эффективности обучения необходимо учитывать психологические особенности восприятия информации человеком для организации межличностного общения на иностранном языке.

Ключевые слова: Программа подготовки специалистов среднего звена, психологический фактор, личностные свойства, мотивы, коммуникативная мотивация, межличностное общение.

Преподавание иностранного языка в учебных заведениях среднего профессионального образования вносит определенную специфику в процесс обучения. Обучающиеся часто задают вопрос, зачем нам необходимо изучать язык, каким образом это связано с той или иной специальностью или профессией. Ответ на этот вопрос часто ограничивается словами «иностранный язык предусмотрен стандартом».

Однако, не секрет что предмет часто изучается не для того чтобы знать его непосредственно, а для того, чтобы воспитывать у обучающихся трудолюбие и формировать умение работать, общаться и находить необходимую информацию. Иными словами, речь идет о формировании общих компетенций в процессе изучения иностранного. Ведь мы живем в едином, глобальном, взаимосвязанном и взаимозависимом мире, когда размываются национальные границы, когда потоки населения, капитала, товаров, свободно перемещаются в разных направлениях. Когда неизвестно, в какой стране будет работать тот или иной человек или из какой страны будут его партнеры.

Поэтому владение иностранным языком становится одной из важнейших, ключевых компетентностей современного человека, будущего специалиста. Насколько он умеет общаться, выразить себя, свои эмоции, свои чувства, свое отношение будет зависеть, насколько он будет успешным, насколько успешным будет его профессиональная деятельность, его отношения с другими людьми. Это - один из самых важных моментов, на который обращают внимание в стандартах нового поколения. Базисный план НПО и СПО предусматривает освоение обучающимися как общих, так и профессиональных компетенций. Программы подготовки специалистов среднего звена углубленной подготовки выдвигают следующие стандартные требования к знаниям, умениям, практическому опыту обучающихся.

Уметь:

общаться (устно и письменно) на иностранном языке на профессиональные и повседневные темы;

переводить (со словарем) иностранные тексты профессиональной направленности;

самостоятельно совершенствовать устную и письменную речь, пополнять словарный запас.

Знать:

лексический (1200 - 1400 лексических единиц) и грамматический минимум, необходимый для чтения и перевода (со словарем) иностранных текстов профессиональной направленности;

При изучении иностранного языка большую роль играют психологические аспекты. Важно развивать мотивацию и интерес к изучаемому языку. При развитии коммуникативных способностей необходимо активизировать задания, способствующие преодолению, так называемого, языкового барьера. Мотивация достижения успеха является ключевым фактором результативности обучения иностранному языку. Среди мотивов могут быть:

− интерес к культуре стран изучаемого языка;

 − желание развить коммуникативные умения и навыки в разных сферах общения;

 − стремление расширить познания в области изучаемого языка.

На практических занятиях мотивы могут быть более конкретными в зависимости от темы, целей и задач обучения. При реализации целей коммуникативного общения на иностранном языке должны учитываться личностные качества обучающихся и их особенности. Необходимо учитывать черты наиболее значимых свойств личности обучающихся. Это могут быть: личный опыт, опыт профессиональной деятельности, круг интересов и желаний обучающегося, его мировоззрение, статус в коллективе. Изучение иностранного языка осуществляется с целью получения определенной информации из прочитанных текстов, просмотра кинофильмов, видео, разучивания стихов и песен, что может широко использоваться в познавательной деятельности обучающихся. Однако часто личные психологические барьеры, боязнь говорить на иностранном языке, неуверенность и страх становятся психологической проблемой при обучении.

С психологической точки зрения речевое общение подразумевает процесс взаимодействия участников общения, целей общения, тем, ситуаций общения и лингвистических средств, используемых для высказывания в конкретной ситуации общения. Речевые действия возможны в том случае, когда владение языковым и речевым материалом доведено до уровня навыков и умений. Речевые умения способствуют развитию творческой деятельности, в которую включены эмоциональная и интеллектуальная сферы, воображение и представления говорящего. Поэтому формирование умений и навыков общения составляет психологический компонент содержания обучения иностранному языку.

Взаимоотношения с окружающим миром каждый из нас выстраивает по-разному. Психологи выделили два основных типа человеческой личности: интроверт и экстраверт. Тип личности может повлиять на процесс изучения иностранного языка. Зная тип личности человека, можно видеть его сильные и слабые стороны при обучении.

Интроверт часто знает, что надо сказать, но не решается это сделать. Таким образом, он не применяет активно на практике полученные знания и не приобретает опыт общения с иноязычным собеседником. Но интроверты умеют слушать людей и более точно воспринимают сказанное. У них большой пассивный словарный запас. Интроверты — хорошие писатели, так как письменная речь не требует быстрой реакции. Изучение иностранного языка по Скайпу может быть для них как один из способов «разговориться».

Экстравертам, наоборот, нравится общаться. Экстраверту легче начать общение на иностранном языке. Его желание общаться очень велико, и он забывает о стеснительности и страхе перед общением. Экстраверт легко может быть вовлечен в коммуникативную деятельность, но он часто испытывает трудности с восприятием иностранной речи на слух. Пассивный словарный запас экстраверта беднее, чем у интроверта. А вот большой активный запас слов и выражений позволяет ему общаться на иностранном языке легко. Экстравертам можно рекомендовать погружение в англоязычную среду, программы обучения по обмену, групповые курсы обучения иностранному языку.

