Методическая разработка в соответствии ФГОС." Программа по логопедическим занятиям для детей с ОВЗ"
методическая разработка на тему

Городецкая Светлана Николаевна
Морфология тесно связана с орфографией.

Скачать:


Предварительный просмотр:


ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №120

Выборгского района Санкт-Петербурга

ПРОГРАММА ПО ЛОГОПЕДИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ

Автор: учитель-логопед

Городецкая С.Н.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Пояснительная записка

Программа разработана в рамках для детей с (ОВЗ).

Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей младшего школьного возраста показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растёт. Эти дети составляют основную группу риска по школьной неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением. Основная причина — недостаточное развитие процессов звуко-буквенного анализа и синтеза. Известно, что звуко-буквенный анализ базируется на чётких, устойчивых и достаточно дифференцированных представлениях о звуковом составе слова. Процесс овладения звуковым составом слова, в свою очередь, тесно связан с формированием слухоречедвигательного взаимодействия, который выражается в правильной артикуляции звуков и их тонкой дифференциации на слух.

Особенно остро данная проблема касается детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Известно, что предпосылки для успешного обучения письму и чтению формируются в дошкольном возрасте. А также установлено, что возраст пятого года жизни является оптимальным для воспитания особой, высшей формы фонематического слуха — фонематического восприятия и ориентировочной деятельности ребёнка в звуковой действительности. Лишь небольшое количество детей «с особыми потребностями» в воспитании и обучении в дошкольном возрасте посещают специализированные коррекционные дошкольные учреждения. В лучшем случае такая категория детей  индивидуально занимается со специалистами по коррекции речи (дефектолог, логопед). Однако зачастую родители начинают искать специализированные учреждения лишь к школьному возрасту, таким образом, пропуская сензитивный период.

Способность к овладению навыками чтения и письма связана с общим речевым развитием детей, со сформированностью психологической базы речи: вниманием, памятью, мышлением. Нарушения чтения и письма находятся в прямой зависимости от состояния интеллекта ребёнка и, влияя на весь процесс обучения в целом, оказывают негативное воздействие на психическое и речевое воздействие.  

Направленность программы. Адаптированная дополнительная образовательная программа «Логопедия» по содержанию является социально-педагогической; по функциональному предназначению — специальной; по форме организации — индивидуально ориентированной; по времени реализации — двухгодичной.  

Данная программа разрабатывалась на основе «Программы логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей» авторы: Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, рекомендаций В.С. Кукушина по коррекции дислексии и дисграфии, опубликованных в книге «Логопедия в школе: практический опыт». Также для разработки программы использовалось методическое пособие для учителя-логопеда - «Логопедическая работа в коррекционных классах» , автор Р.И. Лалаева.

Актуальность программы. Данная программа актуальна в связи с необходимостью дополнительного дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, обучающихся в общеобразовательных учреждениях, а также интегрирована с надомной формой обучения, которая даёт возможность получить знания по предмету через дистанционный курс.

Кроме этого, актуальность адаптированной дополнительной образовательной программы дистанционного обучения «Логопедия» обусловлена тем, что детям с ограниченными возможностями здоровья и детям-инвалидам, обучающихся в младших классах в рамках дистанционного образования, также как и детям, обучающихся в массовых общеобразовательных школах, необходима квалифицированная помощь по коррекции нарушений чтения и письма.

Проблема нарушений письменной речи и чтения, низкой грамотности и неуспеваемости по русскому языку не утратила своей актуальности, несмотря на серьёзные достижения как в её теоретическом освещении, так и в практической коррекционно-логопедической работе. По целому ряду причин она становится всё более острой, представляющей значительные трудности в овладении грамотой, препятствующей успешному усвоению детьми русского языка вообще, русской грамматики в частности, и требующей для её разрешения огромных усилий и от педагогов, и от детей.

Новизна программы. Новизна данной программы состоит в том, что использование компьютерных технологий позволит сделать процесс коррекции нарушений чтения и письма, а также речевых дефектов более рациональным, повысит интерес детей к логопедическим занятиям, в течение которых ребенок будет чувствовать себя эмоционально комфортно, что эффективно скажется на результатах деятельности.

Большое значение в работе учителя-логопеда, использующего в своей деятельности данную программу, придаётся использованию разнообразных игровых технологий, которые проводятся с учётом возможностей учащихся и решают многоплановые задачи развивающего характера. Ведь логопед должен постоянно помнить, что у детей с любой формой недоразвития речи всегда недостаточно сформирована психическая база речи, лежащая в основе успешной работы по коррекции устной и письменной речи ребёнка.

