Совместная образовательная деятельность с детьми старшей логопедической группы «Путешествие в зимний лес»
план-конспект занятия
Игры-драматизации – это особенный вид деятельности детей дошкольного возраста, велико их значение и для речевого развития, в котором ребенок разыгрывает знакомый сюжет, развивает его или придумывает новый. Во время таких игр ребенок учится действовать, подчиняя свои действия определенному образцу при этом развивается воображение, творческие способности ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rps_i_rechi_puteshestvie_v_zimniy_les.docx | 36.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №19 комбинированного вида Кировского района
города Санкт - Петербурга
Совместная образовательная деятельность с детьми старшей логопедической группы
«Путешествие в зимний лес»
Познавательно-речевое, технологии здоровьесберегающие с использованием логоритмики и дыхательных упражнений, ТСО, работа с алгоритмами
Воспитатель высшей категории
Смоленцева Нина Ивановна
Санкт-Петербург
2020
Совместная образовательная деятельность с детьми старшей логопедической группы
«Путешествие в зимний лес»
Воспитатель высшей категории Смоленцева Нина Ивановна
Тема: Зима. Животные наших лесов.
Цель: Закрепление правильного произношения звука «С» в слогах, словах и предложениях.
Логопедические неречевые задачи:
- Воспитание выдержки, внимания, памяти, тормозных процессов.
- Развитие зрительной ориентировки на говорящего.
- Воспитание координации и выразительности движений.
- Обучение творческой игре и игре драматизации.
- Развитие общей, артикуляционной и пальчиковой моторики.
- Развитие мимической выразительности, подражательности.
- Развитие зрительного и слухового внимания, пространственной ориентировки.
- Продолжать формирование длительной направленной воздушной струи.
Логопедические речевые задачи:
- Расширение словарного запаса детей по теме: «Зима», «Животные наших лесов».
- Упражнять в образовании притяжательных прилагательных «чей хвост, чьи уши…»
- Закреплять артикуляцию и изолированное произнесение звука «С».
- Упражнять в правильном произнесении звука «С» в слогах, словах, в предложениях.
- Продолжать учить выделять звук «С» из ряда других звуков.
- Воспитание удлиненного выдоха, мягкой атаки голоса, интонационной выразительности.
- Развитие координации речи с движением.
Воспитательные задачи:
1.Воспитание доброжелательного отношения друг к другу, умение слушать сверстника.
- Формирование элементов творчества.
Оборудование.
- Демонстрационный материал о зиме, предметные картинки диких животных, следы медведя.
- Лесовичок, телефон, пенёк, руль, мяч.
- Д/игра «Снежинки», «Волшебный мешочек».
- Музыкальные инструменты: бубен, барабан, колокольчик, погремушки.
- Маски диких животных: медвежонка, зайчонка, бельчонка, лисенка, волчонка.
- Аудиокассеты «Снег», «Сон».
- Имитация леса – сугробы, ели, снежинки…
Ход занятия
I.Организационный момент. Приветствие.
Педагог: Дорогие ребята, наше занятие сегодня будет сказочным. И начнем мы его с загадки.
Он всё время занят делом,
Он не может зря идти.
Он идет и красит белым,
Всё, что видит на пути. (Снег)
Это одна из основных примет, какого времени года?
Да, ребята сейчас за окном стоит самое волшебное время года – Зима.
Дыхательные упражнения «Снежинки»
Педагог:
Как подул Дед Мороз –
В воздухе морозном
Полетели, закружились
Ледяные звезды.
Дети берут снежинки на ниточках и долго дуют на них, наблюдая за кружением снежинок, пока педагог читает стихотворение.
Кружатся снежинки в воздухе морозном.
Падают на землю кружевные звезды.
Вот одна упала на мою ладошку.
Ой, не тай, снежинка, подожди немножко.
(дети складывают снежинки в коробочку)
Вдруг, звонит телефон - педагог берет трубочку:
Педагог: Алло, я слушаю - очень хорошая новость. Спасибо.
Дети, звонил наш знакомый Лесовичок и приглашает нас в путешествие по зимнему лесу.
Приглашение принимаем и в дорогу отправляемся.
Педагог и дети: (речь с движением)
По ступенькам шли, шли и на улицу пришли.
Дыхательная гимнастика.
