ОСОБЕННОСТИ ИНКУЛЬТУРАЦИИ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ.
статья на тему

Шарова Лариса Анатольевна

Шарова Л.А., социальный педагог СПб ГБПОУ Лицей сервиса и индустриальных технологий, г.Санкт-Петербург, E-mail:lar.sh@mail.ru

 

ОСОБЕННОСТИ ИНКУЛЬТУРАЦИИ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ.

В статье рассмотрены вопросы формирования  личности воспитанников детских домов путем их приобщения прежде всего к родной культуре всеми доступными средствами. Показывается роль воспитания и образования как фактора социализации и инкультурации личности.

Ключевые слова: культура, традиции, личность, воспитание, образование.

Современное понимание личности как творчески активного субъекта социально-культурной деятельности позволяет рассматривать инкультурацию, как один из наиболее эффективных механизмов вхождения личности в культурное пространство социума, направленного на формирование человека культуры, обретение индивидуальности в условиях свободного времени.

Процесс инкультурации личности детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, требует от сопровождающего взрослого особенного внимания. Проблема социокультурного становления воспитанников детских домов обостряется в связи с тем, что в условиях формирования личности вновь нарождающегося российского общества происходит видение человека XXI века, которому предстоит жить в новом культурном пространстве, обусловленном новыми социально-экономическими условиями. Сложная динамическая система количественных и качественных изменений, которые происходят в деятельности человека в связи с обогащением его жизненного опыта в соответствии с общественно-историческими условиями, в которых он живет, и индивидуальными особенностями его мышления, приводит к социальному и культурному развитию человека.     

Необходим поиск путей активизации приобщения детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей к содержательной, возвышенной, духовной жизни, их стремлению к творческому самовыражению и человеческому общению на гуманной основе. Общество должно проявить внимание к формированию личности воспитанников детских домов и их стремлению к разностороннему культурному развитию и социальной адаптации в обществе.

Социокультурный аспект развития личности воспитанников детских домов проявляется в решении практических задач по созданию оптимальных условий для реализации потенциала человека в осуществлении позитивной жизненной стратегии. От того, насколько успешно дети - сироты и дети, лишенные попечения родителей, воспитывающиеся в детских домах, усвоят заложенные в культуре программы, зависит благополучие нашего общества в будущем, так как сегодняшние воспитанники - это завтрашние граждане нашей страны. Поэтому инкультурация воспитанников детских домов наряду с их социализацией является одной из важнейших задач нашего времени.

Очень важно максимально полно использовать все доступные средства инкультурации личности: тематические беседы о художественной культуре, посещение музеев, театров, выставок, тематических конкурсов, фестивалей, мастер-классов и т. д.

Театр  для молодежи как специфический  социальный  институт  культуры, формирующий общественное сознание, ценностный потенциал отдельной личности, способствует решению проблемы культурной идентификации человека как способа обретения духовной и эмоциональной устойчивости личности, выработки антропологических ценностей, осознания сопричастности к обществу, государству, к национальной культуре,  обладает  мощным ресурсом социализации и инкультурации личности,  в настоящее время продолжает оставаться важной составляющей частью отечественной культуры – понимание роли театра  в отражении и формировании картины мира ребёнка особенно важно в условиях открытого общества.

Говоря о театре для подростков и юношества, мы должны иметь в виду его существенную особенность – обращение деятелей театра к неокрепшей, открытой для жизненных и культурных впечатлений душе, еще не состоявшейся личности, не решившей для себя целый ряд вопросов своего существования. Впечатления, полученные от общения с искусством, как правило, остаются глубоко в подсознании на всю жизнь. Именно в этот период человек моделирует свою картину мира.

Без памяти – нет традиций, без традиций – нет культуры, без культуры – нет воспитания, без воспитания – нет духовности, без духовности – нет личности, без личности – нет народа как исторической личности.

Музей – это кладовая истории, где хранится накопленный опыт предыдущих поколений, способствует формированию образовательной и познавательной потребностей личности. Является средством формирований целостной личности, приобщения учащихся к культурным ценностям и традициям (экскурсия создает благоприятные условия для усвоения информации, которая заложена в экспонатах музея). В течение учебного года учащиеся посещают: научно-просветительские, художественные, исторические,  литературные, музыкальные, этнографические, музеи-заповедники, музеи-усадьбы, дома-музеи, мемориальные музеи.

