Программа по художественной гимнастике(личная разработка)
рабочая программа на тему
Предварительный просмотр:
ПРИНЯТА Решением педагогического совета АУ ДОД ДЮСШ «Факел»г.Радужный Протокол от «___»_____20__г. № ___ | УТВЕРЖДАЮ Директор АУДОД ДЮСШ «Факел» __________С.К.Шеликпаев «___»____________2015г. Приказ АУ ДОД ДЮСШ № _____от ______20__г. №___ |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ
ПРОГРАММА ПО
ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКЕ
АВТОНОМНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГООБРАЗОВАНИЯДЕТЕЙ
«Детско- юношеской спортивной школы «Факел»
Возраст детей, на которых рассчитана программа:
от 4-17 лет
Срок реализации -8 лет
Составитель: Крутий А.В.–тренер-преподаватель по худ/гимнастике.
г.Радужный,2015
Содержание:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯЗАПИСКА………………………………………..................... 3
Цель и задачи …………………………………………………………………………… 4
Условия реализации программы……………………………………………………….. 5
Условия зачисления, отчисления и перевода обучающихся ……………………… 6
1. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕПЛАНИРОВАНИЕ……………...................... 13 1.1. Учебныйпланподготовкина 42 неделиучебно-тренировочных
занятий…………………………………………………………………………
1.2. Теоретическийпланмноголетнейподготовки………………………………. 10 1.3. Нормативы оценки морфотипических данных гимнасток……………... 11 1.4. Контрольно-переводные нормативы…………………………………….. 12 2. СОДЕРЖАНИЕПРОГРАММЫ………………………………………………17 2.1. Программныйматериалзанятий…………………………………………….. 17 2.2. Воспитательнаяработа……………………………………………..................... 26 2.3. Инструкторскаяисудейскаяпрактика……………………………………….. 27 2.4. Восстановительныесредстваимероприятия………………………………… 27 3. МЕТОДИЧЕСКОЕОБЕСПЕЧЕНИЕ………………………………............... 29 3.1. Принципы спортивной подготовки……………………………………….. 29 3.2. Методы, средства спортивной тренировки 30
3.3. Методическиерекомендациипоорганизацииипроведению тренировки…………………………………………………………………….. 31
3.4.Материально-техническиеусловия…………………………………………. 35 СПИСОКИСПОЛЬЗУЕМОЙЛИТЕРАТУРЫ………………………………... 36
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯЗАПИСКА
Со словом гимнастика связывают понятие красивого и стройного тела, крепких мышц, грациозных движений. Художественная гимнастика в детском саду – это прежде всего интерес детей к этому виду спорта, забавные игры, образные этюды, диалог с предметом, в которых ребенок может выразить свое собственное восприятие музыки, свою неповторимость, индивидуальность. В процессе занятий художественной гимнастики развиваются музыкально-пластические способности, двигательные навыки и умения в процессе игрового общения детей с музыкой через движения.
Благодаря этому виду спорта дети избавятся от неуклюжей походки, угловатости, излишней застенчивости. Формированию правильной осанки красивой походки, развитию ритмичности и координации движений, возрастает благотворное влияние на сердечно-сосудистую, дыхательную, кровеносную и центральную нервную системы.
Музыкальное сопровождение делает занятие художественной гимнастики насыщенным и разнообразным, такое занятие повышает эмоциональное состояние детей. Воздействие музыки многогранно:
∙ во-первых, правильно подобранная музыка содействует эстетическому воспитанию детей. Формированию положительных эмоций;
∙ во-вторых, музыка воспитывает ритм движений, музыкальный слух.
∙ в-третьих, дети стремятся выполнять упражнения в сочетании с музыкой, а это повышает культуру движений.
Дополнительная предпрофессиональная программа, далее
Программа предназначена для тренеров-преподавателей учреждения дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности и является основным документом учебно-тренировочной и воспитательной работы. Рекомендуется для занятий с девочками от 4 до 17 лет. Программа составлена на основе примерной программы спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ Олимпийского резерва, разработанной
Белокопытовой Ж.А., Карпенко Л.А., Романовой Г.Г. и
утвержденной заместителем Председателя Госкомспорта СССР А.И. Косолевым.
Дополнительная предпрофессиональная программа по художественной гимнастике несет в себе изменения и дополнения, включенные в структуру конструирования учебного материала, в содержание программного материала, количество часов.
Дополнительная предпрофессиональная программа по художественной гимнастике(далее Программа) включает в себя разделы: теоретическую, физическую, техническую, тактическую, психологическую подготовку.
Данная Программа адаптирована под реальные условия автономного учреждения дополнительного образования детей «Детско-юношеской спортивной школы «Факел» г.Радужный.
Цель и задачи программы
Цель – многолетняя подготовка спортивных резервов по художественной гимнастике, подготовка спортсменов высокой квалификации с гармоничным развитием физических и духовных сил.
Создание единого направления в учебно-тренировочном процессе для спортивного развития воспитанников от групп начальной подготовки до уровня спортивного мастерства.
Задачи:
1. Всестороннее гармоничное развитие внешних форм и функций организма занимающихся.
2. Соразмерное развитие физических качеств гимнасток: силы, гибкости, координации, прыгучести, быстроты, равновесия и выносливости.
3. Формирование системы специальных знаний, умений и навыков,
необходимых для успешной деятельности в художественной гимнастике.
4. Воспитание морально-волевых и нравственно-эстетических качеств.
5. Развитие специальных эстетических качеств: музыкальности, танцевальности, выразительности и артистизма.
6. Подготовка спортсменок высокой квалификации – кандидатов и мастеров спорта. Система многолетней спортивной тренировки имеет предпрофессиональный характер, направлена на подготовку будущих специалистов в области физической культуры и спорта. Перед учебными группами ставятся конкретные задачи:
Этап начальной подготовки (ЭНП):
- укрепление здоровья и закаливание организма обучающихся;
- формирование правильной осанки и гимнастического стиля выполнения упражнений;
- разносторонняя общая физическая подготовка и начальное развитие основных двигательных качеств: ловкости, гибкости, силы, быстроты и равновесия;
- развитие специфических качеств: пластичности, танцевальности, музыкальности, выразительности и творческой активности;
- выполнение норм III, II, I юношеских разрядов.
- приобретение соревновательного опыта;
- активная концертная деятельность – участие в показательных выступлениях;
- классическая хореография.
Тренировочный этап (ТЭ):
- изучение теоретического материала;
- дальнейшее укрепление здоровья и закаливание организма обучающихся;
- повышение уровня развития разносторонней физической подготовки;
- развитие специальных физических качеств;
- расширение и дальнейшее совершенствование технических навыков;
- развитие морально-волевых качеств;
- приобретение соревновательного опыта;
- активная концертная деятельность – участие в показательных выступлениях;
- выполнение норм III, II, I взрослых разрядов и КМС;
- направленный отбор на этап спортивной специализации.
- участие в соревнованиях за пределами города и ХМАО-Югры.
- классическая хореография.
Условия реализации программы
Программа рассчитана на обучение и воспитание детей и подростков(девочек), в возрасте от 4 до 17 лет.
Срок реализации программы может сокращаться в зависимости от возраста поступления ребенка в ДЮСШ и качества освоения программы (выполнение нормативов и требование ЕВСК).
В настоящей программе выделено 2 этапа спортивной подготовки:
-Этап начальной подготовки (ЭНП). На этап НП зачисляются учащиеся общеобразовательных школ, достигшие 4-летнего возраста, желающие заниматься художественной гимнастикой и имеющие письменное разрешение врача- педиатра.
-Этап тренировочный (ТЭ). Группы ТЭ формируются на конкурсной основе учащихся, прошедших необходимую подготовку не менее 1 года, выполнивших приемные нормативы по общефизической и специальной подготовке, а также выполнившие I юношеский разряд.
Основной формой учебно-тренировочного процесса являются групповые учебно-тренировочные и теоретические занятия; медико-восстановительные мероприятия, медицинский контроль, участие в соревнованиях, инструкторская и судейская практика учащихся.
Начало учебного года в ДЮСШ – 1 сентября; окончание – 31 мая, с учетом тренировочных сборов- до 30 июня.
Расписание занятий учебных групп составляется и утверждается
администрацией ДЮСШ с учетом наиболее благоприятного режима труда и отдыха учащихся, их возрастных особенностей, возможностей максимального использования спортивных сооружений.
Продолжительность тренировочного занятия и число занимающихся в группе зависит от этапа подготовки и года обучения спортсменов (продолжительность тренировочного занятия для ЭНП не более 2-х академических часов, для ЭНП-не более 3-х академических часов)
Условия зачисления, перевода и отчисления детей из ДЮСШ
Зачисление обучающихся.
