Методическое пособие «Методика проведения инновационных уроков профессионального обучения с использованием активных методов обучения».
методическая разработка

Методическое  пособие по применению активных методов обучения (АМО) в процессе инновационного обучения для педагогов образовательных организаций.

            Учебно-методическое пособие предназначено для преподавателей различных специальностей, реализуемых СПО. В нем изложены примерные образцы АМО, которые преподаватели могут использовать в своей практике, адаптируя их под свои дисциплины. В этой методике приведены активные методы обучения (АМО), позволяющие эффективно управлять педагогическим процессом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_2015_innovatsii_v_obuchenii.docx52.93 КБ

Предварительный просмотр:

Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Шарьинский аграрный техникум Костромской области»

УТВЕРЖДАЮ

Директор ОГБПОУ Шарьинский

 аграрный техникум Костромской области»

_______________Е.В. Арутюнян

«____»_______________ 20____г.

Методическое пособие

 «Методика проведения инновационных уроков профессионального обучения с использованием активных методов обучения».

Для специальностей «Механизация сельского хозяйства», «Земельно-имущественные отношения», «Садово-парковое и ландшафтное строительство» «Коммерция».

Разработала преподаватель: Голубева Валентина Васильевна

г. Шарья

2015 г

Рассмотрено на заседании ПЦК

Общепрофессиональных дисциплин профессиональных модулей

Специальности «ЗИО», «СПЛС»        Протокол № _______

От «____»________________20___ г.

_________________________________

Председатель ПЦК_________________

Рецензенты:

Кучина М.П.__________________


Одобрено научно-методическим советом ОГБПОУ «Шарьинский аграрный техникум Костромской области»

Протокол № _____________________

От «____»________________20___ г.

Председатель ____________________

                                Ф.И.О.

Аннотация.

Голубева В.В.

Методическое  пособие по применению активных методов обучения (АМО) в процессе инновационного обучения для педагогов образовательных организаций.

            Учебно-методическое пособие предназначено для преподавателей различных специальностей, реализуемых СПО. В нем изложены примерные образцы АМО, которые преподаватели могут использовать в своей практике, адаптируя их под свои дисциплины. В этой методике приведены активные методы обучения (АМО), позволяющие эффективно управлять педагогическим процессом.

Содержание

I. Введение                                                                                        стр.2

II. Основная часть                                                                                стр.4

Теоретические основы использования инновационных уроков

1.1 Инновационный урок – как современная форма организации урока                стр.4

1.2 Понятие и виды инновационных уроков                                                стр.5

1.3 Применение активных методов обучения в практической деятельности.                Стр.8

1.4.Методические указания применения инновационных форм обучения на уроке «Экономика организации».                                                                                Стр.9

III. Заключение                                                                                стр.26

IV. Список литературы                                                                        стр.27


Введение

На протяжении веков школа накопила достаточно большой опыт обучения детей. Многие педагоги исследовали формы обучения, таким образом, сложились различные точки зрения на понятие, эффективность применения различных форм процесса обучения. Ведутся поиски новых форм обучения и анализируются традиционные, с целью создания высокого уровня образования учащихся.

Личностно-ориентированная педагогика выдвигает на передний план нетрадиционные подходы к организации процесса обучения в современной школе. Содержание образования составляет систему знаний, умений, навыков, черт творческой деятельности, мировоззренческих и поведенческих качеств личности, которые обусловлены требованиями общества и к достижению которых должны быть направлены усилия обучающих и обучающихся. Если при традиционной трактовке цели и содержание обучения оказываются фактически совпадающими с (главная цель обучения - усвоение основ наук, содержание обучения - сами эти основы, представленные в знаковой форме учебной информации), то в инновационной они расходятся. Актуальной целью становится создание личностного потенциала человека, воспитание его способностей к адекватной деятельности в предстоящих предметных и социальных ситуациях, а содержанием – все то, что обеспечивает достижение этой цели.

Обьектом исследования в работе является изучение инновационных процессов обучения, а предметом – организации инновационного урока в рамках профессионального обучения.

Целью данной работы является теоретическая разработка инновационного урока в условиях профессионального обучения, которое обеспечивает полноценного развития личности учащихся в инновационных системах обучения. Можно выдвинуть следующую гипотезу, если преподаватель подберёт такие формы организации процесса обучения как инновационные уроки, выберет подходящее время для их проведения и умело их подготовит, то можно будет сказать, что данный процесс должен стать интересным, полезным, учащиеся будут активными, способными самостоятельно решать поставленные перед ними задачи, повысится уровень обучения учащихся. Поэтому задачи данной работы следующие:

Необходимо изучить основы планирования и проведения инновационного урока профессионального обучения;

Разработать план проведения инновационного урока.


Основная часть

1. Теоретические основы использования инновационных уроков

  1. Инновационный урок – как современная форма организации урока.

В педагогике классно-урочная система предусматривает различные формы организации учебно-воспитательного процесса: домашняя учебная работа (самоподготовка), экскурсии, практические занятия и производственная практика, семинарские занятия, внеклассная учебная работа, факультативные занятия, консультации, зачеты, экзамены. Но основной формой организации обучения является урок.

В педагогической литературе преобладает точка зрения, соглас­но которой урок — это вариативная форма организации целенаправленного взаимодействия (деятельности и общения) определенного состава педагогов и учащихся, систематически применяемая (в определенные отрезки времени) для коллективного и индивиду­ального решения задач обучения, развития и воспитания. Сущность и назначение урока как целостной динамической системы сводится, таким образом, к взаимодействию педагога и учащихся, целью которого является усвоение учащимися знаний, навыков и умений, развитие их способностей, опыта деятельности и об­щения.

