ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В УСЛОВИЯХ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА
статья

Болдырева Татьяна Владимировна

       Труд преподавателя физической культуры является сложным и многообразным. Он должен быть сам всесторонне подготовлен физически (быть стройным, подтянутым, опрятно одетым), знать теорию и практику выполнения физических упражнений, владеть методикой обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл avtoritet_prepodavatelya.docx28.89 КБ

Предварительный просмотр:

АВТОРИТЕТ ПЕДАГОГА В СТАНОВЛЕНИИ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ

Болдырева Татьяна Владимировна

преподаватель физической культуры

Тамбовское областное государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Промышленно-технологический колледж»

Понятие "авторитет" означает общепризнанное значение человека, его влияние на людей, поддержку его идеи и деятельности общественным мнением, проявление уважения, доверия к нему, даже веры в него: в его ум, волю, нравственность, способность сотворить благо, отдать все силы общему делу.

    Успех в педагогической деятельности во многом зависит от авторитета, который имеет преподаватель. Если он пользуется авторитетом у обучающихся, то способен оказывать на них более сильное воспитательное воздействие.

    Авторитет педагога формируется в процессе его педагогической деятельности, поэтому именно авторитет следует считать вторичным компонентом профессионального мастерства педагога. Придя работать в образовательное учреждение, молодой специалист начинает завоевывать себе авторитет. Для этого важно знать, что может определить авторитет преподавателя.

      Авторитет преподавателя слагается из ряда компонентов:

- авторитет профессионала зависит от знаний и умений в области физической культуры и спорта. Очень важен статус преподавателя как спортсмена в прошлом;

- авторитет возраста определяется тем, что преподаватель для обучающихся всегда должен оставаться старшим товарищем, человеком с большим опытом;

- авторитет должности (статус преподавателя как педагога) дополняется психолого-педагогическими знаниями и умениями.

- нравственный авторитет (авторитет преподавателя как личности) создается, во-первых, формой внешнего поведения, соответствующего образу педагога, во-вторых, действительным соответствием приписываемых себе личностных характеристик как преподавателю особенностям своего «Я».

- авторитет дружбы может возникнуть в том случае, когда преподаватель позволяет обучающимся обращаться к себе как к помощнику, деловому партнеру. Важно, чтобы взаимоотношения преподавателя с обучающимися не перешли в «панибратство», поэтому между ними должна соблюдаться определенная дистанция;

- авторитет уступчивости (доброты) выражается в том, что, например, преподаватель, уступая обучающимся на уроке, решает играть с ними в баскетбол вместо прохождения программного материала.

     Этот авторитет хорош до определенных пределов, но в целом его следует считать отрицательным, не соответствующим основным требованиям и принципам современного подхода к организации обучения (личностно-ориентированный подход), равно как и ряд нижеследующих видов авторитета преподавателя.

 -авторитет подавления основан на боязни обучающихся перед преподавателем; как правило, преподаватель, склонный таким образом завоевать авторитет, считает, что воспитание сводится к простому послушанию.

-авторитет чванства обычно основан на хвастовстве преподавателя, подчеркивающего свои достоинства и заслуги в прошлом, когда преподаватель был спортсменом.

- для авторитета резонерства характерно поведение преподавателя, который постоянно поучает обучающихся, причем даже в тех вопросах, где он некомпетентен.

- авторитет педантизма строится на беспрекословном соблюдении правил, норм, порядка. В данном случае учитель руководствуется бюрократическими принципами.

   Перечисленные компоненты образуют единый авторитет преподавателя, в котором может преобладать тот или иной тип. Формируя положительный авторитет преподавателя физической культуры, например, необходимо осознавать, что оптимально для данного педагога (учитывая его способности, умения, индивидуальный стиль деятельности), и составить перечень необходимых образующих компонентов (расположив их в порядке значимости), которые могли бы способствовать выделению всех личностных и профессиональных его достоинств и не вредили бы процессу воспитания и обучения.

     Отличительными чертами преподавателя физической культуры, являются: наблюдательность, терпимость, выдержка, чувство юмора, доброта, организованность, оптимизм, самостоятельность, ответственность, общительность, готовность к симпатии, сочувствию. Важно уметь разбираться в настроениях обучающихся, изучать и учитывать их индивидуальные и возрастные способности.

