Методическое сопровождение внедрения программ СПО по новым ФГОС
методическая разработка на тему
Данная работа включает 54 стр., количество иллюстраций 2, таблиц 3, приложений 2, количество частей работы 1, количество использованных источников 7.
Перечень ключевых слов:
СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ,
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ,
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ,
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ,
ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ ЭКЗАМЕН,
УКРУПНЕННАЯ ГРУППА ПРОФЕССИЙ,
АПРОБАЦИЯ, АВТОНОМНАЯ ОЦЕНКА, КОМПЛЕКСНОЕ ОЦЕНИВАНИЕ
Объект исследования: мероприятия, направленные на методическое обеспечение процессов внедрения ФГОС по ТОП-50.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методическое сопровождение. | 207.55 КБ |
Предварительный просмотр:
«МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ВНЕДРЕНИЯ ПРОГРАММ СПО ПО НОВЫМ ФГОС СПО ТОП-50 ПО ДИСЦИПЛИНЕ АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК»
2017
РЕФЕРАТ
Данная работа включает 54 стр., количество иллюстраций 2, таблиц 3, приложений 2, количество частей работы 1, количество использованных источников 7.
Перечень ключевых слов:
СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ,
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ,
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ,
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ,
ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ ЭКЗАМЕН,
УКРУПНЕННАЯ ГРУППА ПРОФЕССИЙ,
АПРОБАЦИЯ, АВТОНОМНАЯ ОЦЕНКА, КОМПЛЕКСНОЕ ОЦЕНИВАНИЕ
Объект исследования: мероприятия, направленные на методическое обеспечение процессов внедрения ФГОС по ТОП-50.
Цель работы; определение основных направлений развития Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Московской области «Луховицкий аграрно-промышленный техникум», реализующего программы СПО и участия в мероприятиях для внедрения ФГОС по ТОП-50 на примере программы профессии 43.01.09 Повар, кондитер.
Результаты работы: разработка учебно-методических материалов для нового ФГОС по ТОП-50
Область применения: будет полезна для участников обеспечения методического сопровождения внедрения ФГОС по ТОП-50 на уровне ГБПОУ МО «Луховицкий аграрно-промышленный техникум».
Экономическая значимость работы: работа позволит использовать имеющиеся в учреждении ресурсы для эффективного внедрения новых ФГОС и обеспечения качества профессионального образования в соответствии с международными стандартами и передовыми технологиями.
Содержание
Введение Направления развития образовательной организации по внедрению ФГОС по ТОП-50 Какие профессии и специальности из ТОП-50 востребованы на региональном рынке труда, Какие программы, родственные ТОП-50, реализуются в Вашей образовательной организации. Есть ли у организации опыт участия в ДЭ или конкурсах профессионального мастерства. Чего не хватает в программах для успешности участия в данных мероприятиях. | 4 | |
Раздел 1. | Нормативно-правовые основы регионального развития системы среднего профессионального образования в условиях модернизации СПО Какими документами федерального уровня регулируются модернизационные процессы,планируемые в образовательной организации (на федеральном и региональном уровне) | 7 |
Раздел 2. | Формирование структуры и содержания программ по ТОП-50 на примере профессии/специальности______________________ Организация процесса формирования содержания программ ФГОС по ТОП-50, Формирование структуры программы СПО по профессии/специальности для образовательной организации с учетом вариативной части Порядок разработки учебного плана, программ дисциплины, программы модуля | 18 |
Раздел 3 | Разработка оценочных процедур для промежуточной и/или итоговой аттестации по новым, перспективным и наиболее востребованным профессиям и специальностям СПО Анализ соответствия технического задания компетенции WS и ФГОС СПО по профессии (специальности) в отношении оцениваемого содержания (освоения профессиональных компетенций и основных видов деятельности) для целей проведения ГИА. Разработка требований к проведению промежуточной и итоговой аттестации, разработка примера контрольно-измерительных материалов для промежуточной аттестации. Разработки оценочных средств. Основные мероприятия по организации оценочных процедур по программам СПО для новых ФГОС. Анализ их особенностей. | 22 |
Раздел 4 | Обоснование условий создания современной образовательной среды для обеспечения новых, наиболее востребованных и перспективных профессий и специальностей Мероприятия по ресурсному обеспечению программ по ФГОС на ТОП-50. Прим еры описания условий реализации программы на примере одной из профессий (специальностей) | 34 |
Заключение Основные перспективы развития образовательной организации | 38 | |
Список используемых источников | 40 | |
ПРИЛОЖЕНИЯ Фрагмент учебного плана Фрагмент программы учебной дисциплины/профессионального модуля | 41 46 |
ВВЕДЕНИЕ
В российской образовательной политике начала XXI века закончился период преимущественного антикризисного приспособления организаций профессионального образования к новым социально-экономическим реалиям и наступил этап достаточно продуманного управления изменениями.
Базовое условие развития экономики – это высокоподготовленный и квалифицированный рабочий класс. Но именно система подготовки рабочих кадров и специалистов среднего звена претерпела в новейшей истории России наиболее кардинальные изменения. К ним следует отнести законодательное закрепление отказа от уровня «начального профессионального образования», введение понятий «профессиональное обучение и подготовка», передачу учреждений СПО на региональный уровень и их оптимизацию, серьезные меры, направленные на переориентацию данного уровня образования на запросы работодателей, формирование новой инфраструктуры и т.д.
Во исполнение подпункта 8 пункта 1 перечня поручений по реализации Послания Президента Федеральному Собранию от 4 декабря 2014 г. (от 5 декабря 2014 г. № Пр-2821) распоряжением Правительства Российской Федерации утвержден комплекс мер по созданию условий для осуществления подготовки кадров по наиболее востребованным и перспективным профессиям и специальностям в соответствии с лучшими зарубежными стандартами и передовыми технологиями к 2020 году в половине профессиональных образовательных организаций.
В рамках реализации указанного комплекса мер должны быть реализованы в 2016-2017 первоочередные мероприятия по обеспечению в субъектах Российской Федерации подготовки кадров по наиболее востребованным и перспективным специальностям и рабочим профессиям (ТОП-50) в соответствии с международными стандартами и передовыми технологиями.
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации № 831 от 2 ноября 2015 г. утвержден список 50 наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, требующих среднего профессионального образования (ТОП-50).
Приказ продолжает реализацию комплекса мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования. Одним из целевых показателей стала подготовка кадров по 50 наиболее востребованным и перспективным профессиям в соответствии лучшими зарубежными стандартами и передовыми технологиями к 2020 году в половине профессиональных образовательных организаций страны.
В настоящее время утверждены новые ФГОС СПО по профессиям и специальностям ФГОС СПО по ТОП-50.
Согласно комплексу мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования с 1 сентября 2017 года Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Луховицкий аграрно-промышленный техникум» начнёт подготовку по новым ФГОС СПО по ТОП 50 по 4 профессиям, одна из которых представлена в итоговой работе «Методическое сопровождение внедрения программы СПО по новому ФГОС СПО ТОП-50 на примере программы профессии 43.01.09 Повар, кондитер». Профессия не является новой для образовательного учреждения. По действующим ФГОС профессия 19.01.17 Повар, кондитер является родственной профессии позиции 17. Повар, кондитер по ТОП-50 и ФГОС СПО 43.01.09 Повар, кондитер.
Актуальность темы: «Методическое сопровождение внедрения программы СПО по новому ФГОС СПО ТОП-50 укрупненной группы профессий 43.00.00 Сервис и туризм на примере программы профессии 43.01.09 Повар, кондитер» в том, что работа позволит использовать имеющиеся в учреждении ресурсы для эффективного внедрения новых ФГОС и обеспечения качества профессионального образования в соответствии с международными стандартами и передовыми технологиями.
Преимущества, которые получает техникум от внедрения этой профессии:
1.Позитивный имидж в социуме.
2.Высокая квалификация персонала.
3.Использование площадей и ресурсов предприятий-партнеров: ОАО «Новые аграрные технологии», ОАО «Луховицкая зерновая компания»,ФГУП Пойма Россельхозакадемии, ТТР Технологии тепличного роста.
4.Спрос на данную профессию, повышение привлекательности программ СПО через профориентацию, планирование карьеры.
