Методика ускоренного обучения в профессиональном обучении в ГПОУ «Могойтуйский аграрно-промышленный техникум»
статья на тему

В работе представлены теоретическое обоснование и апробация методики ускоренного обучения в профессиональном обучении по профессии  «Повар».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodika_uskorennogo_obucheniya.docx27.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методика ускоренного обучения в профессиональном обучении

в ГПОУ «Могойтуйский аграрно-промышленный техникум»

Барадишириева Б.Г., к.с/х н.

                                                           Аюрова Д.Б., к.б.н

Актуальность и новизна проблемы. В условиях рыночной экономики требуется подготовка квалифицированных рабочих, востребованных на рынке труда, способных адаптироваться, оперативно и творчески решать стоящие перед ними задачи в зависимости от профессиональных потребностей. В этой связи вопрос о качестве профессионального обучения имеет особую актуальность для работодателя. Работодатель предъявляет повышенные требования к качеству обучения, эффективности образовательных технологий процесса профессионального обучения.

В настоящее время ГПОУ «Могойтуйский аграрно-промышленный техникум» организует профессиональное обучение по следующим программам профессиональной подготовки по рабочим профессиям: 19756 «Электрогазосварщик», 16675 «Повар», 16437 «Парикмахер».

В связи с вступлением в силу  Федерального закона  «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 г., приказа от 18 апреля 2013 г. № 292 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения» и приказа от 02 июля 2013 г. № 513 «Об утверждении Перечня профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение» образовательное учреждение самостоятельно сформировало содержание образовательной программы, определило продолжительность профессионального обучения по рабочей профессии 16675 «Повар».

Основная программа профессионального обучения по профессии 16675 «Повар» была разработана в соответствии  с квалификационными характеристиками, профессиональным стандартом, требованиями работодателей и ориентирована на освоение обучающимися профессиональных компетенций (трудовых функций), состоящих из конкретных профессиональных задач (трудовых действий).

Особое внимание в ходе организационной работы уделялось выбору оптимальных форм и методов обучения, которые должны отражать не только традиционную функцию трансляции научных знаний, но и задачи подготовки к реальной трудовой деятельности - решению профессиональных задач. Каждая профессиональная задача состоит из мелких приемов – единиц труда, манипуляций (шагов), выполнение которых обеспечивает ее решение. Методика ускоренного обучения, которая была выбрана в качестве основной в реализации образовательных программ профессионального обучения, направлена на то, чтобы предоставить обучаемому последовательность выполнения приемов труда, алгоритм решения трудовых действий. Пошаговое описание решения профессиональных задач или наглядные ориентиры названы схемами ООД (ориентировочные основы деятельности). Схема ООД – это учебно-методическое средство, представляющее собой структурно-логическую схему практического действия. Главное их назначение – помочь правильно выполнить (ориентировать) двигательные, речевые и мыслительные действия. Руководствуясь схемой ООД,  обучающиеся без получения предварительных знаний, заучивания, механического их запоминания отрабатывают заданные действия и операции.  Это дает возможность сократить значительное количество часов, запланированное  на теоретическое обучение.

По данным Б.Ц. Бадмаева основными особенностями методики являются:

  • Методика многократно ускоряет (минимум в два раза, а иногда и на порядок) процесс выработки интеллектуальных и практических навыков и умений высокого качества, следовательно, дает возможность сократить продолжительность профессионального обучения по программам профессиональной подготовки рабочих в образовательном учреждении;
  • Методика индивидуализирует процесс обучения, доводя  каждого обучаемого до нужного уровня профессионализма;
  • Методика предоставляет возможность самообучения любому желающему, если он захочет овладеть каким-нибудь новым для себя видом деятельности;
  • Методика исключает необходимость специального заучивания, делает ненужным заблаговременное запоминание знаний до начала их применения;
  • Методика обеспечивает такое качество подготовки по осваиваемой деятельности, что, как правило, ее выполняют безошибочно от 95 до 100% обучаемых, которые могут работать как профессионалы сразу после завершения обучения.

Вышеизложенное послужило основой для внедрения методики ускоренного обучения в образовательный процесс по программе профессиональной подготовки по профессии 16675 «Повар» 2, 3 разряда в ГПОУ «Могойтуйский аграрно-промышленный техникум».

Цель исследования: теоретическое обоснование и апробация методики ускоренного обучения в профессиональном обучении по профессии 16675 «Повар».

Задачи: 1. Изучить научную и методическую литературу, материалы передового педагогического опыта по теме инновационного проекта.

2. Разработать образовательную программу профессионального обучения, учебно-методические средства  (схемы ориентировочных основ действий, задания для формируемой деятельности) в соответствии с целями обучения по профессии 16675 «Повар».

3. Определить показатели для выявления эффективности внедрения методики ускоренного обучения.

4. Внедрить методику ускоренного обучения в образовательный процесс профессионального обучения по программе профессиональной подготовки по профессии 16675 «Повар»;

5. Провести мониторинг, анализ и измерение качества профессионального обучения  по результатам внедрения методики.