      Все профессионально важные качества преподавателя физической культуры можно разделить на следующие группы: мировоззренческие, нравственные, коммуникативные (включая педагогический такт), волевые, интеллектуальные, двигательные (психомоторные).

      От профессиональных качеств неотделимы личностные качества преподавателя физкультуры: хорошее физическое здоровье, уравновешенность характера, предприимчивость, инициатива, стремление пополнить умственный багаж, образцовое поведение преподавателя.

         Мировоззрение преподавателя (убеждения, идеалы) мотивирует всю его педагогическую деятельность на служение своему народу, государству, даёт прочную основу для воспитания у обучающихся активной жизненной позиции и патриотизма. Воспитывая патриотизм, преподаватель физической культуры должен сам быть патриотом, должен проявлять гордость за достижения своих воспитанников в спортивных соревнованиях различного уровня.

       Нравственность, или мораль, - это форма общественного сознания, выполняющая функцию регулирования поведения человека.

Преподаватель должен обладать целым комплексом нравственных качеств: гуманизмом, вежливостью, честностью, требовательностью, оптимизмом и т.д., так как нравственное воспитание обучающихся должно базироваться не только на словесной форме воздействия на них, но прежде всего на личном примере. Преподаватель физической культуры обязан постоянно следить за собой, предъявлять к себе высокие требования, помня, что преподаватель - это человек, специальностью которого является правильное поведение. Постоянный контроль своего поведения необходим преподавателю в связи с сильно развитой у обучающихся склонностью к подражанию. 

       Педагогический оптимизм. Он включает доброту, чуткость преподавателя, его общительность и доброжелательность, жизнерадостность, чувство юмора, веру в своих обучающихся, в достижимость ими поставленных целей, даже если эти обучающиеся слабоуспевающие и с отклонениями в поведении, вера преподавателя заставляет их поверить в своё исправление.

       Эмоционально положительное отношение к подросткам, открытая доброжелательность, стремление видеть хорошее поощряет обучающихся на общение с преподавателем, делает их откровенными, инициативными, создаёт на уроке товарищескую атмосферу. У эмоционально неуравновешенного преподавателя, то подозрительного и отрицательно настроенного к обучающимся, то сентиментального и необоснованно поощряющего, занимающихся бывают нервозными, неровными в отношениях друг к другу.

      Одним из важных качеств преподавателя является правдивость. Обучающиеся должны быть уверены в искренности намерений и чувств общающегося с ними преподавателя. Если обучающийся почувствует, что преподаватель ведёт с ним воспитательную игру, что в его словах присутствует фальшь, наигрыш, то он логично решает, что его хотят обмануть, и его доверие к словам и поступкам преподавателя исчезает. Процесс общения приобретает формальный характер или прекращается совсем. Между преподавателем и обучающимся возникает барьер недоверия.

       Одним из ведущих нравственных качеств учителя является гуманизм, характеризующий отношение преподавателя к обучающимся. Гуманное отношение преподавателя выражается в интересе к личности обучающегося, в проявлении к нему сочувствия, в оказании ему в случае необходимости (в сложных жизненных ситуациях) помощи советом и делом, в признании достоинств обучающегося, в требовательности к развитию и формированию его как личности. Обучающиеся, видя эти проявления гуманизма у преподавателя, будут пытаться ответить ему таким же отношением. 

       Преподаватель должен обладать такими нравственными качествами как: 

принципиальность (не переходящей в прямолинейность действий и поступков и в упрямство), самокритичностью, трудолюбием, справедливостью.

     Коммуникативные качества, к которым относятся общительность, вежливость, доброжелательность и ряд других, помогают преподавателю устанавливать контакт с обучающимися в процессе общения и тем самым способствуют успеху воспитательной работы преподавателя. К этим качествам относится и педагогический такт.

    Педагогический такт - это качество, присущее преподавателю - мастеру, преподавателю - интеллигенту.

