Альтернативная коммуникация для детей с ТМНР
рабочая программа
Здравствуйте. По ходу своей деятельности (я работаю воспитателем в детском доме- интернате для умственно- отсталых дететей) приходится сталкиваться с такими детьми, у которых есть нарушения речевого двигательного аппрата, где либо речь отсутствует совсем, либо дети произносят нечленно раздельные звуки. А ведь отсутствие вербальной речи затрудняет общение с окружающими, что влияет на психическое и интелектуальное развитие. В этой связи воспитание детей с использованием альтернативных средств коммуникации являются частью всей мооей системы коррекционно- педагогической работы. Целью всей моей работы с детьми является формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия. В работе применяются как традиционные методы и приемы, так и коррекционные: пальчиковые и артикуляционные гимнастики, работа с природным материалом (шишки, фасоль, камешки), рисование пальчиками, ладошками, крупой. Развиваем пальчики- развиваем речь. Использваний жестов применяется постоянно: во время режимных моментов, прогулок, занятий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
альтернативная коммуникация в работе с детьми с ТМНР | 37.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Данная программа разработана для детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью и множественными нарушениями в развитии. У детей с тяжёлой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР, не владеющих вербальной речью, затруднено общение с окружающими, что в целом нарушает и искажает их психическое и интеллектуальное развитие. В этой связи воспитание детей речи с использованием альтернативных (дополнительных) средств коммуникации является частью все системы коррекционно- педагогической работы. Альтернативные средства общения (мимика, жест, графическое изображение)могут использоваться для дополнения речи или ее замены, в случае ее отсутствия.
Что такое коммуникация?
Коммуникация- это не только слова. Есть много дополнительных средств, которые облегчают как понимание, так и выражение мыслей. Этими средствами пользуются люди, когда процесс коммуникации затруднен: они прибегают к жестикуляции, письменной речи и символическим изображениям( картинкам, фотографиям, рисункам, значкам, пиктограммам, системам слов). Альтернативная дополнительная коммуникация была всегда. Всегда в условиях дефицита вербальных средств люди использовали другие средства, это был язык жестов глухих, альтернатива письменному языку- язык Брайля.
Коммуникация и общение – неотъемлемые составляющие социальной
жизни человека. Специфические нарушения развития ребенка значительно
препятствуют и ограничивают его полноценное общение с окружающими.
Физические ограничения при ДЦП затрудняют формирование экспрессивных
движений (мимика, указательные жесты и др.), работу артикуляционного
аппарата, дети с трудом произносят отдельные звуки и слоги. У детей,
имеющих нарушение интеллекта отсутствует потребность в коммуникативных связях, имеются трудности выбора и использования форм общения, включая коммуникативную речь и целенаправленность речевой деятельности. У детей с выраженными нарушениями интеллекта отмечается грубое недоразвитие речи и ее функций: коммуникативной, познавательной, регулирующей. У многих детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития устная (звучащая) речь отсутствует или нарушена настолько, что понимание ее окружающими значительно затруднено, либо невозможно.
В связи с этим воспитание детей альтернативной коммуникации включает целенаправленную педагогическую работу по формированию у них
потребности в общении, которое предполагает не только передачу
информации, но и умение обращать внимание на окружающих людей,
проявлять интерес к другим людям, следить за их действиями, устанавливать
и поддерживать зрительный контакт, обращать внимание других людей на
себя. Педагогическая работа направлена на развитие сохранных речевых механизмов, обучение использованию альтернативных средств коммуникации и социального общения.
Цель – формирование коммуникативных и речевых навыков с
использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения
пользоваться ими в процессе социального взаимодействия.
Смыслом обучения социальному взаимодействию с окружающими
является индивидуальное поэтапное планомерное расширение жизненного
опыта и повседневных социальных контактов в доступных для детей
пределах.
Использование дополнительной коммуникации.
Цель дополняющей альтернативной коммуникации- улучшение коммуникативных возможностей детей, речь которых очень тяжело понять или у которых речь совсем отсутствует.
