РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса « Мир геометрии» 4 класс на 2017-2018 учебный год
рабочая программа на тему
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 529
Петродворцового района Санкт-Петербурга
«Согласовано» Зам. директора по УВР: «___»____________20___г. | Принято Педагогический совет Протокол №___ от «__» _________ 20____ | Утверждаю: Директор ГБ ОУ школы 529 Приказ №___ от «__» _________ 20____г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса « Мир геометрии» 4 класс
на 2017-2018 учебный год
Разработчик программы:
учитель начальных классов
Утина Елена Васильевна
Санкт-Петербург
2017-2018 уч. год
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса математики для 4-го класса разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта второго поколения, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. №373, а также на основе примерной программы внеурочной деятельности. Система Л.В. Занкова/ сост.Е.Н.Петрова.- Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», «Мир геометрии» 2011 года. Программа призвана расширить и углубить знания учащихся по математике. Изучение геометрического материала в начальной школе играет особую роль: с одной стороны, он помогает систематизировать и обобщить чувственный опыт ребенка, связанный с восприятием предметов различной формы, а с другой - готовит учащегося к систематическому изучению курса геометрии. Кроме того, он развивает умения рассуждать, классифицировать объекты, строить умозаключения, что способствует общему развитию личности ребенка и помогает в изучении математики и других школьных предметов.
- Цель курса: расширение и углубление геометрических представлений младших школьников.
Задачи курса:
- формировать умение видеть геометрические формы в окружающей жизни;
- развивать пространственное воображение при совместном изучении элементов планиметрии и стереометрии;
- рассматриваются измерение и вычисление площади плоских фигур, объема и площади многогранников, связь единиц измерения площади и объема. Развивается умение пользоваться единицами площади и объема.
- развивать навыки учебной деятельности, выявлять и развивать математические способности детей;
- воспитывать критичность мышления, интерес к умственному труду, стремление использовать математические знания в повседневной жизни;
- развивать волю, настойчивость в преодолении трудностей, критическое отношение к своим и чужим суждениям
- - развитие у обучающихся навыков сравнения, аналогии, анализа/синтеза, обобщения. ( по результатам диагностики УУД за 2016 -2017 уч .год.)
Каждый год учащиеся возвращаются к уже изученному, рассматривая знакомые понятия на качественно новом уровне. Знания постепенно расширяются, углубляются, систематизируются, приобретают обобщенный характер. Большое значение в развитии геометрических знаний принадлежит логическому мышлению. Выполняя задания, учащиеся учатся анализировать результаты наблюдений, устанавливать аналогии (на основании сходных черт объектов делать заключение о сходстве других характеристик этих объектов),делать обобщения (переходить от частных суждений к общим) и выводы,
обосновывать их. На развитие логического мышления, а также пространственного воображения направлены задания, имеющие несколько вариантов решения, задания на конструирование, задания поискового характера.
Основная форма выполнения заданий - самостоятельная работа обучающихся. Предусмотрена также коллективная работа: обсуждение найденных самостоятельно решений, совместное исследование проблемы и т.д.
- Для класса ( по результатам диагностики УУД за 2016 -2017 уч.г.)
характерен средний уровень развития следующих умений: анализ/синтез, аналогия, сравнение, абстрагирование. Задачи на данные виды умений учащиеся могут выполнять в форме как групповой, так и самостоятельной работы.
Такие умения, как абстрагирование, обобщение находятся в зоне ближайшего развития учащихся, поэтому для их полноценного развития будут использоваться работа в группе и работа с помощью педагога.
Задача 2017-2018 учебного года – зону ближайшего развития перевести в зону актуального развития.
Программа предназначена для учащихся 1-4 классов и рассчитана на 68 часов в 1 классе и по 34 часа в 2-4 классах.
Курс «Мир геометрии» не изучался нами в 1-2 классах, поэтому некоторые темы, необходимые в 3 – 4 классах были внесены в планирование для изучения.
Предпочтительной формой организацией учебного процесса является урок развивающего обучения .
