Программа творческого кружка "Рукоделие"
рабочая программа по теме
Программа творчекого кружка "Рукоделие".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа творческого кружка. | 83.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ «ЧЕРЕМХОВСКИЙ ТЕХНИКУМ
ПРОМЫШЛЕННОЙ ИНДУСТРИИ И СЕРВИСА»
ПРОГРАММА
Творческого кружка
«Рукоделие»
Черемхово
2015
Автор: Зарубина Любовь Леонидовна, преподаватель
специальных дисциплин по профессии:
«Оператор швейного оборудования»
Рабочая программа составлена на основании: примерной программы по обучению учащихся изготовлению изделий народных промыслов, Министерство образования Российской Федерации, М. 1992.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа может быть использована на занятиях технического творчества, для широкого круга педагогов, классных руководителей, воспитателей, руководителей кружков, секций, творческих объединений по интересам, заместителей директора по воспитательной работе и дополнительному образованию, педагогов организаторов, социальных педагогов.
Любовь к человеку, к природе, к труду воспитывается через любой предмет.
И только она – эта любовь – может стать творческой основой созидательной деятельности человека.
В процессе коллективного труда человек познаёт и преобразует мир, создаёт новые материальные и духовные ценности. При этом он испытывает эстетическое наслаждение, радость.
Существенную органическую часть содержания этого чувства составляет радость творчества, наслаждение игрой интеллектуальных и физических сил. В творчестве проявляется высшее наслаждение свободного труда, облагораживающее личность.
Творчество – это самый высокий дар, каким наградила природа человек на бесконечно длительном пути его развития.
Творчество учащихся – это создание ими оригинального продукта, изделия,
в процессе работы над которым самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, в том числе осуществлён их перенос, комбинирование известных способов деятельности или создание нового подхода к выполнению задачи.
Обучающая творческая деятельность способствует развитию целого комплекса качеств творческой личности: умственной активности; быстрой обучаемости; смекалки и изобретательности; стремления добывать знания, необходимые для выполнения конкретной практической работы; самостоятельности в выборе и решении задачи; трудолюбия. Результатом такого обширного и эффективного развития качеств, необходимых для творческой деятельности, должен стать самостоятельно созданный творческий продукт.
Большое влияние на расширение и углубление профессиональной подготовки учащихся в кружке технического творчества.
Чтобы учащиеся в стенах училища постигли творческий труд – труд в полную меру своих сил и способностей, выполнить свою работу интересной.
С учащимися – кружковцами совершенствуется и оттачивается их профессиональное мастерство.
Занятия в кружках дают учащимся не только знания, они учат их мыслить, пробуждают в них дарование, развивают сознательное, творческое отношение к работе.
Пробудить заложенные в каждом учащемся творческое начало, научить трудиться, помочь и найти себя, сделать первые творческие шаги в творчестве, это главные задачи в организации занятий творческого кружка.
Программа носит комплексный характер, так как она даёт возможность соче-тания разных видов творческой деятельности и форм работы, налаживания связей между профессиональной и творческой деятельностью, является программой большой самостоятельной работы учащихся.
Целью этих занятий является создание благоприятных условий для развития творческих способностей, формирование качества творческой личности и эстетического вкуса учащихся.
Для занятий в творческом кружке поставлены Задачи:
- включить учащихся в разнообразную деятельность. Это достигается специально подобранными видами практических работ: вышивание, вязание, аппликация, лоскутная техника, изготовление игрушек и сувениров;
- выработать гибкие умения, позволяющие учащимся быстро осваивать новые виды деятельности, перенос этих знаний и навыков;
- развивать сообразительность и быстроту реакции при решении различных новых задач, связанных с практической деятельностью.
Учитывая цели и задачи обучения творчеству, а также психологические особенности учащихся и их интересы, при проектировании и организации занятий творчества учитываются принципы:
1. Знания – фундамент творчества. Учащимся надо дать необходимые знания, научить таким знаниям и приёмам работы, которые нужны для создания творческих работ. Учить надо целенаправленно и постепенно, многократно закрепляя полученные навыки.
2. Отбор учебного материала. Отбираются сведения, нужные для выполнения творческой работы, повышающие эффективность обучения творчеству.
3. Многократность повторения по-разному организованного изучаемого материала. Повторение не должно быть монотонным выполнением одного и того же задания, чтобы не вызвать усталости и равнодушия к изучению, изученный материал повторять в новых разнообразных вариантах (изделиях).
4. Разностороннее развитие учащегося. Разносторонняя отработка навыков, приёмов работы даёт возможность учащемуся ознакомиться с различными видами творчества.
5. Формирование устойчивого интереса к учению. Чтобы поддержать интерес к творчеству, надо достаточно часто менять виды работ. Это используется для осуществления на практике многостороннего развития и повышения эффективности обучения благодаря поддержанию активного интереса к знаниям.
