программа для художественного отделения "Рисунок"
рабочая программа на тему

Маковская Анна Владимировна
для детских художественных школ и художественных студий детских школ искусств Срок реализации 4 года

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_risunok_7_chasovaya_programma.docx34.19 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по предмету «Рисунок»

образовательной программы изобразительного искусства
по 4-летнему обучению 1-4 класс
на основании примерной учебной программы «Рисунок»
для детских художественных школ
и художественных студий детских школ искусств
Срок реализации 4 года
Возраст детей 10-14 лет, 12-16 лет.
Авторы-составители: преподаватели художественного отделения

Пояснительная записка.
Главной задачей обучения на художественном отделении ДШИ является приобщение учеников к художественной культуре, обучение их основам изобразительной грамоты, воспитание эстетического вкуса, а также выявление наиболее одаренных учащихся для продолжения художественного образования в средних и высших специальных учебных заведениях с художественным уклоном.
Задача предмета «Рисунок» - научить учащихся видеть и изображать на плоскости предметы окружающего нас мира посредством передачи их формы, объема, материала, фактуры, их положения относительно друг друга и глаза рисующего в световоздушной среде различными графическими средствами : линией, штрихом, пятном.
При обучении рисунку надо дать учащимся понять, что рисунок - это, прежде всего передача на двухмерной плоскости листа всего многообразия окружающего мира, поэтому в курс рисования включаются такие темы: «натюрморт», «интерьер», рисование черепа, гипсовой головы, пейзажные зарисовки, наброски фигуры человека, животных, птиц и растений.
В первом полугодии первого класса особое внимание уделяется постановке руки, развитию глазомера, аккуратному оформлению работы.
Основным видом учебной работы является натюрморт.
С самых первых заданий необходимо требовать от учащихся передачи пространственной связи предметов друг с другом и плоскостью на которой они стоят.
Рисунок должен быть размещен на листе грамотно и интересно, формы крепко построены, проработаны детали при сохранении общего, решена тональная задача.
Основные этапы работы:
1. Выбор формата листа для данной постановки и общее композиционное размещение.
2. Построение формы предмета с использованием знания конструкции предмета, с применением осевых, конструктивных и вспомогательных линий.
3. Решение объема с помощью светотени, передача фактуры, тона предмета, его освещенности.
4. Проверка общего состояния рисунка, подчинение деталей целому, уточнение тональных отношений.
Необходимо выработать у учащегося навыки последовательного ведения рисунка по принципу: от общего к частному и от частного - к обобщенному общему. Учебные задания даются в порядке постепенного усложнения - от простейших упражнений до сложной и разнообразной по форме натуры. Задания всегда ориентированны на конкретный уровень подготовки класса.
Основными видами контроля полученных умений и навыков по предмету, а также формами промежуточной и итоговой аттестации являются просмотры, которые проводятся в конце каждого полугодия.


  1. Календарно-тематический план
    1 класс

    I четверть – 18 часов



Тема (содержание)


Задание


Часы


1


Упражнение по проведению линий. Линейный рисунок


Знакомство с графическими материалами. Линия и ее разновидности. Рис. линейной «Бабочка, рыбка и т.п.»

Беседа: рисунок - основа всех видов ИЗО


2


2


Упражнение: рисуем геометрические фигуры и т.д.


Составить зверя, животное из геометрических фигур. Характеристика линии. Понятие о линии, штрихе, пятне, тоне.

(Шахматная сетка, бабочки, рыбки, деление отрезков)


4


3


Упражнение: тоновая растяжка.


Карандаши разной твердости. Выработка штриха.

Дать представление о пропорциях


2


4


Знакомство с техническими приемами «Весенний лес», «Веточка без листвы»


Компоновка на листе. Характер линии. Штрих.


2


5


Знакомство с техническими приемами. Деревья без листвы


Воздушная перспектива. Характер линии


2


6


Рисуем фрукты (2-3 предмета).


Тоновая растяжка. Рефлекс. Мягкие материалы. Гуашью

Характер формы


2


7


Натюрморт из 3-х предметов


Компоновка на листе. Тон, рефлекс. Сквозное построение.

Последовательность работы: от общего к частному. Пропорции на глаз


4



II четверть – 14 час



Тема (содержание)


Задание


Часы


1


Зарисовка предметов быта (с натуры) ¼ листа


Глиняный горшок, белый чайник.

Применение осей симметрии при построении.

Штрих и светотень.

Сквозное построение. Освещение верхнее боковое


4


2


Зарисовка геометрических тел (цилиндр, шар) ¼ листа


Компоновка на листе. Сквозное построение. Построение овалов. Светотень (рефлекс, полутон, тон).

