Синквейн в работе по развитию речи дошкольников.
презентация к уроку по теме

Ломанова Ирина Николаевна

Современная жизнь диктует свои законы: речь людей становится деловой даже в ежедневной обстановке, лаконичной, сухой, лишенной образности и яркости. Владение словом является искусством, которому надо учиться не один год. От этого зависит и социальный статус человека, и его профессиональноя карьера. Человек в совремернном мире для того, чтобы быть успешным, должен: обладать системой коммуникативных навыков; уметь уравновешиввать в своем сознании разные точки зрения, подвергать идею мягкому скепсису; объединять активные и интерактивные процессы, проверять различные идеи на возможность их использования, моделировать системы докозательств, на основе которых моделируются разные точки зрения, переоценивать и переосмысливать понятия и различную информацию и использовать их самостоятельно при принятии решения. Такую систему умственных стратегий и коммуникативных качеств, позволяющую человеку эффективно взаимодействовать с информационной реальностью, называют критическим мышлением. Формирование критического мышления предполагает создание базоаого отношения к себе и миру, которое требует вариативной, самостоятельной, осмысленной позиции. Одним из приемов развития критического мышления является синквейн.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Использование инновационных педагогических технологий в условиях введения ФГОС дошкольного образования. «Дидактический Синквейн » Подготовила учитель-логопед Ломанова И. Н.

Слайд 2

В отличие от предыдущих видов, в этой пятистрочной форме текст основывается не на слоговой зависимости, а на смысловой и синтаксической заданности для каждой строчки. Первая строка – одно существительное или местоимение, выражающее главную тему синквейна . Вторая строка – два прилагательных или причастия, описывающие признаки и свойства выбранной темы. Третья строка – три глагола или деепричастия, описывающие действия в рамках темы. Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая отношение автора к описываемому предмету. Пятая строка — одно слово-резюме, описывающее суть предмета. Строгое соблюдение правил написания дидактического синквейна не обязательно. Например, в четвёртой строчке можно использовать три, пять или шесть слов, а в пятой – два слова. Пример синквейна на тему «Дом»: Дом. Красивый, дорогой. Строится, сдается, продается. Кто-то в нем живет. Здание. Дидактический

Слайд 3

Алгоритм составления синквейна Синквейн состоит из 5 строк; Его форма напоминает ёлочку . 1 слово 2 слова 3 слова 4 слова 1 слово

Слайд 4

Что пишется в каждой строке? 1 строка 2 строка 3 строка 4 строка 5 строка 1 слово – заголовок. Это существительное или местоимение. (Кто? Что?) 2 слова Это прилагательные. (Какой? Какая? Какое? Какие?) 3 слова Это глаголы. (Что делает? Что делают?) 4 слова Это фраза, в которой выражается личное мнение к предмету разговора. 1 слово Вывод, итог. Это существительное. (Кто? Что?)

Слайд 5

Написание синквейна является формой свободного творчества , требующей от автора умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать. Формирование аналитических способностей Составление синквейна , краткого резюме на основе больших объемов информации, полезно для выработки способности к анализу.Таким образом, процедура составления синквейна позволяет гармонично сочетать элементы всех трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно-ориентированной. Синквейн с точки зрения педагогики:

Слайд 6

• иметь достаточный словарный запас в рамках темы, • владеть понятиями: слово - предмет (живой не живой), слово-действие, слово-признак, • научиться правильно, понимать и задавать вопросы, • владеть навыком обобщения, • согласовывать слова в предложении, • правильно оформлять свою мысль в виде предложения. Чтобы правильно составить синквейн дошкольнику необходимо :

Слайд 7

изученный на занятии материал приобретает некую эмоциональную окраску, что способствует его более глубокому усвоению; отрабатываются знания о частях речи; знания о предложении; умение соблюдать интонацию; значительно активизируется словарный запас ребёнка; совершенствуется навык использования в речи синонимов, антонимов; активизируется и развивается мыслительная деятельность; совершенствуется умение высказывать собственное отношение к чему-либо. Задачи:

Слайд 8

- инструмент для синтеза и обобщения сложной информации, - средство творческого самовыражения ребёнка, - способ обогащения словарного запаса, - подготовка к краткому пересказу, - и просто увлекательное занятие, благодаря которому каждый дошкольник может почувствовать себя гением-творцом . Синквейн для воспитателя детского сада - это:

Слайд 9

- может реализовать свои интеллектуальные возможности. - является игровым приемом. - используется как заключительное задание по пройденному материалу. - используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации. - учит краткому пересказу. - помогает развить речь и мышление. - процесс творческий. Это интересное занятие помогает самовыражению детей, через сочинение собственных нерифмованных стихов. - учит находить и выделять в большом объеме информации главную мысль. - облегчает процесс усвоения понятий и их содержания. - способ контроля и самоконтроля (дети могут сравнить синквейны и оценивать их). Синквейн для каждого ребенка:

Слайд 10

- технология – открывает новые возможности; - гармонично вписывается в работу по развитию ЛГК, использование синквейна не нарушает общепринятую систему воздействия на развитие речи детей и обеспечивает индивидуальный, дифференцированный подход; - способствует обогащению и актуализации словаря, уточняет содержание понятий; - является диагностическим инструментом, даёт возможность педагогу оценить уровень усвоения ребёнком пройденного материала; - носит характер комплексного воздействия, не только развивает речь, но способствует развитию памяти, внимания, мышления. Актуальность и целесообразность использования дидактического синквейна

Слайд 11

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации по организации развивающей среды как средства развития речи дошкольников

Статья поможет воспитателям и будущим педагогам правильно и грамотно, с пользой для детей, организовать правильную развивающую среду для развития речевой деятельности детей: это книжный уголок,...

Консультация-презентация для воспитателей "Создание условий в группах для развития речи дошкольников" (с учетом ФГОС ДО)

Консультация предназначена для воспитателй дошкольных образовательных учреждений и раскрывает особенности организации развивающей предметно-пространственной среды группы по речевому развитию дошкольни...

Мастер – класс для воспитателей « Развитие речи дошкольников посредством опытов и экспериментов »

познакомить педагогов с детским экспериментированием в ДОУ, показать эксперимент по ознакомлению детей со свойством воздуха: воздух имеет место; развивать умения видеть проблемы, делать выводы и умоза...

Мастер-класс «Использование мнемотехники в работе по развитию речи дошкольников».

На сегодняшний день правильная, внятная, образная речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем. Основная цель речевого развития – доведение его д...

презентация «Использование мнемотехники в работе по развитию речи дошкольников».

презентация «Использование мнемотехники в работе по развитию речи дошкольников»....

Презентация "Значение сюжетно-ролевой игры в развитие речи дошкольников"

    В настоящее время проблема развития речи приобретает особую актуальность, так как формирование связной речи  имеет важнейшее значение в общей системе дошкольного образования....

Методическая разработка внеучебного мероприятия по МДК 03.02.01 Теория и методика развития речи детей специальность 44.02.01 Дошкольное образование Конкурс проектов «Актуальные вопросы развития речи дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО»

Основная цель данного мероприятия - совершенствование компетентности обучающихся по актуальным вопросам развитии речи дошкольников в проектной деятельности....