Рукоделие: вышивка шелковыми лентами (ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ДЛЯ ДЕТЕЙ 9-11 лет)
элективный курс по теме
В программу курса вошла технология работы с шелковыми лентами, использование которой может варьировать в зависимости от конкретных запросов учащихся. В дальнейшем решение этой задачи поможет формированию разумного досуга.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rezenkova_rukodelie_vyshivka_shelkovymi_lentami.doc | 69 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГООБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
ЦЕНТР ДЕТСКОГО (ЮНОШЕСКОГО) НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА
Согласовано УТВЕРЖДЕНО
Директор ЦРО Директор ЦНТТ
_______О.В.Мартынова _____________ И.В. Щетущенко «______»___________2012г. «______»___________2012г.
Рукоделие: вышивка шелковыми лентами
(ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
ДЛЯ ДЕТЕЙ 9-11 лет)
РАЗРАБОТАЛА:
Резенкова Татьяна Владимировна
(педагог дополнительного образования)
Армавир, 2012г.
Пояснительная записка.
Искусство - важнейшее средство приобщения человека к духовным и общечеловеческим ценностям. Художественная деятельность, приобщение детей к миру природы, ее красоте и неповторимости, к изучению и осмыслению народного декоративно-прикладного творчества имеет преобразовательный аспект - творит в каждом человека. В. Сухомлинский утверждал, что без творческой жизни личность не может быть воспитана. В современных социально-экономических условиях художественно-эстетическое образование детей остается одной из актуальных проблем. Ее призвана решить программа элективного курса «Рукоделие: вышивка шелковыми лентами», исходя из значимости народного искусства, соединяющая в одном курсе такие дисциплины, как изобразительное искусство и художественный труд.
Вышивка шелковыми лентами является одним из самых древних видов народного рукоделия, его корни уходят в античные времена, когда зародилось искусство производить шелк в Древнем Китае. Кроме того, она является главным атрибутом в оформлении торжественных церемоний и праздников: лентами и рюшами расшивается свадебное платье невесты, сумочки, носовые платки, салфетки и скатерти на столах. Вышивками из шелковых лент декорируются конверты для новорожденных, коробки для подарков и букеты цветов.
Данный курс разработан с учетом опыта трудовой и технологической деятельности, полученного учащимися при обучении в начальной школе.
Согласно этой программе, происходит развитие у детей духовно-нравственного отношения к народной культуре, открывается новый мир народно го искусства, который несет в себе многовековые представления о красоте и гармонии. Данная программа направлена на формирование устойчивых знаний, трудовых умений и навыков, а также предусматривает расширение политехнического кругозора детей в декоративно-прикладном искусстве, привитие им гармониче ского, умственного, эстетического и нравственного воспитания и развития.
В программу курса вошла технология работы с шелковыми лентами, использование которой может варьировать в зависимости от конкретных запросов учащихся. В дальнейшем решение этой задачи поможет формированию разумного досуга.
Элективный курс «Рукоделие: вышивка шелковыми лентами» для учащихся 9-11 лет адресован педагогам дополнительного образования и учителям технологии и рассчитан на 20 часов.
Актуальность курса заключается в том, что он отражает общую тенденцию к возрождению одного из видов декоративно-прикладного искусства – вышивки шелковыми лентами.
Искусство вышивания шелковыми лентами имеет многовековую историю. Из по коления в поколение отрабатывались и улучшались узоры и цвето вые решения, создавались образцы вышивок с характерными нацио нальными чертами. Каждый народ в зависимости от местных условий и окружающей природы, особенностей быта, обычаев создавал свои приемы вышивки, мотивы узоров и композиции.
Новизна курса заключается в том, что он позволяет учащимся научиться вышивать шелковыми лентами, простейшим ручным способом, который является основой вышивания.
Цель: изучить технологию выполнения вышивки шелковыми лентами и способы отделки изделий, научить применять полученные знания и умения при выполнении изделий прикладного искусства.
В рамках достижения поставленных целей данным курсом решаются следующие задачи:
1.Обучающие:
- вышивать шелковыми лентами и вы полнять задания по образцу;
- знаниям по ручной вы шивке шелковыми лентами;
- самостоятельно, оценивать результаты работ.