Эффективность и результативность урока во многом определяют­ся его структурой, под которой понимается дидактически обусловленная внутренняя взаимосвязь основных компонентов урока, их целенаправленная упорядоченность и взаимодействие. Структура тра­диционного урока включает четыре основных элемента: опрос, объяснение, закрепление и домашнее задание. Такой урок формирует знания, но не обусловливает общее развитие учащихся, поскольку элементы традиционной структуры не отражают процесса их само­стоятельной учебной деятельности.

С другой стороны, такой урок отражает лишь внешние признаки учебного процесса (организовать, спросить, объяснить, закрепить и т.д.) и не отражает внутреннюю его сторону (закономерности учебно­го познания, структуру учебной деятельности и др.). Поэтому тради­ционный урок не может служить для педагога руководством к дейст­вию.

Большее внимание сегодня уделяется человеку как личности – его сознанию, духовности, культуре, нравственности, а также высоко развитому интеллекту и интеллектуальному потенциалу. Соответственно, не вызывает сомнения чрезвычайная важность, острая необходимость такой подготовки подрастающего поколения, при которой оканчивали бы учебные заведения образованные интеллектуальные личности, обладающие знанием основ наук, общей культурой, умениями самостоятельно и гибко мыслить, инициативно, творчески решать жизненные и профессиональные вопросы. Поэтому должен происходить постоянный поиск, цель которого - найти новые формы и приемы, позволяющие слить в единый процесс работу по образованию, развитию и воспитанию учащихся на всех этапах обучения. Коллективу преподавателей необходимо реализовать концепцию, которая предполагает необходимость обеспечения учащихся прочными знаниями материала программы с одновременным осуществлением разноаспектного развития и формирования личности каждого обучаемого – с учетом его индивидуальных способностей и возможностей.

Пути и способы реализации этих принципов должны быть в значимой степени творческими, нетрадиционными и в то же время эффективными.

Инновационные уроки, реализуются после изучения какой-либо темы или нескольких тем, выполняя функции обучающего контроля и оценки знаний учащихся. Такие уроки проходят в необычной, нетрадиционной обстановке. Подобная смена привычной обстановки целесообразна, поскольку она создает атмосферу праздника при подведении итогов проделанной работы, снимает психологический барьер, возникающий в традиционных условиях из-за боязни совершить ошибку. Такие уроки осуществляются при обязательном участии всех учащихся, а также реализуются с непременным использованием средств слуховой и зрительной наглядности (компьютерной и видео техники, выставки, буклеты, стенды). На таких уроках удается достичь самых разных целей методического, педагогического и психологического характера, которые можно суммировать следующим образом:

осуществляется контроль знаний, умений и навыков учащихся по определенной теме;

обеспечивается деловая, рабочая атмосфера, серьезное отношение учащихся к уроку;

предусматривается минимальное участие на уроке учителя.

Естественно, что инновационные уроки больше нравятся учащим­ся в силу их необычности по замыслу, методике организации и прове­дения, отсутствия жесткой структуры, наличия условий для саморе­ализации и т.д. Поэтому такие уроки должны быть у каждо­го преподавателя. Вместе с тем следует учитывать, что на подобных уроках, как правило, отсутствует серьезный познавательный труд учащихся, невысока их результативность. В силу этого они не долж­ны преобладать в общей структуре обучения, преподавателю необхо­димо определить место нетрадиционных уроков в своей работе.

1.2 Понятие и виды инновационных уроков

Понятие "инновация" означает новшество, новизну, измене­ние; инновация как средство и процесс предполагает введение чего-либо нового. Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, мето­ды и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности преподавателя и учащегося . Характерной особенно­стью развития урока в конце 80-х — начале 90-х годов являлось то, что в практике общеобразовательной и профессиональной школы имел место активный процесс во55зникновения нестандартных форм проведения урока. Нестандартный, или инновационный, урок — это занятие, имеющее нетрадиционную, гибкую, вариативную структу­ру и ориентированное, главным образом, на повышение интереса учащихся к обучению посредством новой формы организации их учебной деятельности .

В современной педагогике существует большое количество различных инновационных уроков. Можно выделить следующие группы таких уроков:

1. Уроки в форме соревнований и игр: конкурс, турнир, эстафета, КВН, деловая игра, ролевая игра, кроссворд, викторина.

2. Уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, анализ первоисточников, комментарий, мозговая атака, интервью, репортаж, рецензия.

3. Уроки, основанные на нетрадиционной организации учебного материала: урок мудрости, откровения, урок — “дублер начинает действовать”.

4. Уроки, напоминающие публичные формы общения: пресс-конференция, аукцион, бенефис, митинг, регламентированная дискуссия, панорама, телепередача, телемост, рапорт, диалог, “живая газета”, устный журнал.

5. Уроки-фантазии: урок сказка, урок-сюрприз, урок 21 века, урок подарок от Хоттабыча.

6. Уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: суд, следствие, трибунал, цирк, патентное бюро, ученый совет, редакционный совет.

Таким образом, можно сказать, что инновационный урок предполагает введение каких либо новых элементов не использовавшихся ранее, наиболее распространенным является элемент игровой деятельности. Так как в ходе игры учащиеся не только закрепляют и обобщают материал, но и сами принимают активное участие в ходе урока, сотрудничают друг с другом, с преподавателем и т.д.

Главным критерием такого урока должно стать включение в учебную деятельность всех без исключения студентов на уровне их потенциальных возможностей. Преимущества активных методов обучения, состоит в том, что создаёт высокий уровень эмоциональной напряженности. Личный интерес студентов в успешном выполнении стоящих перед ними задач, повышает уровень познавательной активности. Таким образом, при использовании инновационных методов на своём уроке, у самых слабых студентов возникает импульс самореализации. И всё это ведёт к усвоению программного материала на 100%.Одним из методических приемов, который использовался на уроке, является учебный «Мозговой Штурм», способствующий развитию теоретических знаний и практических навыков, творчества, выбор правильной точки зрения на определенные вопросы по педагогической теории и практики. Этот метод удобен при обсуждении новой темы или закреплении старой. Вопросы должны, составлены очень краткими и лаконичными. Также для активизации мыслительной деятельности студентов и формированию интереса к будущей профессии принимается «Проблемный метод» или озадачивание.

