Средства альтернативной коммуникации как способы общения у ребенка с ОВЗ
статья
Информация для педагогов и не только. Способ общения с детьми ОВЗ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sredstva_alternativnoy_kommunikatsii_kak_sposoby_obshcheniya_u_rebenka_s_ovz.docx | 253.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Средства альтернативной коммуникации как способы общения у ребенка с ОВЗ
Речевая деятельность, связанная с развитием и функционированием психики, играет большую роль в индивидуальном развитии ребенка. Уровень развития речи у детей определяет возможности их интеллектуальной деятельности. Основное воздействие нарушений речевой функциональной системы на психическое развитие ребенка заключается в снижении восприимчивости к вербальной информации, что вторично приводит к нарушению общего речевого развития и препятствует формированию понятий.
К тяжелым формам речевых нарушений относятся алалия (сенсорная, моторная, сенсомоторная) или первичное недоразвитие речи, которое обусловлено органическим поражением речевых зон мозга в предречевом периоде развития. При сенсорной алалии отмечается затруднение понимания речи при сохранности слуха, что осложняет проведение дифференциальной диагностики с умственной отсталостью. Моторная алалия характеризуется недоразвитием экспрессивной речи. Отмечаются выраженные затруднения в овладении активным словарем и грамматическим строем речи, нарушение звукопроизношения. Последнее связано с оральной апраксией. Понимание обращенной речи относительно сохранно. Однако при специальном обследовании выявляется недостаточность и сенсорной стороны речи, особенно семантической (обычно затруднено понимание различных логико-грамматических структур). Для детей с алалией характерно значительное запаздывание развития речевой функции, отсутствие гуления, лепета, очень позднее (5–6 лет) появление отдельных слов и простой фразы, состоящей из двух, реже трех слов.
Для общения важно точное понимание ребенком обращенной к нему речи.
При хорошем интеллекте недостаток понимания слов ребенок восполняет осмыслением ситуации, эмоций, жестов. Коммуникация происходит, если один человек посылает сообщение другому, вербально или невербально. Общение происходит, когда двое людей, например, взрослый и ребенок, отвечают друг другу – это двухсторонняя коммуникация.
По словам Б.Г. Ананьева, общение пронизывает все основные виды деятельности человека: познание, труд, учение. Термин «альтернативная коммуникация», по материалам National Autistic Society, включает в себя понятия «дополнительная коммуникация», «тотальная коммуникация» и др. Это направление исследований появилось в Европе и соединенных штатах несколько десятилетий назад. Системы дополнительной коммуникации позволяют людям, не владеющим речью или имеющим нарушения речи, получить средство коммуникации, сходное по устройству с естественными языками.
Альтернативная коммуникация актуальна в случае отсутствия устной речи и предполагает овладение совершенно иной коммуникативной системой, где особое значение приобретают невербальные коммуникативные средства (предметы, фотографии, жесты, символы и др.). У большинства детей с нарушениями в развитии выражена проблема общения с другими людьми. Это происходит потому, что для успешного общения ребенок должен ответить другим людям, когда к нему обращаются, а также самостоятельно инициировать общение. Хотя многие дети способны на это, если они что-то хотят, но они, как правило, не пользуются общением, чтобы показать что-то другому человеку или установить с ним социальный контакт.
Очень важно запомнить, что коммуникация и общение не обязательно включают язык и речь. Альтернативная коммуникация (ак) использует целый спектр разнообразных средств, помогающих людям выражать свои мысли и эффективно общаться (реальные предметы, их части и миниатюрные копии, фотографии, рисунки, картинки, пиктограммы, движения тела, контакт глаз и многие другие коммуникативные сигналы). Вариативность средств объясняется неоднородностью групп пользователей дополнительной и альтернативной коммуникацией по возрастному критерию, уровню развития коммуникативного поведения, сохранности двигательной и сенсорной сфер, когнитивных предпосылок к овладению теми или иными символами. Однако все эти лица имеют временное либо постоянное отсутствие или существенное ограничение экспрессивной и (или) импрессивной речи и нуждаются в специальной помощи.
Коммуникационная система обмена изображениями (PECS) была разработана доктором Andrew Bondy и его помощником Lori Frost из Программы исправления аутизма штата Делавэр. Доктор Bondy и госпожа Frost впоследствии создали частную консультационную фирму Pyramid Educational Consultants для продажи этой технологии и обучения специалистов работе с ней.
Целью программы PECS является побудить ребенка спонтанно начать коммуникационное взаимодействие. В основе метода лежит тот факт, что повод для общения должен предшествовать фактической речевой деятельности. Метод начинается с определения потенциальных стимулов (того, что ребенок любит и хочет). обучение начинается с физически подкрепленного обмена изображениями реальных предметов и проходит в шесть этапов. Эти этапы должны привести к желаемым результатам на заключительной стадии, когда ребенок будет использовать простые фразы для выражения спонтанной просьбы (этап 4), отвечать на вопрос «что ты хочешь?» (этап 5) и реагировать на другие простые вопросы типа «что ты видишь?» правильными фразами типа «я вижу птичку» (этап 6).
Средства вспомогательной и альтернативной коммуникации (вак).
Вспомогательная и альтернативная коммуникация – это любая форма языка помимо речи, которая облегчает социальную коммуникацию для ребенка. Существует огромное количество устройств вак для детей, которые не могут говорить, поскольку сами эти дети очень отличаются друг от друга. Поэтому очень важно, чтобы решение о выборе вак для конкретного ребенка было результатом командной работы, когда вак оценивается совместно с родителем ребенка до принятия какого-либо решения. Критерии при выборе устройства вак включают когнитивные и моторные навыки ребенка, его стиль обучения, коммуникационные потребности и способность к чтению.
