Методическая разработка мастер-класса по теме "КОЗ как средство формирования ключевых компетенций учащихся в рамках реализации ФГОС "
методическая разработка на тему
Цель мастер-класса: трансляция опыта работы учителей по использованию на уроках КОЗ посредством современных педагогических технологий в рамках реализации ФГОС.
Задачи мастер-класса:
1. Познакомить обзорно коллег с основными предметными компетенциями, понятием КОЗ, их структурой, особенностями и требованиями к составлению подобных заданий;
2. Приобрести практический опыт составления и применения КОЗ;
3. Наметить пути использования КОЗ в собственной педагогической деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass.docx | 34.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс
«КОЗ как средство формирования ключевых компетенций учащихся в рамках реализации ФГОС »
Не мыслям надобно учить, а мыслить.
Иммануил Кант
Дата проведения: 15. 12. 2017г.
Авторы: Копнова И.В., учитель русского языка и литературы,
Денисова Е.А., учитель английского языка,
Блазнина В.И., учитель русского языка и литературы
Губан6ова О.В., учитель русского языка и литературы
Цель: осмыслить возможности и эффективность использования компетентностно-ориентированных заданий в организации активной и эффективной деятельности в учебном процессе в рамках реализации ФГОС.
Методические задачи:
- познакомиться со структурой КОЗ;
- приобрести практический опыт составления КОЗ.
Ход мастер-класса.
- Подготовительно-организационный:
- Приветствие, вступительное слово. Денисова Е.А.-
Уважаемые коллеги, мы рады видеть вас в преддверии новогодних праздников на нашем мастер-классе.
А начнем его с того, что попросим вас взять еловые веточки и, собрав из них елочку, предположить тему нашей сегодняшней встречи. (Слайд1)
И какая же тема у вас получилась?
ИТОГ: МОЛОДЦЫ! Вы справились с заданием, а значит, вы активные, находчивые и творческие люди, готовые разрешить любые даже самые нестандартные ситуации
Слайд № 2.
Как вы понимаете аббревиатуру «КОЗ»?
2. Определение целей и задач мастер-класса. (Слайд 3)
- Цель: трансляция опыта работы учителей по использованию на уроках КОЗ посредством современных педагогических технологий в рамках реализации ФГОС.
Задачи мастер-класса:
- Познакомить обзорно коллег с основными предметными компетенциями, понятием КОЗ, их структурой, особенностями и требованиями к составлению подобных заданий;
- Приобрести практический опыт составления и применения КОЗ;
- Наметить пути использования КОЗ в собственной педагогической деятельности.
II. Теория- Копнова И.В. – Слайд 4, 5
Сегодня современное образование предполагает перенос акцента с предметных знаний, умений и навыков, как основной цели обучения, на формирование общеучебных умений, на развитие самостоятельности в учебном процессе.
Естественно, что при таком подходе меняется и роль педагога в процессе обучения. Теперь учитель занимает позицию помощника, который помогает ученику самостоятельно находить верные решения, осваивать какие-либо навыки.
Мы с вами живем в такое время, когда все быстро меняется, и дети, которые пришли в школу в 2015 году, будут продолжать свою деятельность далеко во второй половине 21 века. А что в это время будет? Как изменится мир? Нам с вами трудно предсказать. Но значит это одно, что мы, учителя, должны уже сегодня начать готовить детей к переменам в жизни, научить их ориентироваться в жизни, научить принимать решения и справляться с трудностями.
Сегодня сделать это помогает компетентностный подход, который не отрицает значения знаний, но акцентирует внимание на способности использовать полученные знания.
В современных непростых условиях жизнь требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности мышления, быстрой ориентировки, творческого подхода для решения повседневных задач.
Компетентностный подход на уроках осуществляется через групповую и индивидуальную деятельность детей. Учащиеся раскрывают свои творческие возможности, выражают свое «Я» свою позицию и взгляды на ту или иную учебную ситуацию.