Преобладающими формами текущего контроля выступают устный опрос, практические, самостоятельные, контрольные работы..
Тематический план
(34 часа)
№ | Наименование разделов | Количество часов | |||
Всего | Теоретические занятия | Лабораторные, практические занятия, проекты, экскурсии и др. | Контрольные занятия | ||
1. | Что ты знаешь о фигурах? | 2 ч | 1 ч. | 1 ч. | |
2. | Укладка «паркета»: подготовка к введению меры площади | 4 ч | 1ч. | 3 ч. | |
3. | Объем и площадь: понятия, система мер | 5 ч | 2 ч. | 3 ч. | |
4. | Площадь прямоугольника | 5 ч | 1 ч. | 3 ч. | 1 ч. |
5. | Палетка | 1 ч | 1 ч. | ||
6. | Площадь прямоугольного треугольника | 4 ч | 1 ч. | 3 ч. | |
7. | Объем прямоугольного параллелепипеда | 5 ч | 1 ч. | 4 ч. | |
8. | Единицы метрической системы мер | 5ч | 1 ч. | 3 ч. | 1 ч. |
9. | Обобщение | 1 ч. | 1 ч. | ||
10. | Резерв | 2 ч | 2 ч. | ||
Итого | 34 ч. | 8 ч. | 24 ч. | 2 ч |
Планируемые результаты освоения обучающимися программы курса
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
_ учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;
_ умение адекватно оценивать результаты своей работы на основе критерия успешности учебной деятельности;
_ понимание причин успеха в учебной деятельности;
_ умение определять границы своего незнания, преодолевать трудности с помощью одноклассников, учителя;
_ представление об основных моральных нормах.
Обучающийся получит возможность для формирования:
_ выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
_ устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
_ адекватного понимания причин успешности /неуспешности учебной деятельности;
_ осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
_ принимать и сохранять учебную задачу;
_ планировать этапы решения задачи, определять последовательность учебных действий в соответствии с поставленной задачей;
_ осуществлять пошаговый и итоговый контроль по результату под руководством учителя;
_ анализировать ошибки и определять пути их преодоления;
_ различать способы и результат действия;
_ адекватно воспринимать оценку сверстников и учителя.
- умение следовать инструкции при выполнении учебных действий( по результатам диагностики УУД за 2016 -2017 уч .год.)
- умение оценивать свою работу в соответствии с критериями оценки ( по результатам диагностики УУД за 2016 -2017 уч. год)
Обучающийся получит возможность научиться:
_ прогнозировать результаты своих действий на основе анализа учебной ситуации;
_ проявлять познавательную инициативу и самостоятельность;
_ самостоятельно адекватно оценивать правильность
выполнения действия и вносить необходимые коррективы по ходу решения учебной задачи.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
_ анализировать объекты, выделять их характерные признаки и свойства, узнавать объекты по заданным признакам;
_ анализировать информацию, выбирать рациональный способ решения задачи;
_ находить сходства, различия, закономерности, основания для упорядочения объектов;
_ классифицировать объекты по заданным критериям и формулировать названия полученных групп;
_ устанавливать зависимости, соотношения между объектами в процессе наблюдения и сравнения;
_ осуществлять синтез как составление целого из частей;
_ выделять в тексте задания основную и второстепенную информацию;
_ формулировать проблему;
_ строить рассуждения об объекте, его форме, свойствах;
_ устанавливать причинно-следственные отношения между изучаемыми понятиями и явлениями.