5. Востребованность выпускников техникума.
Направления техникума по внедрению программы СПО по новому ФГОС СПО ТОП-50 укрупненной группы профессии 43.01.09 Повар, кондитер:
обеспечить подготовку квалифицированных кадров в соответствии с комплексом мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования, на 2016- 2019годы;
провести обновление содержания программы среднего профессионального образования по профессии в соответствии с требованиями профессиональных сообществ/субъектов социально-трудовой сферы;
внедрить в техникуме реализацию ФГОС СПО по ТОП- 50,инновационные технику и производственные технологии, соответствующие среднесрочным перспективам развития предприятий региона, а также современные формы, методы и педагогические технологии.
повысить степень удовлетворенности работодателей и потребителей образовательных услуг доступностью и качеством среднего профессионального образования в соответствии со Стратегией социально- экономического развития Московской области.
Раздел 1.Нормативно-правовые основы развития системы
среднего профессионального образования
в условиях модернизации СПО
Нормативная база СПО федерального уровня:
1. Конституция Российской Федерации.
2. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. От 03.07.2016) «Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2016).
Основное положение: ст.11,ч.7 Формирование требований федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования к результатам освоения основных образовательных программ профессионального образования в части профессиональной компетенции осуществляется на основе соответствующих профессиональных стандартов (при наличии).
3. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. №1662-р (ред. от 08.08.2009)).
4. Указ Президента Российской Федерации от 7 июля 2011 г. № 899 (ред. от 16.12.2015) «Об утверждении приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и перечня критических технологий Российской Федерации»
5. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. № 2227-р).
6. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки».
Стратегия развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в Российской Федерации на период до 2020 года (одобрена Коллегией Минобрнауки России (протокол от 18 июля 2013 г. № ПК-5вн).
7. Правила разработки, утверждения Федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений, утвержденные постановлением Правительства РФ от 5 августа 2013 г. №661 с изменениями от 12 сентября 2014 г. № 928.
8. Приказ Минобрнауки России от 14 июня 2013 г. № 464 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования» с изменениями.
9. Приказ Минобрнауки России от 16 августа 2013 г. № 968 «Об утверждении Порядка проведения ГИА по образовательным программам среднего профессионального образования».
10. Приказ Минобрнауки России от 28 мая 2014 г. № 594 «Об утверждении Порядка разработки примерных основных образовательных программ, проведения их экспертизы и ведения реестра примерных основных образовательных программ».
11. Перечень поручений по реализации Посланий Президента РФ Федеральному Собранию Российской Федерации от 04.12.2014 г. № пр-2821.
Основное положение: п.8 Осуществление подготовки кадров по 50 наиболее востребованным и перспективным профессиям и специальностям в соответствии с лучшими зарубежными стандартами и передовыми технологиями к 2020 году в половине профессиональных образовательных организаций.
12. Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2015 N 497.
13. Приказ Минобрнауки России от 16 июля 2015 г. № 722 «О предоставлении права ведения реестра примерных основных образовательных программ в части образовательных программ среднего профессионального образования».
14. Приказ Минобрнауки России от 16 июля 2015 г. № 726 «Об утверждении Типового положения об УМО в системе СПО».
15. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 03.03.2015 N 349-р «Об утверждении комплекса мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования, на 2015 - 2020 годы».
Основное положение: Раздел 1, п.3. Актуализация и утверждение федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования по 50 наиболее востребованным и перспективным профессиям и специальностям с учетом требований профессиональных стандартов.
16. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 5 марта 2015 г. № 366-р «Об утверждении плана мероприятий, направленных на популяризацию рабочих и инженерных профессий».
17. Приказ Минтруда России №831 от 2 ноября 2015 г. «Об утверждении списка 50 наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, требующих среднего профессионального образования».
Основное положение: список перспективных профессий и специальностей, требующих СПО, востребованных на рынке труда, с выделением 50 наиболее востребованных.
Региональные нормативные документы:
1. Стратегия социально-экономического развития Московской области на период до 2020 года.
2. Государственная программа Московской области «Развитие образования Московской области» на 2017-2025 годы, утвержденная постановлением Правительства Московской области
3. Постановление Правительства Московской области от 27.06.2017 № 514/22 «О внесении изменений в государственную программу Московской области «Образование Подмосковья» на 2017-2025 годы»
4. Приказ Министерства образования Московской области «Об организационно-методическом и информационном сопровождении внедрения и реализации ФГОС по ТОП-50 в профессиональных образовательных организациях Московской области».
Основные особенности нового ФГОС СПО: введен новый состав универсальных компетенций (вместо общих компетенций); повышена академическая свобода образовательных учреждений в части формирования структуры и содержания образования; введены зачетные единицы; введена новая форма итоговой аттестации – демонстрационный экзамен; введены дополнительные требования к опыту практической деятельности педагогических работников.
Сложности, связанные с реализацией нового ФГОС СПО по ТОП-50:
▪Существующие противоречия в действующей нормативно-правовой базе с требованиями ФГОС ТОП -50.
▪Отсутствие экспертизы примерных ОПОП и примерных программ дисциплин, модулей.
▪Отсутствие консультаций по вопросу разработки ОПОП в соответствии с требованиями ФГОС ТОП-50.
▪Отсутствие четких рекомендаций по организации образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС ТОП-50 (самостоятельная работа обучающихся, промежуточная и итоговая аттестация в форме демонстрационного экзамена и пр.)
Основные направления поэтапного внедрения ФГОС по ТОП-50
в ГБПОУ МО «Луховицкий аграрно-промышленный техникум»
1. ЭТАП ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ | ||
Наименование мероприятия | Сроки выполнения | Ответственные исполнители |
1.1.Определение профессий и специальностей по профилю реализации программ СПО в техникуме для внедрения новых ФГОС СПО по ТОП-50 | Ноябрь 2016 | Директор, Зам.директора |
1.2.Обучение руководящих и педагогических кадров для создания условий внедрения ФГОС СПО по ТОП-50 | Январь 2017 - сентябрь 2017 | |
1.3.Создание веб-страницы «Внедрение ФГОС по ТОП-50» на главной странице официального сайта техникума | Март 2017 | Инженер программного обеспечения |
1.4.Участие в совещаниях, семинарах с руководящими работниками по проблемам «Особенности организации образовательного процесса в условиях перехода системы СПО на ФГОС СПО по ТОП-50 и внедрения элементов дуального обучения» | Октябрь 2016 -декабрь 2017 | Администрация техникума |
1.5. Лицензирование образовательной деятельности по программам 4 профессий по ФГОС ТОП-50, в том числе профессии 43.01.09 Повар, кондитер | Март-июнь 2017 | Зам. директора, методист |
2. ЭТАП ПРОЕКТНО-ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ | ||
2.1. Проведение методического и педагогического советов «О системе прогнозирования потребностей экономики в квалифицированных кадрах» | Февраль 2017 | Администрация техникума |
2.2. Подготовка пакета документов для участия в конкурсе по распределению контрольных цифр приема | Февраль-июнь 2017 | Зам.директора |
2.3.Обучение разработчиков образовательных программ СПО и управленческого персонала техникума на вебинарах | Декабрь 2016. Январь-июнь 2017. | Методист, педколлектив |
2.4.Создание локальной нормативной базы сетевого взаимодействия при реализации образовательных программ в соответствии с ФГОС СПО поТОП- 50 | Январь-июнь 2017 | Зам.директора, методист |
2.5.Разработка ОПОП, фонда оценочных средств, экспертиза и согласование с работодателями | Февраль-май 2017 | Рабочая группа |
2.6. Заключение договоров с предприятиями и организациями на целевую подготовку кадров, на сетевую форму образования | Февраль-май 2017 | Зам.директора, ст. мастер, мастера п/о |
3. ЭТАП ВНЕДРЕНЧЕСКИЙ | ||
3.1. Создание условий и ресурсов для внедрения программы по ТОП-50: 43.01.09 Повар, кондитер | Январь-сентябрь 2017 | Администрация техникума, педколлектив |
3.2. Уточнение КЦП под новые ФГОС СПО по ТОП-50 по двум профессиям | Июль-август 2017 | Директор |
3.3.Разработка и утверждение рабочего плана, календарного графика, основных образовательных программ в соответствии с ФГОС СПО и профессиональными стандартами по ТОП-50. | Декабрь 2016 -июнь 2017 | Рабочая группа |
3.4.Совершенствование материально-технической и учебно-методической базы до лицензионных требований (возможно с учетом сетевых форматов взаимодействия, дуального обучения) | Декабрь 2016 -май 2017 | Администрация техникума |
3.5.Создание информационного пространства, обеспечение доступности учебно-программного, информационного контента по новым профессиональным образовательным программам. | Март 2017 | Методист |
3.6.Утверждение положения и методики проведения ГИА в формате демонстрационного экзамена в техникуме | Март 2017 | Зам.директора |
3.7.Разработка модели внедрения ФГОС СПО поТОП-50 с учетом специфики региона на долгосрочную перспективу | Апрель 2017 | Методист |
Техникумом проведен сравнительный анализ действующих ФГОС СПО и ФГОС СПО по ТОП -50, выявлены их особенности.
