РЕЦЕНЗИЯ на методическую разработку по использованию активных методов обучения на учебном занятии для повышения мотивации обучающихся к обучению (повышения качества обучения) в условиях внедрения программ по ФГОС СПО ТОП-50, разработанные преподавателем В
методическая разработка

Воронцева Надежда Викторовна

Вопрос о мотивации учения есть вопрос о процессе самого учения.
П.Я. Гальперин

В настоящее время в современных учебных заведениях достаточно остро стоит задача повышения эффективности педагогического процесса. Следовательно, я задалась вопросом: как сделать учебный процесс более эффективным?

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka_2018-2019.doc83 КБ

Предварительный просмотр:

РЕЦЕНЗИЯ

на методическую разработку по использованию активных методов обучения на учебном занятии для повышения мотивации обучающихся к обучению (повышения качества обучения) в условиях внедрения программ по ФГОС СПО ТОП-50, разработанные преподавателем Воронцевой Н.В.

Вопрос о мотивации учения есть вопрос о процессе самого учения.
П.Я. Гальперин

В настоящее время в современных учебных заведениях достаточно остро стоит задача повышения эффективности педагогического процесса. Следовательно, я задалась вопросом: как сделать учебный процесс более эффективным?

Каждый преподаватель хочет, чтобы его студенты хорошо учились, с интересом и желанием занимались на уроках. В этом заинтересованы и родители студентов. Но подчас и учителям, и родителям приходится с сожалением констатировать: “не хочет учиться”, “мог бы прекрасно заниматься, а желания нет”. В этих случаях мы встречаемся с тем, что у студента не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к обучению.

Следовательно, целью будет создание условий для формирования активной, социально-значимой личности студента, выявление и развитие его творческих способностей, сохранение физического и психического здоровья.

Преподаватели знают, что студента нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса и, не осознавая потребности к ним. Поэтому перед педагогами стоит ряд задач по формированию и развитию у обучающегося положительной мотивации к учебной деятельности с целью повышения эффективности учебного процесса.

Задачи:

  • Создать условия для максимально полного вовлечения всех обучающихся в образовательный процесс;
  • Поддержать высокую познавательную активность обучающихся на протяжении всего учебного времени;
  • Повышать учебную мотивацию;
  • Развивать способности к самообучению, навыки к саморегуляции;
  • Обучать навыкам работы в группе, навыкам межличностного общения;
  • Повышать качество образования обучающихся.

Как же пробудить у студентов желание «напиться» из источника знаний? Как мотивировать познавательную активность? Над этой проблемой настойчиво работают преподаватели, методисты, психологи. Поэтому и придумывают различные «завлекалочки» на уроках — игры, слайды и т.д. Но все это — внешняя мотивация. А успешность учебной деятельности и, в конечном счете, качество образования зависят от мотивации внутренней. Поэтому педагоги должны держать  проблемы мотивированности в поле внимания, и работать в этом направлении.

Формирование учебной мотивации без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современных образовательных учреждений. Ее актуальность обусловлена самой учебной деятельностью, обновлением содержания обучения, формированием у студентов приемов самостоятельного приобретения знаний, развития активности. Сегодня наиболее острые проблемы в области обучения и воспитания связаны с демотивированностью основной массы обучающихся, следовательно, со снижением базовых показателей их обученности и воспитанности. Для разных студентов учебная деятельность имеет различный смысл. Выявить характер мотивации — смысла учения для студентов — значит определить меры педагогического влияния, способы работы с этим студентами.

Сущность понятия «Мотивация»

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

  Мотивация — начальный этап урока, призванный сконцентрировать внимание обучающихся на изучаемом материале, заинтересовать их, показать необходимость или пользу изучения материала. От мотивации во многом зависит эффективность усвоения обучающимися учебного материала.

Мотивация — процессы, определяющие движение по направлению к поставленной цели, а также факторы (внешние и внутренние), которые влияют на активность или пассивность поведения.

