Мастер-класс Традиционная народная кукла "Символ года- коза" проведенный в рамках Региональной инновационной площадки. Материал для учителей технологии и преподавателей дополнительного образования.
план-конспект занятия на тему
Открытый мастер -класс проведенный для учащихся 8-х классов,в рамках Региональной инновационной площадки .Мастер класс знакомит с традиционным народным занятием по созданию куклы-Коза.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для
обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья VIII вида
«Хорловская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа - интернат»
Мастер- класс
« Традиционная народная кукла Символ года»
для 8а,8б классов
Составитель
Рузаева О.Е.., учитель швейного дела
высшей квалификационной категории
п.Хорлово
2014 год
Урок технологии
Тема: «Традиционная народная кукла Символ года -Коза»
Цель урока: Сформировать у учащихся представления о традиционной народной культуре и научить изготавливать куклу – оберег «Коза», методом скрутки.
Задачи: -Познакомить с историей народной куклы;
-Изготовить куклу – оберег;
-Развить эстетический вкус, внимание, художественно-образное мышление;
-Воспитать аккуратность, терпение, умение выполнять работу до конечного желаемого результата и умение работать в коллективе, уважение к традициям и обычаям родного края.
Материально-техническое оснащение урока: ножницы; нитки льняные, хлопчатобумажные;х/б и льняная ткань; Тесьма, кружева.
Межпредметные связи: история
План урока:
1.Организационный момент
2.Вступительное слово учителя
3.Сообщение новых знаний
4.Закрепление новых знаний
5.Разминка или физминутка
6.Практическая работа по изготовлению тряпичной куклы
7.Подведение итогов
Ход занятия:
I. Вводная часть.
1. Организационный момент.
Проверить готовность учащихся к уроку, их внешний вид, исправность оборудования.
II. Содержание занятия.
1.Настрой на работу.
- Девочки, вслушайтесь внимательно в слова пословицы:
К большому терпенью придет и уменье.
- Чему учит нас эта пословица?
(Человек должен терпеливо, упорно учиться чему-то, и научится этому делу, станет его выполнять умело, как мастер.)
- Молодцы, вот так и нам на уроке терпение, настойчивость будет помогать учиться. Еще в народе говорят: Терпенье и труд, дивные всходы дают.
Какие ещё вы знаете пословицы о труде?
( “Умение везде найдёт применение”, “Не будет и скуки, когда заняты руки”, “Мастерство тому дается, кто весь делу отдаётся”.)
Эти пословицы будут служить девизом нашего занятия.
2. Введение в тему.
Обращаю ваше внимание на выставку КУКОЛ. Сегодня мы познакомимся с традиционной русской народной куклой, на которой выросли многие поколения наших предков.
На земле куклы появились очень давно. Кукла – это образ человека, его маленькая копия.
. Кукла многое может рассказать о народе. О его внешнем виде, о нарядах, характере, и занятиях. Кукол хранили и передавали детям и внукам. В кукле закодированы общечеловеческие ценности: продолжение рода, здоровье, любовь, жизнь. (Слайд 1)
-А вы еще играете в куклы?
.
Кукла сопровождала русского человека с рождения и до старости. Куклам приписывались различные волшебные свойства: они могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезни и несчастья, помочь хорошему урожаю Кукла находилась в центре многих календарных и семейных обрядов в русской деревне. Кукла берегла человека ее так и называли оберег или берегиня.(Слайд 2)
Традиционная тряпичная кукла безлика. Лицо, как правило, не обозначалось, оставалось белым. Кукла без лица считалась предметом неодушевленным, недоступным для вселения в него злых, недобрых сил, а значит, и безвредным для нас.
- Как вы думаете, из каких материалов мастерили кукол?( Слайд 3)
С давних времён кукол делали из травы, веточек и лоскутиков,
Какое растение служило сырьем для производства тканей в нашей стране? Ткани изготавливали из местного сырья (льна).
Кукол делали из старых и новых натуральных тканей.
Какими свойствами обладают натуральные ткани? (Они дышат и хорошо впитывают влагу). А еще эти ткани приятно держать в руках.
Ткани изготавливали самостоятельно: это была традиционная женская обязанность – от крестьянок до цариц. Одежду для семьи шили своими руками. Из лоскутков делали разные изделия, в том числе и кукол.
Посмотрим на некоторых из них (слайд3,4,5,6)
Виды традиционных тряпичных кукол по назначению:
Кукла "Кубышка-Травница".
Чтобы воздух в избе был чистый, изготавливали полезную куколку "Кубышку-Травницу". Подвешивали ее там, где воздух застаивался или над колыбелью ребенка.