На этапы начальной подготовки, тренировочный на основании индивидуального отбора по критериям данного вида спорта зачисляются дети, желающие заниматься художественной гимнастикой, имеющие письменное разрешение врача, медицинскую справку от педиатра.
Критерии оценок:
- Оценка конституционных особенностей
Предпочтение должно отдаваться девочкам мускульно-астенического типа, с узким тазом, тонкой костью, длинными конечностями и шеей, удлиненной формой мышц. Просмотр проводится в присутствии родителей, чтобы учесть наследственную детерминированность перечисленных признаков.
Примечание: при плохой оценке особенностей внешнего вида по данному критерию поступающие от дальнейших испытаний освобождаются.
- Оценка физических качеств:
- выворотность – определяется по специально градуированной круговой шкале или визуально при выполнении обучающимся деми и гран плие, отведение ноги в сторону;
- пассивная гибкость в тазобедренных суставах – поднимание гимнасткой ног во всех направлениях;
- активная гибкость в тазобедренных суставах – поднимание гимнасткой ног во всех направлениях;
- гибкость позвоночника – мост из положения лежа с помощью тренера-преподавателя или «лягушка»;
- прыгучесть – прыжки на двух с установкой как можно выше;
- быстрота – бег на 20 м на время;
- ловкость – бросок теннисного мяча в цель;
- вестибулярная устойчивость – пять поворотов по 360 градусов переступанием на месте с последующей ходьбой по нарисованной прямой линии.
3.Оценка артистических способностей: определение умения двигаться в заданном темпе, чувства ритма, музыкального слуха, танцевальности. Для этого используются следующие задания:
- ходьба и бег в заданном хлопками тренера-преподавателя темпе;
- повторение хлопками несложного ритмического рисунка, задаваемого тренером;
- исполнение детской песенки (по выбору гимнастки);
- танец по выбору или танцевальные мировоззрения на музыку разного характера.
Отбор перспективных из квалифицированных гимнасток осуществляется в двух вариантах:
- Естественный отсев девочек, которым трудно справляться с физическими нагрузками, у которых низкий уровень мотивации к занятиям художественной гимнастикой и т.п.
- Искусственный отбор, который проводит тренер, на основе выполнения гимнастками установленных программой ДЮСШ нормативов.
2. Перевод обучающихся на следующий этап обучения
многолетней подготовки
- Сдача контрольно-переводных испытаний.
- Участие в соревнованиях и выполнение спортивных разрядов.
3. Выполнение требований учебной программы.
При не выполнении контрольно-переводных испытаний, не участии в соревнованиях, невыполнение спортивных разрядов – обучающийся может остаться на повторный год обучения, либо перейти на спортивно-оздоровительный этап.
- Отчисление обучающихся
Основаниями для отчисления обучающихся являются:
- заявление родителей (законных представителей);
- наличие медицинских противопоказаний;
- пропуски учебно-тренировочных занятий без уважительных причины в течение двух месяцев и невыполнение контрольно-переводных нормативов и требований учебной программы;
- по окончании обучения.
Нормативы режима учебно-тренировочной работы и наполняемость групп
Год обучения | Этапы обучения | Возраст учащегося для зачисления, лет | Минимальное количество учащихся в группе | Максимальное количество учебных часов в неделю | Максимальные требования к спортивной подготовке |
1-й 2-й 3-й | Начальной подготовки | 4-5 6-7 7-8 | 15 14 14 | 6 8 8 | Выполнение переводных нормативов по ОФП,СФП,выполнение спортивных разрядов (III-I юношеских) |
1-й 2-й 3-й 4-й 5-й | Тренировочный | 8* 9 10 11 12 | 10 8 8 6 5 | 12 14 16 18 18 | Выполнение переводных нормативов по ОФП и СФП, выполнение спортивных разрядов: массовых,I ,КМС. |
*В отдельных случаях в тренировочные группы могут быть зачислены 7-летние дети.
Общий годовой и максимальный объем учебно-тренировочной работы, предусмотренный указанными выше режимами работы, начиная с учебно-тренировочного этапа подготовки, может быть сокращен не более, чем на 25%.
Соотношение средств физической и технико-тактической подготовки по годам обучения (%)
Раздел подготовки | ||||||||
ЭНП | ТЭ | |||||||
Год обучения | ||||||||
До года | Свыш е года | 1-й | 2-й | 3-й | 4-й | 5-й | ||
ОФП | 60 | 55 | 45 | 45 | 30 | 30 | 30 | |
СФП | 20 | 20 | 25 | 25 | 30 | 30 | 30 | |
Технико-тактическая | 20 | 25 | 30 | 30 | 40 | 40 | 40 |
Направленность программы
Разработанная дополнительная предпрофессиональная программа служит основой для эффективного построения многолетней подготовки спортивных резервов для художественной гимнастики и характеризуется:
1. Физкультурно-спортивной направленностью;
2. Направленностью на реализацию принципа вариативности, обосновывающего планирование учебного материала, в соответствии с возрастно-половыми особенностями учащихся, материально-технической оснащенностью учебного процесса (спортивный зал, спортивные пришкольные площадки, стадион), регионально климатическими условиями;
3. Направленностью на реализацию принципа достаточности и сообразности, определяющего распределение учебного материала в конструкции основных компонентов двигательной деятельности, особенностей формирования познавательной и предметной активности учащихся;
4. Направленностью на реализацию принципа комплексности, предусматривающего тесную взаимосвязь всех сторон учебно-тренировочного процесса (физической, технико-тактической, психологической и теоретической подготовки, воспитательной работы и восстановительных мероприятий, педагогического и медицинского контроля);
5. Направленностью на соблюдение дидактических правил «от известного к неизвестному» и «от простого к сложному», ориентирующих выбор и планирование учебного содержания в логике поэтапного его освоения, перевода учебных знаний в практические навыки и умения, в том числе и в самостоятельной деятельности;
6. Направленностью на усиление оздоровительного эффекта образовательного процесса, достигаемого в ходе активного
использования школьниками освоенных знаний, способов и
физических упражнений в физкультурно-оздоровительных мероприятиях в режиме дня и самостоятельных занятиях физическими упражнениями.
Ожидаемые результаты ЭНП, ТЭ
Высокий уровень физической работоспособности; выполнение нормативных требований; высокий уровень физической, технической подготовленности; прочное овладение техническим арсеналом элементов художественной гимнастики; овладение морально-волевыми качествами; высокие и стабильные спортивные результаты.
Способы проверки ожидаемых результатов
-Педагогический контроль с использованием методов:
o педагогического наблюдения; o опроса;
o приема нормативов; o врачебного метода.
- Открытые занятия.
-Соревнования.
