«Основы предпринимательской деятельности» ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ
рабочая программа на тему

Иголкина Анна Михайловна

Курс «Основы предпринимательской деятельности» - это помощь студентам в получении знаний, позволяющих ориентироваться в вопросах практической экономики, в формировании у них ценностно-смысловой, общекультурной, коммуникативной, социально-трудовой компетентности и компетентности личностного самосовершенствования.

Программа курса «Основы предпринимательской деятельности» направлена на получение учащимися социально-экономического профиля знаний в сфере предпринимательской деятельности.

Программа позволяет поставить обучающихся в такие условия, когда каждый обучающийся сможет разобраться в том, что такое конкуренция, механизм функционирования предприятий, осмыслить принципы взаимоотношений с хозяйствующими партнерами, научиться характеризовать юридические аспекты предпринимательской деятельности.

Новизна данной программы заключается в том, что каждый обучающийся сможет на основе полученных экономических знаний характеризовать любой вид предпринимательской деятельности в соответствии с нормативно-правовой основой, анализировать свое отношение к вопросам предпринимательства и личные возможности для возможной в будущем предпринимательской деятельности.

Программа ориентирована на удовлетворение личного уровня потребностей учащихся в знаниях курса «Предпринимательская деятельность»: элементарный и повышенный уровень, предполагает активную познавательную деятельность в соответствии с уровнем знаний и общеучебных умений и навыков обучающихся социально-экономического профиля.

По своему  функциональному предназначению – эта программа является общекультурной, учебно-познавательной, досуговой; по форме организации - групповой, общедоступной, массовой; по времени реализации - годичной.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igolkina_predprinimatelskaya_deyatelnost.doc151.5 КБ

Предварительный просмотр:

Бюджетное учреждение  профессионального образования                                          Ханты-Мансийского автономного округа – Югры                                       «Нижневартовский  социально-гуманитарный колледж»

Утверждено

педагогическим   советом БУ «Нижневартовский социально - гуманитарный колледж»

протокол № 95

от   31 августа   2017  года

 Утверждаю

Директор БУ «Нижневартовский социально-гуманитарный колледж»

_____________ Н.П.Коробова

приказом  № 225 - ОД

от   31 августа   2017  года

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Наименование программы

«Основы предпринимательской деятельности»

Вид программы

Дополнительная общеобразовательная:

общеразвивающая

Направленность программы

Профессиональная

Форма обучения

очная

Категория обучающихся

Дети (старшего школьного возраста до совершеннолетия) и взрослые (без ограничения по возрасту)

Требования к уровню образования обучающихся

любые лица без предъявления требований к уровню образования

Срок освоения программы

1 год

Срок освоения программы  в случае обучения по индивидуальному учебному плану

1 год

Количество часов всего

12

Количество часов в неделю

2

После освоения образовательной программы обучающемуся выдается

Справка-сертификат,  подтверждающая обучение по указанной программе

г. Нижневартовск

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Направленность программы:

Курс «Основы предпринимательской деятельности» - это помощь студентам в получении знаний, позволяющих ориентироваться в вопросах практической экономики, в формировании у них ценностно-смысловой, общекультурной, коммуникативной, социально-трудовой компетентности и компетентности личностного самосовершенствования.

Программа курса «Основы предпринимательской деятельности» направлена на получение учащимися социально-экономического профиля знаний в сфере предпринимательской деятельности.

Программа позволяет поставить обучающихся в такие условия, когда каждый обучающийся сможет разобраться в том, что такое конкуренция, механизм функционирования предприятий, осмыслить принципы взаимоотношений с хозяйствующими партнерами, научиться характеризовать юридические аспекты предпринимательской деятельности.

Новизна данной программы заключается в том, что каждый обучающийся сможет на основе полученных экономических знаний характеризовать любой вид предпринимательской деятельности в соответствии с нормативно-правовой основой, анализировать свое отношение к вопросам предпринимательства и личные возможности для возможной в будущем предпринимательской деятельности.

Программа ориентирована на удовлетворение личного уровня потребностей учащихся в знаниях курса «Предпринимательская деятельность»: элементарный и повышенный уровень, предполагает активную познавательную деятельность в соответствии с уровнем знаний и общеучебных умений и навыков обучающихся социально-экономического профиля.

По своему  функциональному предназначению – эта программа является общекультурной, учебно-познавательной, досуговой; по форме организации - групповой, общедоступной, массовой; по времени реализации - годичной.          

        

Автор программы:

Программа разработана Иголкина Анна Михайловна, преподаватель первой квалификационной категории.

