Психологические особенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)
статья на тему

Дудина Оксана Владимировна

Постинтернатная адаптация воспитанников детских домов является очень важной проблемой, т. к. переход от периода детства к периоду взрослости сложен для любого ребенка, а тем более сироты/или сироты с диагнозом ОВЗ, который вырос в детском учреждении на полном государственном обеспечении в специфическом, полуизолированном мире, соприкасающимся с реальностью только отдельными сторонами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon psihologicheskie_osobennosti_detey.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

Психологические особенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

Сиротство - социальное явление, обусловленное наличием в обществе детей, родители которых умерли, а также детей, оставшихся без попечения родителей вследствие лишения родительских прав, признание в установленном порядке родителей недееспособными, безвестно отсутствующими и т. д. Сюда также относят детей, родители которых не лишены родительских прав, но фактически не осуществляют какой-либо заботы о своих детях.

Изменения, происходящие в жизни общества, претерпевающего существенные трансформации, безусловно, отражаются на семье и детях. Многочисленные  социологические и социально-психологические исследования показывают, что нестабильная социально-экономическая ситуация, приводящая к деградации части населения, распаду семей, появлению социального сиротства, неизбежно поднимает пласт проблем, связанных с детьми, оставшимися без попечения родителей.

Детство - это период, когда закладываются фундаментальные качества личности, обеспечивающие психологическую устойчивость, нравственные ориентации, жизнеспособность и целеустремлённость. Эти духовные качества личности не развиваются спонтанно, а формируются в условиях выраженной родительской любви, когда семья создаёт у ребёнка потребность быть преданным, способность сопереживать и радоваться другим людям, нести ответственность за себя и других, стремление научиться самому. Но вместе с тем, никуда не уйти от фактов иного рода. Ни для кого не секрет, что большинство воспитанников детских домов не сироты, а дети, имеющие родителей, чаще всего лишённых родительских прав. Это означает, что с точки зрения соматического и психического здоровья с учётом тёплой тяжелой наследственности, неблагоприятного протекания пренатального развития, тяжёлых условий жизни в раннем возрасте дети, родившиеся и выросшие в таких семьях, составляют «группу риска».

Чтобы ребёнок комфортно себя чувствовал в эмоциональном плане, необходимы социальные условия, которые определяют его быт, его физическое здоровье, характер его общения с окружающими людьми, его личные успехи. К сожалению, почти во всех учреждениях, где воспитываются дети-сироты, среда обитания, как правило, сиротская, приютская, казарменная. Конечно, известен опыт лучших детских домов и интернатов, где детям хорошо, выпускники которых сравнительно успешно вступают во взрослую жизнь.

Постинтернатная адаптация воспитанников детских домов является очень важной проблемой, т. к. переход от периода детства к периоду взрослости сложен для любого ребенка, а тем более сироты/или сироты с диагнозом ОВЗ, который вырос в детском учреждении на полном государственном обеспечении в специфическом, полуизолированном мире, соприкасающимся с реальностью только отдельными сторонами.

В результате у воспитанников в той или иной степени формируются

- иждивенчество, (непонимание материальной стороны жизни, вопросов собственности, экономики даже в сугубо личных, частных масштабах),

- трудности в общении там, где это общение свободно, произвольно, где требуется строить отношения,

-инфантилизм, замедленное самоопределение, незнание и не приятие самого себя как личности, неспособность к сознательному выбору своей судьбы,

- перегруженность отрицательным опытом, негативными ценностями и образцами поведения — без достаточного противовеса положительных ценностей, социально-приемлемых возможностей и образцов успеха, которые должен бы, но не дает сегодня детский дом.

 Одна из проблем подростков данной категории — проблема здоровья. Исследования детей в детских домах показали, что среди сирот нет совершенно здоровых детей. Их физические и психические нарушения часто связаны с факторами неблагоприятной наследственности. Неизбежны и психологические травмы, обусловленные отсутствием родителей.

Лишение детей материнской заботы с последующей психической депривацией в сиротских учреждениях, сказываются на их социальном, психическом, физическом здоровье. Проблемы медицинского характера обусловлены патологическими отклонениями в состоянии здоровья. Среди детей-сирот наиболее частой причиной патологии является поражение головного мозга (ММД).