1.3 Применение активных методов обучения.

Активные методы обучения, игровые методы – очень гибкие методы, можно многие из них использовать с разными возрастными группами и в разных условиях.

          Если привычной и желанной формой деятельности для ребенка является игра, значит надо использовать эту форму организации деятельности для обучения, объединив игру и учебно-воспитательный процесс, точнее, применив игровую форму организации деятельности обучающихся для достижения образовательных целей. Таким образом, мотивационный потенциал игры будет направлен на более эффективное освоение обучающимися образовательной программы.

         А роль мотивации в успешном обучении трудно переоценить. Проведенные исследования мотивации обучающихся выявили интересные закономерности. Оказалось, что значение мотивации для успешной учебы выше, чем значение интеллекта обучающегося. Высокая позитивная мотивация может играть роль компенсирующего фактора в случае недостаточно высоких способностей обучающегося, однако в обратном направлении этот принцип не работает – никакие способности не могут компенсировать отсутствие учебного мотива или низкую его выраженность и обеспечить значительные успехи в учебе.

 Целями профессионального образования, которые ставят перед образовательными учреждениями государство, общество и семья, помимо приобретения определенного набора знаний и умений, являются раскрытие и развитие потенциала ребенка, создание благоприятных условий для реализации его природных способностей. Естественная игровая среда, в которой отсутствует принуждение и есть возможность для каждого ребенка найти свое место, проявить инициативу и самостоятельность, свободно реализовать свои способности и образовательные потребности, является оптимальной для достижения этих целей. Включение активных методов обучения в образовательный процесс позволяет создать такую среду на уроке.

Стремительно развивающиеся изменения в обществе и экономике требуют сегодня от человека умения быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов, проявляя гибкость и творчество, не теряться в ситуации неопределенности, уметь налаживать эффективные коммуникации с разными людьми и при этом оставаться нравственным. Задача ОУ – подготовить выпускника, обладающего необходимым набором современных знаний, умений и качеств, позволяющих ему уверенно чувствовать себя в самостоятельной жизни. Увы, традиционное репродуктивное обучение, пассивная подчиненная роль обучающего не могут решить такие задачи. Для их решения требуются новые педагогические технологии, эффективные формы организации образовательного процесса, активные методы обучения.

Методы обучения – это совокупность приемов и подходов, отражающих форму взаимодействия обучающихся и преподавателя в процессе обучения. В современном понимании обучения процесс обучения рассматривается как процесс взаимодействия между преподавателем и студентом, (урок) с целью приобщения учащихся к определенным знаниям, навыкам, умениям и ценностям.

Активный метод – это форма взаимодействия обучающихся  и преподавателя, при которой преподаватель и обучающийся взаимодействуют друг с другом в ходе урока и студенты здесь не пассивные слушатели, а активные участники урока. Если в пассивном уроке основным действующим лицом и менеджером урока был преподаватель, то здесь преподаватель и обучающиеся находятся на равных правах. Если пассивные методы предполагали автократный стиль взаимодействия, то активные больше предполагают демократический стиль. Многие между активными и интерактивными методами ставят знак равенства, однако, несмотря на общность, они имеют различия. Интерактивные методы можно рассматривать как наиболее современную форму активных методов.


1.4.Методические указания применения инновационных форм обучения на уроке «Экономика организации».

Рассмотрено на заседании                                                согласовано

предметной (цикловой) комиссии                                        старший методист

Протокол № ___ от «___» __________ 2015год                        Казарина Н.И______________

_________________________________                                «_____»_____________2015год

Председатель комиссии

Технологическая карта учебного урока

Дисциплина

Экономика организации.

Группа

48

Тема урока

Бизнес – планирование.

Тип урока

Изучение нового материала

Вид урока

Комбинированный

Цель урока

Сформировать знания по бизнес –планированию и составлению резюме бизнес - плана.

Задачи урока

обучающие

развивающие

воспитательные

научится разрабатывать цели бизнес -  плана;

освоить методику составления резюме бизнес –плана; закрепить полученные знания по ранее изученным темам;

- развивать логическое мышление, речь, научиться использовать экономическую терминологию;

- развивать быстроту реакции;

- научиться делать экономически грамотные выводы.

Создавать условия для воспитания всесторонне развитой компетентностной личности через использование знаний основных экономических понятий. Уметь отстаивать свою точку зрения, в то же время признавать ошибки, развивать интерес к избранной профессии.

Междисциплинарные связи:

Предмет

Темы

История

Основные процессы политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира

 МДК 02.03Маркетинг ландшафтных услуг

Основы маркетинга в ландшафтном строительстве.

Менеджмент

Основы организации и планирования деятельности организации.

Информационные технологии в профессиональной деятельности

Прикладное профессиональное обеспечение и информационные ресурсы в профессиональной деятельности

Внутридисциплинарные связи:

Темы:

Экономические основы функционирования предприятия.

Особенности ландшафтного строительства и садово-паркового хозяйства.

Экономические ресурсы предприятия.

Основы планирования деятельности предприятия.

Маркетинг ландшафтных услуг.

Инвестиции в ландшафтном строительстве и садово-парковом хозяйстве.

Квалификационные требования к знаниям и умениям

Должен знать

Основные понятия экономического планирования.

Должен уметь

Применять на практике полученные знания.

ОК; ПК

ОК 1 − 10

ПК 1.1 − 1.3

ПК 2.1 − 2.4

ПК 3.1 − 3.3

Ход урока

Этапы

Шаги

Деятельность преподавателя

Деятельность студента

Время

1. Организационный

Приветствие, проверка посещаемости запись даты.

Организует перекличку. Отмечает в журнале.

Готовятся к уроку.

Подтверждают присутствие.

3 минуты

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся.