– обобщать сведения, делать выводы, проводить сравнения на различном текстовом материале( по результатам диагностики УУД за 2016 -2017 уч. год) ;
- выполнять задания по абстрагированию( по результатам диагностики УУД за 2016 -2017 уч. год)
Обучающийся получит возможность научиться:
_ строить индуктивные и дедуктивные рассуждения по аналогии;
_ выбирать рациональный способ на основе анализа различных вариантов решения задачи;
_ строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
_ различать обоснованные и необоснованные суждения;
_ преобразовывать практическую задачу в познавательную;
_ самостоятельно находить способы решения проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
_ принимать участие в совместной работе коллектива;
_ вести диалог, работая в парах, группах;
_ допускать существование различных точек зрения, уважать чужое мнение;
_ координировать свои действия с действиями партнеров;
_ корректно высказывать свое мнение, обосновывать свою позицию;
_ задавать вопросы для организации собственной и совместной деятельности;
_ осуществлять взаимный контроль совместных действий;
_ совершенствовать математическую речь;
_ высказывать суждения, используя различные аналоги понятия; слова, словосочетания, уточняющие смысл высказывания.
Обучающийся получит возможность научиться:
_ критически относиться к своему и чужому мнению;
_ уметь самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;
_ принимать самостоятельно решения;
_ содействовать разрешению конфликтов, учитывая позиции участников.
Календарно тематическое планирование
№ п/п | Тема раздела | Тема занятия | Тип занятия | Элементы содержания | Характеристика деятельности учащихся | Виды и формы контроля | Средства наглядности | Дата проведения | |
план | факт | ||||||||
Что ты знаешь о фигурах? | Открытия «нового» знания | Обобщение знаний о ранее изученных фигурах. Описание данных фигур, их сходства и различия, разбиение на группы, обоснование разбиения | Работа с рисунками с опорой на имеющиеся знания о геометрических фигурах. | Игра-соревнование | Мультимедийная презентация; раздаточный материал | 7.09 | |||
Что ты знаешь о фигурах? | отработки умений и рефлексии | Сопоставление названий фигур с их развертками. Конструирование моделей многоугольников из деталей игры «Пентамино». Выбор фигуры как единицы площади. | Чтение таблиц, работа по инструкции. Развитие геометрической зоркости, выделение фигуры трафарета из орнамента. Решение задач на построение.. | Практическая работа | Мультимедийная презентация; плоскостные геометрические фигуры | 14.09 | |||
Укладка «паркета»: подготовка к введению меры площади | Открытия «нового» знания | Понятие объема тела, площади плоской фигуры и площади поверхности тела. Понятие мерки. Выбор соответствующих мерок для измерения объектов, сопоставление величин с еди ницами их измерения | Измерение площади с помощью единичных квадратов. Измерение объема заполнением пространственной фигуры единичными кубами. . | Практическая работа | Мультимедийная презентация; | 21.09 | |||
Укладка «паркета»: подготовка к введению меры площади | развивающего обучения | Понятие мерки. Выбор соответствующих мерок для измерения объектов, сопоставление величин с еди ницами их измерения | Конструирование моделей многоугольников из деталей игры «Пентамино». Измерение площади поверхности. | Практическая работа | Мультимедийная презентация; | 28.09 | |||
Укладка «паркета»: подготовка к введению меры площади | отработки умений и рефлексии | Понятие мерки. Выбор соответствующих мерок для измерения объектов, сопоставление величин с единицами их измерения | Конструирование моделей многоугольников из деталей игры «Пентамино», измерение моделей единичными квадратами. | Практическая работа | Мультимедийная презентация; | 5.10 | |||
Укладка «паркета»: подготовка к введению меры площади | отработки умений и рефлексии | Понятие мерки. Выбор соответствующих мерок для измерения объектов, сопоставление величин с еди ницами их измерения | Конструирование моделей многоугольников из деталей игры «Пентамино», измерение моделей единичными квадратами | Практическая работа | Мультимедийная презентация; | 12.10 | |||
Объем и площадь: понятия, система мер | Открытия «нового» знания | Понятие объема тела, площади плоской фигуры и площади поверхности тела. | Измерение площади поверхности. Конструирование моделей многоугольников из деталей игры «Пентамино»,. | Практическая работа | Мультимедийная презентация; | 19.10 | |||
