Профессиональное обучение и профессиональное образование лиц с нарушениями слуха
статья на тему

Профессиональное образование является одним из этапов становления личности, реализации потребностей в интеллектуальном, культурном развитии, социализации выпускников.

Лица с нарушениями слуха составляют достаточно многочисленную категорию обучающихся в учреждениях начального и среднего профессионального образования.

Профессиональное обучение и профессиональное образование лиц с нарушениями слуха осуществляется в различных формах. Ведущей тенденцией развития системы образования для лиц с особыми потребностями становится включение в общий поток, или интеграция.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Профессиональное образование является одним из этапов становления личности, реализации потребностей в интеллектуальном, культурном развитии, социализации выпускников.

Лица с нарушениями слуха составляют достаточно многочисленную категорию обучающихся в учреждениях начального и среднего профессионального образования.

Профессиональное обучение и профессиональное образование лиц с нарушениями слуха осуществляется в различных формах. Ведущей тенденцией развития системы образования для лиц с особыми потребностями становится включение в общий поток, или интеграция.

Важнейшим требованием к организации обучения лиц с нарушением слуха и характерной особенностью педагогического процесса является совместная со слышащими коллективная деятельность и создание полноценной речевой среды.

Для слышащих обучающихся совместное обучение с глухими или слабослышащими обладает значительным воспитательным потенциалом: оно способствует воспитанию у них понимания проблем человека с нарушенным слухом, уважительного отношения к лицам с нарушенным слухом, преодолевающим специфические трудности в процессе профессионального обучения, готовности и способности к оказанию помощи, к профессиональному и неформальному общению и взаимодействию с глухими и слабослышащими.

При разработке технологий обучения лиц с нарушениями слуха необходимо дифференцировать содержание, приемы и методы организации учебной и коррекционно-образовательной работы с неслышащими (глухими) и слабослышащими обучающимися.

Образовательная программа по профессии «Мастер обработки цифровой информации» (Оператор ЭВМ) для студентов с нарушением слуха реализуется в Электростальском колледже с сентября 2014 года.

Тогда была сформирована группа из 9 студентов с нарушениями слуха. Для них был разработан адаптированный учебный план, скорректированы рабочие программы по профессиональным модулям и практическому обучению.

Мастерам производственного обучения и преподавателям приходится учитывать личностные особенности слабослышащих, влияющие на процесс ох обучения.

Чтобы обучающиеся с нарушенным слухом получали информацию в полном объеме, звуковую информацию нужно обязательно дублировать зрительной. Особую роль в педагогической деятельности, обращенной к обучающимся с нарушенным слухом, играют видеоматериалы. Предъявляемая видеоинформация может сопровождаться текстовой бегущей строкой или сурдологическим переводом.

Профессия Мастер по обработке цифровой информации хорошо подходит для профессионального становления студентов с ограниченными возможностями по слуху. Профессиональное образование ведется с опорой на сформированную словесную речь глухого или слабослышащего с широким привлечением специальных технических средств, в том числе компьютерных обучающих программ, а так же на основе жестовой речи (с сурдопереводом). 

В Электростальском колледже для учащихся с нарушением слуха производственная подготовка осуществляется с началом процесса обучения в учебном заведении. На уроках учебной практики студенты пользуются знаниями, приобретенными на уроках специальных дисциплин. Стимулирующее воздействие на учебную деятельность ребят оказывает четкая организация труда на уроках производственного обучения и многообразие методов обучения. Контроль и проверка результатов, является обязательным компонентом процесса обучения детей с нарушением слуха и имеет место на всех этапах обучения. Чем четче, системнее и разнообразнее осуществляется контроль в разных его вариантах, тем легче и качественнее усваиваются знания и приобретаются профессиональные навыки учащихся.

Система производственного обучения устанавливает последовательность изучения учебного материала, определяет направление, в котором происходит формирование профессиональных умений.

Цель уроков производственного обучения – формирование у учащихся основ профессионального мастерства в области информационных технологий.

Уроки производственного обучения проходят в условиях ориентированности учащихся с нарушением слуха на получение профессии Мастер обработки цифровой информаци», что обуславливает повышенный интерес к изучению специальных дисциплин, и урокам производственного обучения. Наш выпускник  должен быть не только знаком с компьютерными устройствами и принципами их работы, с назначением программного обеспечения и правилами работы в редакторах, но и уметь осуществлять модернизацию, разбираться в экономических и правовых реалиях, продумывать алгоритм выполнения работы, и из большего числа возможностей выбирать наиболее выгодные.