Сравнительный анализ ФГОС-3 и ФГОС ТОП-50
по профессии «Повар, кондитер»
ФГОС СПО по ТОП-50 – это новые стандарты, которые приведены в соответствие с международными требованиями и профессиональными стандартами, в них повышена академическая свобода образовательных организаций в части формирования структуры и содержания образования, введены дополнительные требования к опыту практической деятельности педагогических работников, введен демонстрационный экзамен как часть государственной итоговой аттестации, введено новое понятие и состав компетенций, структура ФГОС приведена в соответствие с Федеральным законом «Об образовании в РФ», появились ФГОС по укрупненной группе специальностей, увеличен срок обучения, введены обязательные дисциплины «Психология общения», «Иностранный язык в профессиональной деятельности» и другие особенности.
В ГБПОУ МО «Луховицкий аграрно-промышленный техникум» разработана Программа «Внедрение ФГОС СПО по наиболее востребованным и перспективным профессиям и специальностям в соответствии с международными стандартами и передовыми технологиями в профессиональной образовательной организации» (далее - Программа).
Цель разработанной Программы: Внедрение ФГОС СПО по наиболее востребованным и перспективным профессиям и специальностям в соответствии с международными стандартами и передовыми технологиями (далее - ФГОС СПО по ТОП-50) в профессиональной образовательной организации ГБПОУ МО «Луховицкий аграрно-промышленный техникум».
Задачи программы:
1. Создание условий для реализации образовательных программ в соответствии с требованиями ФГОС СПО по ТОП-50.
2. Апробация реализации образовательных программ в соответствии с ФГОС СПО по ТОП-50.
3. Мониторинг внедрения и оценка качества подготовки кадров по ФГОС СПО по ТОП-50.
4.Осуществление финансового обеспечения реализации ОПОП в соответствии с ФГОС СПО по ТОП 50.
Определена модель реализации Программы «Внедрение ФГОС СПО по наиболее востребованным и перспективным профессиям и специальностям в соответствии с международными стандартами и передовыми технологиями в ГБПОУ МО «Луховицкий аграрно-промышленный техникум».
Модель реализации Программы «Внедрение ФГОС СПО по наиболее востребованным и перспективным профессиям и специальностям в соответствии с международными стандартами и передовыми технологиями в ГБПОУ МО «Луховицкий аграрно-промышленный техникум»
Практическая значимость:
Реализация данного проекта позволит:
- реализовать запрос на подготовку специалистов в соответствии с потребностями регионального рынка труда;
- повысить рейтинг профессиональных образовательных организаций;
- повысить качество подготовки кадров в полном соответствии международным стандартам и передовым технологиям.
Полученные данные позволили сделать вывод о том, что сильные стороны и возможности колледжа превалируют над слабыми сторонами и угрозами, которые можно минимизировать на первой стадии проекта.
При внедрении ФГОС СПО ТОП 50 наряду нами выделены наиболее актуальные проблемы, с которыми нам
Реализация Программы позволит:
- реализовать запрос на подготовку специалистов в соответствии с потребностями регионального рынка труда;
- повысить рейтинг Луховицкого аграрно-промышленного техникума;
- повысить качество подготовки кадров в полном соответствии международным стандартам и передовым технологиям.
В соответствии с разработанной «дорожной картой» идет реализация Программы с ноября 2016.
Техникум реализовывает 12 программ подготовки квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена (из них 4 – профессии ТОП-50).
На организационном этапе наряду с обеспечением выполнения общесистемных требований ФГОС СПО ТОП 50 будет приведена, в соответствие с учетом требований международных стандартов, материально-техническая база, обеспечены требования к кадровым ресурсам, создана современная учебно - методическая база для подготовки кадров, обеспечены требования к финансовым условиям реализации образовательной программы и будут разработаны образовательные программы по реализуемым специальностям и профессиям.
На втором этапе будет осуществлён приём абитуриентов, в учебный процесс будут внедрены: современные модели обучения (сетевая, дуальная, дистанционная (электронная)), система мониторинга оценки качества подготовки специалистов. Эффективность программы будет определяться на основании целевых показателей. Будет проведена профессионально-общественная аккредитация образовательной программы и осуществлена независимая сертификация квалификации выпускников объединениями работодателей и общественными организациями с выдачей соответствующих сертификатов. При внедрении Программы будет осуществлено эффективное взаимодействие всех участников проекта, позволяющее осуществить подготовку кадров в соответствии с потребностями региона и обеспечить гарантированное трудоустройство выпускников.
На заключительном этапе будет проведен анализ выполнения требований
ФГОС СПО по ТОП-50 и трудоустройства выпускников, а также планирование мероприятий по совершенствованию подготовки кадров.
Раздел 2. Формирование структуры профессионального образования и содержания программ СПО в современных условиях на примере ГБПОУ МО «Луховицкий аграрно-промышленный техникум»
Организация процесса формирования содержания программы по ФГОС СПО по профессии 43.01.09 Повар, кондитер, входящей в ТОП-50
В основе формирования содержания программы лежит разработка спецификаций профессиональных компетенций. Для обеспечения уровня образования разрабатываются спецификации на универсальные компетенции, которые формируются, как в рамках профессиональных модулей, так и в процессе освоения учебных дисциплин.
1 этап. Формируется характеристика профессиональной деятельности по профессии (специальности), в которой дается общая характеристика, возможные места работы, условия труда, возможности дальнейшего образования по профилю профессии (специальности).
2 этап. Разрабатываются спецификации профессиональных и универсальных компетенций обозначенных в ФГОС, в которых определяются основные характеристики позволяющие судить о сформированности этих компетенций.
При формировании спецификации профессиональных компетенций необходимо охватить не только требования, непосредственно предназначенные для включения в программу модуля, но и те элементы, которые нужны для освоения ПК, которые будут осваиваться в рамках учебных дисциплин. В программу включаются только те дисциплины, которые имеют достаточный объем требований в рамках профессиональных модулей.
3 этап. Разработка примерного учебного плана по сочетаниям, предложенным в ФГОС по профессии 43.01.09 Повар-кондитер.
Вариативная часть, задаваемая в ФГОС, является минимально-допустимой. Размер вариативной части, рассчитается от всего объема, отводимого на программу. В структуре программы образовательное учреждение вправе предусмотреть самостоятельную работу, которая составляет 20% (30%) от времени предусмотренного на изучение цикла в рамках 36 часовой недели. Практика в структуре модуля должна составлять не менее 25% от времени отводимого на профессиональный цикл.
Распределение вариативной части ОПОП по профессии
43.01.09 Повар-кондитер
Новые дисциплины | Обоснование | ||
|
| ||
|
| ||
|
|
4 этап. Описывается порядок разработки средств и проведения контрольно- оценочных процедур. Формируются минимально - достаточные условия для реализации программы (кадровые, материально - технические, информационные, методические, финансовые). Формируются требования к проведению оценочных процедур.
5 этап. Разрабатываются программы профессиональных модулей, включающие разделы ориентированные на формирование отдельных профессиональных компетенций и универсальных компетенций по требованиям обозначенным в спецификациях, с указанием развернутого описания материально- технического оснащения и порядка формирования контрольно- измерительных материалов.