Однако одинаковых детей с самыми тяжёлыми нарушениями развития не существует, каждый ребёнок обладает своими собственными возможностями и у каждого есть свои особенные трудности.
Принципы внедрения АК.
- «От более реальному к более абстрактному» (ориентироваться на реальный уровень развития ребёнка, а не на его биологический возраст). Фотография- картинка с изображением реальных предметов- картинка- символ- пиктограмма- схема.
- «Избыточная информация» (одновременное использование нескольких коммуникативных средств: жест, слово, пиктограмма)- всё это позволяет пониманию детьми вербальной звуковой речи.
- Принцип мотивации (зависит от возможностей детей и круга их интересов).
Средства АДК.
1.Предметные символы (опорные объекты)- предметы или части предметов используются для коммуникации- сообщить о ближайших событиях, попросить что-то, сделать выбор между несколькими активностями. Предметы выбираются из-за своих сенсорных свойств, могут быть связаны с активностью, с конкретным местом или человеком. Очень часто опорные объекты связаны с повторяющимися событиями, потому они широко используются в построении расписаний дня и алгоритме действий.
2.Жесты присутствуют в коммуникативном развитии практически любого ребёнка. Из «плюсов» использования жестов- они «всегда с собой». К «минусам» можно отнести следующее: требуется высокая произвольность движений.
Макатон- языковая программа, цель которой – дать возможность коммуникации детям с ограниченными физическими и интеллектуальными возможностями. Макатон одновременно используются жесты, графические символы и речь. Главное отличие- использование двойных знаков (жест и символ), и как следствие- комплексное воздействие на реципиента (задействуются разные каналы восприятия информации).
Программа была создана Маргарет Уокер в Британии в1973 году. Макатон- система упрощённых жестов, которых легко показать, и легко понять.
Словарь Макатона (450 слов, 8 уровней+ 9 сложный).
Руки сложены к уху- спать.
Руки ладонями вверх- нет.
Жестами в макатоне всегда сопутствует соответствующее выражение лица, интонация, движения тела, пространственная ориентация. Жест «смотреть» используется с указанием направления- на что смотреть.
- Изображения.
Для коммуникации с детьми ТМНР могут применяться фотографии, картинки, пиктограммы. Плоские изображения плохо привлекают внимания детей с ТМНР. Для них предпочтительно будут опорные объекты. Фотографии должны быть заламинированные или наклеенные на картон (Тобис- изображение реальных объектов).
Визуальная альтернативная коммуникация представлена в виде большого количества графических систем. Самая распространенная система – символы PCS- дословно «делатель досок». Программа позволяет педагогу быстро готовить «коммуникативные доски», выбирая и распечатывая изображения. Коммуникативные доски представляют собой набор изображений, объединённых по какому-либо принципу.
Пиктограмма- черно-белые изображения, они более конкретны и узнаваемы, их легче рассмотреть, они максимально контрастны.
PECS- система обмена карточками- дидактически разработанная шестишаговая система обмена карточками для выражения просьбы, отказа и других форм функциональной коммуникации с использованием поведенческого подхода в работе с детьми.
Кинезиологические упражнения.
Кинезиология- научная и практическая дисциплина, изучающая мышечное движение во всех его проявлениях. Тело способно передать гораздо больше информации, чем слова. Тело не обманывает. Оно конкретно укажет, где находится дисбаланс.
«Кулак- ребро- ладонь»
Жили (кулак) да были (ребро) зайчики (ладонь)
На (кулак) лесной (ребро) опушке (ладонь)
Жили (кулак) да были (ребро) зайчики (ладонь)
В (кулак) беленькой (ребро) избушке (ладонь).
Мыли (кулак) свои (ребро) ушки (ладонь).
Мыли (кулак) свои (ребро) лапочки (ладонь).
Наряжались зайчики (кулак)-
Надевали (ребро) тапочки (ладонь).
«Рубим капусту»
Постучать по столу кистью правой, а затем левой рукой.
«Барабан»
Постучать каждым пальцем руки.
Календарно-тематическое планирование.