1.УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1.1.Учебный план подготовки на 42 недели учебно-тренировочных занятий (в часах)
№ п/п | Раздел подготовки | ЭНП | ТЭ | ||||||||||
Год обучения | |||||||||||||
ЭПН-1 | ЭПН-2,3 | ТЭ– 1 | ТЭ– 2 | ТЭ– 3 | ТЭ– 4 | ТЭ– 5 | |||||||
(6ч.) | (8ч.) | (12ч.) | (14ч.) | (16ч.) | (18ч.) | (18ч.) | |||||||
1. | Теоретическая подготовка | 10 | 12 | 16 | 18 | 22 | 24 | 24 | |||||
2. | Общая физическая подготовка | 132 | 176 | 200 | 241 | 168 | 180 | 180 | |||||
3. | Специальная физическая подготовка | 50 | 60 | 96 | 110 | 168 | 180 | 180 | |||||
4. | Техническо-тактическая подготовка | 50 | 72 | 122 | 138 | 210 | 252 | 252 | |||||
5. | Психологическая подготовка | В учебно-тренировочном процессе | |||||||||||
6. | Участие в соревнованиях | Согласно календарного плана спортивно-массовых мероприятий | |||||||||||
7. | Восстановительные мероприятия, учебно-тренировочные сборы | – | 0 | 15 | 21 | 34 | 40 | 40 | |||||
8. | Инструкторская и судейская практика | – | 0 | 35 | 40 | 50 | 60 | 60 | |||||
9. | Контрольные нормативы | 10 | 16 | 20 | 20 | 20 | 20 | 20 | |||||
10. | Медицинское обследование | В течении всего периода обучения, на начало учебного(осенний, весенний, периодический, перед выездом на соревнования) | |||||||||||
Общее количество часов | 252 | 336 | 504 | 588 | 672 | 756 | 756 |
1.2. Теоретический план многолетней подготовки
№ | Тема | ЭПН | ТЭ | |||||
Год обучения | ||||||||
1-й | 2,3-й | 1-й | 2-й | 3-й | 4-й | 5-й | ||
1. | Физическая культура и спорт в России | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 2 | 2 |
2. | История развития и современное состояние худ. Гимнастики | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 2 | 2 |
3. | Строение и функции организма человека | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 |
4. | Влияние физических упражнений на организм спортсмена | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 |
5. | Режим питания и гигиена гимнасток | 1 | 1 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 |
6. | Профилактика травматизма в спорте. Первая помощь | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 |
7. | Общая и специальная физическая подготовка | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 |
8. | Основы техники и методика обучения упражнениям худ.гимнастики | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 |
9. | Методика проведения учебно-тренировочных занятий | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 |
10. | Психологическая подготовка гимнасток | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
11. | Планирование, учет и контроль подготовки | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 |
12. | Правила судейства, организация, проведение соревнований | 0 | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 |
Общее количество часов | 10 | 12 | 16 | 18 | 22 | 24 | 24 |
1.3. Нормативы оценки морфотипических данных гимнасток
№ п/п | Компоненты оценки | Требования |
1. | Длина тела | 7-8 лет: 118-130 см 9-10 лет: 128-140 см 11-12 лет: 135-155 см 13-14 лет: 150-160 см 15-16 лет: 156-166 см 17-18 лет: 158-168 см |
2. | Индекс Брока | 120-125 см — 2 —5 126-130 см —6 —8 131-135 см —9 —10 136-140 см —11 —12 141-145 см —13 —14 146-150 см —15 —16 151-155 см —17 —19 156-160 см —20 —16 161-165 см —21 —15 166-170 см —22 —14 |
3. | Пропорциональность | Внешне хорошо воспринимаемые соотношения верти-кальных размеров головы, шеи, туловища, ног и рук |
4. | Стройность | Внешне хорошо воспринимаемые поперечные и объемные размеры плеч, грудной клетки, таза, бедер, голени |
5. | Осанка | Внешне хорошо воспринимаемые изгибы позвоночника (шейного, грудного, поясничного), положение плеч, лопаток, таза |
6. | Ноги | Внешне хорошо воспринимаемые пропорции бедер, голени и стоп, а также форма ног, коленей и стоп |
1.4. Контрольно-переводные нормативы по ОФП для ЭНП 1-3 годов обучения
Норматив | Требования к исполнению | Сбавки | Баллы |
Отжимание | Полное сгибание и разгибание рук без остановок, туловище прямое | Неполное сгибание и разгибание рук – 1.0 б Сильный прогиб в пояснице - 1.0 б Незначительное нарушение - 0.5 б | 8 р – 10.0 7 р – 9.0 6 р – 8.0 |
Поднимание ног в висе | 8 раз с прямыми ногами, оттянутыми носками, без остановок | Значительное нарушение - 1.0 б Незначительное нарушение - 0.5 б | 135 – 10.0 120 – 9.0 110 – 8.0 100 – 0.7 90 – 6.0 |
Прыжок вверх толчком двумя ногами, руки на пояс | С хорошей осанкой, оттянутыми носками, без колебательных движений и с приземлением на месте отталкивания | Значительное нарушение - 1.0 б Незначительное нарушение - 0.5 б При нарушении последующих двух требований Попытка не засчитывается | 34 см – 10.0 32 см – 9.0 30 см – 8.0 28 см – 7.0 |
Прогиб назад лежа на животе | 10 раз, руки соединены, прямые, без остановок, с опусканием на грудь | Значительное нарушение - 1.0 б Незначительное нарушение - 0.5 б | 135 – 10.0 120 – 9.0 110 – 7.0 100 – 7.0 |
Контрольно-переводные нормативы по СФП для ЭНП 1-3 года обучения
Нормативы | Требования к исполнению | Сбавки | Баллы |
Мост из и.п. Стойка на ширине плеч, держать 3 сек | И.п. Ноги на ширине плеч, руки вверх. Через медленный наклон, руки ставить одновременно, держать 3 сек. | Значительное нарушение - 1.0 б Недодержка одного счета - 1.0 б Незначительное нарушение - 0.5 б | 0 см – 10.0 10 см – 9.0 20 см – 8.0 30 см – 7.0 |
Наклон вперед со скамейки, ноги вмести, держать 3 сек. | Ноги и спина прямые, держать без лишнего напряжения | Значительное нарушение - 1.0 б Незначительное нарушение - 0.5 б Недодержка одного счета - 1.0 б | 18 см – 10.0 16 см – 9.0 14 см – 8.0 12 см – 7.0 |
Шпагаты (правый, левый, прямой с пола) держать 3 сек. | Бедро плотно касается пола, туловище без прогиба вертикально, плечи и таз прямо, держать без лишнего напряжения | Значительное нарушение - 1.0 б Недодержка одного секунды - 1.0 б Незначительное нарушение - 0.5 б | Идеал.исполн.– 10.0 Со сбавкой – 9.0 10 см – 8.0 15 см – 7.0 |
Выкрут (перевод) палки назад и вперед из О.С. | Руки прямые, выкрут одновременный | Значительное нарушение - 1.0 б Незначительное нарушение - 0.5 б За каждое требование | 10 см – 10.0 20 см – 9.0 30 см – 8.0 40 см – 7.0 50 см – 6.0 |
Высокое равновесие на носке | Носок прижат к колену, сохранять точную форму равновесия на высоком полупальце | Значительное нарушение - 1.0 б Незначительное нарушение - 0.5 б За каждое требование | 25 сек – 10.0 20 сек – 9.0 15 сек – 8.0 10 сек – 7.0 |
Контрольно-переводные нормативы по ОФП и СФП для ТЭ-1 года обучения
За каждый норматив максимальная оценка 10 баллов,за 10 нормативов-100 баллов
№ | Норматив | Требования к исполнению | Сбавки,баллы |
1 | Наклон вперед,обхватив руками голени в основной стойке держать 3 сек | Грудь плотно касается бедер,спина и ноги прямые,держать без излишнего напряжения | Незначительное нарушение каждого требования-0,5 балла; значительное- 1,0 балл; недодержка 1 счета-1,0 балл. |
2 | Перевод (выкрут)палки назад и вперед в основной стойке | Кисти плотно соеденнены,руки прямые,выкрут одновременный | Незначительное нарушение каждого требования-0,5 балла; значительное- 1,0 балл; кисти не касаются-1,0 балл за каждые 5 см. |
3 | Шпагат правая (левая) на гимнастической скамейке, держать 5 сек | Бедро плотно касается пола,туловище вертикально без прогибания,плечи и таз прямо,держать без излишнего напряжения. | Незначительное нарушение каждого требования-0,5 балла; значительное- 1,0 балл; отсутствие касания- 1,0 балл за каждые 5 см; недодержка 1 счета-1,0 балл. |
4 | Удержание ноги вперед,в сторону,назад,стоя боком к опоре,держать 5 сек. | Сохранять вертикальное положение туловища,стопа 90 градусов,держать без излишнего напряжения | Незначительное нарушение каждого требования-0,5 балла; значительное- 1,0 балл; положение ноги ниже требуемого уровня- 1,0 балл за каждые 10 см; недодержка 1 счета-1,0 балл |
5 | 3 кувырка вперед и в темпе стойка на носке одной,другую согнуть вперед,руки вверх с закрытыми глазами,держать 10 сек. | Принять стойку без задержки, стоять на высоком полупальце | Незначительное нарушение каждого требования-0,5 балла; значительное- 1,0 балл; недодержка 1 сек- 1,0;покачивание-0,5 балла; подпрыгивание-1,0 балл за каждый раз |
6 | Бег, вращая скакалку вперед в максимальном темпе за 10 сек | 30 вращений с хорошей осанкой, вытянутыми носками, без запутывания скакалки | За каждое недостающее вращение-0,5 балла; незначительные нарушения каждого требования-0,5 балла;значительные-1,0 балл. |
