Мастер-класс «Использование мнемотехники в работе по развитию речи дошкольников».
консультация на тему

Алферова Оксана Владимировна
На сегодняшний день правильная, внятная, образная речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем. Основная цель речевого развития – доведение его до нормы. Каждый ребенок должен научиться содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным и занимательным. Помочь ребёнку и педагогу призвана мнемотехника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_dlya_pedagov.docx27.83 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс

«Использование мнемотехники в работе по развитию речи дошкольников».

Слайд №1. На сегодняшний день правильная, внятная, образная речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем.

  • Недостаточный словарный запас.
  • Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.

• Бедная диалогическая речь. Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.

•Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.

У большинства детей нарушено внимание, несовершенно логическое мышление.

Основная цель речевого развития – доведение его до нормы, определённой для каждого возрастного этапа, хотя индивидуальные различия речевого уровня детей могут быть исключительно велики. Каждый ребенок должен научиться в детском саду содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли.

Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным и занимательным. Помочь ребёнку и педагогу призвана мнемотехника.

Слайд №2. «Мнемотехника», «мнемотехнические приемы»… Что это такое?

Вспомните знакомую с детства мнемотехнику:

Для запоминания цветов радуги — Каждый охотник желает знать, где сидит фазан

Для запоминания падежей  русского языка -Иван   Родил Девчонку, Велел Тащить  Пелёнку» —  (именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный).

В геометрии — Биссектриса — это крыса (бегает по углам и делит их пополам).

Всем привычная азбука, где рядом с буквой нарисована соответствующая картинка, это так же один из приемов мнемотехники.

Слайд №3. Мнемотехника в переводе с греческого — искусство запоминания, технология развития памяти. Это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.

Основной “секрет” мнемотехники прост и всем известен – это ассоциация, т.е. связь нескольких образов. Вспомнив один образ (или увидев конкретный предмет), дошкольник вспоминает и все остальные образы! Нужно только научиться представлять образы и соединять их искусственной ассоциацией. Вот и весь “секрет”!

Слайд №4. На каждое слово или словосочетание придумывается картинка, и весь текст зарисовывается схематично. Любой рассказ, сказку, пословицу, стихотворение можно «записать», используя картинки или символьные знаки. Глядя на эти схемы, ребенок воспроизводит полученную информацию.

Слайд №5. В чем суть и преимущество методики?

В дошкольном возрасте запоминание чаще всего происходит непроизвольно и непоследовательно. Специально что-то заучить без наглядных примеров малышам достаточно трудно. Поэтому все приемы мнемоники (искусства запоминания) предназначены для облегчения усвоения детьми любой информации при помощи связывания ее со зрительными образами. При работе с ассоциативными карточками у ребенка упрощается процесс запоминания, развивается мышление, воображение, повышается внимательность и усидчивость. С другой стороны процесс работы с таблицами и рисунками всегда проходит в форме игры, благодаря чему обогащается словарный запас, развивается речь, дети получают навыки коммуникации и общения.

Слайд №6. С помощью мнемотехники легко можно решить следующие задачи:

1. Способствовать формированию целостного восприятия окружающего мира;  

2. Способствовать развитию психологической базы речи - восприятия, памяти, внимания, образного мышления;  

3. Способствовать умению детей преобразовывать абстрактные символы в образы (перекодирование информации);  

4. Содействовать развитию интереса, мотивации к изучению нового;  

5. Способствовать формированию навыков сотрудничества, взаимопонимания, самостоятельности;  

6. Способствовать развитию лексико-грамматических средств языка;

7. Способствовать развитию связной речи; 

8. Способствовать формированию правильного звукопроизношения; 

9. Способствовать развитию мелкой моторики рук; 

10. Способствовать развитию творческих способностей детей, умению самим составлять схемы и воспроизводить их. 

Слайд №7. Основа всех мнемотаблиц – схема-модель.

По использованию схем-моделей выделяют 3 этапа:

1. Использование готового символа или модели. На этом этапе взрослый демонстрирует готовую модель или символ, дети ее рассматривают и разбирают, а затем воспроизводят информацию с опорой на эту модель.

2. Составление модели педагогом совместно с детьми.

3. Самостоятельное составление моделей.

Слайд №8. Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному.

При обучении детей развитию речи мы используем приёмы мнемотехники, такие как:

  • Мнемоквадрат – это отдельный схематичный рисунок с определенной информацией;
  • Мнемодорожка – это несколько схематичных рисунков, расположенных линейно;
  • Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация.

Слайд №9. Хочу привести пример мнемоквадратов

Цвет, форма, размер, части.

Слайд №10. Мнемодорожки

Слайд №11. Мнемотаблицы.

  • Мнемотаблицы для запоминания  сказок.
  • Мнемотаблицы для запоминания стихов.
  • Мнемотаблицы для звукового анализа.
  • Мнемотаблицы для составления рассказов.

Слайд №12. Область применения мнемотехники широка. Приёмы мнемотехники  использую для:

  • обогащения словарного запаса;
  • закрепление грамматических категорий;
  • при обучении составлению рассказов;
  • при пересказах художественной литературы
  • при отгадывании и загадывании загадок;
  • при заучивании стихов.

Слайд №13. Метод мнемотехники  можно с успехом применять в любой образовательной области. Примеры моделей:

  • Развитие культурно -гигиенических навыков
  • Уход за комнатными растениями
  • Рассказывание о растительном, животном и предметном мире
  • Рассказывание о времени года

С помощью такой  техники, можно заучивать любое стихотворение. Процесс разучивания стихотворения становится интересным и быстрым.