Объем и площадь: понятия, система мер | развивающего обучения | Понятие объема тела, площади плоской фигуры и площади поверхности тела. | Измерение площади поверхности. Конструирование моделей многоугольников из деталей игры «Пентамино», | Практическая работа | Мультимедийная презентация; | 26.10 | |||
Объем и площадь: понятия, система мер | отработки умений и рефлексии | Понятие мерки. Выбор соответствующих мерок для измерения объектов, сопоставление величин с единицами их измерения. | Измерение площади поверхности. Конструирование моделей многоугольников из деталей игры «Пентамино», | Практическая работа | Мультимедийная презентация; плоскостные геометрические фигуры | 9.11 | |||
Объем и площадь: понятия, система мер | отработки умений и рефлексии | Понятие мерки. Выбор соответствующих мерок для измерения объектов, сопоставление величин с единицами их измерения. | Измерение площади поверхности. Конструирование моделей многоугольников из деталей игры «Пентамино»,. | Практическая работа | Мультимедийная презентация; | 16.11 | |||
Объем и площадь: понятия, система мер. | отработки умений и рефлексии | Измерение площади с помощью единичных квадратов. Измерение объема заполнением пространственной фигуры единичными кубами | Измерение площади поверхности. | Практическая работа | Мультимедийная презентация; | 23.11 | |||
Площадь прямоугольника | Открытия «нового» знания | Вывод формулы площади прямоугольника, квадрата. | Вычисление площади прямоугольника; фигур, которые можно разделить на прямоугольники. | « крестики-нолики» | Мультимедийная презентация; | 30.11 | |||
Площадь прямоугольника | развивающего обучения | Вывод формулы площади прямоугольника, квадрата. | Вычисление площади прямоугольника; фигур, которые можно разделить на прямоугольники. | Практическая работа | Мультимедийная презентация; | 7.12 | |||
Площадь прямоугольника | отработки умений и рефлексии | Вычисление площади прямоугольника; фигур, которые можно разделить на прямоугольники. | Нахождение всевозможных вариантов построения, удовлетворяющих условию задачи. Описание последовательности построения. | Практическая работа | Мультимедийная презентация; | 14.12 | |||
Площадь прямоугольника | отработки умений и рефлексии | Вычисление площади прямоугольника; фигур, которые можно разделить на прямоугольники. | Вычисление площади прямоугольника по заданному периметру, по одной из сторон. | Практическая работа | Мультимедийная презентация; плоскостные геометрические фигуры | 21.12 | |||
Площадь прямоугольника | отработки умений и рефлексии | Вычисление площади прямоугольника по заданному периметру, по одной из сторон. | Вычисление площади прямоугольника по заданному периметру, по одной из сторон. | Практическая работа | Мультимедийная презентация; плоскостные геометрические фигуры | 11.01 | |||
Палетка | отработки умений и рефлексии | Палетка как средство приближенного определения площади произвольной плоской фигуры.. | Изготовление палетки из кальки. Измерение площади фигуры с избытком, с недостатком. Оценка площади фигуры, запись в виде системы неравенств. | Самостоятельная работа | Мультимедийная презентация; | 18.01 | |||
Площадь прямоугольного треугольника | Открытия «нового» знания | Вывод формулы площади прямоугольного треугольника | Вычисление площади прямоугольного треугольника. | Практическая работа | Мультимедийная презентация; | 25.01 | |||
Площадь прямоугольного треугольника | Развивающего контроля | Вычисление площади прямоугольного треугольника. | Построение прямоугольного треугольника с помощью циркуля и линейки по заданным элементам, вычисление площади построенной фигуры. | Практическая работа | Мультимедийная презентация; плоскостные геометрические фигуры | 01.02 | |||
Площадь прямоугольного треугольника | отработки умений и рефлексии | Вычисление площади фигуры, которую можно разделить на прямоугольные треугольники. Вычисление площади трапеции, параллелепипеда, произвольного треугольника. | Построение прямоугольного треугольника с помощью циркуля и линейки по заданным элементам, вычисление площади построенной фигуры. | Практическая работа | Мультимедийная презентация; | 8.02 | |||