Во время обучения профессии Мастер обработки цифровой информации студенты учатся планировать свою деятельность, принимать решения для устранения внезапно возникающих неполадок при работе ПК, или при работе с программой, именно поэтому в период обучения учащемуся должен быть предоставлен комплекс готовых технологических карт и образцов выполнения задания. Задания должны выполняться рационально за заданный промежуток времени. В ходе проверки необходимо наглядно указать на допущенные ошибки и показать способы их устранения.

Эффективные способы обучения студентов с нарушением слуха на уроках учебной практики:

1. Использование интерактивной доски для личного показа и пояснения мастером производственного обучения приемов и способов выполнения заданий;

2. Организация взаимообучения, путем прикрепления студентов, освоивших приемы выполнения работ, к тем, кто их еще не освоил;

3. Самостоятельные наблюдения учащихся за работой высококвалифицированных рабочих, специалистов (экскурсии, производственная практика);

4. Использование производственного инструктажа с сурдопереводом и/или сопровождающим видеотекстом по освоению новых устройств ПК, новых редакторов и новых технологий.

Текущий контроль за деятельностью учащихся осуществляется в виде практических работ; тестовых заданий, позволяющих оценить степень усвоения темы. Одно из направлений работы – это развитие коммуникативных навыков у учащихся с нарушением слуха – работа над расширением словарного запаса. Деятельность мастера производственного обучения направлена на создание условий для развития интеллектуальных способностей учащихся (развитие познавательной и эмоционально – волевой сферы).

Учет индивидуальных особенностей учащихся с нарушением слуха, является необходимым условием в процессе производственного обучения.

Производственная практика учащихся с нарушением слуха представляет собой заключительный этап их профессиональной подготовки, и проводится в последние месяцы обучения. К задачам, решаемым в процессе производственной практики, относятся: социальная, психологическая и физиологическая адаптация учащихся к производственным условиям; совершенствование и конкретизация профессиональных знаний, навыков и умений; накопление опыта самостоятельной работы при выполнении сложных производственных работ.

Студенты нашего колледжа выступают на различных профессиональных конкурсах как среди лиц с инвалидностью (Абилимпикс), так и наряду со своими слышащими сверстниками. Осуществляются выходы и на всероссийские и международные конкурсы, в которых люди с ограниченными возможностями здоровья могут проявить себя не только наравне со здоровыми людьми, но и оставить их далеко позади. Тем самым они четко осознают, что не хуже других, просто имеют некоторые особенности, которые, однако, не могут помешать им жить полноценной жизнью, если они того захотят.

Помимо этого, они ведут активную творческую и спортивную жизнь, участвуют во всех мероприятиях, проводимых колледжем.

В июне 2017 года группа, состоящая из студентов, имеющих инвалидность по слуху, прошла итоговую государственную аттестацию, защитила письменные квалификационные работы и получила дипломы о получении среднего профессионального образования. Студенты показали очень неплохие результаты, защитились все 9 человек, причем 8 – на «отлично». Половина из них продолжила обучение в высших учебных заведениях, остальные трудоустроились.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

10- Всероссийская интернет – конференция «Поиск эффективных форм и методов обучения в профессиональном образовании».Тема: Современное состояние и особенности развития профессии бухгалтер. Система образования и подготовки профессиональных бухгалтеров в РФ.

Обострившиеся процессы глобализации диктуют переход функционирования российских предприятий по международным правилам. Международные стандарты бухгалтерской отчетности (МСФО) должны быть приближены к ...

Применение проблемного обучения в профессиональном образовании.

Одной из наиболее часто применяемых технологий в профессиональном образовании является проблемное обучение, которое стимулирует самореализацию учащегося через мыслительную и познавательную деятельност...

статья "РОЛЬ ПРАКТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ"

Стремительность и неопределенность становятся характерными для всех сторон нашей жизни, проявляется на всех уровнях – глобальном, региональном, социальном, индивидуальном. Эти принципиально новые усло...

Анализ профессионального стандарта «Преподаватель профессионального образования, профессионального обучения и дополнительного профессионального образования»

Законодательно обязательность использования данного профессионального стандарта установлена в части определения требований к квалификации педагогических работников (статью 195.3 Трудового кодекса Росс...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ДНЕВНИК КУРАТОРА УЧЕБНОЙ ГРУППЫ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Педагогический дневник куратора учебной группы отражает деятельность куратора, способствует накоплению информации об обучающихся среднего профессионального образования, удобен в оформлении....

Информационно-коммуникационные технологии и электронное обучение в профессиональном образовании:интерактивная игра викторина

Информационно-коммуникационные технологии и электронное обучение в профессиональном образовании:интерактивная игра викторина...