Эта кукла наполнена душистой лекарственной травой. Куколку необходимо помять в руках, пошевелить, и по комнате разнесется травяной дух, который отгонит духов болезни.
Кубышка-Травница до сих пор следит за тем, чтобы болезнь не проникла в дом. От нее исходит теплота, как от заботливой хозяйки. Она и защитница от злых духов болезни.
Колокольчик – куколка добрых вестей .Эта куколка весёлая, задорная, приносит в дом радость и веселье – оберег хорошего настроения. Даря Колокольчик, человек желает своему другу получать только хорошие известия и поддерживает в нём радостное и весёлое настроение.
Кукла –кормилка. Особый вид: куклы-«кормилки», которые выражают образ замужней женщины, кормящей матери. Одна из них – вепсская кукла (названа по имени народности вепсы).
Кукла –пеленашка В старинной русской деревне крестьяне считали, что злые духи стараются всячески навредить беззащитным людям. Чтобы сбить злых духов с толку, спелёнутую куклу подкладывали к младенцу в колыбель, где она находилась до крещения ребёнка, чтобы принимать на себя все напасти, угрожавшие незащищённому крестом чаду. Только после крещения, за младенцем утверждается статус человека, кукла убиралась из колыбели. Куклу хранили в доме наравне с крестильной рубахой ребёнка.
На счастье – кукла размером в пол ладони, а коса длинная и толстая – вся сила женская в той косе.
4. Сообщение темы занятия.
Сегодня речь пойдет об игрушке особой – кукле- Козе.
Коза - очень древний символ, непременный участник русских народных сказок, символ жизненной силы и плодородия. Эту силу она приносит хозяину дома и его земле, полю, чтобы лучше родился хлеб. "Где Коза ходила - там жито родило!"
Делали такую куклу- оберег и для игр ребенка . Помните четверостишие Идет коза рогатая
За малыми ребятами
Кто не слушается
Того коза забодает, забодает !"
Кукла Коза - непременный участник зимних рождественских колядок, святочных гуляний молодежи с 21 декабря по 6 января"
.Выполнялась данная кукла на крестообразной основе, а лицо, рога и борода были сделаны из лыка. "Коза"была наряжена в красивое платье и имела на себе обрядовые предметы: колокольчики, бусы, серьги, колечки и мешочки с травами. Данная кукла использовалась в обрядах колядования.
Сейчас Коза делается на поднятие жизненной силы, особенно в дни зимних святок. Очень хорошо подарить на новый год, рождество, семье, а , особенно, женщине в подарок на поднятие жизненных сил. Сила Козы в рогах! По восточному календарю этот год козы или овцы.
Физминутка
Игра “С козой” (Все поют, выполняя движения).
Давай коза попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем.
И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем.
И ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем,
и ножками потопаем, потопаем, потопаем коза.
Сегодня мы будем делать такую куклу - оберег.
Создавая обереги, надо соблюдать некоторые правила:
1. Обереги не могут быть изготовлены для себя.
2. Никто не может заставить кого-либо изготовить для себя оберег или упросить сделать это. Обереги изготавливаются только по доброй воле и от чистой души.
3. В процессе создания оберега вы должны постоянно думать о том человеке, для которого вы его делаете, держать перед мысленным взглядом его образ, ощущать его энергетику, настрой, характер, потребности.
В это воскресенье мы принимаем участие в рождественской благотворительной ярмарке. Будем продавать свои изделия. Средства собранные на ярмарке перечисляются тяжело больным детям. Помня о том , что обереги не делают для себя давайте сделаем их для других детей.
Повторение техники безопасности Напомните друг другу правила прочитав их.
Правила техники безопасности в стихах
1.
Иголки надо сосчитать,
Когда садишься за работу.
Потом внимательно собрать,
Хотя бывает неохота.
2.
Ты не бери иголку в рот:
Иголка острая не плод!
Ты лучше с нею не шути,
А то окажется внутри.
3.
На стол клади ты ножницы
Кольцами к себе.
Передают же ножницы
Кольцами к тебе.
Сомкнутыми ножницы
Должны лежать всегда.
Положишь их разомкнутыми-
Может быть беда.
4.
Лишь окончена работа-
Инструментам нужна забота:
Не забудь ты их закрыть
И на место положить.
Рассматривание образца и заготовок. Определение последовательности работы.
Инструкционная карта
1.Взять длинную пасму ниток, сложить концы вместе.. Перевязать по середине красной ниткой - это будет рот.
2. Чуть ниже перевязываем нитью. Образуем мордочку.