В образовательных организациях не удается обеспечить полноценное психическое развитие детей-сирот, так как:
1) дети приходят в образовательные организации с нарушением развития;
2) отсутствуют эффективные технологии воспитания детей-сирот;
3) не имеется достаточного числа специально подготовленных специалистов для работы с сиротами (воспитателей, психологов, социальных работников).

Самое главное — это преодоление психологических трудностей, которые заключаются в привычке жить в замкнутом, закрытом обществе, неумении интегрироваться в открытое, создавать новые контакты с людьми, с которыми им предстоим общаться.

Личностные проблемы воспитанников детских домов в жизненном и профессиональном самоопределении испытывают значительные трудности, связанные с отсутствием опыта решения житейских проблем которые другие дети получают в семье, наблюдая за тем, как поступают в подобных ситуациях их родители или окружающие.

Большинство выпускников интернатных учреждений обладают особенностями, которые значительно осложняют их самостоятельную жизнь:
1) отсутствие опыта социальных контактов с людьми на работе, в сфере обслуживания, здравоохранения.
2) трудности в общении — там, где это общение свободно, где требуется строить отношения.
3) несформировавность потребности и способности трудиться.
4) иждивенчество, непонимание материальной стороны жизни, отношений собственности.
5) отсутствие личного опыта нормальной жизни в семье, тесных эмоциональных отношений.
6) недостаточное развитие индивидуальности, что характеризуется низким уровнем сознания, сниженной собственной активностью.
7) отсутствие нравственного иммунитета к условиям той среды, из которой большинство из них происходит.
8) плохое состояние здоровья.

Система требований, которые общество предъявляет к психическому и личностному развитию каждого из его членов не соответствует тому потенциалу, на который способны подростки-выпускники детского дома с ОВЗ, что провоцирует их на не всегда адекватную реакцию и поступки.

Достаточно часто этой категории воспитанников свойственно нежелание приспосабливаться к социальному окружению, отсутствие стремления учитывать мнение других людей, дефицит искренних эмоциональных отношений, замкнутость, нарушение в эмоционально-волевой и мотивационно-потребностной сферах. Очевидно, что подростки испытывают значительные трудности в общении не только с взрослыми, но и со сверстниками, при этом имеющиеся контакты «бедны» по содержанию, и эмоционально не насыщены. Более того, мотивация к изменению поведения у подростковс ОВЗ низкая, поскольку окружающая среда сформировала оптимальный для них стиль поведения, и одностороннее изменение этого стиля может иметь для них неконтролируемые последствия.

Все это способствует ориентации молодых людей на асоциальный и криминальный образ жизни, либо, наоборот, делает их первыми жертвами различного рода преступлений. «Социальное отклонение» (один из видов ДП) означает поведение индивида или группы, которое не соответствует общепринятым нормам, в результате чего эти нормы ими и нарушаются.

Виды социальных отклонений

  • корыстной направленности (хищения, кражи, спекуляции – в основе материальная выгода),
  • агрессивной ориентации (оскорбления, хулиганство, побои, убийство – направлены против личности),

Поведение подростков отличается рядом особенностей:

  • недостаточностью жизненного опыта и низким уровнем самокритики,
  • отсутствием всесторонней оценки жизненных обстоятельств,
  • повышенной эмоциональной возбудимостью, импульсивностью,
  • двигательной и вербальной активностью,
  • внушаемостью,
  • обостренностью чувства независимости,
  • стремлением к престижу в референтной группе любыми способами,
  • негативизмом,
  • преобладанием процессов возбуждения над процессами  торможения.

По данным исследований, противоправное поведение возникает не вдруг, ему предшествует серия поступков, которые расцениваются как аморальные, антиобщественные и которые говорят о деформации личности подростка - сироты.

Выделяют следующие стадии развития отклоняющегося поведения:

1) Неодобряемое поведение, эпизодически наблюдаемое у большинства детей и подростков, связанное с шалостями, озорством, непослушанием, непоседливостью, упрямством и т.д.

