Методика ускоренного обучения по дисциплине «Правила и безопасность дорожного движения»
методическая разработка на тему
Методика казалось бы, понятное слово. Однако методику ускоренного обучения понимают немногие. Для человеческого разума доступен следующий пример: 20 человек копают яму месяц, а один человек копает такую же яму за один час экскаватором. Всем понятно, что экскаватор - это хорошо. Явная материальная выгода, экономия физических сил и времени.
Методика ускоренного обучения - это экскаватор, только «интеллектуальный». Здесь налицо материальная выгода, экономия сил и времени. Методик всяких много. Однако методикам ускоренного обучения принадлежит будущее, так как объём информации, который обрушивается на головы учащихся, растёт, а человеческая жизнь имеет предел.
Что такое мнемотехника (мнемоника)? Произошло слово от имени греческой богини памяти Мнемозины. Память наша несовершенна, и поэтому люди придумывают разные способы, помогающие восстановить однажды полученную информацию. Словарь О.Н.Ожёгова даёт следующее определение: - это совокупность правил и приёмов, помогающих запомнить нужные сведения. Прочность запоминания зависит не только от количества повторов, а и от вида информации, которую мы засылаем в свой мозг. Использование для запоминания ассоциации иногда подводит нас.
Каждый из нас пользовался мнемотехникой. Самый простой пример, это запоминание цветов радуги по порядку в зависимости от длины световой волны.
Пример 1: Каждый охотник желает знать, где сидит фазан.
Пример 2: Как однажды Жан – звонарь головой сломал фонарь.
Порядок расположения цветов радуги в зависимости от длины световой волны: Красный, Оранжевый, Жёлтый, Зелёный, Голубой, Синий, Фиолетовый.
О мнемотехнике можно сказать: привести информацию к виду, удобному для запоминания. Процесс этот творческий и используется в различных областях знаний.
В изучении Правил дорожного движения, используя мнемотехнику, можно применить несколько методик быстрого запоминания Правил дорожного движения:
«МЧС» - методика четырёхкратных схем, смысл которой заключается в том, что основные темы Правил дорожного движения представлены в виде четырёх блоков, каждый из которых в простой картинке символизирует, пункты Правил, либо запрет, либо разрешение.
«МММ» - метод мнемонических модулей, суть которого заключается в шифровке информации по Правилам дорожного движения в виде известных с детства фигур: человек, мордочка кота, ёлочка, а затем расшифровываем её.
«ММС» - метод математических символов, суть которого заключается в шифровании информации по Правилам дорожного движения в виде алгебраического выражения. Ценность методики: 1.Сокращение времени учебных занятий, ведущее к увеличению времени на физкультуру. 2.Улучщение качества занятий. 3.Развитие творчества и фантазии. 4.Увеличение свободного времени у преподавателя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodika_uskorennogo_obucheniya_po_pdd.doc | 94 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕТОДИКА УСКОРЕННОГО ОБУЧЕНИЯ
По дисциплине «Правила и безопасность дорожного движения»
из опыта работы преподавателя Гришина А.Ф.
Методика казалось бы, понятное слово. Однако методику ускоренного обучения понимают немногие. Для человеческого разума доступен следующий пример: 20 человек копают яму месяц, а один человек копает такую же яму за один час экскаватором. Всем понятно, что экскаватор - это хорошо. Явная материальная выгода, экономия физических сил и времени.
Методика ускоренного обучения - это экскаватор, только «интеллектуальный». Здесь налицо материальная выгода, экономия сил и времени. Методик всяких много. Однако методикам ускоренного обучения принадлежит будущее, так как объём информации, который обрушивается на головы учащихся, растёт, а человеческая жизнь имеет предел.
Что такое мнемотехника (мнемоника)? Произошло слово от имени греческой богини памяти Мнемозины. Память наша несовершенна, и поэтому люди придумывают разные способы, помогающие восстановить однажды полученную информацию. Словарь О.Н.Ожёгова даёт следующее определение: - это совокупность правил и приёмов, помогающих запомнить нужные сведения. Прочность запоминания зависит не только от количества повторов, а и от вида информации, которую мы засылаем в свой мозг. Использование для запоминания ассоциации иногда подводит нас.
Каждый из нас пользовался мнемотехникой. Самый простой пример, это запоминание цветов радуги по порядку в зависимости от длины световой волны.
Пример 1: Каждый охотник желает знать, где сидит фазан.
Пример 2: Как однажды Жан – звонарь головой сломал фонарь.
Порядок расположения цветов радуги в зависимости от длины световой волны: Красный, Оранжевый, Жёлтый, Зелёный, Голубой, Синий, Фиолетовый.
