Ктп по предмету альтернативная коммуникация
календарно-тематическое планирование на тему

Елисеева Олеся Александровна

Для детей со множественными и тяжелыми нарушениями речи характерны: медленный темп усвоения речи окружающих, слабое развитие фонематического слуха, замедленный темп артикулирования.Словарный запас очень мал.Пассивный словарь превышает активный

Дети, которым присуща дизартрия, испытывают трудности со всеми движениями рта и лица. Им сложно не только произносить звуки, но и жевать, глотать, управлять голосом, обеспечивать нужные резонансные характеристики и плавность речи.

Данная программа позволит сформировать первоначальные речевые навыки, побудить к общению (вербальному или невербальному) ребенка с тяжелыми  и множественными нарушениями.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл alternativnaya_kommunikatsiya.docx65.12 КБ

Предварительный просмотр:

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШКОЛА-ИНТЕРНАТ «АБСОЛЮТ"

«Проверено»

Руководитель МО

__________

«____»___________2017г.

«Согласовано»

Заместитель директора по НМР

__________

Заместитель директора по УР

_____________

«____»____________2017г.

«Утверждаю»

Директор

__________

 «___»___________2017г.

ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ

«АЛЬТЕРНАТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ»

для детей с ТМНР

на 2017-2018 учебный год

                                                                       Учитель – логопед        

Елисеева О.А.

Пояснительная записка

Для детей со множественными и тяжелыми нарушениями речи характерны:

- Медленный темп усвоения речи окружающих, слабое развитие фонематического слуха.

- Замедленный темп артикулирования.

- Дизартрия.

-Дети, которым присуща дизартрия, испытывают трудности со всеми движениями рта и лица. Им сложно не только произносить звуки, но и жевать, глотать, управлять голосом, обеспечивать нужные резонансные характеристики и плавность речи.

 - Словарный запас очень мал.

-Пассивный словарь превышает активный.

Цель: Сформировать первоначальные речевые навыки, побудить к общению (вербальному или невербальному) ребенка с тяжелыми  и множественными нарушениями

 Задачи

  • развитие слухового внимания и слуха
  • Формирование пассивного и активного словаря
  • Формирование простой фразы
  • Понимание простой словесной инструкции
  • стимуляция развития речи: Вербальное и невербальное общение 

Пути реализации:

Традиционные:использование картинок, игрушек, дид. игры на развитие сенсомоторных навыков

 Альтернативные:

Использование естественных и простых жестов

Расширение пассивного и активного словаря, глобальное чтение по Карточкам Домана

Выполнение простых инструкций и поручений по Инструкциям и карточкам PECS

 Соблюдение правил по развитию речи

           ДЕЛАЙТЕ:

1. Всегда слушайте ребенка.

2. Смотрите, как будто Вы слушаете.

3. Желательно дождаться ответа.

4. Примите факт, что ребенок решает, ответить  или нет; это - его выбор.

5. Ответьте на то, что он говорит.

6. Приветствуйте с энтузиазмом каждое усилие, которое ребенок предпринимает, чтобы говорить.

7. Назначьте значения на определенные звуки, которые ребенок неоднократно говорит.

8. Используйте реальные слова, когда говорите с ребенком.

НЕ ДЕЛАЙТЕ:

1. Не используйте "детский лепет" с ребенком.

2. Не игнорируйте ребенка.

3. Не задавайте вопрос и не оставляйте время для него, чтобы ответить.

4. Не забудьте отвечать ему.

5. Не подражайте или высмеивайте звуки, которые он производит.

6. Не исправляйте его произношение.

7. Не пытайтесь вынудить его ответить.

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В итоге проведенной логопедической работы дети должны научиться:

  • четко дифференцировать все изученные звуки;
  • производить элементарный звуковой  анализ и синтез;
  • читать и правильно понимать прочитанное в пределах изученной программы;
  • читать по карточкам Домана;
  • подбирать слова к соответствующей картинке;
  • общаться, используя слова или карточки Домана/PECS или естественные жесты в пределах изученной программы.

Содержание  программы:

  1. РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ И ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА
  2. ДЫХАТЕЛЬНЫЕ И ГОЛОСОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
  3. ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ, ПОДГОТАВЛИВАЮЩИЕ АРТИКУЛЯЦИЮ И ПРОИЗНОШЕНИЕ ЗВУКОВ
  4. РАЗВИТИЕ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ
  5. ПОНИМАНИЕ РЕЧИ И НАКОПЛЕНИЕ СЛОВАРЯ

РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ И ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА

Речь детей должна быть выразительной. Ребенку необходимо свободно владеть голосом, дыханием во время речи, соблюдать ритм, темп, интонацию, иметь достаточно развитый фонематический слух, слуховое внимание. Это непременные условия овладения грамотой.

 1. Определение звучания игрушек. Возьмите 3-5 звучащих по-разному игрушек (колокольчик, дудочка, погремушка, барабан, ксилофон, пищащие и заводные игрушки) и предложите ребенку рассмотреть их и послушать, какие звуки они издают. Затем отведите ребенка в сторону (на 3-4 м), поверните спиной к игрушкам и воспроизведите звучание одной из них. Малыш должен подойти и указать на звучавшую игрушку или воспроизвести ее звучание.