6 этап. Проектирование программ учебных дисциплин, ориентированных на формирование компетенций обозначенных в спецификациях ПК и УК с описанием материально - технического оснащения и порядка формирования оценочных средств.
7 этап. Разработка комплекта контрольно- измерительных материалов, в том числе примерное содержание заданий по демонстрационному экзамену.
Формирование структуры программы СПО в виде учебного плана по профессии 43.01.09 Повар, кондитер ГБПОУ МО «Луховицкий аграрно-промышленнный техникум» с учетом вариативной части (см. Приложение 1).
Структура образовательной программы включает обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений (вариативную часть).
Обязательная часть образовательной программы направлена на формирование общих и профессиональных компетенций и должна составлять не более 80 процентов от общего объема времени, отведенного на ее освоение.
Вариативная часть образовательной программы (не менее 20 процентов) дает возможность расширения основного вида деятельности, к которым должен быть готов выпускник, освоивший образовательную программу.
Конкретное соотношение объемов обязательной части и вариативной части образовательной программы образовательная организация определяет самостоятельно.
На основе федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования (далее – СПО), утвержденного Приказом Министерства образования и науки РФ от 9 декабря 2016 г. N 1569 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 43.01.09 повар, кондитер, зарегистрированного в Минюсте РФ от 22 декабря 2016 г. (Регистрационный N 44898) образовательная программа имеет следующую структуру:
- Общепрофессиональный цикл не менее 324 ч.
- Профессиональный цикл не менее 1980 ч.
- Государственная итоговая аттестация на базе основного общего образования не менее 72 часов.
- Объем образовательной программы на базе основного общего образования, включая получение среднего общего образования в соответствии с требованиями ФГОС среднего общего образования – 5724 ч.
Порядок разработки программы дисциплины «Иностранный язык в профессиональной деятельности» (см. Приложение 2)
- Общая характеристика программы дисциплины «Иностранный язык в профессиональной деятельности».
- Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы.
- Цель и планируемые результаты освоения дисциплины.
- Структура и содержание программы дисциплины «Иностранный язык в профессиональной деятельности».
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы.
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины.
- Условия реализации программы дисциплины «Иностранный язык в профессиональной деятельности».
3.1. Наличие кабинета.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
- Контроль и оценка результатов освоения программы дисциплины «Иностранный язык в профессиональной деятельности»
- Результаты обучения.
- Критерии оценки.
- Формы и методы оценки.
Раздел 3. Разработка модели проведения оценочных процедур
для промежуточной и/или итоговой аттестации
по разработанным программам по ТОП-50
В 2016 году призером отборочного тура и участником II областного чемпионата профессионального мастерства World Skills Russia стала учащаяся профессии Повар, кондитер, родственной профессии 43.01.09 Повар, кондитер по ФГОС ТОП-50.
Сравнительный анализ соответствия технического задания компетенции WS и требований ФГОС показал:
задание компетенции WS - приготовление и творческое оформление рыбы соответствует профессиональной компетенции в ФГОС ТОП-50 «Осуществлять приготовление, творческое оформление и подготовку к реализации закусок из рыбы».
Требования к качеству WS | Требования к качеству ФГОС ТОП-50 |
Соблюдение чистоты рабочего места во время и после приготовления и оформления закусок из рыбы; чистота тарелки (отсутствие отпечатков пальцев брызг, подтеков); обеспечение массы блюда в соответствии с технологическими требованиям; соблюдение правил гигиены в процессе приготовления и оформления блюд из рыбы. Требования к скорости: допускается превышение не более чем в 2 раза по сравнению с требованиями технологий приготовления и подачи блюд. Прикладные технологии: рациональное использование посуды, рабочего инструмента и инвентаря; работа на оборудовании, используемом для приготовления и оформления блюд из рыбы, в том числе различные виды печей (индукционная, конвекционная и др.), холодильники и морозильники, грили, миксеры, посудомоечные машины и другая техника. | Демонстрация подготовки инвентаря, оборудования и рабочего места повара к приготовлению блюд из рыбы. Демонстрация правильного оценивания органолептическим способом качества и соответствия основных продуктов и дополнительных ингредиентов для приготовления блюд из рыбы. Демонстрация правильных действий по выбору, подготовке и эксплуатации соответствующего технологического оборудования и инвентаря для приготовления блюд из рыбы. Демонстрация владения различными технологиями приготовления блюд из рыбы. Проведение бракеража в соответствии с требованиями. Демонстрация навыков создания и испытания новых рецептов блюд из рыбы. Изложение правил сочетаемости основных продуктов и сырья при приготовлении блюд из рыбы. |
Сравнение форм проведения практических квалификационных работ
Традиционная форма выпускной квалификационной работы | Демонстрационный экзамен | Аттестация на основе стандартов WS |
1. Задания доводятся до сведения студентов заблаговременно. 2. Объект оценивания – освоение студентами общих и профессиональных компетенций в соответствии с ОП. 3. Работодатели проводят согласование КИМ и участвуют в экзамене. | 1. Задания не известны участникам до начала экзамена. 2. Объект оценивания – освоение студентами универсальных и профессиональных компетенций. 3. Работодатели проводят согласование КИМ и участвуют в экзамене. | 1. Задания не известны участникам до начала экзамена. 2. Объект оценивания – способность участников наилучшим образом выполнить конкурсное задание. 3. Специальные эксперты разрабатывают конкурсные задания и участвуют в оценочных процедурах |
Требования к проведению демонстрационного экзамены сформированы профессиональным сообществом в процессе подготовки участников чемпионата рабочих профессий WorldSkills. Наличие экзаменационных мероприятий, связанных с реализацией оценочных процедур по конкретным установленным результатам ФГОС по ТОП-50, обусловлены необходимостью анализа готовности выпускников к демонстрации сформированности универсальных (общих) и профессиональных компетенций, соответствия данных компетенций международным требованиям и требованиям профессиональных стандартов.
Рекомендации по проведению демонстрационного экзамена обусловлены следующими основными положениями:
1) Демонстрационный экзамен направлен на оценку основных показателей результатов подготовки, вытекающих из профессиональных и универсальных (общих) компетенций как результатов выполнения трудовых действий по профессиональному модулю. Разработка контрольно-измерительных материалов для организации демонстрационного экзамена по профессиональному модулю может быть ориентирована как на оценку комплексного результата деятельности (характеризующий целостный опыт деятельности), так и элементарного результата выполнения отдельных действий и/или операций, соответствующий установленным во ФГОС по ТОП-50 практико - ориентированным результатам.
2) для апробации демонстрационного экзамена на уровне основной образовательной программы измерительные материалы разрабатываются образовательной организацией на основе типовых требований, указанных в примерных программах, и конкретизируются совместно с организациями – заказчиками кадров или после предварительного положительного заключения работодателей.
Демонстрационный экзамен вводится для комплексного оценивания обучающихся, но реализуется дискретно, и предусматривает автономную оценку освоенных на данный момент компетенций. Его проведение позволит оценить успешность апробации программы и определить направления корректировки ФГОС учебных программ, УМК и КИМ.
В процессе организации демонстрационного экзамена при проведении оценки комплексного результата деятельности оценка профессиональных компетенций осуществляется через проектный подход и направлена на анализ владения обучающимися обобщенной структурой профессиональной деятельности, которая позволяет выделить основные критерии деятельности рабочего/специалиста: видение предстоящей деятельности с разбивкой на конкретные технологические операции, выделение результата деятельности для осуществления работы, прогнозирование процесса и результата деятельности, исходя из условий производственной ситуации и собственного уровня сформированности знаний и умений, практическое осуществление задания с получением позитивного результата, пооперационного контроля, объективная оценка полученного результата, способность найти механизмы взаимодействие с другими специалистами для ликвидации возникших затруднений.
