Применение активных и интерактивных методов и форм методической работы для активизации инновационной деятельности педагогов
статья на тему
В статье рассмотрена роль активных и интерактивных методов и форм в работе по активизации инновационной деятельности педагогов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
aktivnye_i_interaktivnye_metody_v_rabote_s_pedagogami.docx | 22.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Филонова Ольга Викторовна, г. Прокопьевск
Применение активных и интерактивных методов и форм методической работы
для активизации инновационной деятельности педагогов
В условиях модернизации образования, которая, по сути, является процессом внедрения инноваций, педагогу приходится не только обеспечивать передачу знаний, умений, но и практически непрерывно адаптироваться к изменениям в образовательной среде, осуществлять поиск и успешное введение в практику новых педагогических технологий. Для успешной реализации поставленных задач, педагог должен обладать необходимым уровнем и профессиональной компетентности, и профессионализма.
Развитие педагогической компетентности является предметом современных психолого-педагогических исследований (Э.Ф.Зеер, Л.М.Митина, В.Д.Шадриков и др). Как отмечает Л.М.Митина, «динамика развития педагогической компетентности определяется сменой репродуктивного уровня выполнения действий и операций творческим, гармонизацией и усложнением деятельности, коммуникативного и мотивационного компонентов педагогической компетентности» [1].
Для того чтобы обеспечить развитие профессиональной компетентности педагогов на уровне, адекватном современным требованиям образовательной системы, методической службе образовательного учреждения необходимо постоянно осуществлять поиск технологий, методов и форм взаимодействия с педагогами, поддерживающих их стремление к инновациям и творчеству. В рамках внутритехникумовской системы повышения квалификации педагогических работников важно активизировать процессы профессионально-личностного роста и саморазвития педагогов.
Широкие возможности для активизации инновационной и творческой деятельности педагогов предоставляют активные и интерактивные формы и методы работы с педагогами.
Интерактивное обучение – это способ познания, осуществляемый в формах совместной деятельности обучающихся: все участники образовательного процесса взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, совместно решают проблемы, моделируют ситуации, оценивают действия коллег и свое собственное поведение, погружаются в реальную атмосферу делового сотрудничества [2].
При интерактивных формах работы с педагогами, процесс взаимодействия организован таким образом, что практически все участники оказываются вовлеченными в процесс познания и обсуждения актуальных проблем. Совместная деятельность в данном процессе означает, что каждый участник привносит свой особый индивидуальный вклад, имеет возможность обменяться знаниями, собственными идеями, способами деятельности, основанными на имеющемся профессиональном и жизненном опыте. Кроме того появляется возможность приобрести новый опыт, знания, умения, возможность критической переоценки собственной практики. В результате диалогового общения происходит выработка стратегии решения профессиональных проблем, и что немаловажно, совершенствуются коммуникативные навыки педагогов, такие как умение концентрировать внимание на ключевых идеях, умение принимать точку зрения собеседника или аудитории, аргументировано доказывать собственную точку зрения.
Формы и методы интерактивного обучения имеют достаточно широкий спектр. В методической работе для обсуждения психолого-педагогических проблем широко применяются групповые дискуссии. Формы организации, техники групповых дискуссий весьма разнообразны («круглый стол», дебаты, «вечер вопросов и ответов» и др.)
Для коллективного генерирования идей и конструктивной их переработки в целях решения проблемы используются методы «мозгового штурма» и «мозговой эстафеты». «Мозговой штурм» предполагает реализацию трех этапов: спонтанная генерация идей, конструктивная критика и проработка предложенных идей с целью отбора наилучших, проектирование решений на основе отобранных идей. «Мозговая эстафета» − метод генерирования идей, отличающийся от мозгового штурма тем, что на первом этапе происходит генерация идей каждым участником с записью на рабочем листе, затем производится поочередное изложение идей каждым участником и их оценка другими участниками. При этом можно выставлять несколько оценок: за саму идею и за то, как она высказана (красота, четкость, понятность формулировки). Это позволяет выбрать лучший из предложенных вариантов. Завершается «мозговая эстафета» проектированием решений на основе отобранных идей. Одно из наиболее важных преимуществ мозгового штурма и мозговой эстафеты заключается в том, активизируются все участники процесса, создается созидательная атмосфера, педагоги в процессе обсуждения более гибко осваивают новые идеи.