№ | Тема занятия | Содержание | Кол-во часов | Дата | ||||
1 | Установление зрительного контакта. Реагирование на своё имя. | Упражнение на дыхание «Ветерок». Арт.упражнение «Заборчик». Пальчиковые гимнастики: «Сорока», «Ладушки». Игра: «Знакомство». Название имён. | ||||||
2 | Культура общения: приветствие, прощание | Упражнение на дыхание «Ветерок». Арт.упражнение «Заборчик». Пальчиковые гимнастики: «Сорока», «Ладушки». Приветствие, прощание с собеседником жестом, звуком | ||||||
3 | Умение просить о помощи. Выражение благодарности. | Упражнение на дыхание «Ветерок». Арт.упражнение «Заборчик». Пальчиковые гимнастики: «Пальчик, пальчик, где ты был?».Обращение с просьбой о помощи с помощью жеста, звука. Игра «Спасибо» | ||||||
4 | Люди и имена | Упражнение на дыхание «Ветерок». Арт.упражнение «Трубочка» Игра-шнуровка «Божья коровка». Рассматривание сюжетных картинок (девочка, мальчик) | ||||||
5 | Звучащие предметы | Упражнение на дыхание «Ветерок». Арт.упражнение «Окошко» Пальчиковые гимнастики: «Пальчик, пальчик, где ты был?». Игры на выполнения практических инструкций, привлечения внимания звучащими предметами, выражение удовольствия и неудовольствия звучащими предметами. Игра на развития слухового внимания: «На чём я играю?» | ||||||
6 | Я вижу, я слышу | Упражнение на дыхание «Ветерок». Арт.упражнение «Трубочка» Игровые упражнения, имитирующие природные явления «Солнышко и дождик» (солнышко- улыбка, дождик- пальчик по столу) | ||||||
7 | Эмоции | Упражнение на дыхание «Ветерок». Арт.упражнение «Улыбочка». Соберём бусы. | ||||||
8 | Я и мои помощники | Упражнение на дыхание «Дуем на трубочку. Арт.упражнение «Улыбочка». Игровое упражнение «Пирамидка». Игра «Да-нет» | ||||||
9 | Пойми меня | Упражнение на дыхание «Дуем на трубочку. Арт.упражнение «Улыбочка». Пальчиковая гимнастика «Грибок». Игра «Клубок» | ||||||
10 | Моя семья | Упражнение на дыхание «Мыльные пузыри» Арт.упражнение «Улыбочка», «Язычок» Пальчиковая гимнастика «Моя семья» Рассматривание сюжетных картинок «Моя семья» | ||||||
11 | Представление о цвете | Упражнение на дыхание «Листопад» Арт.упражнение «Улыбочка», «Язычок» Пальчиковая гимнастика «Семья» Знакомство с цветом. Название цвета. Игра «Собери цветок» | ||||||
12 | Представление о форме | Упражнение на дыхание «Бабочка летает» Арт.упражнение «Улыбочка» Пальчиковая гимнастика «Семья» Знакомство с формой. | ||||||
13 | Различие предметов по цвету и форме | Упражнение на дыхание «Пушок» Арт.упражнение «Улыбочка», «Язычок» Подбор цветных палочек и карандашей. Различие предметов по цвету и форме. | ||||||
14 | Составление композиций из деталей одного цвета | Упражнение на дыхание «Пушок» Арт.упражнение «Улыбочка», «Язычок» Составь «Солнышко», «Цветок» | ||||||
15 | Составление композиций из 2-3 деталей разного цвета | Упражнение на дыхание «Подуй на одуванчик» Арт.упражнение «Улыбочка», «Язычок» Игра- шнуровка «Ленточка» Собирание конструктора, пирамидки. | ||||||
16 | Контакт | Упражнение на дыхание «Подуй на одуванчик» Арт.упражнение «Улыбочка», «Язычок» «Волшебный мешочек» Зрительный контакт | ||||||
17 | Звуки вокруг нас | Упражнение на дыхание «Снежинка» Арт.упражнение «Вкусное варенье» Определение и соотнесение различных звуков окружающей действительности | ||||||
18 | Животные | Упражнение на дыхание «Вертушка» Арт.упражнение «Вкусное варенье» Рассматривание картинок животных. Название животных и их частей тела (покажи пальчиком) | ||||||
