Методическая разработка обобщающего урока - викторины по учебной дисциплине "Психология " на тему "Психология подростка"
методическая разработка по теме
Обобщающий урок-викторина на тему: «Психология подростка» составлен на основе рабочей программы по учебной дисциплине ОП.02 «Психология» для специальности 050715 «Коррекционная педагогика в начальном образовании». Содержание урока определено требованиями ФГОС СПО к преподаванию психологии. Урок-викторина – это урок с состязательной основой, который относится к игровой технологии. Викторина - это один из видов нетрадиционных уроков, проведение которых возможно нечасто, т.к. не всегда содержание материала можно представить в необычной форме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_viktoriny.docx | 34.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка обобщающего урока-викторины по учебной дисциплине Психология по теме: «Психология подростка» с использованием активных методов обучения студентов СПО в рамках ФГОС
Пояснительная записка
Обобщающий урок-викторина на тему: «Психология подростка» составлен на основе рабочей программы по учебной дисциплине ОП.02 «Психология» для специальности 050715 «Коррекционная педагогика в начальном образовании». Содержание урока определено требованиями ФГОС СПО к преподаванию психологии. Урок-викторина – это урок с состязательной основой, который относится к игровой технологии. Викторина - это один из видов нетрадиционных уроков, проведение которых возможно нечасто, т.к. не всегда содержание материала можно представить в необычной форме. Эти уроки требуют значительной предварительной подготовки, как со стороны учителя, так и со стороны обучающихся, поэтому возможности их проведения несколько ограничены. В то же время уроки-викторины могут быть использованы для промежуточного контроля знаний, при обобщении, систематизации материала по нескольким темам; они вносят разнообразие в учебную деятельность студентов, снимают излишнее напряжение обычного опроса, развивают интерес к учебной дисциплине, обеспечивают самореализацию обучающихся, воспитывают культуру общения, умение слушать и слышать других. По новым ФГОС повышены требования к организации самостоятельной деятельности по предмету на уроках и во внеурочной деятельности. Данный тип урока отвечает этим требованиям, т.к. предусматривает разные виды самостоятельной подготовки к занятию и активный поиск ответов на поставленные вопросы по ходу викторины. Викторину можно проводить по разным разделам курса психологии: как по общей, так и по возрастной, социальной психологии. Данная методическая разработка обобщающего урока – викторины представляет собой опыт работы преподавателя по проведению такого типа уроков. Как и на других уроках, здесь используются активные формы и методы обучения: групповая форма деятельности, методы анализа практических ситуаций и решения задач, обыгрывание сюжетов, психологический практикум для болельщиков, «Мультяшная педагогика» по нахождению педагогических и психологических смыслов в демонстрируемом мультфильме, брейн-ринг – быстрые и короткие ответы на вопросы, артистический конкурс с демонстрацией своих талантов и другие. Особенностью организации данного типа урока является разработка требований к алгоритму выполнения заданий, критериев оценок. Таким образом, урок-викторина как нетрадиционная форма проведения занятия позволяет уйти от шаблонов в организации и проведении урока, максимально вовлечь обучающихся в активную деятельность на уроке, увлечь занимательностью, повысить мотивацию к изучению учебной дисциплины, обеспечить дифференциацию студентов по их учебным возможностям, интересам и склонностям, использовать оценку в качестве формирующего инструмента.
Тема: «Психология подростка»
Тип урока – обобщающий урок-викторина
Цель: обобщение, систематизация знаний о закономерностях психического развития подростка, формирование навыков группового взаимодействия.
Задачи:
1. Образовательные: формировать представления у обучающихся о психологических закономерностях детей среднего школьного возраста.
2. Развивающие: развивать самостоятельность, гибкость мышления в поиске информации, необходимой для решения поставленных задач.
3. Воспитательные: развивать культуру диалога, умение работать в команде.
Формируемые компетенции:
Общие: ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с партнерами.
Профессиональные: ПК 5.1. Разрабатывать методические материалы на основе примерных с учетом особенностей возраста, группы и отдельных воспитанников.
Тип мероприятия: викторина
Формы работы: групповая, индивидуальная
Методы работы: анализ практических ситуаций, решение задач, выполнение практических упражнений, анализ видеосюжета, составление рекомендаций для учителей и родителей: «Как правильно общаться с детьми подросткового возраста», самоанализ.
