Открытый урок по физике: "От Эрстеда до Ампера"
методическая разработка по теме
Принимала участие в зональном конкурсе в Озинках. Показывала открытый урок: "От Эрстеда до Ампера"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ot_ersteda_do_ampera.docx | 178.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования Саратовской области
Методическая разработка открытого урока по предмету
«Физика»
Тема урока:
Подготовила преподаватель
II категории ГОУ НПО «ПУ № 53»
Сайфитдинова Эльвира Раисовна
Методическая: активизация мыслительной деятельности
учащихся в процессе изучения и обобщения
нового материала.
Образовательная: Формировать у учащихся знания о законе Ампера,
о силе Ампера, умение применять их при решении
задач и упражнений.
Развивающая: развивать логическое мышление, познавательную
активность, интерес к предмету.
Воспитательная: воспитывать умение быстро реагировать в
предложенной ситуации.
Тип урока: формирование новых знаний и умений.
Метод: репродуктивный.
Оборудование: ПК, мультимедийный проектор,
«Схема электромагнитного семеочистителя»,
«Правило левой руки»,
рисунки для выполнения упражнений,
приборы для демонстрации опыта Эрстеда
и магнитного взаимодействия токов.
Ход урока:
- Организационная часть урока.
Здравствуйте ребята и уважаемые гости. Я преподаватель физики, зовут меня Сайфитдинова Эльвира Раисовна. Сегодня я проведу с вами урок. Урок у нас будет не обычный, потому что будет присутствовать много гостей. Во время урока ваши знания будут оцениваться фишками. Красная фишка-Оценка «5» Зеленая, «4», синяя «3». Двоек надеюсь, сегодня не будет. В конце урока вы сложите баллы в зависимости от полученных фишек и вычислите среднеарифметическое. Это и будет ваша оценка за урок. Желаю вам получить сегодня только хорошие т оценки. На урок я к вам пришла с хорошим настроением и надеюсь, что у вас тоже хорошие настроения. Итак, начнём урок.
II. Постановка цели урока.
Сегодня, уважаемые учащиеся, мы с вами поговорим о магнитном поле, его характере, о применении магнитов и электромагнитов в с/х и промышленности. Также на уроке вы познакомитесь с законом Ампера, научитесь находить направление силы Ампера по правилу левой руки. Будете решать задачи на применение закона Ампера, выполнять упражнения и вы узнаете, что думают известные люди о магнитных явлениях.
III. Актуализация знаний учащихся.
На предыдущих уроках вы изучали тему: «Характер магнитного поля». Давайте вспомним сегодня основные характеристики магнитного поля.
Вопросы учащимся:
- Ребята, скажите пожалуйста, существует ли связь между электричеством и магнетизм?
Ответ: да, связь между электричеством и магнетизм существует.
- Какой учёной обнаружил эту связь и как это произошло?
Ответы учащихся: связь между электричеством и магнетизмом обнаружил датский профессор Эрстед. Во время демонстрации студентами нагревания током проволоки он заметил, что располагавшаяся до этого параллельно проводнику стрелка компаса при замыкании цепи отклонилась.
- Какова причина этого взаимодействие?
Ответы: учащихся действия проводника с током на магнитную стрелку.
Демонстрационный опыт.
(Можно использовать видео)
Перед вами прибор, демонстрирующий опыт Эрстеда. Пусть магнитная стрелка находится под проводником. Куда будет направлена магнитная стрелка?
Ответы учащихся: северный конец стрелки будет направлен от нас.
Демонстрация.
Пусть проводник с током находится под магнитной стрелкой. Как в этом случае будет вести себя магнитная стрелка?
Ответы учащихся: магнитная стрелка будет двигаться в противоположную сторону.
Демонстрация.
Вопрос учащимся: какой вывод можно сделать из этого опыта?
Ответы учащихся:
-вокруг проводника с током существует магнитное поле.
- магнитное поле является вихревым.
Вопрос учащимся: что обозначает вихревой характер магнитного поля?
Ответы учащихся: Что силовые линии магнитного поля не имеют ни начала, ни конца.
