Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Бисерное рукоделие
рабочая программа на тему
Программа по бисероплетению для дополнительного образования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_bisernoe_rukodelie.doc | 303 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Дом творчества
Согласованно : Утверждаю
Заместитель директора директор МБУ ДО Дом
по учебно – методической работе творчества
______________ Н.Д. Михалёва Н. И. Петрова
« » 20__г.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Бисерное рукоделие»
в мастерской «Народные ремёсла»
Возраст детей: 7 – 15 лет
Срок реализации: 3 года
Вид программы: адаптированная
Направленность: художественная
Автор программы: педагог
дополнительного образования
высшей квалификационной категории
Жулева Ирина Анатольевна
Программа обсуждена и принята на
педагогическом совете
протокол № от « »
Шира 2016
Аннотация.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Бисерное рукоделие» имеет художественную направленность, и предлагает по каждой теме несколько изделий на выбор, выполненных в одной технике, но разных по степени сложности. Это дает возможность учащимся оценить свои силы и сделать выбор по своему желанию и возможностям. Выполняя работы соответственно способностям, каждый учащийся успешно осваивает все существующие виды работы с бисером. Тем самым реализуется один из педагогических принципов – индивидуальный подход к учащемуся. Программа рассчитана на детей в возрасте 7 – 15 лет.
Объём программы, срок освоения программы, режим занятий.
Программа рассчитана на 3 года обучения. На первый год обучения отводится 144 часа, занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа. На второй и третий года обучения отводится 216 часов, занятия проводятся 3 раза в неделю по 2 часа. Занятия организованны по группам, в одной группе 1года обучения занимаются не более 15 человек. В группу первого года обучения приходят дети, не имеющие специальных навыков. Уровень подготовки учащихся, поступающих в группы второго и третьего годов обучения, определяется входной диагностикой. Группы формируются как по возрасту (при работе в школьных группах), так и разновозрастные ( в Доме творчества). Состав группы постоянный, набор детей свободный. Вид группы – профильная.
Данная программа может быть реализована для детей 7-11 лет в процессе внеурочной деятельности, или в качестве дополнительного образования на базе образовательного учреждения 1 раз в неделю по 1 часу (36 часов в год).
Цель: Создание оптимальных условий для развития личности ребенка на основе национальных ценностей и традиций через занятия бисерным рукоделием.
Планируемые результаты.
Занимаясь по данной программе 1 г.о. учащиеся могут узнать:
- что такое бисер, различать разные виды бисера (круглый, рубленый, стеклярус);
- инструменты, материалы и приспособления, необходимые в работе с бисером;
- правила безопасности труда и личной гигиены;
- разные техники бисероплатения ( плетение «в одну нить», « в две нити», «лесенкой», «мозаикой», «сеткой» и др.);
- виды бисерных украшений (цепочки, браслеты, кулоны, колье, ожерелья и т.д.);
- способы наращивания и закрепления нити; прикрепление фурнитуры;
могут научиться: - правильно пользоваться необходимыми инструментами и материалами и изготавливать простые украшения из бисера;
- работать со схемой будущего изделия (разбираться в направлении движения нитей, подбирать цветовые сочетания, орнамент изделия);
- «узнавать» вид плетения в готовом изделии, различать разные виды плетения.
По окончании второго года обучения учащиеся могут узнать:
- основные техники бисерного рукоделия – простые и сложные, способы их комбинирования;
- способы сочетания бисера с другими видами декоративно – прикладного творчества;
могут научиться: - правильно пользоваться необходимыми инструментами и материалами;
- комбинировать несколько разных способов плетения в своей работе;
- «читать» схему будущего изделия ( разбираться в направлении движения иголок, расположении бисеринок – «связок» и т.д.) и узнавать виды плетения в готовом изделии;
По окончании третьего года обучения учащиеся могут узнать:
- способы обработки и отделки изделий и требования, предъявляемые к готовому изделию;
-средства воплощения замысла в изделии;
могут научиться: - творчески создать каждое изделие, максимально используя полученный объем знаний, умений и навыков и рационально планировать свою работу по изготовлению изделий
- практически выполнять работу различной сложности с применением разных вспомогательных материалов и самостоятельно разрабатывать и конструировать творческие изделия.
…Едва ли есть высшее из наслаждений,
как наслаждение творить.
Гоголь Н. В.
Пояснительная записка
Народное творчество всегда привлекало внимание красотой, затейливостью рисунка и разнообразием приемов плетения. Каждому народу достается в наследство от предыдущих поколений сделанное их руками, созданное их гением и талантами. Все это копилось веками и сохранялось "на века", с тем, чтобы потом прорасти в позднем творчестве. Многие секреты старых мастеров утрачены, время их не пощадило, но то, что сохранилось, что дошло до нас, открывает дивный, неповторимый мир старинных искусств. Сейчас все острее поднимается вопрос о проблемах сохранения, изучения и возрождения русских народных домашних промыслов. Из длительного забытья восстает бисерное рукоделие, и, обогащенное новыми приемами техники исполнения, вновь стремительно входит в моду. Бисер изменяется вместе со временем. Появляются новые материалы, технологии изготовления и даже новые виды изделий. Бисерное рукоделие – это искусство, в котором огрехи не только не портят общий вид изделия, но даже подчеркивают его красоту и неповторимость, указывая на рукотворность. Каждое бисерное творение долгие годы хранит теплоту и любовь своего создателя. Получается, что бисер идет в ногу со временем, подстраиваясь и приспосабливаясь под него, оставаясь благодаря этому актуальным.
Для учащихся предлагается по каждой теме несколько изделий на выбор, выполненных в одной технике, но разных по степени сложности. Это дает возможность учащимся оценить свои силы и сделать выбор по своему желанию и возможностям. Выполняя работы соответственно способностям, каждый учащийся успешно осваивает все существующие виды работы с бисером. Тем самым реализуется один из педагогических принципов – индивидуальный подход к учащемуся.
На первом году обучения, двигаясь от простого к сложному, учащиеся учатся «читать» схему изделия, то есть узнавать вид плетения, разбираться в направлении движения нитей. При этом каждый ребенок осваивает способы нанесения рисунка на бисерную сетку, пробует самостоятельно подбирать бисер по цвету и калибру. Формируются представления о бисероплетении, гармоничном сочетании цветов, простейших техниках низания бисером.
Второй год занятий основывается на принципе преемственности в обучении, предполагает усложнение материала для дальнейшего развития навыков работы с бисером. Отличается он и более глубоким изучением истории и традиций бисерного рукоделия. Учащиеся знакомятся с символикой и особенностями народных бисерных украшений в традиционном костюме; изучают моду на бисерные изделия конца XVIII - IX вв.; под руководством педагога пытаются сохранять и совершенствовать старинные традиции, включаются в увлекательный поиск новых идей в бисерном деле. Осваивают более сложные техники бисероплетения, отделку изделий, изготовление более трудоемких изделий.
Третий год обучения предусматривает индивидуальную работу педагога с каждым учащимся, изготовление ими самостоятельных творческих работ (по собственному замыслу) от выбора изделия, разработки до готового изделия. В зависимости от индивидуальных способностей учащихся, объема и сложности выбранной работы, количество изделий, изготовленных одним учащимся, может быть различным.
