Особенности социально-профессиональной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся ьез попечения родителей
методическая разработка по теме
Что такое социальная адапртация. Типы и показатели социальной адаптации. Алгоритм работы по социальной адаптации в учебном заведении. Трудовая и профессиональная адаптация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sotsialnaya_adaptatsiya_detey-3.docx | 41.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Российская Федерация
Государственное бюджетное образовательное учреждение
начального профессионального образования
Профессиональное училище № 136
Московской области
142271, Московская область, Серпуховский район, посёлок Пролетарский,
ул. Орлова, дом 12.
Тел. 8(27) 708-275; факс 8(27) 708-695 ИНН/КПП 5077000 980/507708001
ЗАЯВКА
на участие в научно-практической конференции “Социальная и профессиональная адаптация обучающихся, студентов с ограниченными возможностями здоровья, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в профессиональном образовательном учреждении”.
ФИО | Наименование учреждения | Занимаемая должность | Тема доклада | |
Литягина Ирина Викторовна | ГБОУ НПО ПУ № 136 МО | Социальный педагог | «Особенности социально-профессиональной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» | Т. 916-835-71-43 |
Директор ГБОУ НПО ПУ № 136 МО В.Ю.Кукушкина
Российская Федерация
Государственное бюджетное образовательное учреждение
начального профессионального образования
Профессиональное училище № 136
Московской области
Особенности социально-профессиональной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Литягина Ирина Викторовна
Социальный педагог
ГБОУ НПО ПУ № 136 МО
2013г.
Особенности социально-профессиональной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
В Российской Федерации задачей государственной важности является создание условий для полноценного физического, интеллектуального, духовного, нравственного и социального развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подготовки их к самостоятельной жизни в современном обществе. Для этого предусматривается комплексное осуществление мероприятий на разных уровнях, обеспечивающих их социальную защищенность, профессиональную подготовку, трудоустройство и полноценную интеграцию в обществе.
Сегодня все чаще то там, то здесь слышишь словосочетание «социальная адаптация», при этом разные авторы употребляют его в разных значениях.
Под социальной адаптацией ребенка понимается процесс включения индивида в социальные отношения – процесс активного приспособления ребенка, находящегося в трудной жизненной ситуации к принятым в обществе правилам и нормам поведения, а так же процесс преодоления последствий психологической или моральной травмы. Основные проявления социальной адаптации – взаимодействие человека с окружающим миром и его активная деятельность. Важнейшим средством достижения социальной адаптации являются общее образование и воспитание, трудовая и профессиональная подготовка. Процесс социальной адаптации проходит каждый человек в ходе своего индивидуального развития и профессионально трудового становления.
Другая сторона социальной адаптации - специально организованный образовательный процесс, способствующий включению подростка в социальные отношения. Для нас актуально второе понимание. Таким образом, под социальной адаптацией детей-сирот в контексте организованной образовательной деятельности мы будем понимать меры, позволяющие ребенку приобрести компетенции, необходимые для успешной социализации после снятия опеки, выхода из детского дома, интерната и т.д. То есть процесс вручения подростку средств успешной социализации.
Специалисты отмечают основные типы адаптации человека:
1) через приспособление к существующим обстоятельствам путем врастания в среду или изменения себя (активность человека в этом случае направляется на лучшее и все более полное приспособление к среде за счет своих собственных резервов и личностных ресурсов);
2) самоустранение, уход из среды, если невозможно принять ценности окружения как свои и не удалось изменить и покорить окружающий мир. Крайняя форма ухода из среды (полное самоустранение) – самоубийство.
Что же такое успешная социальная и профессиональная адаптация, какие показатели позволяют говорить об эффективности этого процесса?
По моему мнению, необходимыми являются следующие показатели:
- отсутствие у подростка наркотической, алкогольной и других деструктивных зависимостей, состояние здоровья, позволяющее быть участником элементарных социальных отношений — это можно определить словами «я способен жить в обществе»;
- отсутствие правонарушений, жизнь в рамках закона,— «я не нарушаю закон»;
- наличие стремления жить, отсутствие, минимум суицидальных порывов — «я хочу жить».