Применение устройств может быть чрезвычайно эффективным для детей с расстройством аутистического спектра (РАС). Если ребенок с РАС никогда не говорил, то он может прибегать к агрессивному и проблемному поведению, поскольку у него нет других возможностей сообщить о своих желаниях и чувствах. Применение устройства вак предоставит такому ребенку способ для социальной коммуникации с другими людьми. Если было решено, что данному ребенку подходит устройство вак, то ответственность всех людей в его окружении – моделировать систему общения.
Существуют различные типы вак:
● система PECS – коммуникационная система обмена картинками;
● жестовый язык;
● интерактивные коммуникационные доски;
● коммуникационные карточки-подсказки;
● книги разговоров;
● коммуникационные устройства с синтезатором речи.
Жестовый язык. существует несколько систем жестового языка с ребенком, жестовый язык обычно применяется в рамках подхода тотальной коммуникации. тотальная коммуникация – это одновременное комбинирование речи и жестов. таким образом ребенку предоставляется единая модель языка, которая воспроизводится в двух модальностях одновременно. Подход тотальной коммуникации помогает подчеркивать смысл ключевых слов в речи взрослого, и это способствует лучшему пониманию языка.
Интерактивные коммуникационные доски – это визуальные символы, которые организованы по темам. Доски могут быть разного размера и формата в зависимости от занятия и ситуации, в которой они нужны. Они могут быть как портативными, так и стационарными, когда одна доска постоянно стоит на одном и том же месте. Выбор и организация визуальных символов составляются так, чтобы мотивировать ребенка и улучшать его функциональную коммуникацию.
Карточки-подсказки преимущественно используются с вербальными детьми. Они нужны, чтобы напомнить ребенку, что сказать, и предоставить ему альтернативное средство коммуникации. Обычно такие карточки состоят из одного или двух сообщений, которые изображены в виде картинки и дублируются в виде письменной речи. По сути карточки заменяют вербальные подсказки. По этой причине они особенно полезны для детей, которые привыкли полагаться на устные подсказки взрослых.
Книги разговоров могут состоять только из картинок, или же они могут включать записи разговоров на повседневные темы. Цель такой книги – повысить навыки ведения разговора. Темы различных разговоров организуются в небольшую книгу, бумажник или нечто подобное и используются во время реального разговора с взрослым. Очень важно, чтобы содержание книги соответствовало возрасту, а все темы разговоров в книге имели реальное значение в жизни ребенка. Можно обеспечить реалистичность книги, используя фотографии окружающих мест и людей – это особенно хорошо работает с маленькими детьми. Книги разговоров помогают ребенку организовать разговор. Они визуально иллюстрируют происходящий обмен репликами и помогают придерживаться общей темы разговора.
Коммуникационные устройства с синтезаторами речи могут дать «голос» невербальным детям. После выбора устройства нужно будет определить рабочий словарь, оформление, размер символов и основные ситуации, которые мотивируют ребенка применить устройство. существует множество подобных устройств, включая самые простые для людей, которые не понимают визуальные символы. Для того чтобы пользоваться таким устройством, ребенок должен понимать причину и следствие. Одно из популярных устройств для этих целей – это BIGmack (TM). Если комбинировать вак, социальную и организационную поддержку, инструкции с визуальными подсказками, то можно значительно улучшить социальную коммуникацию и общение среди детей с нарушением в развитии.
Система РЕСS позволяет определить понятие «коммуникация» или «общение». «коммуникация» – это обмен, для произведения которого нужен коммуникативный партнер. То есть ребенок не может что-то сказать в воздух, и из воздуха появится то, что он хочет получить. Ребенок должен «обратиться» – подойти к партнеру, привлечь внимание партнера и изложить свою просьбу доступным (для него) и понятным (для партнера) способом. И после этого партнер предоставит ребенку то, что он просил. Использование РЕСS не только не тормозит развитие разговорной речи, а наоборот, ускоряет его благодаря парированию словесного и визуального стимула в процессе обмена. Да, ребенок с карточками выглядит необычно, но лучше пусть ребенок общается с помощью карточек со сверстниками и приобретает социальные навыки, чем не общается вообще. Вряд ли вам кто-то точно укажет, на каком этапе у неговорящего ребенка разовьется разговорная речь – может, через год, а может, через два он научится произносить 2–3 слова, а может, этого не произойдет никогда. И, тем не менее, никто не имеет никакого этического права оставить ребенка без возможности объяснить окружающим, чего он хочет, чего он не хочет, что он чувствует и так далее. Введение данной системы общения производится сугубо на индивидуальной основе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ктп по предмету альтернативная коммуникация
Для детей со множественными и тяжелыми нарушениями речи характерны: медленный темп усвоения речи окружающих, слабое развитие фонематического слуха, замедленный темп артикулирования.Словарный запас оче...
Конспект урока по предмету речь и альтернативная коммуникация 1 доп класс
Тема урока "Наш класс, узнавание сверстников по действиям на фотографиях"...
Альтернативная коммуникация для детей с ТМНР
Здравствуйте. По ходу своей деятельности (я работаю воспитателем в детском доме- интернате для умственно- отсталых дететей) приходится сталкиваться с такими детьми, у которых есть нарушения речевого д...
Статья «Альтернативные коммуникации с детьми с интеллектуальной недостаточностью».
Альтернативная коммуникация (дополнительная, аугментативная, вспомогательная, тотальная) – это способы коммуникации, дополняющие или заменяющие вербальную речь людям, которые не м...
Комплект карточек для альтернативной коммуникации игровая деятельность и двигательная активность
Карточки подходят для альтернативной коммуникации, а также для визуального расписания детей с ОВЗ...
- Мне нравится (1)