2. Определение места звучания игрушки. Откуда доносится звук?

3. Определение звука в быту (звонок в дверь, телефон, чайник, шум воды, радио).

4. Определение голосов членов семьи, голосов животных и птиц.

5. Определение звуков и шумов, доносящихся с улицы (машина, трамвай, ветер, дождь, гром, шум толпы).

6. Выполнение просьб и поручений, не сопровождаемых жестами (дай, возьми, положи, принеси, подойди туда-то, открой, закрой, подними).

7. Перемещение предметов по заданию, например: взять со стола мишку и поставить его на диван (на стул, на полку, на пол).

8. Поменять местами игрушки, например зайку (на диване) и мишку (на полу).

9. На столе разложены знакомые игрушки, картинки, предметы. Предложите ребенку посмотреть на них внимательно, а затем подать вам сразу 2 предмета, например домик и машинку, мячик и собаку и т.д. В дальнейшем задание усложните: попросите подать одновременно 3-4 предмета.

10. Повторение сочетаний звуков и слогов: А, У, О, И

А-У, А-И, О-А А-О-У, А-У-И, И-У-А АУ, УА, АИ, УИ, АУИ, УИА ТА, ПА, МА, НА, СА ТА-ТА, TATA МА-МА, МАМА ПА-ПА-ПА, ПАПАПА ТА-МА, ТА-МА-СА ТА-ТА-ПА и т.д.

Старайтесь использовать те звуки, которые у ребенка сохранны или отработаны.

Сначала при проведении этого занятия дайте ребенку возможность видеть ваше лицо, затем можно прикрыть лицо экраном или повернуть ребенка к себе спиной.

11. Повторение слов, сочетаний слов и небольших предложений:

домик и елка

лопата, ведро, песок

кошка, собака, корова, лошадка

синий мяч, большой дом

кошка спит, собака лает

корова дает молоко и т.д.

Ребенок стоит спиной к говорящему и повторяет за ним все словосочетания, сохраняя в них количество и порядок слов.

ДЫХАТЕЛЬНЫЕ И ГОЛОСОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

1. Сдувать со стола мелко нарезанные цветные бумажки, пушинки, ватку.

2. Дуть на лежащие на столе палочки, карандаши разной формы (круглые, граненые) и длины, стараясь сдвинуть их с места.

3. Дуть на шарики разного веса: пластмассовые, деревянные, резиновые (небольшого объема).

4. Дуть на пластмассовые и бумажные игрушки, плавающие в тазике, тарелке, миске с водой.

5. Задувать на резком (быстром) и длительном выдохе пламя свечи.

6. Поддерживать в воздухе пушинку или маленький кусочек ваты на длительном выдохе.

7. Надувать резиновые шарики, бумажные и целлофановые мешочки, "тещин язык"; дуть в дудочку, свистульку, играть на детском кларнете.

8. Надувать и пускать мыльные пузыри.

Упражнения на развитие дыхания способствуют выработке правильного речевого дыхания, продолжительного выдоха, развивают его силу. Эти упражнения можно сочетать с движением рук, туловища, головы.

9. Произнесение гласных звуков А, О, У, И и слогов в сочетании с движением рук. Например:

руки на поясе, на А (ТА) левая рука отводится влево, на О (ТО) правая рука отводится вправо, на У (ТУ) левая рука на пояс, на И (ТИ) правая рука на пояс.

Движения выполняются в быстром и медленном темпе.

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ, ПОДГОТАВЛИВАЮЩИЕ АРТИКУЛЯЦИЮ И ПРОИЗНОШЕНИЕ ЗВУКОВ

Артикуляция - это работа органов речи (губ, языка, мягкого неба, голосовых связок), необходимая для произнесения звуков речи.

1. Упражнения для лица (изменение мимики):

- сделать лицо веселое (улыбнуться, засмеяться), сердитое (нахмурить брови), удивленное (поднять брови), плаксивое, спокойное, доброе;

- надуть щеки, втянуть щеки, перекачать воздух из одной щеки в другую.

2. Упражнения для губ:

- выпячивание губ трубочкой вперед и разведение их в стороны в сомкнутом виде;

- эти же движения с показом зубов (как при произнесении звуков Ш и С);

- щелканье плотно сжатыми губами (плотно сжать губы и с силой их разомкнуть);

- фырканье губами и произнесение "тпру" без голоса и с голосом.

3. Упражнения для языка:

- показать широкий и узкий язык;

- облизывание узким языком верхней и нижней губы;

- движения узким языком влево и вправо;

- быстрое движение узким языком по верхней губе с голосом ("колокольчик");

- движение широким языком вперед -назад по верхней губе, а затем по верхним зубам с голосом ("болтушка");

- удержание широкого и узкого языка на нижней и верхней губе, за верхними и нижними зубами;

- пощелкивание языком (присасывание языка к небу и оттягивание вниз - "лошадка").

4. Упражнение для мягкого нёба:

- опускание и поднимание нёбной занавески (похрапывание, покашливание, имитация полоскания горла водой).

5. Игры.

ШАРИК

Губы выпятить трубочкой вперед, как при надувании шарика; при словах "шарик лопнул" губы раздвинуть и произнести долгий звук Ш.