Цели и задачи программы.

Цель программы — предупреждение и устранение нарушений чтения и письма у младших школьников.

Основные задачи программы при коррекционной работе:

  • развитие зрительного восприятия и узнавания (гнозиса) цвета, формы и величины букв;
  • уточнение и расширение объёма зрительной памяти (мнезиса);
  • формирование пространственного восприятия и пространственных представлений;
  • развитие зрительного анализа и синтеза;
  • формирование речевых обозначений зрительно-пространственных отношений;
  • дифференциация смешиваемых при чтении букв (изолированно) в слогах, словах, предложениях и связном тексте.

Отличительные особенности программы.

Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих в этой области заключаются в том, что в традиционный урок активно внедряются информационные и коммуникационные технологии, электронные образовательные ресурсы, а также различные интерактивные методы обучения.

Структура программы.

В структуру дополнительной образовательной программы «Логопедия» входят два дистанционных курса:

1. «Логопедический букварь»

Цель курса — формирование и закрепление навыка чтения, посредством овладения звуко-буквенных обозначений.

 Основными задачами данного курса являются:

  • развитие фонематических представлений о звукобуквенном и звукослоговом составе слова;
  • восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи;
  • становление чтения и письма;
  • развивать звукобуквенный анализ и синтез;
  • совершенствовать мелкую моторику;
  • вырабатывать навык чтения слогов, затем слов и умение записывать слог соответствующими буквам.

        Данный дистанционный курс состоит из 34 тем. Каждая тема соответствует одному уроку, на котором изучается определённая буква и соответствующие ей звуки. Особая последовательность изучения букв позволяют обучать чтению детей с нарушениями произношения звуков. Последовательность изучения букв даёт возможность обучать школьника чтению (корректировать имеющиеся навыки чтения), не вызывая негативной реакции на процесс обучения и не травмируя психику, поскольку вначале учащиеся знакомятся с буквами и звуками, которые реже всего вызывают трудности в произношении.

        2. «Уроки логопеда»

Цель курса — предупреждение и устранение нарушений чтения и письма.

 Основными задачами данного курса являются:

  • развивать артикуляционную, тонкую и общую моторику;
  • формировать полноценные произносительные навыки;
  • развивать фонематическое восприятие, фонематические представления, доступные возрасту формы звукового анализа и синтеза;
  • воспитывать у учащихся умение правильно составлять простое распространённое предложение, а затем и сложное предложение;
  • учить употреблять разные конструкции предложений в самостоятельной связной речи;
  • дифференцировать смешиваемые при чтении буквы (изолированно) в слогах, словах, предложениях и связном тексте.

Данный дистанционный курс состоит из 51 темы. Первый урок — диагностический, на данном занятии проверяется уровень сформированности речи учащегося (связная речь, лексико-грамматический строй, звукопроизносительная сторона, фонематические процессы, темпо-ритмическая организация речи). Далее на каждом занятии изучается определённая буква и соответствующие ей звуки, а также проводится работа по дифференциации звуков.  

Сроки реализации.

Настоящая программа рассчитана на два года обучения в очно-дистанционной форме.

Первый год обучения - «Логопедический букварь» - рассчитан на 1 час в неделю, продолжительность занятия 40 минут.

Второй год обучения - «Уроки логопеда» - рассчитан на 2 часа в неделю, продолжительность занятия 40 минут.

Ожидаемые результаты и способы их проверки.

В итоге проведённой логопедической работы учащиеся должны научиться:

  • правильно артикулировать все звуки речи в различных позициях;
  • чётко дифференцировать все изученные звуки;
  • различать понятия «звук», «твёрдый звук», «мягкий звук», «глухой звук», «звонкий звук», «слог», «предложение» на практическом уровне;
  • называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;
  • производить элементарный звуковой анализ и синтез;
  • читать и правильно понимать прочитанное, отвечать на вопросы по содержанию, ставить вопросы к текстам и пересказывать их;
  • составлять по сюжетным картинкам и серии сюжетных картин связные рассказы.

Результативность логопедической работы отслеживается через мониторинговые (диагностические) исследования два раза в год (1-я половина сентября, 2-я половина мая) с внесением последующих корректив в содержание всего коррекционно-образовательного процесса и в индивидуальные маршруты коррекции.

