Рабочая программа по предмету «Рисунок»
образовательной программы изобразительного искусства
по 4-летнему обучению 1-4 класс
на основании примерной учебной программы «Рисунок»
для детских художественных школ
и художественных студий детских школ искусств
Срок реализации 4 года
Возраст детей 10-14 лет, 12-16 лет.
Авторы-составители: преподаватели художественного отделения
Пояснительная записка.
Главной задачей обучения на художественном отделении ДШИ является приобщение учеников к художественной культуре, обучение их основам изобразительной грамоты, воспитание эстетического вкуса, а также выявление наиболее одаренных учащихся для продолжения художественного образования в средних и высших специальных учебных заведениях с художественным уклоном.
Задача предмета «Рисунок» - научить учащихся видеть и изображать на плоскости предметы окружающего нас мира посредством передачи их формы, объема, материала, фактуры, их положения относительно друг друга и глаза рисующего в световоздушной среде различными графическими средствами : линией, штрихом, пятном.
При обучении рисунку надо дать учащимся понять, что рисунок - это, прежде всего передача на двухмерной плоскости листа всего многообразия окружающего мира, поэтому в курс рисования включаются такие темы: «натюрморт», «интерьер», рисование черепа, гипсовой головы, пейзажные зарисовки, наброски фигуры человека, животных, птиц и растений.
В первом полугодии первого класса особое внимание уделяется постановке руки, развитию глазомера, аккуратному оформлению работы.
Основным видом учебной работы является натюрморт.
С самых первых заданий необходимо требовать от учащихся передачи пространственной связи предметов друг с другом и плоскостью на которой они стоят.
Рисунок должен быть размещен на листе грамотно и интересно, формы крепко построены, проработаны детали при сохранении общего, решена тональная задача.
Основные этапы работы:
1. Выбор формата листа для данной постановки и общее композиционное размещение.
2. Построение формы предмета с использованием знания конструкции предмета, с применением осевых, конструктивных и вспомогательных линий.
3. Решение объема с помощью светотени, передача фактуры, тона предмета, его освещенности.
4. Проверка общего состояния рисунка, подчинение деталей целому, уточнение тональных отношений.
Необходимо выработать у учащегося навыки последовательного ведения рисунка по принципу: от общего к частному и от частного - к обобщенному общему. Учебные задания даются в порядке постепенного усложнения - от простейших упражнений до сложной и разнообразной по форме натуры. Задания всегда ориентированны на конкретный уровень подготовки класса.
Основными видами контроля полученных умений и навыков по предмету, а также формами промежуточной и итоговой аттестации являются просмотры, которые проводятся в конце каждого полугодия.
Календарно-тематический план
1 класс
I четверть – 18 часов
№
| Тема (содержание)
| Задание
| Часы
|
1
| Упражнение по проведению линий. Линейный рисунок
| Знакомство с графическими материалами. Линия и ее разновидности. Рис. линейной «Бабочка, рыбка и т.п.»
Беседа: рисунок - основа всех видов ИЗО
| 2
|
2
| Упражнение: рисуем геометрические фигуры и т.д.
| Составить зверя, животное из геометрических фигур. Характеристика линии. Понятие о линии, штрихе, пятне, тоне.
(Шахматная сетка, бабочки, рыбки, деление отрезков)
| 4
|
3
| Упражнение: тоновая растяжка.
| Карандаши разной твердости. Выработка штриха.
Дать представление о пропорциях
| 2
|
4
| Знакомство с техническими приемами «Весенний лес», «Веточка без листвы»
| Компоновка на листе. Характер линии. Штрих.
| 2
|
5
| Знакомство с техническими приемами. Деревья без листвы
| Воздушная перспектива. Характер линии
| 2
|
6
| Рисуем фрукты (2-3 предмета).
| Тоновая растяжка. Рефлекс. Мягкие материалы. Гуашью
Характер формы
| 2
|
7
| Натюрморт из 3-х предметов
| Компоновка на листе. Тон, рефлекс. Сквозное построение.
Последовательность работы: от общего к частному. Пропорции на глаз
| 4
|
II четверть – 14 час
№
| Тема (содержание)
| Задание
| Часы
|
1
| Зарисовка предметов быта (с натуры) ¼ листа
| Глиняный горшок, белый чайник.
Применение осей симметрии при построении.
Штрих и светотень.
Сквозное построение. Освещение верхнее боковое
| 4
|
2
| Зарисовка геометрических тел (цилиндр, шар) ¼ листа
| Компоновка на листе. Сквозное построение. Построение овалов. Светотень (рефлекс, полутон, тон).