Образование - один из важнейших инструментов трансляции и освоения культурного опыта. Без освоения достижений культуры прошлого невозможен процесс социализации и инкультурации личности, социокультурного воспроизводства и передачи социального опыта, приобретение культурной компетенции. Образование - процесс формирования духовного облика человека, который складывается под влиянием моральных и духовных ценностей, составляющих достояние его культурного круга. Без изучения прошлого невозможно понять настоящее и предвидеть будущее, следовательно, изучение достижений прошлого способствует сохранению и развитию культуры. Знакомство с памятниками мировой и отечественной культуры, их анализ способствуют совершенствованию индивидуальной культуры учащихся, их социализации и аккультурации, развитию их эмоциональной и интеллектуальной сфер. Учащиеся приобщаются как к мировому культурному процессу, так и к процессу развития родной культуры. Анализ памятников мировой и отечественной художественной культуры, помогает развитию толерантности, патриотизма.

Поэтому, на мой взгляд, необходимо изучение и анализ памятников культуры для повышения интереса, формирования уважительного отношения к достижениям отечественной и мировой культуры.

Важно постоянно проводить совместный анализ увиденного, услышанного, что, несомненно, будет способствовать актуализации процесса вхождения ребенка в культуру. Таким образом, воспитание личности ребенка на основе обращения к синтетическим формам художественной культуры, позволяет нам актуализировать процесс инкультурации воспитанника в развитии культурной компетентности.

Литература:

Баляускайте Р. Роль театра в моделировании картины мира у ребенка // Театр. 1988. №3. - С.92-93.

Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat http://www.dissercat.com/content/sotsiokulturnye-funktsii-detskogo-i-molodezhnogo-teatra#ixzz5AYeC9dfi

Азаров Ю.П. Искусство развития дарований. М.: МГТУ им.Н.Э.Баумана, 2001.- 183с.

Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat http://www.dissercat.com/content/sotsiokulturnye-funktsii-detskogo-i-molodezhnogo-teatra#ixzz5AYeIdQo7

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_sharovoy.docx19.99 КБ

Предварительный просмотр:

Шарова Л.А., социальный педагог СПб ГБПОУ Лицей сервиса и индустриальных технологий, г.Санкт-Петербург, E-mail:lar.sh@mail.ru

ОСОБЕННОСТИ ИНКУЛЬТУРАЦИИ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ.

В статье рассмотрены вопросы формирования  личности воспитанников детских домов путем их приобщения прежде всего к родной культуре всеми доступными средствами. Показывается роль воспитания и образования как фактора социализации и инкультурации личности.

Ключевые слова: культура, традиции, личность, воспитание, образование.

Современное понимание личности как творчески активного субъекта социально-культурной деятельности позволяет рассматривать инкультурацию, как один из наиболее эффективных механизмов вхождения личности в культурное пространство социума, направленного на формирование человека культуры, обретение индивидуальности в условиях свободного времени.

Процесс инкультурации личности детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, требует от сопровождающего взрослого особенного внимания. Проблема социокультурного становления воспитанников детских домов обостряется в связи с тем, что в условиях формирования личности вновь нарождающегося российского общества происходит видение человека XXI века, которому предстоит жить в новом культурном пространстве, обусловленном новыми социально-экономическими условиями. Сложная динамическая система количественных и качественных изменений, которые происходят в деятельности человека в связи с обогащением его жизненного опыта в соответствии с общественно-историческими условиями, в которых он живет, и индивидуальными особенностями его мышления, приводит к социальному и культурному развитию человека.      

Необходим поиск путей активизации приобщения детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей к содержательной, возвышенной, духовной жизни, их стремлению к творческому самовыражению и человеческому общению на гуманной основе. Общество должно проявить внимание к формированию личности воспитанников детских домов и их стремлению к разностороннему культурному развитию и социальной адаптации в обществе.

Социокультурный аспект развития личности воспитанников детских домов проявляется в решении практических задач по созданию оптимальных условий для реализации потенциала человека в осуществлении позитивной жизненной стратегии. От того, насколько успешно дети - сироты и дети, лишенные попечения родителей, воспитывающиеся в детских домах, усвоят заложенные в культуре программы, зависит благополучие нашего общества в будущем, так как сегодняшние воспитанники - это завтрашние граждане нашей страны. Поэтому инкультурация воспитанников детских домов наряду с их социализацией является одной из важнейших задач нашего времени.

Очень важно максимально полно использовать все доступные средства инкультурации личности: тематические беседы о художественной культуре, посещение музеев, театров, выставок, тематических конкурсов, фестивалей, мастер-классов и т. д.

