Хронокарта занятия
№ п./п. | Этапы занятия
| Количество студентов | Время | I | Организационный момент |
30 | 5мин. | II | Этап актуализации знаний методом фронтального опроса и индивидуальной работы у доски. | 20мин. | III | Этап постановки проблемных задач и ориентировки студентов на дальнейшую поисковую деятельность. | 3мин | IV | Этап самостоятельного «добывания» знаний и умений. | 45мин. | V | Закрепление изученного. | 10мин. | VI | Задание на дом. | 2мин | VII | Подведение итогов. |
| 5 мин |
Ход занятия
- Организационный момент:
Преподаватель оценивает готовность аудитории к занятию, наличие необходимых таблиц. Контроль внешнего вида студентов. Рапортичка старосты об отсутствующих. Запись в журнале темы урока и отсутствующих. Выясняет, были ли затруднения при выполнении домашнего задания, если были, совместно со студентами разрешает возникшие вопросы. II. Этап актуализации знаний методом фронтального опроса и индивидуальной работы у доски. 1. Вопросы для фронтального опроса: 1) Характеризовать понятие электрического и магнитного полей; 2) Как взаимодействуют электрические токи одинакового и разных направлений; 3) Как направлены линии индукции магнитного поля? 4) Чем отличаются линии напряженности магнитного поля от линий индукции магнитного поля? 5) Сформулировать правило буравчика для прямолинейного проводника с током; 6) Сформулировать правило буравчика для витка с током. 2. Индивидуальная работа у доски по карточкам (см. приложение). (во время фронтального опроса) III. Этап постановки проблемных задач и ориентировки студентов на дальнейшую поисковую деятельность.
Вам нужно узнать:
- что такое сила Лоренца;
- как определяют ее значение;
- как определяют ее направление;
- как находят радиус движения заряда по окружности в МП;
- научиться демонстрировать действие силы Лоренца на электронный пучок и на движущиеся заряды внутри проводника.
Эта часть урока нужна для того, чтобы студенты знали, в каком направлении они должны продвигаться и что от них требуется. Добившись в конце цели, они получат удовлетворение от того, что справились с поставленной задачей, а это их вдохновит на дальнейшие занятия.
IV.Этап самостоятельного «добывания» знаний из текста, изложенного в учебной и научной литературе.
1.Чтение студентами соответствующего параграфа в учебнике и запись в черновую тетрадь возникших вопросов. ( Для изучения новой темы нужен твердый фундамент знаний из ранее изученного.Поэтому нет смысла продвигаться вперед, не зная старое. Для этой цели каждому студенту дается возможность определить, что он не знает, и только после уяснения идти дальше. Главное: студенты сами определяют неясные вопросы и сами находят на них ответы в учебнике.).
2. Анализ и выяснение ответов на возникшие вопросы преподавателем совместно со студентами ( из ранее изученного материала.).
3.Второе чтение текста параграфа, выделение из него главных мыслей и составление из них логической цепочки. ( В процессе такой работы заложенная в учебнике обширная информация как бы «свертывается» в несколько слов и фраз, связанных между собой.) 1)Силу, действующую в магнитном поле на движущуюся заряженную частицу со стороны МП , называют силой Лоренца. 2)Значение силы Лоренца определяется формулой: . 3)Направление силы Лоренца определяет правило левой руки. 4)Под действием силы Лоренца меняется лишь направление скорости частицы, если скорость перпендикулярна вектору В. 5)Действие силы Лоренца можно обнаружить с помощью опыта. 6)Заряженная частица в однородном МП будет двигаться по окружности, если угол между скоростью движения частицы и направлением вектора магнитной индукции будет равен 90о. 7)Применение силы Лоренца: кинескоп и масс-спектрограф.
4.Нахождение материала для пояснения отдельных звеньев составленной логической цепочки (третье чтение учебника.) и частичное закрепление изученного путем ответов студентов на вопросы преподавателя: -Какова причина возникновения силы Лоренца? (Движущийся электрический заряд-это ток, он создает свое МП. Это МП и МП , в котором движется заряд, взаимодействуют, что порождает силу Лоренца. -Вывести на доске формулу для вычисления силы Лоренца. F= F/ N, Где F- сила, действующая на проводник с током в МП (сила Ампера), N – это число зарядов в этом проводнике (см. рис.1).
Сила Ампера равна : F= IΔlBsinα. Известно, что I = q0nvS, где n – число зарядов в единице объема. Подставив (3) в (2) и получившееся выражение в (1), будем иметь: FЛ= , (4) Sl – объем проводника, откуда nV = N. С учетом этого (4) принимает вид: FЛ= - выражение для силы Лоренца. Здесь - угол между направлением движения зарядов (тока) и векторов магнитной индукции.
