РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительного художественного образования
рабочая программа по теме
Основная цель: развивать самостоятельность ребенка в выборе темы и ее раскрытии, эмоциональности, выразительности и оригинальности композиции рисунков.
Скачать:
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
Дом детского творчества Первомайского района
города Ростова-на-Дону
РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДАЮ
Протокол методического совета № ____ Директор МБОУ ДОД ДДТ
от ___________ 20__ г. Коваленко О.Н.____________
«__» _________________ 20__ г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
дополнительного художественного
образования детей
НА 2018/2019 УЧЕБНЫЙ ГОД
Возраст детей: 6 –10 лет
Разработчик программы:
педагог дополнительного образования,
Ромашова Наталья Николаевна
Рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом образования, на основе программы «Дополнительное художественное образование детей», издательство «Просвещение», Н.В. Гросул, Е.С. Медкова, 2009 г., допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации.
Ростов-на-Дону
2018 год
Пояснительная записка.
Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножать, не разрушая.
Желание творить – внутренняя потребность ребёнка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Мы, взрослые, должны помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать личностью. Творческая личность – это достояние всего общества.
Рисовать дети начинают рано, они умеют и хотят фантазировать. Фантазируя, ребёнок из реального мира попадает в мир придуманный. И увидеть его может лишь он.
Известно, что изобразительная деятельность – это деятельность специфическая для детей, позволяющая им передавать свои впечатления от окружающего мира и выражать своё отношение к изображаемому. Ребёнок в процессе рисования испытывает разные чувства – радуется созданному им красивому изображению, огорчается, если что-то не получается, стремится преодолеть трудности.
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребёнка. В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности. Рисуя, ребёнок формирует и развивает у себя определённые способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета.
Цели программы:
- Развитие творческой активности учащихся, создание условий для ее пробуждения и реализации, превращение ее в потребность;
- активизация процессов и механизмов творческого воображения и деятельности учащихся;
- выработка и закрепление потребности в творчестве, предпосылки представление о творчестве как о глубинном, эмоционально ярком переживании, жизненно важном состоянии.
Задачи программы.
- Основной задачей занятий в детской студии изобразительного творчества является раскрытие и развитие художественно-творческих способностей учащихся в неразрывном единстве с воспитанием духовно-нравственных качеств путем целенаправленного и организованного обучения.
- Умение решать спорные вопросы, распознавать и противодействовать манипуляциям, критически подходить к рекламе;
- развитие коммуникативных навыков критического мышления, чувства эмпатии и культуры речи;
- обучение методам решения логических, математических, комбинаторских, лингвистических задач;
- обучение осмыслению общего метода с учетом много вариантности решения проблем;
- побуждение учащихся к активному использованию современных технологий;
- вооружение учащихся знаниями о социуме ( о социальной структуре обществе, о профессиях и требованиях к ним);
- развитие умений и навыков, необходимых для успешной интеграции во взрослое общество;
- развитие социальной активности личности, сознательное соблюдение этических норм;
- осознание учащимися своих возможностей, способность соотнести их с выбранной профессией;
- стремление к самопознанию.
Актуальность.
Занятия по изобразительному искусству представляют неиссякаемые возможности для всестороннего развития детей. Встречи с искусством дают возможность обучению детей видению прекрасного в жизни; активная творческая деятельность каждого ребёнка рождает радость от осознания красоты. Всё это воздействует на ум, душу, волю растущего человека, обогащает его духовный мир. Рисование помогает ребёнку познать окружающий мир; приучает внимательно наблюдать и анализировать форму предметов; развивает зрительную память и способствует развитию образного мышления. Оно учит чувствовать красоту природы, воспитывает чувство доброты, сопереживания и сочувствие к окружающим.
Новизна программы заключается в акценте на социально - личностное воспитание школьников, которое, в соответствии с приоритетным направлением МБОУ предусматривает всестороннее развитие ребёнка на основе его возрастных и индивидуальных способностей.
Педагогическая целесообразность.
С точки зрения педагогической целесообразности можно с уверенностью сказать, что занятия в объединении развивают наше подрастающее поколение: детей знакомят с величайшими творениями русских и зарубежных художников, дети получают искусствоведческие беседы, выполняют творческие задания и участвуют в мероприятиях. Сотворчество педагога и детей способствует заинтересованности их художественно-творческой деятельностью, проявлению самостоятельности, активности. Общение дошкольника со сверстниками возникает и развивается только на основе общения с взрослыми, роль которых оказывает положительное социальное влияние в построении взаимоотношений детей друг с другом. В дополнительном образовании можно объединить в одну группу детей, обладающих разными потенциалом: одарённых, с ограниченными возможностями здоровья, но имеющих одинаковые творческие интересы.