Педагог и дети:
Как погода хороша,
Все идем мы не спеша.
Педагог:В зимний лес мы отправимся на автобусе, но вот беда колеса слабые, надо их накачать. Возьмем наши ручные насосы и накачаем колеса.
Дыхательная и артикуляционная гимнастика «Насос»
Вдох! На выдохе С-С-С; С-С-С-С; С-С-С-С…(Объяснить положение языка, губ, зубов при произнесении звука «С»)
Покажите, какие стали колеса?
А какие они были?
(Считалкой выбирают водителя. 1,2,3 – а водить-то, будешь ты)
Педагог: Водитель заводи мотор.
Водитель: (-Р-Р; Р-Р-Р…., затем все дети Р-Р-Р…) Будьте внимательны и вежливы. Осторожно, двери закрываются (С-С-С…,затем все дети С-С-С…) - автобус отправляется.
Ребенок: Мы в автобусе сидим
Друг на друга мы глядим.
Пять минут и все знакомы,
Мы в автобусе как дома.
Он вперед везет ребят,
А дома летят назад.
Педагог: Путь наш не близок, предлагаю поиграть в игру.
Дидактическая словесная игра «Хлопни в ладоши, если услышишь звук «С» среди других звуков». (А-О-С-М-С-З-П-С-Ц-С-В….)
Молодцы, внимательные. Ребята, скажите - звук «С» -гласный или согласный? Каким он может быть? (согласныйон может быть твердым или мягким, звук «С» - глухой)
Педагог и дети:
А согласные согласны шелестеть, свистеть.
Даже фыркать и скрипеть, но не хочется им петь.
Ребенок:Едем, едем - долго едем,
Очень длинный этот путь.
Скоро к лесу мы подъедем,
Там мы сможем отдохнуть.
Водитель: Остановка «Зимний лес». Осторожно, двери открываются (С-С-С, затем все дети С-С-С…). Выходите.
Дыхательные упражнения
Свежо!
Ах, свежо!
Ах, как свежо!
Ах, какой свежий и чистый воздух!
Педагог: Посмотрите ребята, какой красивый лес полон сказок и чудес.
(Дети слушают музыку и рассматривают картину «Зима в лесу» беседуют)
СА-СА-СА – ах, какая красота!
СО-СО-СО – солнце светит высоко.
СУ-СУ-СУ – хорошо в лесу!
Речь с движением
Маленькие ножки – пошли по дорожке.
Большие ножки – побежали по дорожке.
Шли, шли, на поляну мы пришли.
Педагог: Почему нас никто не встречает? Давайте позовем – есть кто в лесу?
(эхо отозвалось – есть кто в лесу?)
Игра с мячом «Эхо»
Педагог называет слово – «снег» и бросает мяч ребенку. Ребенок ловит мяч, повторяет слово, если в нем есть звук «С», если нет – молчит.
(Снег, шишка, лиса, зима, санки, машина, снеговик, корзина, снежинка ……)
Но, вот дети увидели следы, чьи они? (предположения детей)
Педагог: Предлагаю, пойти по следу и мы узнаем, чьи они и куда они нас приведут.
Шли, шли и к пенечку подошли (речь с движением)
А, вот и Лесовичок ждет нас.
Превращение Лесовичка из маленького в большого.
Дети закрывают глаза, считают 1,2,3 –Лесовичок расти.
Лесовичок: Здравствуйте, ребята! Очень долго вы добирались, я вас заждался. Вижу, вы пришли по следу, догадались, чьи они? Может, знает о нём кто – то загадку? Я помогу и подскажу.
Где живет он? В самой чаще самой, самой настоящей.
Ребенок продолжает:
Ходит летом косолапо,
А зимой сосёт он лапу. (медведь)
Чьи следы? (Медвежьи. На фланелиграф выставляется картинка )
Лесовичок: Ты ребенок покрутись, в медвежонка превратись.
Педагог надевает маску медведя ребенку, а Лесовичок даёт ему бубен и говорит:
Будь внимателен в лесу.
Если что увидишь вдруг – сразу подаешь нам звук.
Путешествие наше продолжается.
Лесовичок и дети: (речь с движением)
Мы к лесной лужайке вышли - дети идут по круг
Поднимая ноги выше - дети поднимают ноги
Через кустики и кочки - дети прыгают
Через ветки и пенёчки - дети перешагивают….
