Конспект урока по обществознанию 5 класс на тему: «Труд и творчество»
план-конспект урока на тему
Конспект урока по обществознанию 5 класс на тему: «Труд и творчество».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока по обществознанию 5 класс, на тему: «Труд и творчество» | 22.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого урока по обществознанию в 5 классе
по теме:
«Труд и творчество»
Автор: Орлова Светлана Игоревна
учитель истории и обществознания
МАОУ «Видновская гимназия.
Цель урока:
ввести учащихся в понимание сущности человеческой деятельности, познакомить с практическими видами творчества.
- Задачи урока:
- Образовательные:
- сформировать представления о роли труда в жизни человека;
- сравнить работу человека и «работу» животных, труд ремесленника и мастера;
- дать учащимся 5 класса понятие «творчество», познакомить с сущностью человеческой деятельности в процессе творчества.
Развивающие:
- развить творческие способности, фантазию и воображение;
- способствовать развитию художественного вкуса учащихся;
- научить обобщать полученные знания по теме;
- способствовать развитию коммуникативных навыков работы;
- формировать умение выделять ключевые эпизоды, анализировать, делать выводы,
доказывать свою точку зрения, логически строить ответ.
Воспитательные:
- воспитать культуру взаимоотношений, поведения, общения, здорового образа жизни, культуры умственного труда, управления своей деятельностью;
- способствовать духовно-нравственному воспитанию учащихся;
- выработать активную жизненную позицию;
- воспитывать толерантное отношение к другим мнениям.
Формируемые в ходе урока УУД: личностные, коммуникативные, познавательные, регулятивные.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: проектор, компьютер.
Ход урока:
I. Организационный момент.
-Здравствуйте, ребята! На прошлом уроке мы изучили тему «труд – основа жизни». Мы говорили о важности труда, о том, что дает человеку труд.
Прежде, чем мы начнем изучать новую тему, мне хотелось бы подвести некий под итог:
Что такое труд? Труд-деятельность человека, в процессе которой он создаёт предметы (продукты) необходимые для удовлетворения своих потребностей.
Что даёт человеку труд? Предметы необходимые для жизнидеятельности,
Что такое услуга, товар? Услуги – бытовые удобства, предоставляемые кому-нибудь
Товар – продукт труда, изготовленный для обмена, продажи.
Как оценивается труд людей?
Плата за труд – заработная плата
Поощрения (премия, благодарность, повышение по должности, надбавка)
Моральная оценка труда (одобрение, похвала – выговор, штраф, увольнение)
Чем богатый человек отличается от бедного?
II. Введение в тему урока. Определение целей и задач урока.
- Итак, продолжая беседовать на тему труд, давайте запишем тему следующего урока, которая звучит так: ДУРТ И ОВТСЕЧРОВТ.
-Что это такое? Это тайный шифр. Кто догадается, какое предложение зашифровано? (труд и творчество) верно, давайте теперь запишите тему урока в тетрадь.
-Как вы считаете, о чем мы обязательно должны сказать при рассмотрении этой темы? Давайте наметим план.
1. Что такое творчество?
2. В чём взаимосвязь труда и творчества?
Проблемный вопрос: Почему важно связывать между собой труд и творчество?
Вам, наверное, приходилось наблюдать за работой муравьёв в муравейнике, или паука, плетущего паутину, или птиц, вьющих себе гнезда весной. Выходит, что животные тоже трудятся? Как вы думаете, труд животных и птиц похож ли на труд человека?
Давайте, попробуем определить отличие труда животного от труда человека и сделаем вывод, чем они отличаются.
Животное- умения получают по наследству от родителей (всё это они выполняют инстинктивно), т. е. они уже рождаются с умением выполнять отдельные действия
инстинкт.
Человек-создаёт что-то новое, обдумывает как сделать, планировать, использует орудие труда, усовершенствуют что-то. Человек в процессе жизни всему учится и развивает свои умения. Какова цель деятельности человека?
Удовлетворение своих потребностей. Большая часть людей выполняет работу для удовлетворения физиологических потребностей. Для этого им достаточно строго выполнять требования к выполняемой работе.
В свою очередь издревле существовала группа людей, занимающаяся особой трудовой деятельностью – ремеслом. Издавна существовало большое количество ремёсел. Какие вы знаете виды ремёсел?
такие ремёсла, как:
•кузнечное
•гончарное
•плотницкое
•столярное
•портняжное.
Давайте немного отдохнём и отгадаем загадки: отгадайте загадки о ремесленных изделиях той поры:
- Сидит бычок, подбачинивши бочок, шипит и кипит, всем чай пить велит (самовар).
- Межы деревянные, а поля стеклянные? (окно)
- В избе изба, на избе труба. Зашумело в избе, загудело в трубе, видит пламя народ, а тушить не идёт? (печь)
- Если я пуста бываю, про тебя я забываю. Но когда несу еду, мимо рта я не пройду? (ложка)
- Под крышей четыре ножки, на крыше утюг да ложки? (стол)
Итак, давайте подведём итог, так что же такое ремесло?
Ремесло-деятельность человека по производству важных и нужных для жизни предметов.
А ремесленник? Ремесленник-человек владеющий ремеслом.
А как мы назовём ремесленника, создающего самые лучшие творения, считающиеся знаменитыми произведениями искусства, шедеврами, эталонами, образцами изделий?
Это слово у нас зашифровано на доске:
М_ _ _ _Р. (МАСТЕР)
Кто же такой мастер?
