Разработка урока по русскому языку в 10 классе по теме " Фонетический разбор слова"
план-конспект урока на тему
Закрепление умения находить основные звуковые процессы в слове, соблюдать орфоэпические нормы русского языка, совершенствовать навыки фонетического разбора.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
foneticheskiy_razbor.docx | 28.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Учебный предмет- русский язык, 10 класс
Тема урока: Фонетический разбор. (Основные понятия фонетики, графики, орфоэпии. Звуки и буквы.)
Тип урока- Повторительно-обобщающий
Вид урока- стандартный.
Цель урока:проверка и оценка уровня языковедческой компетенции учащихся в рамках темы
«Фонетика. Графика .Орфоэпия».
Задачи урока:
1) образовательные- проверить и оценить знания учащихся по фонетике, графике, орфоэпии, акцентологические навыки и умения выполнять фонетический разбор и транскрипцию;
2) развивающие- способствовать развитию логического мышления ( умению
сравнивать и анализировать фонетические единицы и явления, выделять главное);
3) воспитательные- воспитывать интерес к изучению русского языка и самостоятельную активность учащихся , навыки самоконтроля и взаимоконтроля.
Ход урока.
1.Организационная часть.
Приветствие учащихся
- Как вы уже знаете, что тест ЕГЭ состоит из заданий по всем разделам курса русского языка, в том числе фонетике и орфоэпии.
- Как вы думаете, какова тема нашего урока?
Сегодня на уроке мы повторим фонетику, графику и орфоэпию; закрепим умение находить основные звуковые процессы в слове, соблюдать орфоэпические нормы русского языка; совершенствовать навыки фонетического разбора. ( Слайд 1)
II. Словарная работа.
- Для совместной работы нам понадобится взаимопонимание, умение слушать и слышать друг друга, терпение, уважение, толерантность.
- Давайте проведём словарную работу.
- Дайте лексическое толкование слову толерантность.
Толерантность - терпение к чужому мнению, культуре, религии; снисхождение.
Слайд 2
Подберите к этому слову синонимы: терпение, снисхождение, терпимость.
- Дайте лексическое толкование слову уважение
Уважение - почтительное отношение, основанное на признании чьих-нибудь достоинств.
Приведи пример. Достойные люди уважают друг друга даже тогда, когда объективно являются врагами.
- Затранскрибируйте эти слова? ( [ тал 'ирантнаст' ] [уважэ́н'ийэ]
3.Актуализация знаний о фонетике, графике, орфоэпии.
- Что изучает фонетика? (Звуки речи.)
- Какой раздел языкознания изучает буквы, их начертания, соотношение со звуками? (Графика.)
- Чем различаются буква и звук? (Букву видим и пишем, звук произносим и слышим.)
- На какие две большие группы делятся звуки речи? (гласные и согласные)
- В чём состоит принципиальное различие между гласными и согласными звуками ( При образовании гласных воздух проходит через рот свободно, при образовании согласных встречает какие-либо преграды. Гласные состоят из голоса, звонкие согласные – из голоса и шума, глухие - из шума.)
Одним из задания тестов ЕГЭ – является задания из раздела «Орфоэпия».
- Что изучает орфоэпия? (Правила произношения звуков и ударения в словах.)
Проверим свои знания на примерах
1.. Поставьте ударение в словах. Выпишите слова с ударением на втором слоге. (Слайд 3)
Премировать, каталог, красивее, закупорить, средствами, добыча, баловать, копировать, звонят, банты, столяр, торты, черпать, творог, эксперт.
Взаимопроверка (Слайд 4)
- Докажите на примерах, что ударение бывает разноместным? (тОрты, звонИт, баловАть)
2.По какому признаку данные слова можно разделить на две группы? (Слайд 5)
Выпишите в два столбика, объясните.
(Ветер, льёт, мера, вяжет, поем, июнь, яркий, песня, люди, шьют.)
В словах льёт, поем, июнь, яркий, шьют буквы е, ё, ю, я обозначают 2 звука,
в словах ветер, мера, вяжет, песня, люди - гласный звук и мягкость предшествующего согласного.)
- Какие фонетические процессы вам известны? (оглушение, озвончение)
Эти процессы влияют на русскую орфографию.
3. Выберите слова, в которых происходит: (слайд 6)
а) оглушение согласных звуков;
б) озвончение согласных звуков.
Погрузка, сгибать, закуска, сторожка, зуд, сделать, заготовка, отбежать, сказка, покупка, косьба.
( а) оглушение согласных звуков: погрузка, сторожка, зуд, заготовка, сказка;
б)озвончение согласных звуков: сгибать, сделать, отбежать, косьба.)
Также, вам знакомы такие фонетические процессы как ослабление произношения гласного звука в безударном положении, этот процесс называется - редукцией, запишите.