В процессе специально организованных занятий и вне их применяются оценки:

  • в форме эмоционального отношения;
  • оценочного суждения (словесного поощрения и др.).

Также основным способом проверки учащихся-логопатов является текущий контроль и самоконтроль. Текущий контроль проводится в течение всего периода обучения, на каждом уроке, причём почти на каждом его этапе. Оценивание при текущем контроле оказывает огромное воспитательное воздействие. Так объективная оценка может поддержать, подбодрить ученика.

Практические работы проводятся по материалам следующих учебных пособий:

  1. Герасимова А.С., Жукова О.С., Кузнецова В.Г. Логопедическая энциклопедия дошкольника. - М.: ЗАО «ОЛМА Медиа Групп», 2006. - 608 с.
  2. Занимательно азбуковедение: книга для учителя / сост. В.Волина. - М.: Просвещение, 1991. - 368 с.
  3. Кислова Т.Р., Иванова А.А. По дороге к Азбуке. Пособие по развитию речи и подготовке к обучению грамоте дошкольников, посещающих подготовительные логопедические группы. Ч.5 (6-7 лет). - М.: Баласс, 2012. - 96 с.
  4. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Парные звонкие-глухие согласные. Альбом графических, фонематических и лексико-грамматических упражнений для детей 6-9 лет: В 6 альбомах — М.: Издательство ГНОМ, 2012. - 32 с.
  5. Косинова Е.М. Логопедический букварь: учебное пособие. - М.: Махаон, Азбука-Аттикус, 2011. - 112 с.
  6. Лазаренко Л.В. Логопедические занятия с детьми с ОНР и ФФНР в начальной школе. 2 класс. Звуко-буквенный анализ / Л.В. Лазаренко. – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2013. – 23 с. – (Коррекционная педагогика).
  7. Лазаренко Л.В. Логопедические занятия с детьми с ОНР и ФФНР в начальной школе. 3 класс. Словарный запас и лексико-грамматические конструкции / Л.В. Лазаренко. – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2013. – 24 с. – (Коррекционная педагогика).
  8. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах: метод. пособие для учителя-логопеда. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 224 с.
  9. Логопедия в школе: практический опыт / под ред. В.С. Кукушина. Изд-е 2-е, перераб. и дополн. - М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005. - 368 с.
  10. Мазанова Е.В. Учусь не путать буквы. В 2-ух альбомах. Упражнения по профилактике и коррекции оптической дисграфии / Е.В. Мазанова. – М.: Издательство ГНОМ, 2014. – 32 с.
  11. Мазанова Е.В. Учусь не путать звуки. В 2-ух альбомах. Упражнения по коррекции акустической дисграфии у младших школьников / Е.В. Мазанова. – 2-е изд., испр. - М.: Издательство ГНОМ, 2014. – 32 с.
  12. Мазанова Е.В. Учусь работать со словом. Альбом упражнений по коррекции аграмматической дисграфии / Е.В. Мазанова. – 2-е изд., испр. - М.: Издательство ГНОМ, 2014. – 48 с.
  13. Мазанова Е.В. Учусь работать с текстом. Альбом упражнений по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза / Е.В. Мазанова. – 2-е изд., испр. - М.: Издательство ГНОМ, 2014. – 48 с.
  14. Русский язык. 1 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений с приложением на электронном носителе / В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2011. - 144 с.
  15. Тегипко Н.В. Логопедический букварь. - М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2010. - 80 с.
  16. Шевченко И.Н. Конспекты занятий по развитию фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников. — СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010.- 128 с.

Перечень знаний, умений и навыков, которыми учащиеся овладевают к концу изучения курса.

В итоге логопедической работы учащиеся должны знать:

- название органов речи;

- принцип образования прямых и обратных слогов;

- графическое изображение каждого звука;

- что речь состоит из предложений, предложение из слов, слово из слогов, слоги из звуков;

- знать пространственное расположение элементов, из которых состоит буква.

