Конспект урока «Производительность труда».
план-конспект занятия на тему
Изучить экономическое понятие “производительность труда”, показатели измерения производительности труда; приобрести навыки расчета выработки и трудоемкости; выявить факторы, повышающие производительность труда.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proizvoditelnost_truda.doc | 50.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное профессиональное образовательное учреждение
Тульской области
«Тульский государственный машиностроительный колледж
имени Никиты Демидова»
(ГПОУ ТО «ТГМК им. Н. Демидова»)
Методическая разработка урока
по обществознанию на тему:
«Производительность труда».
Разработала преподаватель
общественных дисциплин
Салькова С.В.
Тема урока: «Производительность труда».
Цели урока:
Обучающие: Изучить экономическое понятие “производительность труда”, показатели измерения производительности труда; приобрести навыки расчета выработки и трудоемкости; выявить факторы, повышающие производительность труда.
Развивающие: Способствовать развитию внимания, теоретического и логического мышления, умения сравнивать и анализировать результаты работы.
Воспитательные: Воспитание чувства ответственности за результат коллективного труда, активности и самостоятельности в принятии решения.
Метод обучения: деловая игра.
Оснащение урока:
Комплекты деталей для ручной сборки авторучек, калькуляторы, раздаточный дидактический материал.
Плакаты с таблицами результатов урока.
Межпредметные связи: математика, специальные дисциплины, менеджмент, этика, эстетика.
Основные понятия для изучения: эффективность, производительность, выработка, трудоемкость.
Ход урока
Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.
Практическая часть: Сборка готового изделия. Работа выполняется в 3 тура.
Обсуждение полученных результатов.
Подведение итогов урока.
Домашнее задание.
План-конспект урока
- Вступление
Целью трудовой деятельности является получение продукта труда, т.е. производство и сбыт конкретной продукции, продажа товаров или оказание услуги.
На предприятии, где используются трудовые ресурсы, определяют производительность труда, то есть рациональное распределение знаний, умений и способностей работников.
Производительность труда – это объём работ, выполняемых одним работником в определённых условиях. Для рассмотрения условий деятельности и способов расчета производительности труда проведём практическую деятельность и постараемся понять, как оценивается результат труда.
Уровень производительности труда определяется количеством продукции, производит один работник за единицу рабочего времени, или количеством рабочего времени, затрачиваемого на производство единицы продукции.
2. Практическая часть.
Условия работы.
Для трудовой деятельности создается 2 команды с неравным количеством участников. Каждая команда является представителем отдельного предприятия, имеющего своё фирменное название (команды выбирают себе название и логотип). На всех предприятиях производится одинаковая продукция: сборка авторучек по установленному стандарту. Эталон готового изделия имеет вид: ручка с колпачком и бумажной биркой, на которой цветным маркером написано название фирмы и дата изготовления. Практическая часть выполняется в 3 тура.
Первый тур.
Даётся задание первого тура: за 2 минуты собрать максимальное количество по указанному эталону. После команды “стоп” идет подсчет готовой продукции и данные заносятся в таблицу.
Далее перед командами ставится проблема: как рассчитать производительность труда и оценить работу каждой команды? Учащимся предлагаются варианты. В качестве сравнительного показателя взять:
Количество готовой продукции у каждой команды.
Количество готовой продукции, соотнесенной с численностью работников.
Правильный вариант второй, так как количество работников неодинаковое. Необходим средний результат работы, приходящийся на одного человека.
Такой показатель производительности труда называется выработкой. В ходе обсуждения выводится формула для расчета выработки.
V=Q / N,
где Q – количество произведённой продукции.
N – численность работников.
Учащимся предлагается самостоятельно рассчитать выработку и занести данные в таблицу.
Название фирмы | Количество работников | Количество продукции | Выработка |
Второй тур.
Результаты работы можно оценивать не только количеством готовой продукции, но и количеством затраченного времени. В этом случае задается производственная программа.
Во втором туре команды получают следующее задание:
каждая фирма должна изготовить 10 ручек, при этом зафиксировать по времени начало и окончание работы. Показатели занести в таблицу.