Сообщение темы, целей и задач занятия.

Мотивация. Метод «Фронтальный опрос».

Сообщает тему, цели и задачи занятия. Раздает таблицу «Знаю, Хочу узнать, Узнал». Поясняет правила использования методики «Фронтального опроса».

Слушают. Записывают тему, отвечают на вопросы, выдвигают свои идеи, предложения, мысли. Заполняют таблицу графы «Знаю, Хочу узнать»

10 минуты

3. Актуализация знаний.

Работают с информацией в виде электронной презентации.

Предъявляет презентацию для просмотра, наблюдает, дает пояснения.

Работают с информацией.

Просматривают презентацию. Заполняют таблицу графу «Узнал».

30 минут

4. Первичное усвоение новых знаний.

Озвучивание таблицы «Узнал».

Задает Вопросы.

Слушают, отвечают, дополняют друг друга.

12 минут

5. Первичная проверка понимания

Практическое применение бизнес -планирования

Представляет формы для заполнения. Проверяет их заполнение.

Слушают, задают вопросы, заполняют титульный лист бизнес - плана.

Составляют и заполняют резюме по заданию.

15 минут

6. Первичное закрепление

Синквейн.

Поясняет порядок составления синквейна.

Составляют синквейн.

5 минут

7. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

Тестирование.

Дает тест.

Проверяет его.

Отвечают на тест.

Взаимопроверка.

7 минут

8.Информирование студентов о домашнем задании, инструкции по его выполнению

Инструктаж по выполнению домашнего задания.

Задает и поясняет домашнее задание: составить кроссворд по планированию-20слов.

Записывают домашнее задание, приводят в порядок рабочее место.

3-минуты

9. Рефлексия (подведение итогов занятия)

Подводят итоги занятия (обсуждение работы каждого обучающегося, выставление оценок).

5 минут

Преподаватель:   Голубева В.В. _______________

                                                «11» февраля  2015 г.

Методические указания по проведению занятия

1. . Вопросы по планированию.

1.Что регламентирует Планирование как ведущая функция управления? (поведение предприятия СПЛС в процессе реализации поставленных целей.)

2. Какие цели и задачи у планирования с позиции управления производством? (предусматривает цели и задачи хозяйственно-финансовой деятельности предприятия, а также способы их достижения, на основе формирования плановых заданий.)

3.Что такое планирование? (процесс прогнозирования, желаемого будущего)

4.Какие принципы планирования вы знаете?

(системности, самостоятельности, участия, непрерывности, гибкости, Эффективности, специфичности.)

5.Что позволяет использование принципов планирования? (Планировать производственный процесс, оценивать выполнимость планов, сокращать величину трудозатрат, материальных издержек, и т.д.)

6.Чем является планирование будучи одной из функций управления? (процессом разработки целевых программ.)

7.Что является основой планирования? (различные планы, которые представляют собой комплекс заданий, объединенных общей целью по производству и реализации продукции.)

8.По каким признакам можно классифицировать виды планирования?

- 1.(в зависимости от  срока и степени детализации плановых расчетов;

 (перспективным, текущим и оперативным).

-2.(в зависимости от перспектив развития предприятия и поставленных задач;( стратегическое, тактическое и бизнес- план ).

-3.(в зависимости от обязательности плановых заданий(директивное и индикативное).

9.Какие методы разработки перспективных и текущих планов вы знаете? ( балансовый, технико- расчетный(нормативный), вариантный, математическое программирование).

10.Что такое норматив? ( количество производимых или потребляемых  материальных благ, ресурсов или средств, приходящихся на какую либо единицу.)

Заполнить таблицу

Знаю

Хочу узнать

Узнал

 ТЕМА: Планирование.

Тема: Бизнес – планирование.

Цель занятия: научится разрабатывать цели бизнес -  плана. научится составлять резюме бизнес - плана.

Норма времени: 2 часа.

Оборудование урок: учебники, тетради, методические разработки, бланки.

 Литература:  Ю.В. Джикович Экономика СПЛС

Д. А. Шевчук. Бизнес – планирование.

Задание:

1 . Изучить и записать цели бизнес -  плана, их разработку.

2. Изучить и записать структуру бизнес -  плана.

3. Изучить и записать основные положения и цели проекта.

4. Изучить и записать принцип заполнения резюме.

5. Заполнить титульный лист бизнес - плана.

6. Составить и заполнить резюме по заданию.

Краткий конспект.

Введение

Прежде чем начать любое новое дело, вы должны продумать свою стратегию, соизмерить энтузиазм с имеющимися у вас ресурсами и возможными угрозами со стороны «внешнего мира», что позволяет избежать в будущем многих ошибок. В этом вам поможет бизнес – план. Но только когда бизнес – план станет неотъемлемой часто вас, а значит, будет составлен с большой ответственностью, он принесет максимальную пользу своему владельцу. И только тогда вы сумеете привлечь желаемого инвестора, а вместе с тем и требуемые финансовые вложения.

  Бизнес – план – документ, на основе которого осуществляется планирование предпринимательской деятельности. Бизнес – план – это подробный, четко структурируемый и тщательно подготовленный документ, который содержит расчеты, описания к чему стремится будущий предприниматель, как он предполагает добиться поставленной цели.

В связи с предъявленными повышенными требованиями рыночной экономики к бизнесу и его развитию, специалистам необходимо знать методику составления бизнес плана и его реализацию.

Структура бизнес - плана

    Структура бизнес-плана органически вытекает из его назначения как документа, в котором по определенной схеме систематизированы результаты прединвестиционных исследований. В нем описывается организационная форма предприятия, продукция и услуги, которые планируется предоставить, предполагаемое или фактическое местоположение предприятия, план управления и контроля, требуемое количество персонала и возможные риски.

    Почти невозможно создать рынок для товаров и услуг без учета различных направлений маркетинга. Раздел маркетинга в бизнес-плане рассматривает целевые рынки, конкуренцию, вопросы сбыта, рекламы, ценообразования.

