Мастер-класс «Использование мнемотехники в работе по развитию речи дошкольников».
консультация на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_klass_dlya_pedagov.docx | 27.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс
«Использование мнемотехники в работе по развитию речи дошкольников».
Слайд №1. На сегодняшний день правильная, внятная, образная речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем.
- Недостаточный словарный запас.
- Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.
• Бедная диалогическая речь. Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.
•Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.
У большинства детей нарушено внимание, несовершенно логическое мышление.
Основная цель речевого развития – доведение его до нормы, определённой для каждого возрастного этапа, хотя индивидуальные различия речевого уровня детей могут быть исключительно велики. Каждый ребенок должен научиться в детском саду содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли.
Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным и занимательным. Помочь ребёнку и педагогу призвана мнемотехника.
Слайд №2. «Мнемотехника», «мнемотехнические приемы»… Что это такое?
Вспомните знакомую с детства мнемотехнику:
Для запоминания цветов радуги — Каждый охотник желает знать, где сидит фазан
Для запоминания падежей русского языка -Иван Родил Девчонку, Велел Тащить Пелёнку» — (именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный).
В геометрии — Биссектриса — это крыса (бегает по углам и делит их пополам).
Всем привычная азбука, где рядом с буквой нарисована соответствующая картинка, это так же один из приемов мнемотехники.
Слайд №3. Мнемотехника в переводе с греческого — искусство запоминания, технология развития памяти. Это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.
Основной “секрет” мнемотехники прост и всем известен – это ассоциация, т.е. связь нескольких образов. Вспомнив один образ (или увидев конкретный предмет), дошкольник вспоминает и все остальные образы! Нужно только научиться представлять образы и соединять их искусственной ассоциацией. Вот и весь “секрет”!
Слайд №4. На каждое слово или словосочетание придумывается картинка, и весь текст зарисовывается схематично. Любой рассказ, сказку, пословицу, стихотворение можно «записать», используя картинки или символьные знаки. Глядя на эти схемы, ребенок воспроизводит полученную информацию.
Слайд №5. В чем суть и преимущество методики?
В дошкольном возрасте запоминание чаще всего происходит непроизвольно и непоследовательно. Специально что-то заучить без наглядных примеров малышам достаточно трудно. Поэтому все приемы мнемоники (искусства запоминания) предназначены для облегчения усвоения детьми любой информации при помощи связывания ее со зрительными образами. При работе с ассоциативными карточками у ребенка упрощается процесс запоминания, развивается мышление, воображение, повышается внимательность и усидчивость. С другой стороны процесс работы с таблицами и рисунками всегда проходит в форме игры, благодаря чему обогащается словарный запас, развивается речь, дети получают навыки коммуникации и общения.
Слайд №6. С помощью мнемотехники легко можно решить следующие задачи:
1. Способствовать формированию целостного восприятия окружающего мира;
2. Способствовать развитию психологической базы речи - восприятия, памяти, внимания, образного мышления;
3. Способствовать умению детей преобразовывать абстрактные символы в образы (перекодирование информации);
4. Содействовать развитию интереса, мотивации к изучению нового;
5. Способствовать формированию навыков сотрудничества, взаимопонимания, самостоятельности;
6. Способствовать развитию лексико-грамматических средств языка;
7. Способствовать развитию связной речи;
8. Способствовать формированию правильного звукопроизношения;
9. Способствовать развитию мелкой моторики рук;
10. Способствовать развитию творческих способностей детей, умению самим составлять схемы и воспроизводить их.
Слайд №7. Основа всех мнемотаблиц – схема-модель.
По использованию схем-моделей выделяют 3 этапа:
1. Использование готового символа или модели. На этом этапе взрослый демонстрирует готовую модель или символ, дети ее рассматривают и разбирают, а затем воспроизводят информацию с опорой на эту модель.
2. Составление модели педагогом совместно с детьми.
3. Самостоятельное составление моделей.
Слайд №8. Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному.
При обучении детей развитию речи мы используем приёмы мнемотехники, такие как:
- Мнемоквадрат – это отдельный схематичный рисунок с определенной информацией;
- Мнемодорожка – это несколько схематичных рисунков, расположенных линейно;
- Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация.
Слайд №9. Хочу привести пример мнемоквадратов
Цвет, форма, размер, части.
Слайд №10. Мнемодорожки
Слайд №11. Мнемотаблицы.
- Мнемотаблицы для запоминания сказок.
- Мнемотаблицы для запоминания стихов.
- Мнемотаблицы для звукового анализа.
- Мнемотаблицы для составления рассказов.
Слайд №12. Область применения мнемотехники широка. Приёмы мнемотехники использую для:
- обогащения словарного запаса;
- закрепление грамматических категорий;
- при обучении составлению рассказов;
- при пересказах художественной литературы
- при отгадывании и загадывании загадок;
- при заучивании стихов.
Слайд №13. Метод мнемотехники можно с успехом применять в любой образовательной области. Примеры моделей:
- Развитие культурно -гигиенических навыков
- Уход за комнатными растениями
- Рассказывание о растительном, животном и предметном мире
- Рассказывание о времени года
С помощью такой техники, можно заучивать любое стихотворение. Процесс разучивания стихотворения становится интересным и быстрым.
Уверена, что вы согласитесь со мной, если скажу, что нарисованное запечатлевается в памяти лучше, потому что закрепляется не только слово, но и образ, и движение руки (так же, как Вы сами писали шпаргалки). Верно?
