Методическая разработка открытого урока по дисциплине "Обществознание" Тема: «Мораль, категории морали»
методическая разработка на тему
Методическая разработка открытого урока по дисциплине "Обществознание" по теме: «Мораль, категории морали» поможет всем преподавателям при подготовке к уроку по данной тематике.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moral.kategorii_morali.docx | 34.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент внутренней и кадровой политики Белгородской области
областное государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
«Белгородский политехнический колледж»
Методическая разработка
открытого урока по дисциплине
ОУД.11 Обществознание (включая экономику и право)
Тема: «Мораль, категории морали»
Разработала: преподаватель обществознания
Рубец Наталья Александровна
Белгород, 2017 г.
Тема урока: «Мораль, категории морали»
Цели урока:
- Образовательные: создать условия для расширения у обучающихся представления о морали, её категориях, подвести обучающихся к осознанию важности соблюдения моральных норм, правил и последствий их нарушения.
- Развивающие: способствовать развитию умений анализировать различные тексты с позиций норм морали, свои поступки, поведение, участвовать в беседе, слушать своих товарищей по команде, работать с текстом, делать выводы, сравнивать, актуализировать ранее изученное, формировать у обучающихся умение приводить примеры из собственной жизненных ситуаций.
- Воспитательные: способствовать формированию у обучающихся нравственных качеств, потребности в хороших и добрых поступках, воспитывать уважение к моральным нормам.
Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний.
Вид урока: урок-размышление.
Обеспечить достижение обучающимися следующих результатов:
предметных: знать – значение понятий «мораль», категории морали, права, «золотое правило морали»; уметь - анализировать, обобщать, делать выводы, приводить примеры из личной жизни, жизни общества;
личностных: расширение представлений учащихся о регуляторах поведения человека и общества, формирование коммуникативной компетентности, освоение социальных норм, правил поведения;
метапредметных: умение отбирать информацию, формулировать мысль, представлять результаты учебной деятельности; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе
Методы обучения: проблемно-поисковый, иллюстративно-репродуктивный, решение ситуационных задач, сравнения, исследовательский, работы с текстом, кейс-технология.
Формы организации учебной работы: фронтальная, индивидуальная.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация, видеоматериал.
Ход урока:
- Организационный момент (приветствие присутствующих, проверка готовности обучающихся к уроку, проверить явку)
- Актуализация знаний
Слайд 1
- Крошка сын к отцу пришёл, и спросила кроха – Что такое «хорошо» и, что такое «плохо»? У меня секретов нет,- слушайте, детишки,- папы этого ответ
помещаю в книжке.
- Словами Владимира Маяковского начнём наш урок.
- Что такое «хорошо»? Что такое «плохо»?
- Ребята, предлагаю вашему вниманию видео притчу о «Двух волках»
Слайд 2
Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину.
— В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло — зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь...
Другой волк представляет добро — мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность...
Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:
— А какой волк в конце побеждает?
Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:
— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
- Из притчи, что ж такое «хорошо»? А что «плохо»?
- Кто это определяет? Кто оценит ваш поступок? (Общество, те, кто живёт рядом с вами)
- Оценка обществом ваших поступков – это и есть моральная оценка.
- Сегодня на уроке мы будем говорить о морали, её категориях.
И наша главная цель – Выяснить, нужна ли нам мораль сегодня, в 21 веке?
Слайд 3
- Тема сегодняшнего урока: «Мораль, категории морали»
III. Систематизация знаний и обобщение.
- Иногда мы задумываемся над вопросом о происхождении морали – откуда она? Это один из вечных вопросов, на него нет однозначного ответа. Говорят, что корни морали в самой природе, или в человеке, или в обществе. И очень многие уверены, что мораль от Бога. Тут уж каждый судит сам.
- Попытаемся определить время появления морали.
Факты.
- Ученик: За тринадцать веков до новой эры великий библейский моралист Моисей провозгласил бессмертные Десять Заповедей. И сегодня, спустя три с лишним тысячи лет, люди узнают о них, открыв Библию (священную книгу христиан).
- Какие вы знаете заповеди? (ответы учеников)
- Ученик: За шесть веков до нашей эры ученик спросил мудреца, каким словом можно руководствоваться всю жизнь. «Это слово «взаимность». Не делай другому того, чего себе не желаешь», - ответил мудрец. Это был Конфуций – китайский философ. Одним из первых он сформулировал великий принцип гуманизма – «золотое правило морали».
