Методическая разработка кураторского часа на тему: "Психология здоровья"
методическая разработка
Данная методическая разработка посвящена результатам проведения воспитательного мероприятия со студентами колледжа, которое было посвящено актуальной в настоящее время проблеме здоровьесбережения, а именно её аспектам, связанным с психическим здоровьем.
Методическая разработка включает теоретическое и практическое обоснование необходимости проведения воспитательных мероприятий, посвященных теме сбережения психического здоровья в воспитательном процессе среднего профессионального образования. Теоретическое обоснование описано во введении разработки, практическое обоснование заключается в представленном плане-конспекте внеучебного мероприятия.
Методическая разработка может быть полезной для кураторов учебных групп техникумов и колледжей, классных руководителей старших классов, студентов, аспирантов и всех интересующихся технологиями воспитания и теорией сбережения психического здоровья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka.docx | 449.76 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ВНУТРЕННЕЙ И КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ
АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«АЛЕКСЕЕВСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
КУРАТОРСКОГО ЧАСА
НА ТЕМУ
Психология
здоровья…
Разработчики:
О. В. Титова – куратор 141 группы
г. Алексеевка
2017
РАССМОТРЕНО на заседании предметно-цикловой комиссии физико-математических дисциплин, общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей специальности 230401 / 09.02.04 Информационные системы (по отраслям) протокол № _________ «____» _____________ 20____ г. Председатель: ___________ И.В. Косинова | УТВЕРЖДАЮ Заместитель директора по УВР ___________ Власова В.Н. « ____ » ___________ 20____ г. |
СОГЛАСОВАНО Председатель МО кураторов: __________ Мякота Ю.В. | |
СОСТАВИТЕЛЬ: _____________ Титова О.В., куратор 141 группы |
Данная методическая разработка посвящена результатам проведения воспитательного мероприятия со студентами колледжа, которое было посвящено актуальной в настоящее время проблеме здоровьесбережения, а именно её аспектам, связанным с психическим здоровьем.
Методическая разработка включает теоретическое и практическое обоснование необходимости проведения воспитательных мероприятий, посвященных теме сбережения психического здоровья в воспитательном процессе среднего профессионального образования. Теоретическое обоснование описано во введении разработки, практическое обоснование заключается в представленном плане-конспекте внеучебного мероприятия.
Методическая разработка может быть полезной для кураторов учебных групп техникумов и колледжей, классных руководителей старших классов, студентов, аспирантов и всех интересующихся технологиями воспитания и теорией сбережения психического здоровья.
СОДЕРЖАНИЕ
1. | Введение | 4 |
2. | План-конспект кураторского часа | 7 |
3. | Заключение | 17 |
4. | Список использованных источников | 19 |
5. | Приложения | 20 |
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследований психического здоровья студентов ПОО нашей страны определяется наличием стрессогенных факторов в студенческой среде. К таким факторам относятся период социальной адаптации в начале обучения, ситуации экзаменов, необходимость личностного самоопределения в будущей профессиональной среде и другие.
Переживаемый стресс и его последствия составляют серьезную угрозу психическому здоровью личности. К молодежному и студенческому периоду жизни это относится особенно, так как в этот период личностные ресурсы кажутся неисчерпаемыми, а оптимизм по отношению к собственному здоровью преобладает над заботой о нём. Сильная ориентация на переживание настоящего, высокая мотивация достижений вытесняют из сознания студентов возможные опасения, связанные с последствиями длительного стресса. Студенческий возраст также характеризуется многообразием эмоциональных переживаний, что отражается в стиле жизни, исключающем заботу о собственном здоровье, поскольку такая ориентация традиционно приписывается старшему поколению и оценивается молодым человеком как «непривлекательная и скучная».
В это время ограничены и способности студентов к эффективной релаксации в силу тех же убеждений в неисчерпаемости собственных физических и психических ресурсов.
Период активного вхождения в новую социальную среду сопровождается действиями, направленными на получение признания и высокого статуса в группе студентов-ровесников. При этом используются различные средства, не всегда отвечающие профилактике здоровья (никотин, алкоголь и другие). Попытки завоевания своего место среди ровесников часто связаны с рискованным поведением, желанием любой ценой добиться этого признания. Это в большей степени касается студентов ПОО, обучающихся на первых курсах.