6. Обучение грамотному выполнению работ. Грамота в данном случае – это правила, методы и способы выполнения работ, работы инструментами. Научив учащегося рациональным способам деятельности, он освобождается от длительного пути «проб и ошибок», имеет возможность совершенствовать навык, освобождается время для тренировки в творческой деятельности.
7. Индивидуальный подход. Учащиеся отличаются друг от друга и уровнем умственного развития, и интересами, и способностями, и психическими качествами, поэтому учитываются интересы и возможности обучаемых. Отыскиваются в каждом учащемся те способности, которые смогут привести его к творческому труду, как можно раньше и точнее раскрыть дарование, развить его способности.
После окончания курса обучения, предусмотренного данной программой, учащиеся должны знать:
характерные особенности народного искусства и историю развития рукоделия;
основы композиции;
правила выполнения технического рисунка;
основные виды рукоделия и их выполнение на разных тканях с подбором соответствующих материалов;
виды и свойства тканей, ниток и других материалов, применяемых в рукоделии;
основные виды дефектов, причины их возникновения;
процесс изготовления изделий различных рукоделий;
иметь представление о разнообразии композиционного строя, мотивах и колорите народной вышивки, вязании, лоскутной техники и аппликации из ткани.
Учащиеся должны уметь:
делать зарисовки и эскизы рукоделий, выполнять технические рисунки;
пользоваться инструментами и приспособлениями, пользоваться вязальным крючком, владеть приёмами лоскутной техники, выполнять все стадии работы по изготовлению мягкой игрушки и сувениров;
определять расход ткани и других материалов для различных изделий рукоделий, способы декоративного оформления, пропорции и характер рисунка;
разрабатывать самостоятельно несложные композиции и изделия.
№ п/п | Наименование тем | Количество часов |
1 | ВВЕДЕНИЕ Организационный урок. | 2 |
2 | ВЯЗАНИЕ КРЮЧКОМ 2.1. Инструменты и материалы. 2.2. Основные правила вязания крючком. 2.3. Основные приёмы вязания. 2.4. Изготовление вязаных изделий. | 32 2 2 12 16 |
3 | АППЛИКАЦИЯ ИЗ ТКАНИ 3.1. Ткани и инструменты. 3.2. Клееная аппликация. 3.3. Машинная аппликация. 3.4. Изготовление изделий из аппликаций. | 32 6 6 6 14 |
4 | ЛОСКУТНАЯ ТЕХНИКА 4.1. Организация рабочего места. 4.2. Виды работ лоскутной техники. 4.3. Материаловедение. 4.4. Основные приёмы лоскутного шитья. 4.5. Объёмное лоскутное шитьё. 4.6. Изготовление изделий. | 36 4 4 2 14 2 10 |
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРОГРАММЫ
5 | МЯГКАЯ ИГРУШКА 6.1. Материалы и инструменты. 6.2. Изготовление куклы. 6.3. Особенности шитья игрушки. 6.4. Изготовление мягкой игрушки. | 22 6 4 8 4 |
6 |
СТИЛЬНЫЕ ШТУЧКИ 7.1. Материалы и инструменты. 7.2. Способы обработки изделий. 7.3. Бусы, бисер, блёстки, палетки. 7.4. Декоративные изделия. | 18 2 8 2 6
|
7 |
ВЫШИВАНИЕ 8.1. Материалы и инструменты. 8.2 Виды швов. 8.3. Способы ручного вышивания. 8.4. Изготовление изделий с вышивкой. | 20 4 6 4 6
|
ИТОГО | 162 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1. ВВЕДЕНИЕ
Организационный урок. Содержание и задачи программы. График
посещения. Правила безопасности работ. История развития рукоделия, его виды: вязание, вышивание, аппликация из ткани, лоскутная техника, мягкая игрушка, сувениры.
2. ВЯЗАНИЕ КРЮЧКОМ
Инструменты и материалы. Крючки, их номера и назначение. Виды пряжи,
её свойства и назначение. Основные правила вязания крючком, набор петель. Условные обозначения. Основные приёмы вязания: прямое вязание, ажурное вязание, узоры с рельефными элементами, узоры-кружева, цветные узоры. Вязание по кругу. Вязание тесьмы. Орнаменты. Гобелены. Сувениры. Изготовление разных видов изделий. Выполнение творческих проектов.
3. АППЛИКАЦИЯ ИЗ ТКАНИ
История аппликации. Ткани и инструменты. Необходимые материалы, приспособления. Обработка тканей. Форма из тканей. Цвет. Работа с фрагментом.
Тесьма, ленты, пуговицы, бусы. Клееная аппликация: открытки, мозаика. Машинная аппликация: плоская аппликация, объёмная аппликация. Картины из ткани: оборудование, рамки, эскиз, подбор материалов. Сувениры. Изготовление разных видов изделий. Выполнение творческих проектов.