Отличительная особенность данной образовательной программы от уже существующих, основное внимание направляется на определение и передачу характерной для изображаемого предмета формы, пропорции, цвета. «Рисование на темы» окружающей жизни и иллюстрировании того или иного сюжета литературного произведения ведётся по памяти, на основе предварительного наблюдения и по воображению. Особое внимание уделяется развитию самостоятельности ребёнка в выборе темы и её раскрытии, эмоциональности, выразительности и оригинальности композиции рисунков. «Декоративное рисование» - ребёнок знакомится с особенностями декоративно-прикладного искусства.
Возраст детей, обучающихся по данной программе.
Программа рассчитана на возраст – 7-10 лет.
Форма и режим занятий определяется дидактическими и воспитательными задачами:
- рассказ ( с элементами рассуждения)
- беседа,
- игра,
- практические занятия.
Форма занятий групповая. Так как занятия рассчитаны на детей младшего возраста, необходим индивидуальный подход.
. Программа предполагает здоровьесберегающие технологии: проветривание помещение, организационные моменты, физкультминутки. Беседы с показом иллюстраций работ детей прошлых лет, просмотры работ.
Планируемые результаты освоения курса
Задачи | Прогнозируемый результат | Пути отслеживания |
1.Образовательная | В результате обучения учащиеся должны знать: -Основные и составные цвета Учащиеся должны уметь: -иметь представление о выразительных возможностях художественных материалов, элементарных техниках; - рассматривать и выражать эмоциональное отношение к произведениям изобразительного искусства; при выполнении практических работ; -использовать элементарные образные возможности художественных знаний и умений (цвет, тон, линия, объем, пространство, пропорции | Беседа Устный опрос Викторина Конкурс на лучший рисунок… Устный опрос Викторина Ролевая игра беседа |
2. Развивающая | Программа направлена на развитие: - творческих способностей - речи учащихся -коммуникативных навыков | Театрализация Беседа Ролевая игра |
3.Воспитательная | Программа предполагает воспитание: - самостоятельности - культуры межличностных отношений - любви к русской культуре | Творческая работа Ролевая игра |
Личностные результаты
- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с картиной современного мира;
- навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических творческих работ;
ориентация на понимание причин успеха в творческой деятельности;
заложены основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.
- учащиеся получат возможность для формирования:
устойчивого познавательного интереса к творческой деятельности;
- возможности реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности, осуществлять самореализацию и самоопределение личности на эстетическом уровне;
- эмоционально – ценностное отношения к искусству и к жизни, осознавать систему общечеловеческих ценностей.
Метапредметные рузультаты.
Регулятивные.
- выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания творческих работ. Решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, правил композиций, усвоенных способах действий;
учитывать выделенные ориентиры действий в новых техниках, планировать свои действия;
- адекватно воспринимать оценку своих работ и окружающих;
- моделировать новые формы, различные ситуации, путем трансформации известного создавать новые образы средствами декоративно – прикладного творчества.
Познавательные
- приобретать и осуществлять практические навыки и умения в художественном творчестве;
- осваивать особенности художественно – выразительных средств, материалов и техник, применяемых в декоративно – прикладном творчестве.
- развивать художественный вкус как способность чувствовать и воспринимать многообразие видов и жанров искусства;
- формировать целостное восприятия мира;
- развивать фантазию, воображение, художественную интуицию, память;
- учащиеся получат возможность научиться:
- создавать и преобразовывать схемы и модели для решения творческих задач;
Коммуникативные
- приобретать первоначальный опыт осуществления совместной продуктивной деятельности;
- сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми
- Учащиеся получат возможность научиться:
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
- использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
В результате занятий декоративным творчеством у учащихся должны быть развиты такие качества личности, как умение замечать красивое, аккуратность, трудолюбие, целеустремлённость. 1 Первая группа -первый год обучения (возраст 7-8 лет)
Цель первого года обучения: формирование мотивации к обучению и созданий условий для раскрытия индивидуальных способностей ребёнка в области изобразительного творчества.