Многочисленные исследования в области стресса первоначально были сконцентрированы на описании его факторов, особенностей реакций на стресс, стратегий его преодоления. Психология здоровья особое внимание уделяет определению «цены», которую платит человек в ситуациях повышенных требований, психических нагрузок и перегрузок.
Несомненно, в студенческой среде эти перегрузки и требования выступают во всем многообразии. С другой стороны, именно в этот период формируется будущий профессионал своего дела, состояние психического здоровья которого непосредственно влияет на успешность его деятельности и формируемый стиль жизни и, таким образом, приобретает высокое общественное значение.
Кроме того, в период острых социально-экономических перемен, с которыми так часто сталкивается наша страна, со всей силой проявляется еще один дополнительный фактор риска по отношению к сохранению психического здоровья студента – социальная и профессиональная неопределенность будущего специалиста в обществе и необходимость поиска рабочего места, соответствующего уровню образования и подготовки. Эти переживания больше касаются обучающихся старших курсов.
Таким образом, совершенно очевидно, что проблеме сбережения психического здоровья студентов нужно находить место на всех этапах обучения студентов в ПОО. Однако многообразие форм воспитательной работы ставят педагога перед проблемой выбора наиболее оптимальной формы, а так же её содержательного наполнения.
В данной методической разработке предложен вариант формы и содержания кураторского часа, посвященного проблеме сбережения психического здоровья студентов.
В связи с этим, практическая значимость данной методической разработки связана с представленным планом-конспектом кураторского часа в форме актуального разговора, цель которого заключается в пропаганде правильного отношения студентов к своему психическому здоровью.
ПЛАН-КОНСПЕКТ КУРАТОРСКОГО ЧАСА
Тема кураторского часа:«Психология здоровья…»
Цели: пропаганда правильного отношения студентов к психическому здоровью.
Тип, вид: кураторский час.
Форма: актуальный разговор.
Междисциплинарные связи: Безопасность жизнедеятельности, Физическая культура, Информатика и Информационные технологии в профессиональной деятельности (подготовка видеоролика), Педагогика, Психология.
Методы обучения и воспитания: дискуссия, метод иллюстраций, проектная деятельность, частично-поисковый, исследовательский.
Технологии: информационные технологии, элементы технологии проблемного обучения, элементы педагогики сотрудничества.
Оборудование и программное обеспечение:
- Мультимедийный проектор.
- Интерактивная доска или демонстрационный экран.
- Программное обеспечение: ОС семейства Windows, Офисный пакет MS Office версии не ранее 2003, в том числе Средства демонстрации мультимедийной презентации, Видеоплеер.
- Акустическая система.
- Стеклянная баночка и материалы для её наполнения (галька, горох, песок).
Электронные наглядные пособия и другие материалы:
- Видеоролик «Что такое стресс?»;
- Видеоролик «Мнение алексеевцев о психическом здоровье»;
- Мультимедийная презентация «Психология здоровья…»;
- Буклет «Психология здоровья…».
Литература:
- Гончарук С.В. Активный образ жизни и здоровье студента: учебное пособие для студентов, изучающих учебную дисциплину «Физическая культура и спорт». Гончарук Светлана Викторовна. – Белгород: ПОЛИТЕРРА, 2011. – 109 с.
- Митяева А. М. Здоровьесберегающие педагогические технологии. Учебное пособие. Митяева Анна Михайловна. – М.: Академия, 2008. – 192 с.
- Назарова Е. Н. Здоровый образ жизни и его составляющие: учебное пособие. Юрий Жилов, Елена Назарова. – М.: Академия, 2008. – 256 с.
- Психическое здоровье студентов. Информационная статья на сайте «Главсовет.Ру». [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.glavsovet.ru/abc-dop-lib/101zdo/a19/
Структура кураторского часа
- Организационный момент: вступительное слово преподавателей, постановка темы и цели мероприятия, определение актуальности темы – 1-3 минуты.
- Основная часть: определение содержания понятий «психическое здоровье», «Что важнее физическое или психическое здоровье?», «Как бороться со стрессом?». ~ 30 минут.
- Рефлексия ~5 минут.
- Завершающее слово преподавателей – 1-2 минуты.
ХОД КУРАТОРСКОГО ЧАСА
- Организационный момент.