Выработка штриха


4


3


Зарисовка с натуры мелких предметов (пуговица, перо ручки, жук (из коллекции), кусок коры; очки, лампочка и т.д.) ¼ листа или детские игрушки


Развиваем наблюдательность, анализ предмета, выявление штрихом, линией мелких деталей.

Штрих и светотень


2


4


Наброски фигуры человека с натуры ¼ листа


Пропорции фигуры человека. Отличие взрослой (мужской, женской и детской фигур).

Компоновка на листе набросков


4



III четверть – 20 часов



Тема (содержание)


Задание


Часы


1


Рисунок меховой шапки (с кожаным или из материи верхом) и одежной щетки (волосом вниз)

(Меховая игрушка)


Компоновка на листе. Передача формы и материальности (фактуры) предметов.

Вырабатываем штрих.

Для всех постановок предварительные небольшие эскизы


4


2


Рисунок группы предметов: круглое вертикально поставленное полено с воткнутым топором и расколотое полено, лежащее рядом, ¼ листа


Компоновка в формате. Передача характера формы. Штрих, пятно, светотень (без фона)


4


3


Зарисовка группы разных по форме, окраске и размеру овощей (баклажан, морковь, тыква, картофель, помидор и т.д.), ¼ листа


Передача разнообразия характера и формы овощей. Тональный разбор. Падающие тени


6


4


Короткие зарисовки с трех чучел мелких птичек (разные породы и размеры)


Передача особенностей характера формы (из каких геометрических тел состоит птица). Оперение. Передача «живого» движения (как сидит, как смотрит)


2


5


Контрольный натюрморт из предметов цилиндрической формы (конус, цилиндр, шар)


Построение сквозное с осью симметрии. Круг в перспективе овал. Штрих светотень. Компоновка на листе


4



IV четверть – 16 часов



Тема (содержание)


Задание


Часы


1


Наброски. Вид из окна (зарисовки принести из дома)


Мягкие материалы. Компоновка на листе. линия, штрих пятно. Настроение


4


2


Сухой букет. Тушь, перо.

¼ листа (1/8 листа)

(гелевая ручка)


Компоновка на листе. Зарисовка букета карандашом. Обобщение формы. Выявление мелких деталей на первом плане


6


3


Контрольный итоговый натюрморт из 3-х предметов быта. Гладкие драпировки. Горшок, чашка, бидон и т.п.


Компоновка на листе. Построение сквозное с применением оси симметрии. Штрих и светотень


6


итого: 68 часов.


2 класс

I четверть



Тема (содержание)


Задание


Часы


1


Рисунок букета (цветы, листья и гроздья рябины) или натюрморт из свежих овощей и фруктов.

Работа цветными карандашами


Скомпоновать рисунок на листе. Передать характерную форму предметов.

Букет обобщить, выделяя мелкие детали на первом .

Штрихом передать объем овощей и фруктов


6


2


Постановка из предметов, образованных вращения. Цилиндр, конус, шар


Компоновка на листе. Сквозное рисование с использованием осей симметрии.

Конструктивное построение формы


6


3


Рисование шара и цилиндра


Конструктивное сквозное построение.

Разбор светотени (блик, полутон, тон, рефлекс).

Падающая тень.

Тональное соотношение предметов и фона


6



II четверть



Тема (содержание)


Задание


Часы


1


Выполнение набросков с натуры


Работа мягкими материалами.

(Пропорции, движение)


3


2


Контрольная постановка.

Натюрморт из предметов быта (цилиндрической и конусообразной формы)


Компоновка на листе. Конструктивное объемно-пространственное построение.

Передача объема при помощи светотени.

Тональное отношение и предметов


8


3


Работа мягкими материалами.

Букет в вазе (искусственные цветы)

(пастель, уголь)


Обобщенное изображение букета.

Детализация, прорисовывание цветов, листьев на первом плане. Передача фактуры вазы, цветов, драпировок


2


III четверть –



Тема (содержание)


Задание


Часы


1


Натюрморт из предметов небольшой величины.

Материалы – тушь, перо, гелевая черная ручка


Освоение новых графических материалов.

Техника штриха пером. Образное решение тематического натюрморта


10


2


Прямоугольная и косоугольная перспектива.

Рис. квадрата в горизонтальной плоскости


Перспектива, беседа.

Линия горизонта, точка схода, перспективное сокращение и т.д.


4


3


Рисование куба в разных положениях


Компоновка. Сквозное конструктивное построение.

Перспектива куба. Светотень, падающая тень (построение)


3


4


Наброски фигуры человека


Рисуем друг друга.