Учащийся должен уметь:

- придавать органам речи, требующую артикуляционную позу при произношении;

- обозначать звук буквой, составлять из букв слоги, односложные, двусложные слова;

- выделять в слове звуки, определять место звука в слове;

- делать звуко-буквенный анализ;

- делить слово на слоги и определять количество слогов в слове;

- использовать в речи отработанную лексику;

- читать слоги, односложные, двусложные слова;

- различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные;

- образовывать качественные и относительные прилагательные;

- обобщать и классифицировать предметы;

- согласовывать прилагательные с существительным в роде, числе;

- образовывать и различать глаголы единственного и множественного числа;

- образовывать глаголы с помощью приставок и суффиксов;

- составлять простые предложения с опорой на картинку, серию картинок, опорные слова;

- образовывать множественное число существительных;

- образовывать родственные слова, слова с уменьшительно-ласкательным значением;

- писать односложные и двусложные слова под диктовку.

Учебно-тематический план

№ п/п

Тема

Количество часов

Всего

Теория

Практика

«Логопедический букварь»

1

Вводное занятие. Алфавит.

1

1

2

Звуки и буквы.

1

1

3

Гласные звуки.

1

1

4

Гласные буквы. Буквы А, У, И.

1

1

5

Гласные буквы. Буквы Э, О, Ы.

1

1

6

Буква М ("Эм") - звуки [м], [м']

1

1

7

Буква Н ("Эн") - звуки [н], [н']

1

1

8

Буква П ("Пэ") - звуки [п], [п']

1

1

9

Буква Б ("Бэ") - звуки [б], [б']

1

1

10

Буква Т ("Тэ") - звуки [т], [т']

1

1

11

Буква Д ("Дэ") - звуки [д], [д']

1

1

12

Буква К ("Ка") - звуки [к], [к']

1

1

13

Буква Г ("Гэ") - звуки [г], [г']

1

1

14

Буква Х ("Ха") - звуки [х], [х']

1

1

15

Буква В ("Вэ") - звуки [в], [в']

1

1

16

Буква Ф ("Эф") - звуки [ф], [ф']

1

1

17

Буква Л ("Эль") - звуки [л], [л']

1

1

18

Буква З ("Зэ") - звуки [з], [з']

1

1

19

Буква С ("Эс") - звуки [с], [с']

1

1

20

Буква Й ("И краткое") - звук [й']

1

1

21

Буква Ь ("Мягкий знак")

1

1

22

Буква Ч ("Че") - звук [ч']

1

1

23

Буква Ш ("Ша") - звук [ш]

1

1

24

Буква Ж ("Жэ") - звук [ж]

1

1

25

Буква Е - звуки [й'] [э]

1

1

26

Буква Э - звук [э]

1

1

27

Буква Ё - звуки [й] [о]

1

1

28

Буква Я - звуки [й'] [а]

1

1

29

Буква Ю - звуки [й'] [у]

1

1

30

Буква Р ("Эр") - звуки [р], [р']

1

1

31

Буква Ц ("Цэ") - звук [ц]

1

1

32

Буква Щ ("Ща") - звук [щ']

1

1

33

Буква Ъ ("Разделительный твёрдый знак")

1

1

34

Я умею читать!

1

1

Общее количество часов:

34

34

«Уроки логопеда»

1

Обследование уровня сформированности речи.

1

1

2

Наш весёлый язычок.

1

1

3

Развитие моторики артикуляционного аппарата.

1

1

4

Что такое звуки? Что такое буквы?

1

1

5

Гласные звуки. Звуки [а], [о], [у].

1

1

6

Гласные звуки. Звуки [и], [ы], [э].

1

1

7

Гласные буквы. Двойная роль гласных букв Е, Ё, Ю, Я.

1

1

8

Согласные звуки. Парные согласные.

1

1

9

Звуки [м], [м'] и буква М.

1

1

10

Звуки [н], [н'] и буква Н.

1

1

11

Звуки [п], [п'] и буква П.

1

1

12

Звуки [б], [б'] и буква Б.

1

1

13

Различаем звуки [б] и [п].

1

1

14

Звуки [в], [в'] и буква В.

2

1

1

15

Звуки [ф], [ф'] и буква Ф.

1

1

16

Различаем звуки [в] и [ф].

1

1

17

Звуки [г], [г'] и буква Г.

2

1

1

18

Звуки [к], [к'] и буква К.

2

1

1

19

Различаем звуки [г] и [к].

1

1

20

Звуки [х], [х'] и буква Х.

2

1

1

21

Звуки [д], [д'] и буква Д.

2

1

1

22

Звуки [т], [т'] и буква Т.

2

1

1

23

Различаем звуки [д] и [т].

1

1

24

Звуки [с], [с'] и буква С.

2

1

1

25

Различаем звуки [с] и [с'].