Активизация творческой и познавательной деятельности обучающихся их мотивация зависит в большей степени от методов и приёмов обучения, которые использует учитель на уроке.
Нами разработаны и апробированы уроки различных типов с использованием различных КОЗ в рамках таких современных пед.технологий как РКМЧП, технологии проектов, ИКТ- технологии в разных классах по предметам русский язык и литература, английский язык.
2.
Слайд № 6.
Главная цель компетентностного подхода заключается в формировании всесторонне развитой личности школьника, его теоретического мышления, языковой интуиции и способностей, овладение культурой речевого общения и поведения. Слайд № 7.
Можно выделить главные предметные компетентности в зависимости от цели деятельности:
- организация себя на решение проблем (самоменеджмент) Слайд № 8
- получение данных о ситуации и себе (информационные)
- привлечение ресурсов других людей путем взаимодействия с ними (коммуникативные)
За каждой компетентностью скрывается своё содержание:
Информационная компетентность: извлечение, обработка и классификация информации по заданному основанию, поиск информации, сопоставление информации.
Самоорганизационная (разрешения проблем): грамотная постановка задачи, планирование собственной деятельности, умение точно выполнять инструкцию, строгое выполнение алгоритма, оценка результата, рефлексия собственного продвижения.
Коммуникативная компетентность: создание письменного продукта заданного жанра и структуры, публичное выступление, соблюдение норм письменной и устной речи, соблюдение культуры общения, умение ответить на вопросы слушателей при выступлении.
Как же реализовать компетентностный подход в обучении русскому языку?
3.
Говоря об образовании, ориентированном на формирование данных компетенций, следует обратить внимание на потенциал компетентностно-ориентированных заданий (КОЗ).
Слайд № 9.
Компетентностно-ориентированные задания – это задания, которые имеют и учебное, и жизненное обоснование.
Исходя из опыта работы мы считаем, что КОЗ, являются одним из способов повышения мотивации к изучению предметов филолог. направленности. Слайд. № 10
Работая с КОЗ, обучающиеся учатся извлекать информацию по самостоятельно сформулированным основаниям, исходя из собственного понимания целей конкретной работы, систематизировать информацию, аргументировать сделанный выбор. Слайд № 11
От обычного задания КОЗ отличается тем, ученику предлагается определенный план действия при поиске ответа на вопрос и обязательно включается элемент решения проблемы. Слайд № 12
Предлагаем ознакомиться со структурой и требованиями к элементам компетентностно-ориентированного задания: Слайд № 13.
1. Введение в проблему (погружает в контекст задания и мотивирует на его выполнение, желательная связь с практикой). Слайд 14
Стимул должен: быть кратким (не более трёх предложений); НЕ отвлекать учащегося от содержания задания. Например, «Представьте, что вы садовники и вам нужно засеять поле ромашками» или «Вы собираетесь ехать домой на каникулы, хотите приобрести подарки близким».
Каждая составляющая КОЗ должна мотивировать учащегося на организацию деятельности. Например, работа со стимулом в начале урока позволяет учащимся увидеть проблему, сформулировать ее, подумать о путях ее решения. Как правило, именно стимул и позволяет соединить жизненную проблемную ситуацию и необходимость получения определенных знаний для разрешения данной ситуации. Поэтому, мне кажется, что формулировка стимула является наиболее сложным этапом при разработке КОЗ.
2. Формулировка задания.- Слайд №15
Задачная формулировка должна отвечать следующим требованиям:
- задание должно быть сформулировано четко и конкретно;
- текст задания должен начинаться с глагола;
- должна быть истолкована единственным образом;
- должна содержать требования к способу представления результатов работы, трактование которых тоже должно быть однозначным;
- должна быть учащемуся интересна;
- должна соответствовать возрасту учащегося;
- должна точно соотноситься с инструментом проверки (модельным ответом или специфической шкалой оценки). Все, что ученику в задачной формулировке предписано сделать, должно быть оценено. Все, что подлежит оценке, должно быть предписано ученику в задачной формулировке.