2) Порицаемое поведение, вызывающее более или менее резкое осуждение окружающих, педагогов, родителей  (эпизодические нарушения дисциплины, случаи драчливости, грубости, дерзости, лживости, нечестности).

3) Девиантное поведение, основу которого составляют нравственно отрицательные действия и поступки (нечестность, лживость, притворство, ложь, лицемерие, эгоизм, эгоцентризм, конфликтность, агрессивность, кражи и т.д.), принявшие характер систематических или привычных.

4) Предпреступное поведение, которое несет в себе зачатки криминального и деструктивного поведения – эпизодические умышленные нарушения норм и требований, регулирующих поведение и взаимоотношения людей в обществе: хулиганство, избиения, вымогательство, распитие спиртных напитков, злостные нарушения дисциплины и общепринятых правил поведения и т.д.

5) Противоправное и преступное поведение, основу которого составляют различные правонарушения и преступления.

Эти, довольно условные этапы обычно сменяют друг друга, составляя определенную линию развития. В некоторых случаях противоправное поведение может возникнуть внезапно у подростка, который до этого проявлял себя лишь с положительной стороны. Это может быть результатом сильного влияния извне, случайного стечения обстоятельств, психологических стрессов и других патогенных факторов. Но в большинстве случаев оно лишь следствие длительно действующих неблагоприятных факторов, таких, как систематическая неуспеваемость, отчуждение в семье, в школьном коллективе, психологический дискомфорт, ведущих к психологической дестабилизации, дезориентации, дезадаптации личности в окружающей ее микросреде.

Дети-сироты с ОВЗ уже к моменту поступления в школу имеют различные отклонения от нормы в своем психическом и физическом развитии, это обусловлено как биологическими факторами (повреждение генетического аппарата, родовые травмы, асфиксии, бытовые травмы и болезни), так  социальными (плохое питание, неустроенность быта) и педагогическими (серьезные недостатки, ошибки, просчеты  воспитания в семье, дошкольных учреждениях). Все эти группы факторов сочетаются. В результате, попав в детский дом дети начинают испытывать серьезные трудности в адаптации к усложняющимся требованиям. Низкая адаптация обуславливает неадекватные поведенческие реакции, вместо адаптации происходит дезадаптация. Она может проявляться трояко: в формировании устойчивых стереотипов отклоняющегося и асоциального поведения; в формировании патологических черт характера; в деформации системы отношений данного несовершеннолетнего с окружающими его людьми.

В подростковом и раннем юношеском возрасте несовершеннолетние сироты часто попадают в конфликтные ситуации. В результате несоответствия требований жизни и знания реальной обстановки возникает противоречие между ожиданиями и действительностью, между завышенным уровнем потребностей и ограниченными возможностями их удовлетворения. Эти противоречия могут повлечь неудовлетворенность учебой, трудом, отношениями в семье, следствием чего являются конфликтные ситуации, которые приводят к преступному поведению.

Этот возрастной контингент  детей-сирот и сирот с ОВЗ совершает большинство всех преступлений несовершеннолетних. Для него характерны сложные формы отклоняющегося поведения, выше уровень распространения курения, употребления алкоголя, наркотических веществ, половой распущенности. В этом возрасте чаще  совершаются агрессивные преступления: тяжкие телесные повреждения, изнасилования, насильственные формы изъятия имущества. 15-16-летние чаще, чем подростки, совершают преступления единолично.

Девиантные подростки-сироты часто обнаруживают ряд свойств, свидетельствующих о значительных эмоциональных нарушениях. Они, как правило, импульсивны, раздражительны, вспыльчивы, агрессивны, конфликтны, что затрудняет их общение с окружающими и создает значительные трудности с точки зрения их воспитания. Для девиантных подростков характерны тревожность, дефектность ценностной системы, особенно в области целей и смысла жизни.

Психологическая адаптация выпускников сиротских учреждений крайне важна при вступлении в самостоятельную жизнь. При продолжении ими обучения в системе начального профессионального образования, необходимо помочь им преодолеть переходную ступень от детства к взрослости, от проживания в полностью защищенных условиях интернатного учреждения к самостоятельному существованию, к возможности адаптироваться при учебе в учебной организации, получить профессию и связанные с этим гарантии трудоустройства.