- Ученик: Начало нашей эры. Иисус Христос в своём учении провозгласил заповеди любви и милосердия (заповедь – наказ, наставление, правило поведения). Христианский идеал морали, который донесла до нас Библия, призывает преодолевать вражду, разлад в отношениях между людьми через любовь, но любовь особого рода – милосердную, умеющую прощать и сотрудничать.
Подумайте: насколько важна, актуальна сегодня, спустя тысячелетия, мораль любви, провозглашённая Христом?
- Мы поговорили об истории появления морали. Вот мы говорим: мораль, мораль…. А что это?
- Мораль - нравственные правила поведения, основанные на представлениях людей о хорошем и плохом, о добре и зле, о справедливости, долге, чести и совести и др.
- А сейчас давайте обведём на листах свою руку… В центре слово мораль. Напишите на каждом пальце какие слова, выражения, лично значимые ассоциации вызывает у вас это слово (добро и зло, совесть, долг, честь и честность, моральная ответственность )
- Ну и что у нас получилось? Какие слова вы написали?
Слайд 4
- А вот, что получилось у меня. Давайте обсудим слова-ассоциации.
Добро и зло.
- Добро и зло существует в каждом человеке (притча о двух волках). А человек уже рождается добрым или злым?
- Всё зло, совершаемое человеком, остаётся с ним, а добро возвращается ему.
- Мир сам по себе не приносит нам ни добра, ни зла. Он безразличен к человеку! Всё происходящее вокруг нас – всего лишь отражение наших собственных мыслей, чувств, желаний и поступков…
- Что не даст человеку совершить злой поступок, сделать плохо другому? (совесть)
- А что такое совесть? (внутренний суд человека над самим собой)
- Совесть- то, что помогает отличить добро от зла и поступать в соответствии с правилами морали.
- Послушайте:
- На уроке во время объяснения учителя, один из одноклассников, чтобы сорвать урок взорвал петарду. Учитель нервничает. Просит виновного признаться в содеянном проступке. Ты знаешь, кто это сделал, но боишься за последствия. Как поступить в такой ситуации?
- Ежедневно каждый человек принимает решения жизненно важные и не очень важные, при этом он руководствуется своей совестью, поступает так, как велит ему долг.
- «Долг» - ещё одно слово из нашей ладони ассоциаций.
- Что есть долг? (внутренне принимаемое (добровольное) обязательство)
- О каком долге идёт речь? (о моральном)
- Послушайте арабскую притчу «Долг».
Один плотник, сколько бы ни зарабатывал, довольствовался малым и делал мало расходов. Сосед однажды спросил его:
- Ты зарабатываешь много, но куда ты деваешь своё богатство? У тебя ничего особенного не видно.
- Одной частью своих заработков я расплачиваюсь с долгами, а другую часть отдаю в долг под проценты, - ответил мастер.
- Не может быть, чтобы у тебя были долги, и я не слышал, чтобы ты давал кому-нибудь в долг, - возразил сосед.
- Если я даю деньги родителям, то считаю, что я расплачиваюсь с долгами, а те деньги, что расходую на обучение и содержание своих детей, считаю, что отдаю в долг под проценты. Когда дети вырастут, а мы с женой состаримся, то разве не возвратят они нам долга? – сказал мастер.
- О чём идёт речь в данной притче? (о долге родителей перед детьми и детей перед родителями)
- Выполнив свой долг перед родителями, мы останемся честны перед самими собой, а это важно?
- Считаю, что важным качеством человека является честность. А вы как считаете?
- Важно ли для вас окружение из честных людей? (важно, на них можно положиться)
- Были ли в вашей жизни ситуации, когда близкий человек вас обманул?
- Как стали вы относиться после этого к нему?
- Вот мы с вами обсудили категории морали, ответьте на вопрос:
- Человек рождается с моралью?
- Откуда вы узнали моральные правила? (родители, семья в целом, школа)
- Если мы с вами будем нарушать моральные нормы поведения, что может последовать за этим? (осуждение общества)
- В тюрьму вас за это посадят? (нет)
- Ребята, другим регулятором жизни человека является право, правовые нормы.
- Что такое право?
Право - система общеобязательные правил поведения, установленных государством.