- Назовите основные фонетические процессы, происходящие в словах: (Слайд 7)
Собака, корова (редукция- ослабление произношения гласных звуков),
Солнце, тростник, сочувствовать (выпадение--процесс, при котором в сочетаниях согласных
стн, здн, вст, дц, лнц и других происходит выпадение звука),
робкий, небоскрёб (оглушение-процесс, при котором звонкие согласные перед глухими и в конце слова произносятся как глухие звуки),
косьба, айсберг (озвончение - глухие в положении перед звонкими произносятся как звонкие).
А сейчас вспомним фонетический разбор слова
Для фонетического разбора я предлагаю такое нужное нам всем слово милосердие
1.Деление слова на слоги (перенос слова): ми-ло-сер-ди - е
Фонетическая транскрипция слова милосердие : [м'илас'`эрд'ий'э]
Характеристика всех звуков:
м [м'] - согласный, мягкий, парный, звонкий, непарный, сонорный
и [и] - гласный, безударный
л [л] - согласный, твёрдый, парный, звонкий, непарный, сонорный
о [а] - гласный, безударный
с [с'] - согласный, мягкий, парный, глухой, парный
е [`э] - гласный, ударный
р [р] - согласный, твёрдый, парный, звонкий, непарный, сонорный
д [д'] - согласный, мягкий, парный, звонкий, парный
и [и] - гласный, безударный
е [й'] - согласный, мягкий, непарный, звонкий, непарный, сонорный
[э] - гласный, безударный
10 букв, 11 звуков
Конец формы
Проверка по слайду Слайд 8 _
Со словом милосердие очень близко стоят не менее прекрасные и столь необходимые слова: доброта и уважение.
- Сделаем фонетический разбор этих слов по вариантам.
Доброта
1.Деление слова на слоги (перенос слова): доб-ро-та
2.Фонетическая транскрипция слова доброта : [дабрата]
3.Характеристика всех звуков:
д [д] - согласный, твёрдый, парный, звонкий, парный
о [а] - гласный, безударный
б [б] - согласный, твёрдый, парный,звонкий, парный
р [р] - согласный, твёрдый, парный, звонкий, непарный, сонорный
о [а] - гласный, безударный
т [т] - согласный, твёрдый, парный, глухой, парный
а [а] - гласный, ударный
7 букв, 7 звуков
Уважение
1.Деление слова на слоги (перенос слова): у-ва-же-ни- е
2.Фонетическая транскрипция слова уважение : [уважэ́н'ийэ]
3.Характеристика всех звуков:
у [у] - гласный, безударный
в [в] - согласный, твёрдый, парный, звонкий, парный
а [а] - гласный, безударный
ж [ж] - согласный, твёрдый, напарный, звонкий, парный
е [`э] - гласный, ударный
н [н'] - согласный, мягкий, парный, звонкий, непарный, сонорный
и [и] - гласный, безударный
е [й'] - согласный, мягкий, непарный, звонкий, непарный, сонорный
[э] - гласный, безударный
8 букв, 9 звуков
Конец формы
-Прочитайте транскрипцию и запишите предложение (слайд 9)
[Л’убл’у б’ир’оску рускуй’у
то св’этлуй’у то груснуй’у]
Люблю березку русскую,
То светлую, то грустную
(А. Прокофьев)
-Какой гласный звук повторяется и усиливает настроение легкой грусти и нежности? Звук [У]
Слайд 10
Поэты, повторяя гласные или группируя их по одинаковости звучания, пользуются приёмом ассонанса. Запишите.
Слайд 11
Ассонанс – это художественный прием созвучия гласных звуков.
-Спишите, подчеркните согласные звуки, которые повторяются и усиливают выразительность?
Слайд 12
Шипящие: [ч], [ш]
«Полночной порою в болотной глуши
Чуть слышно, бесшумно шуршат камыши.» (К. Бальмонт)
- Что удается достичь поэту благодаря повтору шипящих согласных?
(Слышится шуршание камышей.)
Аллитерация- это древнейший стилистический приём усиления выразительности художественной речи повторами согласных. Запишите (Слайд 13)
Прослушайте отрывок и скажите какой приём использует А.С. Пушкин?
Шипенье пенистых бокалов и
пунша пламень голубой.....
Звуки русского языка очень музыкальны. Фонетика- это «звучащая, выразительная музыка нашей речи».
- А теперь свои знания по разделам фонетика и орфоэпия примените на заданиях ЕГЭ. Слайд 14
Задания из ЕГЭ 2013. А14.
Слайд 15
В каком ряду во всех трёх словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?