6. Организовать распространение (трансляцию) результатов инновационной деятельности.

Объект исследования:

Процесс профессионального обучения по профессии 16675 «Повар» в ГПОУ «Могойтуйский аграрно-промышленный техникум».

Предмет исследования:

Влияние методики ускоренного обучения на качество профессионального обучения по профессии  16675 «Повар».

Гипотеза. Внедрение методики ускоренного обучения в профессиональное обучение по профессии «Повар» позволит повысить качество практической подготовки обучающихся по программам профессиональной подготовки.

Методика ускоренного обучения, разработанная Б.Ц. Бадмаевым, основана на теории П.Я Гальперина о поэтапном формировании умственных действий.

По данным исследований Б.Ц. Бадмаева, Н.Н. Нечаева, А.И. Подольского, Н.Ф. Талызиной и др., обучение студентов с использованием теории поэтапного формирования умственных действий, дает эффект, который значительно превышает показатели традиционного [1, 2].  

По мнению Н.Ф. Талызиной,  доктора психологических наук, профессора, академика  РАО  о теории П.Я Гальперина «В свете деятельностного подхода... учение - это процесс усвоения учениками различных видов человеческой деятельности и реализующих их действий. Знания не могут быть ни усвоены, ни сохранены вне действий обучаемого. Знать - это выполнять какую-то деятельность или действия, связанные с данными знаниями. Степень (качество) усвоения знаний определяется многообразием видов деятельности, в которых знания могут функционировать. Отсюда, вместо двух проблем - передать знания и сформировать умения и навыки их применения - перед обучением теперь стоит одна: сформировать такие виды деятельности, которые с самого начала включают в себя заданную систему знаний и обеспечивают их применение в заранее предусмотренных пределах» [3].  

Согласно теории П.Я. Гальперина умения обучающихся направляется не на получение знаний, а на овладение деятельностью или решению профессиональных задач. В методическом плане вместо традиционного предварительного сообщения обучаемым теоретических знаний и последующей организации деятельности  по применению этих знаний в практических действиях, происходит обучение применению знаний в самом процессе овладения последними. Знания о деятельности у обучаемого формируются в процессе овладения самой деятельностью, т.е. в процессе применения знаний на практике. По мнению автора, психологический закон усвоения знаний состоит в том, что знания, необходимые для определенной деятельности, формируются при использовании их на практике. Человек лучше всего запоминает те знания, которые использовал в какой-либо деятельности, применил к решению реальных задач. Знания, не нашедшие практического применения, достаточно быстро забываются [2].  

По данной методике обучения обучающиеся осуществляют действия со знаниями в трех формах: материальной (материализованной), внешнеречевой и умственной. Материальные действия со знаниями – это действия с реальными предметами (вещами) по их преобразованию. Внешнеречевая (громкоречевая по Гальперину) форма действия подкрепляет и контролирует действия рассуждением вслух. Умственная форма действия указывает на тот уровень освоения его обучаемым, когда он способен выполнять все в уме, без опоры на внешние материальные или громкоречевые ориентиры. Преподаватель и мастер производственного обучения ведет процесс обучения через управление действиями, выполняемыми обучающимися.

Таким образом, психологически обоснованная методика обучения, основанная на деятельностном подходе, позволит сократить сроки обучения может повысить качество практической подготовки обучающихся по программам профессиональной подготовки в результате формирования знаний, трудовых умений и навыков в неразрывном единстве.

К запланированному сроку программа профессионального обучения была разработана и согласована с работодателями. В связи вступлением в силу профессионального стандарта «Повар»  8 сентября 2015 г. программа была приведена в соответствие с этим стандартом.

Были определены следующие показатели для выявления эффективности внедрения методики ускоренного обучения:

  • Определение качественной характеристики результатов учебной деятельности по результатам квалификационного экзамена;
  • Выявление удовлетворенности слушателей и работодателей качеством и сроками подготовки;
  • Определение уровня сформированности обобщенных трудовых функций через определенные промежутки времени - 6 месяцев, 1 год, 2 года после прохождения обучения:
  •  Трудоустройство, профессионализм и карьерный рост выпускников;

В 2015-2016 уч. году начато внедрение методики ускоренного обучения в образовательный процесс по профессии 16675 «Повар». Был проведен набор слушателей на профессиональное обучение по профессии «Повар» с продолжительностью обучения 1,5 месяца и с объемом учебной нагрузки 234 ч. В 2,5 раза было сокращено аудиторное количество часов. И внедрение методики ускоренного обучения в образовательный процесс позволило нам за короткий срок обучить слушателей в соответствии с профессиональным стандартом.

Алгоритм внедрения данной методики состоял в следующем:

1 шаг - Определение содержания профессионального обучения в соответствии с профессиональным стандартом «Повар»; 

2 шаг – Установление соответствия трудовых действий, умений и знаний к технологическим процессам производства.

К каждому технологическому процессу были соотнесены трудовые действия, умения, знания, необходимые для его выполнения.  Это позволило нам определить, какими же знаниями и умениями должен обладать слушатель  для выполнения технологического процесса на производстве.

Следующий шаг - Разработка ООД – структурно-логической схемы практического действия по освоению трудовых действий и отработка их на занятиях.

Ознакомиться с процессом обучения по данной методике можно по разработанным технологическим картам занятий и учебно-методическим материалам.

По технологической карте практические занятия включают все этапы: организационный этап, этап актуализации знаний и повторения пройденного материала, мотивация  к учебной деятельности, совместное формулирование темы, цели и задач занятия, организация работы слушателей, самостоятельная работа, закрепление изученного материала.

В рабочих тетрадях мы можем проследить, как отрабатываются трудовые действия и умения с помощью ООД. Из содержания тетрадей видно, что в первую очередь они оценивают наличие запасов сырья и полуфабрикатов, как принято на производстве и  заполняют таблицу. Исходя из наличия сырья, члены бригады самостоятельно выбирают из предложенных рецептов блюда для приготовления.

Далее слушатели разрабатывают меню, составляют калькуляцию, рассчитывают энергетическую ценность, составляют заявку, организуют рабочее место, делают необходимые записи в рабочих тетрадях. Таким образом, слушатели учатся выполнять все технологические процессы на подготовительном этапе приготовления блюда.

Прежде чем приступить к непосредственному процессу приготовления блюд, бригада делится на 3 мини-бригады. В мини-группах распределяются обязанности между членами команды (подготовить сырье, приготовить, оформить, творчески оформить, презентовать и тд.). Каждая мини-бригада выбирает старшего повара и под его руководством готовит по 3 блюда. Приготовление блюд проводится с использованием ООД, представленных в виде технологических операций.

По завершению процесса приготовления и оформления блюд, мини-бригады презентуют блюда, оценивают их качество. Идет обсуждение, подводятся итоги занятия. Рабочие тетради проверяются педагогом.

   На квалификационном экзамене   были использованы оценочные критерии, направленные на выявление у обучающихся уровня  сформированности трудовых функций, действия, умений и знаний, также  использовались    оценочные критерии международного движения «Уорлд скилс» такие, как «Гигиена», «Приготовление и расчет времени», «Презентация».

По результатам квалификационного экзамена средний балл слушателей составил 4,45 баллов. По сравнению с предыдущими показателями (за 2014, 2015 гг.), когда обучение проводилось по традиционной методике, средний балл повысился на 0,75 баллов.

Слушатели отметили, что удовлетворены практикоориентированностью занятий, качеством учебно-методических материалов, сроками подготовки.

Анализ трудоустройства сразу в первый год после завершения обучения составил 72 %. .

Таким образом, по результатам внедрения методики ускоренного обучения в образовательный процесс профессионального обучения можно отметить, что:

  •  удалось сократить нормативный срок обучения до 1,5 месяца (объем-234 часа) (в 2,5 раза);
  • подготовлен большой объем учебно-методических материалов для обучения;
  • обучение проходило в соответствии с профессиональным стандартом «Повар», слушатели освоили все необходимые трудовые функции, действия, умения и знания;
  • учебная деятельность строилась как модель реальной деятельности, что ускоряет процесс выработки практических навыков и  умений;
  • открывается возможность самообучения, индивидуального обучения с помощью учебно-методических материалов, исключается этап специального заучивания теоретического материала.

Список использованной литературы:

  1. Бадмаев Б.Ц. Психология и методика ускоренного обучения. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002.
  2.  Гальперин П.Я. Психология как объективная наука / Под ред. А.И. Подольского. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: МОДЭК, 2003.
  3. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.: Изд-во МГУ, 1994.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика ускоренного обучения по дисциплине «Правила и безопасность дорожного движения»

Методика казалось бы, понятное слово. Однако методику ускоренного обучения понимают немногие. Для человеческого разума доступен следующий пример: 20 человек копают яму месяц, а один человек копает так...

Профессиональное обучение и профессиональное образование лиц с нарушениями слуха

Профессиональное образование является одним из этапов становления личности, реализации потребностей в интеллектуальном, культурном развитии, социализации выпускников.Лица с нарушениями слуха составляю...

Методическое пособие «Методика проведения инновационных уроков профессионального обучения с использованием активных методов обучения».

Методическое  пособие по применению активных методов обучения (АМО) в процессе инновационного обучения для педагогов образовательных организаций....

ОСНОВНАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПО ПРОФЕССИИ «Повар»

Данная программа, реализуемая в МУДО «Красноселькупский центр дополнительного образования детей» (далее – МУДО «КЦДОД»), представляет собой комплекс нормативно-правовой и...

ОСНОВНАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ программа профессиональной подготовки по профессии рабочего, должности служащего вид основной программы профессионального обучения 7233 Слесарь-ремонтник промышленного оборудования

Основная программа профессионального обучения определяет объем, содержание, планируемые результаты и организационно-педагогические условия освоения программы профессиональной подготовки по профессии р...