        Актуальность программы:

Современная Россия – это принципиально новая по своей юридической и экономической сущности общность граждан. Это страна, в экономической жизни которой произошли в конце XX - начале XXI века существенные изменения. В первую очередь, это возможности для формирования конкурентной рыночной среды. В России получило юридическое признание право собственности, что вызвало к жизни активную предпринимательскую деятельность. Признаком и существенной отличительной чертой российской современности являются благоприятные условия для экономического развития отдельных предприятий и общества в целом.

Деятельность субъекта рыночных отношений – предприятия, протекает в условиях жесткой конкуренции между товаропроизводителями. Конкуренцию сегодня можно рассматривать как движущую силу социального и экономического прогресса в России.

В новых экономических условиях инновационные процессы России требуют изменения мировоззрения и менталитета россиян и, в частности, формирования у каждого понимания предпринимательства как основной характеристики личности, и как вида деятельности. Работа в условиях рыночной экономики выдвигает перед гражданами Российской Федерации, стремящимися к предпринимательской деятельности, требование высокой компетентности в осуществлении бизнеса.

Новый тип мышления особенно важно сформировать у молодежи, которой предстоит жить и трудиться в обновленной России.

Именно в этом важность изучения курса «Основы предпринимательства».

Педагогическая целесообразность программы: 

Курс «Основы предпринимательской деятельности» дает возможность обучающимся проанализировать основы предпринимательской деятельности, оценить свои профессиональные возможности и потребности на основе изучения юридических источников, анализа деятельности предприятий различных видов в условиях рыночных отношений и конкуренции.

Цели  и задачи программы:

Цель: формирование у обучающихся метапредметных компетенций, умений применять полученные знания для анализа экономических процессов в стране, оценивать свои предпринимательские способности на основе комплекса знаний о принципах, организационно-правовых основах, характеристиках предпринимательства в Российской Федерации.

Задачи:

  • изучить нормативные акты РФ, которые регламентируют предпринимательскую деятельность;
  • изучить этапы создания организационно-правовых форм предприятий и фирм;
  • изучить основной механизм функционирования предприятий и фирм;
  • ознакомить обучающихся с основами построения взаимоотношений с хозяйствующими партнерами;
  • научить учащихся анализировать экономические процессы, тенденции развития предпринимательства в России и за рубежом;
  • научить учащихся использовать алгоритм анализа способности к предпринимательству;
  • сформировать у учащихся представления о способностях к предпринимательской деятельности;
  • создать условия для развития интереса к предпринимательской деятельности (воспитательная задача).

Возраст и количество слушателей.

Стартовый возраст для адекватного восприятия программы и ее успешной реализации  – не ранее 15 лет, максимальный возраст – не ограничен. Количество слушателей в группе от 12 до 15 человек.

Сроки реализации программы:

1 учебный год, 12 часов.  

        

        Распределение часов

Всего часов

Теоретические занятия

Практические занятия

Самостоятельная  работа

12

9

3

0

Формы и режим занятий:

Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа, продолжительность одного учебного часа  45 минут. Во время занятий планируется использовать следующие образовательные технологии:

  • технология разноуровневого обучения;
  • технология развивающего обучения;
  • технология коллективно-мыслительной деятельности;
  • технология учебного проектирования;
  • информационно-коммуникационные технологии.

        Ожидаемые  результаты освоения программы:

В результате освоения курса слушатель должен:

знать:

  • типологию предпринимательства;
  • роль среды в развитии предпринимательства;
  • технологию принятия предпринимательских решений;
  • базовые составляющие внутренней среды фирмы;
  • организационно-правовые формы предпринимательской деятельности;
  • особенности учредительных документов;
  • порядок государственной регистрации и лицензирования предприятия;
  • механизмы функционирования предприятия;
  • сущность предпринимательского риска и основные способы снижения риска;
  • основные положения по оплате труда на предприятиях; предпринимательского типа;
  • основные элементы культуры предпринимательской деятельности и корпоративной культуры;
  • перечень сведений, подлежащих защите;
  • сущность и виды ответственности предпринимателей;
  • методы и инструментарий финансового анализа;
  • основные положения  бухгалтерского учета на малых предприятиях;
  • виды налогов;
  • систему показателей эффективности предпринимательской деятельности;
  • принципы и методы оценки эффективности предпринимательской деятельности;
  • пути повышения и контроль эффективности  предпринимательской деятельности.

