Изучение степени принятия новых функций профессиональной деятельности педагогами, работающими в системе образования взрослых
статья на тему
Целью методики является изучение степени принятия новых функций профессиональной деятельности педагогами, работающими в системе образования взрослых.
Проблема поиска путей повышения эффективности обучения и переобучения взрослых является одной из главных задач молодой науки – андрагогики. Данная задача актуализируется чрезвычайно важным фактором: на рубеже конца XX–начала XXI в. яcно определился информационный характер современного общества, поэтому особо важное значение приобретает задача овладения и управления информационными потоками для поддержания необходимых темпов развития и высокого качественного уровня в сферах материального производства, национальной обороны, науки, народного образования.
Особенность современного этапа заключается в проблеме не только создания совершенных информационных систем, но и решения задачи обновления и дополнения информации по причине ее быстрого устаревания. Отсюда весьма актуальна задача повышения квалификации, стажировки, профессиональной переподготовки – важнейших приоритетных составляющих в процессе дополнительного образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_issledovanie_funktsiy_rachevskaya_.docx | 68.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Методика определения степени принятия новых функций педагогами, работающими в системе образования взрослых
Автор: преподаватель СПб ГБПОУ «Колледжа Пищевых технологий» Рачевская О.В.
Целью методики является изучение степени принятия новых функций профессиональной деятельности педагогами, работающими в системе образования взрослых.
Проблема поиска путей повышения эффективности обучения и переобучения взрослых является одной из главных задач молодой науки – андрагогики. Данная задача актуализируется чрезвычайно важным фактором: на рубеже конца XX–начала XXI в. яcно определился информационный характер современного общества, поэтому особо важное значение приобретает задача овладения и управления информационными потоками для поддержания необходимых темпов развития и высокого качественного уровня в сферах материального производства, национальной обороны, науки, народного образования.
Особенность современного этапа заключается в проблеме не только создания совершенных информационных систем, но и решения задачи обновления и дополнения информации по причине ее быстрого устаревания. Отсюда весьма актуальна задача повышения квалификации, стажировки, профессиональной переподготовки – важнейших приоритетных составляющих в процессе дополнительного образования.
Методика содержит пять блоков вопросов, сосредоточенных вокруг
функций непрерывного образования:
Функции непрерывного образования:
-Развивающая – удовлетворение духовных запросов личности, потребностей творческого роста;
-Компенсирующая – восполнение пробелов в базовом образовании;
-Адаптивная – оперативная подготовка и переподготовка в условиях меняющейся производственной и социальной ситуации;
-Интегрирующая – в незнакомый культурный контекст;
-Ресоциализации-Повторной социализации – позволяет индивиду становиться активным участником жизни социума.
Методика оценки готовности принятия новых функций непрерывного образования педагогами
Содержит 20 утверждений, степень согласия с которыми устанавливает сам педагог (таблица 1)
Таблица 1 Анкета для педагогов
№ п/п | Критерии | Совершенно не согласен | Не согласен | Сомневаюсь | Согласен | Совершенно согласен |
Развивающая функция | ||||||
1 | Я использую познавательную деятельность обучающихся для удовлетворения их личных потребностей творческого роста. | |||||
2 | Я считаю, что успешность обучения зависит не только от методов обучения, но и от удовлетворения духовных запросов личности обучающегося. | |||||
3 | Я определяю цель успешности образования как согласование общественных и личных интересов в достижении умения самостоятельно добывать знания и применять их в жизни. | |||||
4 | Я считаю, что успешное удовлетворение потребностей творческого роста зависят в большой степени не только от личности обучающегося, но и от личности андрагога. | |||||
Компенсирующая функция | ||||||
5 | Я легко использую современные методы обучения для восполнения пробелов в базовом образовании взрослых обучающихся. | |||||
6 | Я убежден, что использование ИКТ технологий является наиболее открытым и доступным способом решения образовательных проблем для любых групп и слоев населения. | |||||
7 | Я готов учитывать возрастные особенности обучающихся для использования их в разнообразных формах обучения, которые позволяют восполнить пробелы образования. | |||||
8 | Я считаю, что для успешного восполнения пробелов в образовании взрослого обучающегося значительную роль играет мотивация. | |||||
Адаптивная функция | ||||||
9 | Я не испытываю трудностей в использовании современных приемов передачи знаний при подготовке и переподготовке взрослых обучающихся в условиях меняющейся производственной и социальной ситуации. | |||||
10 | Я считаю, что современные методы обучения способствуют более быстрому повышению уровня квалификации обучающихся. | |||||
11 | Я намерен повышать свои профессиональные качества для успешного взаимодействия с обучающимися. | |||||
12 | Я понимаю как важно взрослым обучающимся повышение своих компетенций в современных реалиях производства. | |||||
Интегрирующая функция | ||||||
13 | Я уверен, что без разностороннего образования сложно повысить интеграцию обучающихся в новый культурный контекст. | |||||
14 | Я нахожу, что для успешного погружения взрослого обучающегося в образовательную среду необходима доброжелательная атмосфера. | |||||
15 | Я считаю, что взаимосвязь и преемственность всех образовательных структур, позволяют более успешно взрослому обучающемуся повысить свою квалификацию или пройти переподготовку по новой специальности. | |||||
16 | Я способствую на своих занятиях погружению обучающихся в новый культурный контекст за счет современных технологий обучения. | |||||
Функция ресоциализации | ||||||
17 | Я готов учитывать индивидуальные особенности взрослого обучающегося в процессе обучения для успешной его социализации. | |||||
18 | Я интересуюсь современными требованиями рынка труда для постановки правильных акцентов в своей педагогической деятельности. | |||||
19 | Я считаю, что для становления индивидуума в социуме и повышения его активности необходима широкая сеть доступных образовательных программ. | |||||
20 | Я не испытываю трудностей в общении с различными социальными группами обучающихся. |
Степень согласия (несогласия) педагогов с представленными суждениями оценивается по шкале:
- Совершенно согласен :2 балла
- Согласен:1 балл
- Сомневаюсь: 0 баллов
- Не согласен: -1 балл
- Совершенно не согласен: -2 балла.