Список критериев можно расширить:
- желание трудиться - наличие стабильной работы;
- желание образовать семью, иметь детей, взять на себя ответственность за их воспитание и др.
Однако эти критерии будут уже чем-то большим, чем круг необходимого.
Исходя из данных критериев, формулируем и основные цели организованной подготовки подростка к выходу в открытое общество. Такими целями будут являться следующие:
- обеспечить подростка необходимой системой внутренней и внешней защиты от соответствующих зависимостей, обеспечить базовый уровень состояния здоровья и необходимый инструментарий для его поддержания и развития;
- обеспечить правовую грамотность, дезавуировать ложные стереотипы о криминальном мире и романтике «хулигана и братка», отработать основные «точки напряжения», приводящие к нарушению закона;
- создать условия для принятия ребенком ценности жизни, роста, развития, определения собственных целей, научиться с ним правильному отношению к трудностям, неудачам, создать адекватный возможностям и условиям образ успеха.
Организатором мер, необходимых для осуществления данных целей, в профессиональном образовательном учреждении и является социальный педагог, который координирует деятельность всех других систем и организаций, задействованных в процессе социальной и профессиональной адаптации.
Для успешной реализации эффективного межведомственного взаимодействия по сопровождению и социальной адаптации обучающихся данной категории работа проводится по следующему алгоритму:
- Анализ – изучение личности воспитанника и социально-педагогической ситуации ее развития.
- Диагностика – выявление реального уровня развития личности воспитанника – выпускника (уровень развития эмоционально-волевой, духовно-нравственной сферы личности, ценностные ориентации, готовность к получению профессионального образования, уровень воспитанности, коммуникативности), установление причинно-следственных связей, обуславливающих ее формирование.
- Прогноз – целеполагание, формулирование ожидаемого результата постинтернатной адаптации жизнеустройства обучающегося и условий его достижения.
- Проектирование – разработка программы и плана индивидуального постинтернатного сопровождения обучающегося, выбор способов деятельности, направленных на достижение цели, кураторов, наставников на постинтернатный период.
- Организация – формирование мотивации развития и саморазвития личности, просвещения, организация продуктивной деятельности и позитивного общения на разных этапах жизни обучающегося.
- Контроль и оценка – выявление и оценка результатов завершенной социальной адаптации выпускников, получивших профессиональное образование, трудоустроенных, успешно влившихся в современный социум, эффективности форм и способов организации воспитательного взаимодействия.
Особую группу обучающихся, нуждающихся в социализации, составляют дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа, особенно выпускники детских домов. Это связано со специфическими особенностями данной категории подростков, обусловленными условиями их жизни.
Такими особенностями являются неумение общаться с людьми вне учреждения, трудности установления контактов со взрослыми, нарушения в развитии эмоционально-волевой сферы, низкий уровень социального интеллекта; слабо развитое чувство ответственности за себя и других, потребительская позиция по отношению к другим, обществу, государству, неуверенность в себе, низкая социальная активность, склонность к аддитивному поведению.
В обычных условиях, как правило, начальный адаптационный потенциал дает семья: социальный статус, воспитание, здоровье, образование и многое другое, что не всегда можно измерить, описать, а иногда даже уловить, например, психологические характеристики.
У ребенка в государственном учреждении нет чувства постоянного дома. В 15-18 лет подросток вынужден уходить из детского дома практически в неизвестность, решать проблему жилья, прописки.
Жилищная проблема накладывает отпечаток, а иногда и определяет весь процесс социализации детей-сирот. Большинство из них получают опыт борьбы за жильё и прописку в возрасте 14-18 лет. Проходят все ступени "жилищной социализации": знакомство с родителями, обращение в судебные органы, в администрацию города или района, в различные структуры социальной защиты, проходят комиссию по жилищным вопросам. В некоторых случаях проходят через суд, вымогательство. А также получают негативный жизненный опыт: бездомность, бродяжничество, пьянство, воровство, болезни. Еще одной особенностью является то, что дети-сироты, даже имея жилье, не знают, что с ним делать: не умеют поддерживать постоянный порядок, систематически оплачивать коммунальные услуги, не знают, куда обратиться в случае аварии или проблем с жильем. Обучение этим казалось бы простым вещам составляет одну из задач социального педагога, помимо соблюдения прав сирот в жилищной сфере.
