Статья "Педагогические чтения как современная форма методической работы"
статья на тему
Материалы статьи помогут найти новые идеи в использовании старой формы методической работы....
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_aksineva_m.a.docx | 19.45 КБ |
rezolyutsiya_2017.docx | 16.83 КБ |
rezolyutsiya2018.docx | 15.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогические чтения как современная форма методической работы
Аксиньева М.А., к.п.н.
Государственное бюджетное профессиональное учреждение города Москвы «Политехнический колледж им. Н.Н. Годовикова»
Педагогические чтения - это периодические проводимые мероприятия педагогических работников, имеющие целью рефлексии, обобщения и распространение эффективного педагогического опыта. В нашем колледже ежегодно в марте проводятся педагогические чтения, организаторами которых являются учебно-инновационный методический отдел, председатели П(Ц)К, психологическая служба, отдел производственного обучения и профориентации.
В качестве общих концептуальных подходов мы определяем обмен педагогическим опытом, рефлексивное осознание некоторых проблем педагогического взаимодействия и поиск путей их решения.
Так в 2017 году это была тема профессионального стандарта Педагога профессионального обучения и образования и в качестве цели было определено - активизировать педагогов колледжа в процессе освоения профессионального стандарта Педагога профессионального обучения и образования (Педагога ПО) в условиях проектирования ФГОС СПО по ТОП-50. Нами были поставлены следующие задачи:
- освоение профессионального стандарта в процессе рефлексии педагогической деятельности и осознания изменившейся роли и функций преподавателя;
- планирование использования современных образовательных технологий в условиях проектирования ФГОС СПО по ТОП-50.
- Изучение и общественная оценка результативности педагогического опыта по использованию современных образовательных технологий;
- обобщение и распространение передового педагогического опыта;
- формирование информационного пространства для эффективного профессионального взаимодействия педагогических работников при решении актуальных вопросов в сфере образования;
- повышение квалификации педагогов, развитие их творческого потенциала.
В процессе подготовки активное участие приняли педагоги, а также наши социальные партнеры ООО «Спутниковые инновационные космические системы».
Для проведения этой работы было разработано Положение, в котором определены цели, задачи, формы участия, этапы подготовки и проведения, формы заявок. В качестве форм участия были предложены:
- проведение мастер-класса (в этом случае предлагается тема, примерный ход работы, аудитория слушателей и участников и др.);
- презентационные площадки или доклады;
- выставки, творческие отчеты преподавателей, другие открытые мероприятия.
Всеми была выбрана форма презентационного выступления, в ходе которых были обсуждены следующие ПРОБЛЕМЫ:
Ресурсные:
- привлечение специалистов-практиков с ведущих предприятий отрасли, (кадровая проблема).
- недостаточный уровень развития материально-технической базы учебных лабораторий (материально-техническая проблема).
Психологические особенности студентов:
- слабая мотивация выпускников к профессиональной деятельности (психологическая проблема).
- Низкий уровень познавательного интереса, учебной мотивации учащихся.
Особенности психолого-педагогической и методической готовности педагога к взаимодействию
- Старая позиция некоторых педагогов «Я – источник знаний».
- Недостаточная психолого-педагогическая подготовка педагога, особенно инженерного корпуса.
- Пренебрежение объективными фактами возрастных особенностей – например, ведущей деятельностью – общением со сверстниками.
- Недостаточное использование (владение) педагогами приемов и методов формирования мотивационной сферы студентов.
- Организация этапа контроля, используемые методы и формы, критерии оценки, комментарии и оценочные суждения.
- Недостаточная педагогическая рефлексия. Внедрение ФГОС по ТОП -50 требует очень детальной проработки критериев оценки профессиональных действий во время обучения, а для этого необходим достаточно сформированный навык самоанализа, рефлексии.