О мнемотехнике можно сказать: привести информацию к виду, удобному для запоминания. Процесс этот творческий и используется в различных областях знаний.
В изучении Правил дорожного движения, используя мнемотехнику, можно применить несколько методик быстрого запоминания Правил дорожного движения:
«МЧС» - методика четырёхкратных схем, смысл которой заключается в том, что основные темы Правил дорожного движения представлены в виде четырёх блоков, каждый из которых в простой картинке символизирует, пункты Правил, либо запрет, либо разрешение.
«МММ» - метод мнемонических модулей, суть которого заключается в шифровке информации по Правилам дорожного движения в виде известных с детства фигур: человек, мордочка кота, ёлочка, а затем расшифровываем её.
«ММС» - метод математических символов, суть которого заключается в шифровании информации по Правилам дорожного движения в виде алгебраического выражения. Ценность методики: 1.Сокращение времени учебных занятий, ведущее к увеличению времени на физкультуру. 2.Улучщение качества занятий. 3.Развитие творчества и фантазии. 4.Увеличение свободного времени у преподавателя.
ЧИСЛОВОЙ СПРАВОЧНИК ПО ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
В Правилах дорожного движения около ста чисел. Их можно привести в систему: расположить в порядке возрастания от 1 до 400. Легко запоминаются числа, которые встречаются в Правилах дорожного движения всего один раз.
Дробные числа
- запрещается эксплуатация транспортного средства, если падение давления воздуха пневматического или пневмогидравлического тормозного привода при неработающем двигателе составляет 0,05 или более Мпа за 15 минут после полного приведения тормозов в действие;
- запрещается эксплуатация мопеда или мотоцикла, если его шины имеют остаточную высоту рисунка протектора менее 0,8 мм.
- запрещается эксплуатация легкового автомобиля, если его шины имеют остаточную высоту рисунка протектора менее 1,6 мм.
- грузовой автомобиль с бортовой платформой, используемый для перевозки людей, должен быть оборудован сиденьями, закреплёнными на высоте 0,3-0,5 м. от пола и не менее 0,3 м. от верхнего края борта. Сиденья, расположенные вдоль заднего или бокового борта, должны иметь прочные спинки;
- движение транспортного средства, габаритные размеры которого с грузом или без груза превышает по ширине 2,55 м., производится со специальными правилами;
- запрещается перевозить груз на велосипеде или мопеде, если он выступает за габариты по длине или ширине более чем на 0,5м.
- груз, выступающий сбоку транспортного средства более чем на 0,4м. от внешнего края габаритного огня, должен быть обозначен опознавательными знаками «Крупногабаритный груз»;
Число «1»
- груз должен быть обозначен, если спереди или сзади он выступает более чем на 1м. за габарит транспортного средства;
- запрещается эксплуатация грузового автомобиля, если его шины имеют остаточную высоту рисунка протектора менее 1мм.
Число «2»
- движение транспортного средства с грузом, выступающим за заднюю точку габарита транспортного средства более чем на 2м, движение автопоездов с 2 или более прицепами производится в соответствии со специальными правилами;
- запрещается эксплуатация автобуса, если его шины имеют остаточную высоту рисунка протектора менее 2мм.
- в случае вынужденной остановки транспортного средства на переезде водитель должен послать 2 человека в обе стороны от переезда, объяснив им, как подавать сигнал остановки поезда (круговое движение руки с ярким или в ночное время светящимся предметом).
Число «3»
- остановка транспортного средства запрещается в месте, где расстояние между сплошной линией разметки и остановивщимся транспортным средством менее 3м.
- перевозящий людей в кузове грузового автомобиля должен иметь водительский стаж более 3 лет.
Число «4»
- 4м - максимальная длина жёсткой сцепки и минимальная длина гибкой сцепки при буксировке транспортного средства;
- движение транспортного средства, габаритный размер которого с грузом или без груза превышает по высоте от поверхности дороги 4м, производится в соответствии со специальными правилами.
Число «5»
- «Остановка» - преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время до 5 минут, а также на большее, если это необходимо для посадки или высадки пассажиров либо загрузки или разгрузки транспортных средств;
- в случае, когда движение через железнодорожный переезд запрещено, водитель должен остановиться перед стоп - линией, светофором, знаком «Движение без остановки запрещено», если их нет, не ближе 5 метров до шлагбаума;
- запрещается остановка ближе 5 метров перед пешеходным переходом;
- запрещается остановка ближе 5 метров от пересечения проезжих частей, кроме стороны Т-образного со сплошной линией разметки напротив бокового проезда;
- 5 – количество гужевых повозок (саней) в колонне при движении по проезжей части;
- механическое транспортное средство должно быть зарегистрировано в течение 5 суток с момента приобретения или таможенного оформления.