    Бизнес-план включает в себя описание отрасли и тенденций ее развития, а так же данные о потенциале предприятия.

    Деньги являются одной из важнейших составных частей, условий реализуемости проекта. Бизнес-план должен включать план приобретения необходимого капитала и описание того, как эти средства будут, примерный балансовый отчет для обеспечения соответствующего денежного потока.

    Бизнес-план также должен включать краткую характеристику руководителей предприятия.

Команда разработчиков

     Важнейшей подготовительной стадией при подготовке бизнес-плана является подбор, специалистов  для его разработки.

    Два правила, которыми следует руководствоваться при формировании коллектива разработчиков:

1. В разработке бизнес-плана необходимо личное участие руководителя и рабочей группы предприятия, реализующего проект, а также сторонних экспертов и консультантов для оценки проекта и выбора оптимальных путей его осуществления.

2. Для проведения маркетинговых исследований, финансового планирования, проработки организационно- правовых вопросов целесообразно приглашать сторонних экспертов и консультантов.


Информационное обеспечение

     Для разработки бизнес-плана необходимо собрать и проанализировать определенную информацию об объеме производства, потенциального спроса, производственных и финансовых потребностях предприятия, позволяющую рассмотреть несколько альтернативных вариантов реализации инвестиционного проекта, что увеличивает надежность успешного достижения основной цели проекта и его привлекательность для возможных инвесторов. Эту информацию можно найти в изданиях Госкомстата России, отраслевых изданиях или приобрести в конъюнктурных институтах и фирмах.

Основные требования к подготовке и оформлению бизнес-планов инвестиционных проектов

    Бизнес-план представляет собой специальный инструмент управления, широко используемый практически во всех областях современной рыночной экономики независимо от масштабов и сферы деятельности предприятия, формы собственности.
   Задача бизнес-плана дать целостную, системную оценку перспектив инвестиционного проекта. С этой точки зрения он выступает как форма представления результатов предварительного технико-экономического обоснования средних и крупных проектов. Применительно к мелким промышленным и иным проектам он может являться документом, представляющим результаты полного исследования инвестиционного проекта.

Бизнес-план используется:

а) Персоналом управления предприятием

  • дня определения круга проблем, с которыми столкнется предприятие при реализации своих намечаемых целей;
  • оценки финансового положения и конкурентоспособности предприятия на  действующем и новом рынке товаров и услуг;
  • выработки стратегии деятельности предприятия в условиях конкурентной борьбы с другими предприятиями, выпускающими такие же товары и предоставляющими сходные услуги;
  • формулировки и обеспечения путей решения этих проблем.

б) Потенциальным инвестором и партнером:

  • для оценки финансовой и экономической эффективности намечаемых предприятием  мероприятий, реальности получения желаемой прибыли и возврата кредиторам  вложенных в этот проект средств.

Бизнес-план должен быть достаточно полным, чтобы ознакомившись с ним, потенциальный инвестор мог получить полное представление о предлагаемом проекте.

Цели составления бизнес-плана

Определение целей является достаточно сложной задачей, которую необходимо решить перед составлением бизнес-плана.  

 Цели можно рассматривать как желаемые состояния, которые хотелось бы достичь персоналу управления предприятия.

 Процедура определения целей бизнес-плана включает в себя установление общих целей предприятия, указание его специфических конкретных целей, которые определяют промежуточные этапы в достижении общих целей, определение приоритетности целей и их распределения во времени.

Возможными целями разработки бизнес-плана предприятия могут быть:

  • увеличение капитала предприятия;
  • увеличение нормы прибыли;
  • насыщение рынка услуг;
  • освоение новых видов товаров и услуг (диверсификация производства);
  • выход на новые товарные рынки и рынки услуг;
  • освоение других видов деятельности

 Для того чтобы он мог служить инструментом для достижения этих целей, в бизнес-плане необходимо четко сформулировать ответы на следующие вопросы:

  • что представляет (или будет представлять) собой предприятие (фирма)?
  • какие новые товары и услуги предлагаются потребителям и есть ли платежеспособный   спрос, на них?
  • какие рынки (местные, межрегиональные, национальные, зарубежные) планируется обслуживать?
  • каким образом планируется превзойти конкурентов и расширить сферу деятельности   предприятия?
  • почему кредит или инвестиции сделают предприятие более доходным и   конкурентоспособным?

Титульный лист

Как театр начинается с вешалки, так и бизнес-план начинается с Титульного листа, на котором помещается наименование предприятия - инициатора проекта, название бизнес-плана, а также время и место его.

Резюме

 Резюме представляет собой краткое изложение сути инвестиционного проекта для руководящих работников - лиц, принимающих решение.

Резюме помещается в самом начале бизнес-плана, сразу же после Титульного листа.      

Резюме - это документ, привлекающий интерес или убеждающий в никчемности идеи, потому оно должно содержать все кто, что, почему, когда, где и как вашего бизнеса. Резюме составляется в последнюю очередь, потому что суммирует все вытекающее из плана. Позднее оно может быть легко переделано в письмо к банкиру, вкладчику или Администрации для сжатого объяснения плана в целом.

Резюме должно быть кратким - не более одной или полутора страниц. Большинство лиц, принимающих решения по осуществлению проектов, получают сотни планов, и вам важно убедить их, также как поставщиков, банкиров, служащих за несколько минут, что у вас имеется план на продукцию и услуги, интересные для них. Интерес у читающего должен возникнуть сразу, без рассмотрения планов управления, маркетинга и финансов, иначе ваши надежды могут быть разрушены.

 В нем представляются данные, которые должны позволить потенциальному инвестору сформировать свое отношение к предлагаемому проекту, т.е. понять, о чем идет речь, какова предполагаемая стоимость и рентабельность проекта, не читая подробно весь план.

