Мастер-класс «Коммуникативные сеансы» в рамках сетевого методического взаимодействияпедагогических работников дошкольного образования
методическая разработка на тему

Аида Исламутдиновна Рамазанова

Статья рассматривает вопросы оптимального использования языковых возможностей в конкретных условиях общения. Рекомендовано для педагогов  и учителей-логопедов дошкольных организаций. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_kommunikativnye_seansy.docx111.58 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс «Коммуникативные сеансы» в рамках сетевого методического взаимодействияпедагогических работников дошкольного образования

«Чем богаче и правильнее речь, тем шире его возможности познания окружающей действительности, тем содержательнее и полноценнее его отношения со взрослыми и сверстниками».

Л.С. Выгодский

Добрый день, уважаемые коллеги!  Мы искренне рады приветствовать Вас сегодня в нашем уютном зале намастер - классе в рамках сетевого методического взаимодействия по направлению «Технологии развития речи».

Скажите громко и хором, коллеги,

Деток вы любите? Да или нет?

Пришли вы на мастер-класс,

Сил совсем нет,

Вам лекции хочется слушать здесь?

Я вас понимаю….

Как быть коллеги?

Проблемы речевого развития  решать нужно нам?

Дайте мне тогда ответ

Помочь откажетесь мне?

Последнее спрошу у вас я:

Активными все будете?

Итак, с прекрасным настроением и позитивными эмоциями мы начинаем!

А начать я хочу наш мастер - класс с небольшой притчи: «Один мудрец долго странствовал по миру в поисках истины. И вот однажды на пустынной дороге он увидел огромный камень, на котором было написано «Переверни и читай». С большим трудом мудрец перевернул тяжелый камень и прочел на другой его стороне: «Зачем ты ищешь нового знания, если не обращаешь внимания на то, что уже знаешь?».

        «Все мы, уважаемые коллеги, стремимся узнать что-то новое, познакомиться с последними разработками в области педагогики, использовать незнакомые ранее технологии. Но часто не обращаем внимания на ту информацию, которая нам уже известна. Эта притча  в полной мере относится к нашему сегодняшнему мастер-классу, который посвящен коммуникативным сеансам».

Итак, одной из задач образовательной области «Речевое развитие» является задача овладения речью как средством общения и культуры. Она предполагает свободное общение дошкольников на уровне устной речи. А именно:

- умение посредством речи решать свою цель или проблемы в процессе различных видов деятельности (игровой, познавательной, исследовательской, бытовой и др.);

- соблюдение норм литературного языка;

- владение необходимым набором средств и разновидностей общения;

- стремление учитывать в общении не только собственную позицию, но и интересы партнеров.

Чтобы сформировать у ребенка позицию активного участника в речевом взаимодействии, педагог должен развивать у него коммуникативную речь, которая подразумевает оптимальное использование языковых возможностей в конкретных условиях общения.

Реализовать эту задачу помогут коммуникативные сеансы, посредством которых как раз и развивается мотивационно-потребностная сфера в общении, а также создаются условия для самостоятельности и активности ребенка в речевой деятельности.

Что же такое коммуникативные сеансы?Коммуникативные сеансы - это комплекс ритмических, интонационных, дидактических, подвижных игр и упражнений, направленных на речевое развитие детей дошкольного возраста, на развитие у них способности творческого самовыражения средствами коммуникативной деятельности.

Основными  принципами  построения  коммуникативных сеансов  являются:

- принцип системности  (в  течение учебного года работа проводится систематически, в соответствии с планом педагога);

- принцип интеграции (объединение разных видов коммуникативной  и игровой деятельности);

- принцип комфортности (создание атмосферы доброжелательности, непринуждённой обстановки, ситуации успеха и эмоциональной вовлечённости в процесс);

- принцип личностно ориентированного взаимодействия  (создание условий для раскрепощения каждого ребенка, стимулирующего творческую и речевую активность);

- принцип вариативности (создание условий для самостоятельного выбора ребёнком материалов, способов включения в творческий процесс и степени активности).