Мотив — побуждение к активности, деятельности.

Мотивирование — создание условий для развития собственных мотивов либо внешнее стимулирование, использование системы поощрений и наказаний.

Внутренняя мотивация предполагает развитие собственных мотивов студентов, самоуважения в деятельности, познавательных мотивов.

Внешняя мотивация – мотивация, искусственно поддерживаемая внешними подкреплениями, основана на желании достичь внешних результатов ради вознаграждения или избегания наказания.

Создание и поддержание мотивации к учебной деятельности зависит от:

- понимания обучающимися необходимости данной информации;

- осознания ими связи между частными учебными задачами и основной;

- понимания предложенного учебного материала;

- положительных эмоций, возникающих от процесса деятельности («понравилось») и достигнутого результата.

Цель: Основной целью этапа мотивации (самоопределения) к учебной деятельности является выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

Для реализации этой цели необходимо:

- создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»);

- актуализировать требования к студенту со стороны учебной деятельности («надо»);

- установить тематические рамки учебной деятельности («могу»). 

Этап вызывания исходной мотивации.  

На начальном этапе урока преподаватель может учитывать несколько видов побуждений обучающихся:

- актуализировать мотивы предыдущих достижений   ("мы хорошо поработали над предыдущей темой");

- вызывать мотивы относительной неудовлетворенности ("но не усвоили еще одну важную сторону этой темы");

- усилить мотивы ориентации на предстоящую работу ("а между тем для вашей будущей жизни это будет необходимо: например в таких-то ситуациях");

- усилить непроизвольные мотивы удивления, любознательности.

 

Приёмы создания условий для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»);

 «Фантастическая добавка». Обучающимся, например, предлагается представить себя прутиком, при помощи которого путешествовала лягушка из сказки В.М. Гаршина «Лягушка-путешественница», и попытаться пересказать эту историю с позиции прутика.

 «Удивляй». Например, преподаватель сообщает, что в Юго-Восточной Азии  растут необычные пальмы.  Листья достигают 8 м в длину и 6 м в ширину. Одним таким листом можно накрыть половину волейбольной площадки. Из них делают красивые и прочные зонты, расписные веера.

Иногда удивительное не просто привлекает внимание, но и удерживает интерес в течение длительного времени.

• интеллектуальный марафон;

• привлекательная цель;

• проблемная ситуация;

• прогнозирование;

• отсроченная отгадка.

Загадка (удивительный факт) даётся в конце урока, чтобы начать с неё следующее занятие, например: «А на следующем уроке мы познакомимся с самым тяжёлым корнем и самой большой почкой, которые растут у нас на огороде».

 погружение в урок

 театрализация;

 рифмованное начало уроков

 

Уровни учебной мотивации

Выделяют пять уровней учебной мотивации:

Первый уровень — высокий уровень мотивации, учебной активности. У таких студентов есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые учебные требования. Обучающиеся четко следуют всем указаниям преподавателя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные отметки.

Второй уровень — хорошая учебная мотивация. Обучающиеся успешно справляются с учебной деятельностью. Подобный уровень мотивации является средней нормой.

Третий уровень — положительное отношение к учебе, но учебное заведение привлекает таких обучающихся внеучебной деятельностью. Такие студенты достаточно благополучно чувствуют себя, чтобы общаться с друзьями, с преподавателями. Им нравится ощущать себя студентами. Познавательные мотивы у таких студентов сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает.

Четвертый уровень — низкая учебная мотивация. Эти студенты посещают учебу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в серьезной адаптации к учебе.

Пятый уровень — негативное отношение к учебе и учебному заведению, учебная дезадаптация. Такие студенты испытывают серьезные трудности в обучении: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одногруппниками, во взаимоотношениях с преподавателями. Учебное заведение нередко воспринимается как враждебная среда, пребывание в ней для них невыносимо. Студенты могут проявлять агрессию, отказываться выполнять задания.