ЛОШАДКА

Сидя на стульчике, левую руку вытянуть вперед, сжав при этом кулачок, правой - взмахнуть и крикнуть: "Но!" Затем правую руку положить на левую и, слегка подпрыгивая на стульчике, щелкнуть языком, подражая цоканью копыт. На слово "приехали!" остановиться, потянуть руки на себя и сказать: "Тпру".

В игре "Поезд" использовать звуки у-, ч-, ч-, ч-, ш-.

РАЗВИТИЕ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ

Учить детей называть родителей, родственников (мама, папа, бабушка). Учить детей называть имена друзей, кукол. Учить подражанию: голосам животных; звукам окружающего мира; звукам музыкальных инструментов. Учить детей отдавать приказания: на, иди, дай. Учить детей указывать на определенные предметы: вот, это, тут. Учить составлять первые предложения, например: Вот Тата. Это Тома. Учить детей составлять предложения по модели: обращение + глагол повелительного наклонения: Тата, спи. Учить преобразовывать глаголы повелительного наклонения в глаголы настоящего времени единственного числа 3-го лица (спи — спит, иди — идет).

Эта работа строится на игровом звукоподражательном материале. Начать ее лучше с произношения гласных звуков.

1. Звуковое подражание:

- укачиванию ребенка: а-а-а;

- гудению паровоза: у-у-у!;

- реакции на болевое ощущение: о! о! о!;

- плачу ребенка: а-а-а, ы-ы-ы, уа-уа-уа;

- крику в лесу: ау!

2. Подражание голосам животных: мяу, ам, му, ква, пи-пи, ко-ко, га-га, ку-ку, ме-ме, бе-бе.

3. Подражание звукам, издаваемым транспортом и различными бытовыми предметами: би-би, ту-ту, динь-динь, тук-тук, бам-бам, тик-так.

4. Произнесение простых слов "дай", "на", "иди" и составление с ними коротких предложений типа: мама, дай; папа, на; баба, иди.

В процессе игры обучайте ребенка фразам: "У меня мяч" (или кукла, шар и т.д.).

ПОНИМАНИЕ РЕЧИ И НАКОПЛЕНИЕ СЛОВАРЯ

с использование карточек Домана

  • Учить детей находить предметы, игрушки.
  • Учить детей по инструкции логопеда узнавать и правильно показывать предметы и игрушки.
  • Учить показывать части тела в соответствии с просьбой взрослого. Учить понимать слова обобщающего значения.
  • Учить детей показывать и выполнять действия, связанные с окружающим миром, знакомой бытовой или игровой ситуацией.
  • Закреплять навык ведения одностороннего диалога (логопед задает вопрос по содержанию сюжетной картинки, а ребенок жестом отвечает на него).
  • Учить детей дифференцированно воспринимать вопросы: кто?, куда?, откуда?, с кем?. Учить детей понимать грамматические категории числа существительных, глаголов. Учить различать на слух обращения к одному или нескольким лицам.
  • Лексические темы: «Игрушки» »Семья» «Лицо» «Тело» «Одежда-обувь», «Посуда», «Мебель» «Природа», «Животные».
  • Учить понимать категории рода глаголов прошедшего времени единственного числа: Валя читала книгу; Валя читал книгу.
  • Учить детей отгадывать предметы, игрушки, животных, птиц по их словесному описанию (большой, бурый, косолапый, живет в берлоге, сосет лапу).
  • Учить по просьбе взрослого выбирать предметы для выполнения названных действий (резать — нож, шить — игла, наливать суп — половник).
  • Учить определять причинно-следственные связи (снег — санки, коньки, снежная баба).

Пополнять словарный запас

-расширение обобщенных понятий. Прежде всего малыш должен усвоить названия всех тех предметов и явлений, с которыми он наиболее часто соприкасается (названия частей тела, продуктов питания, посуды, мебели, одежды, обуви, головных уборов, инструментов, животных и птиц, овощей и фруктов).

-соотнесение слов  их с определенным понятием.( Он должен понимать, для чего нужны инструменты, одежда, обувь, посуда, мебель; какую пользу приносят животные и птицы; признаки, свойства и применение овощей, фруктов и других продуктов питания. Например: руками работают, ртом едят и говорят, в кастрюле варят, на сковороде жарят, лопатой копают, молоко белое, вкусное, апельсин круглый, кислый, оранжевый и т.д.)

-Знакомить ребенка с особенностями указанных предметов  в игре,  во время экскурсий на природу, в зоопарк, в магазин, на почту.

- привлекать малыша к участию в бытовом труде: учите его накрывать на стол, мыть посуду, наблюдать и посильно участвовать в приготовлении пищи, уборке постели и квартиры, -называя все предметы и объясняя свои действия.

Во время занятий с ребенком следует использовать различные картинки, игры (лото, домино, кубики), читать и заучивать небольшие стишки, отгадывать загадки.

, - пополнять словарь глаголами: сидит, лежит, идет, стоит, едет, плавает, летает.

- Называйть действия, продемонстрированные на игрушках или на человеке либо изображенные на картинках. В этих целях используется лото типа: "Кто или что делает?", "Кто или что плавает?", "Кто или что летает?", "Кто или что едет?" и т.д.