С этой целью в резюме указываются следующие данные:

•        полное название и адрес предприятия - инициатора проекта;

•        фамилия, имя, отчество директора предприятия;

•        номер телефона (телетайпа, телефакса);

•        суть предлагаемого проекта;

•        результаты реализации проекта;

•        совокупная стоимость проекта и потребность в финансировании;

•        возможные источники финансирования с описанием условий кредитования;

•        гарантии по возврату кредита;

•        внутренняя норма доходности и срок окупаемости;

•        ежегодный объем чистой прибыли;

•        объем средств, которые инициатор проекта готов инвестировать в проект.

 


Пример оформления титульного листа

Акционерное общество

«………………………………………………………………..…………………..»

Б  И  З  Н  Е  С -  П  Л  А  Н

..........................................................................................................................

            (название бизнес-плана)

___________________________                                                                                          (город)


Пример заполнения резюме

Акционерное общество «Международные перевозки»

                                                                                                                                  г. Москва

Антонов Олег. Иванович

тел:123—456—789

факс: 987—54—321

Сущность предлагаемого проекта:

  • освоение перспективных  рынков транспортных услуг в странах Западной и  Восточной Европы, Ближнего Востока и Китая;
  • повышение конкурентоспособности за счет обеспечения гарантированного срока доставки грузов, их надежности и безопасности;
  • соответствующее увеличение провозных возможностей предприятия за счет  лизинга   транспортах средств.

Финансовые ресурсы: необходимые для осуществления проекта составляют DM 900 тыс., в том числе DM 20 тыс. у инициатора проекта

 Срок окупаемости проекта: полная окупаемости проекта составляет 30.

Предполагаемая форма участия инвестора:  инвестор кредитует проект.

 Желательная максимальная процентная ставка за кредит: 20%

Гарантии по возврату кредита: ликвидные активы предприятия на 01. 01.94 в размере 9 млрд. руб. и гарантия банка   обслуживающего предприятие.


А  К  Ц  И  О  Н  Е  Р  Н  О  Е    О Б  Щ  Е С  Т  В  О

«.........................................»

Россия, г. ………………………….…..  ул. …………..……………….…….  д. ….

Ф.И.О. директора ……………………………………………………………………...

Тел: (код) номер ………………………………………………………………………....       Телефакс: (код) номер …………………………………………………………………

Сущность предлагаемого проекта:

  • насыщение рынков ……….. областей, внутреннего рынка в целом и зарубежных  рынков (перечень продукции или услуг, которыми насыщаются эти рынки);
  • организация нового конкурентоспособного производства по (выпуску …………, переработке ………… и т.д.) в ………….. (место организации  производства) …………. области;
  • создание дополнительно …………. рабочих мест в регионе.

 В результате реализации проекта:

  • будет в (количество) этапов создано современное высокоэффективное производство по  выпуску (перечень продукции или услуг, которые будут выпускаться (оказываться) в результате реализации бизнес-плана)

 
Финансовые ресурсы, необходимые для реализации проекта:

составляют ………….…. млн. руб. (млн. долл.), в том числе у инициатора проекта имеется …………………………..…………………………….. млн. руб. (млн.долл.)

Срок окупаемости проекта: полная окупаемость проекта достигается за …………………………… лет

Предпочтительная организационно-правовая форма реализации проекта:      создание акционерного общества открытого типа с участием инвестора и уставным  капиталом ………….. млн. руб. (или иные формы, если они предполагаются)

Предполагаемая форма участия инвестора: инвестор кредитует проект и участвует в акционерном капитале.

 Максимальная доля, предоставляемая инвестору в акционерном капитале: 

до …………… %, в том числе иностранному - до ……..%

Желательная максимально возможная процентная ставка за кредит: …..% с отсрочкой выплаты процентов на ….. лет.

Предполагаемый срок кредитования: ……… лет с полугодовым (ежеквартальным, годовым) погашением, начиная с ….. года после даты   получения кредита.

Предполагаемая форма гарантии по кредиту: Гарантия Администрации .............................. области и ликвидными активами других учредителей.      Предполагается проработка вопроса о получении гарантий  Правительства России.

4. Первичное усвоение новых знаний.

Вопросы для проверки знаний по бизнес-планированию.

1.Что такое бизнес план? (документ, на основе которого осуществляется планирование предпринимательской деятельности. Бизнес – план – это подробный, четко структурируемый и тщательно подготовленный документ, который содержит расчеты, описания к чему стремится будущий предприниматель, как он предполагает добиться поставленной цели.)

2.Что такое структура бизнес-плана? (определенная схема где систематизированы результаты прединвестиционных исследований.)

3. Что рассматривает раздел маркетинга в бизнес-плане? (целевые рынки, конкуренцию, вопросы сбыта, рекламы, ценообразования)

4. Являются ли деньги одной из важнейших составных частей, условий реализуемости проекта. Бизнес-плана? (да, Бизнес-план должен включать план приобретения необходимого капитала и описание того, как эти средства будут использованы).

5.Какой документ применяется для обеспечения соответствующего денежного потока бизнес плана? (. балансовый отчет).

6.ЧТО является важнейшей подготовительной стадией при подготовке бизнес-плана? ( подбор, специалистов  для его разработки).

7. Два правила, которыми следует руководствоваться при формировании коллектива разработчиков:

(1. В разработке бизнес-плана необходимо личное участие руководителя и рабочей группы предприятия, реализующего проект, а также сторонних экспертов и консультантов для оценки проекта, и выбора оптимальных путей его осуществления.

2. Для проведения маркетинговых исследований, финансового планирования, проработки организационно- правовых вопросов целесообразно приглашать сторонних экспертов и консультантов.).

8. Какую информацию для разработки бизнес-плана необходимо собрать и проанализировать? (определенную информацию об объеме производства, потенциального спроса, производственных и финансовых потребностях предприятия, позволяющую рассмотреть несколько альтернативных вариантов реализации инвестиционного проекта, что увеличивает надежность успешного достижения основной цели проекта и его привлекательность для возможных инвесторов. )

9. Где можно найти эту информацию? (Эту информацию можно найти в изданиях Госкомстата России, отраслевых изданиях или приобрести в конъюнктурных институтах и фирмах.)