Результаты демонстрационного экзамена анализируются: - тематика квалификационных работ по каждому профессиональному модулю (или группе в случае объединения при проведении демонстрационного экзамена) - описание работ, тексты выступлений, презентации, копии свидетельств; - длительность проведения демонстрационного экзамена; - инфраструктурные листы оснащения мест проведения экзаменационных процедур; - данные и количество привлекаемых экспертов; - результаты проведения демонстрационных экзаменов на всех обучающихся: - анализ низких результатов сдачи демонстрационных экзаменов - список выпускников и результаты итоговой аттестации с участием независимых экспертов от отрасли; - образцы (копии) документов, получаемых выпускниками по итогам освоения программ; - данные выпускников или обучающихся по образовательной программе, чьи работы нашли практическое применение в профильных организациях или отмечены профессиональными наградами; описание работ, копии свидетельств; - данные выпускников или обучающихся по образовательной программе, ставших победителями и призерами олимпиад, конкурсов профессионального мастерства, международных чемпионатов Worldskills International.
Реализация требований ФГОС СПО, введение его в образовательный процесс ставят перед преподавателем новые задачи по повышению качества общеобразовательной и профессиональной подготовке студентов.
Одной из главных задач, стоящих перед преподавателем иностранного языка, является совершенствование методики преподавания с учетом профессиональной направленности.
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины «Английский язык в профессиональной деятельности» осуществляется преподавателем в процессе проведения тестирования, устного и письменного опроса, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий – эссе, рефератов, презентаций.
Результаты обучения | Критерии оценки | Формы и методы оценки |
Знать: профессиональную терминологию сферы индустрии питания, социально-культурные и ситуационно обусловленные правила общения на иностранном языке; лексический и грамматический минимум, необходимый для чтения и перевода (со словарем) иностранных текстов профессиональной направленности; простые предложения, распространенные за счет однородных членов предложения и/или второстепенных членов предложения; предложения утвердительные, вопросительные, отрицательные, побудительные и порядок слов в них; безличные предложения; сложносочиненные предложения: бессоюзные и с союзами and, but; имя существительное: его основные функции в предложении; имена существительные во множественном числе, образованные по правилу, а также исключения. артикль: определенный, неопределенный, нулевой. Основные случаи употребления определенного и неопределенного артикля. Употребление существительных без артикля. имена прилагательные в положительной, сравнительной и превосходной степенях, образованные по правилу, а также исключения. наречия в сравнительной и превосходной степенях. Неопределенные наречия, производные от some, any, every. глагол, понятиеглагола-связки. Образованиеиупотреблениеглаголовв Present, Past, Future Simple/Indefinite, Present,Past,Future Continuous/Progressive, Present ,Past,Future Perfect. | Адекватное использование профессиональной терминологии на иностранном языке Владение лексическим и грамматическим минимумом Правильное построение простых предложений, диалогов в утвердительной и вопросительной форме | Текущий контроль при проведении: -письменного/устного опроса; -тестирования; - диктантов; -оценки результатов внеаудиторной (самостоятельной) работы (эссе, сообщений, диалогов, тематических презентаций и т.д.) Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета в виде: -письменных/ устных ответов, выполнении заданий в виде деловой игры (диалоги, составление описаний блюд для меню, монологическая речь при презентации блюд и т.д.) |
Общие умения использовать языковые средства для общения (устного и письменного) на иностранном языке на профессиональные и повседневные темы; владеть техникой перевода (со словарем) профессионально-ориентированных текстов; самостоятельно совершенствовать устную и письменную речь, пополнять словарный запас лексикой профессиональной направленности, а также лексическими единицами, необходимыми для разговорно-бытового общения; Диалогическая речь участвовать в дискуссии/беседе на знакомую тему; осуществлять запрос и обобщение информации; обращаться за разъяснениями; выражать свое отношение (согласие, несогласие, оценку) к высказыванию собеседника, свое мнение по обсуждаемой теме; вступать в общение (порождение инициативных реплик для начала разговора, при переходе к новым темам); поддерживать общение или переходить к новой теме (порождение реактивных реплик – ответы на вопросы собеседника, а также комментарии, замечания, выражение отношения); завершать общение; Монологическая речь делать сообщения, содержащие наиболее важную информацию по теме, проблеме; кратко передавать содержание полученной информации; в содержательном плане совершенствовать смысловую завершенность, логичность, целостность, выразительность и уместность. Письменная речь небольшой рассказ (эссе); заполнение анкет, бланков; написание тезисов, конспекта сообщения, в том числе на основе работы с текстом. Аудирование понимать: основное содержание текстов монологического и диалогического характера в рамках изучаемых тем; высказывания собеседника в наиболее распространенных стандартных ситуациях повседневного общения. отделять главную информацию от второстепенной; выявлять наиболее значимые факты; определять свое отношение к ним, извлекать из аудиоматериалов необходимую или интересующую информацию. Чтение извлекать необходимую, интересующую информацию; отделять главную информацию от второстепенной; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. | Адекватное использование профессиональной терминологии на иностранном языке, лексического и грамматического минимума при ведении диалогов, составлении небольших эссе на профессиональные темы, описаний блюд Правильное построение простых предложений при использовании письменной и устной речи, ведении диалогов (в утвердительной и вопросительной форме) Логичное построение диалогического общения в соответствии с коммуникативной задачей; демонстрация умения речевого взаимодействия с партнёром: способность начать, поддержать и закончить разговор. -Соответствие лексических единиц и грамматических структур поставленной коммуникативной задаче. -Незначительное количество ошибок или их практическое отсутствие. Понятная речь: практически все звуки произносятся правильно, соблюдается правильная интонация. -Объём высказывания не менее 5-6 реплик с каждой стороны. Логичное построение монологического высказывания в соответствии с коммуникативной задачей, сформулированной в задании. Уместное использование лексических единиц и грамматических структур. -Незначительное количество ошибок или их практическое отсутствие. Понятная речь: практически все звуки произносятся правильно, соблюдается правильная интонация. Объём высказывания не менее 7-8 фраз Сформированность умений : отделять главную информацию от второстепенной; выявлять наиболее значимые факты; определять своё отношение к ним, извлекать из аудиотекста необходимую/интересующую информацию. -Умение извлекать основную, полную и необходимую информацию из текста. - Умение читать и понимать тексты профессиональной направленности -Умение понять логические связи слов в предложении, причинно-следственные связи предложений, понимать значение слов (из контекста, по словообразовательным элементам и т.п.) - Умение выявлять логические связи между частями текста. - Умение отличать ложную информацию от той, которой нет в тексте. |
В современных условиях развития общества, с расширением экономического и научно-технического обмена между государствами владение иностранным языком для квалифицированного рабочего является естественной потребностью. Ему необходимо знать английский язык так, чтобы уметь пользоваться им в сфере приложения своего труда: уметь прочитать названия блюд, надпись на машинах, их технические характеристики, вести элементарную беседу на тему по профессии.
В связи со спецификой техникума, связанной с приобретением обучающимися профессии повара, кондитера, обучение английскому языку ведется на материале, связанном с будущей профессией.
Пример заданий для текущего контроля знаний в форме выполнения упражнений на подстановку пропущенных слов, перевод текста, составления текста, ответов на вопросы.
“Russian cuisine”
Exercise 1: Choose the right answer:
- Golubtsy is…
a/ a pie with fish filling; b/ shiffed cabbage-rolls;
c/ a pie with a meat or cabbage filling.
- Fresh cabbage shchee is a kind of …
a/ dessert; b/ salad; c/ soup.
- Twists of bread is…
a/ baranki; b/ krendeli; c/ boubliki.
- The Russian countepart of Italian ravioli is…
a/ rasstegai; b/ pelmeni; c/ pirozhki.
- The name of Russian Easten cake is…
a/ kulebiaka; b/ rasstegai; c/ koolich.
Exercise 2: Read and translate the text.
As for drinks, Russian cuisine offers you its original beverages:kvas and zbiten, and a lot of different fruit and berry beverages. Kvas is a beverage made from rye bread and water fermented by yeast. There is a lot of sorts of kvas: mushroom kvas, kvas with mint, beetroot kvas, kvas with horseradish and a lot of others. Zbiten is an old Russian beverage made from kvas, cognac or vodka, honey, tea and spices.
Russian people are very hospitable and generous at the table. They invite everyone who enters their house to eat with them. Bread and salt are the symbolic offering at welcome and also a sigh of respect from host to guest. The guest is welcome to share the food even if the house has no more to offer than bread and salt. Hospitality is a typical trait of character of a Russian.
