Методические материалы к уроку Эстетики по теме "Базовые категории эстетики"
презентация к уроку
Методические материалы (презентация) к уроку Эстетики в организациях СПО по теме "Базовые категории эстетики" методиста, преподавателя Тетачко С.И.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bazovye_kategorii_estetiki_prekrasnoe_i_dr.ppt | 216.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ПРЕКРАСНОЕ Наиболее общая категория эстетики , которая наиболее полно характеризует традиционные эстетические ценности В истории прекрасное отождествляется с гармонией У Платона понимание красоты имеет возвышенный характер. Учение об эйдосах – идеях как вечных образцах прекрасного. Первая ступень – чувственная тяга к прекрасному, импульс. Вторая ступень – уровень духовной красоты человека. Третья ступень – наука и искусство, которые воплощают знания о прекрасном. Четвертый уровень – высшая сфера мудрости – благо. У Плотина чем выше уровень бытия, тем выше степень красоты. Высшая ступень – непостигаемая красота, она от Бога. Следующая ступень – красота, постигаемая душой человека. Низшая ступень – чувственно постигаемая, видимая красота мира и произведений искусства. Партристическая эстетика – идеальной считает красоту мира и человека, а к реальной чувственной красоте относится как к греховной. Средневековые мыслители считали красоту, с одной стороны как объективное сияние Бога, с другой стороны – прекрасное определяется через отношение человека к красоте.
ПРЕКРАСНОЕ Гуманисты итальянского Ренессанса поставили в центре понятия прекрасного красоту искусства и творчества. Прекрасное в эпоху Просвещения мыслители определяли как стремление к красоте человека, вооруженного интеллектом и эмоциями. Иммануил Кант объединил категория прекрасного с понятием вкуса. Фридрих Шиллер различал красоту в идеях и красоту в опыте человечества. Гегель считал прекрасное бесконечным и свободным, и оно составляет основу искусства в качестве идеала Представители формальной эстетики (И.Ф, Гербарт) считали, что красота заключается в формальных законах организации объекта – ритме, пропорциях, цветовых отношениях, законах композиции, звуков. Представители «общественнической» концепции прекрасного (Н.Г. Чернышевский, Ю.Б.Борев) считали, что красота есть сугубо социальный феномен. Например, Чернышевский выделил три типа женской красоты – сельская, купеческая и светская красавицы. Природники (Демокрит, Аристотель, Леонардо да Винчи, Д.Дидро) утверждали, что красота первична, человек еще не появился на земле, а красота природы уже была. Красота рождается независимо от вкусов, типов культур, опыта человечества.
В приведенной ниже таблице обозначены основные свойства, доминанты прекрасного и характеристики безобразного по онтологическим и гносеологическим основаниям. Прекрасное Безобразное Онтологические основания гармония дисгармония ритмичность аритмичность пропорциональность несоразмерность упорядоченность хаос симметрия асимметрия Гносеологические основания целесообразность бесцельность незаинтересованность заинтересованность бескорыстие выгода наслаждение отвращение свобода зависимость идеал отрицание идеала В приведенной ниже таблице обозначены основные свойства, доминанты прекрасного и характеристики безобразного по онтологическим и гносеологическим основаниям. Прекрасное Безобразное Онтологические основания гармония дисгармония ритмичность аритмичность пропорциональность несоразмерность упорядоченность хаос симметрия асимметрия Гносеологические основания целесообразность бесцельность незаинтересованность заинтересованность бескорыстие выгода наслаждение отвращение свобода зависимость идеал отрицание идеала В приведенной ниже таблице обозначены основные свойства, доминанты прекрасного и характеристики безобразного по онтологическим и гносеологическим основаниям. Прекрасное Безобразное Онтологические основания гармония дисгармония ритмичность аритмичность пропорциональность несоразмерность упорядоченность хаос симметрия асимметрия Гносеологические основания целесообразность бесцельность незаинтересованность заинтересованность бескорыстие выгода наслаждение отвращение свобода зависимость идеал отрицание идеала О ПРЕКРАСНОМ В ИСКУССТВЕ Панаотис Михелис (1898 – 1976) – профессор Афинского университета, крупный эстетик и искусствовед, исследователь византийского искусства. Особенно ценно, что П. Михелис изучал византийское искусство в контексте общекультурного исторического процесса и эстетического сознания. Особенно удачно он применял эстетические категории к объяснению конкретных