Дидактический материал: карточки с заданиями, мультфильм «Тигренок на подсолнухе»(«Непослушный медвежонок»),инвентарь для упражнений, презентация с вопросами брейн-ринга и ответами на них.
Структура мероприятия:
1.Организационный момент: приветствие, сообщение темы, цели, установка на активную мыслительную деятельность, деление на команды.
2. Выбор членов жюри: 2 преподавателя, 3 человека из числа обучающихся.
3.«Визитка»: приветствие команд, презентация командой своего названия, эмблемы и девиза.
4. Брейн - ринг (быстрые ответы на вопросы преподавателя)
5.Анализ мультфильма «Тигренок на подсолнухе», поиск педагогических и психологических смыслов.
6. Конкурс болельщиков.
7. Педагогическая мастерская – анализ педагогических ситуаций.
8.Домашнее задание: Упражнение: «Пойми меня» невербальный показ известной пословицы о воспитании детей.
9.Составление рекомендаций для родителей «Как правильно общаться с детьми подросткового возраста» (работа в малых группах).
10. Конкурс болельщиков.
Сценарий викторины.
Конкурс: «Визитка» (домашнее задание)
Цель: развитие умения работать в команде, проявлять творчество в решении поставленных задач, воспитывать культуру диалога.
Ведущий: конкурс называется «Визитка», поскольку вы представляете свою команду: ее название, эмблему и девиз. Можете использовать небольшую презентацию. Длительность «Визитки» - не более 3 минут, но можете уложиться и в более короткое время. Максимальное количество баллов за этот конкурс – 3 балла. Идет представление команд, просмотр презентаций. Жюри выставляет баллы.
Брейн - ринг (быстрые ответы на вопросы преподавателя)
Цель: закрепление знаний о закономерностях психического развития подростков.
Ведущий: сейчас каждой команде я задам по 5 вопросов. Требование одно: на каждый последующий вопрос отвечает другой член команды. За каждый правильный ответ команда получает по одному баллу. Максимальное количество очков за этот конкурс – 5 баллов.
Вопросы 1 команде:
1.Назовите основное новообразование подросткового возраста («чувство взрослости»); 2.Назовите симптом кризиса 13 лет, который проявляется в отрицании всех требований взрослого и приводит к ссорам, нарушениям дисциплины подростка (негативизм); 3. Есть данные, что 90% школьников в возрасте 13-15 лет склонны к этой форме общения. Что это за форма общения? (компании сверстников или «реакция группирования»); 4.Назовите суть накопительных увлечений в подростковом возрасте (коллекционирование во всех видах); 5. Что включает в себя «кодекс товарищества» в подростковом возрасте? (не предавать, не командовать, помогать в беде, быть самим собой, уважать автономию другого и др.).
Вопросы 2 команде:
1.Назовите ведущую деятельность подросткового возраста (интимно-личностное общение со сверстниками); 2. Подростки очень зависимы от норм поведения, сложившихся в группе и от мнения её лидера. Как называется в психологии это явление? (явление - конформизм, а черта личности–конформность); 3.Назовите явление подросткового возраста, в результате которого происходит ломка старых психологических структур, что приводит к взрыву непослушания, грубости, трудновоспитуемости ребенка (кризис13лет); 4.Какая «магическая сила» тянет подростков в компании сверстников? (Общение со сверстниками – это способ интересно заполнить время, способ самопознания, способ уйти от одиночества, отстаивание своей свободы и независимости). 5.Как называются увлечения подростков, связанные с физическим самосовершенствованием? (телесные или мануальные).
Жюри выставляют баллы за конкурс.
Конкурс: «Мультяшная психология».
Цель: развитие межпредметных связей, способности видеть закономерности педагогических и психологических явлений, связывать теоретический материал с практическим.
Ведущий: вашему вниманию предлагается мультфильм «Тигренок на подсолнухе» («Непослушный медвежонок»). Ваша задача найти в нем педагогические и психологические смыслы и записать их на листочке. Вы это можете делать как по ходу просмотра мультфильма, так и после него, поскольку вам будет дано еще 3 минуты для обобщения выводов. Затем вы представляете свою групповую работу в жюри, которая оценивает результаты вашей деятельности. У них уже есть примерные ответы. Высшая оценка этого конкурса – 5 баллов, т.е. вы должны найти не менее 5 педагогических или психологических идей в этом фильме. За творчество и оригинальность ответа, необычную ее трактовку вы можете получить еще 1-2 балла. Идет просмотр и анализ мультфильма; по истечении отведенного времени письменные ответы команд отдаются жюри.