уметь: 

  • характеризовать виды предпринимательской деятельности  и предпринимательскую среду;
  • оперировать в практической деятельности экономическими категориями;
  • определять приемлемые границы производства;  
  • разрабатывать бизнес – план;
  • составлять  пакет документов для открытия  своего дела;
  • оформлять  документы для открытия расчетного счета в банке;
  • определять  организационно-правовую форму предприятия;
  • разрабатывать стратегию и тактику деятельности предприятия;
  • соблюдать профессиональную этику, этические кодексы фирмы, общепринятые правила  осуществления бизнеса;
  • характеризовать  механизм защиты предпринимательской тайны;
  • различать виды ответственности предпринимателей;
  • анализировать финансовое состояние предприятия;
  • осуществлять основные финансовые операции;
  • рассчитывать рентабельность  предпринимательской деятельности.

Аттестация по итогам освоения программы:

не предусмотрена.

II. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

2.1. Учебно-тематический план программы

«Предпринимательская деятельность»

Раздел,

тема

Виды занятий  (в часах)

Теоретическое обучение

Практические занятия

Самостоятельная работа

Тема 1. Теоретические основы предпринимательской деятельности

1

-

-

Тема 2. Основы создания и развития коммерческих организаций

1

-

-

Тема 3. Технология проведения

маркетингового исследования

1

1

-

Тема 4. Структура бизнес-плана.

Технология разработки бизнес-плана

2

1

-

Тема 5. Виды систем налогообложений для коммерческих организаций

1

-

-

Тема 6. Анализ финансовых результатов деятельности коммерческих организаций

2

1

-

Тема 7. Риск в предпринимательстве и угроза банкротства

1

-

-

Итого

9

3

-

Тема 1. Теоретические основы предпринимательской деятельности

Правовое регулирование предпринимательской деятельности.

Формы и виды предпринимательской деятельности.

Индивидуальное предпринимательство.

Малое предпринимательство.

Франчайзинг как форма организации малого предприятия.

Тема 2. Основы создания и развития коммерческих организаций

Этапы создания нового предприятия.

Порядок создания нового предприятия.

Порядок государственной регистрации предприятия.

Учредительные документы предприятия.

Формирование уставного фонда предприятия.

Лицензирование отдельных видов предпринимательской деятельности.

Тема 3. Технология проведения маркетингового исследования

Маркетинг. Цели маркетинга.

Анализ рынка для предприятия. Сегментация рынка, как основной метод анализа.

Потенциальная емкость рынка. Потенциальный объём продаж. Реальный объём продаж.

Анализ конкурентоспособности предприятия. Продвижение продукта на рынке.

Практическое занятие

Провести исследование рынка. Разработка плана исследования рынка. Оценка потенциальной ёмкости рынка, потенциального объёма продаж, реального объёма продаж.

Тема 4. Структура бизнес-плана. Технология разработки бизнес-плана

Типовая структура бизнес-плана предпринимательского проекта.

Титульная страница бизнес-плана. Резюме проекта. Описание компании. Описание продукта или услуги. Маркетинговый анализ. Конкуренция. Стратегия продвижения товара. План производства. Организационный план.

План по персоналу. Организационная структура и управление. Финансовый план. Стратегия финансирования. Анализ рисков проекта. Приложения к бизнес-плану.

Практическое занятие

Выполнение индивидуального проектного задания по теме «Разработка бизнес-плана».

Тема 5. Виды систем налогообложений для коммерческих организаций

Общая система налогообложения.

Упрощенная система налогообложения.

Налог на вмененный доход.

Патентная система налогообложения.

Тема 6. Анализ финансовых результатов деятельности коммерческих организаций

Безубыточная деятельность как фактор обеспечения финансовой стабильности коммерческих организаций.

Система показателей эффективности производства и финансового состояния коммерческих организаций.

Практическое занятие

Расчет основных показателей финансовых результатов деятельности малого предприятия.

Тема 7. Риск в предпринимательстве и угроза банкротства

Понятие и виды риска.

Потери от риска.

Страхование риска.

Понятие и процедура банкротства.

2.2. Содержание курса

Ожидаемые личностные, метапредметные и предметные результаты

Изучение курса «Предпринимательская деятельность» дает возможность обучающимся достичь следующих результатов развития:

  1. в личностном направлении:
  • воспитывать активность, самостоятельность, ответственность, культуру общения;
  • формировать мировоззрение учащихся, логическую и эвристическую составляющие мышления, алгоритмического мышления;
  • воспитать трудолюбие;
  • формировать систему нравственных межличностных отношений;
  • формировать доброе отношение друг к другу;

 2) в метапредметном направлении:

  • определять юридические лица в соответствии с Гражданским кодексом РФ на основе 3-х юридических форм;
  • уметь характеризовать государственные и муниципальные предприятия, определять организационно-правовую форму предприятия;
  • толковать юридические аспекты предпринимательской деятельности;
  • проводить пошаговые мероприятия для организации собственного дела;
  • рассчитывать риски и определять механизм снижения риска;
  • определять преимущества и недостатки малого предпринимательства в конкретных условиях;
  • анализировать положение предприятия на рынке;
  • определять принципы взаимоотношений с органами власти и хозяйствующими субъектами;
  • реализовать право на защиту коммерческой тайны;

     3) в предметном направлении:

  • характеризовать типы и виды предприятий;
  • создать свое дело.
  • давать оценку перспектив рисков;
  • анализировать черты предпринимателей;
  • анализировать законопроекты хозяйственного права.

III. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

3.1. Материально-техническое обеспечение курса

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета  

Оборудование учебного кабинета:

-        посадочные места по количеству слушателей;

-        рабочее место преподавателя;

-        места для работы 2-4 групп слушателей.

Технические средства обучения: интерактивная доска с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор, для практических занятий аудитория, оснащенная компьютерной техникой, с подключением к сети Интернет, по количеству слушателей.

3.2. Информационное обеспечение

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.

Основные источники и их наличие в библиотеке  образовательной организации:

№ п.п.

Автор, наименование учебного пособия, реквизиты

Количество имеющихся экземпляров

1.

2..

Дополнительные источники:

№ п.п.

Автор, наименование учебного пособия, реквизиты

Количество имеющихся экземпляров

1.

Орлова, П.И. Бизнес-планирование: Учебник / П.И. Орлова. - М.: Дашков и К, 2013. - 284 c.

1

2.

Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности – Минск: ООО «Новое знание», 2012

1

3.

Орлова, Е.Р. Бизнес-план: Методика составления и анализ типовых ошибок / Е.Р. Орлова. - М.: Омега-Л, 2013. - 168 c

1

4.

Асаул А. Н. Организация предпринимательской деятельности; АНО «ИПЭВ» - Москва, 2013. - 336 c.

1

5

Валигурский Д. И. Организация предпринимательской деятельности; Дашков и Ко - Москва, 2014. - 520 c.

1

6

Савкина Р. В., Мальцева Е. Г. Организация предпринимательской деятельности; КноРус - Москва, 2014. - 216 c.

1

7

Лосев, В. Как составить бизнес-план. Как составить бизнес-план: Практическое руководство с примерами готовых бизнес-планов для разных отраслей: Пер. с англ. / В. Лосев. - М.: Вильямс, 2013. - 208 c.

1

Электронные и информационные образовательные ресурсы

1. www.consultant.ru

2. www.nalog.ru

3. http://molpred18.ru - Центр развития предпринимательства

4. http://rusfranch.ru/franchisees/chto_takoe_franchayzing/ - Российская Ассоциация Франчайзинга

5. http://www.russtartup.ru/franchising/vsefranshiza/v-chyom-preimushhestva-i-nedostatki-vladeniya-franshizoj.html#ixzz3F98Nv5vS – Информация о бизнесе в России

6. www.beboss.ru/rating - Рейтинг франшиз 2016


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительное образование детей и взрослых Рабочая программа «Современные методики и технологии начального общего образования»

Программа «Современные методики и технологии начального общего образования» имеет социально – педагогическую направленность, т.е направлена  на создание условий для развития инновационного опыта,...

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ Педагог дополнительного образования детей и взрослых

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ - Педагог дополнительного образования детей и взрослых...

Комплект контрольно-оценочных средств по учебной дисциплине ОП.14 Основы предпринимательской деятельности программы подготовки специалистов среднего звена по специальности среднего профессионального образования 35.02.07 Механизация сельского хозяйств

Комплект контрольно-оценочных средств по учебной дисциплине ОП.14 Основы предпринимательской деятельности программы подготовки специалистов среднего звенапо специальности среднего профессион...

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ

Данная программа  поможет обучить слушателей планированию и  реализации научно-исследовательской  деятельности.  В  дальнейшем,  в профессиональной  работе,  ...

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ Дополнительная общеразвивающая программа Секция «Баскетбол» для обучающихся 16 – 20 лет срок реализации: 1 год

Направленность программы дополнительного образования (далее – программа) – спортивная.  Секция «Баскетбол» (далее – кружок) в АУ «Сургутский политехнический ко...

ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ по предмету общеобразовательного цикла ОП.07 ОСНОВЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ для профессии среднего профессионального образования 38.02.01 ЭКОНОМИКА И БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ (по отраслям) по программе дополнительных учебных кур

Фонд оценочных средств общеобразовательного производственного цикла является частью основной программы специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности СПО 38.02.01 Экономика и бухга...