В основу плана работы на новый учебный год легли, в том числе, положения принятых Рекомендаций педагогических чтений, в частности – в индивидуальных планах преподавателей появились темы самообразования, связанные с изменением педагогической позиции, обучение и профессиональная переподготовка по педагогике и психологии. Методической службой были запланированы практические семинары по организации и проведению отдельных этапов урока по ФГОС общего образования – целеполагания и рефлексии, реализации деятельностного подхода, использования содержания и методики проведения профессиональных чемпионатов WorldSkills. Активнее стали совершаться закупки нового, современного оборудования.
В 2018 году мы взяли для обмена опытом новую тему «Место и роль педагога в системе профилактики негативных форм отклоняющегося поведения студентов СПО». Осуществляя связь с педагогическими чтениями 2017 года, мы отметили, что для решения выявленных проблем последовательно реализуются следующие мероприятия – усилен процесс привлечения молодых специалистов-практиков с ведущих предприятий отраслей, существенно в этом году улучшена материально-техническая база колледжа, организован процесс получения «обратной связи» от студентов и педагогических работников путем заполнения электронных анкет на сайте, проведены семинары для преподавателей по проблемным моментам – целеполагание, рефлексия, ФГОС по ТОП-50, усиленное внимание к практико-ориентированности содержания занятий при их посещении. Таким образом, проблемы, выявленные в прошлом году на педагогических чтениях, находятся в фокусе активного внимания педагогического коллектива.
В обсуждении темы педагогических чтений в этом году приняли участие больше педагогов, чем в прошлом году, что говорит о росте методической активности членов коллектива. Проблемы, выявленные в процессе педагогических чтений в этом учебном году:
- Сложность доказательства практической пользы некоторых гуманитарных наук.
- Неуверенность студентов в себе, страхи.
- Снижение ценности образования в обществе.
- Несовершенство учебного процесса в части игнорирования преподавателями индивидуальных особенностей темперамента и характера студента.
- Дефекты здоровья современного студента.
- Слабое развитие познавательного интереса, волевой саморегуляции.
В качестве рекомендаций были приняты следующие положения:
- Принять современного студента как данность с его потенциалом к изменению.
- Использовать шире возможности молодежной субкультуры, молодежных трендов, дидактических игр, дискуссий в организации разнообразных активных, творческих форм педагогического взаимодействия.
- Преподавательскому сообществу активнее использовать и создавать тематические педагогические сайты, группы в социальных сетях для предметной коммуникации со студентами.
- Использовать индивидуальный подход, основанный на «оптимистической гипотезе» в построении процесса преодоления проблем отношения к учебной деятельности, в выстраивании положительных «мы-коммуникаций» со студентами.
- Учитывать в педагогическом взаимодействии состояние здоровья, темперамент, характер студентов и привлекать для их диагностики и рекомендаций педагога-психолога.
- Строить взаимодействие со студентами на основах гуманистической педагогики – выражать требование в различных формах- просьба, совет, авансированное доверие, предоставление права выбора, высказывание уверенности в положительном варианте развития событий и пр.
- Активнее использовать «педагогическую полиграфию», «минутки отдыха» на уроке, интеллектуальную разминку, сказки, разноуровневые задания и другие приемы обучения для повышения учебной мотивации студентов.
Таким образом, педагогические чтения по-прежнему сохраняют свою актуальность, как форма обмена опытом, педагогическая рефлексия, способ выявить «точки роста» в работе педагогического коллектива. Некоторым может показаться, что термин «педагогические чтения», устаревший; мы, признаться, думали о замене, но потом решили оставить, т.к. в нем отражена главная суть этого вида деятельности, а термин… придумает сама жизнь…
Предварительный просмотр:
РЕЗОЛЮЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЧТЕНИЙ
«Проблемы и перспективы реализации профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» с 1 января 2017г.» в условиях проектирования и апробации ФГОС СПО по ТОП-50
22 марта 2017 года
Педагогические чтения это периодические проводимые мероприятия педагогических работников, имеющие целью рефлексии, обобщения и распространение эффективного педагогического опыта. Организаторами педагогических чтений в колледже стали учебно-инновационный методический отдел, председатели П(Ц)К, психологическая служба, отдел производственного обучения и профориентации. В качестве цели было определено - активизировать педагогов колледжа в процессе освоения профессионального стандарта Педагога профессионального обучения и образования (Педагога ПО) в условиях проектирования ФГОС СПО по ТОП-50. Организаторами были поставлены следующие задачи:
- освоение профессионального стандарта в процессе рефлексии педагогической деятельности и осознания изменившейся роли и функций преподавателя;
- планирование использования современных образовательных технологий в условиях проектирования ФГОС СПО по ТОП-50.