Exercise 3.Translate the following sentences, using the text:
Гостеприимство - типичная черта русского характера.
Русские люди очень гостеприимны, они приглашают к столу каждого, кто входит в дом.
Exercise 4. Answer the questions.
1.How many meals a day do English people have?
2.What did they use to eat for breakfast?
3.What do they usually eat nowadays?
4 .Is lunch a large meal
Раздел 4. Обоснование условий создания современной образовательной среды для обеспечения новых, наиболее востребованных
и перспективных профессий и специальностей
Мероприятия по ресурсному обеспечению программ по ФГОС на ТОП-50:
Рабочие программы по ТОП-50, оценочные средства.
Методические ресурсы.
База повышения квалификации работников СПО, включая стажировку.
Массовая подготовка по ТОП-50.
Подготовка команд Ворлдскиллс.
Техникум имеет современную материально-техническую базу, позволяющую внедрить федеральные стандарты ТОП-50. В течение трех лет входим в состав ресурсного центра инновационных технологий в сельском хозяйстве, транспорте и дорожном строительстве Московской области.
В рамках сетевого взаимодействия с предприятиями - партнёрами, с целью использования элементов дуального обучения, заключены договоры о прохождении обучающимися практик, активизирована работа по созданию современной системы профориентационной работы, по вовлечению обучающихся в олимпиадное движение, в том числе конкурсное движение профессионального мастерства World Skills Russia.
С 2014 года и все последующие года участниками World Skills Russia были обучаемые по следующим профессиям: электромонтер, повар-кондитер, автомеханик, парикмахер. В 2017 году призерами конкурса профессионального мастерства World Skills Russia стали учащиеся профессий: мастер сельскохозяйственного производства, фотограф, автомеханик
Обеспечение качественной подготовки педагогических кадров для реализации основных образовательных программ по ТОП -50 осуществляется за счет повышения квалификации педагогических работников техникума, внедрения системы мониторинга и оценки качества подготовки кадров по ФГОС СПО по ТОП -50.
В 2016 году опробована процедура демонстрационного экзамена при государственной итоговой аттестации учащихся следующих профессий: мастер ЖКХ, автомеханик.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены следующие специальные помещения:
кабинет «Иностранного языка», оснащенный оборудованием: доской учебной, рабочим местом преподавателя, столами, стульями (по числу обучающихся), шкафами для хранения муляжей (инвентаря), раздаточного дидактического материала и др.; техническими средствами компьютером, средствами аудиовизуализации, мультимедийным проектором; наглядными пособиями (натуральными образцами продуктов, муляжами, плакатами, DVD фильмами, мультимедийными пособиями).
Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендуемых для использования в образовательном процессе
Печатные издания
1.Безкоровайная Г.Т., Койранская Е.А., Соколова Н.И., Лаврик Г.В. Planet of English: учебник английского языка для учреждений СПО. – М., 2014.
2. Безкоровайная Г.Т., Койранская Е.А., Соколова Н.И., Лаврик Г.В. Planet of English: электронный учебно-методический комплекс английского языка для учреждений СПО. – М., 2015.
3. Голубев А.П., Балюк Н.В., Смирнова И.Б. Английский язык: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования.. – М.: 2014.
4. Голубев А.П., Бессонова Е.И., Смирнова И.Б Английский язык для технических специальностей – English for Technical Colleges: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования.. – М.: 2014.
5. Лаврик Г.В. Planet of English: Social & Financial Services Practice Book – Практикум для профессий и специальностей социально-экономического профиля СПО. – М.: 2014.
6.Щербакова Н.И., Звенигородская Н.С. Английский язык для сферы общественного питания.
Электронные издания
1. www.lingvo-jnline.ru (более 30 англо-русских, русско-английских и толковых словарей общей и отраслевой лексики).
2. www.macmillandictionary.com/dictionary/enjoy (Macmillan Dictionary с возможностью прослушать произношение слов).
3. www.Britannica.com (энциклопедия «Британника»).
4. www.ldoceonline.com (Longman Dictionary of Contemporary English).
Дополнительная литература
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Приказ Минобрнауки России от 17 мая 2012г. №413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования»
3. Приказ Минобрнауки России от 29 декабря 2014г. №1645 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012г. №413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования».
4. Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17 марта 2015г. № 06-259 «Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среденего профессионального образования».
5. Гальскова Н. Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика. – М.: 2014.
6. Горлова Н.А. Методика обучения иностранному языку: в 2 ч. – М.; 2013.
7. Зубов А.В., Зубова И.И. Информационные технологии в лингвистике. – М., 2012г
8. Ларина Т.В. Основы межкультурной коммуникации. – М., 2015.
9. Щукин А.Н., Фролова Г.М. Методика преподавания иностранных языков. – М., 2015.
10. Профессор Хиггинс. Английский без акцента! (фонетический, лексический и грамматический мультимедийный справочник-тренажер).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ГБПОУ МО «Луховицкий аграрно-промышленный техникум» сформированы рабочие группы по специальностям и профессиям СПО (в состав рабочих групп включены педагоги, эксперты WorldSkills) и разработана Программа «Внедрение ФГОС СПО по наиболее востребованным и перспективным профессиям и специальностям в соответствии с международными стандартами и передовыми технологиями в профессиональной образовательной организации» (далее - Программа).
Программа разработана в соответствии с целями реализации государственной образовательной политики Российской Федерации в области образования и является управленческим документом, определяющим перспективы и пути развития образовательного учреждения на среднесрочную перспективу.
При разработке Программы определены сильные, слабые стороны, возможности и угрозы, которые могут возникнуть при внедрении ФГОС СПО ТОП -50.
Сильные стороны:
1. Действует ресурсный центр инновационных технологий в сельском хозяйстве, транспорте и дорожном строительстве. Направление деятельности: экологическое земледелие.
2.Позитивный имидж в социуме.
3.Высокая квалификация персонала.
4.Использование площадей и ресурсов предприятий-партнеров: ОАО «Новые аграрные технологии», ОАО «Луховицкая зерновая компания»,ФГУП Пойма Россельхозакадемии, ТТР Технологии тепличного роста.
5.Спрос на данную специальность.
6. Востребованность выпускников техникума.
Слабые стороны:
1.Ограниченные возможности бюджета на приобретение методического обеспечения и улучшения материально-технической базы.
2.Значительная доля персонала, достигшего пенсионного возраста.
3.Отсутствие нормативно-правовой базы, регламентирующей взаимодействие профессиональных образовательных организаций и работодателей.
Возможности:
1. Наличие ресурсов на своевременную подготовку педагогических кадров.
2. Сохранение контингента обучающихся за счет повышения качества профориентационной работы.
3. Привлечение к преподаванию высококлассных специалистов-практиков.
Угрозы, которые могут возникнуть при внедрении ФГОС СПО ТОП -50:
- Незаинтересованность предприятий-партнеров в совместной реализации данного проекта.
- Понижение качества образовательного процесса за счет увеличения объема учебной нагрузки.
- Консервативный подход определенных преподавателей по отношению к изменению традиционной системы обучения.
Полученные данные позволили сделать вывод о том, что сильные стороны и возможности техникума превалируют над слабыми сторонами и угрозами, которые можно минимизировать на первой стадии реализации программы.
Списки источников
Нормативно-правовые документы
Перечень поручений Президента В.В. Путина по итогам встречи с членами национальной сборной России по профессиональному мастерству от 29 декабря
Приказ Минобрнауки России от 28 мая 2014 г. № 594 «Об утверждении Порядка разработки примерных основных образовательных программ, проведения их экспертизы и ведения реестра примерных основных образовательных программ».
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 3 марта 2015 г. № 349-р «Об утверждении Комплекса мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования, на 2015 - 2020 годы»
Список 50 наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, требующих СПО, утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 2 ноября 2015 г. № 831.
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Используемые источники
Актуальные вопросы развития среднего профессионального образования: Практическое пособие / В.И. Блинов, Е.Ю. Есенина, О.Ф. Клинк, А.И. Сатдыков, И.С. Сергеев, А.А. Факторович; под общ. ред. А.Н. Лейбовича. – М.: Федеральный институт развития образования, 2016. – 256 с.