Уверена, что вы согласитесь со мной, если скажу, что нарисованное запечатлевается в памяти лучше, потому что закрепляется не только слово, но и образ, и движение руки (так же, как Вы сами писали шпаргалки). Верно?

Слайд №14. Практическая часть.

Предлагаю вашему вниманию выполнить следующие задания.

Задание №1. Запомните слова.

БАБОЧКА                                    

ОЗЕРО                                    

ДЕРЕВО                                    

ЛЕСТНИЦА                                    

ОБЛАКО                                    

ЛЕС                                    

ДОМ        

КОЛОКОЛЬЧИК

МАШИНА

ВАЗА

КОЛЕСО

СТАКАН

ШАРФ

ПЕЧЕНЬЕ        

ДОЖДЬ

Вспомните все слова, которые я назвала.

А теперь схематично зарисуйте слова.

Назовите.  При зарисовке схем - мнемоквадратов вы воспроизвели все слова.

Задание №2.

Задание для первой группы – заполнить мнемодорожку, подобрав свойства воды.

Задание для второй группы – заполнить мнемодорожку, подобрав однокоренные слова к слову «снег».

(снег, снежинка, снегопад, снеговик, снежная горка, снегурочка, снегоуборочная машина, снежный ком, снегирь, снегоход)

Задание №3.

Зашифровать текст физминутки. Можете использовать символы из образца, можете придумать сами, но так, чтобы это было схематично и узнаваемо.

Задание №4  «Составьте самостоятельно мнемотаблицу».

Всем участникам раздаются карточки, на которых написан всем известный текст, например, это могут быть стихотворения А. Л. Барто «Игрушки». Участники «кодируют» данный текст, а остальные должны его расшифровать, следуя каждому символу.

Слайд №15. К.Д.Ушинский писал: “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”.

Слайд №16. Если ребенок не говорит – покажите ему картинку и он заговорит!

Давайте же помогать нашим детям при помощи мнемотехники контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации, развивать речемыслительную деятельность и, таким образом,  способствовать развитию речи ребенка.

Слайд №17. Спасибо за внимание.

Бычок

Идёт бычок, качается,

Вздыхает на ходу:

- Ох, доска кончается,

Сейчас я упаду!

Грузовик

Нет, напрасно мы решили

Прокатить кота в машине:

Кот кататься не привык -

Опрокинул грузовик.

Зайка

Зайку бросила хозяйка -

Под дождём остался зайка.

Со скамейки слезть не мог,

Весь до ниточки промок.

Кораблик

Матросская шапка,

Верёвка в руке,

Тяну я кораблик

По быстрой реке.

И скачут лягушки

За мной по пятам,

И просят меня:

- Прокати, капитан!

Лошадка

Я люблю свою лошадку,

Причешу ей шёрстку гладко,

Гребешком приглажу хвостик

И верхом поеду в гости.

Мишка

Уронили мишку на пол,

Оторвали мишке лапу.

Всё равно его не брошу -

Потому что он хороший.

Мячик

Наша Таня громко плачет:

Уронила в речку мячик.

- Тише, Танечка, не плачь:

Не утонет в речке мяч.

Самолёт

Самолёт построим сами,

Понесёмся над лесами.

Понесёмся над лесами,

А потом вернёмся к маме.

Слон

Спать пора! Уснул бычок,

Лёг в коробку на бочок.

Сонный мишка лёг в кровать,

Только слон не хочет спать.

Головой кивает слон,

Он слонихе шлёт поклон.

Козленок

У меня живёт козлёнок,

Я сама его пасу.

Я козлёнка в сад зелёный

Рано утром отнесу.

Он заблудится в саду -

Я в траве его найду.

Мишка косолапый

Мишка косолапый

По лесу идет,

Шишки собирает,

Песенки поет.

Шишка отскочила

Прямо мишке в лоб.

Мишка рассердился

И ногою - топ!

       Идет коза рогатая

Идет коза рогатая

За малыми ребятами.

Ножками - топ-топ!

Глазками - хлоп-хлоп!

Кто кашку не ест?

Кто молочка не пьет?

Забодаю, забодаю!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер – класс для воспитателей « Развитие речи дошкольников посредством опытов и экспериментов »

познакомить педагогов с детским экспериментированием в ДОУ, показать эксперимент по ознакомлению детей со свойством воздуха: воздух имеет место; развивать умения видеть проблемы, делать выводы и умоза...

презентация «Использование мнемотехники в работе по развитию речи дошкольников».

презентация «Использование мнемотехники в работе по развитию речи дошкольников»....

Синквейн в работе по развитию речи дошкольников.

Современная жизнь диктует свои законы: речь людей становится деловой даже в ежедневной обстановке, лаконичной, сухой, лишенной образности и яркости. Владение словом является искусством, которому надо ...

Консультация для педагогов МНЕМОТЕХНИКА В РАБОТЕ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧЕТВОРЧЕСТВА У ДЕТЕЙ С ТНР

материал предназначен для педагогов дошкольного образования...

Методическая разработка внеучебного мероприятия по МДК 03.02.01 Теория и методика развития речи детей специальность 44.02.01 Дошкольное образование Конкурс проектов «Актуальные вопросы развития речи дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО»

Основная цель данного мероприятия - совершенствование компетентности обучающихся по актуальным вопросам развитии речи дошкольников в проектной деятельности....

Мастер-класс Применение игровой технологии в развитии речи дошкольников

Данный мастер-класс может быть интересен воспитателям и педагогам – специалистам в работе по речевому и интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста. В качестве ожидаемых результатов мо...

Мастер класс для педагогов "Развитие речи дошкольников с помощью дидактических игр"

Дидактические игры способствуют развитию речи у детей....