7 | Широкий бег(выпадами) -10 шагов. | Высокий толчек, мягкое приземление,вертикальное положение туловища,отведение толчковой ноги выше горизонтали,в быстром темпе | Незначительные нарушения каждого требования-0,5 балла;значительные-1,0 балл |
8 | Прыжки с двойным вращением скакалки за 10 сек | 15 прыжков с осанкой,прямыми ногами,вытянутыми носками,без запутывания скакалки | За каждый недостающий прыжок -0,5 балла;запутывание-1,0 балл;незначительные нарушения-0,5 балла;значительные-1,0 балл. |
9 | Сгибание и разгибание рук в упоре лежа за 15 сек | 10 раз полное сгибание и разгибание рук без остановок, туловище прямое | За каждый недостающий раз-1,0 балл; незначительные нарушения-0,5 балла;значительные-1,0 балл |
10 | Поднимание ног в висе на гимнастической стенке за 15 сек | 8 раз,без разгибания ,с прямыми ногами,вытянутыми носками,до касания за головой без остановок | За каждый недостающий раз-1,0 балл; незначительные нарушения-0,5 балла;значительные-1,0 балл |
Контрольно-переводные нормативы по ОПФ И СФП для ТЭ-2 года обучения
За каждый норматив максимальная оценка 10 баллов,за 10 нормативов-100 баллов
№ | Норматив | Требования к исполнению | Сбавки,баллы |
1 | Наклоны назад в стойке на двух ногах на полупальцах, боком к опоре за 10 сек | 10 раз,касания пятки разноименной ноги ,с выпрямлением до вертикального положения,без остановок | За каждый недостающий раз-1,0 балл;незначительные нарушения-0,5 балла;значительные-1,0 балл |
2 | Перевод (выкрут)палки назад и вперед в основной стойке | Кисти плотно соеденены, руки прямые, выкрут одновременный | Незначительное нарушение каждого требования-0,5 балла; значительное- 1,0 балл; кисти не касаются-1,0 балл за каждые 5 см. |
3 | Шпагат правая (левая) на второй рейке гимнастической стенки, держать 5 сек | Бедро плотно касается пола,туловище вертикально без прогибания,плечи и таз прямо,держать без излишнего напряжения. | Незначительное нарушение каждого требования-0,5 балла; значительное- 1,0 балл; отсутствие касания- 1,0 балл за каждые 5 см; недодержка 1 счета-1,0 балл. |
4 | Удержание ноги вперед,в сторону,назад,стоя боком к опоре,держать 5 сек. | Сохранять вертикальное положение туловища,стопа 90 градусов,держать без излишнего напряжения | Незначительное нарушение каждого требования-0,5 балла; значительное- 1,0 балл; положение ноги ниже требуемого уровня- 1,0 балл за каждые 10 см; недодержка 1 счета-1,0 балл |
5 | 3 кувырка вперед и в темпе стойка на носке одной,другую согнуть вперед,руки вверх с закрытыми глазами,держать 10 сек. | Принять стойку без задержки, стоять на высоком полупальце | Незначительное нарушение каждого требования-0,5 балла; значительное- 1,0 балл; недодержка 1 сек- 1,0;покачивание-0,5 балла; подпрыгивание-1,0 балл за каждый раз |
6 | Бег, вращая скакалку вперед в максимальном темпе за 10 сек | 35 вращений с хорошей осанкой, вытянутыми носками, без запутывания скакалки | За каждое недостающее вращение-0,5 балла; незначительные нарушения каждого требования-0,5 балла;значительные-1,0 балл. |
7 | Широкий бег(выпадами) -10 шагов. | Высокий толчок,мягкое приземление,вертикальное положение туловища,отведение толчковой выше горизонтали,в хорошем темпе | Незначительные нарушения каждого требования-0,5 балла;значительные-1,0 балл |
8 | Прыжки с двойным вращением скакалки за 10 сек | 20 прыжков с осанкой, прямыми ногами, вытянутыми носками, без запутывания скакалки | За каждый недостающий прыжок -0,5 балла;запутывание-1,0 балл;незначительные нарушения-0,5 балла;значительные-1,0 балл. |
9 | Сгибание и разгибание рук в упоре лежа за 15 сек | 10 раз полное сгибание и разгибание рук без остановок, туловище прямое | За каждый недостающий раз-1,0 балл; незначительные нарушения-0,5 балла;значительные-1,0 балл |
10 | Поднимание ног в висе на гимнастической стенке за 15 сек | 10 раз,без разгибания ,с прямыми ногами, вытянутыми носками, до касания за головой без остановок | За каждый недостающий раз-1,0 балл; незначительные нарушения-0,5 балла;значительные-1,0 балл |
Контрольно-переводные нормативы по СФП и ОФП для ТЭ-3 года обучения
За каждый норматив максимальная оценка 10 баллов, за 10 нормативов-100 баллов
№ | Норматив | Требования к исполнению | Сбавки,баллы |
1 | Мост с захватом за голеностопные суставы из и.п. стойка ноги на ширине плеч,держать 3 сек | Одновременный и плотный захват двумя руками; ноги и руки прямые, держать без излишнего напряжения | Незначительные нарушения каждого требования-0,5 балла;значительные-1,0 балл; недодержка одного счета-1,0 балл |
2 | 10 прыжков с разведением ног вперед-назад(разножки) толчком двумя | Высокий толчок,мягкое приземление ,амплитуда-шпагат,с осанкой,прямыми ногами,вытянутыми носками,в темпе | За каждый недостающий прыжок-1,0 балл; незначительные нарушения каждого требования-0,5 балла;значительные-1,0 балл. |
3 | Шпагат правая (левая) на второй рейке гимнастической стенки, держать 5 сек | Бедро плотно касается пола,туловище вертикально без прогибания,плечи и таз прямо,держать без излишнего напряжения. | Незначительное нарушение каждого требования-0,5 балла; значительное- 1,0 балл; отсутствие касания- 1,0 балл за каждые 5 см; недодержка 1 счета-1,0 балл. |
4 | Удержание ноги вперед,в сторону,назад,стоя боком к опоре,держать 5 сек. | Сохранять вертикальное положение туловища,стопа 90 градусов,держать без излишнего напряжения | Незначительное нарушение каждого требования-0,5 балла; значительное- 1,0 балл; положение ноги ниже требуемого уровня- 1,0 балл за каждые 10 см; недодержка 1 счета-1,0 балл |
5 | 3 кувырка вперед и в темпе стойка на носке одной,другую согнуть вперед,руки вверх с закрытыми глазами,держать 10 сек. | Принять стойку без задержки, стоять на высоком полупальце | Незначительное нарушение каждого требования-0,5 балла; значительное- 1,0 балл; недодержка 1 сек- 1,0;покачивание-0,5 балла; подпрыгивание-1,0 балл за каждый раз |
6 | Бег, вращая скакалку вперед в максимальном темпе за 10 сек | 35 вращений с хорошей осанкой, вытянутыми носками, без запутывания скакалки | За каждое недостающее вращение-0,5 балла; незначительные нарушения каждого требования-0,5 балла;значительные-1,0 балл. |
7 | Наклоны назад в стойке на двух ногах на полупальцах, боком к опоре за 10 сек | 10 раз,касания пятки разноименной ноги ,с выпрямлением до вертикального положения,без остановок | За каждый недостающий раз-1,0 балл;незначительные нарушения-0,5 балла;значительные-1,0 балл |
8 | Прыжки с двойным вращением скакалки за 15 сек | 30 прыжков с осанкой, прямыми ногами, вытянутыми носками, без запутывания скакалки | За каждый недостающий прыжок -0,5 балла;запутывание-1,0 балл;незначительные нарушения-0,5 балла;значительные-1,0 балл. |
9 | Сгибание и разгибание рук в упоре лежа за 15 сек | 10 раз полное сгибание и разгибание рук без остановок,туловище прямое | За каждый недостающий раз-1,0 балл; незначительные нарушения-0,5 балла;значительные-1,0 балл |
10 | Поднимание ног в висе на гимнастической стенке за 15 сек | 10 раз,без разгибания ,с прямыми ногами,вытянутыми носками,до касания за головой без остановок | За каждый недостающий раз-1,0 балл; незначительные нарушения-0,5 балла;значительные-1,0 балл |
Контрольно-переводные нормативы по СФП и ОФП для ТЭ-4 года обучения
За каждый норматив максимальная оценка 10 баллов, за 10 нормативов-100 баллов
№ | Норматив | Требования к исполнению | Сбавки,баллы |
1 | Мост с захватом за голеностопные суставы из и.п. стойка ноги на ширине плеч,держать 3 сек | Одновременный и плотный захват двумя руками;ноги и руки прямые,держать без излишнего напряжения | Незначительные нарушения каждого требования-0,5 балла;значительные-1,0 балл;недодержка одного счета-1,0 балл |
2 | 10 прыжков с разведением ног вперед-назад(разножки) толчком двумя | Высокий толчок,мягкое приземление ,амплитуда-шпагат,с осанкой,прямыми ногами,вытянутыми носками,в темпе | За каждый недостающий прыжок-1,0 балл;назначительные нарушения каждого требования-0,5 балла;значительные-1,0 балл. |
3 | Шпагат правая (левая) на третьей рейке гимнастической стенки, держать 5 сек | Бедро плотно касается пола,туловище вертикально без прогибания,плечи и таз прямо,держать без излишнего напряжения. | Незначительное нарушение каждого требования-0,5 балла; значительное- 1,0 балл; отсутствие касания- 1,0 балл за каждые 5 см; недодержка 1 счета-1,0 балл. |
