Авторская программа "Увлекательное рукоделие".
рабочая программа
Способность к творчеству - отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножать, не разрушая. Ребенок с творческими способностями активный, пытливый. Он способен видеть необычнре, прекрасное там, где другие это не видят; он способен принимать свои ни от кого не зависящие, самостоятельные решения, у него свой взгляд на красоту, и он способен создавать нечто новое, оригинальное. Поэтому занятие рукоделием - большое подспорье в деле формирования у детей интереса к труду, к творческой деятельности. Занятие рукоделием помогают ребенку отвлечься от грусных мыслей. событий, обид, снимают нервное напряжение, обеспечивает комфортное эмоциональное состояние. Основные разделы программы: шитье из лоскутков ткани, изготовление мягкой игрушки. Авторская программа "Увлекательное рукоделие" рассчитана на возрастную категорию детей: старшего и среднего школьного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Авторская программа "Увлекательное рукоделие" | 106.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Дополнительная общеобразовательная программа
социально – педагогической направленности «Увлекательное рукоделие».
Программу составила:
Ожерельева Л.А.
Пояснительная записка
«Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской ладошке, тем умнее ребенок», - пишет В.А.Сухомлинский.
Нестабильность социально – экономической и политической ситуации в стране, ухудшение условий жизни, падение нравственных устоев, социальная напряженность, нарушение структуры и функции семьи, – эти все факторы влияют на увеличение числа детей, оставшихся без попечения родителей, «социальных сирот».
Растет число подростков неуспевающих в учебе, употребляющих алкоголь и наркотики. И от того, чем занимается подросток в свободное время, как организует свой досуг, зависит дальнейшее формирование его личных качеств, потребностей, ценностных ориентаций, мировоззренческих установок, а в целом предопределяет его положение в обществе.
Государственное казенное учреждение Самарской области «Тольяттинский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Гармония» (в дальнейшем центр) является местом временного пребывания детей, оказавшихся в сложной социальной ситуации.
Категории детей, поступающих в центр разнообразны по возрастным группам, по психологическому статусу и по уровню личного развития. Дети, в силу многих причин, в большинстве своем имеют комплекс проблем, затрагивающих ту или иную сферу человека ̶ эмоциональную, познавательную, мотивационную и сферу подсознания.
Главная задача воспитателя центра −− реабилитационная работа.
Воспитатель должен понимать: именно он отвечает за то, как реализуется творческий потенциал, которым обладает, в принципе, каждый его воспитанник, и как будет сформирована психологическая и практическая готовность к активной самостоятельной творческой деятельности.
Задача работы воспитателя центра состоит в привлечении детей к общественно полезной деятельности, стимулировании их инициативы и самостоятельности, развитии индивидуальных интересов, склонностей и способностей.
Вопрос формирования трудовых навыков имеет важное значение в деле реабилитации, подготовки и адаптации детей к самостоятельной жизни. Усвоение этих навыков проходит успешно лишь в том случае, если дети заинтересованы, увлечены работой.
Поэтому создание кружка рукоделия – большое подспорье в деле формирования у детей интереса к труду, к творческой деятельности. Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножать, не разрушая. Ребенок с творческими способностями - активный, пытливый. Он способен видеть необычное, прекрасное там, где другие это не видят; он способен принимать свои, ни от кого независящие, самостоятельные решения, у него свой взгляд на красоту, и он способен создать нечто новое, оригинальное. Здесь требуются особые качества ума, такие как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать и моделировать, находить связи и закономерности. В центре я увидела большую возможность для реабилитации детей и создала в своей группе девочек школьного возраста кружок по шитью под названием «Увлекательное рукоделие».
Занятия в кружке помогают ребенку отвлечься от грустных мыслей, событий, обид, снимает нервное напряжение, страхи, обеспечивает комфортное эмоциональное состояние. Полученный в деятельности результат радует ребенка, приносит удовлетворение.
Программа «Увлекательное рукоделие» относится к художественной направленности. Сравнительно несложные приемы изготовления поделок из различного материала и текстиля делает данное направление творчества необыкновенно привлекательным. Каждый имеет уникальную возможность выразить свои скрытые таланты, воплощать самые интересные и сложные замыслы.