Перед учащимися снова ставится проблема: как определить результат труда по затраченному времени. В ходе коллективных обсуждений выводится показатель, который называется трудоемкость. Это время, затраченное на производство единицы продукции. Формула для расчета трудоёмкости имеет вид:
Tr = t / Q,
где t – время работы;
Q – количество готовой продукции.
Учащиеся рассчитывают показатель трудоёмкости и заносят данные в таблицу.
Название фирмы | Количество продукции | Время работы | Трудоёмкость |
Третий тур.
Задачей любого предприятия является не только определение показателей производительности труда, но и постоянное улучшение достигнутых результатов.
В 3-м туре предлагается изменить условия работы для того, чтобы учащиеся смогли сравнить изменения результатов и сформулировать факторы, влияющие на повышение их производительности. Условия меняются индивидуально для каждой команды:
1 команда: назначается руководитель фирмы, который должен распределить обязанности между всеми членами команды, т.е. осуществить разделение труда.
2 команда: выдаются детали ручек не беспорядочной россыпью, а разложенные по отдельным ячейкам.
Результаты работы снова заносятся в таблицу.
Название фирмы | Первоначальная выработка | Изменённая выработка | Прирост производительности |
3. Обсуждение результатов.
Показатели выработки и трудоёмкости должны измениться в сторону увеличения. Команды по очереди анализирует причины изменений и определяют фактор, повлиявший на позитивные изменения. В результате общения должны быть сформулированы следующие факторы:
- четкое руководство, специализация и кооперирование труда.
- рациональная организация рабочего места.
- оснащенность трудового процесса орудиями труда и механизмами.
- повышение квалификации и опыта работы.
Учащимся предлагается сформулировать дополнительные факторы повышения производительности труда, связанные с изучением таких учебных предметов, как менеджмент, социальная психология, этика, эстетика. Могут быть предложены следующие варианты:
Проведение конкурсов, смотров, соревнований с присвоением звания “Лучший по профессии”.
Материальное и денежное поощрение, премирование, повышение заработной платы.
Своевременная поставка комплектующих изделий.
Использование качественного сырья.
Создание комфортного психологического климата за счет эстетического оформления помещений.
Правильный подбор кадров с целью создания доброжелательных межличностных отношений.
Создание сферы услуг на территории предприятия: медицинский контроль, профилакторное обследование, стоматологические услуги, юридические, бытовые и прочие.
4. Самостоятельная работа.
После обсуждения дополнительных факторов повышения производительности труда, записать в тетрадь все факторы, о которых шла речь на уроке и предложить свои варианты.
5. Подведение итогов урока.
Подводится итог по достижению целей урока. Анализируются итоги работы команд.
6. Выставление оценок. Домашнее задание.
Выучить определение производительности труда и назвать факторы повышения производительности труда.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация на тему «Трудовые ресурсы, производительность труда»
Эта презентация предназначена для использования на уроке "Трудовые ресурсы, производительность труда". Представленная в презентации информация в наглядной и доступной форме способствует изучению ...
Методическое пособие к комбинированным занятиям по дисциплине Экономика организации по теме "Кадры и производительность труда".
Пособие представляет собой структурированный материал состоящий из теоретического и практического блока, который позволит студентам эффективно изучить тему "Кадры и производительность труда"....
План открытого урока по дисциплине: Основы экономики на тему "Производительность труда. Показатели уровня производительности"
Развёрнутый план урока-практикума по Основам экономикина тему "Производительность труда. Показатели уровня производительности"...
План открытого урока по дисциплине: Основы экономики -Тема урока: «Производительность труда. Факторы производительности труда»
Тип урока: комбинированныйВид урока: урок-практикум комплексного применения знаний в рамках темы: «Производительность труда»Цели урока:Дидактические:· Повтори...
Проектная задача "Обучение и производительность труда"
Цели задачи:Обучающая:· Формирование способов учебного сотрудничества.· Закрепление способ...
План урока по теме 3.3 Кадры организации и производительность труда. Формы и системы оплаты труда. Дисциплина Основы экономики
Технологическая карта практического занятия....
Конспект занятия по теме "Экономическая сущность понятия - Производительность труда"
Цель: Определить экономическую сущность понятия производительности труда.Задачи:образовательные: - раскрыть значимость производительности труда для предприятия;- сформировать знания ...