Площадь прямоугольного треугольника | отработки умений и рефлексии | Вычисление площади фигуры, которую можно разделить на прямоугольные треугольники. Вычисление площади трапеции, параллелепипеда, произвольного треугольника. | Вычисление площади фигуры, которую можно разделить на прямоугольные треугольники. «Танграм». | « крестики-нолики» | Мультимедийная презентация; | 15.02 | |||
Объем прямоугольного параллелепипеда | Открытия «нового» знания | Вывод формулы объема прямоугольного параллелепипеда, куба. | Вычисление объема прямоугольного параллелепипеда. | Практическая работа | Мультимедийная презентация; плоскостные геометрические фигуры | 22.02 | |||
Объем прямоугольного параллелепипеда | отработки умений и рефлексии | Вычисление объема прямоугольного параллелепипеда. | Вычисление объема прямоугольного параллелепипеда. | Практическая работа | Мультимедийная презентация; | 29.02 | |||
Объем прямоугольного параллелепипеда | развивающего обучения | Вычисление объема прямоугольного параллелепипеда. | Вычисление объема по заданным элементам параллелепипеда. | Практическая работа | Мультимедийная презентация; плоскостные геометрические фигуры | 7.03 | |||
Объем прямоугольного параллелепипеда | отработки умений и рефлексии | Вычисление объема по заданным элементам параллелепипеда. Вычисление площади поверхности параллелепипеда по заданным элементам. | Вычисление объема по заданным элементам параллелепипеда. | Практическая работа | Мультимедийная презентация; | 14.03 | |||
Объем прямоугольного параллелепипеда | отработки умений и рефлексии | Вычисление объема по заданным элементам параллелепипеда. Вычисление площади поверхности параллелепипеда по заданным элементам. | Вычисление площади поверхности параллелепипеда по заданным элементам. | « крестики-нолики» | Мультимедийная презентация; | 21.03 | |||
Единицы метрической системы мер | Открытия «нового» знания | Вывод соотношений между различными единицами площади и объема в метрической системе мер. Переход от одних единиц к другим. | Учатся находить соотношения между различными единицами площади и объема в метрической системе мер. Переход от одних единиц к другим. | Практическая работа | Мультимедийная презентация; | 4.04 | |||
Единицы метрической системы мер | Развивающего обучения | Вывод соотношений между различными единицами площади и объема в метрической системе мер. Переход от одних единиц к другим. | Учатся находить соотношения между различными единицами площади и объема в метрической системе мер. Переход от одних единиц к другим. | Практическая работа | Мультимедийная презентация; плоскостные геометрические фигуры | 11.04 | |||
Единицы метрической системы мер | отработки умений и рефлексии | Вывод соотношений между различными единицами площади и объема в метрической системе мер. Переход от одних единиц к другим.. | Учатся находить соотношения между различными единицами площади и объема в метрической системе мер. Переход от одних единиц к другим. | Практическая работа | Мультимедийная презентация; | 18.04 | |||
Единицы метрической системы мер | развивающего контроля | Вывод соотношений между различными единицами площади и объема в метрической системе мер. Переход от одних единиц к другим. | Учатся находить соотношения между различными единицами площади и объема в метрической системе мер. Переход от одних единиц к другим. | Самостоятельная работа | Мультимедийная презентация; | 25.04 | |||
Единицы метрической системы мер | отработки умений и рефлексии | Вывод соотношений между различными единицами площади и объема в метрической системе мер. Переход от одних единиц к другим. | Учатся находить соотношения между различными единицами площади и объема в метрической системе мер. Переход от одних единиц к другим. | Практическая работа | Мультимедийная презентация; плоскостные геометрические фигуры | 3.05 | |||
Обобщающий урок «Страна Геометрия» | отработки умений и рефлексии | Повторение пройденного материала | Работа с раздаточным материалом с опорой имеющиеся знания о геометрических фигурах и телах | Игра-соревнование | Мультимедийная презентация; | 16.05 | |||
Резерв | 15.05 | ||||||||
Резерв | 22.05 |
Ресурсное обеспечение
- Учебно - методический комплекс:
Бененсон Е.П., Вольнова Е.В., Итина Л.С. Знакомство с фигурами: тетрадь по геометрии/ Под ред. Е.П. Бененсон. Самара : Корпорация «Федоров» : Издательство «Учебная _литература», 2011. _ 64 с.