Давайте посмотрим на с. 83 общую характеристику понятия «МАСТЕР».
Путь к мастерству лежит через ремесленную деятельность. В Средние века человек, после того как заканчивал обучение какому-либо мастерству, отправлялся в странствия. Он путешествовал по городам, общался с людьми, наблюдал за их жизнью, оттачивал свое мастерство. Через несколько лет человек возвращался в свой город и сдавал экзамен на звание мастера.
Рассмотрите иллюстрации на стр.84 учебника.
- Как вы думаете какие предметы сделал ремесленник, а какие мастер? (мастер:1.3.4) (ремесленник:2,5,6)
- Объясните, почему вы так думаете?
А теперь обратимся к рубрике «Путешествие в прошлое» на стр.87. Прочитайте текст и ответьте на вопросы:- Чему учит эта древняя легенда?
ОТВЕТ УЧЕНИКА: Легенда учит тому, что любое творение рук человеческих нетленно и будет жить в веках; что труд великого талантливого мастера будет оценён не только современниками, но и потомками. Все гениальные творения людей, живших в различные исторические эпохи, являются золотым фондом сокровищницы мировой цивилизации и всё это нужно ценить.
VI. Творчество в искусстве.
Ребята, чем больше человек знает и умеет, тем интереснее и разнообразнее его труд. Чем бы ни занимался, работая человек, он создаёт творения, под которыми мы подразумеваем результаты его трудовой деятельности. А как известно, именно от слов «творение» (существительное), «творить» (глагол) происходит слово «творчество».
Давайте попробуем составить кластер понятию «творчество»:
- создание новых ценностей;
- деятельность, порождающая нечто новое, никогда ранее не существовавшее;
- создание чего-то нового не только для одного человека, но и для других;
- это особый взгляд на мир.
Давайте попробуем дать определение понятия «ТВОРЧЕСТВО».
Творчество-создание чего-то нового, ценного.
Давайте послушаем притчу:
«Однажды прохожий увидел, как по дороге несут тяжёлые камни группа людей. Подошёл он к одному и спросил:
– Что ты делаешь?
– Не видишь, занимаюсь тяжёлой, никому не нужной работой.
С этим же вопросом путник обратился ко второму и получил ответ:
– Деньги зарабатываю.
А третий на этот же вопрос ответил:
– Строю собор!»
Как вы понимаете притчу?
Кто из этих работников, на ваш взгляд, является человеком творческим?
Предполагаемый ответ: каждый труд воспринимает по-разному: для кого-то это тяжелое занятие, а для кого-то это радость жизни, творчество)
Какие творческие профессии знаете вы?
Творчество бывает художественное, научное, техническое, педагогическое.(подготовленные выступления)
Ученые доказали, что творческие способности есть у каждого. Но у кого они развиты больше, у кого-то меньше. От чего это зависит?
Учитель: Представьте, что вы ученые, исследующие факторы, влияющие на развитие творческих способностей.
1 вариант подберут понятия, которые способствуют развитию творческих способностей;
2 вариант подберут понятия, которые сдерживают развитие творческих способностей;
Учитель: Подведем итоги:
1вариант:
1) смелость, независимость, свобода
2) терпение и трудолюбие
3) любопытство, тяга к новому
4) самообразование
5) врожденный талант.
2 вариант:
1) неуверенность в себе и своих способностях
2) страх критики
3) привычка делать как все.
Можете ли вы привести примеры своего творческого опыта, пусть и не очень значимого, в самых разных делах?
Какие чувства вы испытывали?
Учитель: Тот, кто нашел себя и занимается любимым делом, становится счастливее.
Проблемный вопрос: Почему важно связывать между собой труд и творчество?
(работать честно, с удовольствием, радоваться результатам труда, приносить пользу другим…)
И завершить урок мне хотелось бы словами Константина Ушинского «Если вы удачно выберете труд и вложите в него всю свою душу, то счастье само отыщет вас».
Домашнее задание: Подготовьте сообщение на тему «Творчество в науке» или «Творчество в искусстве» (на примере известной личности).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока во 2 классе по теме "Зима"
В данном материале представлен подробный конспект урока во 2 классе по теме "Зима". Урок ведется в игровой диалоговой форме с использованием тематической лексики....
Конспект урока в 5 классе по теме "Фонетика. Повторение изученного."
Путешествие в чарующий мир букв и звуков...
Конспект урока по обществознанию на тему: "Безработица, ее причины и последствия".
Вашему вниманию предлагается методический материал, а именно разработка конспекта по обществознанию для 1 курса колледжа на тему: "Безработица. Ее причины и последствия." Материал разработки предназна...
конспект урока в 5 классе по теме "Синтаксис и пунктуация"
полный развёрнутый конспект по русскому языку...
Конспект урока по обществознанию на тему " Мораль и нравственность"
Цели: рассмотреть содержание понятия “мораль” « право» , «нравственность», расширить, систематизировать и углубить знания о морали;выделить признаки данного т...
План-конспект урока в 3 классе на тему: «Дательный падеж имен существительных»
Тема: «Дательный падеж имен существительных."Цель: познакомить с особенностями дательного падежа; развивать умение определять падеж по вопросу и предлогу.Задачи:Познакомиться с особенностям...
Конспект урока в ресурсном классе на тему «Зайка в зимней шубке».
Тема: «Зайка в зимней шубке».Предмет: лепка, рисование, ручное творчество.Место занятия в структуре образовательного процесса: урок по учебному плану.Тип урока: Комбинированный.Цель: Продо...