Статья «Альтернативные коммуникации с детьми с интеллектуальной недостаточностью».
статья

Перязина Ольга Андреевна

Альтернативная коммуникация (дополнительная, аугментативная, вспомогательная, тотальная) – это способы коммуникации, дополняющие или заменяющие вербальную речь людям, которые не могут с её помощью удовлетворительно общаться.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx20.39 КБ

Предварительный просмотр:

Статья «Альтернативные коммуникации с детьми с интеллектуальной недостаточностью».

Дети с интеллектуальной недостаточность обладают особыми образовательными потребностями, некоторые из них, к сожалению, нуждаются  в особых способах общения и взаимодействия. И тогда на помощь специалистам приходят альтернативные коммуникации. Прежде всего разберем, что же подразумевается под этим термином.

Альтернативная коммуникация (дополнительная, аугментативная, вспомогательная, тотальная) – это способы коммуникации, дополняющие или заменяющие вербальную речь людям, которые не могут с её помощью удовлетворительно общаться.

 Выделяют две группы средств дополнительной и альтернативной коммуникации.    

!.  Представлена оптико-кинетическими невербальными средствами, которые свойственны каждому человеку и не требуют дополнительных специальных приспособлений. К данной группе относятся: мимика (выражение лица) и пантомимика (телодвижения и жесты).

2.  Включает специальные приспособления: предметы, их части и миниатюрные копии, графические символы (фотографии, картинные символы коммуникации, пиктограммы и др.), технические средства коммуникации (коммуникаторы).  Планированию всех образовательных мероприятий по обучению дополнительной и альтернативной коммуникации предшествует распознавание потребностей, актуальных навыков и возможностей неговорящего ребенка.  

Обучение коммуникативным навыкам и различным средствам общения детей с интеллектуальной недостаточностью является одним из трудных разделов коррекционной и учебной работы.

Дети обладают различным потенциалом, в связи с этим и выбор средств коммуницирования будет зависеть и от физических, и от интеллектуальных возможностей ребенка.

С обучающимися работают учитель - логопед, дефектолог, психолог и другие специалисты. На всех занятиях учитывается: степень выраженности нарушения интеллекта, структура двигательного нарушения, психическая деятельность и соматическое состояние.

Средства коммуникации можно разделить на вербальные и невербальные.

 Вербальные коммуникации осуществляются с помощью устной речи как системы кодирования. 

 Невербальные коммуникации – это сообщения без использования устной речи, например, с помощью жестов, мимики, поз, взгляда. Невербальные средства иногда служат «заменителями» слов или целых фраз.

Основные принципы использования системы дополнительной коммуникации (Е.А. Штягинова, 2012):

Принцип «от более реального к более абстрактному» - ребёнку сначала предъявляется изображение реального объекта, затем символ.

Принцип избыточности символов – одновременное использование различных систем коммуникации – картинок, жестов, символов, написанного слова.

Принцип постоянной поддержки мотивации – система работы долгая и кропотливая, не всегда воспринимается быстро и легко. Требуется обучение всего окружения ребёнка, постоянной поддержки мотивации.

 Принцип функционального использования в коммуникации – использование приобретённых навыков в повседневной деятельности за пределами школьного занятия.

Системы альтернативной коммуникации

Система жестов.

Жесты при нарушенной коммуникации делают слово «видимым», помогают ребёнку лучше запоминать слова, при неразборчивой речи помогают донести смысл послания.

Все жесты делятся на несколько групп.

1.Символические социальные жесты и движения, которые ребёнок усваивает в процессе ситуативно-делового общения (да, нет, иди сюда, здравствуй, до свиданья и др.)

 2.Дополнительные социальные жесты – указательный.

3.Группа жестов, являющихся имитацией простых предметных действий по мере формирования предметной деятельности (кушать, варить, ехать, играть, спать, умываться и др.)

4. Жесты описательного характера – передают характерные черты и свойства, которые присущи  определённому объекту (зайчик, кошка, лошадь, собака, книга, самолёт, большой, маленький и др.)

Система символов.

Система Блисс-символов – это разновидность логографической письменности, т.е. письменности, основанной на буквах. Впервые её применили в Канаде для детей с двигательными нарушениями, нарушениями речи и трудностями в обучении письму и чтению. Система символов Блисс состоит из 100 символов – радикалов, из которых можно комбинировать новые слова и выражения. Пиктографическая идеографическая коммуникация (PIC, пиктограммы) появилась в Канаде, широко использовалась в Португалии и странах Скандинавии. Эта система стала применяться вместо Блисс-символов для людей с тяжёлой умственной отсталостью, так как пиктограммы в этом случае представляли собой стилизованные рисунки – белый силуэт на тёмном фоне. Рисунок сопровождается написанным словом. Такие пиктограммы проще Блисс-символов, поэтому их легко понимают дети с умственной отсталостью, а также их родители и специалисты, работающие с ними.

Глобальное чтение. Суть глобального чтения заключается в том, что ребёнок может научиться узнавать слова целиком, не вычленяя отдельных букв. При 12 обучении глобальному чтению необходимо соблюдать постепенность и последовательность. Слова, предъявляемые ребёнку, должны обозначать известные ему предметы, явления, действия.

Система коммуникации при помощи карточек PECS. PECS – система, позволяющая ребёнку с нарушенной коммуникацией общаться при помощи карточек при наличии у него собственного желания что-то получить или сделать.

Развитие альтернативных коммуникаций позволяет детям с интеллектуальной недостаточностью взаимодействовать с окружающим миром.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ктп по предмету альтернативная коммуникация

Для детей со множественными и тяжелыми нарушениями речи характерны: медленный темп усвоения речи окружающих, слабое развитие фонематического слуха, замедленный темп артикулирования.Словарный запас оче...

Конспект урока по предмету речь и альтернативная коммуникация 1 доп класс

Тема урока "Наш класс, узнавание сверстников по действиям на фотографиях"...

Альтернативная коммуникация для детей с ТМНР

Здравствуйте. По ходу своей деятельности (я работаю воспитателем в детском доме- интернате для умственно- отсталых дететей) приходится сталкиваться с такими детьми, у которых есть нарушения речевого д...

Средства альтернативной коммуникации как способы общения у ребенка с ОВЗ

Информация для педагогов и не только. Способ общения с детьми ОВЗ....

Комплект карточек для альтернативной коммуникации игровая деятельность и двигательная активность

Карточки подходят для альтернативной коммуникации, а также для визуального расписания детей с ОВЗ...

Комплект карточек для альтернативной коммуникации кормление, логопедия, одевание/раздевание

Карточки подходят для альтернативной коммуникации, а также для визуального расписания детей с ОВЗ...