Задачи первого года обучения:
1. Формирование эмоциональной отзывчивости, терпимости, наблюдательности;
2. Формирование творческой готовности к решению образовательных задач: творческое использование материалов и инструментов, овладение приёмами создания формы в различных техниках;
3. Вызвать интерес к различным изобразительным материалам и желание действовать с ними; 4. Побуждать детей изображать доступными им средствами выразительности то, что для них интересно или эмоционально значимо;
5. Создавать условия для освоения цветовой палитры;
6. Развитие связной речи;
Ожидаемые результаты
В конце года дети умеют: Это начинающий этап в процессе приобретения знаний, привитии умений и навыков. На первом году обучения детям необходимо привить интерес к изобразительной деятельности, научить ценить искусство, дать элементарные знания, умения и навыки, которые будут развиваться в процессе деятельности. Учащиеся умеют, знакомы:
- знакомы с изобразительными материалами и приёмами их использования;
- знакомы с формами предметов и умение изобразить их на листе бумаги.
-умеют сочетать цвета (холодные, тёплые…) умеют составлять композицию;
- знакомы с понятием о пространстве…
-умеют правильно держать и использовать карандаш, кисть, краски. Умеют обводить шаблон круга;
-способны эмоционально отозваться на предложенную тему, используя средства выразительности, и создавать композицию из трех несложных элементов;
- способны самостоятельно организовывать рабочее место.
Вторая группа -первый год обучения (возраст 9-10 лет)
В старшем возрасте игровая задача становится для ребёнка познавательной. У него появляется желание показать свои умения, сообразительность. Активно продолжают развиваться память, внимание, мышление, воображение, восприятие.
У ребёнка продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; происходит систематизация представлений детей. Они различают и называют не только основные цвета и их оттенки по светлоте, но и промежуточные цветовые оттенки, форму прямоугольников, овалов, треугольников.
В старшем возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном материале, но и в уме совершить преобразование объекта и т.д.
Художественное развитие в этом возрасте характеризуется более высокой степенью овладения различными видами изобразительной деятельности и проявлением художественных способностей.
Формируется способность к восприятию ритма в рисунке, появляются склонности к конструированию и моделированию: развивающиеся зрительная память, представление и воображение ребёнка позволяют мысленно менять положение предмета и его частей, конструировать, действовать по заданной схеме и по воображению. В изобразительной деятельности у ребёнка развивается чувство материала, цвета, пространства. Закладываются предпосылки к развитию художественно-образного мышления.
Развитие воображения в старшем дошкольном возрасте обусловливает возможность сочинения детьми достаточно оригинальных и последовательно разворачивающихся историй, что в изобразительной деятельности характеризуется более устойчивым вниманием к замыслу и реализации рисунка.
Цель: совершенствование знаний, умений и навыков в области изобразительного творчества и стимулирование развития качеств личности ребёнка-творца.
Задачи:
1.Фформирование стремлений к творческой самореализации и самостоятельности мышления и деятельности
2. Развитие критического мышления, наблюдательности, оригинальности, образного мышления
3. Воспитание эстетической культуры и личностно-значимого отношения к понятиям: «Родина», «семья», «здоровье», «образование», «культура».
4. Помогать детям в создании выразительных образов, сохраняя непосредственность и живость детского восприятия. Деликатно и тактично способствовать развитию содержания, формы, композиции, обогащению цветовой гаммы рисунков.
5. Постепенно, с учётом индивидуальных особенностей, повышать требования к изобразительным и коммуникативным умениям и навыкам детей, не делая их предметом специальных учебных знаний.
6. Способствовать возникновению у ребёнка ощущения, что продукт его деятельности – рисунок интересен другим (педагогу, детям, родителям, сотрудникам детского сада).
7. Развитие описательной, комментирующей функции речи. Научить обобщать и противопоставлять, рассуждать.
Ожидаемые результаты
В конце учебного года учащиеся будут:
- осознанно рисовать, творчески мыслить, самостоятельно обдумывать и выбирать композицию, выделять главное и второстепенное.
- умеют изображать человека,и части тела. - умеют составить композицию;
- знают о понятие о пространстве… - умеют развивать и совершенствовать чувство цвета; - знакомы с передачей форм и структуры предметов, величину и соотношение частей; умеют использовать в рисовании разные материалы и способы создания изображения, свободно использовать технику рисования гуашевыми красками (смешивать краски, легко пользоваться кистью, умело проводить линии в разных направлениях, декоративном рисовании создавать элементы узора с нажимом или концом кисти), рисовать акварельными красками; показывать возможность цветового решения одного образа с помощью нескольких цветов или их оттенков; познакомить с приёмом рисования простым карандашом, пастелью, цветными мелками;
- умеют самостоятельно планировать и анализировать свою работу, организовывать рабочее место;
- имеют представления о некоторых жанрах изобразительного искусства (портрет, натюрморт, пейзаж) и некоторых средствах выразительности;
- знают технику безопасности при работе с ножницами и создают изображения различных предметов, используя бумагу различной фактуры и способы вырезания и обрывания;
Материально-техническое обеспечение:
акварельные краски, гуашь;
цветные карандаши;
стаканы для воды;
подставки под кисти; кисти.