10.Что является главной задачей бизнес плана? (дать целостную, системную оценку перспектив инвестиционного проекта).

11.Кем используется бизнес –план? (а) Персоналом управления предприятием 

•        дня определения круга проблем, с которыми столкнется предприятие при реализации своих намечаемых целей;

•        оценки финансового положения и конкурентоспособности предприятия на действующем и новом рынке товаров и услуг;

•        выработки стратегии деятельности предприятия в условиях конкурентной борьбы с другими предприятиями, выпускающими такие же товары и предоставляющими сходные услуги;

•        формулировки и обеспечения путей решения этих проблем.

б) Потенциальным инвестором и партнером:

•        для оценки финансовой и экономической эффективности намечаемых предприятием мероприятий, реальности получения желаемой прибыли и возврата кредиторам вложенных в этот проект средств.

Бизнес-план должен быть достаточно полным, чтобы, ознакомившись с ним, потенциальный инвестор мог получить полное представление о предлагаемом проекте.

12.Что является основными целями для разработки бизнес плана?

(увеличение капитала предприятия;

•        увеличение нормы прибыли;

•        насыщение рынка услуг;

•        освоение новых видов товаров и услуг (диверсификация производства);

•        выход на новые товарные рынки и рынки услуг;

•        освоение других видов деятельности)

13.На какие вопросы необходимо сформулировать ответы в бизнес-плане?

(что представляет (или будет представлять) собой предприятие (фирма)?

•        какие новые товары и услуги предлагаются потребителям и есть ли платежеспособный   спрос, на них?

•        какие рынки (местные, межрегиональные, национальные, зарубежные) планируется обслуживать?

•        каким образом планируется превзойти конкурентов и расширить сферу деятельности   предприятия?

•        почему кредит или инвестиции сделают предприятие более доходным и   конкурентоспособным?)

14.Что включает в себя Титульный лист Бизнес –плана? (наименование предприятия - инициатора проекта, название бизнес-плана, а также время и место его.)

15.Что такое резюме? (Резюме представляет собой краткое изложение сути инвестиционного проекта для руководящих работников - лиц, принимающих решение.

Резюме - это документ, привлекающий интерес или убеждающий в никчемности идеи, потому оно должно содержать все, кто, что, почему, когда, где и как вашего бизнеса. Резюме составляется в произвольной форме и суммирует все вытекающее из плана. Позднее оно может быть легко переделано в письмо к банкиру, вкладчику или Администрации для сжатого объяснения плана в целом.)

 16.Где помещается Резюме? (в самом начале бизнес-плана, сразу же после Титульного листа)

17. Сколько страниц может занимать Резюме? (1или1,5)

18. Какие данные указываются в резюме?

 (полное название и адрес предприятия - инициатора проекта;

•        фамилия, имя, отчество директора предприятия;

•        номер телефона (телетайпа, телефакса);

•        суть предлагаемого проекта;

•        результаты реализации проекта;

•        совокупная стоимость проекта и потребность в финансировании;

•        возможные источники финансирования с описанием условий кредитования;

•        гарантии по возврату кредита;

•        внутренняя норма доходности и срок окупаемости;

•        ежегодный объем чистой прибыли;

•        объем средств, которые инициатор проекта готов инвестировать в проект.)

Синквейн (пятистрочие)

Правила составления синквейна

1 строка – 1 существительное,

2 строка – 2 прилагательных,

3 строка – 3 глагола,

4 строка – предложение, выражающие основную мысль.

5 строка – 1 существительное.

Тест по бизнес планированию.

1.Бизнес –план—

1.документ, на основе которого осуществляется планирование предпринимательской деятельности.

2.это подробный, четко структурируемый и тщательно подготовленный документ, который содержит расчеты, описания к чему стремится будущий предприниматель, как он предполагает добиться поставленной цели.

3.Все выше перечисленное.

2. Структура бизнес – плана это:

1.документ имеющий организационную форма предприятия, фактическое местоположение предприятия, план управления и контроля, требуемое количество персонала и возможные риски.

2. определенная схема систематизации результата прединвестиционных исследований. В ней описывается организационная форма предприятия, продукция и услуги, которые планируется предоставить, предполагаемое или фактическое местоположение предприятия, план управления и контроля, требуемое количество персонала и возможные риски.

3.книга перечисляющая организационную форма предприятия, продукцию и услуги, которые планируется предоставить, требуемое количество персонала и возможные риски.

3. Информационное обеспечение бизнес-плана.

1. в изданиях Госкомстата России, отраслевых изданиях или приобрести в конъюнктурных институтах и фирмах.

2.В прессе, газетах журналах.

3.Радио и телевидение.

4.  Главная задача бизнес-плана

1.дать целостную, системную оценку перспектив инвестиционного проекта, форма представления результатов предварительного технико-экономического обоснования средних и крупных проектов.

2. дать целостную, системную работу перспективным инвесторам для представления результатов предварительного технико-экономического обоснования средних и крупных проектов.

3. дать целостную, системную оценку работы предприятия, представить результаты технико-экономического обоснования деятельности предприятия.

5. Цели составления бизнес-плана.

1. •        увеличение количества работников предприятия;

•        увеличение прибыли;

•        насыщение рынка услуг;

•        освоение новых видов товаров и услуг

•        выход на новые товарные рынки и рынки услуг;

•        освоение других видов деятельности

2.•        увеличение капитала предприятия;

•        увеличение нормы прибыли;

•        насыщение рынка услуг;

•        освоение новых видов товаров и услуг (диверсификация производства);

•        выход на новые товарные рынки и рынки услуг;

•        освоение других видов деятельности

3. • увеличение количества работников предприятия;

•        увеличение рабочих мест;

•        насыщение рынка услуг своей продукцией;

•        выход на новые товарные рынки и рынки услуг;

6. На Титульный лист помещают:

1. наименование предприятия - инициатора проекта, название бизнес-плана, а также время и место его.