Выработка штриха
| 4
|
3
| Зарисовка с натуры мелких предметов (пуговица, перо ручки, жук (из коллекции), кусок коры; очки, лампочка и т.д.) ¼ листа или детские игрушки
| Развиваем наблюдательность, анализ предмета, выявление штрихом, линией мелких деталей.
Штрих и светотень
| 2
|
4
| Наброски фигуры человека с натуры ¼ листа
| Пропорции фигуры человека. Отличие взрослой (мужской, женской и детской фигур).
Компоновка на листе набросков
| 4
|
III четверть – 20 часов
№
| Тема (содержание)
| Задание
| Часы
|
1
| Рисунок меховой шапки (с кожаным или из материи верхом) и одежной щетки (волосом вниз)
(Меховая игрушка)
| Компоновка на листе. Передача формы и материальности (фактуры) предметов.
Вырабатываем штрих.
Для всех постановок предварительные небольшие эскизы
| 4
|
2
| Рисунок группы предметов: круглое вертикально поставленное полено с воткнутым топором и расколотое полено, лежащее рядом, ¼ листа
| Компоновка в формате. Передача характера формы. Штрих, пятно, светотень (без фона)
| 4
|
3
| Зарисовка группы разных по форме, окраске и размеру овощей (баклажан, морковь, тыква, картофель, помидор и т.д.), ¼ листа
| Передача разнообразия характера и формы овощей. Тональный разбор. Падающие тени
| 6
|
4
| Короткие зарисовки с трех чучел мелких птичек (разные породы и размеры)
| Передача особенностей характера формы (из каких геометрических тел состоит птица). Оперение. Передача «живого» движения (как сидит, как смотрит)
| 2
|
5
| Контрольный натюрморт из предметов цилиндрической формы (конус, цилиндр, шар)
| Построение сквозное с осью симметрии. Круг в перспективе овал. Штрих светотень. Компоновка на листе
| 4
|
IV четверть – 16 часов
№
| Тема (содержание)
| Задание
| Часы
|
1
| Наброски. Вид из окна (зарисовки принести из дома)
| Мягкие материалы. Компоновка на листе. линия, штрих пятно. Настроение
| 4
|
2
| Сухой букет. Тушь, перо.
¼ листа (1/8 листа)
(гелевая ручка)
| Компоновка на листе. Зарисовка букета карандашом. Обобщение формы. Выявление мелких деталей на первом плане
| 6
|
3
| Контрольный итоговый натюрморт из 3-х предметов быта. Гладкие драпировки. Горшок, чашка, бидон и т.п.
| Компоновка на листе. Построение сквозное с применением оси симметрии. Штрих и светотень
| 6
|
итого: 68 часов.
2 класс
I четверть
№
| Тема (содержание)
| Задание
| Часы
|
1
| Рисунок букета (цветы, листья и гроздья рябины) или натюрморт из свежих овощей и фруктов.
Работа цветными карандашами
| Скомпоновать рисунок на листе. Передать характерную форму предметов.
Букет обобщить, выделяя мелкие детали на первом .
Штрихом передать объем овощей и фруктов
| 6
|
2
| Постановка из предметов, образованных вращения. Цилиндр, конус, шар
| Компоновка на листе. Сквозное рисование с использованием осей симметрии.
Конструктивное построение формы
| 6
|
3
| Рисование шара и цилиндра
| Конструктивное сквозное построение.
Разбор светотени (блик, полутон, тон, рефлекс).
Падающая тень.
Тональное соотношение предметов и фона
| 6
|
II четверть
№
| Тема (содержание)
| Задание
| Часы
|
1
| Выполнение набросков с натуры
| Работа мягкими материалами.
(Пропорции, движение)
| 3
|
2
| Контрольная постановка.
Натюрморт из предметов быта (цилиндрической и конусообразной формы)
| Компоновка на листе. Конструктивное объемно-пространственное построение.
Передача объема при помощи светотени.
Тональное отношение и предметов
| 8
|
3
| Работа мягкими материалами.
Букет в вазе (искусственные цветы)
(пастель, уголь)
| Обобщенное изображение букета.
Детализация, прорисовывание цветов, листьев на первом плане. Передача фактуры вазы, цветов, драпировок
| 2
|
III четверть –
№
| Тема (содержание)
| Задание
| Часы
|
1
| Натюрморт из предметов небольшой величины.
Материалы – тушь, перо, гелевая черная ручка
| Освоение новых графических материалов.