Приёмы и методы используемые на занятиях изо кружка:
Эмоциональный настрой – использование музыкальных произведений,
Практические – упражнения, игр методы,
Словесные методы – рассказы, беседы, художественное слово,
словесные приёмы – объяснение, пояснение, педагогическая оценка.
Наглядные методы и приёмы – наблюдения, рассматривание, показ образца, показ способов выполнения и др.
Все методы используются в комплексе.
Основная форма занятий
Ведущей организационной формой является групповая деятельность, с элементами индивидуальной работы. Во время занятия обязательна «пальчиковая гимнастика», во время которой дети делают ряд специальных упражнений, способствующие развитию мелкой моторики.
Формы проведения итогов реализации рабочей программы:
1. Организация ежемесячных выставок детских работ для родителей.
2. Тематические выставки в ДОУ.
3. Оформление эстетической развивающей среды в группе. И т.д.
Ожидаемые результаты: овладение детьми определёнными знаниями, умениями, навыками в процессе рисования, выявление и осознание ребёнком своих способностей, сформированность способов самоконтроля.
В силу индивидуальных особенностей, развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей, поэтому на занятиях дается возможность каждому ребёнку активно, самостоятельно проявить себя, испытать радость творческого созидания. Все темы, входящие в программу, изменяются по принципу постепенного усложнения материала.
Используемые методы:
– позволяют развивать специальные умения и навыки, подготавливающие руку ребёнка к письму;
– дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;
– формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования;
– способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.
Учебно-тематический план
№ п/п | Название раздела | Количество часов | ||
Количество часов | Теоретия | Практика | ||
1 | Фаза запуска (совместное проектирование и планирование учебного года)Вводное занятие. Правила техники безопасности. Композиционное равновесие, характер линии, пятна в графике | 36 | 16 | 20 |
Фаза постановки и решения системы учебных задач | 58 | |||
2 | Колорит, теплая и холодная гамма, цветовые контрасты, композиционное равновесие, передача пространства в живописи. | 8 | 2 | 6 |
3 | Средства художественной выразительности | 10 | 3 | 7 |
4 | Чудеса цвета | 10 | 3 | 7 |
5 | Композиция - искусство сочинять | 10 | 3 | 7 |
6 | Фантазия и реальность | 10 | 3 | 7 |
7 | ДПИ | 5 | 1 | 4 |
8 | Лепка | 5 | 1 | 4 |
Рефлексивная фаза | 44 | |||
9 | Человек и пространство в изобразительном искусстве | 44 | 14 | 30 |
Резерв. Результат | 6 | |||
Итого:144 | 144 | 44 | 96 |
1.Календарно-тематический план
(первая группа, первый год обучения-144 часа)
№ | Тема (содержание) | Задание | Дата | Часы | |
1 | Фаза запуска (совместное проектирование и планирование учебного года)-36 Вводное занятие. Правила техники безопасности. Композиционное равновесие, характер линии, пятна | 19.09 21.09 | 2 2 | ||
2 | Упражнение по проведению линий. Линейный рисунок | Знакомство с графическими материалами. Линия и ее разновидности. Рис. Линейной «Бабочка, рыбка и т.п.» Беседа: рисунок – основа всех видов ИЗО | 26.09 28.09 | 2 2 | |
3 | Упражнение: рисуем геометрические фигуры , и т.д. | Составить зверя, животное из геометрических фигур. Характеристика линии. Понятие о линии, штрихе, пятне, тоне. (Шахматная сетка, бабочки, рыбки, деление отрезков) | 03.10 05.10 | 2 2 | |
4 | Упражнение: тоновая растяжка. | Карандаши разной твердости. Выработка штриха. Дать представление о пропорциях | 10.10 12.10 | 2 2 | |
5 | Знакомство с техническими приемами Транспорт в быту | Компоновка на листе. Характер линии. Штрих. | 17.10 19.10 | 2 2 | |