4 | Удержание ноги вперед,в сторону,назад,стоя боком к опоре,держать 5 сек. | Сохранять вертикальное положение туловища,стопа выше головы,держать без излишнего напряжения | Незначительное нарушение каждого требования-0,5 балла; значительное- 1,0 балл; положение ноги ниже требуемого уровня- 1,0 балл за каждые 10 см; недодержка 1 счета-1,0 балл |
5 | 3 кувырка вперед и в темпе стойка на носке одной,другую согнуть вперед,руки вверх с закрытыми глазами,держать 10 сек. | Принять стойку без задержки, стоять на высоком полупальце | Незначительное нарушение каждого требования-0,5 балла; значительное- 1,0 балл; недодержка 1 сек- 1,0;покачивание-0,5 балла; подпрыгивание-1,0 балл за каждый раз |
6 | Бег, вращая скакалку вперед в максимальном темпе за 10 сек | 40 вращений с хорошей осанкой, вытянутыми носками, без запутывания скакалки | За каждое недостающее вращение-0,5 балла; незначительные нарушения каждого требования-0,5 балла;значительные-1,0 балл. |
7 | Наклоны назад в стойке на двух ногах на полупальцах, боком к опоре за 10 сек | 10 раз, касания пятки разноименной ноги ,с выпрямлением до вертикального положения, без остановок | За каждый недостающий раз-1,0 балл;незначительные нарушения-0,5 балла;значительные-1,0 балл |
8 | Прыжки с двойным вращением скакалки за 20 сек | 40 прыжков с осанкой, прямыми ногами, вытянутыми носками, без запутывания скакалки | За каждый недостающий прыжок -0,5 балла;запутывание-1,0 балл;незначительные нарушения-0,5 балла;значительные-1,0 балл. |
9 | Сгибание и разгибание рук в упоре лежа за 15 сек | 12 раз полное сгибание и разгибание рук без остановок, туловище прямое | За каждый недостающий раз-1,0 балл; незначительные нарушения-0,5 балла;значительные-1,0 балл |
10 | Поднимание ног в висе на гимнастической стенке за 15 сек | 12 раз,без разгибания ,с прямыми ногами, вытянутыми носками,до касания за головой без остановок | За каждый недостающий раз-1,0 балл; незначительные нарушения-0,5 балла;значительные-1,0 балл |
Контрольно-переводные нормативы по СФП и ОФП для ТЭ-5 года обучения
За каждый норматив максимальная оценка 10 баллов, за 10 нормативов-100 баллов
№ | Норматив | Требования к исполнению | Сбавки,баллы |
1 | Мост с захватом за голеностопные суставы из и.п. стойка ноги на ширине плеч,держать 3 сек | Одновременный и плотный захват двумя руками;ноги и руки прямые,держать без излишнего напряжения | Незначительные нарушения каждого требования-0,5 балла;значительные-1,0 балл;недодержка одного счета-1,0 балл |
2 | 10 прыжков с разведением ног вперед-назад(разножки) толчком двумя | Высокий толчок,мягкое приземление ,амплитуда-шпагат,с осанкой,прямыми ногами,вытянутыми носками,в темпе | За каждый недостающий прыжок-1,0 балл;назначительные нарушения каждого требования-0,5 балла;значительные-1,0 балл. |
3 | Шпагат правая (левая) на третьей рейке гимнастической стенки, держать 5 сек | Бедро плотно касается пола,туловище вертикально без прогибания,плечи и таз прямо,держать без излишнего напряжения. | Незначительное нарушение каждого требования-0,5 балла; значительное- 1,0 балл; отсутствие касания- 1,0 балл за каждые 5 см; недодержка 1 счета-1,0 балл. |
4 | Удержание ноги вперед,в сторону,назад,стоя боком к опоре,держать 5 сек. | Сохранять вертикальное положение туловища,стопа выше головы,держать без излишнего напряжения | Незначительное нарушение каждого требования-0,5 балла; значительное- 1,0 балл; положение ноги ниже требуемого уровня- 1,0 балл за каждые 10 см; недодержка 1 счета-1,0 балл |
5 | 3 кувырка вперед и в темпе стойка на носке одной,другую согнуть вперед,руки вверх с закрытыми глазами,держать 10 сек. | Принять стойку без задержки, стоять на высоком полупальце | Незначительное нарушение каждого требования-0,5 балла; значительное- 1,0 балл; недодержка 1 сек- 1,0;покачивание-0,5 балла; подпрыгивание-1,0 балл за каждый раз |
6 | Бег, вращая скакалку вперед в максимальном темпе за 10 сек | 40 вращений с хорошей осанкой, вытянутыми носками, без запутывания скакалки | За каждое недостающее вращение-0,5 балла; незначительные нарушения каждого требования-0,5 балла;значительные-1,0 балл. |
7 | Наклоны назад в стойке на двух ногах на полупальцах, боком к опоре за 10 сек | 10 раз,касания пятки разноименной ноги ,с выпрямлением до вертикального положения,без остановок | За каждый недостающий раз-1,0 балл;незначительные нарушения-0,5 балла;значительные-1,0 балл |
8 | Прыжки с двойным вращением скакалки за 30 сек | 55 прыжков с осанкой,прямыми ногами,вытянутыми носками,без запутывания скакалки | За каждый недостающий прыжок -0,5 балла;запутывание-1,0 балл;незначительные нарушения-0,5 балла;значительные-1,0 балл. |
9 | Сгибание и разгибание рук в упоре лежа за 15 сек | 12 раз полное сгибание и разгибание рук без остановок,туловище прямое | За каждый недостающий раз-1,0 балл; незначительные нарушения-0,5 балла;значительные-1,0 балл |
10 | Поднимание ног в висе на гимнастической стенке за 15 сек | 12 раз,без разгибания ,с прямыми ногами, вытянутыми носками,до касания за головой без остановок | За каждый недостающий раз-1,0 балл; незначительные нарушения-0,5 балла;значительные-1,0 балл |
Требования контрольно-переводных нормативов по ОФП и СФП
для перевода учащихся на различные этапы подготовки по художественной гимнастике*
Этап подготовки , | Балл |
ЭНП – 1 | 40 из 90 |
ЭНП – 2 | 40 из 90 |
ЭНП – 3 | 40 из 90 |
ТЭ – 1 | 60 из 100 |
ТЭ – 2 | 60 из 100 |
ТЭ – 3 | 60 из 100 |
ТЭ – 4 | 60 из 100 |
ТЭ – 5 | 60 из 100 |
*Показатели занимающихся должны соответствовать тому этапу подготовки,
который они заканчивают.
2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
2.1. Программный материал занятий
Основными разделами подготовки гимнасток для всех возрастов являются: I. Теоретическая подготовка.
II. Физическая подготовка. III.Техническая подготовка. IV.Тактическая подготовка.
V. Хореографическая подготовка. VI.Психологическая подготовка. VII.Интегральная подготовка.
I. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
Теоретическая подготовка может проводиться не только в форме теоретических занятий, лекций, бесед, но и как элемент практических занятий непосредственно в процессе спортивной тренировки. В этих случаях теоретические занятия органически связаны с физической, технической, психологической подготовкой.
Теоретические знания должны иметь определенную целевую на-правленность: вырабатывать у занимающихся умение использовать полученные знания на практике в условиях тренировочных занятии.
Учебный материал распределяется на весь период обучения. При проведении теоретических занятий следует учитывать возраст занимающихся и излагать материал в доступной им форме. В зависимости от конкретных условий работы в план теоретической подготовки можно вносить коррективы. В данном разделе программы приводится перечень тем теоретических занятий и краткое их содержание.
Темы
Физическая культура и спорт в России
Место и роль физической культуры и спорта в жизни общества. Основные
формы физической культуры и спорта: физическое воспитание и физическая
подготовка к конкретной деятельности; оздоровительно-восстановительная физическая культура; физическая культура и спорт как форма досуга; спортивная деятельность, направленная на достижение наивысших результатов в выбранном виде спорта.
История развития и современное состояние художественной гимнастики
Истоки художественной гимнастики. История разлития в России и на
международной арене. Анализ результатов крупнейших российских и международных соревнований. Достижения российских гимнасток. Задачи,
тенденции и перспективы развития художественной гимнастики.
Строение и функции организма человека
Влияние физических упражнений на организм спортсмена
Краткие сведения о строении организма человека. Влияние систематических занятий физической культурой и спортом на укрепление здоровья, развитие физических качеств, формирование правильной осанки и гармонического телосложения, повышение умственной и физической работоспособности.
Режим питания и гигиена гимнасток
Понятие о режиме, его значение в жизнедеятельности человека. Рекомендации к режиму дня гимнасток.
Питание, его значение в сохранении и укреплении здоровья. Понятие об обмене веществ, калорийности и усвоении пищи, энергозатраты при физических нагрузках.
Понятие о гигиене труда, отдыха и занятий спортом. Личная гигиена. Гигиена одежды и обуви. Гигиена места учебы и занятий спортом.