Можно группировать картинки по действиям (сидит, стоит и т.д.) и побуждать ребенка составлять к ним короткие предложения: "Папа сидит", "Мама стоит", "Собака лежит" и т.д.

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

Артикуляционные упражнений.
Играйте с ребенком у зеркала. Поощряйте его повторять за вами, например, следующие движения:
- округлите губы;
- посылайте воздушные поцелуи;
- почмокайте губами;
- улыбнитесь, а затем надуйте губы;
- проговаривайте долгие, напряженные гласные [ууу], [иии];
- нахмурьтесь;
- широко откройте рот;
- плотно закройте рот;
- попробуйте изобразить, что дотрагиваетесь кончиком языка до кончика носа;
- оближите губы – можно обмазать губки ребенка чем-нибудь вкусным наподобие желе, чтобы его мотивировать;
- скажите «мммм»;
- зевайте;
- вздыхайте.
Повторяйте эти упражнения без зеркала, ориентируясь на артикуляцию друг друга.
С более старшими детьми можно использовать те же упражнения, добавьте к ним в игровой форме следующие:
- удерживайте язык упертым в зубки на счет от 1 до 10;
- попеременно произносите напряженное [уу] и широко улыбайтесь (как если бы вы произносили [ии] – 10 раз;
- приоткройте рот совсем чуть-чуть, потом шире, шире, потом закройте;
- открывайте и закрывайте рот быстро, под счет;
- перемещайте язык с одного конца ротовой полости до другой и обратно;
- медленно и старательно оближите языком губы;
- дотроньтесь до щеки ребенка снаружи и попросите его прикоснуться к этому же месту щеки изнутри ротовой полости кончиком языка.
Не забывайте делать упражнения в игровой форме, можно награждать ребенка призом за каждый успех.
Выдувайте мыльные пузыри. У малыша не сразу это получится, но это неважно, главное – он будет стараться округлить и вытянуть губы.
Учите ребенка играть со свистками, это хорошо тренирует и дыхание, и мышцы губ. Если ребенок не может сомкнуть губы вокруг свистка, обвяжите вокруг этого участка свистка кусочек поролона. Используйте различные по форме свистки.
Играйте с различными духовыми музыкальными инструментами, например, с игрушечной флейтой, губной гармошкой.
С более старшими детьми можно поиграть в игру «Изобрази такую рожицу», используйте нарисованные рожицы мультяшек, карикатуры, сами корчите рожи, не забывая о различных положениях и движениях языка и губ.

Как уже говорилось выше, у детей с синдромом Дауна обычно намного лучше развита зрительная, а не слуховая, память. Поэтому им можно помогать осваивать речь не только на слух, но и с помощью зрительных опор. Работайте с зеркалом, используйте жесты, знаки, карточки с буквами. Например, артикулируя звук [б], обратите внимание ребенка на движения ваших губ, потом покажите ему зеркало и предложите имитировать необходимые артикуляционные движения.
Безусловно, неврологическое состояние ребенка не может не оказывать влияния на речь. Некоторые проблемы, например, не пропавшие вовремя рефлексы, - прерогатива врача-невролога. Если у ребенка наблюдается дизартрия, обычно у него отмечаются не только трудности с речью, но также и проблемы с глотанием и с жеванием.
Специальное лечение и практика позволяют ребенку научиться говорить более понятно.
У детей с дизартрией ошибки с речью всегда одни и те же. Если такой ребенок неправильно выговаривает какое-то слово, он обычно выговаривает его именно так, и не иначе.
У детей с
апраксией ситуация противоположная. Главная проблема у них – с «программированием» речи, поэтому они могут переставлять звуки внутри слова; в одно время они могут произносить какое-то слово правильно, а в другое время – ошибаться. По исследованию Л.Кумин (1994), от 48% (младшие дети) до 72% (старшие дети) родителей детей с синдромом Дауна отмечали, что у их детей есть проблемы апраксического типа.
Для апраксии характерны следующие внешние признаки:
- ребенок очень напрягается, старается выговорить звуки правильно, вы видите, как двигаются его губы, язык – но правильные звуки не выходят;
- непоследовательность ошибок в речи;
- ребенок употребляет меньше лепетных сочетаний в младенчестве, используется меньшее количество звуков, а также больше гласных, нежели согласных;
- ребенку легко произносить часто употребляемые клишированные фразы, они звучат очень понятно и правильно, но более сложные конструкции в неподготовленной речи (например, ответы на вопросы) ребенок осилить не может;
- проблемы с произнесением сочетаний звуков – ребенок может воспроизвести отдельные, изолированные звуки, иногда даже слоги, но не может правильно составить слово из этих слогов; переставляет звуки внутри слова или слоги внутри слова;
- ребенку труднее даются более длинные слова и фразы;
- отмечаются проблемы с ударением и ритмом: ребенок может говорить слишком медленно или слишком быстро, неравномерно.
Для ребенка с апраксией крайне важно постоянно практиковаться.
Пойте с ним песенки, занимайтесь музыкой. Особенно полезны песни с соответствующими словам жестами, а также песни, где постоянно повторяется припев. Ребенку легче их запомнить и интереснее в такой форме отрабатывать слова, звуки, фразы.
Выбирая книги для ребенка, подбирайте книги с предсказуемым сюжетом, с повторяющимися элементами сюжета и повторяющимися фразами (для младшего возраста большинство сказок отвечают этим требованиям, вспомните «Репку», «Теремок», «Колобок»). Зная, где в сказке будет повторяться одна и та же фраза, ребенок может сам подсказать ее вам. Это придаст ему уверенности в себе и мотивирует.
В повседневной жизни используйте повторяющиеся фразы, которые вашему ребенку будет легко запомнить и отработать, например, «Привет, как дела?».
Если у ребенка отмечаются трудности с речью, не пытайтесь стимулировать его лакомством или игрушкой, не обещайте ему что-то, если он правильно произнесет слово, и не наказывайте («не дам тебе мороженое, пока не произнесешь»).
Ребенок не капризничает и не упрямится, он действительно в состоянии сказать это правильно, и не нужно акцентировать внимание на негативном опыте, напротив, нужно давать ему позитивный опыт, мотивацию, повышать уверенность в себе.
Вы можете использовать для общения с вашим ребенком т.н.
поддерживающую коммуникацию