Снопко Н.М. Методология разработки региональных программ развития среднего профессионального образования (опыт Москвы). Научные исследования в образовании №8, 2008
http://spo.mosmetod.ru/docs/top50/Stanulevich_O.E._Aprobacii_proektov_programm_po_TOP-50_na_baze.pdf
http://idc.ulstu.ru/ipk/newsgroup/2016/december/081216006.pdf
Приложение 1
Фрагмент учебного плана по профессии 43.01.09
Повар, кондитер в ГБПОУ МО
«Луховицкий аграрно-промышленный техникум»
Индекс | Наименование циклов, разделов, дисциплин, профессиональных модулей, МДК, практик | Объем образовательной программы в академических часах | Рекомен-дуемый курс изучения | ||||
Всего | Работа обучающихся во взаимодействии с преподавателем | Самостоятельная работа | |||||
Занятия по дисциплинам и МДК | Практики | ||||||
Всего по дисциплинам/ МДК | В том числе, лабораторные и практические занятия | ||||||
1 | 2 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |
Обязательная часть образовательной программы | 2304 | 972 | 450 | 1224 | - | ||
ОП. 00 | Общепрофессиональный цикл | 324 | 324 | 164 | - | - | |
ОП. 01 | Основы микробиологии, физиологии питания, санитарии и гигиены | 36 | 36 | 12 | - | - | 1 |
ОП.02 | Основы товароведения продовольственных товаров | 36 | 36 | 16 | - | - | 1 |
ОП.03 | Техническое оснащение и организация рабочего места | 36 | 36 | 12 | - | - | 1 |
ОП.04 | Экономические и правовые основы профессиональной деятельности | 36 | 36 | 8 | - | 2 | |
ОП.05 | Основы калькуляции и учета | 32 | 32 | 12 | - | - | 1 |
ОП.06 | Охрана труда | 36 | 36 | 10 | - | - | 1 |
ОП.07 | Иностранный язык в профессиональной деятельности | 98 | 98 | 98 | - | - | 1-2 |
ОП.08 | Безопасность жизнедеятельности- | 36 | 36 | 18 | - | - | 1 |
ОП.09 | Физическая культура | 40 | 40 | 40 | - | - | 1-2 |
П.00 | Профессиональный цикл | 1980 | 648 | 286 | 1224 | - | - |
ПМ. 00 | Профессиональные Модули | 1872 | 648 | 286 | 1224 | - | - |
ПМ. 01 | Приготовление и подготовка к реализации полуфабрикатов для блюд, кулинарных изделий разнообразного ассортимента | 248 | 104 | 48 | 144 | - | 1 |
МДК.01.01 | Организация приготовления, подготовки к реализации и хранения кулинарных полуфабрикатов | 32 | 32 | 18 | - | - | 1 |
МДК.01.02 | Процессы приготовления, подготовки к реализации кулинарных полуфабрикатов | 72 | 72 | 30 | - | - | 1 |
УП. 01 | Учебная практика | 72 | - | - | 72 | - | |
ПП. 01 | Производственная практика | 72 | - | - | 72 | - | |
ПМ 02 | Приготовление, оформление и подготовка к реализации горячих блюд, кулинарных изделий, закусок разнообразного ассортимента | 556 | 160 | 78 | 396 | - | 1 |
МДК.02.01 | Организация приготовления, подготовки к реализации и презентации горячих блюд, кулинарных изделий, закусок | 32 | 32 | 16 | - | - | 1 |
МДК.02.02 | Процессы приготовления, подготовки к реализации и презентации горячих блюд, кулинарных изделий, закусок | 128 | 128 | 62 | - | - | 1 |
УП. 02 | Учебная практика | 144 | - | - | 144 | - | 2 |
ПП. 02 | Производственная практика | 252 | - | - | 252 | - | - |
ПМ 03 | Приготовление, оформление и подготовка к реализации холодных блюд, кулинарных изделий, закусок разнообразного ассортимента | 308 | 128 | 54 | 180 | - | 2 |
МДК.03.01 | Организация приготовления, подготовки к реализации и презентации холодных блюд, кулинарных изделий, закусок | 32 | 32 | 10 | - | - | 2 |
МДК.03.02 | Процессы приготовления, подготовки к реализации и презентациихолодных блюд, кулинарных изделий, закусок | 96 | 96 | 44 | - | - | 2 |
УП. 03 | Учебная практика | 72 | - | - | 72 | - | 2 |
ПП. 03 | Производственная практика | 108 | - | - | 108 | - | 2 |
ПМ 04 | Приготовление, оформление и подготовка к реализации холодных и горячих сладких блюд, десертов, напитков разнообразного ассортимента | 240 | 96 | 36 | 144 | - | 2 |
МДК.04.01 | Организация приготовления, подготовки к реализации горячих и холодных сладких блюд, десертов, напитков | 32 | 32 | 8 | - | - | 2 |
МДК.04.02 | Процессы приготовления, подготовки к реализации горячих и холодных сладких блюд, десертов, напитков | 64 | 64 | 28 | - | - | 2 |
УП. 04 | Учебная практика | 72 | - | - | 72 | - | 2 |
ПП. 04 | Производственная практика | 72 | - | - | 72 | - | 2 |
ПМ 05 | Приготовление, оформление и подготовка к реализации хлебобулочных, мучных кондитерских изделий разнообразного ассортимента | 520 | 160 | 70 | 360 | - | 2 |
МДК.05.01 | Организация приготовления, подготовки к реализации хлебобулочных, мучных кондитерских изделий | 32 | 32 | 10 | - | - | 2 |
МДК.05.02 | Процессы приготовления, подготовки к реализации хлебобулочных, мучных кондитерских изделий | 128 | 128 | 60 | - | - | 2 |
УП. 05 | Учебная практика | 144 | - | - | 144 | - | 2 |
ПП. 05 | Производственная практика | 216 | - | - | 216 | - | 2 |
Промежуточная аттестация | 108 | - | - | - | 2 | ||
Вариативная часть образовательной программы | 612 | - | - | - | - | - | |
ГИА.00 | Государственная итоговая аттестация в виде демонстрационного экзамена | 72 | - | - | - | - | - |
Итого | 5724 |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«ЛУХОВИЦКИЙ АГРАРНО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ ТЕХНИКУМ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.07 «ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК)»
программа подготовки для профессии
43.01.09 «Повар, кондитер» на базе основного общего образования с получением среднего общего образования
г.Луховицы, 2017 г.
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общепрофессиональный учебный цикл, имеет межпредметные связи со всеми профессиональными модулями в области профессиональной терминологии на иностранном языке.
- Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
Содержание программы «Английский язык» направлено на достижение следующих целей:
- формирование представлений об английском языке как о языке международного
общения и средстве приобщения к ценностям мировой культуры и национальных культур;
- формирование коммуникативной компетенции, позволяющей свободно общаться на английском языке в различных формах и на различные темы, в том числе в сфере профессиональной деятельности, с учетом приобретенного словарного запаса, а также условий, мотивов и целей общения;
- формирование и развитие всех компонентов коммуникативной компетенции: лингвистической, социолингвистической, дискурсивной, социокультурной, социальной, стратегической и предметной;
- воспитание личности, способной и желающей участвовать в общении на меж-культурном уровне;
• воспитание уважительного отношения к другим культурам и социальным суб-культурам.