художественных явлений в культуре Востока и Европы, Византии и античной Греции. Эстетический подход к истории искусства указывает на прямую связь между философией истории искусства и эстетикой. И если мы хотим добраться до основных принципов эстетического подхода, надо рассмотреть четыре вопроса: Что периодически выражает искусство? Как оно выражает? Кто выражает искусство? Почему искусство выражает так, а не иначе? В приведенной ниже таблице обозначены основные свойства, доминанты прекрасного и характеристики безобразного по онтологическим и гносеологическим основаниям. Прекрасное Безобразное Онтологические основания гармония дисгармония ритмичность аритмичность пропорциональность несоразмерность упорядоченность хаос симметрия асимметрия Гносеологические основания целесообразность бесцельность незаинтересованность заинтересованность бескорыстие выгода наслаждение отвращение свобода зависимость идеал отрицание идеала
ВОЗВЫШЕННОЕ Это категория эстетики , которая характеризует эстетическую ценность предметов и явлений, которые обладают большой положительной значимостью, но в силу колоссальной мощи и масштабов не могут сразу быть освоены обществом, личностью, и таят в себе огромные потенциальные силы. Впервые возвышенное было осмыслено в античной эстетике как фигура риторики, один из главных приемов художественной организации речи. В Средневековом искусстве возвышенное лишается героизма, и становится религиозным. Возвышенное в богослужении, в мистических практиках монахов, в их аскетизме, в иконописи. Бог вызывает чувство возвышенного (ужас, восторг, трепет, радость). В эпоху Возрождения возвышенное находят в образе человека – гуманизм. В классической эстетике Бёрк считает, что прекрасное и возвышенное имеют противоположную природу – прекрасное основано на чувстве удовольствия, а возвышенное на чувстве неудовольствия. Иммануил Кант различал два вида возвышенного: математическое – определяется величиной объекта, и динамическое – определяется силами природы Шиллер и Шеллинг сближали категории возвышенного и трагического. Вместе с возвышенным выделяли ВЕЛИКОЕ. Гегель считал, что возвышенное воплощено искусстве – святое искусство
ВОЗВЫШЕННОЕ Возвышенное в природе – величественные явления природы, от созерцания которых человек приходит в восторг. Возвышенное в искусстве – отражается в масштабных пафосных, монументальных формах средствами художественной выразительности. Возвышенное в обществе – героизм, самопожертвование. Сегодня человек покоряет природу, и то, что ранее было возвышенным, становится прекрасным. Антиподом возвышенного считается низменное. Низменное имеет отношение не сколько к эстетике, сколько к этике. Низменное - эстетическая категория, противоположная возвышенному. Прежде всего, характеризует внутреннее состояние человека, явление, которое несет ужасную угрозу для всего человечества Пафос (греч. πάθος - страдание, страсть, возбуждение, воодушевление) – категория, включающая в себя воодушевление автора, наличие эмоционального «заряда» в произведении искусства и ответную сильную эмоциональную реакцию публики. Категория впервые была полно разработана Аристотелем.
ТРАГИЧЕСКОЕ Эта категория имеет совей объективной основой страдание и гибель человека . Трагическое – сфера осмысления всемирно-исторических противоречий, поиски выхода для человечества. Трагическое как эстетическая категория относится только к искусству , в отличие от других эстетически категорий – прекрасного, возвышенного, комического – которые встречаются как в искусстве, так и жизни. Трагическое в жизни не имеет отношения к эстетике. Трагедия жизни и сознании человека – это экзистенциальный опыт . Ужасное - эстетическая категория, которая обозначает уничтожение, гибель без всякой веры в светлое будущее В истории эстетики концепция трагического сформировалась на основе трагедии как жанра драматического искусства в эпоху античности (античный театр). Аристотель считал, что трагедия – это не подражание, а действие и жизнь в счастии и несчастии. Трагедия переживает свое возрождение в эпоху классицизма французскими драматургами. В основе трагического лежит трагический конфликт . Воздействие трагического на человека Аристотель называл катарсисом. Содержание трагического в искусстве менялось с течением времени. В античной трагедии – это противоречие между государством, властью и человеком. В трагедии Средневековья – конфликт страсти и долга. В трагедии эпохи Просвещения – конфликт свободы и необходимости. Существует эстетический закон трагедийных произведений: трагедия – гибель – праздник.
