Конспект позновательно-речевой развивающей непосредственной образовательной деятельности: "Перелетные птицы" в подготовительной логопедической группе.
план-конспект занятия по теме
Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности по образовательной области "Речевое развитие" на тему "Перелетные птицы" с использованием дидактического синквейна для подготовительной логопедической группы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
https://nsportal.ru/sites/default/files/filefield_paths/konspekt_pereletnye_ptitsy.docx | 28.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка №58 «Белочка»
Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие»
на тему:
«Перелетные птицы» с использованием методики синквейн для подготовительной логопедической группы
Учитель-логопед
Ломанова Ирина Николаевна
г. Мытищи
2017г.
Коррекционно-образовательные задачи:
Систематизация знаний о перелетных птицах.
Активизация и актуализация словаря по теме «Перелетные птицы».
Совершенствование навыка составления рассказа о птице с опорой на графическую схему (синквейн).
Совершенствование грамматического строя речи (образование притяжательных прилагательных, сложных прилагательных, сложноподчиненных предложений).
Совершенствование навыка звукового анализа и синтеза слов, фонематических представлений.
Совершенствование навыка конструирования из геометрических фигур («Танграм»)
Закрепление навыка отвечать на вопросы полным ответом.
Коррекционнно-развивающие задачи:
Развитие связной речи, слухового и зрительного внимания и восприятия, мышления, памяти, творческого воображения, мелкой и общей моторики, познавательного интереса в процессе экспериментирования, умения размышлять, обобщать результаты опытов.
Воспитательные задачи:
Воспитание самостоятельности, инициативности, ответственности, навыков сотрудничества, любви и бережного отношения к природе
Предварительная работа:
1.Чтение художественной литературы о птицах.
2. Рассматривание иллюстраций с птицами, прослушивание записи из серии «Голоса птиц».
3. Отгадывание загадок по теме.
4. Рассказ педагога о перелетных птицах в свободной деятельности, почему их называют перелетными.
5. Рассматривание с детьми слайдов, видеофильма «Перелетные птицы».
6.Наблюдение за птицами во время прогулок.
7. Знакомство с игрой «Танграм».
8. Совместно с родителями – изготовление книжек-самоделок по теме «Перелетные птицы», Лэп-бука по теме.
Оборудование: Презентация, сопровождаемая музыкой, 2 магнитные доски, деревья (весеннее и зимнее), картинки перелетных и зимующих птиц, трубочки для коктейля, поддоны с рисом, геометрические фигуры танграм, контурное изображение птиц (журавля и гуся), слоги для составления слов, мяч, указка, телефон, молоко, камушки
1.Организационный Психогимнастика (создание положительного эмоционального настроя)
ДЕТИ: Доброе утро! Добрый день!
Нам здороваться не лень!
ЛОГОПЕД: Друг на друга посмотрели,
И улыбками согрели,
Улыбнитесь вы гостям,
Будут рады они вам!
Ребята, какое у вас сегодня настроение?
ДЕТИ: Бодрое, веселое, радостное, весеннее.
У меня тоже хорошее настроение. Давайте поиграем! Я приготовила для вас загадку.
СЛАЙД 1.
2.Загадка о весне. Звучит музыка.
(Развитие связной речи, мышления, поддержание мотивации познавательной деятельности детей, интерес к предстоящей деятельности).
Если снег повсюду тает,
День становится длинней.
Если все зазеленело,
И в полях звенит ручей.
Если солнце ярче светит.
Если птицам не до сна,
Если стал теплее ветер,
Значит, к нам пришла… (весна).
СЛАЙД 2.
3. Весна какая? (активизация словаря-признаков по теме «Перелётные птицы»)
ЛОГОПЕД: Правильно. Наконец-то мы дождались прихода весны. Посмотрите на слайд и придумайте слова-признаки, которыми можно описать это время года. Весна какая?
ДЕТИ: (Красивая, долгожданная, молодая, теплая, солнечная, ранняя, веселая, звонкая, звенящая, радостная, дружная, буйная, стремительная, цветущая, чудесная, непредсказуемая, запоздалая…
ЛОГОПЕД: Молодцы, вы знаете много слов-признаков о весне.