Медведь звенит бубном.
Лесовичо:. Что, случилось?
Медведь: Кустики ожили вдруг, даже зашевелились.
Лесовичок: Так, это что за зверь лесной,
Встал как столбик под сосной?
Ребенок: Я стою среди травы,
Уши больше головы (заяц)
Лесовичок: Чьи уши? (заячьи уши. На фланелиграф выставляется картинка)
Верно, молодцы.
Чудеса в моем лесу происходят на ходу.
Ты, ребенок покрутись и в зайчонка превратись.
Педагог надевает маску зайца ребенку, а Лесовичок даёт ему барабан.
Речь с движением «Барабан»
(Все дети и Лесовичок идут, зайчик играет на барабане)
Бей в барабан, бей в барабан
Громче бей в барабан
Тра-та-та, тра-та-та.
Педагог: Вдруг откуда не возьмись, шишка полетела вниз.
Лесовичок: Кто с высоких темных сосен
В ребятишек шишку сбросил?
И в кусты через пенёк
Промелькнул, как огонёк.
Ребенок:
Зверька узнаете вы сразу
По двум таким приметам:
Я в шубке серенькой зимой,
А в рыжей шубке летом. (белка)
Лесовичок: Чей хвостик вы увидели? (беличий На фланелиграф выставляется картинка)
Педагог: Очень внимательные, молодцы!
Ты, ребенок покрутись и в бельчонка превратись.
Педагог надевает маску белочки ребенку, а Лесовичок дает колокольчик.
Лесовичок:.У белочки есть помощники, она собирает ими шишки, грибы, орешки – это …(лапки)? Чьи лапки? (беличьи лапки)
Пальчиковая гимнастика «Помощники» (выполняют сидя на полу)
Педагог и дети:
Вот помощники мои, их как хочешь поверни – смотрят на раскрытые ладони, поворачивают.
И вот эдак и вот так, не обидятся никак – потирают руками, раскрывают ладони и смотрят на них качая головой.
1,2,3,4,5 не сидится им опять – хлопают в ладоши, встряхивают кистями
Постучали, повертели и работать захотели – стучат друг о друга (молоточком), круговые движения, потирают руками
Мы дадим им отдохнуть и опять обратно в путь – сложили ладоши вместе, хлопают в ладоши.
Лесовичок: Продолжаем наше путешествие. ( идут по лесу)
Ты бельчонок быстрый как мяч, рыжий циркач.
Прыгаешь высоко, видишь далеко.
Будешь помощником. Как увидишь кого в лесу, сразу дай нам знак – позвони в колокольчик.
Дети идут за Лесовичком, вдруг бельчонок звонит в колокольчик.
Лесовичок: Ой, кто там? За деревьями кустами промелькнуло словно пламя.
Промелькнуло, пробежало…
Нет ни дыма, ни пожара. Кто это?
Ребенок: Я зверёк опасный
Хожу в шубке красной.
Снег разгребаю, мышек хватаю. (лиса)
Лесовичок: Чем лиса, распознает чьи следы? (носом) Чей нос? (лисий нос. На фланелиграф выставляется картинка)
Ребята, лиса ходит ни одна у неё есть друг и он где-то рядом.
Ребенок: На овчарку я похож
Что ни зуб, то острый нож!
Я, бегу оскалив пасть, на овцу готов напасть. (волк)
Лесовичок: Когда волк оскалится, что видно у него? (зубы) Чьи зубы? (волчьи зубы. На фланелиграф выставляется картинка)
Вы два друга покрутитесь и в лису с волком превратитесь.
Педагог надевает маски лисы и волка детям, а Лесовичок дает им погремушки.
Лесовичок: Как хорошо, что все звери собрались вместе.
Педагог: Я предлагаю сделать оркестр.
Логоритмическая минутка «Песенка слогов».
Слушайте, я буду называть слог, вы играете на своих инструментах столько раз, сколько раз я его произнесу: СА; СО-СО; СУ-СУ-СУ; СИ-СИ-СИ-СИ… Оркестр у вас дружный, а теперь сделаем хор, будем петь слоги, можно тихо – громко, протяжно – отрывисто, дети должны повторить: СА –СЯ – СО-СЁ –СУ –СЮ –СЫ -СИ …
Очень мне понравился оркестр и хор - играли, пели замечательно, были внимательными. Молодцы! (дети сложили инструменты в коробочку)
А сейчас мы сделаем разминку.