2. Развивающие:
- сенсорные и моторные навы ки учащихся;
- эстетические взгляды, развивать творче ские способности личности.
3. Воспитывающие:
- интерес к культуре и ис кусству;
- чувство гармонии мира красок и линий, художественных образов.
Теоретическое обучение проходит устно, без ведения записи учениками, при помощи наглядных пособий (технологических карт, журналов, старинных и современных образцов), экскурсии в музей (знакомство с историей старинных украшений: платков, салфеток, рушников) и схематических рисунков педагога на доске.
Умелое сочетание рассказа педагога с элементами заранее продуманной беседы придает занятиям настрой доверительности и задушевности. На занятиях при объяснении нового материала педагогом чаще всего используются методы фронтальной работы - показ рисунков, таблиц, образцов изделий, видеоматериалов, сопровождающихся пояснением и беседой с учениками. Учебная информация отличается научной достоверностью, простотой и доступностью изложения, носит познавательно-воспитательный характер. Все это вызывает неподдельный интерес учеников к предстоящей работе.
Практическое обучение происходит на образце (лоскуте ткани 20x20 см) при непосредственном участии педагога и самостоятельно. Нередко одновременно используются разные формы деятельности: один ученик работает над композицией, другой знакомится с технологией, третий трудится над выполнением изделия. После демонстрации технического приема педагог ведет индивидуальную работу с учащимися по его отработке, добиваясь точности и чистоты исполнения. Овладение техникой ремесла на практических занятиях происходит, как правило, поэтапно, по принципу «от простого - к сложному». Обучение строится по схеме: повтор - накопление – воспроизведение - импровизация. Постепенно дети приучаются осмысленно владеть умениями. В ходе выполнения задания педагог может продемонстрировать ученикам удачно выполненную работу.
Занятия обычно сочетают в себе не только различные виды практических работ, но и открывают перед детьми чудесный мир народного искусства, который несет в себе мощный пласт многовековой культуры народа. Применяется дифференцированный подход - ведь каждый ученик работает по своему индивидуальному эскизу, но по теме, заданной педагогом.
В процессе обучения ремеслу мастер-педагог использует различные методы: беседу, показ, игровые моменты, выполнение работ в разных техниках. Важное значение, в проведении занятий имеет организация динамических пауз. Введение этих упражнений в процесс занятия обеспечивает своевременное снятие физической усталости и оживление работоспособности детей. Количество таких динамических пауз в течение занятия определяется педагогом в зависимости от возраста учеников, от сложности изучаемого материала, от состояния работоспособности учащихся.
С целью эстетического развития, создания комфортных условий во время занятий можно включить негромкую музыку.
Формы занятий: групповые и индивидуальные.
Методы обучения: словесные (объяснение, рассказ, беседа); наглядные (демонстрация готовых работ, схем).
Методика оценки результативности:
-количественный анализ;
-посещаемость;
-статистические данные;
-фиксация занятий в рабочем журнале;
-отслеживание результата;
-практические материалы;
Качественный анализ:
-формирование новых навыков и умений;
-анализ успешности деятельности и достижение целей;
-анализ диагностического материала.
Ожидаемый результат:
В результате обучения учащиеся должны знать:
-о работе художника по вышивке и вышивальщицы;
-общие положения вышивки;
-основные швы;
-классификации вышивок;
-правила ухода за вышитыми изделиями.
Должны уметь:
-владеть безопасными приемами работы с ручными инструментами;
-выполнять основные виды швов, потайные закрепки и переходы;
-переносить рисунок на основу;
-вывивать шелковыми лентами цветочные композиции.
Контролируемость результата обучения, заявленного в курсе, достигается текущем контролем педагога, усвоение тем обеспечивается оценкой качества выполнения зачетной работы.
Реалистичность данной программы обеспечивается организационно-педагогическими условиями:
-создаются учебные группы численностью 12 -15 человек;
-элективный курс рассчитан на 20 часов;
-занятия проводятся 1 или 2 раза в неделю по 2 часа;
-выполняются упражнения на релаксацию.
Для реализации данной программы необходимы следующие инструменты и материалы:
-ножницы;
-набор игл для вышивания;
-набор ниток мулине;
-ткань-основа (канва);
-бумага (калька);
-шелковые ленты (по 2 метра 10 цветов);
-пяльцы;
- набор ниток мулине.