Освоение содержания учебной дисциплины «Английский язык», обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
• личностных:
– сформированность ценностного отношения к языку как культурному фено-мену и средству отображения развития общества, его истории и духовной культуры;
– сформированность широкого представления о достижениях национальных культур, о роли английского языка и культуры в развитии мировой куль-туры;
– разитие интереса и способности к наблюдению за иным способом мирови-дения;
– осознание своего места в поликультурном мире; готовность и способность вести диалог на английском языке с представителями других культур, до-стигать взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать в различных областях для их достижения; умение проявлять толерантность к другому образу мыслей, к иной позиции партнера по общению;
– готовность и способность к непрерывному образованию, включая самооб-разование, как в профессиональной области с использованием английского языка, так и в сфере английского языка;
• метапредметных:
– умение самостоятельно выбирать успешные коммуникативные стратегии в различных ситуациях общения;
– владение навыками проектной деятельности, моделирующей реальные си-туации межкультурной коммуникации;
– умение организовать коммуникативную деятельность, продуктивно общаться и взаимодействовать с ее участниками, учитывать их позиции, эффективно разрешать конфликты;
– умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, используя адек-ватные языковые средства;
• предметных:
– сформированность коммуникативной иноязычной компетенции, необхо-димой для успешной социализации и самореализации, как инструмента межкультурного общения в современном поликультурном мире;
– владение знаниями о социокультурной специфике англоговорящих стран и умение строить свое речевое и неречевое поведение адекватно этой специфике; умение выделять общее и различное в культуре родной страны и англогово-рящих стран;
– достижение порогового уровня владения английским языком, позволяющего выпускникам общаться в устной и письменной формах как с носителями английского языка, так и с представителями других стран, использующими данный язык как средство общения;
– сформированность умения использовать английский язык как средство для получения информации из англоязычных источников в образовательных и самообразовательных целях.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем в часах |
Объем образовательной программы | 98 |
практические занятия | 96 |
самостоятельная работа | 36 |
Промежуточная аттестация | 2 |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся | Объем в часах | Осваиваемые элементы компетенций |
1 | 2 | 3 | |
Тема 1. Продукты питания и способы кулинарной обработки | Содержание учебного материала | ||
Освоение лексического материала по теме: Продукты питания и способы кулинарной обработки ). Грамматический материал: Местоимения(личные,притяжательные,возвратные,указательные).Объектный падеж неопределенные местоимения, производные от some, any, no, every. - простые нераспространенные предложения с глагольным, составным именным и составным глагольным сказуемым (с инфинитивом); - простые предложения, распространенные за счет однородных членов предложения и/или второстепенных членов предложения; - предложения утвердительные, вопросительные, отрицательные, побудительные и порядок слов в них; - безличные предложения; - понятие глагола-связки; -условные предложения; - сложносочиненные предложения; - сложноподчиненные предложения. | 14 | ОК 1-5,9,10 | |
Самостоятельная работа обучающихся составление кроссвордов по теме «Продукты питания». | |||
Тема 2. Типы предприятий общественного питания и работа персонала | Содержание учебного материала | 10 | ОК 1-5,9,10 |
Освоение лексического материала по теме: «Типы предприятий общественного питания в стране и за рубежом, персонал» Грамматический материал: - имя существительное: его основные функции в предложении; имена существительные во множественном числе, образованные по правилу, а также исключения, притяжательный падеж существительных. | |||
Самостоятельная работа обучающихся Написать сочинение на тему «Работа кухни» (выполнение заданий на закрепление изученного): освоение лексического материала по теме 1, чтение, перевод текстов, выполнение грамматических упражнений | |||
Тема 3. Составление меню. Названия блюд | Содержание учебного материала | 8 | ОК 1-5,9,10 |
Освоение лексического материала по темам: «Названия блюд», «Виды меню и структура меню» Грамматический материал: Артикль: определенный, неопределенный, нулевой. Основные случаи употребления определенного и неопределенного артикля. Артикли с географическими названиями. Употребление существительных без артикля. | |||
Самостоятельная работа обучающихся | |||
Тема 4. Кухня .Производственные помещения и оборудование | Содержание учебного материала | 8 | ОК 1-5,9,10 |
Освоение лексического материала по темам: «Кухонное оборудование. Производственные помещения, оборудование» Грамматический материал: Имена прилагательные в положительной, сравнительной и превосходной степенях, образованные по правилу, а также исключения. | |||
Тема 5. Кухонная,сервировочная и барная посуда.Столовые приборы. | Содержание учебного материала | 10 | ОК 1-5,9,10 |
Освоение лексического материала по теме « Кухонная, сервировочная и барная посуда. Столовые приборы» Грамматический материал :Основные формы глагола. Образование и употребление глаголов в Present, Past, Future Simple/Indefinite. | |||
Самостоятельная работа обучающихся (выполнение заданий на закрепление изученного)по темам № 4 и № 5:освоение лексического материала по темам, чтение, перевод текстов, выполнение грамматических упражнений, составление тематического словаря. | |||
Тема 6. Обслуживание посетителей в ресторане | Содержание учебного материала | 6 | ОК 1-5,9,10 |
Освоение лексико-грамматического материала, диалогов по теме «Обслуживание посетителей». Грамматический материал: Исчисляемые и неисчисляемые существительные. Количественные местоимения much, many, few, a few, little, a little. | |||
Самостоятельная работа обучающихся Составить диалоги по темам: «Заказ столика», «Решение конфликтов» | |||
Тема 7. Система закупок и хранения продуктов | Содержание учебного материала | 10 | ОК 1-5,9,10 |
Освоение лексического материала по теме: «Система закупок и хранения продуктов» Г Грамматический материал по теме: Времена группы Continuous, утвердительная, отрицательная и вопросительная форма. | |||
Тема 8. Организация работы официанта и бармена | Содержание учебного материала | 8 | ОК 1-5,9,10 |
Освоение лексического материала по теме: «Организация работы официанта и бармена» Грамматический материал:Степени сравнения наречий.Место наречий в предложении. Неопределенные наречия, производные от some, any, every. | |||
Самостоятельная работа обучающихся(выполнение заданий на закрепление изученного)по темам № 7 и № 8:освоение лексического материала по темам, чтение, перевод текстов, выполнение грамматических упражнений. Составить диалоги на тему « обслуживание в баре» | |||
Тема 9. Кухни народов мира и рецепты приготовления блюд | Содержание учебного материала | 12 | ОК 1-5,9,10 |
Освоение лексического материала по теме « Кухни разных стран» Грамматический материал:Совершенные времена глагола:Present,Past,Future Perfect. | |||
Самостоятельная работа обучающихся Подготовить презентации по национальным кухням. (выполнение заданий на закрепление изученного): освоение лексического материала по теме 9 чтение, перевод текстов | |||
Тема 10. Русская национальная кухня. Рецепты приготовления блюд | Содержание учебного материала | 12 | ОК 1-5,9,10 |
Освоение лексического материала по теме «Русская национальная кухня, рецепты русских блюд» Грамматический материал:Модальные глаголы и их эквиваленты. | |||
Самостоятельная работа обучающихся Подготовить презентации по блюдам национальной кухни .Тематический словарь | |||
Всего | 98 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по новым ФГОС по "Калькуляции и учету"
Календарно- тематический план.Краткая характеристика.Расчасовка предмета...
Разработка рабочей программы ПМ.03 по новым ФГОС по "Технология обработки изделий и выполнение их в материале"
Разработка рабочей программы профессионального модуля (ПМ.03) по специальности "Художник по костюму" -3,5 г. обучения. Код профессии 262019.01...
Организационно-управленческое и методическое сопровождение ФГОС нового поколения
В настоящее время в российской системе образования продолжается переход к новым федеральным стандартам третьего поколения. ФГОС 3 предполагает отказ от наработанных методических схем в преподавании пр...
Проект плана методического сопровождения внедрения и реализации профессионального стандарта педагога в муниципальной системе образования города Салехарда на период 2016-2020 годы
Данный проект плана методического сопровождения внедрения и реализации профессионального стандарта педагога составлен на основе решений коллегии департамента образования Ямало-Ненецкого автономного ок...
Использование активных методов обучения на учебном занятии для повышения мотивации обучающихся к обучению (повышения качества обучения) в условиях внедрения программ по ФГОС СПО ТОП-50
В настоящее время в современных учебных заведениях достаточно остро стоит задача повышения эффективности педагогического процесса. Следовательно, я задалась вопросом: как сделать учебный процесс более...
РЕЦЕНЗИЯ на методическую разработку по использованию активных методов обучения на учебном занятии для повышения мотивации обучающихся к обучению (повышения качества обучения) в условиях внедрения программ по ФГОС СПО ТОП-50, разработанные преподавателем В
Вопрос о мотивации учения есть вопрос о процессе самого учения.П.Я. ГальперинВ настоящее время в современных учебных заведениях достаточно остро стоит задача повышения эффективности педагогическо...
Рабочая программа ПМ.01 новый ФГОС Фармация
Данная рабочая программа разработана для обучения студентов специальности "Фармация"...