6 | Знакомство с техническими приемами. Деревья без листвы | Воздушная перспектива. Характер линии | 24.10 26.10 | 2 2 | |
7 | Рисуем фрукты (2-3 предмета). | Тоновая растяжка. Рефлекс. Мягкие материалы. Гуашью Характер формы | 31.10 02.10 | 2 2 | |
8 | Игра « Все наоборот». Фотоконкурс | 07.11 09.11 | 2 2 | ||
9 | Лепка «Натюрморт» | Компоновка на листе. Тон, рефлекс. Сквозное построение. Последовательность работы: от общего к частному. Пропорции на глаз | 14.11 16.11 | 2 2 |
Фаза постановки и решения системы учебных задач-58 |
№ | Тема (содержание) | Задание | Дата | Часы | ||||
1 | Лепка геометрически объемных тел, композиция | Глиняный горшок, белый чайник. Применение осей симметрии при построении. Штрих и светотень. Сквозное построение. Освещение верхнее боковое | 21.11 23.11 | 2 2 | ||||
2 | Зарисовка геометрических тел (цилиндр, шар) ¼ листа | Компоновка на листе. Сквозное построение. Построение овалов. Светотень (рефлекс, полутон, тон). Выработка штриха | 28.11 30.11 | 2 2 | ||||
3 | Зарисовка с натуры мелких предметов (пуговица, перо ручки, жук (из коллекции), кусок коры; очки, лампочка и т.д. ¼ листа или детские игрушки | Развиваем наблюдательность, анализ предмета, выявление штрихом, линией мелких деталей. Штрих и светотень | 05.12 07.12 | 2 2 | ||||
4 | Выставка детских работ, презентация, викторина | Компоновка на листе набросков | 12.12 14.12 | 2 2 | ||||
5 | Рисунок мягкой игрушки(с кожаным или из материи верхом) и одежной щетки (волосом вниз) (Меховая игрушка) | Компоновка на листе. Передача формы и материальности (фактуры) предметов. Вырабатываем штрих. Для всех постановок предварительные небольшие эскизы | 19.12 21.12 | 2 2 | ||||
6 | Живописк мягкой игрушки (Меховая игрушка) | Компоновка в формате. Передача характера формы. Штрих, пятно, светотень (с фоном) | 26.12 28.12 | 2 2 | ||||
7 | Лепка овощей (баклажан, морковь, тыква, картофель, помидор и т.д.) ¼ листа | Передача разнообразия характера и формы овощей. Тональный разбор. Падающие тени | 09.01 11.01 | 2 2 | ||||
8 | Лепка мелких птичек (разные породы и размеры) | Передача особенностей характера формы (из каких геометрических тел состоит птица). Оперение. Передача «живого» движения (как сидит, как смотрит) | 16.01 18.01 | 2 2 | ||||
9 | Графика. Гипсовый Аполлон | Пропорции фигуры человека. Отличие взрослой (мужской, женской и детской фигур). Компоновка на листе набросков | 23.01 25.01 | 2 2 | ||||
10 | Викторина «Шедевры 18-19 вв» | 30.01 | 2 | |||||
11 | Наброски глаз человека | 01.02 | 2 | |||||
12 | Наброски нос | 06.02 | 2 | |||||
13 | Наброски ушей | 08.02 | 2 | |||||
14 | Наброски фигуры человека с натуры ¼ листа | Пропорции фигуры человека. Отличие взрослой (мужской, женской и детской фигур). Компоновка на листе набросков | 13.02 15.02 | 2 2 | ||||
15 | Наброски фигуры человека с натуры пастелью | Пропорции фигуры человека. Отличие взрослой (мужской, женской и детской фигур). Компоновка на листе набросков | 20.02 22.02 | 2 2 | ||||
16 | Наброски фигуры человека с натуры гуашью | Пропорции фигуры человека. Отличие взрослой (мужской, женской и детской фигур). Компоновка на листе набросков | 27.02 01.03 | 2 2 | ||||
17 | Наброски фигуры человека с натуры маслом | 06.03 | 2 | |||||
18 | Выставка детских работ | 13.03 | 2 |
Рефлексивная фаза-44 |
№ | Тема (содержание) | Задание | Дата | Часы | |
1 | Натюрморт из предметов небольшой величины. Материалы – тушь, перо, гелевая черная ручка | освоение новых графических материалов. Техника штриха пером. Образное решение тематического натюрморта | 15.03 20.03 | 2 2 | |