- Изучение и общественная оценка результативности педагогического опыта по использованию современных образовательных технологий;
- обобщение и распространение передового педагогического опыта;
- формирование информационного пространства для эффективного профессионального взаимодействия педагогических работников при решении актуальных вопросов в сфере образования;
- повышение квалификации педагогов, развитие их творческого потенциала.
В процессе подготовки активное участие инициировали 9 педагогов, а также наши социальные партнеры ООО «Спутниковые инновационные космические системы». Всеми была выбрана форма презентационного выступления, в ходе которых были обсуждены следующие ПРОБЛЕМЫ:
Ресурсные:
- привлечение специалистов-практиков с ведущих предприятий отрасли, (кадровая проблема).
- недостаточный уровень развития материально-технической базы учебных лабораторий, (материально-техническая проблема).
Психологические особенности студентов:
- слабая мотивация выпускников к профессиональной деятельности (психологическая проблема).
- Низкий уровень познавательного интереса, учебной мотивации учащихся.
Особенности психолого-педагогической и методической готовности педагога к взаимодействию
- Старая позиция педагога «Я – источник знаний».
- Недостаточная психолого-педагогическая подготовка педагога (на уровне интуитивного, а не научного самообразования).
- Пренебрежение объективными фактами возрастных особенностей – например, ведущей деятельностью – общением со сверстниками…
- Недостаточное использование (владение) педагогами приемов и методов формирования мотивационной сферы студентов
- Организация этапа контроля, используемые методы и формы, критерии оценки, комментарии и оценочные суждения (порой отсутствует или слабо реализован).
- Недостаточная педагогическая рефлексия. Внедрение ФГОС по ТОП 50 требует очень детальной проработки критериев оценки профессиональных действий во время обучения, а для этого необходим достаточно сформированный навык самоанализа, рефлексии.
В результате обсуждения были приняты следующие
РЕКОМЕНДАЦИИ
- Использовать профессиональный стандарт педагога профобучения…и профессионально-компетентностную модель педагога СПО ГБПОУ ПК им. Н.Н. Годовикова как отправные точки для изменения педагогической позиции – на «Педагог – организатор образовательного процесса, консультант»
- Спланировать переподготовку в области педагогики и психологии не имеющим педагогического образования преподавателям.
- Уделять особое внимание при подготовке к занятиям – этапам целеполагания, мотивации учебной и профессиональной, контроля и оценки освоения компетенций, рефлексии учебных достижений.
- Шире использовать деятельностный подход в организации учебных занятий, включая групповые формы работы, творческие задания, решение кейсов, обсуждение проблемных, производственных ситуаций. Использовать содержание и методику проведения соревнований WorldSkills.
- Развивать рефлексивные навыки.
