План-конспект современного урока по физике 10 класс
план-конспект урока по теме
Тема: Изопроцессы: изотермический, изобарный, изохорный.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.doc | 160 КБ |
Предварительный просмотр:
Молекулярная физика 10 класс ГАОУ СПО «БМК» Ростовская Т.А.
ПЛАН - КОНСПЕКТ УРОКА
ТЕМА: "ИЗОПРОЦЕССЫ: ИЗОТЕРМИЧЕСКИЙ, ИЗОБАРНЫЙ И ИЗОХОРНЫЙ"
Цель урока: выяснение условий выполнения изопроцессов; выяснение теоретической зависимости трех макроскопических параметров; практическое доказательство этих параметров.
Тип урока: изучение нового материала
Задачи урока:
- Диагностика знаний учащихся по темам:
“Основы молекулярно-кинетической теории”,
“Основное уравнение молекулярно-кинетической теории”
“Уравнение состояния идеального газа”. - Коррекция теоретических знаний по данным темам.
- Теоретическое подтверждение изопроцессов.
- Виртуальное подтверждение закона «Гей-Люссака»
- Обобщение и подтверждение зависимости макроскопических параметров.
2. Воспитательная:
- Воспитать нравственные и эстетические представления, система взглядов на мир, способность следовать нормам поведения, исполнять законы.
- Воспитать потребности личности, мотивы соц. поведения, деятельности, ценности и ценностной ориентация, научное мировоззрение на строение материи, вещество - вид материи, динамические и статистические закономерности
3. Развивающая:
- развитие речи, мышления, сенсорной сферы личности, эмоционально-волевой области.
- Развитие способности к анализу, способности наблюдать, делать выводы, выделять существенные признаки объектов, уметь выделять цели и способы деятельности, проверять ее результаты, выдвигать гипотезы, строить план эксперимента.
Занятие проходит в компьютерном классе.
Оборудование к уроку:
ТСО: ПК, проектор, экран; тесты и виртуальная лабораторная работа на компьютерах, видеофильмы и презентация.
Ход урока:
1. Организация урока – 1 мин.
2. Постановка цели и задач урока - 2 мин.
3. Мотивация мысленной деятельности учащихся - 10 мин.
4. Объяснение нового материала -15 мин.
- изотермический процесс (закон Бойля-Мариотта)
- изобарный процесс (закон Гей-Люссака)
- изохорный процесс (закон Шарля).
5. Опытная проверка газового закона. Виртуальная лабораторная работа – 10 мин.
6. Обобщение полученных знаний – 6 мин.
7. Задание на дом -1 мин.
Этапы урока
- Подготовка учащихся к работе на уроке.
- Формулировка темы и постановка цели урока.
- Диагностика знаний учащихся по уже изученным темам. 10 учащихся индивидуально отвечают на компьютере – тесты, с остальными учащимися проводится фронтальный опрос.
Вопросы:
- Перечислите основные положения МКТ.
- Дайте определение относительной молекулярной массы.
- Что такое количество вещества?
- Что такое молярная масса?
- Какое движение называют броуновским?
- Какой газ называют
- МКТ?
- Дайте определение и приведите примеры макроскопических параметров.
- Запишите основное уравнение МКТ. Чем оно замечательно?
- Что такое температура? В каких единицах она измеряется?
- Какое состояние системы называют тепловым равновесием?
- Средняя кинетическая энергия молекул.
- Средняя квадратичная скорость молекул.
- Уравнение Клапейрона – Менделеева. Уравнение состояния.
- Объяснение нового материала: к каждому газовому закону подготовлен видеофильм с демонстрацией опыта, презентация на изопроцессы, виртуальная лабораторная работа «Закон Гей-Люссака»
Изопроцессы - процессы изменения состояния газов так, что один из трех макроскопических параметров (объем, давление, температура) остается постоянным, а два других параметра при этом изменяются.
а) Изотермический процесс- процесс изменения состояния определенной массы газа при постоянной температуре (m=const, T=const). Из уравнения Менделеева-Клайперона следует закон Бойля-Мариотта PV=CONST=m/V*RT. Это означает, что произведение начального давления Р1 на его первоначальный объем равно произведению этих параметров P2*V2 в произвольной момент времени P1*V1=P2*V2или P1/P2=V2/V1 следовательно Р ~ 1/V график- гипербола, название - изотерма. (Слайды из презентации, видеофрагмент).
б)Изобарный процесс - процесс изменения состояния определенной массы газа при постоянном давлении (m=const, P=const).Из уравнения Менделеева - Клайперона следует закон Гей-Люссака. V/T=const=mR/MP-это означает, что отношение первоначального объема газа к его температуре Т1 равно отношению этих параметров V2/T2 в произвольный момент времени. V1/T1=V2/T2 или V1*T2=V2*T1 следует V~T.