Выпускники должны знать об ответственном и бережном отношении к документам, о наличии копий, о составлении деловых бумаг, разного рода заявлений. У каждого из них должен быть «пакет необходимых документов». Они должны быть сориентированы в том, в какие учреждения им необходимо обращаться в каждом отдельном случае.
Социальная адаптация неотделима от профессиональной адаптации, которая представляет собой приспособление индивида к новому виду профессиональной деятельности, новому социальному окружению, условиям труда и особенностями конкретной специальности. Успех профессиональной адаптации зависит от склонности человека к конкретной профессиональной деятельности, совпадения общественной и личной мотивации труда и других причин. К сожалению, обучающиеся данной категории обучаются той или иной профессии не потому, что хотят этого, а по другим причинам: наличие общежития, близость к месту проживания, связи детского дома или отдела опеки с образовательным учреждением и др.
Одной из самых сложных проблем жизни детей-сирот является трудовая адаптация. Проведя всю жизнь или большую ее часть в условиях государственного обеспечения, молодой человек часто не воспринимает трудовую деятельность как средство существования, а значит, и не настроен на этот важный вид жизнедеятельности.
Очень сложно и трудоустроить детей-сирот. К своему выпуску, как правило, они мало готовы к самостоятельной жизни, к трудовой деятельности. К сожалению, лишь немногие из них готовы вступать в общественные отношения, т. к. невысок уровень социальных умений и навыков, личной ответственности, умения делать выбор и работать в сотрудничестве. Это приводит к тому, что выпускники недолго работают на предлагаемом месте работы, ищут, другое, где тоже не задерживаются. С другой стороны, работодатели , зная сложности и особенности этой категории выпускников, не всегда хотят брать их на роботу. Не маленькая часть выпускников данной категории после окончания училища получают вторую профессию НПО, а затем предпочитают встать на учет в Бюро по трудоустройству и получать пособие, не задумываясь о будущем.
Организация процесса социального воспитания с целью развития всех сущностных сфер человека осуществляется в двух направлениях. Первое направление это — создание поля самореализации ребенка, что предполагает активизацию процесса самовоспитания со стороны самого ребенка, обеспечение условий для реализации детьми своих потенциальных возможностей.
Создание поля самореализации предусматривает — включение сирот в решение различных проблем социальных отношений в реальных и имитируемых ситуациях (социальные пробы), диагностирование волевой готовности к системе социальных отношений, стимулирование самопознания детей, определения своей позиции и способа адекватного поведения в различных ситуациях, оказание помощи детям в анализе проблем социальных отношений и вариативном проектировании своего поведения в сложных жизненных ситуациях, обеспечение широкой и объективной информацией каждого воспитанника.
Второе направление - создание воспитывающей среды внутри училища, что предполагает формирование в учреждении таких отношений, которые будут способствовать формированию социальности ребенка.
Создание воспитывающей среды внутри учреждения предусматривает выделение доминирующей цели коллектива, объединяющей педагогов, воспитателей, мастеров и воспитанников, определение ведущей деятельности, являющейся значимой для всех членов коллектива, развитие самоуправления, инициативы и самостоятельности детей и взрослых, создание разновозрастных групп, формирование позитивного отношения к творчеству достижение неповторимости атмосферы в училище («своего имиджа», «своего лица»), формирование отношений «ответственной зависимости» в среде педагогов и воспитанников.
В социально-педагогической деятельности широко используются методы убеждения и упражнение. Особенность использования этих методов заключается в том, что социальный педагог имеет дело с детьми, у которых по каким-либо причинам не сформированы общепринятые нормы и правила поведения в обществе или же у них сформированы искаженные понятия об этих нормах и соответствующие формы поведения. Методы убеждения содействуют трансформации принятых норм в обществе в мотивы деятельности и поведения ребенка. Убеждение – разъяснение и доказательство правильности или необходимости определенного поведения. Чтобы методы убеждения достигли своей цели, необходимо учитывать психологические особенности детей, их уровень воспитанности, личный опыт. Нельзя смешивать понятия «убеждение» и «морализирование». Органическая часть убеждения – требование (безоговорочное и мягкое). Требования должны быть основаны на уважении к личности ребенка, понимании его душевного состояния, пронизаны гуманностью, заинтересованностью в его судьбе, разумностью предлагаемых действий по их выполнению.