СЛАЙД 3
Sms- сообщение (поддержание позитивного эмоционального настроя детей).
ЛОГОПЕД: Ребята, извините, мне пришло срочное sms- сообщение. Сейчас прочитаю.
СЛАЙД 4
«Дорогие ребята, обращаюсь к вам за помощью. Наступил март месяц, я вступила в свои законные права, но зима никак не хочет уходить».
Кто мог прислать это сообщение? Наступил март… вступила в законные права?
ДЕТИ: Весна!
ЛОГОПЕД: Да, похоже, что эта sms от весны. Послушайте дальше.
СЛАЙД 5
ЛОГОПЕД: Взбесилась седая Старуха-Зима.
Засыпала снегом леса и поля.
От снега тяжелого стонут кусты,
А ей все неймется, в подмогу зовет
Северный ветер и крепкий Мороз.
Метель зазывает подругу свою,
Шипит и бранится, - не пустим Весну.
Правильно, эта весна пишет.
«А самое главное, зима не хочет, чтобы все перелетные птицы долетели до нас. Они летят из жарких стран, на их пути встречается много трудностей, так она еще и специально делает их дорогу еще труднее, расставляет на их пути ловушки. Ребята, помогите всем перелетным птицам вернуться в родные края».
ЛОГОПЕД: Вы хотите помочь весне?
ДЕТИ: Да.
ЛОГОПЕД: Что же надо сделать для этого?
ДЕТИ: Помочь птицам.
ЛОГОПЕД: Правильно дети, другого ответа я от вас и не ожидала.
4. Найди перелетных и зимующих птиц, развитие дыхания. (Закрепление представлений о перелетных и зимующих птицах, употребление Р. П. мн. ч., выработка направленной воздушной струи, силы выдоха)
ЛОГОПЕД: На слайде мы видим, что не все птицы улетели в теплые края. Какие это птицы?
ДЕТИ: Зимующие птицы.
ЛОГОПЕД: Это и есть первая ловушка. Зима запорошила снежной крупой зимующих и перелетных птиц, хочет сбить нас с толку. Подойдите к столам, возьмите соломинку и подуйте на снежок. Затем, перелетных птиц поместите на доску рядом с весенним деревом, а зимующих – с зимним. Дети выполняют. ЛОГОПЕД: Каких же птиц мы ждем? Дети: Ласточек, грачей, скворцов, аистов, журавлей, лебедей, кукушек, трясогузок, жаворонков, соловьев, уток, цапель. ЛОГОПЕД: Замечательно, вы знаете перелетных птиц и не спутаете их с зимующими.
Давайте отправимся в путешествие по спасению перелетных птиц. По старинному русскому обычаю, присядем на дорожку и вспомним, что же мы знаем о них. (Дети садятся на мягкие модули).
4. Предварительная беседа (Развивать умение находить причинно-следственные связи в природе, строить сложноподчиненное предложение, развитие диалогической речи).
ЛОГОПЕД: - Почему эти птицы называются перелетными?
Дети: Птицы называются перелетными потому, что… перелетают с места на место..
ЛОГОПЕД - Почему перелетные птицы улетают в теплые края? (Птицы улетают в теплые края … потому что им нечего есть).
ЛОГОПЕД - Почему перелетные птицы возвращаются?
Дети: Перелетные птицы возвращаются потому, что… им надо выводить и выкармливать птенцов.
ЛОГОПЕД - Какие птицы улетают первыми, почему?
Дети: Первыми улетают насекомоядные птицы - ласточки, соловьи, трясогузки, скворцы потому, что … насекомые прячутся и засыпают.
ЛОГОПЕД - Какие птицы улетают последними, почему?
Дети: Последними улетают водоплавающие птицы: гуси, утки, потому, что…..водоемы долго не замерзают и дают им пищу.
ЛОГОПЕД - Почему надо любить и охранять птиц?
Дети: Птиц нужно любить и охранять, потому что…..они уничтожают вредных насекомых, украшают природу, красиво поют и т.д.)