Данная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа имеет художественную направленность.
Актуальность программы.
Программа актуальна, поскольку дает возможность каждому учащемуся реально открывать для себя волшебный мир декоративно – прикладного искусства, проявлять и реализовывать свои творческие способности. Данная программа предполагает вариативность занятий: в соответствии со степенью развития навыков плетения, возрастными особенностями и личными предпочтениями (учащиеся имеют возможность выбрать конкретную технику плетения и изделие из приведённых в теме вариантов).
Отличительной особенностью программы «Бисерное рукоделие» является её ориентация на проектную деятельность учащихся, от небольших творческих проектов до сложных комплексных технологических разработок, и её обобщенность. В ней представлены практически все известные формы работы с бисером: бисероплетение, ткачество, вышивка бисером, создание объемных композиций из бисера на проволочной основе, оплетение предметов бисером. Это дает возможность раскрыть учащимся всё богатство и красоту бисерного рукоделия, делает занятия более разнообразными и интересными.
Программа имеет профессионально – ориентированное направление, подготавливает учащихся к самостоятельной трудовой жизни в условиях рыночной экономики. Изучение народных традиций совмещается с поиском новых решений в оформлении современного костюма и интерьера помещений.
Адресат программы.
Программа составлена для детей в возрасте 7 – 15 лет. Дети в этом возрасте любознательны, эмоциональны, находчивы. Их увлекает совместная коллективная деятельность, они легко и охотно выполняют поручения и не безразличны к той роли, которая при этом им выпадает. Они зачастую не могут достаточно полно проанализировать свои поступки и поэтому не редко склонны переоценивать свои возможности, а иногда переживать чувство неуверенности в себе, но они способны к серьёзным трудовым усилиям. Поэтому обучение по данной программе будет актуальным для данной возрастной категории.
Объём программы, срок освоения программы, режим занятий.
Программа рассчитана на 3 года обучения. На первый год обучения отводится 144 часа, занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа. На второй и третий года обучения отводится 216 часов, занятия проводятся 3 раза в неделю по 2 часа. Занятия организованны по группам, в одной группе 1года обучения занимаются не более 15 человек. В группу первого года обучения приходят дети, не имеющие специальных навыков. Уровень подготовки учащихся, поступающих в группы второго и третьего годов обучения, определяется входной диагностикой. Группы формируются как по возрасту (при работе в школьных группах), так и разновозрастные ( в Доме творчества). Состав группы постоянный, набор детей свободный. Вид группы – профильная.
Данная программа может быть реализована для детей 7-11 лет в процессе внеурочной деятельности, или в качестве дополнительного образования на базе образовательного учреждения 1 раз в неделю по 1 часу (36 часов в год).
В зависимости от местных условий и интересов учащихся, в программу могут вноситься изменения: уменьшение или увеличение учебного материала по определенным темам, может меняться последовательность прохождения разделов программы. Время, отведенное для дополнительных занятий, можно использовать для знакомства с другими видами декоративно-прикладного искусства (художественная вышивка, тестопластика, и др.), для работы с одаренными детьми, изучение спонтанно возникшей увлекательной темы.
Основное место на занятиях уделяется практической и индивидуальной работе. Дети все разные по развитию, по характеру, поэтому от педагога требуется индивидуальный подход к каждому ребенку. На сообщение теоретических сведений отводится 1/3 учебного времени. 10 – 15% отводится на НРК, таким темам как: «Традиционные женские украшения, бытующие на территории республики Хакасия», «Пого в женском костюме, его обрядовая принадлежность и семантика», «Технология изготовления пого». Регулярные занятия способствуют формированию у учащихся таких ценных качеств личности, как терпение, настойчивость, целеустремленность, умение доводить начатое дело до конца. А главное - творческую активность, что непременно пригодится им в последующей трудовой деятельности, какую бы профессию они не избрали. Для активизации творческой деятельности учащихся введены дополнительные занятия, в ходе которых дети знакомятся со смежными видами декоративно – прикладного искусства, такими как вышивка, тестопластика и др., а также часть времени дополнительных занятий отводится на занятия с одаренными детьми. Раздел программы «Подарки к праздникам» предусматривает изготовление тематических композиций к праздникам: Новый год, День Св. Валентина, 8 Марта, Пасхальная сказка и др. Дети выполняют сувениры к праздникам в изученных техниках.
Формы организации образовательного процесса и виды занятий.
На занятиях используются индивидуальные и коллективные формы организации процесса обучения. Виды занятий: игры, походы, экскурсии, праздники, выставки, путешествие, соревнование, викторина, мастерская, мастер-класс. При индивидуальных формах работы учитываются художественно – творческие способности каждого учащегося.
Цель:
Создание оптимальных условий для развития личности ребенка на основе национальных ценностей и традиций через занятия бисерным рукоделием.
Задачи программы:
обучающие:
-углубить и расширить знания об истории бисероплетения;
- сформировать знания по основам композиции;
- научить детей владеть различными материалами, инструментами и приспособлениями, необходимыми при работе с бисером;
- обучить технологии изготовления различных изделий из бисера;
- овладеть различными видами работ с бисером;
- формировать навыки учебно-познавательной деятельности.
воспитывающие:
- воспитывать в детях трудолюбие, терпение, аккуратность, стремление доводить начатое дело до конца;
- воспитывать у ребенка правильную самооценку, умение общаться со сверстниками и работать в коллективе.
развивающие:
- развивать мелкую моторику рук, глазомер, образное и логическое мышление, художественный вкус.
- развивать положительное эмоциональное отношение к работе и её результатам.
Учебно-тематичекий план
1 год обучения
Название раздела, темы | Количество часов | Формы организации занятия | Формы аттестации (контроля) | |||
всего | теория | практика | ||||
1 | Раздел 1. Вводное занятие | |||||
1.1 | Введение в образовательную программу | 2 | 1 | 1 | коллективные, индивидуальные | |
Раздел 2. Азбука бисеронизания | ||||||
2.1 | Простые цепочки «в одну нить» | 6 | 2 | 4 | коллективные, индивидуальные | опрос |
2.2 | Простые цепочки «в две нити» | 6 | 2 | 4 | коллективные, индивидуальные | анкетирование |
2.3 | Ажурное плетение | 18 | 2 | 16 | коллективные, индивидуальные | |
3 | Раздел 3.Виды бисерного рукоделия | |||||
3.1 | Плетение на проволоке. Плоские фигурки | 18 | 2 | 16 | коллективные, индивидуальные | тестирование |
3.2 | Плетение на проволоке. Объёмные фигурки | 24 | 2 | 22 | коллективные, индивидуальные | выставка |
3.3 | Вышивка бисером | 20 | 2 | 18 | коллективные, индивидуальные | Проверочная работа |
4 | Раздел 4.Подарки к праздникам | |||||
4.1 | Подарки к праздникам. Новый год и рождество | 8 | 2 | 6 | коллективные, индивидуальные | |
4.2 | Подарки к праздникам. 23 февраля и 8 Марта | 4 | 1 | 1 | коллективные, индивидуальные | |
4.3 | Подарки к праздникам. Пасхальный сувенир | 8 | 1 | 7 | коллективные, индивидуальные | опрос |
5 | Раздел 5.Дополнительные занятия | |||||
5.1 | Знакомство с тестопластикой | 6 | 1 | 5 | коллективные, индивидуальные | |
5.2 | Знакомство с нетрадиционными техниками | 6 | 1 | 5 | коллективные, индивидуальные | |
5.3 | Знакомство с бумагопластикой | 6 | 1 | 5 | коллективные, индивидуальные | |
6 | Раздел 6.Академия Деда Мороза | |||||
6.1 | Академия Деда Мороза. Украшение кабинета, подготовка к выставкам и конкурсам | 10 | 1 | 9 | коллективные, индивидуальные | |
7 | Раздел 7.Итоговое занятие | |||||
7.1 | Итоговое занятие. Выставка работ. | 2 | 1 | 1 | коллективные | Выставка, Тестирование |
Итого: | 144 | 22 | 122 |
Содержание программы:
Раздел 1. Вводное занятие
1.1 Введение в образовательную программу. Декоративно-прикладное искусство и его значение в жизни людей. Введение в образовательную программу. Внутренний распорядок, общие правила безопасности труда.