     Педагогический такт базируется на многих качествах, называемых в обиходе душевными, - доброжелательности, чуткости, отзывчивости, искренности. Тактичный преподаватель физкультуры будет терпеливо относиться к обучающемуся, если его медлительность связана с особенностями темперамента, а не покрикивать на него, будет проявлять особый такт при дефектах речи обучающегося, относиться с сочувствием к подростку, проявляющему неуклюжесть, или боящемуся выполнить упражнение. Тактичный преподаватель никогда не позволит себе "выворачивать наизнанку" душу обучающегося, чтобы докопаться до мотивов его поступков, отношения к учёбе и жизни.

      Соблюдение педагогического такта требует постоянного контроля своих слов, действий. Неумение контролировать свои поступки и слова может поставить окружающих в затруднительное положение, привести к нежелательным последствиям.

       Волевые качества имеют большое значение для успешной деятельности преподавателя физической культуры.  К ним относятся выдержка, настойчивость, терпеливость, решительность, смелость.

      Невыдержанный преподаватель не может успешно вести воспитательную работу с обучающимися, так как в их глазах он не обладает авторитетом. Нетерпеливый преподаватель, желая быстрее достичь результата у своих воспитанников, форсирует учебные нагрузки, нарушая тем самым принципы постепенности и доступности ставя под угрозу здоровье занимающихся. Преподаватель без самообладания будет теряться в конфликтных и неожиданно возникающих ситуациях, примет необоснованные и не адекватные обстановке решения. Не обладая настойчивостью, преподаватель не сможет неукоснительно проводить в воспитании обучающихся свою линию, добиться хорошего материального обеспечения процесса физического воспитания. Однако спокойствие и выдержка преподавателя не должны подменяться его безразличием, равнодушием к своей работе. Преподаватель имеет право и должен радоваться, гневаться, печалиться, обижаться. Но, даже возмущаясь, но не должен выходить из себя, терять над собой контроль, переходить на грубый и оскорбительный тон.

       Большое значение для преподавателя физической культуры имеет такое качества, как находчивость. На уроке физической культуры часто возникают ситуации, требующие мгновенного принятия решения. Бывает, что обучающийся задаёт вопрос, на который преподаватель не может быстро ответить или затрудняется продемонстрировать технику какого-нибудь упражнения. Если преподаватель растеряется от неловкого положения, в которое он попал, обучающиеся расценят это как проявление им некомпетентности. Находчивый преподаватель не позволяет проявиться внешним признакам его внутреннего состояния. Не нужно лгать обучающимся, придумывая ответ, не соответствующий реальности. В ряде случаев можно сказать: "Я не знаю". В других случаях можно уйти от ответа в данный момент, сославшись на несвоевременность заданного вопроса. Конечно, на следующем уроке обучающийся должен получить ответ на свой вопрос.

       Непременным качеством преподавателя должна быть его требовательность. Обучающиеся (особенно юноши) очень уважают преподавателя, который добиваются своего без грубого принуждения и угроз, а также без педантизма. Подростки единодушно отрицают мягкотелость, вялость, наивную доверчивость преподавателя, его беспринципную снисходительность. Всякие отступления от предъявленных требований (порой преподаватель предъявляет требование к обучающимся, а потом забывает про него или отменяет без всяких обоснований) обучающиеся рассматривают как слабоволие преподавателя.

          Личностные качества преподавателя физической культуры, его педагогическое мастерство, культура поведения и общения являются значимыми компонентами, влияющими на формирование личности обучающихся. Особо актуальны они в подростковом возрасте, когда закладываются и развиваются не только физические способности человека, но и его морально-нравственные, этические, эстетические и культурные свойства. В этом возрасте закладывается фундамент прочности и надежности нравственных качеств личности. Воля у подростков еще слаба и неустойчива, поэтому необходимо все педагогические средства на ее совершенствовании, учить их быть внимательными и сосредоточенными, непременно выполнять принятые решения, то есть доводить до конца начатое дело.

В связи с этим авторитет преподавателя физической культуры, является важным фактором, влияющим на физическое и духовное развитие обучающихся.



     В процессе занятий физическими упражнениями укрепляется воля юного спортсмена, ведь овладение новыми знаниями, умениями и навыками требует волевых усилий, которые формируются в процессе занятий физической культурой и спортом.

Подростковый возраст (15-16 лет) – это становление самостоятельности. У подростка возникает требование – считать его взрослым. Это связано со значительными и глубокими изменениями в организме на пути к биологической зрелости. Естественно, этот процесс значительно влияет на психическое развитие. Потребность подростка занять положение, соответствующее его представлению о своей личности (которая часто переоценивается), оказывает влияние на его поведение, отношение к учебе, к занятиям спортом. В то же время успехи в спорте выступают как средство самоутверждения. У подростка, не занимающегося спортом, самоутверждение, может, выражается в приобретении вредных привычек (курение, алкоголь, наркотики), также он может попасть в компанию хулиганов. Или во втором случае замкнуться в себе, и абстрагироваться от общественной жизни.

Преподаватель физической культуры, для проявления личности подростка, разрешает ему на уроке самостоятельно проводить разминку, привлекает его к руководству группой, к участию в организации и проведении соревнований, судействе спортивных игр и т.д.

Спортивные достижения убедительно свидетельствуют о том, что обучающийся может решать сложные задачи, которые ставят перед ним преподаватель в процессе учебно-тренировочных занятий, и показать высокий результат. Однако, как личность он еще не сформировался. Подросток, каких бы вершин ни достигал в спорте, остается подростком со своим миром, со своим отношением к действительности и т.д. А подростки, ставшие спортивными звездами, пожалуй, больше, чем кто-либо нуждается в умном, заботливом, высококультурным преподавателе - наставнике.

Юношеский возраст (18-21лет) – завершающий этап биологического состояния и формирования личности.

        В этом возрасте значительно повышается требование к себе как личности. Велика потребность этого возраста в физическом и спортивном совершенствовании, которое, как известно, достигается только через физические нагрузки, требующие значительных усилий личности.

Профессиональный педагог физической культуры уделяет большое внимание формированию своего авторитета, учитывая особенности каждого обучающегося.

Преподаватель физической культуры — это не только спортсмен или специалист в области спорта, это, в первую очередь, профессиональный педагог, обладающий всеми современными компетенциями развивающего образования, это сильная личность, способная своим авторитетом сформировать устойчивый интерес к физической культуре и спорту.

Литература

  1. 1.Белкин А.С., Силина С.Н. Профессиографический мониторинг подготовки специалиста в системе высшего педагогического образования. Вып. 4. Шадринск, 1999.
  2. Абдуллина О.А. Мониторинг качества профессиональной подготовки // Высшее образование в России. 1998. N 3.
  3. Смирнова М.А. Применение экспертной системы для оценки качества педагогической подготовки будущего учителя: Дисс... канд. пед. наук. Тула, 1997.
  4. Руднева Т.И. Основы педагогического профессионализма, Самара: СИУ,1996
  5. Евсеев Ю.И. Физическая культура. Ростов – н/д: Феникс, 2003
  6. Кузьмин В.Г., Калюжный Е.А., Крылова Е.В., Полетаева О.Н. Введение в теорию физической культуры: Учебное пособие. – Н. Новгород: Изд-во ННГУ им. Н.И. Лобачевского, 2005
  7. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений.  – М.:  Издательский центр «Академия», 2000 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В КОНТЕКСТЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА К ОБРАЗОВАНИЮ

В статье рассматриваются задачи и фунцкии преподавателя физической культуры; специфические условиями его работы: физическая нагрузка, психическая напряжен­ность и факторы внешней среды. Описаны с...

«ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В УСЛОВИЯХ СПО»

Нововведения, или инновации, характерны для любой профессиональной деятельности человека, и поэтому они становятся предметом изучения, анализа и внедрения. Инновации возникают в результате научных исс...

Организация проектной деятельности обучающихся- как одно из условий компетентностного подхода в обучении

Итоговая аттестационная  работа на тему "Организация проектной деятельности  обучающихся- как одно из условий компетентностного подхода  в обучении"В работе рассмотрены теоретическ...

Преемственность основных направлений деятельности учителей начальной и основной школы в условиях ФГОС ООО

Переход учащихся из начальной школы в основную, считается одной из наиболее сложных и значимых педагогических проблем, а период адаптации в 5 классе – одним из трудных периодов процесса обучения...

Доклад на тему: «Инновационная деятельность преподавателя физической культуры»

Сегодня нельзя найти ни одной сферы человеческой деятельности, не связанной с физической культурой, поскольку физическая культура и спорт - общепризнанные материальные и духовные ценности общества в ц...