- Постановка темы и цели кураторского часа.
Преподаватель. Добрый день, уважаемые гости и студенты! Мы рады приветствовать вас на кураторском часе, который проведем в форме актуального разговора с целью пропаганды правильного отношения студентов к своему психическому здоровью. Участниками его являются студенты – старшекурсники: студенты 141 группы специальность 050139 Изобразительное искусство и черчение и студенты 731 группы специальность 09.02.04 Информационные системы (по отраслям).
Преподаватель. Мы надеемся, что каждый из присутствующих четко выразит свою позицию по теме и получит рекомендации, которые предложены в буклетах. Итак, мы начинаем.
Преподаватель. Тема сегодняшнего кураторского часа - «Психология здоровья», над формулировкой которой задумывался каждый человек хотя бы один раз в своей жизни…
- Определение актуальности темы.
Студент 1: Да, в XXI веке становится актуальным задуматься о том, что же такое здоровье человека? Мы много говорим о правильном питании, негативных последствиях вредных привычек, здоровом образе жизни.… И не всегда задумываемся над тем, что неотъемлемой частью и важнейшим компонентом здоровья является именно здоровье психическое. Чтобы поразмыслить над этой не простой темой, мы сегодняздесь и собрались.
- Основная часть.
- Определение содержания понятий «психическое здоровье».
Студент 2. 10 октября отмечается Всемирный день психического здоровья. Он празднуется с 1992 года по решению всемирной организации здравоохранения.В Уставе ВОЗ говорится: «Здоровье является состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов».
Таким образом, психическое здоровье– это состояние, в котором человек реализует свои способности, может противостоять обычным жизненным стрессам, продуктивно работать и вносить вклад в свое сообщество.
Студент 3. Сегодня по данным этой организации психическими заболеваниями страдают более 450 миллионов человек на планете. Специалисты предсказывают, что к 2020 году психические расстройства войдут в мировую пятерку болезней лидеров.
- Что важнее психическое или физическое здоровье?
Студент 4. Как остаться здоровым психически, не знает, к сожалению, практически никто. Росту заболеваемости способствуют информационные перегрузки, политические и экономические катаклизмы в стране, а предвестниками заболеваний являются стрессы. А что по этому поводу думают студенты нашего колледжа?
Преподаватель. Мы предлагаем познакомиться с результатами небольшого социологического опроса, который был проведен среди студентов выпускных групп в количестве 50 человек. Результаты представлены на слайде.
(результаты опроса)
Вопрос № 1. Что важнее, здоровье физическое или здоровье психическое?
47% - физическое
35%- психическое
18 % - оба компонента одинаково значимы
Вопрос № 2. Что является основными причинами психических расстройств у человека?
38% - стрессовые ситуации
22% - перегрузки человека (в том числе и информационные, СМИ, компьютерные игры)
16% -отсутствие близких друзей
14% - неприятные ситуации
7%- нехватка денег
3% - другие причины
Вопрос № 3. Как вы считаете, кто больше подвержен стрессу, мужчины или женщины?
53% - женщины
35% - мужчины
12 % - затруднились с ответом
Вопрос № 4.Заботитесь ли вы о здоровье психическом?
48 %- да
37 % - нет
15% - не всегда
(анализ результатов опроса)
Студент 5.А как вы считаете, является ли проблема психического здоровья актуальной для жителей нашего города? Что они думают по этому поводу?
(просмотр видеоролика с мини – интервью жителей нашего города)
Преподаватель. Да, действительно стрессы стали составляющей частью жизни современного человека. Люди борются с ними, не задумываясь о том, что нужно не бороться, а не допускать их. А вот мнение ученых по этому поводу….
(Просмотр ролика «Что такое стресс?»)
Преподаватель. Вспомним слова А.П. Чехова «В человеке все должно быть прекрасно: и тело, и душа, и мысли». Это означает, что в человеке важно гармоничное развитие. Одним из компонентов психического здоровья являются именно мысли человека… Точнее, его умение мыслить позитивно и мыслить негативно….
Перед вами силуэты человека с мыслями позитивными и мыслями негативными. Ваша задача определить, что характерно, на ваш взгляд, для каждой из этих личностей.
(Студенты выполняют задание…)
- Как бороться со стрессом?