Техника штриха пером. Образное решение тематического натюрморта
| 10
|
2
| Прямоугольная и косоугольная перспектива.
Рис. квадрата в горизонтальной плоскости
| Перспектива, беседа.
Линия горизонта, точка схода, перспективное сокращение и т.д.
| 4
|
3
| Рисование куба в разных положениях
| Компоновка. Сквозное конструктивное построение.
Перспектива куба. Светотень, падающая тень (построение)
| 3
|
4
| Наброски фигуры человека
| Рисуем друг друга.
Стоящая и сидящая фигуры
| 4
|
IV четверть
№
| Тема (содержание)
| Задание
| Часы
|
1
| Рисунок двух прямоугольных брусков, положенных друг на друга
| Перспективное, конструктивное построение. Сквозное построение. Разбор светотени (легкий)
| 6
|
2
| Контрольная работа.
Натюрморт из 3-4-х предметов быта (в т.ч. прямоугольных).
Книга, брус, горшок, ваза и т.д.
| Выявление навыков и знаний, полученных в течение года.
Объемно-пространственная и тональная характеристика постановки.
Конструктивное построение, тональный разбор
| 10
|
итого: 68 часа
3 класс
I четверть
№
| Тема (содержание)
| Задание
| Часы
|
1
| Рисунок на конструктивное построение. постановка из 3-х предметов, образованных телами вращения (цилиндр, шар, конус)
| Компоновка на листе.
Анализ предметов (из каких геометрических тел состоят)
| 6
|
2
| Натюрморт из 2-3-х предметов быта. Предметы из различных материалов (дерево, стекло, глина)
| Построение формы и общий тональный разбор натюрморта
| 10
|
3
| Рисование сухого букета в вазе (веточки дерева, травы, цветы)
| Работа мягкими материалами. Передача обобщенного объема букета с выделением деталей на переднем плане
| 4
|
II четверть
№
| Тема (содержание)
| Задание
| Часы
|
1
| Наброски, зарисовки с фигуры человека
| Дети рисуют друг друга. Передача пропорций, движения
| 3
|
2
| Контрольная работа.
Постановка из 2-3-х предметов бытового характера из различных материалов (дерево, глина, стекло) и различной тональной окраски
| Выявление объема, формы предмета. Блик, полутон, тон, рефлекс – значение в передаче объема, штрих
| 12
|
III четверть
№
| Тема (содержание)
| Задание
| Часы
|
1
| Построение прямоугольных геометрических тел.
Квадрат, куб
| Фронтальная и косая перспектива. Построение сквозное
(светотень)
| 3
|
2
| Натюрморт из геометрических тел (прямоугольник, шар, цилиндр)
| Сквозное построение. Передача объема. Светотень
| 8
|
3
| Натюрморт из предметов призматической формы (коробка, книга, брусок).
Чучело птицы
| Построение. Компоновка на листе.
Передача объема мягкими материалами. Передача фактуры пера птицы
| 8
|
IV четверть
№
| Тема (содержание)
| Задание
| Часы
|
1
| Выполнение кратковременных зарисовок предметов различной формы (посуда, книги, банки из-под краски и т.д.)
| Рисование предметов в разных положениях, под различными углами. Наблюдение перспективных искажений в изображении формы предмета
| 3
|
2
| Контрольная годовая работа: натюрморт из 3-4-х предметов разной тональности и из разных материалов. Вводятся драпировки разной тональности
| Компоновка натюрморта на листе. Конструктивное построение предметов (сквозное). Передача светотенью объемно-пространственной характеристики.
Выявление навыков и знаний, полученных в течение года.
| 8
|
3
| Наброски фигуры человека в разных положениях (сидя, стоя)
| Рисуем друг друга.
Передача характера, пропорции, характер движения
| 3
|
итого: 68 часа
4 класс
I четверть
№
| Тема (содержание)
| Задание
| Часы
|
1
| Постановка из предметов, образованных телами в ращения (3-4 предмета)
| Задание на сквозное линейное построение перспективы круга (овал)
| 4
|
2
| Рисунок букета в вазе (уголь, пастель) (можно на тонированной бумаге)
| Работа мягкими материалами. Выявить объемы букета (обобщенно).
Выделить детали первого плана
| 4
|
3
| Натюрморт из 3-4-х предметов разной тональности и фактуры (от белого до черного)
| Компоновка, построение, передача объема и фактуры
| 4
|
4
| Упражнение: построение прямоугольных предметов в разных положениях, поворотах
| Повторение курса перспективного построения (фронтальная, косоугольная перспектива прямоугольных предметов)
| 3
|
5
| Быстрые зарисовки фигуры человека.