- абсолютый, остолбенеть, заниматься
- авиакомпания, скопившийся, пловец
- воздушный, обновляясь, строжайший
- балагурить, прискакать, сложившийся
- соберутся, загорелый, коммерсант
- копошится, предварительный, склониться
- ситуация, сражаться, беседующий
- смягчение, увлекательный, упростить
Слайд 16
Задания из ЕГЭ 2013.: А1
1.В каком слове допущена ошибка: неверно выделена буква, обозначающий ударный гласный звук?
1)включИт 2) красивЕе 3) дОнизу 4) послАла
2.В каком слове допущена ошибка: неверно выделена буква, обозначающий ударный гласный звук?
1)навЕрх 2) баловАть 3) красИвее 4) тортЫ.
Ответы: А14- 3; 4. А1- 2; 4.
Взаимопроверка. Слайд 17
Слайд 18
– Запишите текст в соответствии с нормами русской орфографии и пунктуации
- [быт’ ч’илав’экам ф ч’илав’эч’искам опщ’иств’э вофс’и н’и т’ашкай’а аб’азанаст’ / а прастой’э разв’ит’ий’э внутр’эн’эй’ патр’эбнаст’и / н’икто н’и гавар’ит / што на пч’ил’э л’эжыт св’ищ’эный’ долк д’элат’ м’от / ана й'эво дэлайэт \ патаму што ана пч’ила //] (А. И. Герцен).
Проверка по слайду Слайд 19
- Быть человеком в человеческом обществе вовсе не тяжкая обязанность, а простое развитие внутренней потребности; никто не говорит, что на пчеле лежит священный долг делать мед, она его делает, потому что она пчела.
Выставление оценок.
Итоги урока.
Вы сегодня хорошо поработали на уроке и я хочу вам пожелать … Слайд 20
Домашнее задание: написать сочинение- рассуждение « Что такое толерантность?";
Фонетический разбор слова толерантность
Приложение
Тест 1 вариант
Ф.И.ученика___________________________________________10 класса
Задания из ЕГЭ А14.
В каком ряду во всех трёх словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?
1)абс…лютый, ост…лбенеть, зан…маться
2)авиак…мпания, ск…пившийся, пл…вец
3) в…здушный, обн…вляясь, стр…жайший
4)б…лагурить, приск…кать, сл…жившийся
Ответ:
Задания из ЕГЭ А1
1.В каком слове допущена ошибка: неверно выделена буква, обозначающий ударный гласный звук?
1)включИт 2) красивЕе 3) дОнизу 4) послАла
Ответ:
Тест 2 вариант
Ф.И.ученика___________________________________________10 класса
Задания из ЕГЭ А14.
В каком ряду во всех трёх словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?
1)соб…рутся, заг…релый, к…ммерсант
2)к…пошится, предв…рительный, скл…ниться
3)с…туация, ср…жаться, б…седующий
4)см…гчение, увл…кательный, упр…стить
Ответ: Ответ:
Задания из ЕГЭ А1
2.В каком слове допущена ошибка: неверно выделена буква, обозначающий ударный гласный звук?
1)навЕрх 2) баловАть 3) красИвее 4) тортЫ
Ответ:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Жило-было причастие". Разработка урока по русскому языку в 6 классе с использованием электронных образовательных ресурсов и ИКТ.
Я применяю ИКТ на уроках, во-первых, для того, чтобы решить социальные практические задачи:- для изучения нового материала, предъявления новой информации;- для закрепления пройденного, отр...
Методическая разработка урока по русскому языку "Перенос слов" (Школа России) 1 класс
Цуканова Е.А. учитель начальных классов...
Методическая разработка урока по русскому языку Преподавателя русского языка и литературы ГБПОУ «Сосновский агропромышленный техникум» Ионовой Нины Викторовны. Тема: «Причастие и деепричастие- обобщение изученного».
Тема: «Причастие и деепричастие- обобщение изученного».Цель: обобщение знаний по теме «Деепричастие» и «Причастие».Задачи:Обучающие:повторить:общее значение деепричастия и причастия...
Конспект открытого урока по русскому языку 2 класс по теме: «Прилагательные»
Цель урока: Обобщить знания учащихся об имени прилагательном, закрепить лексико – грамматические признаки ...
Урок русского языка 2 класс по теме:" Перенос слов".
Урок русского языка 2 класс по теме : "Перенос слов"...
Технологическая карта урока по русскому языку с презентацией по теме "Правописание гласных и согласных в корне слова"
quot;Правописание гласных и согласных в корне слова" 4 класс...
Разработка урока по русскому языку 3 класс узнаем род глагола прошедшего времени
Здравствуйте, уважаемые эксперты, меня зовут Хамадуллина Элина Айдаровна, я студентка 4 курса группы Б, специальности преподавание в начальных классах. Сегодня я хочу предоставить вам уровневые задани...