Новизна программы заключается в том, что ее содержание представлено многоступенчато различными видами трудовой деятельности и направлено на овладение воспитанниками необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы с различными материалами по изготовлению картин, аппликаций, панно и игрушек. Основные разделы программы: шитье из лоскутков ткани, изготовление мягкой игрушки. Программа предусматривает развитие у детей изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности.
Программа ориентирует воспитанников на творчество, самостоятельность в поисках композиционных решений в выборе способов изготовления поделок. Коллективные работы незаменимы для объединения коллектива, разработки творческих проектов, приобретения коммуникативных навыков, для естественного детского обмена опытом в атмосфере дружбы и доверия, открытости, развития толерантности.
Организационно-педагогические условия программы заключаются в том, что данная программа предназначена для подготовки девочек школьного возраста. В процессе обучения у воспитанников совершенствуются умения и навыки в изготовлении швейных изделий. Развивается художественный вкус и умение воспитывающее терпение, приучающие к аккуратности. Программа способствует интеллектуальному и духовному воспитанию личности ребенка, социально-культурному и профессиональному самоопределению, развитию познавательной активности и творческой самореализации воспитанников.
Программа построена по принципу от простого к сложному. Овладение данными технологиями требует терпения и аккуратности, а поделки - тщательности в исполнении, ведь мастерство – это всегда упорный труд и воображение.
Программа построена на принципах:
-Доступности: при изложении материала учитываются возрастные особенности детей, один и тот же материал по – разному подается, в зависимости от возраста и субъективного опыта детей.
- Наглядности: человек получает через органы зрения в несколько раз больше информации, чем через слух, поэтому на занятиях используются наглядные материалы, образцы выполненных работ.
-- Сознательности и активности.
Цели кружка:
- формирование и закрепление устойчивого интереса к рукоделию;
- развитие творческого воображения и самостоятельности;
- развитие сенсорной сферы детей (глазомера, ориентировке в пространстве, точности и тонкости различия цвета, формы);
-развитие двигательной сферы (овладение моторикой мелких мышц рук, развивать двигательную сноровку, соразмерность движений);
- формирование и развитие самостоятельности девочек;
-формирование и развитие нравственных, трудовых, эстетических, экологических качеств личности;
- воспитание правильного отношения к общечеловеческим ценностям.
Задачи кружка:
Обучающие:
- способствовать формированию представления детей о работе кружка;
- ознакомить воспитанников с видами ручных работ;
- обобщить и расширить представления детей о рукоделии;
-ознакомить с техникой безопасности при работе со швейными инструментами и принадлежностями.
Развивающие:
- развитие интереса к ручному труду;
- развитие творческого мышления.
Воспитательные:
- воспитание у несовершеннолетних качества аккуратности и собранности при выполнении приемов труда, трудолюбие, умение слушать, коммуникабельность, аккуратность , активность, умение работать в коллективе.
Отличительные особенности программы:
- Развитие у детей мотивации к творчеству, воплощенному в деятельности, и осознании себя как человека-творца, привитие коммуникативных способностей служит средством отвлечения от негативного влияния социума.
- Воспитание творческого восприятия природы, жизни, искусства вооружат детей – будущих граждан – способностью не только чувствовать гармонию, но и создавать её в любой жизненной ситуации, в любой сфере деятельности, распространяя её на отношение с людьми, с окружающим миром.
Содержание программы направлено на выявление и развитие способностей детей к различным видам рукоделия, изготовлению мягкой игрушки, лоскутному шитью, аппликации. Рукоделие - важный компонент трудовой реабилитации воспитанников. В кружке девочки приобретают и закрепляют навыки шитья, работы с ножницами нитками, учатся пришивать пуговицы, выполнять мелкий ремонт одежды. В процессе занятий они узнают о свойствах хлопчатобумажных, синтетических волокон, знакомятся с народным искусством, традиционными народными промыслами и пр. Программа дает возможность профессиональной ориентации воспитанников, знакомит их с профессиями, развивает творческий подход.
Возраст детей. Срок реализации программы.