ЛОГОПЕД: Молодцы, вы много уже знаете о наших верных друзьях.
6. Полет на воздушном шаре. (Поддержание мотивации познавательной деятельности детей, интерес к предстоящей деятельности).
ЛОГОПЕД: На чем же мы сможем преодолеть этот путь?
ДЕТИ: ответы детей.
ЛОГОПЕД: Давайте полетим на воздушном шаре. Дети, кто-либо из вас летал на воздушном шаре?
ДЕТИ: Нет. СЛАЙД 6.
ЛОГОПЕД: Посмотрите на шар. Какой он?
ДЕТИ: Большой, разноцветный, огромный…
ЛОГОПЕД: Представьте себе, что мы полетим навстречу птицам, чтобы помочь им преодолеть трудности и опасности на их пути к родному дому.
ЛОГОПЕД: Шар воздушный нас зовёт Отправляемся в полет, Пристегнулись, улыбнулись, Дружно делаем вот так:
7. Развитие дыхания (выработка направленной воздушной струи, более длительного вдоха и более продолжительного выдоха)
ЛОГОПЕД: Представьте, что мы взлетаем: вдох носом, выдох ртом на звуке «Ф» (упражнение проводится несколько раз)
Включается музыкальное сопровождение.
8. «Исправьте меня» (упражнять в словоизменении: употребление существительных в форме в форме множественного числа творительного падежа).
ЛОГОПЕД: Закройте глаза, наш шар поднимается всё выше и выше. Ветер обдувает нам лицо, шею, руки. Земля остаётся далеко-далеко внизу… Вот мы и взлетели! Откройте глаза. Чтобы наш полёт проходил хорошо, внимательно следите за моей речью. Если я ошибусь, исправьте меня.
СЛАЙД 7. Мы пролетаем над «широкие поля».
СЛАЙД 8.
Мы пролетаем над зелёные леса». СЛАЙД 9.
Мы пролетаем над «высокие горы».
(Дети исправляют неправильно произнесённые логопедом согласования слов).
ЛОГОПЕД: А как вы думаете, горы опасны для птиц при перелёте? Почему?
ДЕТИ: Опасны, потому что горы острые и высокие. Птицы могут врезаться в них, поранить крыло. Трудно взять такую высоту и перелететь через горы.
ЛОГОПЕД: Чтобы преодолеть такие высокие горы, птицам надо много…
ДЕТИ: Сил.
9. Чтение, составление слов из слогов. (Совершенствование навыка составления и чтения слов, совершенствование грамматического строя – образование притяжательных прилагательных).
ЛОГОПЕД: Правильно. Горы и есть опасность, которую мы должны помочь преодолеть птицам. Чтобы было много сил, птицам надо …
ДЕТИ: Подкрепиться.
ЛОГОПЕД: Зима и тут постаралась – она сделала так, что весь корм исчез. Давайте составим из слогов слова.
Жу-чки, мош-ки, ля-гуш-ки, чер-вя-ки, му-хи, ры-ба, па-у-ки, ли-чин-ки, ба-боч-ки, ко-ма-ры, слиз-ня-ки, стре-ко-зы.
ЛОГОПЕД: Назовите, какие слова вы составили. Как можно назвать всё это одним словом? ДЕТИ: Корм, еда, пища, добыча. ЛОГОПЕД: Для кого этот корм? ДЕТИ: Для птиц. ЛОГОПЕД: Чей корм? ДЕТИ: Птичий корм. ЛОГОПЕД: Чья пища? ДЕТИ: Птичья пища. ЛОГОПЕД: Я думаю, что мы сделали доброе дело. Птицы подкрепятся здесь, отдохнут и полетят дальше. Давайте и мы немного отдохнём.
Физминутка (переключение детей на двигательную деятельность, снятие напряжение, восстановление умственной работоспособности). Руки подняли и покачали - Это деревья в лесу. Руки согнули, кисти встряхнули – Ветер сбивает росу. В стороны руки, плавно помашем – Это к нам птицы летят. Как они сядут, покажем – Крылья сложили назад
11. Загадка про туман
(Развитие мышления, поддержание мотивации познавательной деятельности детей, интерес к предстоящей деятельности).