Конкурс болельщиков
Цель: развитие самостоятельности, сообразительности и гибкости ума.
Ведущий: Пока конкурсанты оформляют свои ответы на листочках, мы проведем интеллектуальную разминку для болельщиков. Я предлагаю вашему вниманию небольшой психологический практикум: «Случай в отеле».
Если студенты затрудняются в нахождении правильного ответа, то предлагается обыграть сюжет, пригласив «полицейского», «потерпевшую», студента-мальчика из числа болельщиков в качестве «почтальона» и трех девочек - «работников отеля» (В этом случае задача решается быстро).
Конкурс: «Педагогическая мастерская»
Цель: закрепление и обобщение знаний по теме викторины, развитие умения связывать теорию с практикой, развитие культуры диалога.
Преподаватель: сейчас вашему вниманию будут представлены ситуации, связанные с психологическими особенностями подростков. Ваша задача ответить на вопросы данных ситуаций. Задания будут даваться поочередно. На каждый следующий вопрос отвечает новый член команды. За каждую правильно проанализированную ситуацию вы можете получить - 3 балла. Командам раздаются карточки-задания педагогических ситуаций.
Задания для команды №1
Ситуация №1. Многие подростки проявляют довольно странное поведение, ставящее в тупик взрослых: подвергают себя бессмысленным, на первый взгляд совершенно неоправданным опасностям. Например, занимаются экстремальными видами спорта, Для чего они это делают? (Ответ: подросток вопреки чувству страха пытается доказать себе и другим, что он может преодолеть невозможное. Он это делает для самоутверждения перед сверстниками: «Посмотрите, какой я крутой!» Преодоленный страх способствует росту самоуважения: «Я смог!» Его тянет на подвиги любопытство: «Смогу я или не смогу»).
Ситуация №2. Марк Твен как-то говорил, что когда ему было 14 лет, он считал своего отца настолько глупым, что он с трудом его переносил. Но когда ему исполнился 21 год, он был изумлен, насколько этот старый человек поумнел за последние семь лет. Объясните причину такого быстрого и разительного изменения интеллекта отца Марка Твена. (Ответ: за эти годы разительно поумнел не отец, а сам подросток, он стал объективно оценивать окружающих людей, чего не было в подростковом возрасте.).
Задания для команды №2
Ситуация №1. Некоторые подростки в компании друзей любят приписывать какие-либо выдающиеся черты своему окружению. Их родственники или друзья сплошь «чемпионы», «бойцы спецназа». Для чего они это делают? ( Ответ: так подростки повышают свой статус в глазах окружающих).
Ситуация №2. Почему подростки предпочитают не «живое» общение, а разговор по телефону, а те, кто имеет доступ к Интернету – часами переписываются с помощью компьютера даже в том случае, когда друг живет в соседнем подъезде (Ответ: телефон и компьютер смягчают многие проблемы, например, застенчивость, тревожность, скованность. Нет нужды думать о том, как выглядишь. Можно прекратить общение в любой момент).
Каждая команда выступает с анализом ситуации. Жюри выслушивает ответы и выставляет баллы.
Артистический конкурс: «Пойми меня» (домашнее задание)
Цель: развитие творчества, способности находить нужную информацию и работать в команде. Ведущий: «Каждая команда подготовила по две известные пословицы о воспитании детей, которые они представят на суд зрителей. Их задача: невербально показать содержание данной пословицы, т.е. разыграть небольшую сценку. Задача второй команды – отгадать пословицу. Просьба к болельщикам: не подсказывать, т.к. подсказанный ответ не будет засчитан. Жюри оценивает творчество участников и эффективные способы демонстрации, которые помогли раскрыть смысл пословиц. За удачное решение задачи максимально выставляется 3 балла».
Конкурс: «Как правильно общаться с подростком?»
Цель: обобщении знаний о психологических особенностях подростка, и их взаимоотношениях со взрослыми.