Навыки произнесения звуков

Тренируйтесь с ребенком в произнесении звуков перед зеркалом. «Это кто там такой? Какой хороший малыш. Смотри, как я говорю: п, п, п».
Проследим этапы развития речи.
Первый этап. Плач.
Второй этап. Более разнообразные звуки – плач, смех, гуление, вокализации. Поощряйте вокализации, повторяйте за ребенком издаваемые им звуки. Он будет в восторге и постарается показать себя с еще более лучшей стороны.
Третий этап. Лепет: бабаба, мамамама, папапа. Обычно возникает в возрасте 6-9 месяцев. На этом этапе вы должны выражать восторг и энтузиазм, подкрепляя желание ребенка лепетать. Повторяйте за ребенком то, что он говорит, а затем варьируйте сказанное им, используйте более низкий или более высокий тон и т.п.
Четвертый этап. Ребенок использует интонации, свойственные языку, старается использовать правильный ритмический рисунок. Набирает пассивный (!) словарный запас. Слов он пока не знает или использует простейшие слова «папа», «баба». Он начинает имитировать слова, повторять за вами (в 1-2 года). Ребенок почти готов к тому, чтобы перейти на стадию первых слов.

Имитация звуков (но пока не слов)

Издайте губами звуки воздушного поцелуя
Имитируйте плач
Имитируйте чихание
Имитируйте кашель
Имитируйте звуки, издаваемые при зевании
Имитируйте звуки, издаваемые довольным младенцем, воркование, мурлыкание
Имитируйте звуки окружающей среды: проезжающих машин, их сигналов, пылесоса и пр.
Когда ребенок научится имитировать различные звуки, начинайте имитировать звуки языка, слоги и слова. «Ба-ба-ба», «ла-ла-ла», «та-та-та», затем варьируйте гласные: «бу-бу-бу». Переходите к знакомым словам, построенным по тому же принципу: «мама», «папа», «баба». Бурно показывайте свою радость, если малыш повторит это слово.

Каким словам/ понятиям  когда учить

Во время одевания:
- части тела;
- предметы одежды;
- названия цветов;
- числительные;
- предлоги;
- слова, обозначающие относительные понятия (передний – задний, задом наперед, вверх – вниз, следующий, последний…);
- глаголы (застегнуть, просунуть, дать…).
Во время еды:
- названия продуктов;
- названия приемов пищи;
- названия посуды;
- глаголы (пить, есть, жевать, глотать…);
- прилагательные (горячий, холодный, пустой…);
- предлоги («в», «из»);
- экспрессивные междометия («ммм, вкусно»).
Во время прогулки:
- названия транспортных средств;
- слова, связанные с погодными условиями;
- все, что можно увидеть на улице: деревья, цветы и т.п.;
- предметы одежды и глаголы одевания;
- глаголы движения;
- предлоги;
- названия звуков, звукоимитации;
- приветствия.
Во время игры:
- названия игр и игрушек;
- глаголы (пинать, катать, кидать, бросать…);
- цвета и формы;
- глаголы,
- слова, связанные с погодными условиями.
Во время похода за покупками:
- названия продуктов, предметов одежды, бытовых приборов и проч., в зависимости от магазина;
- глаголы (купить, положить, достать, вынуть…);
- названия предметов в магазине – касса, тележка…
Во время купания:

 названия частей тела, игрушек, мыло-шампунь-вода-душ…;
- глаголы (налить, брызгать…);
- прилагательные (мокрый, сухой, теплый, холодный, маленький…).

Во время укладывания в постель:
- существительные (кровать, одеяло, подушка, окно, ночник…);
- глаголы (читать, поцеловать, спать, укрыть…);
- стандартные фразы «спокойной ночи», «приятного сна».
расширять круг этих понятий и слов..

-повышать мотивацию к общению и дальнейшему развитию речи.

P.S. На самой ранней стадии старайтесь показывать ребенку сам предмет (действие) и называть его словом. Когда мышление малыша будет более натренировано, можно переходить к картинкам, но не забывайте, что маленькие дети могут не воспринимать нарисованное на картинке как аналог предмета.