Слайд №14. Практическая часть.
Предлагаю вашему вниманию выполнить следующие задания.
Задание №1. Запомните слова.
БАБОЧКА
ОЗЕРО
ДЕРЕВО
ЛЕСТНИЦА
ОБЛАКО
ЛЕС
ДОМ
КОЛОКОЛЬЧИК
МАШИНА
ВАЗА
КОЛЕСО
СТАКАН
ШАРФ
ПЕЧЕНЬЕ
ДОЖДЬ
Вспомните все слова, которые я назвала.
А теперь схематично зарисуйте слова.
Назовите. При зарисовке схем - мнемоквадратов вы воспроизвели все слова.
Задание №2.
Задание для первой группы – заполнить мнемодорожку, подобрав свойства воды.
Задание для второй группы – заполнить мнемодорожку, подобрав однокоренные слова к слову «снег».
(снег, снежинка, снегопад, снеговик, снежная горка, снегурочка, снегоуборочная машина, снежный ком, снегирь, снегоход)
Задание №3.
Зашифровать текст физминутки. Можете использовать символы из образца, можете придумать сами, но так, чтобы это было схематично и узнаваемо.
Задание №4 «Составьте самостоятельно мнемотаблицу».
Всем участникам раздаются карточки, на которых написан всем известный текст, например, это могут быть стихотворения А. Л. Барто «Игрушки». Участники «кодируют» данный текст, а остальные должны его расшифровать, следуя каждому символу.
Слайд №15. К.Д.Ушинский писал: “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”.
Слайд №16. Если ребенок не говорит – покажите ему картинку и он заговорит!
Давайте же помогать нашим детям при помощи мнемотехники контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации, развивать речемыслительную деятельность и, таким образом, способствовать развитию речи ребенка.
Слайд №17. Спасибо за внимание.
Бычок
Идёт бычок, качается,
Вздыхает на ходу:
- Ох, доска кончается,
Сейчас я упаду!
Грузовик
Нет, напрасно мы решили
Прокатить кота в машине:
Кот кататься не привык -
Опрокинул грузовик.
Зайка
Зайку бросила хозяйка -
Под дождём остался зайка.
Со скамейки слезть не мог,
Весь до ниточки промок.
Кораблик
Матросская шапка,
Верёвка в руке,
Тяну я кораблик
По быстрой реке.
И скачут лягушки
За мной по пятам,
И просят меня:
- Прокати, капитан!
Лошадка
Я люблю свою лошадку,
Причешу ей шёрстку гладко,
Гребешком приглажу хвостик
И верхом поеду в гости.
Мишка
Уронили мишку на пол,
Оторвали мишке лапу.
Всё равно его не брошу -
Потому что он хороший.
Мячик
Наша Таня громко плачет:
Уронила в речку мячик.
- Тише, Танечка, не плачь:
Не утонет в речке мяч.
Самолёт
Самолёт построим сами,
Понесёмся над лесами.
Понесёмся над лесами,
А потом вернёмся к маме.
Слон
Спать пора! Уснул бычок,
Лёг в коробку на бочок.
Сонный мишка лёг в кровать,
Только слон не хочет спать.
Головой кивает слон,
Он слонихе шлёт поклон.
Козленок
У меня живёт козлёнок,
Я сама его пасу.
Я козлёнка в сад зелёный
Рано утром отнесу.
Он заблудится в саду -
Я в траве его найду.
Мишка косолапый
Мишка косолапый
По лесу идет,
Шишки собирает,
Песенки поет.
Шишка отскочила
Прямо мишке в лоб.
Мишка рассердился
И ногою - топ!
Идет коза рогатая
Идет коза рогатая
За малыми ребятами.
Ножками - топ-топ!
Глазками - хлоп-хлоп!
Кто кашку не ест?
Кто молочка не пьет?
Забодаю, забодаю!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер – класс для воспитателей « Развитие речи дошкольников посредством опытов и экспериментов »
познакомить педагогов с детским экспериментированием в ДОУ, показать эксперимент по ознакомлению детей со свойством воздуха: воздух имеет место; развивать умения видеть проблемы, делать выводы и умоза...
презентация «Использование мнемотехники в работе по развитию речи дошкольников».
презентация «Использование мнемотехники в работе по развитию речи дошкольников»....
Синквейн в работе по развитию речи дошкольников.
Современная жизнь диктует свои законы: речь людей становится деловой даже в ежедневной обстановке, лаконичной, сухой, лишенной образности и яркости. Владение словом является искусством, которому надо ...
Консультация для педагогов МНЕМОТЕХНИКА В РАБОТЕ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧЕТВОРЧЕСТВА У ДЕТЕЙ С ТНР
материал предназначен для педагогов дошкольного образования...
Методическая разработка внеучебного мероприятия по МДК 03.02.01 Теория и методика развития речи детей специальность 44.02.01 Дошкольное образование Конкурс проектов «Актуальные вопросы развития речи дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО»
Основная цель данного мероприятия - совершенствование компетентности обучающихся по актуальным вопросам развитии речи дошкольников в проектной деятельности....
Мастер-класс Применение игровой технологии в развитии речи дошкольников
Данный мастер-класс может быть интересен воспитателям и педагогам – специалистам в работе по речевому и интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста. В качестве ожидаемых результатов мо...
Мастер класс для педагогов "Развитие речи дошкольников с помощью дидактических игр"
Дидактические игры способствуют развитию речи у детей....