Данная программа рассчитана на 6 месяцев обучения, т. к. дети в центре находятся полгода. Занятия проходят 2 раза в месяц по 1 часу. Кружок рассчитан на 12 часов и предназначен для девочек среднего и старшего школьного возраста. Комплектование в группу детей одного возраста позволит педагогу построить занятие соответственно с их возрастными особенностями, определить методику проведения занятий, правильно запланировать время для теоретических занятий и практических работ. Наполняемость группы 8 - 9 человек.
Формы и режим занятий.
Программа совмещает в себе две формы реализации: групповую и индивидуальную.
Каждое занятие по темам программы, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Основная часть материала отводится практическим занятиям. Программа предполагает возможность вариативного содержания. В зависимости от особенностей творческого развития детей педагог может вносить изменения в содержание занятий, дополнить практические задания новыми изделиями.
Ожидаемые результаты.
В процессе занятий в кружке по рукоделию накапливается практический опыт, дети от простых изделий постепенно переходят к освоению более сложных образцов. При работе над рекомендуемым изделием воспитанники знакомятся с различными видами тканей, их свойствами, осваивают правила раскроя и оформления изделий.
Результатом работы с детьми по кружковой реабилитации является:
- повышение уровня социально – бытовой адаптации и развитие самостоятельности в быту;
- приобретение навыков рукоделия;
- совершенствование навыков самообслуживания;
-получение знаний о лоскутном шитье, мягкой игрушке, изготовлении одежды;
-знакомство с профессиями швеи, модельера.
Кружковая работа по шитью и рукоделию способствует развитию эстетического вкуса у детей, они начинают понимать красивое и некрасивое, создают вокруг себя уют и приятную атмосферу.
Совершенствование мелкой и общей моторики рук благоприятно сказывается на развитии навыков письма. Руки становятся более сильными, пальцы более гибкими, движения более скоординированными.
Формируя интерес к рукоделию, добиваемся умения доводить начатое дело до конца. Словарь воспитанников обогащается новыми понятиями, которые они чаще употребляют в своей речи. Совершенствуются коммуникативные навыки: дети учатся помогать друг другу, общаться в ходе работы, изготавливать коллективные работы.
Критерии и способы определения результативности.
Для качественного усвоения программы с каждым воспитанником ведется индивидуальная работа по отработке выполнения технологических операций и приемов. Каждая созданная работа наглядно показывает возможности воспитанника. С каждым ребенком отрабатываются наиболее сложные элементы, здесь необходимо внимательное, чуткое и доброе отношение к маленькому автору. Выбирается дифференцированный подход к воспитаннику, все удачи поощряются, все недочеты тактично и мягко исправляются. Контролируется качество выполнения работ. Программа всех разделов кружка рукоделия усложняется от занятия к занятию в течение 6 месяцев. Постепенно, создавая работы малых или больших форм, педагог и сами ребята видят качественный и творческий рост от работы к работе. В связи с этим мы определили критерии, по которым оценивается работа детей на разных сроках обучения:
первые 3 месяца обучения — аккуратность, четкость выполнения изделия;
вторые 3 месяца обучения — аккуратность, самостоятельность выполнения, наличие творческого элемента.
Формами оценки качества работы могут быть педагогическое наблюдение, беседа, самооценка, коллективное обсуждения, самостоятельная творческая работа, участие в конкурсах, выставках.
Формой подведения итогов реализации программы является отчетная выставка работ воспитанников.
Тематический план кружка «Увлекательное рукоделие»
№п/п | Наименование разделов и тем | Количество часов |
1 | Вводное занятие | 1 |
2 | Инструменты и приспособления, их назначение, область применения | 1 |
3 | Характеристика и выбор тканей | 1 |
4 | Виды ручных швов. Техника выполнения | 2 |
5 | Пришивание пуговиц | 1 |
6 | Шитье из лоскутков | 2 |
7 | Изготовление мягкой игрушки | 4 |
Всего | 12 |
Содержание программы.
Тема 1. Вводное занятие. 1ч.
Заинтересовывать несовершеннолетних предстоящим трудом нужно постоянно, начиная с вводного занятия. На вводном занятии дети знакомятся с организацией труда, планом проведения занятий и их тематикой, с образцами, привлекательность которых играет важную роль в заинтересованности. Вводное занятие - это своеобразная экскурсия в загадочный мир рукоделия.