Профилактика травматизма в спорте. Первая помощь.
Понятие о травмах. Краткая характеристика травм: ушибы, растяжения, разрывы связок, мышц и сухожилий, вывихи, переломы, кровотечения. Причины травм и их профилактика. Оказание первой доврачебной помощи.
Общая и специальная физическая подготовка
Понятие об общей и специальной физической подготовке. Методика развития физических качеств.
Правила построения и проведения комплексов по общей и специальной физической подготовке.
Основы техники и методика обучения упражнениям
художественной гимнастики
Принципы, этапы и методы обучения. Ошибки, их предупреждение и
исправление.
Основы техники, типичные ошибки и методика обучения упражнениям без предмета: волнам и взмахам, равновесиям, наклонам, поворотам, прыжкам, полу акробатическим элементам.
Основы техники, типичные ошибки и методика обучения упражнениям с предметами: броскам, отбивам, ловле, перекатам, вращениям, вертушкам, мельницам, спиралям.
Методика проведения учебно-тренировочных занятий
Общая характеристика задач учебно-тренировочных занятий. Структура занятия. Назначение, содержание, построение и методика проведения подготовительной, основной и заключительной частей тренировки. Понятие об объеме и интенсивности тренировочных нагрузок. Факторы, обусловливающие эффект тренировки. Планирование тренировки.
Психологическая подготовка гимнасток
Сущность психологической подготовки, ее значение, задачи, виды. Характеристика видов предстартовых состояний: боевой готовности, предстартовой лихорадки, предстартовой апатии. Методика формирования состояния боевой готовности. Методика преодоления неблагоприятных состояний.
Сущность и назначение идеомоторной тренировки. Психологическая подготовка в тренировочном процессе. Значение и методика морально-волевой подготовки.
Планирование, учет и контроль подготовки
Значение и роль планирования, учета и контроля в управлении тренировочным процессом. Виды планирования: перспективное, текущее и оперативное. Содержание и документы планирования, учета и контроля. Виды учета и контроля: поэтапный, текущий и оперативный.
Дневник гимнастки, его значение в общем процессе управления.
Правила судейства, организация, проведение соревнований Значение спортивных соревнований. Виды соревнований. Разбор и изучение
правил соревнований. Классификация сбавок. Типичные ошибки при исполнении упражнений без предмета и с предметами. Сбавки за содержание, композицию и качество исполнения произвольных комбинаций.
Организация и проведение соревнований. Подготовка к соревнованиям. Судейская коллегия, права и обязанности. Учет и оформление результатов соревнований.
II. ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА Физическую подготовку подразделяют на:
1. Общую физическую подготовку (ОФП), которая направлена на повышение общей работоспособности;
2. Специальную физическую подготовку (СФП), направленную на развитие
специальных физических качеств;
3. Специально-двигательную подготовку, направленную на развитие координационных способностей, скорости реакции на движущийся объект и антиципации (предвидение зоны падения предмета);
4. Функциональную, направленную на «выведение» гимнасток на высокий объем и интенсивность тренировочных нагрузок.
III.ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
Техническая подготовка – это процесс формирования знаний, умений и навыков выполнения свойственных виду спорта упражнений и совершенст-вование их до максимально возможного уровня.
Цель технической подготовки – сформировать такие знания, умения и навыки, которые позволили бы гимнасткам с наибольшей эффективностью продемонстрировать свою индивидуальность в сочетании с разнообразием, трудностью и оригинальностью упражнений в единстве с музыкой и обеспечить дальнейший рост спортивного мастерства.
Задачами технической подготовка являются:
1. Формирование системы специальных знаний о рациональной технике упражнений, требований к их исполнению, изучение правил соревнований.
2. Формирование широкого круга разнообразных двигательных умений и навыков, свойственных художественной гимнастике.
3. Совершенствование всех спортивно-значимых компонентов исполнительского мастерства: технических, физических, эстетических и музыкально-выразительных.
4. Разработка новых оригинальных элементов и соединений и со-вершенствование техники общеизвестных.
5. Составление соревновательных программ, эффективно отражающих и совершенствующих спортивное мастерство гимнасток.
На современном этапе развития художественной гимнастики целесооб-
разно выделять следующие разделы технической подготовки:
1. Беспредметная подготовка - формирование техники телодвижений.
2. Предметная подготовка - формирование техники движений предметами.
3. Хореографическая подготовка - формирование техники хореографических движений.
4. Музыкально-двигательная подготовка - формирование умений понимать музыку и выполнять движения в соответствии с её характером, темпом, ритмом, динамикой.
5. Композиционная подготовка - это составление "новых элементов,
соединений и соревновательных программ.
Программный материал для практических занятий
Основные средства 4-6 лет
7-8 9-10 11-12 13-14 15-17 лет лет лет лет лет
Упражнения и походки
А. Базовая техническая подготовка
на овладение навыком правильной осанки + + + + + +
Упражнения для правильной постановки ног и рук + + + + Маховые упражнения + + + + Круговые упражнения + + + + Пружинящие упражнения + + + +
Упражнения в равновесии + + + + + + Акробатические упражнения + + + + + +
Б. Специальная техническая подготовка Виды шагов:
на полупальцах + + + мягкий + + + высокий + + + острый + + + пружинящий + + + двойной (приставной) + + + скрестный + + + скользящий + + + перекатный + + + широкий + + + + галопа + + + + польки + + + + вальса + + +
Виды бега:
на полупальцах | + | + | + | |||
высокий | + | + | + | + | ||
пружинящий | + | + | + | + | ||
Наклоны: | ||||||
а) стоя: | + | |||||
вперед | + | + | + | |||
в стороны (на двух ногах) | + | + | + | |||
в стороны (на одной ноге) | + | + | + | |||
назад (на двух ногах) | + | + | + | + | ||
назад (на одной ноге) | + | + | + | |||
б) на коленях: | ||||||
вперед, в стороны, назад | + | + | + | + | + | |
Подскоки и прыжки: | ||||||
а) с двух ног с места: | ||||||
выпрямившись | + | + | + | |||
выпрямившись с поворотом от 45 до 360° | + | + | + | + | + | |
из приседа | + | + | + | |||
разножка (продольная, поперечная) | + | + | + | + | + | |
прогнувшись, боковой с согнутыми ногами | + | + | + | + | + | + |
б)сдвухногпосленаскока: | ||||||
прыжоксосменойногвIIIпозиции | + | + | + | |||
послеприседа | + | + | + | |||
олень | + | + | + | + | ||
кольцом | + | + | + | + | ||
в)толчкиоднойсместа: | + | |||||
прыжокмахом(всторону,назад) | : + | + | + | + | + | + |
г)толчкомоднойсходу: | ||||||
подбивной (в сторону, вперед) | + | + | + | |||
закрытый и открытый | + | + | + | |||
сосменойног(впереди,сзади) | + | + | + | + | ||
со сменой согнутых ног | + | + | + | + | ||
махом в кольцо | + | + | + | + | ||
широкий | + | + | + | + | ||
широкий, сгибая и разгибая ногу | + | + | + | + | ||
д)подбивнойвкольцо | + | + | + | + | ||
Упражнениявравновесии: | ||||||
стойкананосках | + | + | + | |||
равновесиевполуприседе | + | + | + | |||
равновесиевстойкеналевой,направой | + | + | + | + | + | |
равновесиевполуприседеналевой,направой | + | + | + | + | + | |
переднееравновесие | + | + | + | + | ||
заднееравновесие | + | + | + | + | ||
боковоеравновесие | + | + | + | + | ||
Волны: | ||||||
волны руками вертикальные и горизонтальные: одновременные последовательные волны боковая волна | + | + | + | + | + | + |
боковаяволна | + | + | + | + |
боковойцелостныйвзмах | + | + | + | + | ||
Вращения: | ||||||
переступанием | + | + | + | |||
скрестные | + | + | + | |||
одноименныеот180до540° | + | + | + | + | ||
разноименныеот180до360° | + | + | + | + | ||
кувырокназад | + | + | + | + | ||
кувырокбоком | + | + | + | + | ||
Стойки: | ||||||
налопатках | + | + | + | |||
на груди | + | + | + | + | + | |
Упражнениясмячом: | ||||||
а)махи(вовсехнаправлениях),круги(большие,средние) | + | + | + | + | ||
б)передача: | ||||||
околошеиитуловища | + | + | + | + | + | |
надголовойиподногами | + | + | + | + | + | |
в)отбивы: | ||||||
однократныеимногократные | + | + | + | + | + | |
сосменойритма | + | + | + | + | + | |
разнымичастямитела | + | + | + | + | ||
г)броскииловля: | ||||||
низкие(до1м)двумяруками | + | |||||
средние (до 2 м) двумя и одной рукой | + | + | + | + | ||
высокие (выше 3 м) двумя и одной рукой, с ловлей впереди и сзади туловища одной и двумя руками | + | + | + | + | ||
д)перекаты: | ||||||
наполу | + | + | + | |||
потелу | + | + | + | + | ||
Упражнениясоскакалкой: | ||||||
а)качание,махи: | ||||||
двумяруками | + | + | ||||
однойрукой | + | |||||
б)кругискакалкой: | ||||||
дваконцаскакалкивдвухруках | + | |||||
скакалкасложенавдвое | + | + | + | |||
один конец скакалки в одной руке, середина в другой | + | + | ||||
в)вращениескакалки: | ||||||
вперединазад | + | + | + | + | + | |
скрестновперединазад | + | + | + | + | + | |
двойноевперединазад | + | + | + | + | ||
г)броскииловляскакалки: | ||||||
однойрукой—сложеннойвдвое,вчетверо | + | + | + | + | ||
однойрукойпрямуюскакалку | + | + | + | + | ||
двумяруками из основногохватаобвиваниеи развивание вокругтела | + | + | + | |||
д)передачаоколоотдельныхчастейтела | + | + | + | |||
е)«мельницы»: |
влицевойплоскости + + + + поперечная + + + + горизонтальная + + + +
Упражнениясобручем:
а)махи: однойидвумярукамивовсехнаправлениях
б)кругиоднойидвумярукамивверхуивнизу в)вращенияоднойрукойвокругтуловища(талии) г)перекатыпополувразличныхнаправлениях:
с вращением
д) броски и ловля:
одной рукой вверх после маха или круга одной рукой вперед
е)вертушкиоднократныеимногократные ж)пролезаниевобруч:
обручвруках обручкатится
з)передача из одной руки в другую (в различных положениях)
Упражненияслентой: махи,круги,восьмерки змейки
спирали
+ + + + + + + + + + + + + +
+ + + + + +
+ + +
+ + +
+ + + + + + + + + + + + + +
+ + + +
+ + + + + + + + + +
передачи + + + + Упражнениясбулавами:
махи + + + + + круги + + + + + постукивания + + + + + «мельницы» + + + + +
В.Специальныесредства
Хореографическая подготовка + Композиционная подготовка + Музыкально-двигательная подготовка + +
IV.ТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
Это процесс вооружения спортсменов способами и формами ведения борьбы в условиях спортивных соревнований.