Значение слова, расширение словаря

Ребенок познает мир, соотнося символы-слова с понятиями (предмет «мяч» и сочетание звуков «м-я-ч»). Постепенно малыш понимает, что у значений и употребления слов есть много нюансов: тарелку разбивают, игрушку ломают, а бумагу рвут, хотя по сути значение этого процесса, в общем-то, одно и то же. Кроме того, одно и то же слово означает разные вещи в разных ситуациях.
-пополнять
активный словарь (те слова, что ребенок сам использует в речи)

-  пополнять пассивный  словарь(слова, которые ребенок в речи не использует, но понимает их значение). семьи, любимых продуктов и игрушек и ежедневно употребляемые слова типа «Пока», «Привет».

--расширение и уточнение ПОНЯТИЙ(. Малыш должен понимать, что майка – это не только вот эта его белая майка, но существует понятие «майки вообще», и, если мы считаем, что он усвоил это слово, он должен узнавать майку на картинке, на вешалке в магазине и так далее. Кроме того, ребенок должен понимать, что майка – это не любой предмет одежды, что так нельзя называть, к примеру, штаны).

Обогащение словаря включает тренировку навыков следующих направлений:
- категоризации, т.е. отнесения предмета к какой-то категории (молоко – это продукт питания);
- классификации (времена года – это весна, лето, зима, осень);
- употребления синонимов (слов с похожим значением) и антонимов (слов с противоположным значением);
- употребления слов, которые чаще всего связаны общей ситуацией, например, «молоко – печенье», «носки – туфли»;
- употребления слов, обозначающих род и вид (мебель – столы и стулья; еда (наиболее общая категория) – фрукты (более дробная категория) – яблоки и лимоны).
-Называние предметов, на которые смотрит  ребенок

-Неоднократное  повторение слов.
-Называние предметов с указанием на них пальцем

-Обогащение словаря в ситуациях реальной жизни.

-Обогащение словаря глагольной лексикой.
«что ты делаешь? Ты прыгаешь. Что ты делаешь? Куда ты бежишь?» и так далее. Играйте с куклами: пусть кукла попрыгает, а теперь пусть кукла ляжет, сядет, встанет…
-использование  ролевых игр, например, «Магазин».
-использовать книги о том, что происходит в реальной жизни ребенка.

-читать книги,опираясь на жжизненый опыт ребенка (Съездив на море или планируя такую поездку, читайте книги о море, о пляже и так далее. По возвращении с курорта рассматривайте с ребенком ваши фотографии, вспоминайте, как и где вы отдыхали, называйте все, что встречается на фотографиях. Можете сделать свою собственную книгу с использованием фотографий вашей семьи и ребенка и сочинять собственные рассказы и сказки).

- отрабатывать навыки категоризации(. Распределяйте с ребенком, к примеру, продукты и одежду по разным коробкам. Не обязательно выделять для этого специальное время: делая уборку, вы ненавязчиво сортируете предметы, книги ставятся на полку, игрушки убираются в ящик для игрушек. Не забывайте называть для ребенка каждый предмет.) Если он уже знает слово «рубашка», прибавляйте «рубашка, рубашка – это одежда».
Играйте в разнообразные игры со словами, «Я могу назвать пять видов фруктов» (для более старших детей) или своеобразные загадки «Банан – это животное? Нет, банан – это фрукт» для более младших. Подключайть игры типа лото.
Игры лото могут оказаться полезными и для отработки и запоминания слов, включаемых обычно в одну ситуацию – собака, кость, поводок, будка, намордник

Работа над грамматической правильностью речи,

- усвоение понятия множественного числа существительных (стул – стулья, стол – столы, дом – дома);
- усвоение понятия притяжательных прилагательных (мамин, папин, Ирин);
- понимание и отработка употребления рода существительных и согласуемых с ними прилагательных, местоимений (наша мама, наш папа),
- понимание системы времен глагола.
-использовать неопределенную форму глагола, инфинитив: писать, читать, спать.  во многих широко употребительных структурах: Я (НЕ) ХОЧУ…, Я (НЕ) БУДУ…, МНЕ (НЕ) НРАВИТСЯ…, НАДО…, НЕ НАДО…, МОЖНО…, НЕЛЬЗЯ…, ПОРА….

Программа составлена на основе программ коррекционной работы:

-  Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина «Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи», М. 1993 г.

- Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина «Программа коррекционного обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи 6-го года жизни», М., 1989 г.

-  Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина «Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием», М., 2002 г.

- Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада», Ч.1., первый год обучения, старшая группа, М., 1993г.

- Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада», Ч.2., второй год обучения,  подготовительная  группа, М., 1993 г.

-   Г.А. Каше «Подготовка к школе  детей с недостатками речи», М., 1985 г.

-  Программа коррекционного обучения и воспитания детей с ОНР шестого года жизни. М., 1989 г.

-   Коррекция нарушений речи (программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи), М, 2010 г.

- «Программа воспитания и обучения в детском саду», под ред. М.А.Васильевой М. 2004 г.,

- Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования, 2014.

-     С.П. Цуканова, Л.Л. Берц    «Учим ребёнка говорить и читать»  М. 2006г.

-    В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко  Учебно-методич. комплект. М. 2003г.

-    Т.А. Ткаченко «Если дошкольник плохо говорит» С.-Пб.  1998г.