Тема 2. Инструменты и приспособления, их назначение. 1ч.
Рациональная организация рабочего места. Основы техники безопасности при работе с инструментами и приспособлениями, электроутюгом. Характеристика ножниц, игл, булавок, ниток, бумаги, карандашей, измерительных инструментов, отделочных материалов.
Тема3. Характеристика и выбор тканей. 1ч.
Виды тканей и их получение. Характеристика тканей по волокнистому составу по виду отделки. Подготовка ткани к работе.
Тема 4. Виды ручных швов. Техника выполнения. 2ч.
Виды швов и их классификация. Ручные швы и их выполнение. Способы закрепления нити. Различия между способами закрепления нитей и их использование в процессе выполнения изделий.
Практическая работа: выполнение ручных швов (соединительный, закрепляющий и отделочный шов). Закрепление нити несколькими способами.
Тема 5. Пришивание пуговиц. 1ч.
Знакомство с цветом, формой, размером пуговиц, количеством отверстий на пуговицах. Назначение пуговиц, их разнообразие.
Практическая работа: пришивание пуговицы.
Тема 6. Шитье из лоскутков. 2ч.
Технические условия на раскрой лоскута определенной конфигурации. Техника шитья на основу. Применение лоскутной техники в изделиях. Проработка композиции лоскутного изделия. Заготовка шаблонов. Раскрой деталей. Технологическая последовательность сборки изделий из лоскутков.
Практическая работа: изготовление панно из лоскутков.
Тема 7. Изготовление мягкой игрушки. 3ч.
Один из самых интересных видов работы - изготовление мягких игрушек. Игрушка ̶ один из самых древних видов декоративно ̶ прикладного искусства, искусства, украшающего быт, радующего наш глаз. Игрушку любят все: дети и взрослые. Для детей она забава, игра; взрослые же с радостью смотрят на красивые, забавные игрушки, которые доставляют им истинную радость, переносят в мир детства, вызывают добрую улыбку. Игрушка всегда сопутствовала человеку. Из глубины веков пришла к нам традиция делать игрушки- куклы из лоскутков ткани, меха. В настоящее время необычно возрос общественный интерес к народному творчеству, к предметам ручного труда.
1.Плоская комбинированная игрушка.
Собачка. Зайчик. Лошадка. Беседа о животных. Образы животных в скульптуре и живописи. Способы раскроя и выполнения игрушки.
Практическая работа: раскрой ткани или меха, сметывание и пошив, выворачивание и набивка деталей, соединение их с туловищем, оформление игрушки.
2. Объемные игрушки.
Черепаха. Котенок. Медвежонок. Беседа об объемных игрушках. Краткие сведения о материаловедении. Отличительные особенности объемной игрушки. Каркас и его применение в изготовлении игрушки. Способы кроя.
Практическая работа: раскрой ткани или меха, сметывание и пошив, выворачивание и набивка деталей, соединение их с туловищем, оформление игрушки.
3. Игрушки по выбору. 2ч.
Обобщив все полученные знания, дети самостоятельно выполняют выбранную игрушку, предварительно зарисовав ее в альбоме, выполнив чертежи и выкройки – лекала.
Практическая работа: самостоятельное выполнение эскизов игрушки – различные оформления. Раскрой меха и ткани, сметывание и пошив, заготовка и укрепление каркаса, выворачивание и набивка деталей, соединение их с туловищем. Окончательное оформление игрушки.
Работа с детьми над мягкой игрушкой ̶ самоделкой является одной из форм эстетического и трудового воспитания подрастающего поколения. Такие занятия открывают большие возможности для развития детской инициативы, будят положительные эмоции, вдохновляют, способствуют формированию трудовых навыков. Именно эта работа требует разнообразие деятельности: раскрой, стачивание деталей, набивка, изготовление ножек, ручек, оформление лицевой части головы, пришивание пуговиц, прикрепление дополнительных деталей. Занимаясь изготовлением мягкой игрушки, девочки приобретают навык шитья, работы с ножницами, клеем, развивают глазомер, расширяют кругозор, развивают воображение, чувство формы и цвета, точность и аккуратность, трудолюбие и фантазию, доставляют радость себе и другим.