Как отмечают А.К. Маркова с соавторами, мотивация, определяемая главным образом новой социальной ролью обучающегося, не может поддерживать в течение долгого времени его учебную работу и постепенно теряет свое значение. И надеяться на то, что мотив учения возникнет сам по себе, стихийно, не приходится. А.К. Маркова отмечает, что учебно — познавательные мотивы формируются в ходе самой учебной деятельности, поэтому важно как эта деятельность осуществляется.

Основными факторами, влияющими на формирование положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности, являются:

- содержание учебного материала;

- организация учебной деятельности;

- коллективные формы учебной деятельности;

- оценка учебной деятельности;

- стиль педагогической деятельности педагога.

1.Содержание учебного  материала

Содержание обучения выступает для обучающихся в первую очередь в виде той информации, которую они получают от преподавателя, из учебной литературы, учебных телевизионных передач, Интернета и т.д. Однако сама по себе информация вне потребностей обучающегося не имеет для него какого — либо значения, а следовательно не побуждает к учебной деятельности. Поэтому, давая учебный материал, нужно учитывать имеющиеся у студентов данного возраста потребности.

Таковыми являются: потребность в постоянной деятельности, в упражнении различных функций, в том числе и психических — памяти, мышления, воображения; потребность в новизне, в эмоциональном насыщении, потребность в рефлексии и самооценке и др. Поэтому учебный материал должен подаваться в такой форме, чтобы вызывать у студентов эмоциональный отклик, задевать их самолюбие, т.е. быть достаточно сложным, активизирующим познавательные психические процессы, хорошо иллюстрированным.

Содержательно и иллюстративно бедный материал не обладает мотивирующей силой и не способствует пробуждению интереса к учению. Упрощение материала по какому — то разделу учебной программы при низкой успеваемости обучающихся хотя и приводит к сиюминутному успеху, но делает изучение материала тягостным и нудным занятием, убивающим всякий интерес к учению.

Учебный материал должен опираться на прошлые занятия, но в то же время содержать информацию, позволяющую не только узнать новое, но и  осмыслить прошлые знания и опыт, узнать уже известное с новой стороны. Важно показать, что имеющийся у каждого обучающегося жизненный опыт часто обманчив, противоречит научно установленным фактам; объяснение наблюдаемых явлений природы придаст новому материалу значимый смысл, разовьет потребность в научном познании мира. Однако, пробуждая интерес студентов к учению, не следует излишне эксплуатировать приемы, связанные с внешней занимательностью или ссылками на практическую значимость получаемых знаний и умений в настоящее время и в будущем. Т.о. для развития интереса к предмету и любознательности следует использовать:

  • - все возможности учебного материала: новые необычные факты, ваш или еще чей - то оригинальный взгляд на события, яркие наглядные пособия, изготовление самоделок и т.д.
  • - задачи, загадки, головоломки и игры, демонстрирующие понятия, которым мы обучаем;
  • - музыкальное сопровождение, яркие плакаты, относящиеся к изучаемому материалу;
  • - новое оформление классного помещения и парты (обстановка, которая давно не менялась, порождает скуку, пассивность).

2. Организация учебной деятельности

А.К. Маркова и соавторы отмечают, что изучение каждого раздела или темы учебной программы должно состоять из трех основных этапов: мотивационного, операционально — познавательного и рефлексивно — оценочного.

Мотивационный этап  состоит из трех учебных действий:

1) Создание учебно — проблемной ситуации, вводящей в содержание предстоящей темы. Это достигается с помощью следующих приемов:

а) постановкой перед обучающимися задачи, которую можно решить, лишь изучив данную тему;

б) рассказом преподавателя о теоретической и практической значимости предлагаемой темы;

в) рассказом о том, как решалась эта проблема в истории науки.