Стоящая и сидящая фигуры


4



IV четверть



Тема (содержание)


Задание


Часы


1


Рисунок двух прямоугольных брусков, положенных друг на друга


Перспективное, конструктивное построение. Сквозное построение. Разбор светотени (легкий)


6


2


Контрольная работа.

Натюрморт из 3-4-х предметов быта (в т.ч. прямоугольных).

Книга, брус, горшок, ваза и т.д.


Выявление навыков и знаний, полученных в течение года.

Объемно-пространственная и тональная характеристика постановки.

Конструктивное построение, тональный разбор


10


итого: 68 часа


3 класс

I четверть



Тема (содержание)


Задание


Часы


1


Рисунок на конструктивное построение. постановка из 3-х предметов, образованных телами вращения (цилиндр, шар, конус)


Компоновка на листе.

Анализ предметов (из каких геометрических тел состоят)


6


2


Натюрморт из 2-3-х предметов быта. Предметы из различных материалов (дерево, стекло, глина)


Построение формы и общий тональный разбор натюрморта


10


3


Рисование сухого букета в вазе (веточки дерева, травы, цветы)


Работа мягкими материалами. Передача обобщенного объема букета с выделением деталей на переднем плане


4


II четверть



Тема (содержание)


Задание


Часы


1


Наброски, зарисовки с фигуры человека


Дети рисуют друг друга. Передача пропорций, движения


3


2


Контрольная работа.

Постановка из 2-3-х предметов бытового характера из различных материалов (дерево, глина, стекло) и различной тональной окраски


Выявление объема, формы предмета. Блик, полутон, тон, рефлекс – значение в передаче объема, штрих


12



III четверть



Тема (содержание)


Задание


Часы


1


Построение прямоугольных геометрических тел.

Квадрат, куб


Фронтальная и косая перспектива. Построение сквозное

(светотень)


3


2


Натюрморт из геометрических тел (прямоугольник, шар, цилиндр)


Сквозное построение. Передача объема. Светотень


8


3


Натюрморт из предметов призматической формы (коробка, книга, брусок).

Чучело птицы


Построение. Компоновка на листе.

Передача объема мягкими материалами. Передача фактуры пера птицы


8



IV четверть  



Тема (содержание)


Задание


Часы


1


Выполнение кратковременных зарисовок предметов различной формы (посуда, книги, банки из-под краски и т.д.)


Рисование предметов в разных положениях, под различными углами. Наблюдение перспективных искажений в изображении формы предмета


3


2


Контрольная годовая работа: натюрморт из 3-4-х предметов разной тональности и из разных материалов. Вводятся драпировки разной тональности


Компоновка натюрморта на листе. Конструктивное построение предметов (сквозное). Передача светотенью объемно-пространственной характеристики.

Выявление навыков и знаний, полученных в течение года.


8


3


Наброски фигуры человека в разных положениях (сидя, стоя)


Рисуем друг друга.

Передача характера, пропорции, характер движения


3


итого: 68 часа

 
4 класс

I четверть



Тема (содержание)


Задание


Часы


1


Постановка из предметов, образованных телами в ращения (3-4 предмета)


Задание на сквозное линейное построение перспективы круга (овал)


4


2


Рисунок букета в вазе (уголь, пастель) (можно на тонированной бумаге)


Работа мягкими материалами. Выявить объемы букета (обобщенно).

Выделить детали первого плана


4


3


Натюрморт из 3-4-х предметов разной тональности и фактуры (от белого до черного)


Компоновка, построение, передача объема и фактуры


4


4


Упражнение: построение прямоугольных предметов в разных положениях, поворотах


Повторение курса перспективного построения (фронтальная, косоугольная перспектива прямоугольных предметов)


3


5


Быстрые зарисовки фигуры человека.

Наброски кратковременные


Развитие зрительного восприятия, развитие навыков быстрого рисования, передача характера

4



II четверть



Тема (содержание)


Задание


Часы


1


Контрольная постановка: натюрморт из предметов быта (предметы прямоугольной формы)


Компоновка на листе. Пространственный анализ постановки. Передача объема предметов, построение падающих теней.

Разноплановость натюрморта. Тональная характеристика натюрморта


6


2


Рисунок чучела птицы


Выполнение мягкими материалами. Анализ: из каких геометрических тел состоит чучело птицы. Передача объема, фактуры пера


4


3


Еженедельное выполнение набросков и зарисовок с натуры


Выполнение набросков в разных положениях. Наблюдение движения, динамики фигуры человека


4



III четверть



Тема (содержание)


Задание


Часы


1


Выполнение рисунка гипсовой розетки «Восьмилистник»


Перспективное сквозное построение. Перспективные сокращения. Построение симметричного орнамента в косоугольной перспективе


8


2


Натюрморт с гипсовой розеткой растительной формы. Сочетание с темным предметом + драпировки


Передача тональных отношений от светлого к темному.