Число «6»
- максимальная длина гибкой сцепки при буксировке транспортного средства составляет 6 метров.
Число «7»
- разрешается перевозить ребёнка до 7 лет на велосипеде или мопеде на дополнительном сиденье, оборудованном надёжными подножками.
Число «8»
- только с разрешения начальника дистанции пути железной дороги разрешается движение через переезд тихоходной машины, скорость которой менее 8 км/час, а также тракторных саней – волокуш;
- перевозка людей в кузове грузового автомобиля должна осуществляться водителями, имеющими удостоверение на право управления транспортным средством категории «С» , а при перевозке более 8 человек, включая пассажиров в кабине, категории «С» и «Д».
Число «10»
- в случае, когда движение через железнодорожный переезд запрещено, водитель должен остановиться перед стоп – линией, светофором, знаком «Движение без остановки запрещено», шлагбаумом, а если их нет, то не ближе 10 метров до ближайшего рельса;
- 10 градусов, это предельно допустимое значение суммарного люфта рулевого управления легкового автомобиля или созданного на его базе грузового автомобиля, при котором допускается его эксплуатация;
- колонны велосипедистов, верховых и вьючных животных при движении по проезжей части должны быть разделены на группы по 10 единиц.
Число «12»
- запрещается перевозка ребёнка до 12 лет на заднем сиденье мотоцикла или переднем сиденье легкового автомобиля без использования детского удерживающего устройства.
Число «14»
- при обучении вождению, на мотоцикле обучаемому должно быть не менее 14 лет;
- управлять велосипедом, гужевой повозкой (санями), быть погонщиком вьючных, верховых животных или стада при движении по дорогам разрешается лицу не моложе 14 лет.
Число «15»
- остановка запрещена ближе 15 метров от места остановки маршрутного автобуса, троллейбуса, трамвая, обозначенного разметкой, а при её отсутствии – от указателя места остановки (кроме остановки для посадки или высадки пассажира, если это не создаёт помеху движению маршрутного автобуса, троллейбуса, трамвая).
- знак аварийной остановки устанавливается в населённом пункте не менее 15 метров от транспортного средства.
Число «16»
- при обучении вождению, на автомобиле обучаемому должно быть не моложе 16 лет;
- управлять мопедом при движении по дорогам разрешается лицу не моложе 16 лет;
- запрещается эксплуатация транспортного средства, если стояночная тормозная система не обеспечивает его неподвижное состояние с полной нагрузкой на уклоне до 16% включительно.
Число «19»
- 19 часов – начало времени перестановки транспортных средств с одной стороны дороги на другую, если на каждой стороне установлены знаки «Стоянка запрещена по нечётным числам месяца» и «Стоянка запрещена по чётным числам месяца».
Число «20»
- 20 градусов – предельное допустимое значение суммарного люфта рулевого управления для автобуса, при котором допускается его эксплуатация;
- если длина автопоезда с одним прицепом превышает 20 метров, движение производится со специальными правилами;
- 20 км/чач – максимальная скорость движения транспортного средства по дворовой территории или в жилой зоне.
Число «21»
- 21 час – окончание времени перестановки транспортных средств с одной стороны дороги на другую, если на каждой стороне установлены знаки
«Стоянка запрещена по нечётным числам месяца» и «Стоянка запрещена по чётным числам месяца».
Число «23»
- запрещается эксплуатация легкового автомобиля или автобуса, если стояночная тормозная система не обеспечивает его неподвижность в снаряжённом состоянии на уклоне до 23% включительно.
Число «25»
- предельное допустимое значение суммарного люфта рулевого управление для грузового автомобиля, при котором допускается его эксплуатация – 25 градусов.
Число «30»
- знак аварийной остановки устанавливается вне населённого пункта на расстоянии не менее 30 метров от транспортного средства;
- 30 км/час – скорость для испытания тормозной системы мопеда или мотоцикла.
Число «31»
- запрещается эксплуатация грузового автомобиля или автопоезда, если его тормозная система не обеспечивает неподвижность в снаряжённом состоянии на уклоне до 31% включительно.
Число «40»
- 40 км/час – скорость для испытания тормозной системы автомобиля или автобуса;
- запрещается движение на дороге для автомобилей или автомагистрали транспортных средств, у которых скорость менее 40 км/час.
- транспортное средство, у которого скорость менее 40 км/час, разрешается движение только по крайней правой полосе ( кроме случаев перестроения перед поворотом налево, разворотом или остановкой, объезда, обгона).