Ведущий: «Каждая команда в течение 3-х минут составляет рекомендации для учителей и родителей о том, «Как правильно общаться с подростком?». Рекомендации должны быть конкретными, учитывать интересы, как взрослых, так и самих подростков. За отличное выполнение данного задания команды получают по 3 балла. На столах есть все необходимое: листочки, ручки. Оценивает конкурс жюри».
Конкурс болельщиков: «Логические задачи»
Цель: развитие сообразительности и гибкости ума.
Ведущий: «Пока команды выполняют последнее задание, я хочу предложить вам задачи на нестандартную логику. Условия задач: при поиске ответа вы можете задавать мне только такие конкретные вопросы, на которые я могу ответить односложно: «Да», «Нет», «Не имеет значения».
Задача 1: «Лазающий медведь». Было замечено, что медведи часто забираются на телеграфные столбы. Почему они это делают?» (Ответ: медведь слышит жужжание телеграфных проводов и думает, что это жужжат пчелы. Взбираясь на столб, он надеется отведать меда в улье).
Задача 2: «Пища для размышлений». Датское правительство каждое утро выдает всему персоналу одного из своих департаментов печенье совершенно бесплатно. Почему? (Ответ: Датское правительство всем почтальонам давало собачье печенье, чтобы ими можно было отвлечь дворовых собак).
Задача 3: «Завяжи узел»
Ведущий: «Приглашаю выйти сюда по одному человеку от команд болельщиков (студенты выходят). Я даю вам по одной одинаковой веревке. Задача: взяв веревку за концы, не отрывая рук, завязать узел в середине веревки» (Решение: прежде чем взяться за концы веревки, нужно принять «позу Наполеона», затем в этой позе одной рукой взять один конец веревки, другой рукой – второй конец, а потом выпрямить руки. Узел завяжется сам собой. Секрет задачи в том, что в условиях не сказано, каким образом взяться за концы веревки, поэтому можно это сделать из «позы Наполеона»).
Преподаватель следит, чтобы студенты не размыкали рук, взявшись за концы веревки. Можно в помощь приглашать желающих болельщиков.
Количество задач для болельщиков можно сократить.
Подведение итогов викторины жюри. Рефлексия. Выставление оценок студентам преподавателем.
Литература
1.Грецов А.Г. Практическая психология для подростков и родителей.- СПб.:Питер,2008.- 224 с.
2.Пол Стоун Задачи на нестандартную логику; пер. С англ. В.С.Фролова.- М.: АСТ: Астрель, 2007. – 95 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка обобщающего урока-практикума с использованием методов активного обучения в группе профподготовки по профессии «Обувщик по ремонту обуви»
В данной работе показано применение инновационных педагогических технологий и приемов при проведении современного урока - практикума в форме деловой игры, построенного на основе игрового замысла, моде...
Методическая разработка внеклассного урока-викторины по теме "Что ты знаешь о Великобритании?"
Данный урок поможет сделать внеклассное занятие интересным, а также расширит кругозор студентов....
Методическая разработка обобщающего теоретического занятия "Порошки"
Методическая разработка обобщающего теоретического занятия на тему "Порошки" предназначена для студентов специальности Фармация в форме соревнования и содержит теоретические вопросы, ситуаци...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Открытого урока-викторины «Знатоки финансовой грамотности» По дисциплине: «Основы финансовой грамотности»
Автор:М.С. Золотова, преподаватель ГПОУ ТО «Тульский экономический колледж».Методическая разработка составлена для студентов экономических специальностей, изучающих дисциплину ...
методическая разработка интегрированного урока - аукциона по учебным дисциплинам ОУД.12 Химия ОП.03 Техническое оснащение и организация рабочего места
Программы изучения учебных дисциплин ОУД.12 «Химия» и ОП.03 «Техническое оснащение и организация рабочего места» реализуются в соответствии ФГОС по программе подготовки квалифи...
Методическая разработка открытого урока-викторины «Знатоки финансовой грамотности»
Методическая разработка дополнительного учебного занятия по дисциплине: «Обществознание включая экономику и право» на первом курсе...
Методическая разработка "Обобщающий урок-игра "Компьютер от А до Я"
Данная разработка урока имеет своей целью совершенствовать, обобщить и закрепить знания обучающихся по дисциплинам «Информатика», «Информатика и информационно-коммуникационные технол...