Преподаватель. Сохранить психическое здоровье в жестких и переменчивых условиях современной жизни – задача непростая. Избежать истощения нервной системы нам могут помочь способы, придуманные в разных странах и на протяжении многих лет позволяющие людям разных национальностей сохранять душевный комфорт и внутреннее равновесие.
Студент 6. Индия дала миру такое древнее и могучее оружие против стресса, как йога: по сей день миллионы людей используют медитативные техники для расслабления и достижения душевного равновесия.
Студент 7. Совсем по-другому избавляются от стресса в Бразилии: здесь для этого используют танцы. Яркие и горячие карнавалы, громкая музыка и обилие танцоров и танцовщиц – вот лучшее средство от напряжения для заводных бразильцев.
Студент 8. Сдержанные жители холодной Финляндии ищут лекарство от стресса в жаркой финской бане – сауне. Вдумчивое и размеренное пребывание в сауне не только очищает тело, но и снимает напряжение.
Студент 9. В Китае знают: чтобы снять стресс, важно устранить напряжение, скопившееся в мышцах. Для этого существовуют особые массажные техники, которые известны во всем мире.
Студент 10. Такое незамысловатое средство, как сон, очень полезно для снятия стресса, считают испанцы. Отчасти поэтому и существует в Испании сиеста – ежедневный послеобеденный сон. Пока на улице жарко, лучше никуда не ходить, а вздремнуть, восстановить силы и успокоить нервы.
Преподаватель. Жители нашей страны вполне могут позаимствовать некоторые из этих способов расслабиться, тем более что многие из них вполне реально попробовать и в домашних условиях.
А как наши студенты борются со стрессом?
(ответы студентов)
Преподаватель. Как мы видим, существует множество способов снятия психического напряжения. Какие конкретно из антистрессовых приемов взять на вооружение, зависит только от нас и от нашего желания. Все это представлено в буклетах, находящихся на ваших столах.
- Рефлексия.
Преподаватель. Конечно, самой главной ценностью в нашей жизни является здоровье….Будь оно физическим или психическим.
Притча «Банка жизни»
«Был обычный учебный день. Студенты заполнили аудиторию и ждали начало лекции. Вот появился преподаватель, и поставил на стол большую стеклянную банку. Студенты очень удивись, к чему бы это?
– Сегодня я хотел бы поговорить с вами о смысле жизни. Для начала: что вы можете сказать об этой банке? – спросил преподаватель.
– Ну, она пустая, – сказал кто-то.
– Совершенно верно, – подтвердил преподаватель.
Затем он достал из-под стола мешок с камнями и начал укладывать их в банку до тех пор, пока они не заполнили ее до самого верха.
– А теперь что вы можете сказать об этой банке? – снова спросил преподаватель.
– Ну, а теперь банка полная, – снова сказал кто-то.
Преподаватель достал пакет с горохом, и начал засыпать его в банку. Горох стал заполнять пространство между камнями.
– А теперь?
– Теперь банка еще полнее! – крикнули студенты.
Преподаватель вынул пакет с песком и начал засыпать его в банку, и спустя какое-то время в банке совсем не осталось свободного места.
– Вот теперь банка действительно полная, – сказал преподаватель, и я объясню вам, к чему все это. Банка – это наша жизнь. Камни – это самое важное, что есть в нашей жизни: семья, любимые, дети, то есть все то, что имеет для нас огромное значение.
Горох – это те вещи, которые не так значимы для нас: квартира, дача, машина, деньги.
Песок – это все самое мелкое и незначительное в нашей жизни, все те мелкие проблемы, которые сопровождают нас постоянно.
Так вот, если бы я сначала засыпал в банку песок, то в нее уже нельзя было бы поместить ни камни, ни горох. Поэтому, никогда не позволяйте различного рода мелочам заполнять вашу жизнь, засорять ее, закрывать вам глаза на что-то более важное.
У меня все. Лекция окончена».
Представляем, как были удивлены студенты!… Наверное, многие из них в первый раз серьезно задумались о своих жизненных ценностях…
А нам же, православным людям, ясно видны истинные ценности, которые и должны заполнять нашу душу, нашу жизнь.