В формировании нравственных умений и привычек главную роль играет такой метод как упражнение. Он необходим, чтобы сформировать нравственное поведение. Моральные нормы формируются у детей методами убеждения, действия, поступки и поведение – путем упражнений.
Особое значение для детей, оставшихся без попечения родителей, имеет игра, которая создает естественные условия для его развития. «В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка врывается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра зажигающая огонек пытливости и любознательности» - писал В. А. Сухомлинский. В сюжетной игре, принимая на себя те или иные роли, подросток овладевает нормами отношений. Данная функция игры особенно важна для детей-сирот, социальная роль которых зачастую ограничена единственной ролью сироты, которую они играют на протяжении всей жизни. Поэтому опора на игру (игровую деятельность игровые формы приемы) – это важнейший путь обеспечения эмоционального отклика на воспитательные воздействия.
Основными формами работы по профессиональной и социальной адаптации детей-сирот являются:
- выездные события: экскурсии;
- специальные занятия, лекции, тренинги, мастер-классы по развитию различных адаптационных компетенций;
- наставничество, шефство;
- специальные беседы и игры на развитие представлений о семейной жизни о семейных ролях и функциях (на темы «Я и моя семья» «Дети — цветы жизни» «Что такое семья»), диспуты и т. д.;
- профориентационные мероприятия, знакомящие детей с разными предприятиями, производствами, специалистами;
- деловые игры, тренинги, обеспечивающие получение детьми разностороннего социального опыта;
- психолого-педагогические беседы и тренинги с целью обучения детей адекватно выражать свои эмоции и чувства;
- специальные трудовые уроки, направленные на формирование навыков ведения хозяйства, ознакомление детей с предметами хозяйственно-бытовой сферы с понятиями «кухня», «уборка» и т.п.;
- работы специальных кружков, секций, мастерских, обеспечивающих развитие адаптационно значимых компетенций
- игры, направленные на формирование умений распоряжаться деньгами;
- адаптация через творчество, самореализацию и т.д.;
- создание среды общения со сверстниками из семей и др.
Социальный педагог призван сыграть центральную роль в реализации комплексной системы поддержки и сопровождения детей-сирот. Миссия социального педагога - является полномочным представителем и защитником интересов подростков-выпускников в разнообразных социальных институтах, быть профессионально и личностно обособленным консультантом для ребенка по широкому спектру жизненных и личностных проблем, оказывать поддержку и помощь в новых ситуациях и способствовать становлению самостоятельности детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Курсовая работа по социальной педагогике. Адаптация детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей в учреждениях социальной защиты детства
Адаптация детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей в учереждениях социальной защиты детства. Выполнила Савкова Светлана Алексеевна ученица Вешенского педагогического колледжа имини М.А Ш...
ПРОГРАММА Социально-педагогическое сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в СПб ГБПОУ «Лицей сервиса и индустриальных технологий» «Преодоление социальной исключенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителе
СОДЕРЖАНИЕ Паспорт Программы 1. Пояснительная записка 2. Концептуальная ча...
ПРОГРАММА Социально-педагогическое сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в СПб ГБПОУ «Лицей сервиса и индустриальных технологий» «Преодоление социальной исключенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителе
СОДЕРЖАНИЕ Паспорт Программы 1. Пояснительная записка 2. Концептуальная ча...
Социальная и профессиональная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в ГБПОУ МО «ИПТ»
Доклад адресован руководителям, преподавателям, мастерам производственного обучения профессиональных образовательных учреждений. Также особый интерес доклад может представля...
Социальная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в студенческом общежитии.
Данная меиодическая разработка вводит в актуальные темы воспитательной деятельности, в частности, в процесс профессионального обучения в колледже и социализации детей-сирот и детей, оставшихся без поп...
Постинтернатная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Сиротство - социальное явление, обусловленное наличием в обществе детей, родители которых умерли, а также детей, оставшихся без попечения родителей вследствие лишения родительских прав, признание в ус...
Адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в СПО.
Адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в СПО. Социальная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей одна и...