Раздел 2. Азбука бисеронизания
2.1 Простые цепочки «в одну нить». Теория: техника плетения. Основы композиции. Цветоведение. Разбор и зарисовка схемы
Практика: браслет «зигзаг», «цветок в 8 лепестков».
Работы повышенной степени сложности: «зигзаг» из 3 – 4 цветов, цепочка в 7 бисерин.
2.2 Простые цепочки «в две нити». Теория: техника плетения в две иголки. Основные виды: «крестик», «колечки», «лодочки». Разбор и зарисовка схем. Цветовые сочетания ( 2 – 3 цвета). Способы наращивания и закрепления нити.
Практика: браслет в одной из выбранных техник.
2.3 Ажурное плетение. Теория: техника ажурного плетения. Виды: «лесенка», «сетка», «фонарик». Разбор и зарисовка схемы. Цветовые сочетания (2 – 3 цвета). Подбор материала. Особенности выбранной техники. Способы закрепления и наращивания нити. Прикрепление замка.
Практика: браслет или колье в выбранной технике.
Работы повышенной сложности: «сетка» на двух нитях, ажурное полотно с зубцами, колье.
Раздел 3.Виды бисерного рукоделия
3.1 Плетение на проволоке. Плоские фигурки. Теория: техника простого параллельного плетения. Подбор материалов. Особенности плетения. Способы наращивания и закрепления концов проволоки. Плетение отдельных деталей. Создание композиции.
Практика: создание магнитов
Работа повышенной сложности: создание сюжетных картин.
3.2 Плетение на проволоке. Объёмные фигурки. Теория: техника объёмного параллельного плетения. Подбор материалов. Особенности плетения. Способы наращивания и закрепления концов проволоки.
Практика: плетение объёмных фигурок: «зоопарк», насекомые, животные лесов и полей. Работа повышенной сложности: создание сюжетных картин и композиций.
3.3 Вышивка бисером. Теория: виды вышивки бисером. Материалы и инструменты. Выбор рисунка. Основные приемы вышивки. Способы наращивания и закрепления нити. Оформление в рамку
Практика: панно размером 10 x 15 см. Работа повышенной сложности: панно большого размера.
Раздел 4.Подарки к праздникам
4.1 Подарки к праздникам. Новый год и рождество. Теория: возникновение праздника, его суть, его символы. Варианты использования символов. Разбор схемы. Подбор материалов.
Практика: разработка и выполнение работ, композиций.
4.2 Подарки к праздникам. 23 февраля и 8 Марта. Теория: сувениры и подарки к праздникам. Выбор изделия. Особенности плетения
Практика: разработка и выполнение работ, композиций.
4.3 Подарки к праздникам. Пасхальный сувенир. Теория: сувениры и подарки к праздникам. Выбор изделия. Особенности плетения
Практика: разработка и выполнение работ, композиций.
Раздел 5.Дополнительные занятия
5.1 Знакомство с тестопластикой. Теория: способы приготовления теста, изделия из соленого теста, способы покраски. Работа с одаренными детьми.
Практика: выполнения изделий на выбор
5.2 Знакомство с нетрадиционными техниками. Теория: виды нетрадиционных техник. Изготовление поделок в нетрадиционных техниках. Материалы, инструменты.
Практика: выполнения изделий на выбор
5.3 Знакомство с бумагопластикой. Теория: виды бумагопластики: квиллинг, объёмный квиллинг, аппликация. Свойство бумаги. Материалы, инструменты.
Практика: выполнения изделий на выбор
Раздел 6.Академия Деда Мороза
6.1 Академия Деда Мороза. Украшение кабинета, подготовка к выставкам и конкурсам. Новогодние утренники
Практика: изготовление новогодних сувениров, гирлянд
Раздел 7.Итоговое занятие
7.1 Итоговое занятие. Выставка работ.
Учебно-тематичекий план
2 год обучения
Название раздела, темы | Количество часов | Формы организации занятия | Формы аттестации (контроля) | ||||||
всего | теория | практика | |||||||
1 | Раздел 1. Вводное занятие | ||||||||
1.1 | Введение в образовательную программу | 3 | 1 | 2 | коллективные, индивидуальные | ||||
Раздел 2. Школа бисеронизания | |||||||||
2.1 | Плотное плетение | 21 | 3 | 18 | коллективные, индивидуальные | тестирование | |||
2.2 | Плетение на проволоке и леске | 21 | 2 | 19 | коллективные, индивидуальные | Игра «Волшебный сундучок» | |||
3 | Раздел 3.Виды бисерного рукоделия | ||||||||
3.1 | Ткачество бисером | 45 | 6 | 39 | коллективные, индивидуальные | зачёт | |||
3.2 | Вышивка бисером | 42 | 3 | 39 | коллективные, индивидуальные | выставка | |||
4 | Раздел 4.Подарки к праздникам | ||||||||
4.1 | Подарки к праздникам. Новый год и рождество | 12 | 1 | 10 | коллективные, индивидуальные | ||||
4.2 | Подарки к праздникам. 23 февраля и 8 Марта | 6 | 1 | 5 | коллективные, индивидуальные | ||||
4.3 | Подарки к праздникам. Пасхальный сувенир | 12 | 1 | 11 | коллективные, индивидуальные | взаимоконтроль | |||
5 | Раздел 5.Дополнительные занятия | ||||||||
5.1 | Работа с тестом | 12 | 1 | 11 | коллективные, индивидуальные | ||||
5.2 | Нетрадиционные техники | 12 | 1 | 11 | коллективные, индивидуальные | ||||
5.3 | Бумагопластика | 12 | 1 | 11 | коллективные, индивидуальные | Выставка | |||
6 | Раздел 6.Академия Деда Мороза | ||||||||
6.1 | Академия Деда Мороза. Украшение кабинета, подготовка к выставкам и конкурсам | 15 | 1 | 14 | коллективные, индивидуальные | ||||
7 | Раздел 7.Итоговое занятие | ||||||||
7.1 | Итоговое занятие. Выставка работ. | 3 | 1 | 2 | коллективные | Тестирование | |||
Итого: | 216 | 23 | 193 |
Содержание программы:
Раздел 1. Вводное занятие
1.1 Введение в образовательную программу. Порядок и содержание работы кружка. История и современность бисерного искусства. Инструменты и материалы, приспособления. Требования к оборудованию рабочего места. Повторение правил безопасности труда и личной гигиены. Введение в образовательную программу второго года обучения. Внутренний распорядок, общие правила безопасности труда.