2) Формулировка основной учебной задачи как итога обсуждения проблемной ситуации. Эта задача является для обучающихся целью их деятельности на данном уроке.

3) Рассмотрение вопросов самоконтроля и самооценки возможностей по изучению данной темы. Создается установка на необходимость подготовки к изучению материала.

Операционально — познавательный этап.

На этом этапе обучающиеся усваивают тему, овладевают учебными действиями и операциями в связи с ее содержанием. Роль данного этапа в создании и поддержании мотивации к учебной деятельности будет зависеть от того, ясна ли обучающимся   необходимость данной информации,    понимают ли они предложенный учебный материал. Существенное влияние на возникновение правильного отношения к учебной  деятельности на данном этапе могут оказать положительные эмоции, возникающие от процесса деятельности.

Рефлексивно — оценочный результат

Связан с анализом проделанного, сопоставлением достигнутого с поставленной задачей и оценкой работы. Подведение итогов надо организовать так, чтобы обучающиеся испытали удовлетворение от проделанной работы, от преодоления возникших трудностей и познания нового. Этот этап должен служить своеобразным подкреплением учебной мотивации, что приведет к формированию ее устойчивости.

3.Коллективная (групповая) форма деятельности

Во многих случаях групповая форма учебной деятельности создает лучшую мотивацию, чем  индивидуальная. Групповая форма втягивает» в активную работу даже пассивных, слабо мотивированных обучающихся. Подсознательно возникает установка на соревнование, желание быть не хуже других.

4. Оценка результатов учебной деятельности

Оценка мотивирует:

- когда студент уверен в ее объективности;

- когда студент воспринимает ее как полезную для себя;

- знает что нужно сделать для того, чтобы достичь более высоких показателей;

- уверен, что ему окажут в этом достижении помощь;

- уверен в том, что для достижения высоких результатов есть условия — место, где это можно реализовать.

5. Стиль деятельности преподавателя

На формирование мотивов учения оказывает влияние стиль педагогической деятельности преподавателя, различные стили формируют различные мотивы. Авторитарный стиль формирует «внешнюю» мотивацию учения. Демократический стиль педагога, наоборот способствует интенсивной мотивации; а попустительский (либеральный) стиль снижает мотивацию учения и формирует мотив «надежды на успех».

Особенности мотивации учебной деятельности.

Первой особенностью мотивации учебной деятельности студентов подросткового возраста является возникновение у них стойкого интереса к определенному  предмету. Этот интерес не проявляется неожиданно, в связи с ситуацией на конкретном уроке, а возникает постепенно по мере накопления знаний и опирается на внутреннюю логику этого знания. При этом, чем больше знает студент об интересующем его предмете, тем больше этот предмет его привлекает.

Повышение интереса     к одному предмету протекает у многих студентов на фоне общего снижения мотивации учения, из-за чего они начинают нарушать дисциплину, пропускать уроки, не выполнять домашние задания. У этих обучающихся меняются мотивы посещения учебного заведения: не потому, что хочется, а потому, что надо. Это приводит к формализму в усвоении знаний  - уроки учат не для того чтобы знать, а для того, чтобы получать отметки. Пагубность такой мотивации учебной деятельности очевидна — происходит заучивание без понимания. У школьников наблюдается вербализм, пристрастие к штампам в речи и мыслях, появляется равнодушие к сути того, что они изучают. Часто они относятся к знаниям как к чему — то чуждому реальной жизни, навязанному извне, а не как к результату обобщения явлений и фактов действительности. У обучающихся со сниженной мотивацией учения не вырабатывается правильного взгляда на мир, отсутствуют научные убеждения, задерживается развитие самосознания и самоконтроля, требующих достаточного уровня развития понятийного мышления. Кроме того у них формируется привычка к бездумной, бессмысленной деятельности, привычка хитрить, ловчить, чтобы избежать наказания, привычка списывать, отвечать по подсказке, шпаргалке. Знания формируются отрывочные и поверхностные. Даже в том случае, когда обучающийся добросовестно учится, его знания могут оставаться формальными. Он не умеет видеть реальные жизненные явления в свете полученных знаний, больше того, не хочет ими пользоваться в обыденной жизни.