19 | Как говорят животные | Упражнение на дыхание «Вертушка» Арт.упражнение «Вкусное варенье» Игра- шнуровка «Ленточка» Рассматривание изображений животных, ответы на вопросы: «Как говорят животные?» | ||||||
20 | Слушание сказки «Теремок» | Упражнение на дыхание «Пушок» Арт.упражнение «Вкусное варенье» Прослушивание, показывание пальчиком героев сказки | ||||||
21 | Понимание слов, обозначающих признак действия | Упражнение на дыхание «Пёрышко» Арт.упражнение «Чистим зубки» Игра «Завяжи шнурки» Рассматривание картинок «Хорошо- плохо» Выполнение заданий со словами: тихо, громко, быстро, медленно | ||||||
22 | Понимание слов, обозначающих действия предмета | Упражнение на дыхание «Пёрышко» Арт.упражнение «Чистим зубки» Работа с сюжетными картинками. Покажи на картинке: «есть, пить, сидеть, стоять, бегать, спать, играть, гулять» | ||||||
23 | Слушание сказки «Колобок» | Упражнение на дыхание «Пушок» Арт.упражнение «Вкусное варенье» Прослушивание, показывание пальчиком героев сказки | ||||||
23 | Игрушки | Упражнение на дыхание «Пушок» Арт.упражнение «Вкусное варенье» Называние и показывание предметов, действия с ними, характеристика предметов по цвету, форме | ||||||
24 | Понимание слов, обозначающих предмет «Посуда» | Упражнение на дыхание «Шарик» Арт.упражнение «Вкусное варенье» Рассматривание картинок. Называние и показ предметов посуды и действия с ними | ||||||
25 | Понимание слов, обозначающих предмет «Мебель» | Упражнение на дыхание «Шарик» Арт.упражнение «Вкусное варенье» Рассматривание картинок. Называние и показ предметов мебели и действия с ними | ||||||
26 | Понимание слов, обозначающих предмет «Одежда» | Упражнение на дыхание «Шарик» Арт.упражнение «Вкусное варенье» Рассматривание картинок. Называние и показ предметов одежды и действия с ними. Одежда по сезону. | ||||||
27 | Понимание слов, обозначающих предмет «Обувь» | Упражнение на дыхание «Шарик» Арт.упражнение «Вкусное варенье» Рассматривание картинок. Называние и показ предметов обуви и действия с ними. Обувь по сезону. | ||||||
28 | Понимание слов, обозначающих предмет «Овощи» | Упражнение на дыхание «Шарик» Арт.упражнение «Вкусное варенье» Рассматривание картинок. Называние и показ предметов овощи и действия с ними | ||||||
29 | Понимание слов, обозначающих предмет «Фрукты» | Упражнение на дыхание «Шарик» Арт.упражнение «Вкусное варенье» Рассматривание картинок. Называние и показ предметов фрукты и действия с ними. Игра «Что в суп, а что в компот?» | ||||||
30 | Понимание слов, обозначающих предмет «Продукты» | Упражнение на дыхание «Шарик» Арт.упражнение «Вкусное варенье» Рассматривание картинок. Называние и показ предметов продукты и действия с ними. Игра «В магазине» | ||||||
31 | Понимание слов, обозначающих предмет «Транспорт» | Упражнение на дыхание «Шарик» Арт.упражнение «Вкусное варенье» Рассматривание картинок. Называние и показ предметов транспорт и действия с ними. | ||||||
32 | Понимание слов, обозначающих предмет «Бытовые приборы» | Упражнение на дыхание «Шарик» Арт.упражнение «Вкусное варенье» Рассматривание картинок. Называние и показ предметов бытовые приборы и действия с ними | ||||||
33 | Слушание сказки «Репка» | Упражнение на дыхание «Пушок» Арт.упражнение «Вкусное варенье» Прослушивание, показывание пальчиком героев сказки | ||||||
34 | Слушание сказки «Маша и медведь» | Упражнение на дыхание «Пушок» Арт.упражнение «Вкусное варенье» Пальчиковая гимнастика «Моя семья» Прослушивание, показывание пальчиком героев сказки |
Диагностика (Джульет Голдбарт и Джин Веа)
ФИО: ____________________________________________________