Очень важно, чтобы изделия детей нашли практическое применение в быту, оформлении интерьера, уголка игр, спальных комнат.
Наглядное представление о результатах работы, проводимой в кружках, дают выставки детского творчества. Выставка – это не только отчет о работе, но и праздник для юных участников и ее посетителей. Экскурсии, выставки, конкурсы – все это повышает интерес к занятиям, увеличивает чувство собственной значимости, укрепляет веру в свои силы, улучшает настроение.
Я думаю, что эти занятия способствуют снятию агрессии, ликвидации страхов, детям становится легче жить, общаться с людьми, они осознают, что принимаемы обществом.
Методическое обеспечение программы.
В программе используются следующие методы обучения:
- объяснительно – иллюстративный (рассказ, беседа, объяснение, наблюдение, демонстрация иллюстраций, репродукций, изделий).
- репродуктивный (выполнение действий на занятиях на уровне подражания, тренировочные упражнения по образцам, выполнение практических заданий).
- изучение развития ребенка (наблюдение за особенностями развития личности ребенка во время занятий и различных видах деятельности).
В ходе работы на занятиях кружка создается необычайная среда и атмосфера творчества, дружелюбия и направленности на успех. Весь процесс направлен на развитие творческих способностей ребенка, радостных переживаниях познания. Реализации себя в выбранной деятельности. Ребенок находится в постоянном контакте и сотрудничестве с самим собой, с другими детьми и воспитателем. У них единая цель, что способствует наиболее эффективному процессу. Создание благоприятных условий ведет к мотивации познаний, творчеству, профессиональному самоопределению, повышению уровня самооценки ребенка.
Материально – техническое обеспечение.
Для успешной кружковой реабилитации необходима определенная материально — техническая база. Процесс проходит в форме занятий в помещении для подготовки уроков (учебном классе). Комната светлая, отвечает всем требованиям безопасности труда. Имеются столы, которые снабжены дополнительным освещением. Инструменты и приспособления находятся в определенных ящиках. Каждый ребенок имеет папку с незаконченными работами, которые хранятся отдельно в шкафах. Занятия проводятся со всей группой, а также индивидуально с каждым ребенком. Время проведения занятий — вторая половина дня, т. к. в первой половине дня дети находятся в школе. Во время школьных каникул время проведения занятий переносится на 11 часов утра. На занятиях используются наглядные пособия, схемы, таблицы, чертежи изделий. Возможно использование интернет технологий и мультимедийного оборудования при проведении занятий. Также интересно использование различных видов презентаций. На занятиях по данной программе требуются следующие материалы и инструменты.
- Альбом для рисования и плотные листы бумаги для выполнения шаблонов изделий, цветная бумага.
- ткани, мех;
- нитки катушечные разных цветов;
- тесьма, цветные ленты, пуговицы и другие элементы отделки;
- проволока для каркаса, набивка;
- ножницы, иголки, наперстки;
- электрический утюг;
- клей ПВА, кисти, краски, карандаши.
Одно из важнейших требований – соблюдение правил охраны труда детей, норм санитарной гигиены в помещении и на рабочих местах. Педагог постоянно знакомит детей с правилами по технике безопасности при работе с колющими и режущими инструментами.