1

1

26

Звуки [з], [з'] и буква З.

2

1

1

27

Различаем звуки [с] и [з].

1

1

28

Различаем звуки [с'] и [з'].

1

1

29

Звук [ц] и буква Ц.

2

1

1

30

Различаем звуки [с] и [ц].

1

1

31

Звук [ш] и буква Ш.

2

1

1

32

Различаем звуки [с] и [ш].

1

1

33

Звук [ж] и буква Ж.

2

1

1

34

Различаем звуки [з] и [ж].

1

1

35

Различаем звуки [ш] и [ж].

1

1

36

Звук [ч'] и буква Ч.

2

1

1

37

Различаем звуки [ч] и [с].

1

1

38

Звук [щ'] и буква Щ.

2

1

1

39

Различаем звуки [ш] и [щ'].

1

1

40

Различаем звуки [ч] и [щ].

1

1

41

Различаем звуки [щ] и [с'].

1

1

42

Звуки [л], [л'] и буква Л.

2

1

1

43

Различаем звуки [л] и [л'].

1

1

44

Различаем звуки [л] и [в].

1

1

45

Различаем звуки [л'] и [й].

1

1

46

Звуки [р], [р'] и буква Р

2

1

1

47

Различаем звуки [р] и [р']

2

1

1

48

Различаем звуки [р] и [л]

2

1

1

49

Мягкий знак Ь

1

1

50

Твёрдый знак Ъ

1

1

51

И в заключении ...

1

1

Общее количество часов:

68

17

51

Содержание курса «Логопедический букварь»

Организационный этап (Урок 1). Проведение логопедического обследования. Знакомство со структурой дистанционного курса.

Подготовительный этап (Уроки 2-5). На этом этапе основное внимание уделяется развитию фонематического слуха, умению выделять звуки из слова (определение наличия или отсутствия звука в слове), выделять звук в начале и конце слова, производить звуковой и слоговой анализ, сравнивать звуки в похоже звучащих словах. Уточняется артикуляция звуков в слуховом и произносительном плане. Происходит знакомство со звуками (речевыми и неречевыми), их дифференциация. Даётся общее понятие о гласных и согласных звуках. Большое внимание уделяется развитию устной речи. Вводятся такие понятия как слог, слово, предложение, ударение. Учащиеся учатся подбирать слова к картинкам, называть один и тот же предмет по-разному (дед, дедушка, старик, старичок), рисовать схему слова (показать гласные звуки, количество слогов, ударение), составлять предложения по картинками, изображать предложения в виде схемы. Данная работа также включается в работу на основном этапе.

Ведётся подготовка к обучению письму (раскрашивание, рисование, штриховка в разных направлениях, обведение по контуру, написание элементов букв).

Основной этап (Уроки 6-33). Проводится работа по обучению чтению, по развитию речи, а также по развитию интереса к чтению.

Последовательность введения букв происходит в особом, «логопедическом» порядке: сначала учащиеся знакомятся с теми буквами, которые обозначают простые для произнесения звуки (м, н, п, б, т, д и т.д), а потом изучают буквы, обозначающие звуки, в произношении которых наиболее часто встречаются нарушения (с, з, ц, ш, ж, ч, щ, р, л). В процессе работы также большая роль отводится слого-звуковому и звуко-буквенному анализу слов, замечать в ряде слов несоответствие между произношением и написанием, то есть заниматься орфографической пропедевтикой.

Заключительный этап (Урок 34). Закрепляется полученные навыки чтения и письма на различных видах текстов: описание, повествование, рассуждение.

Содержание курса «Уроки логопеда»

Организационный этап (Тема 1). Проведение логопедического обследования. Знакомство со структурой дистанционного курса.

Подготовительный этап (Темы 2-6). Развитие артикуляционной моторики. Уточнение артикуляции смешиваемых звуков. Игры на слуховое и зрительное внимание и восприятие, на развитие памяти и логического мышления. Знакомство со звуками (речевыми и неречевыми). Дифференциация речевых и неречевых звуков. Гласные и согласные звуки. Дифференциация гласных и согласных звуков. Развитие у детей зрительного восприятия и узнавания предметов. Развитие зрительного анализа и синтеза. Формирование пространственного восприятия и представлений. Развитие зрительно-моторных координаций.