- Н.В. Нищева «Организация коррекционно-развивающей работы в старшей   (подготовительной) логопедической группе»  С.-Пб. 2004г.

Перспективный календарно-тематический план групповой и индивидуальной работы в 1А, 1(доп.), 2 классе.

Месяц

Неделя

Дата

Направление работы, выполнения.

Темы занятий

Содержание работы

СЕНТЯБРЬ

1

Диагностика

2

Диагностика

3

Развитие слухового внимания и восприятия на неречевых звуках.

Игрушки Тема: «Вот мои игрушки»

 Глобальное чтение по теме

 «Игрушки»

Выделение гласных звуков в словах: кукла, машина, мишка

Учить показывать слово к соответствующей игрушке.

Играем с мячиком «Дай мне мяч…» Играем с куклой « Дай мне куклу…Учить выполнять взаимосвязанные прямые и обратные действия с предметами: раскладывать и собирать цветные колпачки; нанизывать на стержень два-пять одинаковых колец; обогащать опыт детей ;учить ориентироваться в двух предметах контрастной величины(большой-маленький); выполнять задания на соотнесение формы и величины; проводить занятия с однородными предметами разного цвета ( красный ;желтый –зеленый –синий); учить собирать игрушки из двух- трех частей; привлекать внимание к предметам

4

Развитие слухового внимания и восприятия на речевых звуках

Звук А

Игрушки

Продолжать учить выполнять задания на соотнесение предметов по форме (круглый квадратный,) пользоваться речевыми звуками, звукоподражаниями, различать звучание музыкальных инструментов(2-3)

Словарь: мяч, кукла, мяч, машина, мишка, ежи, дудка, барабан, бубен)

ОКТЯБРЬ

1

Звук О

       Семья

Словарь: имена детей, мама, папа дедушка, бабашка их имена. Учить показывать в своих альбомах членов семьи, называть их, (звукоподражание, слоги, звуки, слова)

Выделять звук О из слов по логопедическому букварю

2

Звук А-О

Семья

Продолжать вызывать, закреплять полученные навыки по теме.

Выделять, называть звуки А-О из слов, по логопедическому букварю, подбирать карточки со словами к картинкам.

3

Звуки  - А-О

Семья

Закреплять полученные навыки  

Выделять звуки А-О на слух, по картинкам, семейному альбому, находить в ряду других звуков, работать по логопедическому букварю

4

Звук и буква А-О

Семья

Продолжать закреплять полученные навыки, учить соотносить свои имена и имена близких с фото,

Артик. звука АО, нахождение, произнесение, узнавание на слух и в ряду написанных букв.

НОЯБРЬ

1

ЗВУКИ А

Лицо

Словарь: глаза, нос, щеки, лоб, рот  

Учить выполнять инструкцию: Покажи. назови, (у меня, у тебя. у куклы)

Выделение звуков на слух, по артикуляции

Работа по карточкам

2

Звуки У_О

Лицо

Учить выполнять инструкции, обогащать опыт детей ( большой нос-маленький);

 глаза большие-маленькие = учить – Артикуляция У_О, узнавание звуков и букв по артикуляции и на письме

Выкладывание слов к картинкам (чтение глобальное)

3

Звуки А-У-О

Лицо

Учить привлекать внимание к величине, цвету (глаза, нос, губы, рот.)

Учить выполнять инструкцию: Покажи. назови, (у меня , у тебя. у куклы)

Выделение звуков на слух, по артикуляции

Работа по карточкам

4

Звук И

Лицо

Учить выполнять инструкции логопеда, сравнивать по величине.

Выделять гласный И по артикуляции, находить в ряду других букв.

5

Звуки А-О-И

Тело

Словарь: руки, ноги, спина, живот, шея.

Учить выполнять инструкцию: Покажи, назови, (у меня, у тебя. у куклы), сравнивать по величине (большой-маленький.

Узнавание звуков по артикуляции, нахождение в ряду букв

декабрь

1

Звуки А-У-И

 Посуда

Словарь: чашка, тарелка, вилка, нож

 Учить выполнять инструкцию: Покажи

Учить соотносить, называть (звукоподражания, слоги, слова) с картинками, игрушечной посудой,

Выделять звуки на слух, буквы по картинкам

2

Звук и буква У_ О-А

Посуда

Продолжать учить, соотносить, называть, выполнять инструкции логопеда (дай, на, возьми, покажи…)

Словарь: чашка, тарелка, вилка, нож

3

Звуки А-У—О-И

Посуда

Продолжать расширять активный словарь по теме.

Выполнять инструкции логопеда

Артикуляция гласных АОУИ,

Повторение сочетания гласных

4

Звук и буква А_О_У_И

 Посуда

Учить называть, соотносить произносить, узнавать гласные АОУИ

Словарь: чашка, тарелка, вилка, нож

январь

2

Звук и буква А_О_У_И

Одежда

Словарь: одежда, шуба, теплая кофта, шапка, шарф, носки, колготки, брюки. джинсы, юбка, плащ, ь выполнять инструкцию: Покажи . назови,( у меня , у тебя. у куклы) обогащать опыт детей ;учить ориентироваться в двух предметах одежды контрастной величины(большой-маленький); выполнять задания на соотнесение формы и величины (у куклы-у ребенка;) Соотносить с предметами одежды разного цвета ( красный ;желтый –зеленый –синий); учить привлекать внимание к предметам одежды и выполнять инструкции логопеда.

