Урок русского языка во втором классе по программе "Начальная школа 21 век" "Неизменяемые слова"
план-конспект урока на тему
Урок русского языка во втором классе по теме "Неизменяемые слова" ( УМК "Начальная школа 21 век") построен, опираясь на системно-деятельностный метод педагогики. Этапы урока полностью соответствуют требованиям проекта " Механизмы внедрения системно-деятельностного подхода с позиций непрерывности образования (ДО- НОО-ООО)" федеральной инновационной площадки - Негосударственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования "Институт системно-деятельностной педагогики".
Скачать:
Предварительный просмотр:
Урок русского языка ( 2класс) по программе «Начальная школа XXI века»
(авт.Иванов С.В., Кузнецова М.В., Евдокимова А.О. и др.)
Тема: Неизменяемые слова
Цели:
продолжить работу со словами, форма которых не меняется;
отрабатывать умения изменять форму слова, находить и выделять окончания, в том числе нулевые, работая по алгоритму;
отрабатывать умение отличать слова с нулевым окончанием от неизменяемых слов;
обогащать устную и письменную речь учащихся;
развивать интерес к языку;
формировать умение самоконтроля.
Формируемые учебные универсальные действия:
- Личностные – развитие доброжелательности, доверия и внимательности к товарищам по классу, готовности к сотрудничеству, оказанию помощи.
- Регулятивные – целеполагание, как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно; прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний; контроль – в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план способа действия в случае расхождения эталона. Оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.
- Познавательные – работая, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя; самостоятельно формулировать тему и цель урока после предварительного обсуждения; отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации; определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех.
- Коммуникативные – оформлять свою мысль в устной и письменной речи с учетом учебных и жизненных речевых ситуаций. Высказывать свою точку зрения и попытка её обосновать, приводя аргументы
Тип урока: ОНЗ
Ход урока:
1 . Мотивация к учебной деятельности:
Повторяем условия успешной работы на уроке.
Давайте вспомним известных нам героев «ОХ» и «АХ». Кто из них вам больше нравится? («АХ») Почему? ( дети перечисляют качества характера АХА. ( презентация)
Как мы назовем такого ученика? (активный) , выкладываются опоры на доску и ребята приходят к выводу, что хорошо быть активным учеником…
Минутка каллиграфии.
Цель: формирование правильного письма, развитие логического мышления
м мм ммм
-какая буква записана?
-из каких элементов состоит?
-посмотрите внимательно на сочетания, установите закономерность и продолжите ряд.
Дети: с каждым разом число букв увеличивается на одну.
2.Актуализация знаний
Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.
Собака, лиса, крот, сорока, пони, рыба, стрекоза, кенгуру, шимпанзе (Дети смотрят на картинки и записывают слова в тетрадь.
Учитель: Что объединяет эти слова?
Дети: Они отвечают на вопрос «Кто?», это животные, это имена существительные
Учитель: Молодцы! Выделите окончания в словах. Предлагает вспомнить что мы делали на предыдущем уроке, выделяя окончания
Предлагается эталон (алгоритм действия) (на мониторе)
Изменю форму слова по вопросам.
Ищу общую часть в формах слова.
Изменяемая часть является окончанием
Дети испытывают затруднение в словах пони, кенгуру, шимпанзе
3.Выявление места и причины затруднений:
обсуждение затруднений
Учитель: Почему возникли трудности?
Дети: в словах кенгуру, пони, шимпанзе мы не можем отметить окончание они не изменяются.
Учитель: докажите, своё утверждение
Молодцы! Какова тема урока?
Дети : Неизменяемые слова
Физкультминутка (Машина зарядка)
4. Открытие нового знания.
Учитель: ребята, нам сегодня пришло письмо от одного сказочного героя.
(крепит портрет Незнайки на доску) Узнали ? Кто это? Почему его так зовут? Кто автор этого сказочного героя?
Он для вас написал письмо о своем выходном дне. Давайте прочитаем!
Как то рано по-утру
С другом сели мы в метру
И поехали в метре,
Фильм смотреть о кенгуре
Вот сидим мы с ним в кине
Без пальта и без кашне
А вернее я и ты
Без кашна и без пальты.