«У подростков, как и у младших школьников, еще слабо развито понимание необходимости учебы для будущей профессиональной деятельности, для объяснения происходящего вокруг. Важность обучения «вообще»  они понимают, но другие побудительные факторы, действующие в противоположном направлении, все-таки часто побеждают это понимание. Требуется постоянное подкрепление мотива учения со стороны в виде поощрения, наказания, отметок. Неслучайно выявлены две тенденции, характеризующие мотивацию учения в средних классах школы. С одной стороны подростки мечтают о том, чтобы пропустить школу, хотят гулять, играть, заявляют, что школа им надоела, что учение для них — тяжелая и неприятная обязанность, от которой они не прочь освободиться. С другой стороны те же ученики будучи поставленными в ходе экспериментальной беседы перед возможностью не ходить в школу и не учиться, сопротивляются такой перспективе, отказываются от нее. Бросить школу, перестать быть учеником, значит, для них потерять свое общественное лицо. Но это значит и другое — потерять товарищей, общение с ними, потерять смысл своего существования как члена общества. Но возможно и другое — борются два мотивационных образования: мотивационная установка, связанная с перспективой получения образования, и мотив, отражающий состояние обучающихся, их усталость от однообразия и постоянной необходимости делать уроки.

Методы изучения учебной мотивации

У многих обучающихся возникают проблемы с успеваемостью. Зачастую это связано не с работоспособностью обучающегося или его интеллектуальными возможностями, а с резким падением интереса к учению, снижением учебной мотивации.

Необходимо знать наиболее и наименее осознаваемые мотивы учения для того, чтобы бороться с не успешностью в обучении. Студенты, которые обучаются  учебных заведениях, разные не только по характеру и поведению, но и по уровню психического и физического развития. Одни учатся легко, схватывают все на лету, а другим для усвоения даже базового уровня программы требуются напряженные усилия. И есть студенты, для которых процесс обучения оказывается слишком трудным, они не успевают прочно усвоить те основы, которые необходимы для дальнейшего обучения, и теряют веру в свои силы.

Бесспорно то, что слабоуспевающий студент работает медленно, зачастую неверно, нарушает учебную дисциплину, получает много замечаний и отрицательных оценок. В результате обучающийся становится нервным, у него появляется чувство неуверенности в себе, страх перед плохой отметкой, что еще больше тормозит процесс усвоения знаний. Т.о., чувство постоянной не успешности,  приводит к потере интереса к учебе.

Основные признаки не успешности обучающихся:

- пробелы в фактических знаниях и специальных для данного предмета умениях;

- пробелы в навыках учебно — познавательной деятельности, снижающие темп работы настолько, что студент не может за отведенное время овладеть необходимым объемом знаний, умений и навыков;

- недостаточный уровень развития и воспитанности личностных качеств, не позволяющий студенту проявлять самостоятельность, настойчивость, организованность и другие свойства, необходимые для успешного учения;

- студент не может воспроизвести определения понятий, формул, доказательств, не понимает текста.

Причины возникновения трудностей.

Причины возникновения трудностей у  студента, проявляющейся в форме отставания в учебе:

- слабое здоровье обучающихся;

- несформированность приемов учебной деятельности;

- недостатки познавательной сферы (мышления, памяти, внимания);

- недостаточное развитие мотивационной сферы.

И выявление причин отставания у обучающихся — дело трудоемкое. Среди основных   способов обнаружения отставаний обучающихся можно назвать:

- наблюдения за реакциями обучающихся на трудности в работе, на успехи и неудачи;

- вопросы преподавателя или его требования сформулировать то или иное положение;

- обучающие самостоятельные работы в классе (преподаватель наблюдает за работой обучающихся, выслушивает и отвечает на их вопросы, иногда помогает).