Раздел 2. Школа бисеронизания
2.1 Плотное плетение. Теория: Особенности плотного плетения. Его виды: «мозаика»,«полотно», «кирпичный стежок». Выбор техники. Разбор и зарисовка схем. Подбор материала и цветового сочетания (2 – 3 цвета). Наращивание и закрепление нити.
Практика: браслет, брелок или кулон в любой из выбранной техники.
Работы повышенной сложности: браслет в технике «нечетная мозаика», серьги «кирпичный стежок» в технике «сдвоенные ряды».
2.2 Плетение на поволоке и леске Теория: техника плетения, особенности.
Практика: изделие на выбор
Раздел 3.Виды бисерного рукоделия
3.1 Ткачество бисером. Теория: материалы, инструменты, приспособления. Ткачество на станке и без станка. Браслет с ровными краями с элементами усложнения
(браслет с надписью, браслет 3 – 4 сочетаниями, с добавлением бусин и других оригинальных материалов). Особенности плетения. Закрепление нитей.
Практика: браслет с орнаментом или надписью.
Работа повышенной сложности: браслет с декоративными отверстиями.
3.3 Вышивка бисером. Теория: счетная вышивка по канве с фоном и без фона. Материалы и инструменты. Выбор рисунка. Основные приемы вышивки. Способы наращивания и закрепления нити. Оформление в рамку.«Традиционные женские украшения, бытующие на территории республики Хакасия», знакомство с историей
Виды вышивки бисером. Материалы и инструменты. Выбор рисунка. Основные приемы вышивки. Способы наращивания и закрепления нити. Оформление в рамку
Практика: панно размером 10 x 15 см.
Работа повышенной сложности: панно большого размера.
Раздел 4.Подарки к праздникам
4.1 Подарки к праздникам. Новый год и рождество. Теория: возникновение праздника, его суть, его символы. Варианты использования символов. Разбор схемы. Подбор материалов.
Практика: разработка и выполнение работ, композиций.
4.2 Подарки к праздникам. 23 февраля и 8 Марта. Теория: сувениры и подарки к праздникам. Выбор изделия. Особенности плетения
Практика: разработка и выполнение работ, композиций.
4.3 Подарки к праздникам. Пасхальный сувенир. Теория: история возникновения праздника Пасхи, традиции праздника.
Практика: изготовление пасхального сувенира.
Раздел 5.Дополнительные занятия
5.1 Работа с тестом. Теория: способы приготовления теста, изделия из соленого теста, способы покраски. Работа с одаренными детьми.
Практика: выполнения изделий на выбор
5.2 Нетрадиционные техники. Теория: изготовление поделок в нетрадиционных техниках. Материалы, инструменты.
Практика: выполнения изделий на выбор
5.3 Бумагопластика. Теория: квиллинг, объёмный квиллинг, аппликация.
Практика: выполнения изделий на выбор
Раздел 6.Академия Деда Мороза
6.1 Академия Деда Мороза. Теория:Украшение кабинета, подготовка к выставкам и конкурсам. Новогодние утренники
Практика: изготовление новогодних сувениров, гирлянд
Раздел 7.Итоговое занятие
7.1 Итоговое занятие. Выставка работ.
Учебно-тематичекий план
3 год обучения
Название раздела, темы | Количество часов | Формы организации занятия | Формы аттестации (контроля) | |||
всего | теория | практика | ||||
1 | Раздел 1. Вводное занятие | |||||
1.1 | Введение в образовательную программу | 3 | 1 | 2 | коллективные, индивидуальные | |
Раздел 2. Оплетение предметов | ||||||
2.1 | Оплетение предметов | 27 | 3 | 24 | коллективные, индивидуальные | контрольный срез |
3 | Раздел 3 Проектная деятельность | |||||
3.1 | Итоговая творческая работа. Проектная деятельность | 105 | 15 | 90 | коллективные, индивидуальные | тестирование |
4 | Раздел 4.Подарки к праздникам | |||||
4.1 | Подарки к праздникам. Новый год и рождество | 9 | 2 | 7 | коллективные, индивидуальные | |
4.2 | Подарки к праздникам. 23 февраля и 8 Марта | 6 | 1 | 5 | коллективные, индивидуальные | |
4.3 | Подарки к праздникам. Пасхальный сувенир | 12 | 2 | 10 | коллективные, индивидуальные | самоконтроль |
5 | Раздел 5.Дополнительные занятия | |||||
5.1 | Работа с тестом | 12 | 1 | 11 | коллективные, индивидуальные | |
5.2 | Нетрадиционные техники | 12 | 1 | 11 | коллективные, индивидуальные | |
5.3 | Бумагопластика | 12 | 1 | 11 | коллективные, индивидуальные | выставка |
6 | Раздел 6.Академия Деда Мороза | |||||
6.1 | Академия Деда Мороза. Украшение кабинета, подготовка к выставкам и конкурсам | 15 | 1 | 14 | коллективные, индивидуальные | выставка |
7 | Раздел 7.Итоговое занятие | |||||
7.1 | Итоговое занятие. Выставка работ. | 3 | 1 | 2 | коллективные | защита работ выставка |
Итого: | 216 | 29 | 187 |
Содержание программы:
Раздел 1. Вводное занятие
- Введение в образовательную программу. Порядок и содержание работы кружка. Повторение пройденного за 1,2 год обучения. Общие правила безопасности труда. Введение в образовательную программу третьего года обучения.
Раздел 2. Оплетение предметов
2.1 Оплетение предметов. Теория: техника ажурного оплетения с элементами усложнения. Оплетение Вазочки, сосуда «сетка с уголком» или «сеткой с цепочками». Разбор и зарисовка схем. Цветовое сочетание (2 – 3 цвета). Особенности плетения. Закрепление нити. Техника объемного плетения. Практика: оплетение вазы или сосуда, оплёт ручки.
Работа повышенной сложности: оплетение шкатулки.
Раздел 3 Проектная деятельность
3.1 Итоговая творческая работа. Проектная деятельность. Теория: изделие по выбору в любой изученной технике или сочетание разных техник. Работа с литературой. Выбор изделия. Подбор материалов и цвета. Разбор схем. Особенности плетения. Оформление изделия. Защита работы.
Практика: изделие повышенной степени сложности или индивидуальный творческий проект.
Раздел 4.Подарки к праздникам
4.1 Подарки к праздникам. Новый год и рождество. Теория: возникновение праздника, его суть, его символы. Варианты использования символов. Разбор схемы. Подбор материалов.
Практика: разработка и выполнение работ, композиций.