Любит кины детвора,
Если в кинах кенгура,
Ходит, бродит по шоссу,
Носит в сумке шимпанзу.
Кенгуру в кафю зашел
Занял там свободный стол
И сидит за доминой
С шимпанзой и какадой.
Интересное кино
Жаль что кончилось оно
В гардероб пора бежать,
Будут польта выдавать.
Дети находят в письме ошибки.
Учитель: А как надо произносить эти слова, почему?
Учитель: важно ли знать какие слова неизменяемые, почему?
Дети: да, чтобы правильно говорить, чтобы не смешить людей.
5 .Первичное закрепление
Запишите неизменяемые слова из письма Незнайки (работа в паре)
Самопроверка по эталону (Эталон на мониторе)
Учитель: Что можно сказать о форме этих слов?
Дети: У неизменяемых слов одна форма.
Физкультминутка
Раз – подняться, потянуться,
Два – согнуться, разогнуться.
Три- руками три хлопка, головою три кивка,
На четыре ноги шире ,
Пять руками помахать,
Шесть – за стол тихонько сесть.
Работа по учебнику.
Упражнение 1 страница 70 (устно)
Учитель: Среди неизменяемых слов есть предмет одежды, оно словарное.
Дети: пальто
Учитель: поставьте ударение, подчеркните «Опасные места». Запишите одно предложение с этим словом.
6. Самостоятельная работа с самопроверкой.
каждый для себя должен сделать вывод о том, что он умеет.
Страница 72, упражнение 2
7. Включение нового знания в систему знаний и повторение.
Дидактическая игра «Магазин»
Цель игры: проверить усвоение знаний по теме, расширить словарный запас.
Описание: дети по очереди отправляются в магазин и покупают только те предметы, которые имеют неизменяемую форму.
Карточки: шимпанзе, безе, конфета, пальто, кофе, ручка, пони, желе, какао, эскимо, пенсне, мячик, альбом, платье.
Во время игры учитель объясняет значение незнакомых слов.
8. Рефлексия деятельности
( итог урока)
Какую задачу ставили?
Что нового узнали?
Где можно применить новое знание?
Поместите на доску свои смайлики
9 .Домашнее задание:
Учебник - Страница 72, упражнение 5
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка и культуры речи Тема: Орфографические нормы. Правописание безударных гласных в корне слова.
Урок русского языка и культуры речи Тема: Орфографические нормы. Правописание безударных гласных в корне слова. Цели: - обобщить и систематизировать знания по теме «Правописание безуда...
Технологическая карта урока русского языка "Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением". 2 класс. Программа "Школа 2100"
Технологическая карта урока русского языка составлена на основе ФГОС....
Разработка урока по русскому языку в 10 классе по теме " Фонетический разбор слова"
Закрепление умения находить основные звуковые процессы в слове, соблюдать орфоэпические нормы русского языка, совершенствовать навыки фонетического разбора....
Технологическая карта урока по МДК. 01.02 Русский язык с методикой преподавания Тема Воспитательные возможности урока русского языка в начальной школе
Урок разработан в рамках ПМ. 01 Преподавание по программам начального общего образования. На уроках используется проблемное обучение, разные формы работы способствуют формированию профессиональных ком...
Урок русского языка: «Работа окончаний слов, называющих предметы» (3 класс) Русский язык – 3 класс. По системе Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова
: «Работа окончаний слов, называющих предметы» (3 класс) Русский язык – 3 класс. По системе Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова...
УМК "Школа России". Конспект урока русского языка в 3 классе по теме "Суффикс. Значение суффиксов в слове"
УМК "Школа России". Конспект урока русского языка в 3 классе по теме "Суффикс. Значение суффиксов в слове"...
Урок русского языка во втором классе по программе "Начальная школа 21 век" "Неизменяемые слова"
Урок русского языка во втором классе по теме "Неизменяемые слова" ( УМК "Начальная школа 21 век") построен, опираясь на системно-деятельностный метод педагогики. ...