Для учащихся, воспитывавшихся в условиях сиротского учреждения, в начальный период адаптации характерно повышение общей тревожности и недоверчивости, скептическое отношение к окружению, а у первокурсников, воспитывавшихся в семьях, адаптация проявляется в сложностях внутри и межличностного взаимодействия (расхождение образов Я-реальное и Я-идеальное и желание быть более дружелюбным). То есть адаптация учащихся-сирот больше похожа на «выживание», а у учащихся из семей на «приспособление, модификацию».

Отсутствие в детских домах систематической работы по развитию собственной активности ребенка, спектра его потребностей приводит к апатичному состоянию пассивности и потребительства.

В сложившихся за последние два десятилетия нестабильных социально-экономических условиях в нашей стране все более актуальным становится изучение психологических аспектов адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, особенно с ОВЗ. Несомненную важность данная проблема приобретает в переходный период от подросткового к юношескому возрасту, который чрезвычайно важен для дальнейшего становления личности, но до сего времени остается наименее изученным этапом развития. Часто сироты в переходный период не готовы к новым жестким требованиям общества, не способны сделать самостоятельный выбор и взять на себя ответственность за свое поведение, за свое будущее, и поэтому вынуждены прибегать к различным способам психологической защиты и стратегиям преодоления. Как уже отмечалось,  побудителем отклонений от нормального поведения выступает ориентация на ближайшее будущее, которое юноша, выросший в приюте, просто не видит. Вследствие несформированности  четкой иерархии целей приоритет оставляется за теми, которые в данный момент воздействуют наиболее интенсивно. Именно с бессмысленным времяпровождением связан рост  юношеского алкоголизма, преступности и сексуальных   извращений. Желание получить  все  сразу и проглотить не разжевывая подталкивает их к употреблению алкоголя и бродяжничеству, поскольку в этих случаях эффект воздействия немедленный. В таких ситуациях стремительно возникает желаемое состояние – чувство временной свободы от страха и неуверенности, переживание глубинной близости, причастности и любви к людям, исключающие негативные ощущения одиночества, сопровождающие юношей-сирот с детства. Для них характерны импульсивность, раздражительность, требовательность, склонность к риску, доминирование в сочетании с сентиментальностью, развитие патологической зависимости, риск травматизма.

Для сирот, использующих защитные механизмы характерны такие особенности поведения, как слабохарактерность, отсутствие глубоких интересов, податливость влиянию окружающих, легкая смен настроения, непроизвольные действия (потирание рук, кручение предметов в руках), непереносимость одиночества, повышенный аппетит или сонливость в стрессе, нужда в подбадривании, склонность к мистике и суевериям. Когда требования, формирующие отношение взрослых к юношам, непонятны последним, это приводит либо к их глобальному отрицанию, либо к формированию двойной морали, что также отрицает ее целостную к себе применимость (“ Это есть, но не для меня! Я не такой!”). При отрицании переориентируется внимание. Его направление меняется так, что человек становится особо невнимательным к тем сферам жизни и граням событий, которые чреваты для него неприятностями. Например, взрослые могут долго и эмоционально ругать сироту за очередной проступок и вдруг с возмущением обнаружить, что он  давно уже «отключился» и ровным счетом «никак» на их нравоучение не реагирует. Юноша, который прибегнул к отрицанию, просто игнорирует болезненные для него реальности и действует так, словно они не существуют. Будучи уверенными в своих достоинствах, он пытается   привлечь внимание окружающих всеми  способами и средствами и при этом видит  только позитивное отношение к своей персоне. Критика и неприятие просто игнорируются. Новые люди рассматриваются как потенциальные враги. И вообще, считают себя человеком без проблем, потому что отрицают наличие трудностей в своей жизни. Подростки-сироты отличаюся агрессивностью, которая может быть прямой или защитной. Защитная выступает как реакция на страх или же возникает в связи с половым созреванием, особенно у мальчиков, когда они стремятся снять подобным образом сексуальное напряжение.
У подростков, склонных к асоциальному поведению, отсутствует идентификация со своей половой ролью. Особенно это свойственно ребенку из неблагополучной семьи, где родители ведут аморальный образ жизни, так как у него нет образца мужского или женского поведения. Ребенок, воспитывающийся в условиях детского дома, где учительницы выполняют и женскую и мужскую роль, также формируется со спутанной половой ролью.