В художественной гимнастике может быть выделено три вида тактики: индивидуальная, командная и групповая - соответственно видам соревнований.
V. ХОРЕОГРАФИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
Хореографическая подготовка в ДЮСШ строится на основе программы по хореографии.
VI.ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
Это система психолого-педагогических мероприятий, направленных на формирование умения сохранять оптимальное психологическое состояние (спокойствие, самообладание) при сильном нервном напряжении: усталости, серьезной конкуренции, неудачах, лидировании и так далее. Кроме этого, психологическая подготовка решает задачи формирования и совершенствования основных психических качеств и умений, воспитательные и образовательные задачи.
В системе психологической подготовки принято выделять: 1. Базовую психологическую подготовку;
2. Психологическую подготовку к тренировкам; 3. Психологическую подготовку к соревнованиям;
4. После соревновательную психологическую подготовку.
VII. ИНТЕГРАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА
Интегральная подготовка направлена на приобретение соревновательного опыта, повышение устойчивости к соревновательному стрессу и надежности выступлений. Может осуществляться в процессе соревнований и модельных тренировок.
2.2. Воспитательная работа
Цель воспитательной работы — формирование личности гимнастки. Задачи, решаемые в процессе воспитательной деятельности тренера:
1. Воспитание стойкого интереса и целеустремленности в художественной гимнастике, настойчивости, трудолюбия, чувства прекрасного;
2. Формирование здоровых интересов и потребностей;
3. Привитие необходимых гигиенических навыков, дисциплинированности. Воспитательная работа осуществляется как в процессе занятий, так и во
внеурочное время в форме бесед, лекций, экскурсий и др.
Большую роль в воспитательной работе играет личный пример тренера: его организованность, дисциплинированность, глубокие знания, высокая
требовательность к себе будут оказывать положительное влияние на
занимающихся.
2.3. Инструкторская и судейская практика
Одной из задач детско-юношеских спортивных школ является подготовка
учащихся к роли помощника тренера, инструкторов и участие в организации и
проведении массовых спортивных соревнований в качестве судей.
Перед гимнастками старших разрядов ставятся при этом следующие требования:
1. Уметь самостоятельно проводить разминку, занятие по ОФП, обучать технике упражнений, проводить урок с группами начальной подготовки и учебно-тренировочными группами.
2. Уметь подбирать элементы, музыкальное сопровождение и составлять произвольные комбинации для младших гимнасток.
3. Знать правила соревнований, систематически 4-6 раз в год привлекаться к судейству, уметь организовать ипровести внутришкольные соревнования.
2.4. Восстановительные средства и мероприятия
При выборе восстановительных средств особое внимание необходимо
уделять индивидуальной переносимости тренировочных и соревновательных
нагрузок, для этой цели могут служить субъективные ощущения спортсменок, а также объективные показатели (ЧСС, частота дыхания, цвет кожных покровов, потоотделение и др.).
Из психологических средств, обеспечивающих устойчивость психического состояния спортсменок при подготовке и участии в соревнованиях, используются педагогические методы: внушение, специальные дыхательные упражнения, отвлекающие беседы.
Из медико-биологических средств восстановления: витаминизация, физиотерапия, массаж и сауна.
Основными средствами восстановление работоспособности в группах НП являются педагогические средства восстановления, т.е. рациональное построение тренировки и соответствие ее объема и интенсивности
функциональному состоянию организма спортсменки; чередованием тренировочных
дней и дней отдыха; проведением занятий в игровой форме.
К гигиеническим средствам следует отнести: душ, теплые ванны, водные процедуры закаливающего характера, прогулки на свежем воздухе. Режим дня и питания. Данные средства восстановления используются также в группах ТЭ.
Комплексное использование разнообразных восстановительных средств в
полном объеме (для учащихся этапов спортивного совершенствования) необходимо после больших тренировочных нагрузок и в соревновательном периоде.
Повышение объема и интенсивности тренировочных нагрузок характерно для современного спорта. Профилактика травматизма всегда являлась неотъемлемой задачей тренировочного процесса. Частые травмы нарушают нормальное течение учебного процесса и свидетельствуют о нерациональном его построении.
3.МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
3.1. Принципы спортивной подготовки Принципы спортивной подготовки
Успешное решение учебно-тренировочных задач возможно при соблюдении трех групп принципов:
1) общепедагогические (дидактические) принципы: воспитывающего обучения, сознательности и активности занимающихся, наглядности, систематичности, доступности и индивидуализации, прочности и прогрессирования;
2) спортивные: направленности к высшим достижениям, специализации и индивидуализации, единства всех сторон подготовки, непрерывности и цикличности тренировочного процесса, максимальности и постепенное повышение требований, волнообразности динамики тренировочных нагрузок;
3) методические:
∙ опережения – опережающее развитие физически качеств по отношению к технической подготовке, раннее освоение сложных элементов, создание перспективных программ;
∙ многоборности – формирование высокой и в равной степени эффективной техники владения всеми предметами;
∙ соразмерности – оптимальное и сбалансированное развитие физических качеств;
∙ сопряженности – поиск средств, позволяющих решать одновременно несколько задач, например, сочетать техническую и физическую подготовку;
∙ избыточности — применение тренировочных нагрузок, превосходящих соревновательные в 2-3 раза, освоение и включение в соревновательные комбинации больше, чем требуется, трудных элементов, элементе риска и оригинальных элементов;
∙ моделирования – широкое использование различных вариантов
моделирования соревновательной деятельности в тренировочном процессе; ∙ централизации – подготовка наиболее перспективных гимнасток на
централизованных сборах с привлечением к работе с ними лучших специалистов.
3.2. Методы, средства спортивной тренировки Методы спортивной тренировки
∙ Общепедагогические:
o словесные (беседа, рассказ, объяснение);
o наглядные (видеоматериал, наглядные пособия, пример). ∙ Практические:
o метод строго регламентированного упражнения:
– метод направленный на освоение спортивной техники;
– метод направленный на воспитание физических качеств. o игровой метод;
o соревновательный метод.
Средства спортивной тренировки
Основным средством спортивной тренировки являются физические
упражнения. Они могут быть разделены на 3 группы: ∙ общеподготовительные упражнения;
∙ специально подготовительные упражнения; ∙ избранные соревновательные упражнения.