2 | Прямоугольная и косоугольная перспектива. Рис. квадрата в горизонтальной плоскости | Перспектива, беседа. Линия горизонта, точка схода, перспективное сокращение и т.д. | 22.03 27.03 | 2 2 | |
3 | Рисование городского пейзажа | Компоновка. Сквозное конструктивное построение. Перспектива куба. Светотень, падающая тень (построение) | 29.03 03.04 | 2 2 | |
4 | Наброски фигуры человека на фоне пейзажа | Рисуем друг друга. Стоящая и сидящая фигуры | 05.04 10.04 | 2 2 | |
5 | Игра «Фоторобот» | 12.04 | 2 | ||
6 | Натюрморт из предметов небольшой величины на фоне пейзажа Материалы – тушь, перо, гелевая черная ручка | освоение новых графических материалов. Техника штриха пером. Образное решение тематического натюрморта | 17.04 19.04 | 2 2 | |
7 | Витраж графика Витраж аппликация | освоение новых графических материалов. | 24.04 26.04 | 2 2 | |
8 | Авангард Авангард – шрифт Авангард коллаж Игра слов и букв «АБВгедейка» Декупаж на холсте Декупаж на дереве Декупаж на стекле Роспись шкатулок | освоение новых графических материалов. | 01.05 03.05 08.05 15.05 17.05 22.05 24.05 29.05 | 2 2 2 2 2 2 2 2 | |
9 | Выставка работ | 31.05 | 2 | ||
Итого резерв | 138 6 |
2.Календарно-тематический план
(вторая группа, первый год обучения-144 часа )
№ | Тема (содержание) | Задание | Дата | Часы |
1 | Фаза запуска (совместное проектирование и планирование учебного года)Вводное занятие. Правила техники безопасности. Композиционное равновесие, характер линии, пятна | 19.09 21.09 | 2 2 | |
2 | Упражнение по проведению линий. Линейный рисунок | Знакомство с графическими материалами. Линия и ее разновидности. Рис. линейной «Бабочка, рыбка и т.п.» Беседа: рисунок - основа всех видов ИЗО | 26.09 28.09 | 2 2 |
3 | Упражнение: рисуем геометрические фигуры , и т.д. | Составить зверя, животное из геометрических фигур. Характеристика линии. Понятие о линии, штрихе, пятне, тоне. (Шахматная сетка, бабочки, рыбки, деление отрезков) | 03.10 05.10 | 2 2 |
4 | Упражнение: тоновая растяжка. | Карандаши разной твердости. Выработка штриха. Дать представление о пропорциях | 10.10 12.10 | 2 2 |
5 | Знакомство с техническими приемами Витраж на листе | Компоновка на листе. Характер линии. Штрих. | 17.10 19.10 | 2 2 |
6 | Знакомство с техническими приемами. Деревья без листвы | Воздушная перспектива. Характер линии | 24.10 26.10 | 2 2 |
7 | Лепим фрукты (2-3 предмета). | Тоновая растяжка. Рефлекс. Мягкие материалы. Гуашью Характер формы | 31.10 02.10 | 2 2 |
8 | Натюрморт из 3-х предметов, лепка | Компоновка на листе. Тон, рефлекс. Сквозное построение. Последовательность работы: от общего к частному. Пропорции на глаз | 07.11 09.11 | 2 2 |
9 | Лепка дымковской игрушки | ДПИ | 14.11 16.11 | 2 2 |
Фаза постановки и решения системы учебных задач |
№ | Тема (содержание) | Задание | Дата | Часы | ||
1 | Хохломская роспись, рябина, смородина, листья смородины | Скомпоновать рисунок на листе. Передать характерную форму предметов. Букет обобщить, выделяя мелкие детали на первом . Штрихом передать объем овощей и фруктов | 21.11 23.11 | 2 2 | ||
2 | Постановка из предметов, образованных вращения. Цилиндр, конус, шар. Городецкая роспись | Компоновка на листе. Сквозное рисование с использованием осей симметрии. Конструктивное построение формы | 28.11 30.11 | 2 2 | ||
3 | Рисование шара и цилиндра | Конструктивное сквозное построение. Разбор светотени (блик, полутон, тон, рефлекс). Падающая тень. Тональное соотношение предметов и фона | 05.12 07.12 | 2 2 | ||
4 | Выполнение набросков с натуры | Работа мягкими материалами. (Пропорции, движение) | 12.12 14.12 | 2 2 | ||