Особенностью данных сеансов является возможность их проведения не только в процессе специально организованной образовательной деятельности (в процессе занятий), но и во время режимных моментов, и в процессе самостоятельной деятельности воспитанников. Они предназначены для индивидуальной, подгрупповой и групповой работы.

Коммуникативные сеансы желательно объединять какой-то одной темой или сюжетом: природный мир, семья, магазин и т.д.

Сами игры в сеансе можно комбинировать и конструировать самостоятельно в зависимости:

- от желаемой длительности коммуникативного сеанса;

- его развивающих возможностей и специфики проведения;

- индивидуальных способностей, самочувствия и настроения детей;

- предпочтений педагога и методического оснащения.

Структура коммуникативных сеансов основана на развивающих дидактических принципах:

- введение в игровую коммуникативную ситуацию;

- затруднение в коммуникативной ситуации;

- открытие «нового знания» или способа действий;

- включение нового знания в систему знаний ребенка или воспроизведение нового способа действий в другой типовой ситуации.

Структура сеансов включает в себя три части (вводная, основная, заключительная):

Уважаемые коллеги, я сейчас хочу пригласить вас принять участие в коммуникативном сеансе, на некоторое время вы станете детьми,  и мы с вами поиграем. Ребята, я  приглашаю всех вас на чудесный «Остров Дружбы». На этом острове принято всех приветствовать разными способами. Давайте и мы поприветствуем друг друга.А приветствовать мы будем следующим образом: называем по очереди,  не повторяясь,  разные слова приветствий, если слов «не осталось», тогда повторяют названное, но произносят его или с новой интонацией, или в другом настроении, или с каким-то жестом...[3].

Дыхательное упражнение «Тихo-тихо мы подышим»

И.п.: стоя, руки находятся перед грудью, согнуты в локтях, ладони повернуты к себе.   Вдохнуть через нос и выдохнуть через рот[1].  

Как вы думаете, кто может жить на острове? (Ответы). А это мы узнаем, если правильно по голосу определим, кто это.Сейчас каждый из Вас возьмёт карточки, только не показывайте их никому, имитируя голос животного покажите, кто у Вас изображён. (Собака-гав, корова – му, лиса – тяф). [4]  Молодцы!

Все обитатели острова – очень дружные. А как вы думаете, что любят делать друзья, когда встречаются?  (играть).Давайте и мы с Вами поиграем.

А нам пришел черед, сыграть в игру «Наоборот»[2].
Скажу я слово «высоко»,
А вы ответите… (
низко).
Потом скажу я: «Далеко»,
А вы ответите… (
близко).
«Скажу теперь я: «Потолок»,
А вы ответите… (
пол).
Скажу я слово «Потерял».
Вы ответите … («
Нашел!»)
Теперь: «Начало», — я скажу,
«Нет, — скажете … («
Конец!»).

А ещё на этом острове растёт много елок,  а на ёлках растут шишки, и по ёлкам прыгают, отгадайте, кто? Загадка.

- «Рыжая, пушистая на сосну взбирается, шишками кидается». Кто? (белка).

- Закончите предложения: «Белка бросила в волка….(шишку). На лбу у волка выросла…(шишка)».

- Какие шишки бросала белка? (еловые). Что вскочило у волка на голове? (шишка). Еловая? Сосновая? А какая?

- Какое веселое слово «шишка»! Подбери к нему сходные слова (шишка-мышка, малышка, трусишка).

- Белка угостила ежа орехами, а он не смог их… (съесть). Еж взял молоток и …(расколол орехи). Что еще можно колоть? (дрова). Чем можно уколоться? (иглой). Почему? (игла острая, колючая).

- О чем мы говорим острая? (игла, пила, вилка). Острый? (нож, язык, слух, нюх, ум). Острые? (ножницы, иглы).