- Завершающее слово преподавателей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Данная методическая разработка является попыткой описания опыта использования традиционных формв воспитательной работе ОГАПОУ «Алексеевский колледж», направленной на формированиеправильного отношения студентов к своему психическому здоровью. Эффективность и результативность внедрения в образовательный процесс данной методической разработки будет зависеть от соблюдения следующих рекомендаций, выделенных авторами:
- пропагандируя здоровый образ жизни важно ориентироваться не на передачу собственного опыта и знаний, а именно на формирование соответствующих представлений. При этом надо иметь в виду, что на формирование системы представлений обучающихся о здоровье и здоровом образе жизни, в который входит понятие «психическое здоровье», может повлиять только та информация, которая в их сознании имеет прямое и непосредственное отношение к их собственной жизни;
- нужно создавать для студентов такие условия, которые бы обеспечивали возможность переживания тех эмоциональных состояний, которые возникают в процессе различных видов деятельности, связанных с необходимостью соблюдения правил здоровьесбережения;
- при проведении воспитательной работы, направленной на формирование правильного отношения студентов к какому-либо аспекту своего здоровья, необходимо иметь в виду, что в воспитательном процессе критериями эффективности работы педагога является не усвоение обучающимися тех или иных знаний или демонстрация определенного отношения к какой-либо проблеме здоровья, а реальное изменение поведения студентов, которое должно наблюдаться через систему мониторинга, осуществляемую куратором учебной группы.
Представленная методическая разработка была реализована на практике в виде открытого кураторского часа. Дальнейшее наблюдение за поведением студентов показало, что роль этого кураторского часа в воспитательной работе со студентами колледжа в данных группах, была положительной.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Гончарук С.В. Активный образ жизни и здоровье студента: учебное пособие для студентов, изучающих учебную дисциплину «Физическая культура и спорт». Гончарук Светлана Викторовна. – Белгород: ПОЛИТЕРРА, 2011. – 109 с.
- Митяева А. М. Здоровьесберегающие педагогические технологии. Учебное пособие. Митяева Анна Михайловна. – М.: Академия, 2008. – 192 с.
- Назарова Е. Н. Здоровый образ жизни и его составляющие: учебное пособие. Юрий Жилов, Елена Назарова. – М.: Академия, 2008. – 256 с.
- Психическое здоровье студентов. Информационная статья на сайте «Главсовет.Ру». [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.glavsovet.ru/abc-dop-lib/101zdo/a19/
- Психическое состояние – составляющая здоровья студентов. Информационная статья на сайте «РЕФ.РФ». [Электронный ресурс] Режим доступа:
http://referatwork.ru/category/sport/view/450480_psihicheskoe_sostoyanie___sostavlyayuschaya_zdorov_ya_studentov
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1. Видеоролик «Что такое стресс?».
Приложение 2. Видеоролик «Мнение алексеевцев о психическом здоровье».
Приложение 3. Презентация «Психическое здоровье».
Приложение 4. Буклет «Психология здоровья…».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка кураторского часа "Права подростка"
Цель кураторского часа - воспитание правовой культуры учащихся и чувства причастности к международному правовому сообществу. Форма проведения кураторского часа - дискуссионная беседа - пра...
Методическая разработка кураторского часа на тему:Безопасность жизнедеятельности в моей профессии
Методическая разработка кураторского часа на тему:Безопасность жизнедеятельности в моей профессии...
Методическая разработка кураторского часа "Гордимся! Помним!"
Кураторский час посвящен Дню Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 г., проводится в течении 1.5 часов. Целью данного кураторского часа является воспитание у студентов ...
Методическая разработка кураторского часа на тему:День гражданской обороны
Методическая разработка кураторского часа на тему:День гражданской обороны...
Методическая разработка кураторского часа на тему:О вреде употребления алкоголя
Методическая разработка кураторского часа на тему:О вреде употребления алкоголя...
Методическая разработка кураторского часа на тему:Профессия в моей жизни
Методическая разработка кураторского часа на тему:Профессия в моей жизни...
Методические рекомендации по самостоятельной работе Обществознание, Методическая разработка кураторского часа "Коррупция как особый вид преступлений", Методическая разработка"Выбор за нами".
Мкетодические разработки необходимы для реализации своих творческих способностей преподавателя и необходимиго обмена методическим опытом для молодых преподавателей и кураторов....