В целях повышения квалификации внутри техникума педагогами достаточно востребованной является такая форма как семинары-практикумы. В центре внимания семинара-практикума находятся не только теоретические вопросы образовательного процесса, но и практические умения и навыки, что особенно ценно для роста профессионального уровня преподавателей и мастеров профессионального обучения. Данная форма работы требует серьезной подготовки, так как на таком семинаре педагоги знакомят присутствующих коллег с опытом своей работы (учебной, исследовательской, проектной и др.), осуществляемой в течение определенного времени. Темы семинаров-практикумов методическая служба разрабатывает в соответствии с запросами педагогов, актуальными проблемами реализации требований современного образования. У педагогов ОУ большой интерес вызывают практико-ориентированные семинары по темам «Применение современных педагогических технологий в образовательном процессе», «Организация внеаудиторной самостоятельной работы студентов», «Применение портфолио для оценки общих и профессиональных компетенций обучающихся», «Современные методы контроля в воспитательно-образовательном процессе с применением ИКТ», «Создание виртуальной образовательной среды» и др.
В методической работе с педагогами эффективной является и такая интерактивная форма, как тренинг. Тренинг — метод активного обучения, направленный на развитие знаний, умений и навыков и социальных установок. Тренинг используется, если желаемый результат — это не только получение новой информации, но и освоение каких-либо способов деятельности. Для того чтобы педагог освоил новые способы деятельности, он должен: 1) хотеть это делать, 2) знать, как это делать; 3) уметь это делать. Другими словами, в процессе организации тренинга перед методической службой (здесь работа ведется в тесной связи с психологической службой) стоят задачи: мотивирования и формирования позитивных отношений к новой деятельности; формирования системы представлений педагога о новой деятельности; формирования умений.
Тренинг, как правило, включает все себя разнообразные упражнения,
ролевые, деловые игры, элементы релаксации и др.). Возможен широкий спектр форм организации – индивидуальные, подгрупповые, парные. Поскольку в тренинговой работе используются нестандартные способы организации деятельности, процесс общения между коллегами становится менее напряженный, наиболее доверительный и увлекательный. Это позволяет более целенаправленно акцентировать внимание на содержании конкретных проблем и находить конструктивное их решение.
Немного хотелось остановиться на такой форме работы как проведение мастер-классов. Данная методическая форма отражает умение педагога-«мастера» проектировать успешную педагогическую деятельность, создает условия для роста педагогического мастерства на основе рефлексии собственного педагогического опыта. Целью мастер-класса является ретрансляция уникального педагогического опыта, передача руководителем мастер-класса его участникам «инновационных продуктов», полученных в результате творческой, экспериментальной деятельности педагога, проводящего мастер-класс. Следует отметить, что педагоги техникума принимают не только активное участие в мастер-классах, а также являются организаторами мастер-классов для педагогов ОУ и области, в частности по темам «Применение ИКТ в воспитательно-образовательном процессе», «Кейс-метод в преподавании дисциплин общеобразовательного цикла» и др.
Подводя итог вышесказанному, следует подчеркнуть, что методы и формы организации методической работы должны быть динамичны. Их выбор зависит от уровня квалификации педагогов, от их заинтересованности в освоении инноваций, от активности позиций и творческого потенциала.
Список источников:
1. Митина Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Л.М, Митина. - М.: Академия, 2004.
2. Панина, Т.С. Современные способы активизации обучения [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. заведений/Т. С. Панина, Л. Н. Вавилова; под ред. Т.С. Паниной. – М.: Издательский центр «Академия», 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование общих и профессиональных компетенций посредством активных и интерактивных методов и приёмов обучения.
Выступление на педсовете. Прилагается презентация....
Педагогический проект на тему: «Применение активных и интерактивных методов обучения при формировании общих и профессиональных компетенций»
В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существующими изменениями в п...
Статья "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АКТИВНЫХ И ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ"
Образовательный процесс в нашем техникуме предполагает обучение, обеспечивающее максимальное развитие интеллектуальной и эмоциональной сфер личности, формирование познавательных интересов и способност...
Доклад :Формирование общих и профессиональных компетенций посредством активных и интерактивных методов и приёмов обучения.
Формирование общих и профессиональных компетенций на уроках общетехнических и профессиональных дисциплин ( из опыта работы)....
Практика применения активных и интерактивных форм и методов работы со студентами в деятельности преподавателя (январь, 2019)
Практика применения активных и интерактивных форм и методов работы со студентами в деятельности преподавателя...
Конструирование занятия с применением активных и интерактивных методов и приемов обучения
Сегодня часто используют выражение — активные и интерактивные методы и приемы обучения. Попробуем разобраться: что это такое, какие методы принято считать активными, а какие — интерактивны...
Активизация педагогической деятельности педагогов методического объединения "Школа наставничества" 2021-2022 учебный год
23.12.2021г в рамках профориентационной деятельности «Знакомство с профессией», мастер производственного обучения Акаев Арсанали Садрутдинович посетил провел классный час с 9-т...