Воспитание в изолированной среде детского дома ведет к формированию групповой специфической субкультуры низкого уровня. Ее представители характеризуются слабым осмыслением своего жизненного опыта, пассивностью, интуитивностью своих поступков, отсутствием индивидуальных жизненных ориентиров и ценностей. Поэтому они не самостоятельны и нуждаются в опоре для принятия решений.

Преодоление сложившейся ситуации может быть достигнуто специальными мерами, связанными с психолого-педагогическим сопровождением в процессе обучения, воспитания. Специфика коррекционной работы с этой категорией подростков, по мнению психологов, состоит в приобретении ими личного опыта «проживания» новых способов взаимодействия с окружающими и иного ощущения внешнего мира с помощью тренингов, проводимых в малых группах. Эта работа помогает изменить последовательно всю группу в целом, поднимая ее на новую ступень взаимодействия. Работа осуществляется через консультации, тренинги, индивидуальные  беседы.

Особый интерес у этих подростков представляют психологические факторы, которые связаны с нарушением эмоционально-волевой сферы, с ценностями и интересами, с  познавательной сферой. Эти факторы способствуют становлению личности подростка и на основе этого строится профилактическая работа (беседы, занятия,  психологические тренинги). Для этого  разработаны коррекционно-развивающие занятия с обучающимися по программам: развития социальных навыков, познавательного развития, развития коммуникативной компетентности, снижению уровня агрессии, тревожности, коррекции самооценки и т.п. Занятия по системной социально-психологической коррекции девиантного поведения подростков, использованы и переработаны специально для подростков-сирот с ОВЗ. Наша задача помочь выпускнику интернатного учреждения перейти из упрощенного и специфического «мирка» детского дома в сложный и трудный современный мир, найти в нем свое место и обрести самостоятельность в различных сферах жизни. В образовательной организации создана соцально-психологическая служба, которая служит переходной формой из мира интерната во внешний мир, создает среду общения, положительные ценностные представления, помогает делать в жизни первые самостоятельные шаги, обеспечивать их успешность и запас положительного опыта, ведет работу по преодолению тяги к негативному образу жизни.

Наблюдения за выпускниками-сиротами с ОВЗ, говорят о том, что таким подросткам необходимо, как минимум два года, чтобы адаптироваться в социальной среде.

Педагог психолог Дудина О.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка на тему: Воспитание у детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей сознательного восприятия здорового образа жизни. Сознательный отказ от вредных привычек.

В настоящее время чрезвычайно высокую актуальность приобрела проблема адаптации выпускников детских домов и школ-интернатов к самостоятельной жизни. Далеко не всем из них удается решить жилищный вопро...

ОСОБЕННОСТИ ИНКУЛЬТУРАЦИИ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ.

Шарова Л.А., социальный педагог СПб ГБПОУ Лицей сервиса и индустриальных технологий, г.Санкт-Петербург, E-mail:lar.sh@mail.ru ОСОБЕННОСТИ ИНКУЛЬТУРАЦИИ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕН...

Статья Половое воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Здоровое поколение».

Подростки должны осознавать важность настоящей любви и знать, что сексуальные отношения существуют не ради секса, а во имя высшего выражения зрелой любви.  В подростковом возрасте происходит бурн...

Статья "Особенности социализации детей дошкольного возраста, в условиях семейной группы организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"

Социализация воспитанника, находящегося в государственном учреждении по той или иной причине, имеет много сложностей, и вообще очень трудоемкий и многообразный процесс. Социализация такого ребенка нач...

Комплекс профилактических занятий по психологическому сопровождению процесса социализации детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Оказание психологической помощи воспитанникам в приобретении необходимых социальных компетенций для успешной социализации  в обществе....