Основной этап (Темы 7-50). Закрепление связей между произнесением звуки и его графическим изображением на письме. Автоматизация и дифференциация смешиваемых и взаимозаменяемых букв. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза. Работа со словами-паронимами. Дифференциация гласных букв: изолированно (написание), в слогах и словах, в словосочетаниях, в предложениях и тексте. Дифференциация гласных и согласных букв: изолированно, в слогах и словах, в словосочетаниях, в предложениях и тексте. Дифференциация согласных букв: изолированно, в слогах и словах, в словосочетаниях, в предложениях и тексте. Работа на основном этапе проводится на протяжении всего периода обучения.

Заключительный этап (Тема 51). Закрепление полученных навыков.

Материально-техническое оснащение

Организационные условия, позволяющие реализовать содержание учебных курсов, предполагают наличие индивидуального компьютера или MacBook, принтер, сканер, графический планшет. Также необходимы средства телекоммуникации (выход в  Internet, электронная почта, Skype).

Также для занятий по программе необходимы следующие средства и материалы: платок (для артикуляционных упражнений), ручка, простой карандаш, тетрадь в клетку, цветные карандаши, счётные палочки, массажный мячик.

Приёмы и методы организации

Приёмы и методы занятий в очно-дистанционной (с использованием ДОТ) форме определяются для каждого учащегося индивидуально и зависят от особенностей развития обучающегося, уровня усвоения минимума содержания образования, ограничений, связанных с течением заболевания, социальных запросов.

В основном методы, используемые в работе следующие:

Практические: тренировочные упражнения для развития голоса, дыхания, органов артикуляции, мелкой и общей моторики, игры, работа в тетради.

Наглядные: графические, символические, иллюстративные.

Словесные: слово, рассказ логопеда, беседа; фонетический, морфологический разбор.

Методическая литература, использованная при написании программы

  1. Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников: Учебно-методическое пособие. Спб.: Изд-во «СОЮЗ», 2003. - 224 с.
  2. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах: метод. пособие для учителя-логопеда. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 224 с.
  3. Логопедия в школе: практический опыт / под ред. В.С. Кукушина. Изд-е 2-е, перераб. и дополн. - М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005. - 368 с.
  4. Мазанова Е.В. Коррекция аграмматической дисграфии. Конспекты занятий для логопеда / Е.В. Мазанова. – 2-е изд., испр. – М.: Издательство ГНОМ, 2014. – 128 с.
  5. Мазанова Е.В. Коррекция акустической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов / Е.В. Мазанова. – 2-е изд., испр. – М.: Издательство ГНОМ, 2013. – 184 с.
  6. Мазанова Е.В. Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Конспекты занятий для логопедов / Е.В. Мазанова. – 2-е изд., испр. – М.: Издательство ГНОМ, 2014. – 128 с.
  7. Мазанова Е.В. Коррекция оптической дисграфии. Конспекты занятий для логопеда / Е.В. Мазанова. – М.: Издательство ГНОМ, 2014. – 96 с.
  8. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей. - М.: Просвещение, 2010. - 49 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ КЕЙС-МЕТОД НА ПРАКТИЧЕСКОМ ЗАНЯТИИ ПО ПМ.03 ПРОИЗВОДСТВО КОЛБАСНЫХ ИЗДЕЛИЙ, КОПЧЕНЫХ ИЗДЕЛИЙ И ПОЛУФАБРИКАТОВ»

Цель данной методической разработки: показать активизацию познавательной  деятельности студентов  через использование интерактивной технологии обучения «кейс-метод» на пра...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Классный час Тема: Оптимизация расходов семьи на обучение детей

Родители, оплачивающие обучение своих детей, имеют право наполучение налогового вычета.Классный час поможет студентам и их родителям воспользоваться этой льготой...

методическая разработка в соответствии ФГОС. Обеспечение индивидуального сопровождения обучающихся с ОВЗ.

Тот,кто, обращаясь к старому, способен открывать новое,достоин быть учителем.  Конфуций....

Методическая разработка урока математики для обучающихся 3 класса школы для детей с ТНР

Методическая разработка урока математики для обучающихся 3 класса школы для детей с ТНР на тему "Проверка деления с остатком"...

Методическая разработка олимпиады «СЕСТРИНСКАЯ ПОМОЩЬ ПРИ ХРОНИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВАХ ПИТАНИЯ У ДЕТЕЙ»

Олимпиада является формой независимого контроля учебных достижений студентов в рамках профессионального модуля, так как в качестве экспертов олимпиады  привлекаются преподаватели смежных дис...