№ | Параметры | Начало года | Конец года |
1 | Реагирует на эмоциональный тон голоса | ||
2 | Вычленяет смыслы из интонации и выражений лица | ||
3 | Понимает невербальную коммуникацию и язык | ||
4 | Понимает некоторые отдельные слова и абстрактные символы без поддержки со стороны | ||
5 | Атипичное коммуникативное развитие, потому мы не знаем, что ребёнок на дано м уровне понимает (слова, жесты или символы) | ||
6 | Понимает короткие фразы без поддержки со стороны |
Диагностика (Джульет Голдбарт и Джин Веа)
ФИО: ____________________________________________________
№ | Параметры | Начало года | Конец года |
1 | Реагирует на эмоциональный тон голоса | ||
2 | Вычленяет смыслы из интонации и выражений лица | ||
3 | Понимает невербальную коммуникацию и язык | ||
4 | Понимает некоторые отдельные слова и абстрактные символы без поддержки со стороны | ||
5 | Атипичное коммуникативное развитие, потому мы не знаем, что ребёнок на дано м уровне понимает (слова, жесты или символы) | ||
6 | Понимает короткие фразы без поддержки со стороны |
Диагностика (Джульет Голдбарт и Джин Веа)
ФИО: ____________________________________________________
№ | Параметры | Начало года | Конец года |
1 | Реагирует на эмоциональный тон голоса | ||
2 | Вычленяет смыслы из интонации и выражений лица | ||
3 | Понимает невербальную коммуникацию и язык | ||
4 | Понимает некоторые отдельные слова и абстрактные символы без поддержки со стороны | ||
5 | Атипичное коммуникативное развитие, потому мы не знаем, что ребёнок на дано м уровне понимает (слова, жесты или символы) | ||
6 | Понимает короткие фразы без поддержки со стороны |
Диагностика (Джульет Голдбарт и Джин Веа)
ФИО: ____________________________________________________
№ | Параметры | Начало года | Конец года |
1 | Реагирует на эмоциональный тон голоса | ||
2 | Вычленяет смыслы из интонации и выражений лица | ||
3 | Понимает невербальную коммуникацию и язык | ||
4 | Понимает некоторые отдельные слова и абстрактные символы без поддержки со стороны | ||
5 | Атипичное коммуникативное развитие, потому мы не знаем, что ребёнок на дано м уровне понимает (слова, жесты или символы) | ||
6 | Понимает короткие фразы без поддержки со стороны |
Диагностика (Джульет Голдбарт и Джин Веа)
ФИО: ____________________________________________________
№ | Параметры | Начало года | Конец года |
1 | Реагирует на эмоциональный тон голоса | ||
2 | Вычленяет смыслы из интонации и выражений лица | ||
3 | Понимает невербальную коммуникацию и язык | ||
4 | Понимает некоторые отдельные слова и абстрактные символы без поддержки со стороны | ||
5 | Атипичное коммуникативное развитие, потому мы не знаем, что ребёнок на дано м уровне понимает (слова, жесты или символы) | ||
6 | Понимает короткие фразы без поддержки со стороны |
Диагностика (Джульет Голдбарт и Джин Веа)
ФИО: ____________________________________________________
№ | Параметры | Начало года | Конец года |
1 | Реагирует на эмоциональный тон голоса | ||
2 | Вычленяет смыслы из интонации и выражений лица | ||
3 | Понимает невербальную коммуникацию и язык | ||
4 | Понимает некоторые отдельные слова и абстрактные символы без поддержки со стороны | ||
5 | Атипичное коммуникативное развитие, потому мы не знаем, что ребёнок на дано м уровне понимает (слова, жесты или символы) | ||
6 | Понимает короткие фразы без поддержки со стороны |
Диагностика (Джульет Голдбарт и Джин Веа)
ФИО: ____________________________________________________
№ | Параметры | Начало года | Конец года |
1 | Реагирует на эмоциональный тон голоса | ||