КОМИЧЕСКОЕ Комическое обозначает самые разнообразные явления, способные вызвать смех Категорией комического в эстетике обозначается специфическая сфера эстетического опыта, в которой на интеллектуально-игровой основе осуществляется отрицание, разоблачение, осуждение обыденной действительности (характера, поведения, действия). Комическое – это социокультурная реальность. Человек – единственное существо, которое может смеяться и вызывать смех. Объектом комического является общезначимое и общедоступное смешное. Наиболее полно комическое реализуется в тех видах и жанрах искусства , которые более полно могут изобразить обыденную жизнь – литература, театр, драматургия, кино, изобразительное искусство. История эстетической теории комического восходит к античности . Платон отметил важное свойство комического – оно всегда должно казаться новым (древнегреческие комедии – Аристофан). Христианство негативно относилось к комическому и смеху. Комическое сохраняется только в народной культуре – карнавалы, игры, песни, анекдоты. В эпоху Просвещения интерес к комическому возродил театр – Ж.Б.Мольер. Имануил Кант определил принцип комического – неожиданную разрядку искусственно созданного напряжения ожидания. Гегель отличал комическое от смешного. Смешное – глупость и нелепость, а комическое – некая доброжелательность, стремление к снятию ложной реальности
ВИДЫ КОМИЧЕСКОГО Виды комического – это сатира, юмор, остроумие, ирония . Сатира – это некоторое литературное произведение, обличающее при помощи комического отрицательные явления жизни человека, «наказание смехом». Сарказм – язвительная насмешка – аналог сатиры в самом высказывании (эпиграф, афоризм). Юмор – выражается в доброжелательности, незлобивом смехе, для юмора характерно снисхождение, примирение. Остроумие – одна из важнейших разновидностей комического. Для него необходимо высокое развитие интеллекта, широта взглядов, смелость мышления человека. Основу остроумия составляет мгновенное переворачивание смысла в речи – игры со смыслом. Ирония состоит не в открытом переворачивании смысла, а в двусмысленности, подтексте. В риторике иронией обозначают фигуру речи, в которой буквальный смысл противопоставлен скрытому – похвала сказан таким образом, что в ней ощущается порицание или насмешка. Гротеск – чрезмерное преувеличение или заострение отдельных сторон эстетического предмета, которое ведет к комическому. Гротеск это один их художественных приемов в искусстве. Комедийное имеет свою историю . В первобытном обществе – бранно-пародийные образы богов. В античности – комедийные театры и празднества, народные гуляния в честь Бога Диониса. В средние века – народный смех, шутовство, карнавалы. В эпоху Просвещения – сатирическая литература и драматургия. В 19-20 вв. – сатира критического реализма в литратуре и драматургии.
БЕЗОБРАЗНОЕ В эстетике безобразное – антипод прекрасному . Безобразное связано с эстетической антиценностью, негативными эмоциями, неудовольствием, отвращением. Безобразное в искусстве впервые осмыслил Аристотель. Произведение искусства всегда прекрасно, а предмет искусства может быть как прекрасным, так и безобразным. В христианской эстетике безобразное в природе и человеке – следствие грехопадения и отвержения от Бога. В эпоху Классицизма безобразие рассматривали как противоположность прекрасному и выводили за пределы эстетического. В эпоху Романтизма безобразное имело место быть как антитеза прекрасному в искусстве. И.К. Розенкранц разработал «Эстетику безобразного» - безобразное в природе, духовно безобразное и безобразное в искусстве. Он выделил три основных вида безобразного – бесформенность, неправильность или ошибочность, и дефигурация или уродство.
Задание 1 Вставьте пропущенное слово и определите вид пафоса «…При бодром духе тело Чувствительно. Но у меня в груди Все вытеснено вон душевной бурей. Одно томит, одно я сознаю, Одно: дочернюю неблагодарность!.. … Вот тебе урок, **** надменный! Стань на место бедных, Почувствуй то, что чувствуют они, И дай им часть от своего избытка В знак высшей справедливости небес…»
Какие эстетические категории выражены в картине И. Босха?
Задание 3 Я больше не уйду; здесь, здесь останусь, С могильными червями, что отныне — Прислужники твои. О, здесь себе Найду покой, навеки нерушимый; Стряхну я иго несчастливых звезд С моей усталой плоти! — Ну, взгляните — В последний раз, глаза мои! Вы, руки, В последний раз объятия раскройте! А вы, мои уста, врата дыханья, — Священным поцелуем закрепите Союз бессрочный со скупою смертью! Назовите автора произведения «Ромео и Джульетта?» В чем суть трагедии?
Задание 4 Как Вы понимаете следующее выражение… «Чуждайтесь низкого – оно всегда уродливо» Раскройте суть следующих понятий. К каким эстетическим категориям их можно отнести? - Фантастическое - Чудесное - Героическое
Задание 5 Проанализируйте высказывание Вольтера «…Не следует смеяться ни над очень хорошими, ни над очень плохими; смеяться надлежит над людьми, которые, будучи посредственностями, мнят себя гениями и заносятся чересчур высоко».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические материалы к урокам
Презентации к урокам (в том числе в дистанционном формате), онлайн-лекции, задания, методические рекомендации для студентов...
Методические материалы к урокам
Презентации к урокам...
Методические материалы к уроку обществознания по теме "Религия и религиозные организации"
Методические материалы (технологическая карта) к уроку обществознания в организациях СПО по теме "Религия и религиозные организации"...
Методические материалы к уроку по теме "Теория цвета"
Методические материалы (презентация) к уроку Цветоведения по теме "Теория цвета" методиста, преподавателя Тетачко С.И. в рамках содержания дисциплины "Спецрисунок и художественная...
Методические материалы к уроку Эстетики по теме "Античная эстетика"
Методические материалы (лекция и презентация) к уроку Эстетики в организациях СПО по теме "Античная эстетика"...
Методические материалы к уроку Эстетики по теме "Эстетика Средневековья"
Методические материалы (лекция) к уроку Эстетики в организациях СПО по теме "Эстетика Средневековья"...
Методические материалы к урокам
Методические материалы к урокам1. Практическая работа МДК.06.022. Презентация ПМ.05 Предоставление экскурсионных услуг по теме "Основные понятия и классификация услуг" 3.Презентация по ...