Подумайте над ситуациями:
- Катя доверила подруге важный секрет, а подруга Маша рассказала о нем всему классу – мораль - или право
- Вадим угнал автомобиль, он был задержан сотрудниками полиции (право).
- Артём нагрубил пожилому человеку (мораль)
- Николай украл телефон (право)
- Какая ответственность наступает за нарушение правовых норм - юридическая? А за нарушение моральных норм - моральная.
IV. Подведение итогов урока, выставление оценок.
- Мы продуктивно с вами поработали, поразмышляли над вопросами морали, нравственности, категориях морали. Главной целью урока было?
– Выяснить, нужна ли нам мораль сегодня, в 21 веке?
Слайд 5
- И сейчас я бы попросила вас проголосовать.
Звучит песня «Виноградную косточку…» (Окуджава)
Вывод. Мораль начинается там, где один человек заботится о другом. Мораль созидательна: она строит мир, соединяет людей. Жить надо, не нарушая норм морали.
Вы сегодня работали очень хорошо, аргументировано отвечали на поставленные вопросы и заслуживаете оценки «отлично». Но помните, что окончательную оценку вам поставит сама жизнь. Старайтесь всегда в любой ситуации руководствоваться «золотым правилом», которое гласит:
(хором)
Не делай другому того, чего себе не желаешь!
Слайд 6
V. Домашнее задание: § 2.4 с.180-186 найти поговорки, пословицы, высказывания по теме.
При наличии времени
Просмотр видео «Рубаи Омара Хайяма Мудрость Востока»
Ответьте «да» или «нет» на каждую позицию теста.
Сумеешь ли ты: 1) пожертвовать своим временем, чтобы помочь тому, кто нуждается в помощи; 2) честно признаться и извиниться, если совершил дурной поступок; 3) простить своего обидчика; 4) оторваться от телевизора, если нужно заняться делом; 5) защитить несправедливо обиженного или более слабого; 6) сдержать слово, если обещал; 7) выполнить поручение, если даже столкнулся с трудностями?
(Если ответишь «да» три раза, ты – приличный человек, если пять – ты очень приличный человек, а если семь – ты ангел!)
Список использованной литературы и интернет-источников:
1) Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно - научного, гуманитарного профилей: учебник. – М., Издательский центр "Академия", 2016.- 528 С.
2) Педагогические мастерские Франция — Россия. / Под ред. Э.С. Соколовой. - М.: Новая школа, 1997 г.
3) как учить не уча. / Окунев А.А.-СПб: Питер Пресс, 1996 г.
4) http://festival.1september.ru
6) https://yandex.ru/video/search?text=притча о двух волках в человеке
7) https://yandex.ru/video/search?text=притча мудрость востока Омара Хайяма
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока химии по теме: "Почва и её свойства"
Современный этап развития общества требует новых подходов к организации хозяйствования на земле, а, следовательно, и к содержанию обучения в профессиональных образовательных учреждениях, готовящих в...
Методическая разработка урока химии по теме "Белки"
Методическая разработка урока химии по теме "Белки"...
Методическая разработка урока математики на тему "Числа от 1 до 10"
Урок-путешествие по математическим планетам...
Методическая разработка урока-игры по теме: "Обобщение по теме технология приготовления супов"
Урок предназначен для профессии СПО "повар, кондитер" по МДК.03.01. Технология приготовления супов и соусов ПМ.03.Приготовление супов и соусов. Составлен урок в форме деловой игры с применением электр...
методическая разработка урока по электротехнике. Тема:"Электроизмерительные приборы (зачет по теме).
Урок разработан с применением групповых форм работы, что обеспечивает развитие навыков работы в коллективе, воспитание чувства ответственности, стимулирование мыслительных операций: логическое мышлени...
Методические материалы к уроку Эстетики по теме "Базовые категории эстетики"
Методические материалы (презентация) к уроку Эстетики в организациях СПО по теме "Базовые категории эстетики" методиста, преподавателя Тетачко С.И....
Методическая разработка урока теоретического обучения.Тема программы. Тема 1.2.Моделирование и композиция причесок 2. Тема урока. Компоненты: форма и силуэт
Пояснительная записка к уроку по теме «Компоненты композиции: форма и силуэт» . Данная презентация может быть использована в качестве наглядного пособия при изучении темы «Компо...