2. название бизнес-плана, фамилию руководителя предприятия, а также время и место его.

3. наименование предприятия - инициатора проекта, название его продукции, а также время и место его.

7.Резюме

1. представляет собой краткое изложение сути инвестиционного проекта для руководящих работников - лиц, принимающих решение.

2. это документ, привлекающий интерес или убеждающий в никчемности идеи, потому оно должно содержать все кто, что, почему, когда, где и как вашего бизнеса.

3.Выше перечисленные понятия оба верны.

Ответы

1—3

2—2

3—1

4—1

5—2

6—1

7—3


Заключение.

В ходе занятия были поставлены следующие цели: изучить, углубить, обобщить, систематизировать и закрепить теоретические знания о планировании.

Для реализации поставленных целей выбран семинар, который наглядно демонстрирует интенсивную работу студентов под управлением преподавателей, и предназначен для профессионального использования полученных знаний в предложенных практических ситуациях.

Во время семинарского занятия проведены фронтальный опрос, осуществлена работа по решению задачи составления резюме бизнес -плана, проведен тест по индивидуальным заданиям и продемонстрирована презентация с использованием мультимедийных средств, что позволяет более наглядно мотивировать студентов к проявлению устойчивого интереса к проблемам бизнес -планирования и пониманию сущности и социальной значимости своей будущей профессии.

Современное обучение видит своей целью подготовку специалиста, умеющего не просто вписаться в окружающий мир, но и активно действовать в нем, приобретая в процессе учебы социально-мировоззренческие, социально-коммуникативные, инновационные и профессиональные компетенции.

Применение инновационных технологий в современном образовании связано с поисками путей преобразования традиционного обучения в более продуктивное, основанное на организации как самостоятельной, так и коллективной творческой и исследовательско-поисковой деятельности обучающихся.

Наряду с глубокой дифференциацией наук и дисциплин, обеспечивающей профессиональную подготовку специалистов и организацию самого процесса обучения, необходимо постоянно подчеркивать наличие тесных междисциплинарных связей, т.к. деятельность любого специалиста, предполагает глубокие знания многих специальных дисциплин, которые способствуют расширению поля его деятельности и углублению мобильности в различных профессиональных сферах.

Таким образом, на основе всего выше изложенного можно сделать следующий вывод, что применение инновационных уроков всегда является лучшим вариантом проведения урока. Инновационные уроки наиболее логично применять для изучения нового , повторения, усвоения и закрепления пройденного материала.

Подводя итоги, можно сделать вывод, что поставленные цели и задачи в данной работе выполнены полностью.


Список литературы:

1.Батышев С. Я. Профессиональная педагогика. М.: Изд.«Эгвес».

2.Беспалько В.П. «Слагаемые педагогической технологии». М.Педагогика,1989г.

3.Вербитский А.А., Борисова Н.В."Методологические рекомендации по проведению деловых игр", М., 90.

4.Гребенюк О.С. Общая педагогика: Курс лекций/ Калинингр. ун-т. - Калининград, 1996.

5.Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Совсем необычный урок: практ. пос. для учителей, студентов средн. и высших пед. уч.зав., - Ростов-на-Дону: Изд-во “Учитель”, 2001.

6.Никитина Н. Н., Железнякова О. М., Петухов М. А., Основы профессионально-педагогической деятельности, Уч. изд., М.: Изд-во «Мастерство», 2002

7.Онищук В.А. Урок в современной школе: Пособие для учителя. – 2-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 1986.

8.Педагогика./ Под ред. В. А. Сластенина. – М.: Академия, 2004.

9.Пидкасистый П.И. «Технология игры в обучении» – М.:Просвещение, 1992г.

10.Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. Общая педагогика. – М.: Владос, 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ В РАМКАХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПО.

Использование активных методов обучения естествознанию в рамках образовательной деятельности СПО. Правильный подход к совершенствованию методов и средств обучения следует строить на научной основ...

Методическая разработка урока по психологии по теме: «Темперамент» с использованием активных методов обучения студентов в рамках ФГОС СПО

Методическая разработка  урока по учебной дисциплине «Психология»  по теме: «Темперамент» представляет собой опыт преподавателя по проведению практического занятия с использованием активных...

Использование активных методов обучения на учебном занятии для повышения мотивации обучающихся к обучению (повышения качества обучения) в условиях внедрения программ по ФГОС СПО ТОП-50

В настоящее время в современных учебных заведениях достаточно остро стоит задача повышения эффективности педагогического процесса. Следовательно, я задалась вопросом: как сделать учебный процесс более...

РЕЦЕНЗИЯ на методическую разработку по использованию активных методов обучения на учебном занятии для повышения мотивации обучающихся к обучению (повышения качества обучения) в условиях внедрения программ по ФГОС СПО ТОП-50, разработанные преподавателем В

Вопрос о мотивации учения есть вопрос о процессе самого учения.П.Я. ГальперинВ настоящее время в современных учебных заведениях достаточно остро стоит задача повышения эффективности педагогическо...

Использование активных методов обучения на уроках в начальной школе

Исрользование активных методов обучения на уроках в начальной школе...

Использование активных методов обучения при изучении профессионального модуля «младшая медицинская сестра»

Активные методы обучения должны вызывать у обучаемых стремление самостоятельно разобраться в сложных профессиональных вопросах и на основе глубокого системного анализа имеющихся факторов и событий выр...

Методика проведения обобщающего урока с использованием личностно-ориентированного подхода к обучению

Задачи урока:          Научиться распознавать фразеологические обороты в текстах.Закрепить навык самостоятельной поисковой деятельности.Отрабатывать ...