Методика разработки плана урока производственного обучения на ученическом потоке
методическая разработка на тему
Методика разработки плана урока производственного обучения на ученическом потоке
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod.rab_.docx | 109.06 КБ |
Предварительный просмотр:
«Методика разработки
плана урока производственного обучения
на ученическом потоке»
Разработала: Паршина Надежда Васильевна,
мастер производственного обучения «ККСД»
В формировании профессионального мастерства важным звеном является производственное обучение, поэтому его необходимо организовать так, чтобы уровень рабочих был адекватен степени развития технической вооружённости производства.
В процессе производственного обучения создаётся система профессионального-педагогических умений, навыков их формирования по выбранной профессии, овладение обучающихся необходимым производственным опытом, профессиональным мастерством. Поэтому мастеру производственного обучения необходимо чётко представлять структуру, содержание, характер производственного процесса, трудовой деятельности, функции рабочего.
Конечным результатом труда производственного процесса швейного производства является различные виды одежды. Их насчитывается более 1200 наименований. Процесс изготовления одежды идёт по двум направлениям: индивидуальный пошив в ателье бытового обслуживания и массовое производство одежды на фабриках швейной промышленности.
Процесс изготовления одежды претерпел серьёзные изменения – от мелких мастерских, надомников, где основным инструментов и оборудованием были игла, утюг, ножницы, бытовые машины с ручным и ножным проводом до крупного фабричного производства одежды.
Производственное обучение делится на 4 периода: вводный (ознакомительный), подготовительный (освоение), период овладения специальностью (совершенствование), производственная практика (завершающий) на предприятии.
Производственная практика на предприятии – это завершающий этап обучения профессиональному мастерству. Обучающиеся в цехах предприятия закрепляют и совершенствуют профессиональные навыки, осваивают установленные на предприятии нормы выработки, изучают приспособления и оборудования швейного предприятия, передовые и высокопроизводительные способы и приёмы работы, приучаются работать самостоятельно, выполнять нормы выработки взрослых рабочих. Они овладевают методами межоперационного контроля и самоконтроля выполняемой работы, учатся анализировать и вскрывать причины дефектов в швейных изделиях, предупреждать и устранять их; приобретают навыки работы с технической документацией, принятой на предприятии, упражняются в применении технических знаний, в выполнении наладочных и регулировочных работ при работе на оборудовании, которого не было в швейных мастерских училищ.
Существуют следующие формы организации производственной практики в целях предприятий:
- Индивидуальное изготовление швейных изделий, когда обучающиеся осваивают методы и приёмы пошива в цехах предприятия;
- Обучение обучающихся на специально выделенном участке в бригаде с разделением труда. Бригада состоит из обучающихся, которыми руководит мастер. Ежедневно проводит водный, текущий и заключительный инструктажи. Такая форма практики мало эффективна, так как нет общения с кадровыми рабочими.
- Обучение в составе бригад квалифицированных рабочих. Обучающийся прикрепляется к бригаде и последовательно осваивает все операции.
- Производственная практика на штатном рабочем месте, где обучающийся совершенствуется в своей специальности.
Изготовление швейных изделий с разделением труда - последний этап работы учебных мастерских перед переводом обучающихся на производственную практику на предприятии.
Изготовление одежды с разделением труда позволяет: приблизить обучение к производственным условиям; отработать и закрепить у обучающихся скоростные навыки; научить качественным, производительным и наиболее рациональным приёмам; научить методам взаимоконтроля операций и в целом контроля швейных изделий.
Бригадная формы организации производственного обучения предлагает совместное выполнение общих трудовых задач, сочетание личной и коллективной заинтересованности членов бригады в конечном результате работы, так как эти результаты коллектива находятся в прямой зависимости от показателей каждого обучающегося.
Бригадная форма труда является важным направлением повышения эффективности труда.
Если в мастерских колледжа обучающиеся не работали с разделением труда, то при выходе на производственную практику они не могут войти в трудовую линию, и им требуется гораздо больше времени на освоение процесса.
Подготовка мастера к занятиям бригадной формы организации производственного обучения включает в себя: глубокий анализ изучаемого материала; определение трудовых приёмов, операций, процессов, которые следует изучать; определение и расстановка оборудования; подготовка инструментов, приспособлений, наглядных пособий, письменных инструкций, справочного материала; определение и подготовку изделий, на которых будет проходить обучение; определение способов и приёмов контроля; определение методов и форм работы; предварительную проработки изделий мастеров производственного обучения; подготовку планирующей, технологической и учётной документации.
К данной документации относим подготовку и разработку:
- технологической последовательности изготовления изделий;
- схему разделения труда на организационные операции;
- монтажный график;
- комплектование бригад из обучающихся, то есть предварительную расстановку обучающихся по организационным операциям;
- график перемещения обучающихся по рабочим местам;
- формы дневника для обучающихся;
- форму учёта запуска и выпуска продукции.