Воспитатель: Наше путешествие продолжается.
Шар воздушный нас зовёт Отправляемся в полет, Пристегнулись, полетели…
А дальше на пути птиц следующее испытание:
Разлилось молоко
Широко и далеко.
А в холодном молоке
Утонули птицы все.
-Что это за молоко?
ДЕТИ: Туман
СЛАЙД 10.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Чем туман опасен для птиц? ДЕТИ: В тумане ничего не видно. ВОСПИТАТЕЛЬ: Давайте проверим. В загадке говорится, что туман похож на молоко.
Опустим камешек в стакан с молоком. Виден камешек? Какой мы можем
сделать вывод? ДЕТИ: В тумане тоже ничего не видно. ВОСПИТАТЕЛЬ: Чем же опасен туман? ДЕТИ: Птицы могут сбиться с пути. ЛОГОПЕД: Каких птиц вы видите на слайде? Как летят журавли? ДЕТИ: Журавли летят клином. ЛОГОПЕД: Клин какой? ДЕТИ: Журавлиный. А какие птицы еще летят клином? ДЕТИ: Гуси. ЛОГОПЕД: Клин какой? ДЕТИ: Гусиный.
ЛОГОПЕД: Кто летит впереди?
ДЕТИ: Впереди летит вожак.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Виден только его контур. Птицы ориентируются на него. Давайте составим из геометрических фигур контур птицы, который виден в тумане. Какие это птицы? (Журавль и гусь). Выберите, какую птицу будете составлять. Птица летит – птица какая?
ДЕТИ: Летящая.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Сколько должно быть фигур? Сосчитайте. Составляйте.
12.Танграм (Развитие зрительного гнозиса, конструктивного праксиса, логики, воображения, сообразительности.)
Развивать мелкую моторику, для подготовки детей к школе.
Воспитывать терпение и усидчивость.
ДЕТИ выполняют задание. ВОСПИТАТЕЛЬ: Посмотрите, друг у друга - все правильно выполнили задание? Молодцы! Все справились.
10. Пальчиковая гимнастика (Развитие тонкой моторики, координации речи с движением).
ЛОГОПЕД: Давайте отдохнем и повторим, каким перелетным птицам мы хотим помочь,
Тели – теле, тели – теле (скрещивают большие пальцы, машут ладошками) С юга птицы прилетели. Прилетел к нам скворушка (поочередно сгибаем пальцы, начиная с мизинца Серенькое перышко. левой руки) Жаворонок, соловей Торопились: кто скорей? Цапля, лебедь, утка, стриж, Аист, ласточка и чиж – Все вернулись, прилетели, (скрещиваем пальцы, машем ладошками) Песни звонкие запели. (указательным и большим пальцами делаем клюв – птицы поют)
СЛАЙД 11.
ЛОГОПЕД: Шар воздушный нас зовёт Отправляемся в полет, Пристегнулись, полетели…
Наш путь на воздушном шаре продолжается над морем. Бесконечны его просторы. Птицы летят из последних сил. Хорошо, что впереди появилась земля – небольшой остров, на котором птицы могут отдохнуть. Давайте и мы приземлимся. Помните, весна предупреждала о ловушках зимы. Вот здесь как раз и есть еще одна из них. Некоторые птицы уже здесь, на этом острове, но зима заколдовала их.
13. Составление слов по первым звукам
(развивать навыки звукового анализа и синтеза; совершенствовать умение выделять первый звук в слове; учить составлять слова из звуков; развивать фонематический слух)
Вам надо отгадать названия птиц по первым звукам слов-картинок. Если отгадаете правильно, то увидите птицу, которая уже здесь.
(Картинки: гриб, рак, автобус, часы и т. д.)
ГРАЧ, АИСТ, СТРИЖ
СЛАЙД 12. 14. Птица какая? (Образование сложных прилагательных путём слияния основ двух существительных).