Театр  для молодежи как специфический  социальный  институт  культуры, формирующий общественное сознание, ценностный потенциал отдельной личности, способствует решению проблемы культурной идентификации человека как способа обретения духовной и эмоциональной устойчивости личности, выработки антропологических ценностей, осознания сопричастности к обществу, государству, к национальной культуре,  обладает  мощным ресурсом социализации и инкультурации личности,  в настоящее время продолжает оставаться важной составляющей частью отечественной культуры – понимание роли театра  в отражении и формировании картины мира ребёнка особенно важно в условиях открытого общества.

Говоря о театре для подростков и юношества, мы должны иметь в виду его существенную особенность – обращение деятелей театра к неокрепшей, открытой для жизненных и культурных впечатлений душе, еще не состоявшейся личности, не решившей для себя целый ряд вопросов своего существования. Впечатления, полученные от общения с искусством, как правило, остаются глубоко в подсознании на всю жизнь. Именно в этот период человек моделирует свою картину мира.

Без памяти – нет традиций, без традиций – нет культуры, без культуры – нет воспитания, без воспитания – нет духовности, без духовности – нет личности, без личности – нет народа как исторической личности.

Музей – это кладовая истории, где хранится накопленный опыт предыдущих поколений, способствует формированию образовательной и познавательной потребностей личности. Является средством формирований целостной личности, приобщения учащихся к культурным ценностям и традициям (экскурсия создает благоприятные условия для усвоения информации, которая заложена в экспонатах музея). В течение учебного года учащиеся посещают: научно-просветительские, художественные, исторические,  литературные, музыкальные, этнографические, музеи-заповедники, музеи-усадьбы, дома-музеи, мемориальные музеи.

Образование - один из важнейших инструментов трансляции и освоения культурного опыта. Без освоения достижений культуры прошлого невозможен процесс социализации и инкультурации личности, социокультурного воспроизводства и передачи социального опыта, приобретение культурной компетенции. Образование - процесс формирования духовного облика человека, который складывается под влиянием моральных и духовных ценностей, составляющих достояние его культурного круга. Без изучения прошлого невозможно понять настоящее и предвидеть будущее, следовательно, изучение достижений прошлого способствует сохранению и развитию культуры. Знакомство с памятниками мировой и отечественной культуры, их анализ способствуют совершенствованию индивидуальной культуры учащихся, их социализации и аккультурации, развитию их эмоциональной и интеллектуальной сфер. Учащиеся приобщаются как к мировому культурному процессу, так и к процессу развития родной культуры. Анализ памятников мировой и отечественной художественной культуры, помогает развитию толерантности, патриотизма.

Поэтому, на мой взгляд, необходимо изучение и анализ памятников культуры для повышения интереса, формирования уважительного отношения к достижениям отечественной и мировой культуры.

Важно постоянно проводить совместный анализ увиденного, услышанного, что, несомненно, будет способствовать актуализации процесса вхождения ребенка в культуру. Таким образом, воспитание личности ребенка на основе обращения к синтетическим формам художественной культуры, позволяет нам актуализировать процесс инкультурации воспитанника в развитии культурной компетентности.

Литература:

Баляускайте Р. Роль театра в моделировании картины мира у ребенка // Театр. 1988. №3. - С.92-93.

Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat 
http://www.dissercat.com/content/sotsiokulturnye-funktsii-detskogo-i-molodezhnogo-teatra#ixzz5AYeC9dfi

Азаров Ю.П. Искусство развития дарований. М.: МГТУ им.Н.Э.Баумана, 2001.- 183с.

Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat 
http://www.dissercat.com/content/sotsiokulturnye-funktsii-detskogo-i-molodezhnogo-teatra#ixzz5AYeIdQo7


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности социально-профессиональной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся ьез попечения родителей

Что такое социальная адапртация. Типы и показатели социальной адаптации. Алгоритм работы по социальной адаптации в учебном заведении. Трудовая и профессиональная адаптация....

Статья: «Сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья V вида в условиях Центра для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

Статья:«Сопровождение    детей с ограниченными возможностями здоровья V вида в условиях Центра для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»Воспитатель Антонова И.А.Практ...

Сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья V вида в условиях Центра для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Сопровождение ребенка с ОВЗ, можно рассматривать как комплексную технологию поддержки всех участников воспитательно-образовательного процесса и помощь ребёнку и  педагогам в решении задач развити...

Психологические особенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

Постинтернатная адаптация воспитанников детских домов является очень важной проблемой, т. к. переход от периода детства к периоду взрослости сложен для любого ребенка, а тем более сироты/или сироты с ...

Статья "Особенности социализации детей дошкольного возраста, в условиях семейной группы организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"

Социализация воспитанника, находящегося в государственном учреждении по той или иной причине, имеет много сложностей, и вообще очень трудоемкий и многообразный процесс. Социализация такого ребенка нач...