- Закончите фразу так, чтобы было складно: «Где ты, белочка, гуляла? (Я орешки собирала). Ежик, ты кого нашел? (Я вам белочку привел). А ежиха в лес пошла, …(спелых ягод принесла). Быстро белочка скакала, ...(все орешки растеряла). В стороне стоял грибок, …(еж его найти не смог)»[4].

И вот однажды на этот остров налетел ураган. Все животные кинулись спасаться и растерялись. Сидят, плачут и не знают, как добраться домой. Что же делать, как быть? К счастью, на острове есть «Радио». Друзья, зверюшек, пришли на радио, чтобы сделать объявление. Например: «Дорогие обитатели! У меня сегодня пропал друг. Она рыженькая и пушистая. У нее очень большой пушистый красивый хвост. Когда она прыгает с ветки на ветку, она им рулит как рулем. И еще для нее хвостик – это одеяло, которое ее греет в морозы. Особые приметы. У нее ушки с кисточками, носик – черный, круглый, блестящий как ягодка. Приводите ее к дереву с дуплом. Там ее ждет ее мама».(Каждый участник описывает животного, изображенного на картинке, указывая особые приметы)[6].

Обитатели острова нашли своих детенышей, очень обрадовались и решили поиграть в игру Эхо. Все знают, что такое эхо? Слышали эхо? Верно, эхо – это отзвук нашего голоса. Если я крикну: «Сколько времени сейчас?», что мне ответит эхо (час, час). Вот и стали эхом. Повторяем только окончания слов или последний слог[5].

Эхо (по Н. Пикулевой).

Собирайся, детвора!                Ра!Ра!

Начинается игра!                     Ра!Ра!

Да ладошек не жалей!             Лей! Лей!

Бей в ладошки веселей!          Лей! Лей!

Сколько времени сейчас?      Час! Час!

Сколько будет через час?       Час! Час!

И неправда: будет два!           Два! Два!

Дремлет Ваша  голова!           Ва! Ва!

Это – локоть или глаз?           Глаз!Глаз!

А вот это –что у нас?             Нас! Нас!

Замечательный ответ!            Вет!Вет!

Мне вам верить или нет?       Нет! Нет!

Это ухо или нос.        Нос! Нос!

Или может, сено воз?                  Воз! Воз!

Вы хорошие всегда?        Да! Да!

Или только иногда        Да! Да!

Вы устали отвечать        Чать!Чать!

Попрошу вас помогать        Гать! Гать!

Вы так шутите всегда?             Да!Да!

Или только иногда?                  Да!Да!

Ну, пошла плясать гора!           Ра! Ра!

До свиданья, мне пора!             Ра!Ра!

Мы с вами, помогли обитателям острова и нам с вами нужно возвращаться обратно. Далеко мы с вами забрели, пора возвращаться домой, но мы ведь с вами друзья и справимся со всеми трудностями.

Игра – имитация «Мы гуляли».

Мы бежали, мы бежали… (имитируют бег)

Вдруг болото впереди:

Чав-чав, чав-чав, (имитируют, как ноги вязнут в болоте)

Его по кочкам перейди:

Прыг-прыг, прыг-прыг (имитируются прыжки по кочкам)

Впереди река, поплыли!

Буль-буль, буль-буль, (имитируют, как плывут)

Вышли на берег, замёрзли немного: Бррр – Бррр!!! (показывают, как замёрзли)

Погрели друг-друга, (дети растирают друг- друга)

А вот и тропинка:

Топ-топ, топ-топ (шагают)

Вот мы и вернулись с вами домой [5].

Коммуникативные сеансы  дают возможность реализовать требования  федерального государственного образовательного  стандарта, представленные в виде  целевых ориентиров:

- в области речевого развития ребенок способен: использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, грамотно строить речевое высказывание в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности.

Рефлексия.