Бененсон Е.П., Вольнова Е.В., Итина Л.С. Мир линий:тетрадь по геометрии /Под ред. Е.П. Бененсон. _ Самара :Корпорация «Федоров» : Издательство «Учебная литература»,
2001. _ 64 с.
Бененсон Е.П., Итина Л.С. Многогранники и многоугольники: тетрадь по геометрии /Под ред. Е.П. Бененсон. Самара : Издательство «Учебная литература» : Издательский дом
«Федоров», 2006. _ 80 с.
Бененсон Е.П., Итина Л.С. Площадь и объем: тетрадь по геометрии /Под ред. Е.П. Бененсон. Самара : Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров», 2007.
Кормишина С.Н. Геометрия вокруг нас: тетрадь для практических работ. 2, 3 класс/Под ред. И.И. Аргинской. Самара : Издательский дом «Федоров» : Издательство «Учебная
литература», 2011. _
2.Рекомендуемая литература для учителя:
Программа внеурочной деятельности. Система Л.В. Занкова/ сост.Е.Н.Петрова.- Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», «Мир геометрии» 2011 года.
Бененсон Е.П. Методическое пособие к тетради «Многогранники и многоугольники». Самара : Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров», 2007.
Бененсон Е.П. Методическое пособие к тетради «Площадьи объем». Самара : Издательство «Учебная литература» :Издательский дом «Федоров», 2007. _ 48 с.
3. Интернет-ресурсы
сайт « http// zankov.ru»
Презентации 900
Презентации Вики
4. Оборудование и приборы:
набор приспособлений для крепления таблиц;
демонстрационные измерительные инструменты и приспособления (чертежные и измерительные линейки, циркули, транспортиры, набор угольников);
демонстрационные пособия для изучения геометрических фигур: модели геометрических тел, подвижные модели геометрических фигур, развертки геометрических тел;
детали игр «Удивительный треугольник», «Волшебный квадрат», «Танграм»;
магнитная доска;
компьютер, мультимедийный проектор, экспозиционный экран.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса "Литературное чтение" в 3 классе (Система общего развития ребенка Л.В.Занкова)
Предлагаю вариант рабочей программы курса "Литературное чтение" 3 класс ( система развивающего обучения Л.В.Занкова):1. Пояснительная записка2. Календарно – тематическое планирование...
программа кружка "МАСТЕРСКАЯ ДОМОВЕНКА КУЗИ" на 2017-2018 учебный год
Образовательная программа внеурочной занятости актуальна тем, что она вводит обучающихся, проживающих в общежитии, в удивительный мир творчества, дает возможность поверить в себя, в свои способн...
Рабочая программа курса чтение и развитие речи в 9 классе СКОУ VIII вида
Рабочая программа курса чтение и развитие речи в 9 классе СКОУ VIII вида составлена в соответствии с программой В.В. Воронковой (Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида. ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности для инженерного класса «Экономика и управление»
Рабочая программа внеурочной деятельности – нормативный документ, определяющий объем, порядок, содержание внеурочной деятельности....
Рабочая программа курса внеурочной деятельности История России в лицах, 9 класса
Материал для подготовки к ОГЭ по истории...
Адаптированная рабочая программа курса коррекционных занятий «РАЗВИТИЕ ПСИХОМОТОРИКИ И СЕНСОРНЫХ ПРОЦЕССОВ» (групповые занятия 1- 4 класс)
Адаптированная рабочая программа курса коррекционных занятий «РАЗВИТИЕ ПСИХОМОТОРИКИ И СЕНСОРНЫХ ПРОЦЕССОВ» (групповые занятия ...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Математика и информатика» для обучающихся 1-4 классов
Рабочая программакурса внеурочной деятельности«Математика и информатика»для обучающихся 1-4 классов...