ДополнительнаяКалендарно – тематический план
Календарные сроки | № | Тема раздела | Содержание | Количество часов |
1месяц | 1 | Вводное Занятие. | Знакомство с организацией труда, планом проведения занятий и их тематикой. | 1 |
2 | Инструменты и приспособления, их назначение, область применения. | Рациональная организация рабочего места. Основы техники безопасности при работе с инструментами и приспособлениями, электроутюгом. | 1 | |
2 месяц | 1 | Характеристика и выбор тканей. | Виды тканей и их получение. Характеристика тканей по волокнистому составу по виду отделки. Подготовка ткани к работе. | 1 |
2 | Виды ручных работ. Техника выполнения. | Виды швов и их классификация. Выполнение ручных соединительных швов. Способы закрепления нити. | 1 | |
3 месяц | 1 | Виды ручных швов. Техника выполнения (продолжение). | Выполнение ручных краевых и отделочных швов. Практическая работа. | 1 |
2 | Пришивание пуговиц. | Знакомство с цветом, формой, размером пуговиц, количеством отверстий на пуговицах. Назначение и разнообразие пуговиц. | 1 |
4 месяц | 1 | Шитье из лоскутков ткани. | Технические условия на раскрой лоскута определенной конфигурации. Техника шитья на основу. Проработка композиции изделия. Заготовка шаблонов. Раскрой деталей. | 1 |
2 | Шитье из лоскутков ткани (продолжение). | Технологическая последовательность сборки изделий из лоскутков. Практическая работа. | 1 | |
5 месяц | 1 | Изготовление мягкой игрушки. Плоская комбинированная игрушка. Собачка. Зайчик. Лошадка. | Беседа о животных. Образы животных в скульптуре и живописи. Способы раскроя и выполнения игрушки. | 1 |
2 | Изготовление плоской комбинированной игрушки (продолжение). | Выполнение игрушки. Практическая работа. | 1 | |
6 месяц | 1 | Изготовление мягкой игрушки. Объемные игрушки. Черепаха. Котенок. Медвежонок. | Беседа об объемных игрушках. Отличительные особенности объемной игрушки. Каркас и его применение в изготовлении игрушки. Способы кроя. | 1 |
2 | Изготовление объемной игрушки (продолжение). | Сбор изделия по готовым лекалам. Окончательное оформление игрушки. Практическая работа. | 1 |
Список литературы
1. Ариарский М.А. Педагогическая культурология: методология и методика постижения культуры / М. А. Ариарский// Педагогика: журнал. – 2014. - №5. – С.26-33.
2. Клепиков В,Н. Методика построения и проведения современного этического занятия /В, Н, Клепиков // Педагогика: журнал. – 2014. – №2. - С.45-52.
3. Гаджиева П,Д, Проектное обучение как инновационная педагогическая технология / П,Д, Гаджиева// Дистанционное и виртуальное обучение: журнал.- 2013.- №10.- С.31 37.
4. Белова Н. Р. Мягкая игрушка. – М.; 2003.
5. Нагибина Н. И. Чудеса из ткани своими руками. – Ярославль. «Академия развития» 1998.
6 .Якубова А.А. Мягкая игрушка. Новые модели. – Санкт – Петербург, 2005.
7. Терешкевич Т. Рукоделие для дома: 103 оригинальные идеи. Р – н –Д.; «Феникс». 2004.
8. Сборник нормативных документов для начальной школы. М., 2007
9. Румянцева Е. Украшения для девочек. –М.; «Айрис – пресс», 2006.
10. Симмонс К. К. Текстильная кукла. – М.; Пресс, 2006.
11. Лазарева А. Г. Интересные каникулы. – М /Ставрополь/ 2012.
Интернет – ресурсы
1. Мастер-классы для Вас. - http://masterclassy.ru
2. Страна Мастеров. - http://stranamasterov.ru
- -
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рукоделие: вышивка шелковыми лентами (ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ДЛЯ ДЕТЕЙ 9-11 лет)
В программу курса вошла технология работы с шелковыми лентами, использование которой может варьировать в зависимости от конкретных запросов учащихся. В дальнейшем решение этой задачи поможет формиров...
Рукоделие: вышивка крестиком
Методические рекомендации при проведении занятий по вышивке...
Программа творческого кружка "Рукоделие"
Программа творчекого кружка "Рукоделие"....
Бисерное рукоделие
Конспект открытого урока по теме "Бисер"в коррекционной школе 8 вида по программе "Художественная обработка швейных изделий" для 9 класса....
Мастер-класс по рукоделию с детьми логопедической группы. Тема: "Снежинка"
Цель: создание снежинки в технике изонитьюЗадачи: познакомить педагогов с техникой изонить, способом создание картинок путем вышивки по картону, методике объяснения детямпоследовательности выпол...
Методическая разработка открытого мероприятия (круглый стол) "Формула рукоделия 2016"
Изделия декоративно-прикладного творчества, их назначение в повседневной жизни....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Бисерное рукоделие
Программа по бисероплетению для дополнительного образования...