Межличностное общение выступает психологическим фактором при обучении иностранному языку. Говоря о психологических особенностях общения следует обратить внимание на психосоматическую сторону общения — язык жестов. При обучении межличностному общению знакомство с невербальным языком, мимикой и жестами будет представлять интерес для учащихся. Важно учесть психофизиологические симптомы эмоционального состояния и некоммуникативные движения, относящиеся к соматическому языку.

К эмоциональным симптомам относятся некоммуникативные движения, позволяющие судить о внутреннем эмоциональном состоянии говорящего. Говорящий их использует во время паузы в речи. Сюда относятся привычки, направленные для снятия внутреннего напряжения (кусать губы); движения направленные на какойлибо предмет, находящийся на самом говорящем (крутить кольцо на пальце, трогать пуговицы); движения направленные на какой-то предмет в окружении говорящего (крутить в руках ручку, карандаш). Знание культуры позволит учащимся овладеть аспектами невербального общения при изучении иностранного языка. Следует уделять внимание и принципам этикетного общения, таким как: сдержанность, вежливость, использование стандартных речевых формул в стандартных ситуациях общения. Большое значение в обучении иностранному языку уделяется психическим познавательным процессам: памяти и вниманию.

В целях эффективности обучения, необходимо учитывать психологические особенности восприятия информации. Существует три способа восприятия информации:

1. визуальный (здесь задействовано зрение),

2. аудиальный (через слух);

3. кинестетический (основанный на ощущениях и чувствах)

Первый способ требует широкого использования наглядных пособий: книг, видео, графиков, фотографий. Обучение во втором случае лучше проводить в парах и группах и уделять больше внимания аудированию. В обучении кинестетиков лучше использовать физические упражнения, игры, эксперименты.

Психологические аспекты обучения языку определяют цели и задачи преподавания иностранного языка, мотивацию, интерес обучающихся, методы и подходы к обучению. Таким образом, психология играет важную роль в изучении иностранного языка. Изучение иностранного языка тесно связано с личностным, общеинтеллектуальным и общекультурным развитием человека.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алямкина Е. А. Взаимосвязь способностей, задатков и таланта и их развитие в образовательном процессе вуза / Е. А. Алямкина // Психолог. — 2015. — № 2. — С. 31–46.

2. Гальскова Н. Д. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика / Н. Д. Гальскова. — М. : Академия, 2008. — С. 31–33.

3. Голубев А. П., Балюк Н. В., Смирнова И. Б. Английский язык: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования.– М.: 2013. – 336 с.

4. Голубев А. П., Коржавый А. П., Смирнова И. Б. Английский язык для технических специальностей = English for Technical Colleges: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. – М.: 2014. -208 с.

5. Ершова О. В. Концепты «мотивация» и «интерес» как средства повышения эффективности контроля учебной деятельности студентов вуза / О. В. Ершова // Высшее образование сегодня. — 2013. — № 8. — С. 79–81.

6. Жерлыгина А. В. Различия свободных вербальных ассоциаций на родном и иностранном языках / А. В. Жерлыгина // Психология и Психотехника. 2010. — № 9. — С. 75–79.

7. Комочкина Е. А. Обучение иностранным языкам в неязыковом вузе: история и современность / Е. А. Комочкина. — 2014. — № 7. — С. 30–37.

8. Меджидова К. О. Мотивация как предмет научных исследований / К. О. Меджидова // Психология и Психотехника. — 2012. — № 4. — С. 44–50.

9. Рыбакова Н. А. Феноменологические основы самоактуализации личности / Н. А. Рыбакова // Вестник Алтайской государственной педагогической академии. — 2005. — № 5–2. — С. 26–37.

10. Соловова Е. Н. Методика обучения иностранным языкам. Базовый курс / Е. Н. Соколова. — М. : АСТ, 2008. — С. 59–62 9. Щенникова Н. В. Специфика английской речи носителей русского языка: когнитивный аспект / Н. В. Щенникова // Вестник Балтийского Федерального университета им. И. Канта. — 2014. — № 2. — С. 106–116.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практическая реализация средств формирования коммуникативной компетентности обучающихся на занятиях английского языка

Педагогический проект на тему: Практическая реализация средств формирования коммуникативной компетентности обучающихся на занятиях английского языка ...

Методическая разработка по теме: "Формирование позитивной мотивации обучающихся колледжа к изучению экономических дисциплин через использование интерактивных методов обучения".

В настоящее время происходит реформирование системы профессионального образования. Эти изменения необходимы и в преподавании дисциплин экономического цикла. Но большинство преподавателей в своей работ...

Реализация на учебном занятии условий для формирования профессиональных и общих компетенций у обучающихся среднего профессионального образования.

Создание педагогических условий для формирования профессиональных компетенций обучающихся среднего профессионального образования....

Использование современных педагогических средств для формирования учебной мотивации обучающихся учреждений СПО

Психологическое изучение мотивации и ее формирование - это две стороны одного и того же процесса воспитания мотивационной сферы целостной личности обучающегося. Изучение мотивации - это выявление ее р...

Комплексный анализ текста на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетенции обучающихся.

Традиционно вся наша система образования ориентировалась на знания как на цель обучения. По сумме полученных учениками знаний оценивалась работа педколлектива. Преобразования российского общества в це...

Исследование формирования мотивации учебной деятельности обучающихся среднего профессионального образования

Исследование формирования мотивации учебной деятельности обучающихся среднего профессионального образования...

Статья "Коммуникативные технологии в среднем профессиональном образовании как средство мотивации обучения"

В статье представлен опыт использования коммуникативных педагогических технологий в среднем профессиональном образовании на примере обучения химии....