4.2 Подарки к праздникам. 23 февраля и 8 Марта. Теория: сувениры и подарки к праздникам. Выбор изделия. Особенности плетения
Практика: разработка и выполнение работ, композиций.
4.3 Подарки к праздникам. Пасхальный сувенир. Теория: сувениры и подарки к праздникам. Выбор изделия. Особенности плетения
Практика: разработка и выполнение работ, композиций.
Раздел 5.Дополнительные занятия
5.1 Работа с тестом. Теория: способы приготовления теста, изделия из соленого теста, способы покраски. Работа с одаренными детьми.
Практика: выполнения изделий на выбор
5.2 Нетрадиционные техники. Теория: изготовление поделок в нетрадиционных техниках. Материалы, инструменты.
Практика: выполнения изделий на выбор
5.3 Бумагопластика. Теория: квиллинг, объёмный квиллинг, аппликация.
Практика: выполнения изделий на выбор
Раздел 6.Академия Деда Мороза
6.1 Академия Деда Мороза. Украшение кабинета, подготовка к выставкам и конкурсам. Новогодние утренники
Практика: изготовление новогодних сувениров, гирлянд
Раздел 7.Итоговое занятие
7.1 Итоговое занятие. Выставка работ.
Учебно-тематичекий план (36 часов)
1 год обучения
Название раздела, темы | Количество часов | Формы организации занятия | Формы аттестации (контроля) | |||
всего | теория | практика | ||||
1 | Раздел 1. Вводное занятие | |||||
1.1 | Введение в образовательную программу | 1 | 1 | - | коллективные, индивидуальные | |
Раздел 2. Азбука бисеронизания | ||||||
2.1 | Простые цепочки «в одну нить» | 2 | 1 | 1 | коллективные, индивидуальные | опрос |
2.2 | Простые цепочки «в две нити» | 2 | 1 | 1 | коллективные, индивидуальные | анкетирование |
3 | Раздел 3.Виды бисерного рукоделия | |||||
3.1 | Плетение на проволоке. Плоские фигурки | 5 | 1 | 4 | коллективные, индивидуальные | тестирование |
3.2 | Плетение на проволоке. Объёмные фигурки | 12 | 1 | 11 | коллективные, индивидуальные | выставка |
4 | Раздел 4.Подарки к праздникам | |||||
4.1 | Подарки к праздникам. Новый год и рождество | 2 | 1 | 1 | коллективные, индивидуальные | |
4.2 | Подарки к праздникам. 23 февраля и 8 Марта | 2 | 1 | 1 | коллективные, индивидуальные | |
4.3 | Подарки к праздникам. Пасхальный сувенир | 2 | 1 | 1 | коллективные, индивидуальные | опрос |
5 | Раздел 5.Дополнительные занятия | |||||
5.1 | Знакомство с тестопластикой | 2 | 1 | 1 | коллективные, индивидуальные | |
5.2 | Знакомство с бумагопластикой | 2 | 1 | 1 | коллективные, индивидуальные | |
6 | Раздел 6.Академия Деда Мороза | |||||
6.1 | Академия Деда Мороза. Украшение кабинета, подготовка к выставкам и конкурсам | 3 | 1 | 2 | коллективные, индивидуальные | |
7 | Раздел 7.Итоговое занятие | |||||
7.1 | Итоговое занятие. Выставка работ. | 1 | - | 1 | коллективные, индивидуальные | Выставка, Тестирование |
Итого: | 36 | 11 | 25 |
Содержание программы:
Раздел 1. Вводное занятие
1.1 Введение в образовательную программу. Декоративно-прикладное искусство и его значение в жизни людей. Введение в образовательную программу. Внутренний распорядок, общие правила безопасности труда.
Раздел 2. Азбука бисеронизания
2.1 Простые цепочки «в одну нить». Теория: техника плетения. Основы композиции. Цветоведение. Разбор и зарисовка схемы
Практика: браслет «зигзаг», «цветок в 8 лепестков».
Работы повышенной степени сложности: «зигзаг» из 3 – 4 цветов, цепочка в 7 бисерин.
2.2 Простые цепочки «в две нити». Теория: техника плетения в две иголки. Основные виды: «крестик», «колечки», «лодочки». Разбор и зарисовка схем. Цветовые сочетания ( 2 – 3 цвета). Способы наращивания и закрепления нити.
Практика: браслет в одной из выбранных техник.
Раздел 3.Виды бисерного рукоделия
3.1 Плетение на проволоке. Плоские фигурки. Теория: техника простого параллельного плетения. Подбор материалов. Особенности плетения. Способы наращивания и закрепления концов проволоки. Плетение отдельных деталей. Создание композиции.
Практика: создание магнитов
Работа повышенной сложности: создание сюжетных картин.
3.2 Плетение на проволоке. Объёмные фигурки. Теория: техника объёмного параллельного плетения. Подбор материалов. Особенности плетения. Способы наращивания и закрепления концов проволоки.
Практикаь: плетение объёмных фигурок: «зоопарк», насекомые, животные лесов и полей. Работа повышенной сложности: создание сюжетных картин и композиций.
Раздел 4.Подарки к праздникам
4.1 Подарки к праздникам. Новый год и рождество. Теория: возникновение праздника, его суть, его символы. Варианты использования символов. Разбор схемы. Подбор материалов.
Практика: разработка и выполнение работ, композиций.
4.2 Подарки к праздникам. 23 февраля и 8 Марта. Теория: сувениры и подарки к праздникам. Выбор изделия. Особенности плетения
Практическая часть: разработка и выполнение работ, композиций.
4.3 Подарки к праздникам. Пасхальный сувенир. Теория: сувениры и подарки к праздникам. Выбор изделия. Особенности плетения
Практика: разработка и выполнение работ, композиций.
Раздел 5.Дополнительные занятия
5.1 Знакомство с тестопластикой. Теория: способы приготовления теста, изделия из соленого теста, способы покраски. Работа с одаренными детьми.
Практика: выполнения изделий на выбор
5.2 Знакомство с бумагопластикой. Теория: виды бумагопластики: квиллинг, объёмный квиллинг, аппликация. Свойство бумаги. Материалы, инструменты.
Практика: выполнения изделий на выбор
Раздел 6.Академия Деда Мороза
6.1 Академия Деда Мороза. Украшение кабинета, подготовка к выставкам и конкурсам. Новогодние утренники
Практика: изготовление новогодних сувениров, гирлянд
Раздел 7.Итоговое занятие
7.1 Итоговое занятие. Выставка работ.