4. ЛОСКУТНАЯ ТЕХНИКА
История лоскутного шитья. Организация рабочего места. Оборудование, инструменты и материалы. Шаблоны и выкройки. Макет изделия. Влажно-тепловая обработка. Шитьё по булавкам. Композиция и цвет. Материаловедение, виды тканей и их применение. Основные приёмы лоскутного шитья: шахматы, шпалы. Орнаменты, сшиваемые вручную и комбинированным способом. Орнаменты из полос. Орнаменты из деталей с овальными краями, с треугольными краями. Витражные технологии. Объёмное лоскутное шитьё. Лоскутный сувенир. Лоскутная одежда. Лоскутное шитьё для бережливых. Лоскутная игрушка. Выполнение творческих проектов.
5. МЯГКАЯ ИГРУШКА
Материалы и инструменты. Ткани их виды, свойства и назначение. Оборудование и приспособления. Изготовление куклы. Правила кроя. Особенности шитья. Набивка. Сборка игрушки. Оформление игрушки. Изготовление разных видов мягкой игрушки. Выполнение творческих проектов.
6. СТИЛЬНЫЕ ШТУЧКИ
Материалы и инструменты. Способы обработки материалов. Изделия из джинсы. Изделия из кожи. Изделия из ткани. Термоклейкие стразы и блочки. Декупаж с бумажными салфетками. Бусы, бисер, блёстки и палетки. Сувениры. Брелоки. Рамки. Браслеты. Декор. Выполнение творческих проектов.
7. ВЫШИВАНИЕ
История возникновения вышивки. Материалы и приспособления для вышивки. Виды тканей и их свойства. Простейшие швы и их применение. Зарисовка узоров.
Традиционные орнаменты и узоры. Подбор рисунков для отделки вышивкой изделий. Сбор коллекции образцов вышивки и узоров. Вышивка шёлковыми лентами.
Вышивание на вышивальной машине. Знакомство с машиной, её характерис-тика. Заправка верхних и нижней нитей. Подготовка машины к работе. Формирование первоначальных навыков работы на машине. Регулировка и заправка машины пяльцами. Выбор рисунка. Задание настроек процедуры вышивания. Выбор программы. Вышивание рисунков.
Изготовление изделий с вышивкой. Выполнение творческих проектов.
Обсуждение работ учащихся, их оценка. Отбор лучших работ на выставку. Организация выставки и её обсуждение.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
1. Андреева Р. П. Лоскутное шитьё. – СПб.; Изд. Дом «Литера», 2004.
2. Гусева Е. Н. ВЫШИВАЛЬЩИЦА. Ручная и машинная вышивка. –
Ростов н/Д: «Феникс», 2001.
3. Деревянко Н. С. Мягкая игрушка: Волшебный сад. – М.; «РИПОЛ
КЛАССИК»; СПб.; «Валерии СПД», 2001.
4. Кришталёва В. С. Вязание узоров крючком. – М.: «Стрекоза», 2000.
5. Мазурик Т. А. Лоскутное шитьё. От ремесла к искусству. – СПб.;
«Паритет», 2001.
6. Микиавелли М. Стильные вещи из джинсовой ткани своими руками.
Изд. группа «Контенот» ЗАО «Мой мир», 2004.
7. Митителло К. Аппликация: техника и искусство. – М.: Изд-во
ЭКСМО – Пресс, 2002.
8. Терешкович Т.А. Школа вязания крючком. – Мн.: ОДО «Хэлтон»,
2003.
9. Феррари В. Мягкая игрушка своими руками. ООО «Мир книги», 2002.
10. Хана Якс. Полный курс вязания. – М.; Издательский дом «Ниола 21-й век»,
2000.
11. Энциклопедия. Вышивка шёлковыми лентами: Техника. Приёмы.
Изделия. – М.; АСТ-ПРЕСС, 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа Творческое развитие 9 класс
Курс "Творческое развитие" является одной из составных частей системы вос...
Программа творческой встречи с Ш.А. Амонашвили и П.Ш. Амонашвили.
Программа творческой встречи с Ш.А. Амонашвили и П.Ш. Амонашвили.В ходе которой мы ознакомились с основными принципами гуманной педагогики и осуществили показ образовательной деятельности основанной н...
Программа творческие способности
Программа "Выявление и развитие творческих способностей обучающихся"...
Рабочая программа творческого объединения "Биомир"
Рабочая программа творческого объединения "Биомир"...
Рабочая программа творческой лаборатории "Мастер Шеф"
программа разработана для проведения внеаудиторных практических занятий для студентов, обучающихся по специальности 43.02.15 Поварское и кондитерское дело, профессии 43.01.09 Повар, кондитер, уч...
Программа «Творческая мастерская» для людей с мультисенсорными нарушениями.
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Творческая мастерская» для людей с мультисенсорными нарушениями....
программа творческих способностей
Актуальность программы обусловлена тем, что создание системы работы с одаренными и талантливыми детьми опирается на основную стратегию современного образования по ФГОС - формирование всесторонне ...