3. Информация, необходимая для решения данной задачи (источник информации). Слайд 16
Назначение источника состоит в том, что он содержит информацию, необходимую для успешной деятельности учащегося по выполнению задания. Поэтому главные требования, предъявляемые к источнику:
- источник должен быть необходимым и достаточным для выполнения заданной деятельности;
- важно позаботиться о том, чтобы источник был эффективен, т.е. позволял выполнить задание при минимальных затратах;
- желательно основывать как можно больше заданий для учащегося на одном источнике (или комплекте источников);
- при отборе источника необходимо заботиться о том, чтобы он был интересен учащимся;
- важно учитывать возрастные и гендерные, а также конъюнктурные интересы.
Источником могут быть, например, учебник, словарь и т.д.
4. Форма предъявления результатов КОЗ (задается структура предъявления учащимися результата своей деятельности по выполнению задания). Слайд 17, 18
Например, это может быть модельный ответ, это может быть ключ к тесту и т.д.
Слайд 19, 20
Итак, задание становится компетентностно-ориентированным, если:
- во-первых, это деятельностное задание;
- во-вторых, оно моделирует практическую, жизненную ситуацию;
- в- третьих, оно строится на актуальном для учащихся материале;
- в-четвёртых, его структура задаётся определенными элементами
Слайд 21, 22
Презентация опыта- Денисова Е.А., Губанова О.В.
Приведем несколько примеров КОЗ по русскому языку, литературе и английскому языку:
Слайд 21, 22
Слайд 23-26
Слайд 27-30
КОЗ №1
Формирование компетенции разрешения проблем
Тема: «Правописание проверяемой гласной в корне слова»
Введение в проблему | Младший брат попросил вас проверить выполнение домашнего задания по русскому языку. |
Формулировка задания | Исправь допущенные братом ошибки. Запиши правильный вариант в тетрадь. Одуванчик залатой Посторел и стал сидой. А как только посидел, Вместе с ветром улител. |
Источник информации | Орфографический словарь. Алгоритм проверки безударной гласной в корне слова. |
Форма предъявления (модельный ответ) | Одуванчик золотой Постарел и стал седой. А как только поседел, Вместе с ветром улетел. Каждая найденная ошибка – 1 балл. Максимальное количество - 6 баллов |
КОЗ № 2
Формирование коммуникативной компетенции
Тема: «Типы речи»
Введение в проблему | Летом ты впервые ходил в поход с ночевкой. Тебе очень понравилось. |
Формулировка задания | Расскажи о событиях, которые произошли с тобой летом в походе. Какой тип речи ты будешь использовать? |
Источник информации | Структура повествования: Начало действия Развитие действия Завершение действия |
Форма предъявления (модельный ответ) | Письменная коммуникация |
КОЗ № 3
Формирование информационной компетенции
Тема: «Монолог и диалог»
Введение в проблему | Умеете ли вы пользоваться словарем? Давайте проверим. |
Формулировка задания | Найдите слова монолог, диалог в толковом словаре, следуя инструкции, объясните их значение. Запишите значения слов в тетрадь. |
Источник информации | Толковый словарь Алгоритм работы со словарем: 1. Определи, с какой буквы начинается слово. 2. Найди страницу с необходимой буквой в словаре. 3. Обрати внимание на следующие две буквы. 4. Найди нужное слово. |
Форма предъявления (модельный ответ на слайде/ доске) | Монолог – речь одного человека, обращенная к самому себе, к зрителям, слушателям. Диалог- разговор между двумя или несколькими лицами. |
4. ПРАКТИКА- Блазнина В.И.- Слайд 30
А теперь мы предлагаем Вам попробовать совместно в мини-группах по трем предметным направлениям (русский язык, литература и английский язык) превратить учебное (знаниевое) задание из учебника в компетентностно-ориентированное.
В качестве исходных возьмём упражнения по теме «Правописание корней слов» (§21) из учебника для 6 класса под редакцией Быстровой Е.А.