Я готовлю технологов со сроком обучения 3 года. Нам представилась возможность поработать на ученическом потоке по пошиву женского халата модель К-354. Технические условия и зарисовка моделей были даны. Как мастер производственного обучения, я занялась составлением технологической последовательности изготовления халата.
Наименование операций | Разряд | Специальность | Затраты времени рабочего/ уч-ся | Обор-е приспособ. инстр-ты |
Обработка хлястика | ||||
1.обработать хлястик | 3 | М | 200/310 | 1022кл |
2.вывернуть хлястик | 2 | Р | 190/300 | колышек |
3.проутюжить хлястик | 2 | У | 50/75 | утюг |
4.проложить отделочную строчку | 3 | М | 200/310 | 1022кл |
Обработка вешалки | ||||
1.заутюжить вешалку | 2 | У | 40/68 | утюг |
2.проложить отделочную строчку | 2 | М | 15/20 | 1022кл |
Обработка карманов | ||||
1.заутюжить в/с кармана | 2 | У | 150/210 | утюг |
2.заутюжить н/с кармана | 2 | У | 75/105 | утюг |
3.подшить в/с кармана | 3 | М | 100/120 | 1022кл |
4.наколоть карман на боковую часть полочки | 2 | Р | 35/50 | иглы |
5.настрочить карман на боковую часть полочки | 3 | М | 90/120 | 1022кл |
Обработка рукавов | ||||
1.заутюжить низ рукава | 2 | у | 200/230 | утюг |
2.стачать нижний срез рукава | 2 | м | 30/45 | 1022кл |
3. обметать нижний срез рукава | 2 | с/м | 30/40 | 51-Акл |
4.подшить рукав | 2 | м | 40/60 | 1022кл |
5.втачать рукав | 4 | м | 270/300 | 1022кл |
6.обметать шов втачивания рукава | 2 | с/м | 40/50 | 51-Акл |
обработка воротника | ||||
1.стачать части нижнего воротника | 2 | м | 45/62 | 1022кл |
2.разутюжить шов стачивания н/воротника | 2 | у | 35/60 | утюг |
3.обтачать в/воротник н/ воротником | 4 | м | 200/220 | 1022кл |
4.приутюжить воротник выправляя кант | 2 | у | 80/95 | утюг |
5.втачать воротник в горловину | 4 | м | 180/200 | 1022кл |
обработка спинки | ||||
1.стачатьвытачки спинки | 2 | м | 40/50 | 1022кл |
2.стачать средние срезы спинки | 2 | м | 70/90 | 1022кл |
3.обметать шов стачивания | 2 | с/м | 50/70 | 51-Акл |
4.заутюжить шов стачивания | 2 | у | 100/120 | утюг |
5.наколоть хлястики | 2 | р | 40/50 | булавки |
обработка полочек | ||||
1.стачать срезы боковых и центральных частей полочки | 3 | м | 300/380 | 1022кл |
2.обметать рельефы | 2 | с/м | 60/80 | 51-Акл |
3.заутюжить рельефы | 2 | у | 410/480 | утюг |
4.стачать боковые срезы | 3 | м | 210/250 | 1022кл |
5.стачать плечевые срезы | 2 | м | 60/80 | 1022кл |
6.обметать боковые швы | 2 | с/м | 80/120 | 51-Акл |
7.обметать плечевые швы | 2 | с/м | 40/50 | 51-Акл |
8.заутюжить боковые швы | 2 | у | 380/450 | утюг |
9.заутюжить плечевые швы | 2 | у | 160/200 | утюг |
10.приколоть вешалку | 1 | р | 10/12 | булавки |
11.наколоть подборт на борт | 2 | р | 280/340 | булавки |
12.наметить угол обтачивания борта | 2 | р | 80/90 | лекало,мел |
13.обтачать борта и втачать воротник | 3 | м | 300/350 | 1022кл |
14.обметать шов втачивания воротника | 2 | с/м | 50/60 | 51-Акл |
15.приутюжить борта, выправляя кант | 2 | у | 420/470 | утюг |
16. по лекалу наметить линию подгибки низа и заутюжить низ | 2 | р,у | 220/240 | лекало,мел утюг |
17.подшить низ халата | 4 | м | 350/400 | 1022кл |
18.втачать рукава | 4 | м | 450/500 | 1022кл |
19.обметать швы втачивания рукавов | 2 | с/м | 150/180 | 51-Акл |
20.наметить место расположения петель | 2 | р | 260/300 | лекало,мел |
21.обметать петли и разрезать | 3 | с/м | 530/600 | 25кл |
22.наметить место расположения пуговиц и пришить их | 2 | с/м | 530/600 | 335кл |
23.окончательная утюжка халата | 2 | у | 500/600 | утюг |
24.контроль качества и навешивание жесткой маркировки. | 2 | р | 500\550 | |
В конце таблицы я проставляю затраты времени на изделие. Дальше смотрю на количество обучающихся в моей группе, стоит ли группу делить на 2 бригады? Нет. Составляю схему разделения труда так, чтобы весь технологический процесс был разделён на организационные операции с учетом их технологической последовательности. В то же время, надо стараться распределить работу так, чтобы обучающийся на определённой детали выполнял все операции, следующие одна за другой, чтобы было как можно меньше передач незаконченных деталей от одного обучающегося к другому.
