Рекомендации по организации развивающей среды как средства развития речи дошкольников
методическая разработка по теме
Статья поможет воспитателям и будущим педагогам правильно и грамотно, с пользой для детей, организовать правильную развивающую среду для развития речевой деятельности детей: это книжный уголок, подборка книг, театральная и музыкальная зоны.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rek.po_organ-i_rech.razv_.sredy_.docx | 17.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Рекомендации по организации речевой развивающей среды как средства развития речи дошкольников
Автор: Ашейчик Татьяна Александровна, преподаватель Санкт-Петербургского ГБПОУ «Педагогический колледж №8»
2013 г.
Большое значение в развитии речи детей имеет развивающая среда. Это достаточно ёмкое понятие, которое предполагает наличие в групповой комнате: - книжного уголка; - специальных дидактических и настольно-печатных игр для речевого развития дошкольников; - предметов изобразительного искусства (например, дидактических картин, репродукций картин известных художников - для рассматривания и обучения детей рассказыванию); - разных видов театра и оборудования для их показа (напольной и настольной ширмы, экрана для теневого театра, магнитной доски, фланелеграфа); - видеотеки (с презентациями материалов для организации НОД по развитию речи, с занимательным словесным и наглядным материалом); - записей классических музыкальных произведений и детских музыкальных композиций; - материалов для развития мелкой моторики рук; - пособий для развития детского речевого творчества (мнемотаблиц, схем, коллажей и др. подобного наглядного материала; картотек со специальными играми и творческими заданиями, например, сказками-тестами, речевыми задачами).
Всё это должно быть в достаточном количестве, соответствовать требованиям программы речевого развития дошкольников, а также индивидуальным речевым способностям детей данной возрастной группы.
Важным средством речевого развития являются культурная языковая среда и речь воспитателя. Овладение родным языком происходит у ребёнка в процессе подражания взрослым под влиянием систематически организованной ими речи. В процессе общения со взрослыми дети перенимают тонкости произношения, словоупотребления, построения фраз, обогащают и активизируют свой словарный запас. Поэтому к речи педагога предъявляются высокие требования:
- содержательность и одновременно точность, логичность высказываний; - доступность, т.е. соответствие возрасту детей; - лексическое богатство; - грамматическая правильность; - чёткость произношения; - интонационная выразительность; - неторопливость и умеренная громкость; - соблюдение правил речевого этикета.
Воспитатель обязан знать и употреблять в речи пословицы и поговорки, фразеологизмы, эпитеты, сравнения и другие средства языковой выразительности, которыми так богата художественная литература.
Самостоятельно общаться с книгой особенно в повседневной жизни детям удобнее и целесообразнее в книжном уголке. Он обязательно должен быть в каждой возрастной группе. Помимо книг в зоне свободного речевого развития (книжном уголке) воспитатель помещает детские журналы, тематические альбомы, картотеки пословиц и стихов для старших дошкольников, умеющих читать. Взрослые организуют выставки книг и детских рисунков. В старших группах в книжном уголке имеются детские энциклопедии и научная литература для дошкольников.
Формы работы с книгой – самые разнообразные. Это:
- чтение - рассматривание иллюстраций; - беседы детей о прочитанном со сверстниками и воспитателем; - пересказ художественных текстов; - ремонт книг.
В ходе общения с книгой развиваются все стороны речи детей (словарь, логика, звучание, грамматика). Кроме этого идёт процесс ознакомления с языковыми явлениями родного языка (многозначностью, фразеологией), его лексической выразительностью. Дети познают красоту его содержания и звучания.
Усвоение языка стимулирует эмоциональное воздействие произведений искусства, музыка, театр. Поэтому рядом с книжным уголком следует расположить театральную зону и музыкальный уголок.
Дети будут иметь возможность инсценировать художественные произведения, например, русские народные сказки, показывать их с помощью разных видов театра. При этом хорошо использовать звучание музыки (магнитофона или простейших для детей музыкальных инструментов).
В зоне изобразительной деятельности для театрализованных игр дети могут изготовить с помощью воспитателя элементы костюмов, декорации, афиши для будущих спектаклей и викторин, литературных гостиных и салонов. Музыка, изобразительное искусство вызывают у детей желание делиться впечатлениями, импровизировать, развивают речевое творчество и выразительность детской речи.
Во всех возрастных группах необходимо иметь разнообразный наглядный материал: демонстрационный (дидактические картины, игрушки, пособия для игр, схемы, модели, мнемотаблицы) и раздаточный (картинки, открытки, рабочие листы с заданиями по мелкой моторике и т.д.). Для старших дошкольников нужны учебная и магнитная доски, в частности для обучения грамоте, и желательно – компьютер для организации НОД, а также повседневного речевого развития детей.
Таким образом, речевая развивающая среда является эффективным средством речевого развития дошкольников, важны все её составляющие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация-презентация для воспитателей "Создание условий в группах для развития речи дошкольников" (с учетом ФГОС ДО)
Консультация предназначена для воспитателй дошкольных образовательных учреждений и раскрывает особенности организации развивающей предметно-пространственной среды группы по речевому развитию дошкольни...
Мастер – класс для воспитателей « Развитие речи дошкольников посредством опытов и экспериментов »
познакомить педагогов с детским экспериментированием в ДОУ, показать эксперимент по ознакомлению детей со свойством воздуха: воздух имеет место; развивать умения видеть проблемы, делать выводы и умоза...
Мастер-класс «Использование мнемотехники в работе по развитию речи дошкольников».
На сегодняшний день правильная, внятная, образная речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем. Основная цель речевого развития – доведение его д...
презентация «Использование мнемотехники в работе по развитию речи дошкольников».
презентация «Использование мнемотехники в работе по развитию речи дошкольников»....
«Театр — как средство развития речи у дошкольников»
laquo;Театр — как средство развития речи у дошкольников» Речь ...
Методическая разработка внеучебного мероприятия по МДК 03.02.01 Теория и методика развития речи детей специальность 44.02.01 Дошкольное образование Конкурс проектов «Актуальные вопросы развития речи дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО»
Основная цель данного мероприятия - совершенствование компетентности обучающихся по актуальным вопросам развитии речи дошкольников в проектной деятельности....
Проектирование предметно-развивающей среды в формировании исследовательских умений дошкольников
В современной дошкольной педагогике на первый план выдвигаются задачи гуманизации процесса воспитания и обучения, охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, их полноценного развити...