График - прямая, название - изобара. (Слайды из презентации, видеофрагмент).
в) Изохорный процесс - процесс изменения состояния определенной массы при постоянном объеме(m=CONST, V= CONST). Из уравнения Менделеева - Клайперона следует закон Шарля Р/Т=const=mR/MV - это означает, что отношение первоначального давления газа Р1 к его температуре равно отношению этих параметров Р2, Т2- в произвольный момент времени Р1/Т1=Р2/Т2 или Р1*Т2=Р2*Т1 следует Р~Т. График - прямая, название- изохора. (Слайды из презентации, видеофрагмент).
- Выполнение лабораторной работы «Опытная проверка закона Гей-Люссака»
Форма организации - парная.
На рабочем столе ПК находятся оборудование и средства измерения: стеклянная трубка, запаянная с одного конца, цилиндрический сосуд (слева), стакан с водой комнатной температуры (справа), пластилин, термометр, линейка, спиртовка. Термометр в исходном состоянии показывает температуру окружающего воздуха. Записывают его показания и заносят в таблицу, имеющуюся в данной работе. Эксперимент проводится следующим образом. Помещают термометр в цилиндрический сосуд для измерения температуры воды t1. Затем подогревают цилиндрический сосуд с помощью спиртовки, поместив спиртовку под цилиндрический сосуд. После нагревания воды до нужной температуры спиртовку возвращают на место. Результаты измерения температуры воды t1 заносят в таблицу, а термометр возвращают на место. Измеряют с помощью линейки длину l1 стеклянной трубки и после помещения результата измерения в таблицу помещают ее, открытым концом вверх, в цилиндрический сосуд с горячей водой и закрывают пластилином верхний открытый конец трубки. Затем вынимают трубку из сосуда с горячей водой и замазанным пластилином концом, помещают ее в стакан с водой комнатной температуры. После этого снимают под водой пластилин и ждут, пока воздух в трубке охладится до комнатной температуры. Когда уровни воды в трубке и стакане выровняются, измеряют длину l2 воздушного столба в трубке и результаты измерения заносят в таблицу. Проведя несколько экспериментов, учащиеся приходят к выводу, что V1/Т1=V2/Т2= … =Vn/Тn и убеждаются в справедливости закона Гей-Люссака.
- Обобщение новых знаний.
Рефлексия:
- Что называют изопроцессами?
- Изотермический, изобарический, изохорный процессы.
- Газовые законы.
- Графики в различных координатах.
- Информация о домашнем задании. Учитель задает домашнее задание для всех учащихся - выучить § по изученной теме в учебнике. Для желающих - написать сообщения о жизнедеятельности ученых, имена которых прозвучали на данном уроке (использовать интернет-ресурсы).
Учитель благодарит всех за урок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект открытого интегрированного урока, проводимого в форме проблемного семинара на тему: «Правовое государство: история и современность»
Дисциплины:«Обществознание» - преподаватель Кашинцева Л.Г.«История» - преподаватель Сыроежкина Е.В. Тема: «Правовое государство: история и современность»Тип урока: повторение и систематизация зна...
План-конспект урока по физике. Конкурс Преподаватель Года 2017.
Представлен план-конспект урока и презентация, которые я разработал для конкурса Преподаватель Года!...
План - конспект внеклассного мероприятия (урок мужества) Тема: «Урок Победы»
Пламя Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. бушевало 1418 дней и ночей, это почти четыре года. И все эти годы советский народ ковал победу над врагом на фр...
Универсальный план-конспект по английскому языку в 3 классе
УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ПЛАН – КОНСПЕКТВ 3 «А» КЛАССЕ МБОУ СОШ № 39Тип урока – открытие нового знанияУчебник – учебник «Английский язык» (УМК «Brilliant English&r...
План-конспект по родному(татарский) языку, 4 класс (русская группа) , "Уйный башлады төзелмәсе"
План-конспекта по родному (татарскому) языку по теме "Уйный башлады". 4 класс, русская группа...
План-конспект для открытого урока по английскому языку на тему "Human and nature. Protection of animals"
План открытого урока преподавателя Кузьминой А.И. по дисциплине «Иностранный язык», проведенного 17 ноября 2022 г. в группе специальности 40.02.01 «Право и организация социально...
План-конспект практического занятия в формате мастер-класса. Тема занятия: Построение графиков.
План-конспект практического занятия в формате мастер-класса. Тема занятия: Построение графиков....