Надеемся, что наша встреча была не безрезультатной, вы почерпнули много нового и полезного.А теперь я вам предлагаю поделиться своим опытом о мастер-классе, перевоплотиться в репортеров и провести прямой эфир. Представьте, что вас пригласили на телевидение для участия в передаче: «Как помочь ребенку хорошо говорить». Вы должны дать телезрителям рекомендации, которые будут способствовать эффективному развитию их речи:

1-я подгруппа адресует свое выступление родителям;

2-я подгруппа — педагогам;

3-я подгруппа — детям.

Время в «эфире» — 1 мин.

(Участники подготавливаются к «эфиру» в течение 3 мин. Затем каждая подгруппа «показывает» свой вариант «передачи в прямом эфире».)

Мы благодарим вас за участие вмастер - классе. Приятно видеть, что совсем небольшое количество времени, проведенное нами вместе, сделало атмосферу чуть - чуть теплее и доброжелательней.И еще - на память об этой встрече мы хотим вручить каждому из вас буклетик «Коммуникативные сеансы».

Список литературы

  1. Картушина М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду. Издательство «Сфера», 2004г.
  2. Новиковская О.А. Академия развивающих игр от года до 7 лет. ООО Издательство «Сова», 2009г.
  3. Рыбак Е.В. ВМЕСТЕ. Программа коммуникативного, творческого  социально-личностного развития  детей дошкольного возраста и их родителей / под.ред. Е.В. Рыбак. Изд. 2 (дополненное и доработанное)- Архангельск, издательство «Народная реклама» , 2012 . – 50 с.
  4. Ушакова О.С. Развитие речи и творчества дошкольников. Игры, упражнения, конспекты занятий. Автор: под ред. О.С. Ушаковой Издательство: «Сфера» Год: 2005 Серия: Программа развития Страниц: 144
  5. Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников. М.: Владос, 2003.- 160 с. Методическое пособие.
  6. Сайт «Родная тропинка» http://rodnaya-tropinka.ru/

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс Традиционная народная кукла "Символ года- коза" проведенный в рамках Региональной инновационной площадки. Материал для учителей технологии и преподавателей дополнительного образования.

Открытый мастер -класс  проведенный для учащихся 8-х классов,в рамках Региональной инновационной площадки .Мастер класс знакомит с традиционным народным занятием по созданию куклы-Коза....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА МАСТЕР-КЛАССА «Исследовательская деятельность в рамках реализации дисциплины «Мониторинг загрязнения окружающей природной среды»

Автор: Абаева А.И.Тема: «Определение содержания пыли в воздухе  населенных  мест»Тип урока: лабораторная работа...

Мастер - класс «Обмен опытом через сетевое взаимодействие»

Профессиональное сетевое сообщество – это формальная или неформальная группа профессионалов, работающих в одной предметной или проблемной профессиональной деятельности в сети. Участие в профессиональн...

Методическая разработка мастер-класса по теме "КОЗ как средство формирования ключевых компетенций учащихся в рамках реализации ФГОС "

—  Цель мастер-класса: трансляция опыта работы учителей по использованию на уроках КОЗ посредством современных педагогических технологий в рамках реализации ФГОС. Задачи мастер-класса:...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ Формирование коммуникативной компетенции у студентов при освоении основной профессиональной образовательной программы подготовки специалистов среднего звена 050144 Дошкольное образование на основе требований ФГОС

  На современном этапе актуальным является вопрос подготовки  высококвалифицированных специалистов-воспитателей. Кардинальные изменения, происходящие в политической, экономическо...

Мастер-класс "Развитие личности студентов в процессе совершенствования коммуникативных навыков"

Представлен опыт работы с обучающимися колледжа по заявленной теме....

Методическая разработка мастер-класс в рамках профориентации школьников "Профитроли"

Методическая разработка мастер-класса для школьников по специальности 43.02.15 "Поварское и кондитерское дело"...