Выделение звуков на слух, по артикуляции.

Работа по карточкам.

3

Звук и буква А_О_У_И

Одежда

Продолжать учить, соотносить, называть, выполнять инструкции логопеда (дай, на, возьми, покажи…)

4

Звук и буква А_О_У_И

Одежда

Продолжать расширять пассивный, активный словарь по теме. Д/игра «Оденем куклу на прогулку»

Выполнять инструкции логопеда

Артикуляция гласных АОУИ.

 Повторение сочетания гласных

февраль

1

Звук и буква А_О_У_И

Обувь

Словарь: тапочки, домашняя обувь, кроссовки, кеды, спортивная обувь. сандалии, шлепанцы, летняя обувь, сапоги, ботинки, зимняя обувь.

Учить выполнять инструкцию: Покажи. назови, (у меня, у тебя. у куклы)

Выделение звуков на слух, по артикуляции

Работа по карточкам

2

Звук и буква А_О_У_И

Обувь

Продолжать учить, соотносить, называть, выполнять инструкции логопеда (дай, на, возьми, покажи…)

3

Звук и буква А_О_У_И

Обувь

Продолжать расширять пассивный, активный словарь по теме.

Выполнять инструкции логопеда

Артикуляция гласных АОУИ,

Повторение сочетания гласных

4

Звук и буква А_О_У_И

М-П

Обувь

Продолжать расширять пассивный, активный словарь по теме.

Выполнять инструкции логопеда

Артикуляция гласных АОУИ,

Повторение сочетания гласных

март

1

Звук и буква А_О_У_И

Домашние животные

Словарь: кошка, собака, корова, коза, лошадь.

Детеныши: котенок. щенок, теленок, козленок жеребенок.

Звуки животных: кто как кричит.

Учить подражанию:
• голосам животных;

Учить детей по инструкции логопеда узнавать и правильно показывать.

Выделение звуков на слух, по артикуляции.

Работа по карточкам

Закреплять сохранные звуки.  Звукоподражание.

2

Звук и буква А_О_У_И

Домашние животные

Продолжать учить, соотносить, называть, выполнять инструкции логопеда (дай, на, возьми, покажи…)

3

Звук и буква А_О_У_И

Домашние животные

Продолжать расширять пассивный, активный словарь по теме.

Выполнять инструкции логопеда

Артикуляция гласных АОУИ,

Повторение сочетания гласных

апрель

1

Звук и буква А_О_У_И

Растения

Словарь: дерево, деревья, куст, ветки. листья, ствол, весна, распускаются почки появляются листочки.

Учить выполнять инструкцию: Покажи. назови.

 Выделение звуков на слух, по артикуляции

Работа по карточкам

2

Звук и буква А_О_У_И

Растения

Продолжать учить, соотносить, называть, выполнять инструкции логопеда (дай, на, возьми, покажи, собери картинку) Закреплять сохранные звуки.  Звукоподражание.

3

Звук и буква А_О_У_И

Растения

Продолжать расширять пассивный, активный словарь по теме.

Выполнять инструкции логопеда

Артикуляция гласных АОУИ,

Повторение сочетания гласных, закреплять сохранные звуки.  Звукоподражание.

4

Звук и буква А_О_У_И

Растения

Продолжать расширять пассивный, активный словарь по теме.

Выполнять инструкции логопеда

Артикуляция гласных АОУИ,

май

1

Звук и буква А_О_У_И

Транспорт

Словарь: машина, автобус, кабина, кузов, колесо, водитель, пассажир, дорога.

Учить выполнять инструкцию: Покажи. назови, собери картинку.

 Выделение звуков на слух, по артикуляции.

Работа по карточкам

2

Звук и буква А_О_У_И

Транспорт

Продолжать учить, соотносить, называть, выполнять инструкции логопеда (дай, на, возьми, покажи, собери картинку) Закреплять сохранные звуки.  Звукоподражание.

3

Диагностика

4

Диагностика


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по предмету речь и альтернативная коммуникация 1 доп класс

Тема урока "Наш класс, узнавание сверстников по действиям на фотографиях"...

Альтернативная коммуникация для детей с ТМНР

Здравствуйте. По ходу своей деятельности (я работаю воспитателем в детском доме- интернате для умственно- отсталых дететей) приходится сталкиваться с такими детьми, у которых есть нарушения речевого д...

Средства альтернативной коммуникации как способы общения у ребенка с ОВЗ

Информация для педагогов и не только. Способ общения с детьми ОВЗ....

Статья «Альтернативные коммуникации с детьми с интеллектуальной недостаточностью».

Альтернативная коммуникация (дополнительная, аугментативная, вспомогательная, тотальная) – это способы коммуникации, дополняющие или заменяющие вербальную речь людям, которые не м...

Комплект карточек для альтернативной коммуникации игровая деятельность и двигательная активность

Карточки подходят для альтернативной коммуникации, а также для визуального расписания детей с ОВЗ...

Рабочая программа по предмету "Речь и альтернативная коммуникация " для обучающихся с ОВЗ

Данная программа составлена мной в соответствии с требованиями ФГОС и ФАООП, специально для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья....