Статья "СОДЕРЖАНИЕ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ В СПЕЦИАЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ-ИНТЕРНАТЕ"
консультация

Селиванова Ольга Александровна

Статья о воспитательной работе в специальной общеобразовательной школе по формированию профориентационных навыков у обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ns.docx19.99 КБ

Предварительный просмотр:

СОДЕРЖАНИЕ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ В СПЕЦИАЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ-ИНТЕРНАТЕ.

Одним из немногих позитивных итогов происходящих в нашей стране перемен является начальное переосмысление обществом своего отношения к детям-инвалидам. Любой ребенок, глубоко умственно отсталый или с нервно-психическими расстройствами, с комплексными нарушениями, не должен быть социальным инвалидом и потенциальным балластом для окружающих, своей семьи, государства в целом.[5;с.3]. «В условиях школы-интерната формируется особая личность, которая часто недостаточно подготовлена к большинству ситуаций взрослой жизни. Дети, выросшие вне семьи, отличаются предрасположенностью к дисгармоничному развитию и, прежде всего, низкими функциональными возможностями организма.» [4;c.6].  Начиная работать с такими детьми педагоги специальной общеобразовательной школы сталкиваются со многими проблемами: сниженной познавательной активностью, нарушениями  в общении, замкнутостью, агрессивностью  и гиперактивностью, с различными недостатками характера, причем в своем подавляющем большинстве дети с интеллектуальной недостаточностью имеют очень слабую волю. В связи со всеми перечисленными обстоятельствами формирование осознанного отношения к трудовой деятельности у детей с умственной отсталостью имеет одно из главнейших условий для дальнейшей профориентационной работы. Труд играет большую роль в судьбе детей с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальной недостаточностью) и служит эффективным средством коррекции умственных; физических и личностных нарушений воспитанников; а также средством адаптации к самостоятельной жизни по окончании школы. Привитие трудолюбия, трудовых умений и навыков является важным направлением в организации воспитательного процесса школы-интерната. «Труд – главная сфера самоутверждения личности. Главная, но не единственная. И если человек не может найти себя в труде, то ищет другие способы реализации своего «Я» и находит их в бесцельном времяпровождении, в ложном самоутверждении, в потребительском образе жизни.» [2; c.136]. Проблема трудоустройства в условиях современного общества  имеется для всех молодых людей, не говоря уже о лицах  с ограниченными возможностями здоровья. Профессиональная деятельность является очень важным направлением в жизни каждого человека, а особенно для людей с ограниченными возможностями здоровья. Молодые люди с интеллектуальной недостаточностью отличаются инфантилизмом, они не оценивают свои возможности, не понимают реальные свои способности. У обучающихся школы-интерната нет представления своего жизненного пути, дети привыкают к постоянной опеке со стороны взрослых, очень немногие обучающиеся имеют достаточный уровень самоорганизации.   Профессий очень много для обычных детей, для особенных же детей  круг профессий, которыми они могут овладеть,  значимо сужается. Кроме того, что не все обучающиеся готовы прикладывать свои усилия для получения профессии, но и не все учебные заведения готовы работать с данной категорией лиц. В данной ситуации педагоги школы-интерната, зная индивидуальные особенности и возможности каждого обучающегося в профессиональном самоопределении,  играют ключевую роль.  И хоть каждый обучающийся имеет свои индивидуальные особенности, но много  качеств характерны именно для лиц с умственной отсталостью.  Им тяжело привыкать к трудовой дисциплине и служебным обязанностям, трудно долго находиться на рабочем месте, прикладывать максимум стараний, не понимают трудовую дисциплину.

Таким образом, основным направлением профориентационной работы в нашем учебном учреждении является формирование профессионально важных качеств и формирование правильной самооценки своих реальных возможностей  в  избранном виде деятельности, стимулирование интереса  подростков к своему будущему и проектирование его позитивного образа.

Система профориентационной работы делится на три этапа:  профессиональное просвещение, активно поисковая профориентация, профессиональное самоопределение.[3; с56].

1-й-этап – профессиональное просвещение - охватывает период обучения в 7 классе. Начиная знакомить детей с многообразием профессий,  педагоги сталкиваются с непониманием обучающихся своих реальных возможностей. Дети выбирают себе профессии, которыми они не могут овладеть в силу своих умственных способностей. Очень важно на данном этапе не дать сформироваться несбыточным мечтам, а формировать в ходе знакомства с профессиями трудовые навыки, воспитывать трудолюбие, показывать уважение к людям труда. Для повышения познавательного интереса к изучению мира профессий  на данном этапе проводятся  беседы о профессиях, индивидуальные и групповые занятия, способствующие развитию познавательных процессов (коррекция памяти, мышления, внимания, восприятия, речи).   Профориентационные игры, ролевые игры, игровые ситуации, занятия в творческих объединениях, участие в конкурсах, выставках, целевые экскурсии на предприятия, встречи с представителями различных профессий, также вызывают значительный интерес у обучающихся. Особенно замечен интерес к просмотру социальных роликов, где можно увидеть элементы реальной жизни, ведь у многих детей проживающих в школе-интернате нет даже элементарных представлений о модели жизни в обществе.

2-й - этап активно-поисковой профориентации в основном проходит в 8 классе. На данном этапе у обучающихся систематизируют знания о профессиях, о качествах,  которые необходимы для овладения каждой профессией, ориентируют обучающихся на те виды деятельности, которые подходят им по их индивидуальным возможностям и способностям.

 Обучающиеся  этого возраста проявляют  интерес к встречам с людьми разных профессий, с представителями учебных заведений, где можно получить интересующую их специальность. Особенный интерес возникает к экскурсиям   в учебные заведения, где уже обучаются наши выпускники, им интересно пообщаться именно с людьми в реальной жизни.

3-й - этап профессионального самоопределения, которое осуществляется в 9 классе на выпускном этапе.   В 9 классе в основном все обучающиеся имеют представление о своем дальнейшем профессиональном маршруте. Подростков ориентируют на конкретные виды профессий, которыми они могут овладеть, знакомят с условиями труда и производством.

На заключительном этапе очень важно формировать установку на повышение чувства ответственности за себя и свое профессиональное будущее.

На заключительном этапе важное значение приобретают профконсультации, проводимые на основе результатов диагностических процедур, индивидуальные беседы с консультируемыми  и их родителями помогают подросткам определиться с выбором дальнейшего направления образования и профессиональной деятельности.

«Одной из основных целей специальной школы является подготовка к самостоятельной жизни через создание условий для целенаправленной социализации детей, создание реальных стартовых возможностей жизненного самоопределения.» [5;c.7 ]

Основным критерием социализации обучающихся школы-интерната с ОВЗ (интеллектуальной недостаточностью) является приобретение стабильной профессии и нахождения своего места в жизни.

Список литературы

1.Акимова О.И. Профессиональное самоопределение выпускников специальной (коррекционной) школы VIII вида во внеурочной деятельности / О.И. Акимова // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия «Образование. Педагогические науки». Выпуск 9. – Челябинск, 2010. – № 23 (199). – С. 134 – 137 (0,3 п.л.).

2. Алексеева Н. А. Калейдоскоп родительских собраний: методические разработки. Выпуск 2. – М.: ТЦ Сфера, 2001. – 144с.

3. Дульнев Г.М. Основы трудового обучения во вспомогательной школе. - М.,2000. – 216с.

4. Карлина Р. П.  Система воспитательной работы в коррекционном учреждении: планирование, развивающие программы, методическое обеспечение  – Изд. 2-е. – Волгоград: Учитель, 2013. – 311с.

5. Худенко Е.Д. Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе-интернате, детском доме: пособие для воспитателей и учителей /Худенко Е.Д., Гаврилычева Г.Ф, Селиванова Е.Ю., Титова В.В - М.: АРКТИ,2005.-312с. (Метод.биб-ка).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект как оформить документы (загранпаспорт) для учащихся специальной (коррекционной) школы-интерната 8 вида, с целью социализации в обществе.

Данный проект разработан с целью научить воспитанников правильному оформлению документов (загранпаспорта), которые им пригодятся в самостоятельной жизни....

Основные направления в работе с ансамблем

   Ансамбль – группа исполнителей, выступающих совместно. Искусство ансамблевого исполнения основывается на умении исполнителя соразмерять свою художественную индивидуальность, свой и...

Социально-психологическое сопровождение профориентационной работы в коррекционной школе-интернате.

Для того чтобы обучающиеся могли изучить свои возможности и потребности и соотнести их с требованиями, которые предъявляет интересующая их профессия, сделать обоснованный выбор специальности, по...

Открытый урок истории в 7 классе специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида по теме " Укрепление Власти Князя"

Важнейшим требованием к уроку является ясность учебной цели, поэтому я стремлюсь точно сформировать задачи, логически связать их между собой с темой и содержанием урока....

ПРОГРАММА факультативных занятий «Мир эмоций» специальной (коррекционной) школы-интерната ст-цы Шкуринской

Актуальность проблемы В настоящее время в системе образования одной из центральных проблем является проблема социально-психологической адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья, в том чис...

ПРОГРАММА ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ В МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 13»

ПРОГРАММАПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫВ МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 13»...

Открытый урок По профессионально-трудовому обучению в специальной (коррекционной) школе - интернат VIII вида 6 класс швейное дело.

Итоговый урок по теме:  Юбки.  Цель урока: систематизировать и обобщить теоретические знания, закрепить практические умения, проверить итоговые знания по теме «Юбки»...