Затрата времени на изготовление изделия в учебной бригаде, по сравнению с рабочей, иная. Следовательно, и другой такт процесса. На уроках технологии обучающиеся уже ознакомились с затратой времени на изготовление всего изделия, с тактом потока, ученической нормой времени на изготовление изделия, рабочей нормой, знают что такое неделимая операция и организационная операция, переводной коэффициент, выпуск изделий в смену, знают все формулы нахождения неизвестного. Поэтому с помощью обучающихся мы нашли такие данные как: время смены, время обработки, количество человек, мощность, такт. Составили технологическую схему разделения труда на пошив женского халата, исходя из условий ученического потока, его обеспеченности оборудованием (наличием универсальных и специальных швейных машин, утюгов и колодок, приспособлений малой механизации).
На предприятии же технологи сначала составляют схему разделения труда, а потом делают заявку на необходимое оборудование на изготовление изделия, составляя монтажный график, отражают перемещение полуфабриката от одной операции к другой, начиная от запуска и кончая выпуском изделия. Его можно составлять параллельно с предварительной расстановкой обучающихся по организационным операциям.
Затем я составляю график перемещения обучающихся по рабочим местам таким образом, чтобы они поработали на нескольких операциях. Не следует планировать в один день перемещение на другие операции более 3-4 человек. Это внесёт большие трудности по проведению инструктажей и организации работы. Мы же трудностей с группой не испытываем так как нами ранее были уже изготовлены халаты индивидуально.
На каждом рабочем месте мы расположили инструкционно-технологические карты, в которых в рисунках и текстах указываются технологические условия и приёмы выполнения операций, для использования и руководства в работе.
Обучающимися во время практики ведётся дневник. Где отражается всесторонний учёт их работы. Ведётся журнал запуска и выпуска изделий бригадиром.
Очень важно расставить обучающихся по рабочим местам. На наиболее сложные и трудоёмкие работы вначале ставлю сильных обучающихся, затем по списку.
Первый вводный инструктаж должен быть подробным, с показом особенностей обработки на каждой операции, объяснением как пользоваться инструкционными картами. Во время вводного инструктажа обучающиеся должны понять какова связь между всеми организационными операциями и зависимость одного работающего от другого, как передаётся изделие от одного работающего к другому.
Мы разбираем с обучающимися формы контроля и самоконтроля, определяем производственный план, степень самостоятельности при выполнении первого изделия, затем выдаю задание на каждый день индивидуально и бригаде в целом, даю указания о записях, которые необходимо сделать в дневниках.
По мере того как обучающиеся осваивают процесс работы, вводные инструктажи должны становиться короче. При перемещении по рабочим местам во вводном инструктаже мастер проводит индивидуальные беседы с обучающимися, рассказывает им о связи предыдущих операций с последующими.
При проведении текущих инструктажей следует умело распределять своё внимание. Надо всегда видеть, где нужна помощь, а если необходимо, то принять личное участие в работе, чтобы обучающийся мог ещё раз подробно проследить за приёмами работы. Такой метод следует применять в начале изучения темы, при перестановке на новые операции и для того, чтобы задать определённый темп в работе своей бригады. Важно следить за равномерной загрузкой рабочих мест.
При бригадном методе работы в течение урока должны применяться все формы контроля качества: самоконтроль и взаимоконтроль обучающихся, контроль мастера производственного обучения, межоперационный контроль. Следует особое внимание обращать на взаимоконтроль. Например, вначале я принимаю операцию выполненную учащимися в отсутствии бригадира, затем бригадир в моем присутствии принимает работу в бригаде. Так же могу опросить учащихся по контролю качества выполнения предыдущей операции подругой, по тому насколько правильно будет дан ответ, можно судить об усвоении приемов работы. Большое внимание следует уделять и производительности труда. Дневное задание должно выполняться и перевыполняться каждым учащимся, а выставляя оценку за работу, необходимо учитывать время выполнения операции.
Формы проведения заключительных инструктажей в тот период могут быть тоже различными. Чтобы провести подробный, установленный заключительный инструктаж, следует в течении урок не упустить ни одной детали в работе учащихся, а в конце рабочего дня принять работу. Часть функций можно передать бригадиру. Он является помощником мастера, контролирует, помогает, направляет, принимает и оценивает работу членов своей бригады. Но перед заключительным инструктажем согласует с мастером оценки всей бригады и каждого члена бригады отдельно.
Мастер должен приучать бригадиров подводить итоги работы за день, анализировать, давать оценки и предложения по работе бригады.
На заключительном инструктаже подводим итоги и разбираем работу бригады и каждого учащегося, отмечаем хорошие стороны работы, подробно разбираем ошибки и недостатки в работе, проводим анализ качества работы. Затем учащиеся убирают свою работу и сдают рабочие места дежурным.
Подвести итоги урока можно в форме производственного семинара, на котором учащиеся обсуждают внедрение новых методов обработки в процессе производства одежды, использование спец. машин, особенности обработки модели, использование приспособлений малой механизации.
Один раз в неделю или месяц полезно проводить итоговое производственное собрание, на котором подвести итоги работы бригадиром, дать возможность учащимся анализировать свою работу и работу учащихся, выполняющих предыдущие или последующие операции.
Через определенные промежутки времени проводятся проверочные работы, которые могут быть заданы всей бригады.
Цель таких работ может быть разной: проверка качества работы, умений выполнять операцию определенным способом обработки, знаний последовательности выполнения приемов работы, использования рабочего времени. Результаты проверочных работ должны анализироваться и сообщаться учащимися.
В этот период надо вести строгий и четкий учет запуска и выпуска изделий, иметь достаточный запас изделий, чтобы не было простоев.
В период работы в бригадах воспитывается коллективная ответственность за порядок в бригаде, за качество всех изделий и выполнения плана.
Работая на ученическом потоке повышается качество изготавливаемых изделий, количество выпускаемой продукции, учащиеся приобретают высокие скоростные навыки, которые в последствии пригодятся при прохождении производственной практики на предприятии.
Журнал запуска и выпуска
Модель | Запуск | Выпуск | ||||||
Дата запуска | Номер пачки | Номер с ____ по ___ | Количество | Дата выпуска | Номер пачки | Номер с ____ по ___ | Замечания | |
Монтажный график
Вешалка |
Воротник |
Рукава |
Хлястик |
Спинка |
Карман |
Б. часть пол. |
Ц. часть пол. |
Подборт |
Дневник учащегося
Дата | Наименование модели | Номер операции | Содержание работы | Номер пачки | Количество единиц | Замечания | Оценка бригадира. | Подпись мастера |
Используемая литература
- А.Т. Труханова
«Технология женской и детской одежды» Москва 1983 г.
- В.А. Панкратова
«Основы производства обучения швейников» Москва 1991 г.
- Конспекты по предмету
«Технология швейного производства»
- «Профессионал» № 2, 3 2004 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ УРОКОВ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ ПО РАЗДЕЛУ «ПРИМЕРКА»
В рабочей программе производственного обучения по подготовке квалифицированных специалистов специальности «Дизайн по отраслям (трикотаж)» отведено 21,6 часа на изучение и освоение темы «Примерка...
« Методика применения дифференцированного подхода к обучающимся на уроках производственного обучения»
Цель: Повышение качества профессиональной подготовки обучающихся ПУ при использовании дифференцированного подхода.Задачи:изучить основные понятия дифференцированного подхода в теории профессиональной ...
Методика проведения ролевых (деловых) игр на уроках производственного обучения
Деловая (ролевая) игра является разновидностью имитационного моделирования - игровое построение, представляющее собой профессиональную ситуацию, и связанную с ней исполнение обучающимися о...
Методическое пособие разработка урока производственного обучения Комплексная разработка урока-конкурса по производственному обучению Гордиенко Елена Григорьевна - мастер производственного обучения СПБ ГБПОУ «Техникум «Автосервис» (МЦПК)»
Данный урок производственного обучения является заключительным в профессии «повар» и поскольку учащиеся уже получили определённый профессиональный опыт, на уроке организуется осмысление, формулировани...
Конспект методической игры по теме "Методика проведения урока производственного обучения"
Данная методическая игра разработана для проведения среди мастеров производственного обучения, работающих в системе среднего профессионального образовния, с целью повторения с ними методики пров...
Методические рекомендации использования проектной методики на уроках производственного обучения
Этот метод ориентирован на самостоятельную деятельность студентов. Самостоятельная творческая работа выполняется студентами или их группой под руководством преподавателя. В образовательной области &la...
ПРИМЕНЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ МЕТОДИК НА УРОКАХ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ БУДУЩИХ ПОВАРОВ В ЗАВЕДЕНИЯХ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Основные задачи, которые ставит перед собой мастер производственного обучения это:– оптимизация уроков производственного обучения в учебных мастерских;– применение инновационных методов об...