3.3. Методические рекомендации по организации и проведению тренировки
∙ ЭНП 1–3 годов обучения
Цель: утверждение в выборе спорта и овладение техники и тактики
художественной гимнастики.
Задачи:
1. Укрепление здоровья и гармоническое развитие форм и функций организма
занимающихся.
2. Углубленная и соразмерная специальная физическая подготовка (благоприятный период для развития ловкости, гибкости, быстроты).
3. Совершенствование специально-двигательной подготовки (координации, реакции на движущийся объект, антиципации).
4. Начальная функциональная подготовка – освоение средних показателей тренировочных нагрузок.
5. Базовая техническая подготовка – освоение базовых элементов средней и высшей групп трудности.
6. Базовая хореографическая подготовка – освоение элементов всех танцевальных форм в простейших соединениях.
7. Формирование умения понимать музыку, разбираться в средствах музыкальной выразительности (характер, метр, ритм, темп, тихо-громко, слитно-отрывисто, форма и фразировка) и согласовывать свои движения с музыкой.
8. Базовая психологическая подготовка – психологическое образование и обучение.
9. Начальная теоретическая и тактическая подготовка. 10.Регулярное участие в соревнованиях.
∙ ТЭ
Цель: углубленное овладение техникой и тактической движений, участие в
соревнованиях. Задачи:
1. Совершенствование специальной физической подготовленности, особенно активной гибкости и скоростно-силовых качеств.
2. Достижение высокого уровня функциональной подготовки – планомерное освоение возрастающих тренировочных нагрузок, вдвое превосходящих соревновательные нагрузки.
3. Совершенствование базовой технической подготовленности –
повышение надежности (стабильности) выполнения базовых элементов.
4. Освоение сверхсложных и рискованных элементов, моделирование и освоение перспективных элементов.
5. Совершенствование хореографической подготовленности – повышение качества использования всех танцевальных форм в усложняющихся соединениях.
6. Совершенствование музыкально-двигательной подготовленности, поиск индивидуального стиля, развитие творческих способностей.
7. Совершенствование базовой психологической подготовки, приобретение опыта формирования состояния боевой готовности к соревнованиям, самонастройки, саморегуляции, сосредоточения и мобилизации.
8. Углубленная теоретическая и тактическая подготовка.
9. Активная соревновательная практика с включением модельных тренировок и контрольно-подготовительных соревнований.
Структура учебно-тренировочного занятия
Учебно-тренировочное занятие принято делить на 3 части: подготовительную, основную и заключительную.
Подготовительная часть предполагает подготовку занимающих к предстоящей работе. В основной части решаются главные учебно-тренировочные задачи занятия. Заключительная часть предназначена для плавного завершения занятия.
Подготовительная часть занятия художественной гимнастики обычно состоит из 4 фрагментов: танцевально-беговые упражнения, разминочные упражнения у опоры и на середине, равновесно-вращательная подготовка прыжковая подготовка.
I фрагмент – упражнения «по кругу»:
1-я серия – спортивные виды ходьбы и бега (с носка, на носках, на пятках, в приседе, бег, бег с высоким подниманием бедер, с захлестыванием голени);
2-я серия – специфические формы ходьбы (мягкий, перекатный, пружинный,
высокий, острый, широкий);
3-я серия – танцевальные шаги, соединения и комбинации.
II фрагмент – упражнения у опоры и на середине:
4-я серия – общеразвивающие упражнения, преимущественно для развития подвижности в суставах ног – голеностопных, коленных и тазобедренных («снизу вверх») и туловища – шеи, плечевых суставов, грудного и поясничного отдела позвоночника ( «сверху вниз»);
5-я серия – хореографические упражнения (элементы классического тренажа): плие, батманы тандю, жете, рон де жамб, пар тер, батманы фондю, фраппе и сутеню, девлопе и релеве лян, гран батман жете.
III фрагмент – упражнения на середине:
6-я серия упражнения для рук: классические, специфические, народно-характерные, современные;
7-я серия – специфические упражнения (волны, взмахи, расслабления); 8-я серия – упражнения в равновесии;
9-я серия – повороты на двух и одной;
10-я серия – соединение наклонов, равновесий, поворотов, воли и взмахов.
IV фрагмент – прыжки:
11-я серия – упражнения на развитие прыгучести: (маленькие прыжки);
12-я серия – амплитудные прямые прыжки (открытый, шагом, кольцом и др.);
13-я серия – прыжки с вращениями (с поворотом и перекидные); 14-я серия - прыжковые соединения;
15-я серия - соединения прыжков с другими движениями. Примечание: 14 и 15 серии можно проводить с предметами.
Основная часть состоит из 2-3 фрагментов, в зависимости от намеченных
видов многоборья или основных задач урока.
V фрагмент – первый вид многоборья: специально-двигательная подготовка, «предметный урок» (школа предмета), изучение и совершенствования техники элементов, соединений, частей и соревновательных комбинаций в целом.
VI фрагмент – второй вид многоборья: изучение и совершенствование
техники элементов, соединений, частей и композиций.
Заключительная часть обычно включает физическую подготовку в виде комплексов или круговой тренировки для гимнасток среднего и старшего возраста. Для младших гимнасток применяют игровое завершение с применением музыкальных и подвижных игр.
VII фрагмент – общая физическая подготовка: упражнения преимущественно на развитие силы мышц брюшного пресса, спины и ног, на развитие общей и специальной выносливости (прыжковой, равновесной и др.).
VIII фрагмент – музыкально-двигательная подготовка: задания на согласование движений с музыкой, музыкальные игры и творческая импровизация.
IX фрагмент – подведение итогов, домашнее задание, индивидуальные беседы, беседы с родителями.
3.4.Материально- технические условия
Для тренировок по художественной гимнастике, нацеленных на достижение максимально возможного результата необходимо:
∙ Спортивный зал;
∙ Зал для хореографии; ∙ Утяжелители;
∙ Маты;
∙ Гимнастические предметы (скакалка, мяч, обруч, лента, булавы).
СПИСОКИСПОЛЬЗОВАННОЙЛИТЕРАТУРЫ
1. Боброва Г.А.Художественная гимнастика в школе. – М.: Физкультура
и спорт, 1978. – 208с.
2. Карпенко Л.А.Отбор и начальная подготовка занимающихся художественной гимнастикой: методические рекомендации. – Ленинград 1999 –25 с.
3. Лагутин А.Б. Двигательное задание и упражнение для физичекого развития для детей 4-6 лет: Методическая разработка для студентов и слушателей факультета повышения квалификации Академии. – М.: Типография фирмы “Аякс-Н”, 1996. – 52 с.
4. Лисицкая Т.С. Художественная гимнастика. – М.: Физкультура и спорт, 1982. – 231с.
5. Лях В.И. Координационные способности школьников//теория и практика физической культуры. №1, 2000.
6. Лях В.И. Гибкость и методика её развития//Физкультура в школе. №1, 1999 – с.25
7. Назарова О.М. Методика проведения занятий по художественной гимнастике с детьми 5-6 лет: Методическая разработка для тренера. – М.: 2001. – 39 с.
8. Озолин Н.Г. Настольная книга тренера. – М.: АСТ АСТРЕЛЬ, 2003.
9. Художественная гимнастика. Учебная программа для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва, школ высшего спортивного мастерства. – Киев: РНМК Министерства по делам молодежи и спорта УССР, 1991.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа кружка "Художественная композиция"
Программа кружка «Художественная композиция» предназначена для учреждений среднего профессионального образования.Основная цель данной программы – обеспечение условий для творческой активности и саморе...
Учебная программа "Народное художественное творчество". Два года обучения.
Программа включает материалы о народной кукле, ее видах, назначении, способах изготовления, основы ткачества....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.01 «Разработка художественно-конструкторских (дизайнерских) проектов промышленной продукции, предметно-пространственных комплексов» для специальности среднего профессионального образования: 54.02.01 Дизайн (п
Рабочая программа профессионального модуля ПМ. 01 Разработка художественно-конструкторских (дизайнерских) проектов промышленной продукции, предметно-пространственных комплексов разработана на основе о...
программа для художественного отделения "Рисунок"
для детских художественных школ и художественных студий детских школ искусств Срок реализации 4 года ...
программа для художественного отделения "Живопись"
Учащиеся постигают способы передачи пространства и объема предметов с помощью цвета. Необходимо прививать учащимся любовь к отображению окружающего мира во всем его цветовом богатстве, развивая у дете...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительного художественного образования
Основная цель: развивать самостоятельность ребенка в выборе темы и ее раскрытии, эмоциональности, выразительности и оригинальности композиции рисунков....
Программа кружка «Художественное чтение» для 5-х классов
Концепция модернизации российского образования подчеркивает необходимость ориентации образования не только на усвоение обучающимися определённой суммы знаний, но и на развитие их личности, познаватель...