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение города Москвы
«Политехнический колледж им. Н.Н. Годовикова»
(ГБПОУ ПК им. Н.Н. Годовикова)
Резолюция педагогических чтений
28.03.2018
«Место и роль педагога в системе профилактики негативных форм отклоняющегося поведения студентов СПО»
Осуществляя связь с педагогическими чтениями 2017 года, можно отметить, что для решения выявленных проблем последовательно реализуются следующие мероприятия – усилен процесс привлечения молодых специалистов-практиков с ведущих предприятий отраслей, существенно в этом году улучшена материально-техническая база колледжа, организован процесс получения «обратной связи» от студентов и педагогических работников путем заполнения электронных анкет на сайте, проведены семинары для преподавателей по проблемным моментам – целеполагание, рефлексия, ФГОС по ТОП-50, усиленное внимание к практико-ориентированности содержания занятий при их посещении, по теме «Организация этапа контроля на учебных занятиях» семинар еще будет в этом учебном году. Рекомендации прошлогодних педчтений в основном реализуются. Таким образом, проблемы, выявленные в прошлом году находятся в фокусе активного внимания педагогического коллектива.
Проблемы, выявленные в процессе педагогических чтений в этом учебном году:
- Сложность доказательства практической пользы некоторых гуманитарных наук.
- Неуверенность студентов в себе, страхи.
- Снижение ценности образования в обществе.
- Несовершенство учебного процесса – неучет преподавателями темперамента и характера студента.
- Дефекты здоровья современного студента.
- Слабое развитие познавательного интереса, волевой саморегуляции.
Рекомендации
- Принять современного студента как данность с его потенциалом к изменению.
- Использовать шире возможности молодежной субкультуры, молодежных трендов, дидактических игр, дискуссий в организации разнообразных активных, творческих форм образовательного взаимодействия.
- Преподавательскому сообществу активнее использовать и создавать тематические педагогические сайты, группы в социальных сетях для предметной коммуникации со студентами.
- Использовать индивидуальный подход, основанный на «оптимистической гипотезе» в построении процесса преодоления проблем отношения к учебной деятельности, в выстраивании положительных «мы-коммуникаций» со студентами.
- Учитывать в педагогическом взаимодействии состояние здоровья, темперамент, характер студентов и привлекать для их диагностики педагога-психолога.
- Строить взаимодействие со студентами на основе гуманистической педагогики – выражать требование в различных формах- просьба, совет, авансированное доверие, предоставление права выбора, высказывание уверенности в положительном варианте развития событий и пр.
- Активнее использовать «педагогическую полиграфию», «минутки отдыха» на уроке, интеллектуальную разминку, сказки, разноуровневые задания и другие приемы обучения для повышения учебной мотивации студентов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современные формы работы по правовому воспитанию несовершеннолетних проживающих в ГКУ РХ «Республиканский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних».
Подростки испытывают затруднения в сопоставлении своего поведения и требований закона. Они склонны рассматривать свой поступок как невинную шалость, как неосторожность, а не как правонарушение или пре...
Применение активных и интерактивных методов и форм методической работы для активизации инновационной деятельности педагогов
В статье рассмотрена роль активных и интерактивных методов и форм в работе по активизации инновационной деятельности педагогов....
Использование приемов и методов технологии развития критического мышления через чтение и письмо. Урок внеклассного чтения по современной литературе. Татьяна Толстая. «Любишь - не любишь». Рассказ.
Урок подготовила: Иутинская Галина Ивановна Урок 1-2 Татьяна Толстая . Рассказ «Любишь- не любишь»(Опыт прочтения текста вместе с детьми) Эпиграфы:Чем человек ум...
Доклад к педогогическому совету на тему "Современные формы и методы воспитательной работы"
Профессиональное воспитание будущего специалиста как сложный системный процесс может быть представлен с помощью метода моделирования, позволяющего выявить взаимосвязь между основными факторами, функци...
Мастер-класс как современная форма методической работы преподавателя
Мастер-класс начинается с подготовительного организационного этапа, затем происходит презентация опыта преподавателя и выполнение заданий в соответствии с обозначенной задачей. На заключительном этапе...
Современные формы и методы профориентационной работы в колледже
Основными целями профориентационной работы Волжского филиала является привлечение преподавательского состава, студентов к активному участию в мероприятиях по профессиональной ориентации и просвещению ...
Современные формы организации методической работы в школе
В статье раскрыты современные формы организации методической работы в школе....