2 | Вычленяет смыслы из интонации и выражений лица | ||
3 | Понимает невербальную коммуникацию и язык | ||
4 | Понимает некоторые отдельные слова и абстрактные символы без поддержки со стороны | ||
5 | Атипичное коммуникативное развитие, потому мы не знаем, что ребёнок на дано м уровне понимает (слова, жесты или символы) | ||
6 | Понимает короткие фразы без поддержки со стороны |
Диагностика (Джульет Голдбарт и Джин Веа)
ФИО: ____________________________________________________
№ | Параметры | Начало года | Конец года |
1 | Реагирует на эмоциональный тон голоса | ||
2 | Вычленяет смыслы из интонации и выражений лица | ||
3 | Понимает невербальную коммуникацию и язык | ||
4 | Понимает некоторые отдельные слова и абстрактные символы без поддержки со стороны | ||
5 | Атипичное коммуникативное развитие, потому мы не знаем, что ребёнок на дано м уровне понимает (слова, жесты или символы) | ||
6 | Понимает короткие фразы без поддержки со стороны |
Диагностика (Джульет Голдбарт и Джин Веа)
ФИО: ____________________________________________________
№ | Параметры | Начало года | Конец года |
1 | Реагирует на эмоциональный тон голоса | ||
2 | Вычленяет смыслы из интонации и выражений лица | ||
3 | Понимает невербальную коммуникацию и язык | ||
4 | Понимает некоторые отдельные слова и абстрактные символы без поддержки со стороны | ||
5 | Атипичное коммуникативное развитие, потому мы не знаем, что ребёнок на дано м уровне понимает (слова, жесты или символы) | ||
6 | Понимает короткие фразы без поддержки со стороны |
Диагностика (Джульет Голдбарт и Джин Веа)
ФИО: ____________________________________________________
№ | Параметры | Начало года | Конец года |
1 | Реагирует на эмоциональный тон голоса | ||
2 | Вычленяет смыслы из интонации и выражений лица | ||
3 | Понимает невербальную коммуникацию и язык | ||
4 | Понимает некоторые отдельные слова и абстрактные символы без поддержки со стороны | ||
5 | Атипичное коммуникативное развитие, потому мы не знаем, что ребёнок на дано м уровне понимает (слова, жесты или символы) | ||
6 | Понимает короткие фразы без поддержки со стороны |
Система оценки:
- не выполняет (-);
- выполняет задания со значительной помощью (пп);
- выполняет задание с частичной помощью (п)
- выполняет задание по последовательной инструкции (и)
- выполняет задание по образцу (подражанию) (0)
- выполняет задание самостоятельно, но допускает ошибки (сш)
- выполняет задание самостоятельно (+).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ктп по предмету альтернативная коммуникация
Для детей со множественными и тяжелыми нарушениями речи характерны: медленный темп усвоения речи окружающих, слабое развитие фонематического слуха, замедленный темп артикулирования.Словарный запас оче...
Конспект урока по предмету речь и альтернативная коммуникация 1 доп класс
Тема урока "Наш класс, узнавание сверстников по действиям на фотографиях"...
Средства альтернативной коммуникации как способы общения у ребенка с ОВЗ
Информация для педагогов и не только. Способ общения с детьми ОВЗ....
Статья «Альтернативные коммуникации с детьми с интеллектуальной недостаточностью».
Альтернативная коммуникация (дополнительная, аугментативная, вспомогательная, тотальная) – это способы коммуникации, дополняющие или заменяющие вербальную речь людям, которые не м...
Комплект карточек для альтернативной коммуникации игровая деятельность и двигательная активность
Карточки подходят для альтернативной коммуникации, а также для визуального расписания детей с ОВЗ...