У грача длинный клюв - …(длинноклювый).
У грача короткий хвост - …(короткохвостый). Грач насекомымых ест - … (насекомоядный).
СЛАЙД 13.
У аиста красный клюв -…. (красноклювый).
У аиста длинные ноги - … (длинноногий).
СЛАЙД 14.
У стрижа черные крылья-… чернокрылый.
ЛОГОПЕД: Молодцы, помогли, расколдовали птиц, а теперь пора и передохнуть – давайте поиграем в мяч.
15. Игра с мячом «Что делают?» (Обогащение экспрессивной речи словами-действиями)
ЛОГОПЕД: Передавайте друг другу мяч и называйте слова-действия – что делают птицы?
ДЕТИ: прилетают, поют, щебечут, курлычут, щелкают, заливаются, кукуют, вьют, строят, лепят, высиживают, кормят, ищут, приносят, добывают, учат, улетают….
ЛОГОПЕД: Я вами горжусь! Вы знаете много слов-действий, которые совершают птицы.
СЛАЙД 16.
А теперь закройте глаза и прислушайтесь. Что вы слышите? Где мы приземлились? Откройте глаза. Наш воздушный шар приземлился в…
ДЕТИ: В лесу!
ЛОГОПЕД: Правильно, молодцы! Перелетные птицы тоже вернулись к нам. Вы слышите их голоса. Какой же лес без птиц! Мы помогли весне?
ДЕТИ: Да! Мы выполнили просьбу весны.
16. Составление рассказа о птицах с опорой на графическую схему (синквейн) развитие монологической речи с использованием развёрнутой, грамматически правильно оформленной фразы; формирование внимания к высказыванию других детей, доброжелательности, умения дождаться своей очереди).
Давайте же расскажем о перелетных птицах по плану-схеме:
1-е слово – предмет ПТИЦЫ
2-е 2 признака (долгожданные, веселые)
3-е 3 действия (прилетают, строят, высиживают)
4-е предложение Птицы помогают людям
5-е Верные друзья
17. Итог.
Цель: уточнить уровень достижения целей и задач НОД; получение обратной связи, заинтересовать детей на самостоятельную дальнейшую деятельность вне рамок НОД.
Рефлексия.
Воспитатель: Понравилось вам наше путешествие? О ком мы говорили сегодня. Что понравилось больше всего? (Ответы детей).
Я вами горжусь! Вы славно потрудились! Какое у вас настроение? Я хочу подарить вам веселых и добрых смайликов. Если вам вдруг взгрустнется, посмотрите на них и ваше настроение улучшится. А еще в группе вас ждет сладкий подарок – конфеты, которые называются: л-а-с-т-о-ч-к а.
Попрощайтесь с гостями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОЕКТ непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной группы по теме «Космическое путешествие»
Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной к школе группы по теме "Космическое путешествие"...
Конспект непосредственно образовательной деятельности образовательной области «Познание. Формирование элементарных математических представлений в подготовительной группе
Конспект занятия...
Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе Тема: «Мой родной город Стародуб»
Задачи:Образовательные:формировать элементарные представления о происхождении герба г.Стародуба ;закреплять представления воспитанников о своем родном крае, достопримечательностях малой...
Совместная образовательная деятельность с детьми подготовительной логопедической группы (досуг) "Юные конструкторы"
Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищено, проявляя творческую активность. Для этого мы подбираем задание, соответствующее возможностям ребенка; ...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию в группе раннего возраста «К нам в гости пришла кукла Маша»
Формирование умения у детей правильно и красиво сервировать стол....
Совместная образовательная деятельность с детьми старшей логопедической группы «Путешествие в зимний лес»
Игры-драматизации – это особенный вид деятельности детей дошкольного возраста, велико их значение и для речевого развития, в котором ребенок разыгрывает знакомый сюжет, развивает его или придумы...
Открытое занятие в подготовительной (логопедической) группе по развитию мелкой моторики
Работа над развтием мелкой моторики рук, совершенствование артикуляционного аппарата, речевое дыхание, правильную выразительную интонацию ии ритм речи....