Учебно-тематичекий план (36 часов)
2 год обучения
Название раздела, темы | Количество часов | Формы организации занятия | Формы аттестации (контроля) | |||||
всего | теория | практика | ||||||
1 | Раздел 1. Вводное занятие | |||||||
1.1 | Введение в образовательную программу | 1 | 1 | - | коллективные, индивидуальные | |||
Раздел 2. Школа бисеронизания | ||||||||
2.1 | Плотное плетение | 4 | 1 | 3 | коллективные, индивидуальные | тестирование | ||
2.2 | Плетение на проволоке и леске | 8 | 1 | 7 | коллективные, индивидуальные | Игра «Волшебный сундучок» | ||
3 | Раздел 3.Виды бисерного рукоделия | |||||||
3.1 | Вышивка бисером | 8 | 1 | 7 | коллективные, индивидуальные | выставка | ||
4 | Раздел 4.Подарки к праздникам | |||||||
4.1 | Подарки к праздникам. Новый год и рождество | 2 | 1 | 1 | коллективные, индивидуальные | |||
4.2 | Подарки к праздникам. 23 февраля и 8 Марта | 2 | 1 | 1 | коллективные, индивидуальные | |||
4.3 | Подарки к праздникам. Пасхальный сувенир | 2 | 1 | 1 | коллективные, индивидуальные | взаимоконтроль | ||
5 | Раздел 5.Дополнительные занятия | |||||||
5.1 | Работа с тестом | 2 | 1 | 1 | коллективные, индивидуальные | |||
5.2 | Нетрадиционные техники | 2 | 1 | 1 | коллективные, индивидуальные | |||
5.3 | Бумагопластика | 2 | 1 | 1 | коллективные, индивидуальные | Выставка | ||
6 | Раздел 6.Академия Деда Мороза | |||||||
6.1 | Академия Деда Мороза. Украшение кабинета, подготовка к выставкам и конкурсам | 2 | 1 | 1 | коллективные, индивидуальные | |||
7 | Раздел 7.Итоговое занятие | |||||||
7.1 | Итоговое занятие. Выставка работ. | 1 | - | 1 | коллективные | Тестирование | ||
Итого: | 36 | 11 | 25 |
Содержание программы:
Раздел 1. Вводное занятие
1.1 Введение в образовательную программу. Порядок и содержание работы кружка. История и современность бисерного искусства. Инструменты и материалы, приспособления. Требования к оборудованию рабочего места. Повторение правил безопасности труда и личной гигиены. Введение в образовательную программу второго года обучения. Внутренний распорядок, общие правила безопасности труда.
Раздел 2. Школа бисеронизания
2.1 Плотное плетение. Теория: Особенности плотного плетения. Его виды: «мозаика»,«полотно», «кирпичный стежок». Выбор техники. Разбор и зарисовка схем. Подбор материала и цветового сочетания (2 – 3 цвета). Наращивание и закрепление нити.
Практика: браслет, брелок или кулон в любой из выбранной техники.
Работы повышенной сложности: браслет в технике «нечетная мозаика», серьги «кирпичный стежок» в технике «сдвоенные ряды».
2.2 Плетение на поволоке и леске Теория: техника плетения, особенности.
Практика: изделие на выбор
Раздел 3.Виды бисерного рукоделия
3.1 Вышивка бисером. Теория: счетная вышивка по канве с фоном и без фона. Материалы и инструменты. Выбор рисунка. Основные приемы вышивки. Способы наращивания и закрепления нити. Оформление в рамку.«Традиционные женские украшения, бытующие на территории республики Хакасия», знакомство с историей
Виды вышивки бисером. Материалы и инструменты. Выбор рисунка. Основные приемы вышивки. Способы наращивания и закрепления нити. Оформление в рамку
Практика: панно размером 10 x 15 см.
Работа повышенной сложности: панно большого размера.
Раздел 4.Подарки к праздникам
4.1 Подарки к праздникам. Новый год и рождество. Теория: возникновение праздника, его суть, его символы. Варианты использования символов. Разбор схемы. Подбор материалов.
Практика: разработка и выполнение работ, композиций.
4.2 Подарки к праздникам. 23 февраля и 8 Марта. Теория: сувениры и подарки к праздникам. Выбор изделия. Особенности плетения
Практика: разработка и выполнение работ, композиций.
4.3 Подарки к праздникам. Пасхальный сувенир. Теория: история возникновения праздника Пасхи, традиции праздника.
Практика: изготовление пасхального сувенира.
Раздел 5.Дополнительные занятия
5.1 Работа с тестом. Теория: способы приготовления теста, изделия из соленого теста, способы покраски. Работа с одаренными детьми.
Практика: выполнения изделий на выбор
5.2 Нетрадиционные техники. Теория: изготовление поделок в нетрадиционных техниках. Материалы, инструменты.
Практика: выполнения изделий на выбор
5.3 Бумагопластика. Теория: квиллинг, объёмный квиллинг, аппликация.
Практика: выполнения изделий на выбор
Раздел 6.Академия Деда Мороза
6.1 Академия Деда Мороза. Украшение кабинета, подготовка к выставкам и конкурсам. Новогодние утренники
Практика: изготовление новогодних сувениров, гирлянд
Раздел 7.Итоговое занятие
7.1 Итоговое занятие. Выставка работ.
Учебно-тематичекий план (36 часов)
3 год обучения
Название раздела, темы | Количество часов | Формы организации занятия | Формы аттестации (контроля) | |||
всего | теория | практика | ||||
1 | Раздел 1. Вводное занятие | |||||
1.1 | Введение в образовательную программу | 1 | 1 | - | коллективные, индивидуальные | |
Раздел 2. Оплетение предметов | ||||||
2.1 | Оплетение предметов | 6 | 1 | 5 | коллективные, индивидуальные | контрольный срез |
3 | Раздел 3 Проектная деятельность | |||||
3.1 | Итоговая творческая работа. Проектная деятельность | 14 | 2 | 12 | коллективные, индивидуальные | тестирование |
4 | Раздел 4.Подарки к праздникам | |||||
4.1 | Подарки к праздникам. Новый год и рождество | 2 | 1 | 1 | коллективные, индивидуальные | |
4.2 | Подарки к праздникам. 23 февраля и 8 Марта | 2 | 1 | 1 | коллективные, индивидуальные | |
4.3 | Подарки к праздникам. Пасхальный сувенир | 2 | 1 | 1 | коллективные, индивидуальные | самоконтроль |
5 | Раздел 5.Дополнительные занятия | |||||
5.1 | Работа с тестом | 2 | 1 | 1 | коллективные, индивидуальные | |
5.2 | Нетрадиционные техники | 2 | 1 | 1 | коллективные, индивидуальные | |
5.3 | Бумагопластика | 2 | 1 | 1 | коллективные, индивидуальные | выставка |
6 | Раздел 6.Академия Деда Мороза | |||||
6.1 | Академия Деда Мороза. Украшение кабинета, подготовка к выставкам и конкурсам | 2 | 1 | 1 | коллективные, индивидуальные | выставка |
7 | Раздел 7.Итоговое занятие | |||||
7.1 | Итоговое занятие. Выставка работ. | 1 | - | 1 | коллективные | защита работ выставка |
Итого: | 36 | 11 | 25 |
Содержание программы:
Раздел 1. Вводное занятие
1.1 Введение в образовательную программу. Порядок и содержание работы кружка. Повторение пройденного за 1,2 год обучения. Общие правила безопасности труда. Введение в образовательную программу третьего года обучения.
Раздел 2. Оплетение предметов
2.1 Оплетение предметов. Теория: техника ажурного оплетения с элементами усложнения. Оплетение Вазочки, сосуда «сетка с уголком» или «сеткой с цепочками». Разбор и зарисовка схем. Цветовое сочетание (2 – 3 цвета). Особенности плетения. Закрепление нити. Техника объемного плетения. Практика: оплетение вазы или сосуда, оплёт ручки.