3. Вяжем три косички: 1) ручки 2) рожки 3) ушки Концы косичек в начале и конце обматываем нитью и закрепляем узелком.
4. Складываем и сшиваем ушки.
5. Формируем головку, прокладывая между двух пучков нитей, ушки и рожки
6. Заматываем нитку, формируя шейку. Обратите внимание на палочку, её мы затем воткнём в середину шейки. Между двумя пучками прокладываем ручки.
7. Заматываем нитку, формируя туловище. Затем острым концом вставляем палочку, загибаем рожки и получаем козочку.
8. Теперь шьём наряд для козочки.
Одеваем нашу козочку. Делаем грудь: вырезаем два кусочка белой ткани, набиваем каждую и закрепляем получившиеся шарики.
9. Для козочки делаем юбочку, к низу пришиваем кружева. .Сшиваем бок и затягиваем крепкую ниточку на талии
10.Выкраиваем рукава такой длины, чтобы сразу образовалась и кофточка.
Пришиваем кружево к низу рукава и застрачиваем примерно до середины. На запястьях затягиваем ниточки. Одеваем на руки, завязываем на запястьях и подгибаем лишнее возле шеи, образуя при этом кофточку. На талии все закрепляем ниткой и завязываем.
11. Делаем грудь: вырезаем два кусочка белой ткани, набиваем каждую и закрепляем получившиеся шарики. Приматываем к туловищу.
Одеваем нашу козочку. Крепим юбку на талии и обматываем нитками.
12. Делаем глазки, прошивая чёрной нитью. Украшаем бусами ,бантиками, сережками.
Работа по индивидуальным карточкам (технологические карты). Перед вами карточки с этапами работы над куклой оберегом. Расставлены этапы не по порядку. Самостоятельно обозначьте цифрами правильную последовательность в этапах работы. Проверка у доски (большие карточки).
Физминутка
Педагог. А сейчас ребята мы поиграем с вами в игру «Вверх рука и вниз рука». Я буду говорить словосочетание, а вы будете выполнять движения вместе со мной. Приготовились? Начали!
А теперь, ребята, встали.
Быстро руки вверх подняли,
В стороны, вперед, назад.
Повернулись вправо, влево,
Тихо сели, вновь за дело.
III. Подведение итогов. Рефлексия.
Наша кукла-оберег готова! Вы молодцы! Славно потрудились! Анализ выполненных работ.
Вопросы:
1. Какое предназначение имели куклы в жизни человека?
2 .Назовите кукол, с которыми сегодня познакомились?
3.Почему этих кукол называли оберег?
4. Почему обереговые куклы были безликими?
3. Что вам понравилось на уроке?
4. Что было для вас трудно в практической части?
Эту В наше время традиционная народная кукла возрождается и возвращается в жизнь благодаря людям, которые увлечены этим делом.Таких кукол часто продают на ярмарках. Мы с вами тоже принимаем в этом участие. В воскресение наша школа участвует в благотворительной ярмарке посвященной рождеству.
Эту куклу-скрутку,
Любит издавна народ.
Если в доме есть она
Беда, печаль вам не страшна.
Эту куклу вам вручаю
И от всей души желаю:
Пусть она вас бережет,
Счастье в дом ваш принесет
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер класс, приуроченный к конкурсу "Педагог года"
Тема урока – Антропогенное воздействие на биосферу.Тип урока – урок «открытия» новых знаний.Цель урока: создать условия для изучения масштабности и последствий а...
Здоровьесберегающие технологии на занятиях дополнительного образования
Автор семинарского занятия подробно останавливается на определении понятия "Здоровье", рассматривает приемы и методы здоровьесберегающих технологий, дает практические советы для педаго...
Применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательном процессе / Программа стажировки учителей технологии образовательных организаций основного образования
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕПРОГРАММАПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ«Применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательном процессе / Программа стажировки учителей т...
Инновационные педагогические технологии в системе Дополнительного образования детей
Инновационные технологии в дополнительном образовании дают возможность учащимся понять тенденции эволюции производительных сил и производственных отношений, это связано непосредственно с будущей...
Инновационные технологии в системе дополнительного образования детей
Характерной особенностью нашего времени является активизация инновационных процессов в образовании. Происходит смена образовательной парадигмы: предлагается иное содержание, иные подходы, право, отнош...
Современные образовательные технологии в системе дополнительного образования
В презентации приведены примеры образовательных технологий с кратким описанием....
Разработка мастер-класса по теме "Народная игрушка"
Используя данную разработку можно познакомить студентов с традициями изготовления народных игрушек. Со значением каждого вида игрушек (кукол) в жизни человека....