Динамические упражнения «ЛЕСНЫЕ ЗВЕРИ»
(координация речи с движением)
У нас славная осанка, мы свели лопатки
Мы походим на носках, а потом на пятках.
Пойдем мягко как лисята,
И как мишка косолапый,
И как серый волк волчище, и как заинька трусишка.
Вот бельчонок свернулся в клубок,
Потому что он продрог.
Солнце луч его коснулся,
Бельчонок сладко улыбнулся, потянулся!
Лесовичок: Мне, очень понравилось как вы разминались, а сейчас вы покружитесь и в детишек превратитесь.
На этом наше путешествие закончилось, мне пора…
Педагог: Подожди, Лесовичок мы не можем просто так уйти.
У нас есть мешочек, он не простой, а волшебный. Слушайте, ребята:
В волшебный мешочек мы сложем слова со звуком «С», но они должны быть связаны с зимней тематикой.
Дидактичесая игра «Волшебный мешочек».
Дети говорят в мешочек слова и передают друг другу - снег, снежинка, снеговик, снегурочка, санки, снежная баба, сосулька…
Педагог осторожно передает мешочек Лесовичку.
Педагог: Лесовичок, если тебе вдруг скучно станет, достанешь мешочек и сразу вспомнишь, что у тебя есть друзья.
Лесовичок благодарит детей и вручает им сюрприз. Прощается, уходит.
Педагог: Ребята, давайте ещё раз послушаем тишину зимнего леса, насладимся её красотой и попрощаемся (звучит спокойная музыка)
Педагог и дети:
Ты расти на радость людям,
Мы дружить с тобою будем.
Добрый лес, могучий лес,
Полон сказок и чудес!
Педагог: Автобус нас ждёт, садитесь дети. Водитель заводи мотор.
Водитель: ( Р-Р-Р; Р-Р-Р….) Будьте внимательны и вежливы. Осторожно, двери закрываются (С-С-С) - автобус отправляется.
Релаксационное упражнение «Сон».
Педагог: (звучит колыбельная музыка)
Спят ли волки? Спят, спят.
Спят ли птички? Спят, спят.
Спят ли дети? Спят, спят.
Все на свете спят, спят.
Водитетель: Только я и автобус не спим, не спим.
В детский сад спешим, спешим.
Приехали. Остановка «Д/сад №19». Осторожно двери открываются (С-С-С –С…, затем все дети С-С-С…). Выходите.
Дети выходят, прощаются с гостями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная деятельность с детьми раннего возраста Лепка "Зёрнышки для петушка"
Ход занятия.1. Организационный момент.Отгадайте, кто пришел, к нам в гости ? У нашего гостя есть гребешок, бородка, клюв и красивый хвост. А еще он по утрам всех будит, громко голосит: «Ку-ка-ре-ку!»....
Методическая разработка совместной образовательной деятельности по теме:"Пожарная безопасность" с использованием технологий ТРИЗ и мнемотехники"
Ознакомление детей с правилами поведения во время пожара и со средствами его тушения....
Конспект совместной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по реализации образовательной области «Познавательное развитие» «Спасение инопланетянина Луни»
Конспект предназначен для детей старшей группы(5-6 лет) общеразвивающей направленности...
Совместная образовательная деятельность с детьми подготовительной логопедической группы (досуг) "Юные конструкторы"
Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищено, проявляя творческую активность. Для этого мы подбираем задание, соответствующее возможностям ребенка; ...
Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми старшего возраста «Прогулка в весенний лес»
Не все дети имеют одинаковый уровень речевого развития: одни к шести годам чисто и правильно произносят слова, другие говорят все еще недостаточно отчетливо, не правильно произносят отдельные звуки. П...
Конспект организованной образовательной деятельности с детьми старшей группы по развитию речи «Осень золотая»
Конспект организованной образовательной деятельности с детьми старшей группы по развитию речи «Осень золотая»...
Конспект организованной образовательной деятельности с детьми старшей группы по развитию речи «Осень золотая»
Конспект организованной образовательной деятельности с детьми старшей группы по развитию речи «Осень золотая»...