Работа повышенной сложности: оплетение шкатулки.
Раздел 3 Проектная деятельность
3.1 Итоговая творческая работа. Проектная деятельность. Теория: изделие по выбору в любой изученной технике или сочетание разных техник. Работа с литературой. Выбор изделия. Подбор материалов и цвета. Разбор схем. Особенности плетения. Оформление изделия. Защита работы.
Практика: изделие повышенной степени сложности или индивидуальный творческий проект.
Раздел 4.Подарки к праздникам
4.1 Подарки к праздникам. Новый год и рождество. Теория: возникновение праздника, его суть, его символы. Варианты использования символов. Разбор схемы. Подбор материалов.
Практика: разработка и выполнение работ, композиций.
4.2 Подарки к праздникам. 23 февраля и 8 Марта. Теория: сувениры и подарки к праздникам. Выбор изделия. Особенности плетения
Практика: разработка и выполнение работ, композиций.
4.3 Подарки к праздникам. Пасхальный сувенир. Теория: сувениры и подарки к праздникам. Выбор изделия. Особенности плетения
Практика: разработка и выполнение работ, композиций.
Раздел 5.Дополнительные занятия
5.1 Работа с тестом. Теория: способы приготовления теста, изделия из соленого теста, способы покраски. Работа с одаренными детьми.
Практика: выполнения изделий на выбор
5.2 Нетрадиционные техники. Теория: изготовление поделок в нетрадиционных техниках. Материалы, инструменты.
Практика: выполнения изделий на выбор
5.3 Бумагопластика. Теория: квиллинг, объёмный квиллинг, аппликация.
Практика: выполнения изделий на выбор
Раздел 6.Академия Деда Мороза
6.1 Академия Деда Мороза. Украшение кабинета, подготовка к выставкам и конкурсам. Новогодние утренники
Практика: изготовление новогодних сувениров, гирлянд
Раздел 7.Итоговое занятие
7.1 Итоговое занятие. Выставка работ.
Планируемые результаты.
По окончании первого года обучения учащиеся могут узнать:
- что такое бисер, различать разные виды бисера (круглый, рубленый, стеклярус);
- инструменты, материалы и приспособления, необходимые в работе с бисером;
- правила безопасности труда и личной гигиены;
- разные техники бисероплатения ( плетение «в одну нить», « в две нити», «лесенкой», «мозаикой», «сеткой» и др.);
- виды бисерных украшений (цепочки, браслеты, кулоны, колье, ожерелья и т.д.);
- способы наращивания и закрепления нити; прикрепление фурнитуры;
- различные формы работы с бисером (плетение, вышивка, ткачество бисером);
могут научиться:
- правильно пользоваться необходимыми инструментами и материалами;
- соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены;
- изготавливать простые украшения из бисера;
- работать со схемой будущего изделия (разбираться в направлении движения нитей, подбирать цветовые сочетания, орнамент изделия);
- «узнавать» вид плетения в готовом изделии, различать разные виды плетения.
По окончании второго года обучения учащиеся могут узнать:
- материал первого года обучения;
- основные техники бисерного рукоделия – простые и сложные, способы их комбинирования;
- разные формы работы с бисером;
- способы сочетания бисера с другими видами декоративно – прикладного творчества;
могут научиться:
- правильно пользоваться необходимыми инструментами и материалами;
- соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены;
- изготавливать сложные украшения из бисера;
- комбинировать несколько разных способов плетения в своей работе;
- «читать» схему будущего изделия ( разбираться в направлении движения иголок, количестве рабочих нитей, расположении бисеринок – «связок» и т.д.);
- узнавать виды плетения в готовом изделии;
По окончании третьего года обучения учащиеся могут узнать:
- материал первого и второго года обучения;
- способы обработки и отделки изделий;
-средства воплощения замысла в изделии;
- требования, предъявляемые к готовому изделию.
могут научиться:
- творчески создать каждое изделие, максимально используя полученный объем знаний, умений и навыков
- рационально планировать свою работу по изготовлению изделий
- практически выполнять работу различной сложности с применением разных вспомогательных материалов
- самостоятельно разрабатывать и конструировать творческие изделия
- экономично использовать материалы
- оформлять изделия на выставку
Работы учащихся третьего года обучения должны отличаться аккуратностью и высоким качеством исполнения. Учащиеся должны быть готовы к выполнению самостоятельной работы разной степени сложности.
Личностные результаты, приобретаемые учащимися в процессе прохождения программы.
Занятия бисероплетением способствуют развитию следующих качеств личности: развивается пространственное и логическое мышление; стимулируется самостоятельная учебная деятельность; улучшается координация движений, гибкость пальцев; формируется художественное воображение и эстетический вкус; развивается наблюдательность; улучшается зрительная и двигательная память; повышается личная самооценка и уверенность в своих способностях; расширяется кругозор; развивается добросовестность и ответственность; повышается творческая активность.
Метапредметные результаты, приобретаемые учащимися в процессе прохождения программы.
-умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
Условия реализации программы.
Материалы, необходимые для реализации программы: бисер и бусы разного размера и формы; леска рыболовная 0,15 – 0,17 мм; нитки капроновые (белого, черного, телесного и др. цветов); канва для вышивки; разные виды ткани для основы; бумага бархатная, картон разной толщины для оформления изделий в рамку; тонкая медная проволока; нитки мулине; клей ПВА4 лак прозрачный; различные оригинальные материалы (пуговицы, ракушки, камешки и тд.) для создания нетрадиционных бисерных изделий.
Инструменты и приспособления: иголки бисерные производства Японии №11 или №12. Ножницы, кусачки, плоскогубцы; станки для ткачества бисером или рамки с прорезями; салфетки из плотной ткани спокойной расцветки (для предотвращения рассыпания бисера по столу); сантиметровая лента для измерения длины изделий. Специальная фурнитура (замочки, швензы, пуссеты и т.д.); маленькие баночки с крышками для хранения бисера; простые и цветные карандаши, ластик для составления эскизов; прозрачная калька для перевода рисунка на ткань; крупная миллиметровка для составления рисунков в технике плотного плетения.
Углублению знаний и расширению кругозора детей, воспитанию их художественного вкуса способствует посещение музеев и выставок декоративно-прикладного искусства. Программа может быть использована в учреждениях дополнительного образования (объединениях и кружках ДПИ), в качестве факультативных и кружковых занятий в общеобразовательной школе при условии создания материальной базы.
Формы аттестации и контроля.
Приобретенные знания, умения, навыки выявляются при выполнении творческих заданий, контрольных срезов, тестов, по результатам участия в выставках и конкурсах различного уровня. Одна из форм оценки результатов – коллективный просмотр изделий, их обсуждение.
В течение года проводится аттестация: входная, промежуточная, в конце третьего года обучения - итоговая в форме тестов, включающих теоретические вопросы и творческие задания. При проведении аттестации выявляется высокий, средний, низкий уровень усвоения учащимися образовательной программы. В конце 3 года обучения выполняется итоговая творческая работа, по результатам которой учащиеся получают свидетельство или удостоверение инструктора. В конце каждого года, как результат работы, проводится выставка изделий учащихся. Степень развития отдельных черт характера (терпеливость, усидчивость и другие) определяется путем педагогических наблюдений за работой учащегося на занятиях при помощи диагностики личностного развития. Предусматривается участие учащихся со своими работами на различных выставках в течение года с целью пропаганды традиций народного творчества.