5 | Контрольная постановка. Натюрморт из предметов быта (цилиндрической и конусообразной формы) | Компоновка на листе. Конструктивное объемно-пространственное построение. Передача объема при помощи светотени. Тональное отношение и предметов | 19.12 21.12 | 2 2 | ||
6 | Работа мягкими материалами. Букет в вазе (искусственные цветы) (пастель, уголь) | Обобщенное изображение букета. Детализация, прорисовывание цветов, листьев на первом плане. Передача фактуры вазы, цветов, драпировок | 26.12 28.12 | 2 2 | ||
7 | Викторина «Шедевры 18-19 вв» | 09.01 11.01 | 2 2 | |||
8 | Наброски глаз человека | 16.01 18.01 | 2 2 | |||
9 | Наброски нос | 23.01 25.01 | 2 2 | |||
10 | Наброски ушей | 30.01 | 2 | |||
11 | Гипсовый Аполлон | Пропорции фигуры человека. Отличие взрослой (мужской, женской и детской фигур). Компоновка на листе набросков | 01.02 | 2 | ||
12 | Наброски фигуры человека с натуры пастелью | Пропорции фигуры человека. Отличие взрослой (мужской, женской и детской фигур). Компоновка на листе набросков | 06.02 | 2 | ||
13 | Наброски фигуры человека с натуры акварелью | Пропорции фигуры человека. Отличие взрослой (мужской, женской и детской фигур). Компоновка на листе набросков | 08.02 | 2 | ||
14 | Наброски фигуры человека с натуры гуашью | Пропорции фигуры человека. Отличие взрослой (мужской, женской и детской фигур). Компоновка на листе набросков | 13.02 15.02 | 2 2 | ||
15 | Наброски фигуры человека с натуры Маслом на холсте | Автопортрет Компоновка на листе набросков | 20.02 22.02 | 2 2 | ||
16 | Наброски фигуры человека с натуры Маслом на холсте | 27.02 01.03 | 2 2 | |||
17 | Гипсовый Аполлон -лепка | 06.03 | 2 | |||
18 | Выставка работ | 13.03 | 2 | |||
Рефлексивная фаза-18 | ||||||
1 | Пейзаж городской, перспектива (предметы прямоугольной формы) | Компоновка на листе. Пространственный анализ постановки. Передача объема предметов, построение падающих теней. Разноплановость натюрморта. Тональная характеристика натюрморта | 15.03 20.03 | 2 2 | ||
2 | Пейзаж на пленэре | Выполнение мягкими материалами. Анализ песпективы. | 22.03 27.03 | 2 2 | ||
3 | Еженедельное выполнение набросков и зарисовок с натуры | Выполнение набросков в разных положениях. Наблюдение движения, динамики фигуры человека | 29.03 03.04 | 2 2 | ||
4 | Наброски 2-3-х фигур человека в интерьере | Продолжаем тему прошлых уроков. Передача глубины пространства в интерьере. Фигуры располагаем на различном расстоянии друг от друга (глубина) | 05.04 10.04 | 2 2 | ||
5 | Натюрморт из предметов различной формы, расположенных на разной глубине натюрморта на фоне пейзажа | Компоновка, анализ постановки, разбор планов, характер взаимодействия предметов. Суммирование знаний, полученных ранее | 12.04 | 2 | ||
6 | Натюрморт «Настроение» на фоне пейзажа (домашний цветок) | Выбор материала – свободный. Пастель, цветные карандаши, перо, тушь. Поиск эмоционального строя, отбор средств, обобщение, подчеркивание, характер линий и т.д. | 17.04 19.04 | 2 2 | ||
7 | Морской пейзаж | 24.04 26.04 | 2 2 | |||
8 | Авангард –здание готического стиля Авангард – шрифт Авангард коллаж Игра слов и букв «АБВгедейка» Декупаж на холсте Декупаж на дереве Декупаж на стекле Роспись шкатулок | 01.05 03.05 08.05 15.05 17.05 22.05 24.05 29.05 | 2 2 2 2 2 2 2 2 | |||
9 | Выставка работ | 31.05 | 2 | |||
Итого Резерв | 138 6 |
Используемая литература для педагога:
- Колль М.-Э. Дошкольное творчество, пер. с англ. Бакушева Е.А. – Мн: ООО «Попурри», 2016. – 256с.
2. Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития, 2016. – 96с.
3. Колль, Мери Энн Ф. Рисование красками. – М: АСТ: Астрель, 2016. – 63с.
4. Колль, Мери Энн Ф. Рисование. – М: ООО Издательство «АСТ»: Издательство «Астрель», 2014. – 63с.