Приемы деятельности педагога, которые помогут обучающимся перейти от мотивации избегания неудач к мотивации учения:

- отмечать и поощрять малейшие удачи студента в учебной деятельности, даже незначительные сдвиги к лучшему;

- подробно обосновывать отметки, выделяя критерии оценки, чтобы они были понятны студентам, постепенно воспитывать у обучающихся с трудностями в обучении уверенность в себе и своих возможностях, изменяя тем самым его самооценку;

- занимательность изложения, эмоциональность речи преподавателя, познавательные задания;

- контроль используется как средство мотивации обучающихся;

- постоянно стимулировать и мотивировать положительное отношение к учению через обеспечение психического и физического здоровья на уроке, соблюдение гигиены труда;

- создание ситуации успеха;

- стимулировать мотивацию через удовлетворение потребности обучающегося.

Для поддержания мотивации учения необходимы положительные эмоции:

- связанные со школой в целом, пребыванием в ней;

- обусловленные отношениями с преподавателями, другими обучающимися;

- связанные с осознанием студента своих больших возможностей и способностей;

- положительные эмоции от полученных знаний (любознательность, любопытство);

- от самостоятельного добывания знаний, от овладения способов добывания знаний.

Мотив не может возникнуть сам по себе — необходим внешний толчок (стимул). К числу стимулов познавательного интереса могут быть отнесены:

- новизна информационного материала — стимулирующий фактор внешней среды, который возбуждает состояние удивления, озадаченности;

- демонстрация незавершенности теоретических знаний. Многие темы позволяют ставить новые проблемы; решение некоторых из них непосредственно связано с изучаемым материалом, решение других потребует дополнительных знаний.

Преподаватель, развивая творческие способности студентов, должен видеть потенциальные способности в каждом студенте, внимательно реагировать на все проявления творческой активности. Только благодаря такой работе повышается уровень учебной мотивации, формируются навыки самостоятельности, самоконтроля, интерес к учебным предметам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование активных методов обучения при конструировании учебного занятия

С статье приводятся примеры использования активных методов обучения при конструировании учебного занятия...

Организация работы группы при использовании активных методов обучения на практических занятиях

Суть темы исследования связана с целесообразностью использования активных методов обучения на лабороторно - практических занятияхв учебном процессе учреждений профессионального образования....

ОБЩЕСТВЕННО - ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АККРЕДИТАЦИЯ КАК МЕХАНИЗМ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС

При переходе на реализацию ФГОС в профессиональном образовании динамика  изменений была  определена  и структурирована по 3 направлениям:Содержание образования – это компетентност...

ИНОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС НОО ЧООДУ (ЧАШ-ООЛ) ЕКАТЕРИНА АНДРЕЕВНА (Уфа)

УДК 373.31    ИНОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС НОО.   ЧООДУ (ЧАШ...

Использование активных методов обучения на учебном занятии для повышения мотивации обучающихся к обучению (повышения качества обучения) в условиях внедрения программ по ФГОС СПО ТОП-50

В настоящее время в современных учебных заведениях достаточно остро стоит задача повышения эффективности педагогического процесса. Следовательно, я задалась вопросом: как сделать учебный процесс более...

Методическое пособие «Методика проведения инновационных уроков профессионального обучения с использованием активных методов обучения».

Методическое  пособие по применению активных методов обучения (АМО) в процессе инновационного обучения для педагогов образовательных организаций....

Программа профессионального самообразования: «Применение инновационных технологий на уроках биологии для развития творческой инициативы, мотивации обучающихся с целью повышения качества обучения».

Цели: - повышение своего теоретического, научно-методического уровня, профессионального мастерства и компетентности преподавателя; - создание условий для активизации познавательной деят...