Критерии оценки результативности реализации программы
По уровню освоения программного материала результаты достижений условно подразделяются на высокий, средний и низкий.
Уровень усвоения программы оценивается как высокий - если учащиеся полностью овладели теоретическими знаниями, правильно их используют, и систематически применяют (знание основных понятий и терминов). Качество выполнения практических работ соответствует техническим и технологическим требованиям. В работе - максимально самостоятельное изготовление изделий. Учащиеся могут объяснить значение, смысл выполняемых работ, применять знания и умения, полученные на занятиях.
Уровень усвоения программы оценивается как средний, если учащиеся овладели не всей полнотой теоретических знаний, но усвоенный материал могут правильно использовать и применять. Качество выполнения практических работ не всегда соответствует техническим и технологическим требованиям. Присутствует самостоятельная работа, но возникают затруднения при выполнении изделий. Учащиеся могут объяснить значение, смысл выполняемых работ, применять знания и умения, полученные на занятиях. Время, затраченное на выполнение определённой работы не выходит за рамки отведённого.
Уровень усвоения программы оценивается как низкий, если учащиеся овладели частью теоретических знаний, но систематически их не применяют, не могут правильно использовать. Качество выполнения практических работ не соответствует техническим и технологическим требованиям. Самостоятельная работа практически отсутствует. Требуется индивидуально – дифференцированный подход со стороны педагога. Учащиеся могут объяснить значение, смысл выполняемых работ, применять знания и умения, полученные на занятиях. Периодически не укладываются во время, отведенное для выполнения определённой работы.
Методические материалы.
Выбор содержания и методов обучения по данной программе определяется педагогической целесообразностью и предусмотренными программой задачами, при этом также учитываются возрастные особенности и возможности детей.
Программа предусматривает использование различных методов, форм и приёмов проведения занятий. Методы обучения, в основе которых лежит способ организации занятий:
словесные - рассказ, беседа, опрос, объяснение, пояснение, чтение художественной литературы (сказок, рассказов, стихов и т.п.), разгадывание загадок;
наглядные - демонстрация рисунков и иллюстраций, образцов поделок; наблюдение; рассматривание таблиц, плакатов; показ слайдов на мультимедийном проекторе, DVD дисков;
практические - самостоятельная деятельность детей по изготовлению поделок; продуктивная, творческая деятельность;
игровые - дидактические игры, игры-путешествия, игры-соревнования, сюжетно-ролевые игры, театрализованные игры, игры-импровизации, подвижные игры и т.д.
объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
частично-поисковый – дети участвуют в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.
- компьютерные технологии.
Приёмы: использование пооперационных карт; составление детьми рассказов, историй с использованием изготовленных поделок; создание проблемной ситуации; внезапное появление игрушек, объектов; технологические сказки и другие.
Технологии: технология личностно-ориентированного развивающего обучения ( И.С. Якиманская), культуровоспитывающая технология дифференцированного обучения по интересам детей (И.Н. Закатова), технология индивидуализации обучения, групповые технологии, технология коллективного взаимообучения (А.Г. Ривин, В.К. Дьяченко), технология коллективной творческой деятельности (И.П. Волков, И.П. Иванов), технология исследовательского (проблемного) обучения, игровые технологии ( Пидкасистый П.И., Эльконин Д.Б.), информационные технологии (по Селевко Г.К.), здоровьесберегающие технологии.
Постоянно развивая интерес детей к занятиям, педагог должен стремиться выбрать такую форму их проведения, при которой предоставляется возможность самостоятельного творческого подхода. Предоставляя детям как можно больше самостоятельности, педагог вместе с тем должен направлять творческую деятельность кружковцев, развивать у них способность выбирать тему. Думать о способах исполнения изделия в том или ином материале, помогать в решении поставленной задачи.
Подбор, тематика изделий может меняться в зависимости от заготовленного материала, его цвета, фактуры, а также от умений и навыков кружковцев.
Список литературы для педагогов:
- Баскова Т.Н. Бисер. Уроки труда в начальной школе, методическое пособие – СПб: «Паритет», 2003 .
- Бисер. Кружево. Вязание крючком. Сост. М. Ивахнова. М. Олимп. Смоленск : Русич, 2000 .
- Божко Л.А. Бисер. – М., 2000.
- Гашицкая Р., Левина О. Вышивка бисером, 2001.
- Лындина Ю.С. Бисер. Техника «кирпичный стежок». – 2001.
- Тейлор К. Бисер: 55 современных оригинальных идей. – М., 2000.
- Фигурки из бисера / ред. Л. Мартынова. – М., 2001.
- Фигурки из бисера. /Сост. Лындина, 2001.
Литература, рекомендуемая детям:
1. Базулина Л.В., Новикова И.В. Бисер - Ярославль: «Академия развития», 2006 .
2. Берлина Н.А. Игрушечки. Бисер, 2003.
3. Белякова. Бисер. Модные украшения, фенечки и фигурки. Ростов н/Д: Издат. Дом «Рипол Классик», 2007 .
6. Зайцева Н. Бисер, украшения, М., Аст – Пресс, 2000 .
7.. Кит Никол. Искусство вышивки: секреты мастерства. (Перевод с английского Ю. Плискиной), 2004 .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа ДО по футболу Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Школа футбола»
Рабочая программа ДО по футболу. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Школа футбола»...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «РОБОТОТЕХНИКА»
Предмет робототехники это создание и применение роботов, других средств робототехники и основанных на них технических систем и комплексов различного назначения.Возникнув на основе кибернетики и ...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Радость" с 6 до 14 лет художественной направленности Хореография
Пояснительная записка. Мы окружены множеством различных видов культурного общения людей, одним из таких является хореография. Вся творческая деятельность связана с общением, с передачей энергии м...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Поваренок» к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе социально-культурной направленности «Поваренок»
Образовательная программа «Поваренок» направлена на формирование культуры здоровья и охраны жизнедеятельности. По функциональному назначению- учебно-познавательная, по форме реализации- кр...
Рабочая программа дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы Регионального центра выявления и поддержки одаренных детей "Литературное мастерство"
Актуальность программы заключается в комплексном изучении литературного мастерства детьми среднего школьного возраста, обеспечивающем развитие способности создавать художественный текст, моделировать ...
Приложение к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Город мастеров» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРАКТИЧЕСКОГО КУРСА ЗАНЯТИЙ по компетенции «Технологии моды»
Рабочая программа по компетенции «Технологии моды» является учебно-познавательной; по форме организации –групповой; по времени реализации – краткосрочной. Основывается на...
Рабочая программа практического курса занятий по компетенции «Управление железнодорожным транспортом». Приложение 3 к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Профориентационная смена «Город мастеров»
Рабочая программа по компетенции «Управление железнодорожнымтранспортом» (далее – программа) является учебно-познавательной; по формеорганизации – групповой; по времени реализа...