5. Фиона Уотт. Я умею рисовать. – М: ООО Издательство «РОСМЭН – ПРЕСС», 2014.– 96с.
6. Коллективное творчество дошкольников: конспекты занятий./Под ред. Грибовской А.А.– М: ТЦ «Сфера», 2014. – 192с.
7. Доронова Т.Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников: методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. – М. Просвещение, 2014. – 192с.
8. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. – М: «Карапуз – Дидактика», 2014. – 108с.
9. Штейнле Н.Ф. Изобразительная деятельность. – Волгоград: ИТД «Корифей». 2014. – 128с.
10. Колдина Д.Н. «Лепка и рисование с детьми 2-3 лет», М, издательство «Мозаика-Синтез», 2014.
11. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. – СПб.: КАРО, 2015. - 96с.
12. Ветрова Т.Н. ТРИЗ в изодеятельности. – Наб. Челны. 2014. – 80с.
13. Микляева Н.В. Комментированное рисование в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2014. – 128с.
14. Комарова Т.С. «Изобразительная деятельность в детском саду», М, издательство «Мозаика-Синтез», 2014.
Литература для родителей.
1. Колль М.-Э. Дошкольное творчество, пер. с англ. Бакушева Е.А. – Мн: ООО «Попурри», 2014. – 256с.
2. Белкина В.Н., Васильева Н.Н., Елкина Н.В. Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям и родителям. – Ярославль: «Академия развития», «Академия К˚», 2014.– 256с.
3. Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития, 2014. – 96с.
4. Колль, Мери Энн Ф. Рисование красками. – М: АСТ: Астрель, 2014. – 63с..
5. Фиона Уотт. Я умею рисовать. – М: ООО Издательство «РОСМЭН – ПРЕСС», 2015.– 96с.
6. Коллективное творчество дошкольников: конспекты занятий./Под ред. Грибовской А.А.– М: ТЦ «Сфера», 2014. – 192с.
7. Соломенникова О.А. Радость творчества. Развитие художественного творчества детей 5-7 лет. – Москва, 2015.
8. Доронова Т.Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников: методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. – М. Просвещение, 2014. – 192с.
9. Дубровская Н.В. Приглашение к творчеству. – С.-Пб.: «Детство Пресс», 2007. – 128с.
10. Казанова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М: ТЦ «Сфера», 2014.– 128с.1..
Литература для детей
1. Жегалова С.К. Росписи Хохломы. - М.: Детская литература, 2014.
2. Расписные изделия мастеров Урала. - М., 2014..
3. Яхнин Л.Л. Воздушные узоры. - М., 2014.
4. Рабочие тетради по основам народного искусства. «Искусство - детям» М., 2016.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Контрольная работа № 1 по истории и культуре Санкт-Петербурга на курсах по направлению подготовки «Экскурсионная деятельность» (возраст слушателей 16+) в учреждении дополнительного профессионального образования гуманитарного направления
Контрольная работа № 1 по истории и культуре Санкт-Петербурга предназначена для промежуточного контроля знаний слушателей на курсах по направлению подготовки «Экскурсионная деятельность» (...
СТРУКТУРА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РАМКАХ СПО
Постоянно меняющиеся условия российского рынка труда, технические усовершенствования, растущая конкуренция заставляют вновь и вновь доказывать свою профессиональную пригодность. Именно поэтому все бол...
Использование интерактивного оборудования в системе дополнительного профессионального образования по программе курса «Основы ценообразования и сметного нормирования в строительстве»
Использование интерактивного оборудования в системе дополнительного профессионального образования...
Реферат на тему «Народное и декоративно-прикладное искусство в художественном образовании и воспитании школьников»
Глава 1. Декоративно-прикладное искусство в системе ценностей человеческой культуры1.1. Истоки декоративно - прикладного искусства1.2. Виды декоративно - прикладного искусстваГлава 2. Декоративно-прик...
ОСНОВЫ ДИЗАЙНА В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ
В течение нескольких десятилетий, начиная с 1918 г., каждая общеобразовательная школа и дополнительное образование в нашем государстве обязательно была еще и трудовая политехническая. Задачей ху...
Анализ профессионального стандарта «Преподаватель профессионального образования, профессионального обучения и дополнительного профессионального образования»
Законодательно обязательность использования данного профессионального стандарта установлена в части определения требований к квалификации педагогических работников (статью 195.3 Трудового кодекса Росс...
Методология внедрения профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования (в соавторстве)
В настоящее время для работников всех сфер деятельности России актуальным является вопрос внедрения профессиональных стандартов....