Выявление объема, передача пространства


10


3


Наброски фигуры человека в интерьере


Пропорциональные отношения фигуры человека и интерьера


3



IV четверть  



Тема (содержание)


Задание


Часы


1


Наброски 2-3-х фигур человека в интерьере


Продолжаем тему прошлых уроков.

Передача глубины пространства в интерьере. Фигуры располагаем на различном расстоянии друг от друга (глубина)


4


2


Контрольная работа.

Натюрморт из предметов различной формы, расположенных на разной глубине натюрморта


Компоновка, анализ постановки, разбор планов, характер взаимодействия предметов.

Суммирование знаний, полученных ранее


6


3


Натюрморт «Настроение» (домашний цветок)


Выбор материала – свободный. Пастель, цветные карандаши, перо, тушь.

Поиск эмоционального строя, отбор средств, обобщение, подчеркивание, характер линий и т.д.


4

Итого 68 часа

Итого : 272 часа
3 .Список методической литературы
1. Аксенов К. Рисунок: В помощь начинающему художнику-оформителю. М., 1987.
2. Барщ Л. Наброски и зарисовки. М., 1970.
3. Барщ А. Рисунок в средней художественной школе. М., 1957.
4. Беда Г Основы изобразительной грамоты: Рисунок, живопись, композиция. 2-е издание, переработанное и дополненное. М., 1981.
5. Вопросы художественного образования: Тематический сборник научных трудов. Вып. XI. J1., 1974.
6. Вопросы теории, истории и методики преподавания изобразительного искусства. Вып. II. Карачаевск, 1971.
7. Кондахчан Е. Методика преподавания рисунка в средней школе. 2-е издание. М., 1952.
8. Кузин В. Наброски и зарисовки: Пособие для учителей. М., 1970.
9. Кулебакин Г. Рисунок и основы композиции. М., 1978.
10. Медведев Л. Формирование графического художественного образа на занятиях по рисунку. М., 1986.
11. Радлов Н. Рисование с натуры. 3-е издание. Л., 1978.
12. ростовцев Н. Академический рисунок. 3-е издание, дополненное и прерабо-танное. М., 1995.
13. Ростовцев Н. Рисование с натуры. Л., 1962.
14. Ростовцев Н. Учебный рисунок. М,. 1976.
15. Ростовцев Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. М., 1983.
16. Ростовцев Н. Очерки по истории методов преподавания рисунка. М., 1983.
17. Ростовцев Н. Рисование головы человека. М., 1989.
18. Рисунок / Ред. А. Серова. М., 1975.
19. Секачева А., Чуйкина А., Пименова Л. Рисунок и живопись. М., 1983.
20. Смирнов Г. Рисование с натуры. М., 1960.
21. Сокольникова Н. Основы рисунка. Обнинск, 1996.
22. Соловев А., Смирнов Г., Алексеева Е. Учебный рисунок. М., 1953.
23. Учебный рисунок / Ред. В. Королева. М., 1981.
24. Чистяков П. Рисунок, живопись, композиция. М., 1953.
25. Школа изобразительного искусства. 3-е издание, исправленное и дополненное. Том II. М., 1988.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа кружка "Художественная композиция"

Программа кружка «Художественная композиция» предназначена для учреждений среднего профессионального образования.Основная цель данной программы – обеспечение условий для творческой активности и саморе...

Учебная программа "Народное художественное творчество". Два года обучения.

Программа включает материалы о народной кукле, ее видах, назначении, способах изготовления, основы ткачества....

программа для художественного отделения "Живопись"

Учащиеся постигают способы передачи пространства и объема предметов с помощью цвета. Необходимо прививать учащимся любовь к отображению окружающего мира во всем его цветовом богатстве, развивая у дете...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительного художественного образования

Основная цель: развивать самостоятельность ребенка в выборе темы и ее раскрытии, эмоциональности, выразительности и оригинальности композиции рисунков....

Программа кружка «Художественное чтение» для 5-х классов

Концепция модернизации российского образования подчеркивает необходимость ориентации образования не только на усвоение обучающимися определённой суммы знаний, но и на развитие их личности, познаватель...

Авторская программа по художественно-эстетическому воспитанию "Поэзия мысли и красок"

Программа "Поэзия мысли и красок" составлена в соответствии с социальным запросом семьи и общества. Необходимость ее создания объясняется тем, что для старшей школы нет программы по художетс...