Наброски кратковременные
| Развитие зрительного восприятия, развитие навыков быстрого рисования, передача характера
| 4 |
II четверть
№
| Тема (содержание)
| Задание
| Часы
|
1
| Контрольная постановка: натюрморт из предметов быта (предметы прямоугольной формы)
| Компоновка на листе. Пространственный анализ постановки. Передача объема предметов, построение падающих теней.
Разноплановость натюрморта. Тональная характеристика натюрморта
| 6
|
2
| Рисунок чучела птицы
| Выполнение мягкими материалами. Анализ: из каких геометрических тел состоит чучело птицы. Передача объема, фактуры пера
| 4
|
3
| Еженедельное выполнение набросков и зарисовок с натуры
| Выполнение набросков в разных положениях. Наблюдение движения, динамики фигуры человека
| 4
|
III четверть
№
| Тема (содержание)
| Задание
| Часы
|
1
| Выполнение рисунка гипсовой розетки «Восьмилистник»
| Перспективное сквозное построение. Перспективные сокращения. Построение симметричного орнамента в косоугольной перспективе
| 8
|
2
| Натюрморт с гипсовой розеткой растительной формы. Сочетание с темным предметом + драпировки
| Передача тональных отношений от светлого к темному.
Выявление объема, передача пространства
| 10
|
3
| Наброски фигуры человека в интерьере
| Пропорциональные отношения фигуры человека и интерьера
| 3
|
IV четверть
№
| Тема (содержание)
| Задание
| Часы
|
1
| Наброски 2-3-х фигур человека в интерьере
| Продолжаем тему прошлых уроков.
Передача глубины пространства в интерьере. Фигуры располагаем на различном расстоянии друг от друга (глубина)
| 4
|
2
| Контрольная работа.
Натюрморт из предметов различной формы, расположенных на разной глубине натюрморта
| Компоновка, анализ постановки, разбор планов, характер взаимодействия предметов.
Суммирование знаний, полученных ранее
| 6
|
3
| Натюрморт «Настроение» (домашний цветок)
| Выбор материала – свободный. Пастель, цветные карандаши, перо, тушь.
Поиск эмоционального строя, отбор средств, обобщение, подчеркивание, характер линий и т.д.
| 4
|
Итого 68 часа
Итого : 272 часа
3 .Список методической литературы
1. Аксенов К. Рисунок: В помощь начинающему художнику-оформителю. М., 1987.
2. Барщ Л. Наброски и зарисовки. М., 1970.
3. Барщ А. Рисунок в средней художественной школе. М., 1957.
4. Беда Г Основы изобразительной грамоты: Рисунок, живопись, композиция. 2-е издание, переработанное и дополненное. М., 1981.
5. Вопросы художественного образования: Тематический сборник научных трудов. Вып. XI. J1., 1974.
6. Вопросы теории, истории и методики преподавания изобразительного искусства. Вып. II. Карачаевск, 1971.
7. Кондахчан Е. Методика преподавания рисунка в средней школе. 2-е издание. М., 1952.
8. Кузин В. Наброски и зарисовки: Пособие для учителей. М., 1970.
9. Кулебакин Г. Рисунок и основы композиции. М., 1978.
10. Медведев Л. Формирование графического художественного образа на занятиях по рисунку. М., 1986.
11. Радлов Н. Рисование с натуры. 3-е издание. Л., 1978.
12. ростовцев Н. Академический рисунок. 3-е издание, дополненное и прерабо-танное. М., 1995.
13. Ростовцев Н. Рисование с натуры. Л., 1962.
14. Ростовцев Н. Учебный рисунок. М,. 1976.
15. Ростовцев Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. М., 1983.
16. Ростовцев Н. Очерки по истории методов преподавания рисунка. М., 1983.
17. Ростовцев Н. Рисование головы человека. М., 1989.
18. Рисунок / Ред. А. Серова. М., 1975.
19. Секачева А., Чуйкина А., Пименова Л. Рисунок и живопись. М., 1983.
20. Смирнов Г. Рисование с натуры. М., 1960.
21. Сокольникова Н. Основы рисунка. Обнинск, 1996.
22. Соловев А., Смирнов Г., Алексеева Е. Учебный рисунок. М., 1953.
23. Учебный рисунок / Ред. В. Королева. М., 1981.
24. Чистяков П. Рисунок, живопись, композиция. М., 1953.
25. Школа изобразительного искусства. 3-е издание, исправленное и дополненное. Том II. М., 1988.