№ п/п | Тема | Общее количество часов | Теория | Практика |
1 | Вводное занятие. Швы. | 2 | 1 | 1 |
2 | Техника вышивания шелковой лентой. | 16 | 1 | 15 |
3 | Заключительное занятие. | 2 | 1 | 1 |
Итого: | 20 | 3 | 17 |
Тематическое планирование.
Содержание программы.
1.Вводное занятие Швы. (2ч.).
Теория: Представление программы учащимся. Исторический очерк. Инструменты и материалы. Правила техники безопасности с колющими и режущими инструментами. Изучение стежков: «за иголку», «каскад», «петельный», кружевной стежок. Кружевной стежок «Ленивая Дейзи». Французский узел. Контурный стежок. Роза-паутинка.
Практика: Отработка стежков «за иголку», «каскад», «петельный», кружевной стежок. Кружевной стежок «Ленивая Дейзи». Французский узел. Контурный стежок. Роза-паутинка.
2.Техника вышивания шелковой лентой (16ч.).
Теория: Пошаговые уроки: подготовка к работе, перенос рисунка с помощью копировальной бумаги и наметочными стежками. Цветовая гармония вышивки: спектральные, ломаные, аналогичные и дополнительные цвета, триада, цвета смежные с дополнительными, монохромные и нейтральные цвета. Вышивка на изделиях : скатерти и салфетки, косметички, рамки для фотографий и т.д.. Схемы работ.
Практика: Изготовление работ: «Розы», «Фантазия», «Праздник».
3. Заключительное занятие (2ч).
Теория: Опрос по изученному курсу. Выставка работ.
Практика: Изготовление работы по выбору учащихся.
Литература.
1.Подарки к праздникам. Пер. с нем.-М.: ОЛМА-ПРЕСС 2001г.
2. Шелковая лента. Мелеса Ульямс. Москва. Эксмо 2007.
3. Декоративно-прикладное творчество. Николенко Н.М. Ростов н/Д:Изд. Феникс 2003г.
4.Вышивка лентами.-Минск: Харвест, В95 2010.-256с.:ил.
5. «Работа с тканью». А.Н.Малышева Ярославль, 2001г.
6. Декоративная композиция. Логвиненко Л.Г. Москва 2006г.
7.Подарки. 100 лучших идей. Как упаковать и украсить. Бумага, ленты, фольга/ А. С. Мурзина. - Минск: Харвест, 2010. -32 с.: ил.
8.Ribbon Embroidery, Вышивка лентами от А до Я, Ниола 21 век, 2006
9.Цветкова О. В., Вышивка лентами. Школа вышивки, Ниола-Пресс, 2008
10.Элен Эрикссон, Шелковые фантазии. Искусство вышивки лен точками, Альбом, 2008
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок: «Вышивка шелковыми лентами»
Атласные ленты и тесьма, применяемые для отделки, широко используются в нашей жизни. Они помогают украсить любое торжество или праздник. Красивая лента придаёт хорошо упакова...
Программа элективного курса для учащихся 10-11 классов по настольному теннису
Программа предназначена для углубленного освоения игры в настольный теннис, может применяться в школах со спортивным уклоном, а также в общеобразовательных школах. Курс рассчитан на 360 часов....
Рукоделие: вышивка крестиком
Методические рекомендации при проведении занятий по вышивке...
Программа элективных курсов для 11 класса
Решение нестандартных задач...
Программа элективного курса «Сочинение-рассуждение как жанр и вид задания повышенной сложности на ЕГЭ по русскому языку»
Рекомендации написания сочинения- рассуждения в 11 классе, пошаговое объяснение....
Презентация " Вышивка шелковыми лентами "
Вышивка лентами, даёт большое поле для фантазии. Используя самые простые стежки можно получать красивые вышивки,быстрые и легкие....
Рабочая программа по ОБЖ для 7-8 классов. Рабочая программа по ОБЖ для 9 класса. Рабочая программа элективного курса "Человек в глобальном мире"
Рабочие программы по ОБЖ для 7-8, 9 классов. Рабочая программа элективного курса "Человек в глобальном мире"...