Процесс выделения и раскрытия логических цепочек предполагает неоднократное чтение учебного материала . Первичное- дает студентам общее представление, вторичное позволяет выделить главные мысли, третье - выделить материал для пояснения отдельных звеньев. Тесное сочетание устных и письменных видов деятельности способствует пониманию, развитию речи и владению научной терминологией. Элементарный подсчет показывает, что обычно каждый студент говорит на уроке по «делу» не более 2 мин.Значит ,если мы предложим студентам думать «про себя» в течение 10-15 мин. о тексте учебника, вникая в рассуждения, чтобы правильно сделать записи в тетради, то мы значительно увеличим объем активной деятельности каждого. А это положительно скажется на знании и послужит развитию логического мышления. -А как определить направление силы Лоренца? (Если левую руку расположить так , чтобы составляющая, перпендикулярная скорости заряда, входила в ладонь , а четыре пальца были направлены по движению положительного заряда , то отогнутый на 90 большой палец покажет направление действующей на заряд силы Лоренца. (Студент выполняет на доске рис. 2 и иллюстрирует с его помощью сказанное.)
-- Можно ли с помощью опытов убедиться в существовании силы Лоренца? Посмотрите на имеющийся на столе набор оборудования. (Если к светящемуся пятну на экране осциллографа, которое является следом от попадания на него потока электронов, поднести магнит, то положение пятна изменится. Если проводник с током поместить между полюсами дугообразного магнита, то под действием силы Ампера проводник придет в движение. Электрический ток в металле—это поток электронов Если магнитное поле действует на совокупность зарядов, то оно действует и на один заряд . (Студенты демонстрируют опыты с помощью преподавателя.)) --Как найти радиус окружности , по которой будет двигаться электрический заряд в магнитном поле? ( Воспользоваться формулой : Ее левая часть, согласно второму закону Ньютона ma, правая- выражение для силы Лоренца при условии, что sin=1.Откуда
И последнее : рассмотрим, как используют Fл в современной технике. Посмотрите на плакат – таблицу. ( На стенде вывешен плакат с изображением кинескопа и масс-спектрографа.) В кинескопе быстро летящие к экрану электроны отклоняются то больше, то меньше меняющимся МП. В масс-спектрографе происходит следующее: Вакуумная камера прибора помещена в магнитное поле Заряженные частицы, ускоренные электрическим полем , попадают в магнитное поле , Их траектория меняется и они оставляют на фотопластинке след, позволяющий с большой точностью измерить радиус траектории r. По этому радиусу рассчитывают удельный заряд иона. Зная заряд иона , легко определить его массу. На уроке неоднократно прозвучало имя Лоренца Кто же он? Эту тайну нам раскроет студент ( Готовит материал заранее о жизни и деятельности Г.Х.Лоренца.) Самостоятельно подготовленный доклад—еще один способ «добывания» знаний. Остальные кратко записывают главное. 5.Этап суммирования вышеизложенного материала и записи опорного конспекта на черновые листы. (Готовый ОК проецируется кодоскопом на экран .) V.Этап закрепления изученного Раздаются карточки с вопросами по вышеизложенному материалу, выслушиваются ответы.( см. приложения)
VI. Задание на дом (c комментариями преподавателя): §11.3., 11.4 задача №17.5( сборник задач). VII.Итог урока, подведение итогов Преподаватель высказывается о выполнении поставленной в начале урока цели, проводит анализ занятия, оценивает подготовку и активность студентов на уроке, выставляет отметки в журнал, называет имена отличившихся с комментариями.
Данный этап можно дополнить этапом самооценки, когда каждый попробует оценить сам себя. Потом результаты оглашаются.
В заключении подчеркну: на данном уроке студенты «создают» знания и потому осознают их, понимают и тут же закрепляют.
III ЛИТЕРАТУРА
- Пинский А. А., Граковский Г. Ю. Физика Москва: «Форум-Инфра-М» 2006г.
- Жданов Л. С., Жданов Г. Л. Физика для средних специальных учебных заведений. М. Высш. Шклоа, 1990г.
- Гладкова Р. А, Сборник задач по физике М. Высш. Школа, 1996г.
- Абушкин Х. Х. Проблемный урок в среднем специальном учебном заведении, журнал «Среднее проф. Образ.» №5 2010г.
5. Горлова Л. А. нетрадиционные уроки, внеурочные мероприятия по физике. М. ВАКО, 2009г. 6. Татьянкин Б. А. Обзор современных педагогических технологий – издание подготовлено по публикациям в Интернете, 2010г. 7. Татьянкин Б. А. Методические рекомендации учителю физики. Справочные материалы. Воронеж: ВГПУ, 2009г. 8. Журнал «Физика в школе» №4, 2010г. 9. Образовательный стандарт среднего(полного) общего образования по физике.
|