Результаты апробации методики принятия новых функций непрерывного образования педагогами
Апробация методики проводилась на базе РГПУ им. А.И.Герцена и СПбГБПОУ «Колледжа Пищевых технологий». В апробации приняли участие студенты 2 курса заочного отделения, обучающиеся по программе «Образование взрослых» и преподавательский состав СПбГБПОУ «Колледжа Пищевых технологий», всего 40 человек. Анализ полученных в ходе проведения методики данных позволил сделать следующие выводы относительно степени принятия новых функций непрерывного образования педагогами.
Степень принятия новых функций непрерывного образования педагогами
Таблица 2 Развивающая функция
Название качеств и умений | Количество андрагогов,% |
Я использую познавательную деятельность обучающихся для удовлетворения их личных потребностей творческого роста. | 80 |
Я считаю, что успешность обучения зависит не только от методов обучения, но и от удовлетворения духовных запросов личности обучающегося. | 81 |
Я определяю цель успешности образования как согласование общественных и личных интересов в достижении умения самостоятельно добывать знания и применять их в жизни. | 69 |
Я считаю, что успешное удовлетворение потребностей творческого роста зависят в большой степени не только от личности обучающегося, но и от личности андрагога. | 87 |
Таблица 3 Компенсирующая функция
Название качеств и умений | Количество андрагогов,% |
Я легко использую современные методы обучения для восполнения пробелов в базовом образовании взрослых обучающихся. | 87 |
Я убежден, что использование ИКТ технологий является наиболее открытым и доступным способом решения образовательных проблем для любых групп и слоев населения. | 68 |
Я готов учитывать возрастные особенности обучающихся для использования их в разнообразных формах обучения, которые позволяют восполнить пробелы образования. | 88 |
Я считаю, что для успешного восполнения пробелов в образовании взрослого обучающегося значительную роль играет мотивация. | 87 |
Таблица 4 Адаптивная функция
Название качеств и умений | Количество андрагогов,% |
Я не испытываю трудностей в использовании современных приемов передачи знаний при подготовке и переподготовке взрослых обучающихся в условиях меняющейся производственной и социальной ситуации. | 50 |
Я считаю, что современные методы обучения способствуют более быстрому повышению уровня квалификации обучающихся. | 56 |
Я намерен повышать свои профессиональные качества для успешного взаимодействия с обучающимися. | 93 |
Я понимаю как важно взрослым обучающимся повышение своих компетенций в современных реалиях производства. | 88 |
Таблица 5 Интегрирующая функция
Название качеств и умений | Количество андрагогов,% |
Я уверен, что без разностороннего образования сложно повысить интеграцию обучающихся в новый культурный контекст. | 87 |
Я нахожу, что для успешного погружения взрослого обучающегося в образовательную среду необходима доброжелательная атмосфера. | 88 |
Я считаю, что взаимосвязь и преемственность всех образовательных структур, позволяют более успешно взрослому обучающемуся повысить свою квалификацию или пойти переподготовку по новой специальности. | 68 |
Я способствую на своих занятиях погружению обучающихся в новый культурный контекст за счет современных технологий обучения. | 87 |
Таблица 6 Функция ресоциализации
Название качеств и умений | Количество андрагогов,% |
Я готов учитывать индивидуальные особенности взрослого обучающегося в процессе обучения для успешной его социализации. | 87 |
Я интересуюсь современными требованиями рынка труда для постановки правильных акцентов в своей педагогической деятельности. | 93 |
Я считаю, что для становления индивидуума в социуме и повышения его активности необходима широкая сеть доступных образовательных программ. | 75 |
Я не испытываю трудностей в общении с различными социальными группами обучающихся. | 75 |
Рисунок 1. Результаты проведения методики- степени принятия новых функций непрерывного образования педагогами по вопросам анкеты
Рисунок 2. Результаты проведения методики- степени принятия новых функций непрерывного образования андрагогами
Таблица 7 Обобщающие результаты степени принятия новых функций непрерывного образования педагогами
Название функции | Количество педагогов, % |
Развивающая | 79 |
Компенсирующая | 82 |
Адаптивная | 71 |
Интегрирующая | 82 |
Ресоциализации | 79 |
Среднее значение принятия новых функций | 79 |
Рисунок 3. Результаты степени принятия новых функций непрерывного образования педагогами
Рисунок 4. Обобщенный результат принятия новых функций непрерывного образования андрагогами
Вывод:
Изучение степени принятия новых функций профессиональной деятельности педагогами, работающими в системе образования взрослых нам позволило сделать следующее заключение:
Полученные данные нам показывают, что 79% опрошенных принимают новые функции и более того активно используют их в своей профессиональной деятельности, но для 21% принятие и использование новых функций все еще составляет некоторые затруднения.