Число «50»
- 50 км/час – максимальная скорость при буксировке транспортного средства;
- «мопед» - двух или трёх колёсное транспортное средство, приводимое в движение двигателем с рабочим объёмом двигателя не более 50 и имеющие максимальную конструктивную скорость не более 50 км/час.
- ближе 50 метров до и после границы железнодорожного переезда запрещается стоянка транспортных средств;
- 50 метров – минимальное расстояние установки предупреждающего знака без таблички в населённом пункте.
Число «60»
- 60 км/час – максимальная скорость в населённом пункте (если нет соответствующего знака) для любого транспортного средства;
- 60 км/час - максимальная скорость при перевозке людей в кузове грузового автомобиля на любой дороге;
- 60 км/час – максимальная скорость для транспортного средства, осуществляющего организованную перевозку группы детей.
Число «70»
- 70 км/час - максимальная скорость вне населённого пункта на обычной дороге для легкового автомобиля с прицепом, грузового автомобиля с разрешённой максимальной массой более 3.5.тонн и обычного автобуса.
Число «80»
- в населённом пункте на дороге, где разрешено движение со скоростью более 80 км/час, водитель транспортного средства должен вести его по возможности ближе к правому краю проезжей части;
- для облегчения обгона расстояние между группами велосипедистов, гужевых повозок (саней), верховых или вьючных животных при движении по проезжей части должно составлять не менее 80 метров.
Число «90»
- 90 км/час – максимальная скорость вне населённого пункта на обычной дороге для мотоцикла, легкового автомобиля без прицепа, грузового автомобиля с разрешённой максимальной массой не более 3,5 тонн, междугородного или маломестного автобуса;
- 90 км/час – максимальная скорость вне населённого пункта на автомагистрали для легкового автомобиля с прицепом, грузового автомобиля с разрешённой максимальной массой более 3,5 тонн и для обычного автобуса.
Число «100»
- 100 метров – максимальное расстояние установки предупреждающего знака без таблички в населённом пункте;
- разворот и движение задним ходом запрещены, если видимость хотя бы в одном направлении менее 100 метров;
- обгон запрещён ближе 100 метров перед железнодорожным переездом;
- запрещается остановка на проезжей части в месте, где видимость менее 100 метров хотя бы в одном направлении.
Число «110»
- 110 км/час – максимальная скорость вне населённого пункта на автомагистрали для легкового автомобиля без прицепа и грузового автомобиля с разрешённой максимальной массой не более 3,5 тонн.
Число «150»
- не менее чем за 150 метров до встречного транспортного средства переключается дальний свет на ближний при встречном разъезде транспортных средств;
- 150 метров – минимальное расстояние установки предупреждающего знака без таблички вне населённого пункта.
Число «300»
- «Недостаточная видимость» - видимость дороги менее 300 метров в условиях тумана, дождя, снегопада, а так же в сумерки;
- 300 метров – максимальное расстояние установки предупреждающего знака без таблички вне населённого пункта.
Число «400»
- к мотоциклу приравнивается трёх или четырёх колёсное механическое транспортное средство, масса которого в снаряжённом состоянии не превышает 400 кг.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа дисциплины "Правила и безопасность дорожного движения"
Представлена рабочая программа дисциплины "Правила и безопасность дорожного движения". Программой предусмотрено 54 часа аудиторных занятий...
рабочая программа дисциплины Правила и безопасность дорожного движения.
1 паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.07 ПРАВИЛА И БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ 1.1 Область применения программыРабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготов...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Правила и безопасность дорожного движения
Рабочая программа составлена на основе региональной примерной программы учебной дисциплины и Федерального государственного образовательного стандарта. Программа учебной дисциплины является единой для ...
Календарно-тематический план. Наименование дисциплины «Правила и безопасность дорожного движения»
Календарно - тематический план составлен на основании рабочей программы Правила и безопасность дорожного движения, утвержденной ГАПОУ РБ «Бурятский республиканский техникум автомобил...
технологическая карта занятия по учебной дисциплине Правила и безопасность дорожного движения
технологическая карта занятия по учебной дисциплине Правила и безопасность дорожного движения...
технологическая карта занятия по учебной дисциплине Правила и безопасность дорожного движения
технологическая карта занятия по учебной дисциплине Правила и безопасность дорожного движения...
Комплект контрольно-оценочных средств для оценки освоения итоговых образовательных результатов учебной дисциплины Правила и безопасность дорожного движения программы подготовки специалистов среднего звена по специальности среднего профессионального образо
Комплект контрольно-оценочных средств разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования для специальности среднего профессионального ...