(Предварительно присутствующие были поделены на 3 группы)
Задание для группы № 1 : составьте на основе упражнения № 155 КОЗ, направленное на проверку/формирование компетентности решения проблем.
Задание для группы № 2: составьте на основе упражнения № 161 КОЗ, направленное на проверку/формирование информационной компетентности.
Задание для группы № 3: составьте на основе упражнения № 157 КОЗ, направленное на проверку/формирование коммуникативной компетентности.
Каждое составленное Вами задание должно состоять из трёх частей Слайд № 8:
1. Характеристика задания, включающая только формируемые компетентности (аспекты, уровни). Для этого Вы можете использовать Памятки, которые есть на столах (см. Приложения для групп). Слайд № 9
2. Само задание, представленное в соответствии с заданной структурой (если Вы решаете использовать дополнительный(е) источник(и) информации, то его(их) придумывать и прикладывать к заданию не нужно, достаточно указать в квадратных скобках, какие именно источники Вы используете).
3. Инструмент проверки. Слайд № 10,11
5. Афиширование.
Представление результатов работы в группах.
ЗАДАНИЕ для группы1 «Русский язык»:
ЗАДАНИЕ для группы 2 «Литература»:
ЗАДАНИЕ для группы 3 «Английский язык»:
6.
Итак, мы с вами увидели, что ничего невозможного нет. Самое главное, изменить подходы к организации учебного процесса, когда знания становятся не целью, а средством получения нового знания.
Мы учим не для школы, а для жизни. Не просто дать знания, а научить учиться-вот наша задача. Научить ориентироваться в непростом реальном мире можно, выполняя практические, жизненные задачи. А это и есть компетентностно-ориентированные задания. Хуторский А.В.
Проводится дискуссия по результатам совместной деятельности мастеров и слушателей.
ВОПРОСЫ ГРУППАМ:
- Что такое КОЗ?
- На развитие каких компетенций направлены КОЗ?
- С какой целью используются КОЗ в рамках современного урока?
Слайд № 31
7. Рефлексия.
- А сейчас мы предлагаем вам проанализировать нашу совместную плодотворную работу и «НАРЯДИТЬ» нашу новогоднюю методическую елочку вашими идеями, пожеланиями, отзывами и предложениями.
Слайд № 32
- Мы желаем всем вам творческих успехов в нашей нелегкой педагогической деятельности, терпения, крепкого здоровья и, конечно же, отличного предновогоднего настроения! Пусть ваши мечты обязательно исполнятся!
Слайд № 33
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интерактивные методы обучения как средство формирования ключевых компетенций обучающихся
Педагогические инновации в наше время неразрывно связаны с применением интерактивных методов обучения. В соответствии с Концепцией модернизации Российского образования необходимо формировать "нов...
ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА
Концепция федерального государственного образовательного стандарта предполагает реализацию целей формирования целостной личности осуществлять в рамках компетентностного подхода. Главная задача пр...
Ролевая игра как интерактивный метод обучения и средство формирования ключевых компетенций у студентов в рамках изучения курса методики развития детского изобразительного творчества
Статья из опыта работы....
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА МАСТЕР-КЛАССА «Исследовательская деятельность в рамках реализации дисциплины «Мониторинг загрязнения окружающей природной среды»
Автор: Абаева А.И.Тема: «Определение содержания пыли в воздухе населенных мест»Тип урока: лабораторная работа...
Использование интерактивных методов обучения на уроках химии как средство формирования ключевых компетенций обучающихся
Современные требования к образованию предполагают большую активность обучаемого, его творческое переосмысление полученных сведений, поэтому для достижения качества образовательных услуг необходимо исп...
Использование интерактивных методов обучения на уроках химии как средство формирования ключевых компетенций обучающихся.
Использование интерактивных методов обучения на уроках химии...
Проектная деятельность как способ формирования ключевых компетенций учащихся на уроках математики
Прменение метода проектов на уроках математики...