Отдельные утверждения анкеты, также вызвали не согласие респондентов. Не согласились, что для успешности образования необходимо умение самостоятельно добывать знания 31% респондентов, а 32% считают, что использование ИКТ технологий не решает проблем образования для всех групп и слоев населения. К сожалению 50% респондентов испытывают трудности в использовании современных приемов передачи знаний обучающимся, и 44% не согласны, что современные методы обучения способствуют более быстрому повышению уровня квалификации обучающихся. Также 32% респондентов сомневаются, что взаимосвязь и преемственность всех образовательных структур позволяет более успешно взрослому обучающемуся повысить свою квалификацию или пройти переподготовку по новой специальности. А 25% респондентов не согласны, что на становления индивида в социуме и повышения его активности будет влиять широкая сеть доступных образовательных программ, и у такого же количества присутствуют трудности в общении с различными социальными группами обучающихся.
Обобщив полученный результат, мы делаем такой вывод.
Да, новые функции непрерывного образования принимаются педагогами, не смотря на то, что некоторые утверждения анкеты и вызвали не согласие.
На наш взгляд особое внимание необходимо уделить тому факту, что половина респондентов испытывает трудности в использовании современных приемов передачи знаний обучающимся, и как следствие уже 44% не согласны, что современные методы обучения способствуют более быстрому повышению уровня квалификации обучающихся.
Мы считаем именно из-за отсутствия определенных компетенций, знаний и умений у педагогов возникают затруднения в более современной и качественной передаче своих знаний обучающимся.
Поэтому в целях повышения уровня компетенций, знаний и умений необходимо более детально на занятиях, при обучении, педагогов прорабатывать современные методы передачи знаний. А для работающих в системе образования педагогов проводить дополнительные курсы с примерами конкретного применения современных методов обучения и тренинги для практического их усвоения.
Эти мероприятия в комплексе позволят повысить степень принятия адаптивной функции и поднять на более высокий уровень принятие остальных функций.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обеспечение эффективности освоения учебного модуля «Справочные правовые системы» учебной дисциплины «Информационные технологии в профессиональной деятельности» на основе современных технологий образования», 2011
Итоговая аттестационная работа курсов повышения квалификации по направлению «Современные технологии в образовании»: «Обеспечение эффективности освоения учебного модуля «Справочные правовые системы» уч...
Проект плана методического сопровождения внедрения и реализации профессионального стандарта педагога в муниципальной системе образования города Салехарда на период 2016-2020 годы
Данный проект плана методического сопровождения внедрения и реализации профессионального стандарта педагога составлен на основе решений коллегии департамента образования Ямало-Ненецкого автономного ок...
«Внедрение стандарта профессиональной деятельности педагога- новый шаг к качеству образования»
Презентация к выступлению на МО учителей иностранных языков...
Новые направления профессиональной деятельности педагога по ФГОС СПО
Новые направления профессиональной деятельности педагога по ФГОС СПО...
Доклад на ЦМК 2014-2015 Новые технологии в деятельности специалиста со средним медицинским образованием
Доклад на ЦМК 2014-2015 Новые технологии в деятельности специалиста со средним медицинским образованием...
Деятельность педагога в современной системе образования
Программа профессионального модуля составлена в соответствии с ФГОС СПО, имеет четкую отраслевую направленность в области ресторанного бизнеса, составлена с учетом профессионального станда...
Работа в творческой группе на тему: "Методическое сопровождение деятельности педагогов ДОУ в системе дополнительного образования дошкольников "
Краткая аннотация проекта Новые социально-экономические отношения в современном обществе обусловили изменения, происходящие в системе дошкольного ...