Учитель: А теперь посмотрим на рисунок. (На экране)
Вопрос учащимся: Что изображено на рисунке?
Ответы учащихся: Проводник, окружённый магнитными стрелками.
Вопрос уч-ся: Почему они расположились именно таким образом?
Ответ уч-ся: Силовые линии прямолинейного провода с током представляют собой концентрические окружности, охватывающие проводник.
Вопрос уч-ся: А что изображено на этом рисунке?
Ответы уч-ся: Силовые линии магнитного поля.
Вопрос уч-ся: По какому правилу определено направление силовых линий?
Сформулировать правило.
Ответ: По правилу буравчика? Если буравчик с правой резьбой ввинчивать по направлению тока в проводнике, то направление вращения рукоятки совпадает с направлением силовых линий магнитного поля, создаваемого этим полем.
Вопрос уч-ся: а здесь по какому правилу определено направление силовых линий?
Сформулируйте это правило.
Ответы: по правилу обхвата правой рукой: если обхватить проводник правой рукой, направив отставленный большой палец вдоль тока, то остальные пальцы этой руки укажут направление силовых линий магнитного поля данного тока.
Применение электромагнитов в сельском хозяйстве и промышленности.
Итак, мы с вами повторили и убедились, что вокруг проводника с током существует магнитное поле. На основе этого явления изготавливаются электромагниты, которые применяются в промышленности и в с/х.
Видеофильм «Применение электромагнитов в промышленности»
Применение электромагнитов в с/х. (Плакат)
Схема электромагнитной семяочистки
Смесь семян клевера, сорняков и железного
порошка поступает по жёлобу на вращающийся
барабан и попадает в сильное магнитное поле,
создаваемое сильным электромагнитом.
Семена клевера, не имеющие на своей
гладкой поверхности железного порошка
не притягиваются к барабану и падают в
ящик А. Семена сорных трав, покрытые
железным порошком притягиваются к цилиндру
увлекаются им. Выйдя из магнитного поля,
IV.Изучение нового материала
После опытов Эрстеда французский академик Ампер как бы принимает от него эстафету открытий и поэтому тема урока называется «От Эрстеда до Ампера» (на экране)
Запишите тему в тетрадь. Опытным путём Ампер доказывает, что покоящиеся заряды на магнитную стрелку не действуют. Только электрический ток вызывает такой эффект. Ампер повторил опыт Эрстеда, но вместо магнитной стрелки рядом с проводником с током он использовал другой провод с током.
Демонстрация опыта.
Сейчас я подсоединяю токи параллельно. Что произойдёт с проводниками?
Ответы учащихся: Они начинают притягиваться к друг к другу.
Учитель: А теперь подсоединяю токи антипаралельно.
Ответы учащихся: проводники начинают отталкиваться друг от друга.
Вопрос учащимся: что образуется вокруг каждого проводника с током?
Ответ: магнитное поле.
Учитель: значит, магнитное поле одного проводника с током действует на магнитное поле другого проводника.
Ампер обнаруживает магнитное взаимодействие токов – притяжение параллельных токов и отталкивание антипараллельных.
Он сформулировал главный вывод: магнитные явления можно свести к чисто электрическим эффектам.
Вопрос учащимся: Ребята, а как вы думаете, от чего зависит сила, действующая со стороны каждого проводника?
Ответы: От силы магнита, т.е. от характеристики магнитного поля – вектора магнитной индукции, от силы тока, от длины проводника.
Учитель записывает символы физических величин на доске.
А также сила взаимодействия зависит от угла между направлением тока и магнитной индукции.
Вопрос учащимся: У какой тригонометрической функции наибольшее значение равно 1, а наименьшее 0?
Ответ: У синуса.
Вот эту силу, действующую а проводник с током в магнитном поле называют силой Ампера, а закон связывающий все названные величины – законом Ампера. FA=B*I*l*sinα
«Сила, с которой магнитное поле действует на помещённый в него отрезок проводника с током, равна произведению индукции этого поля В, силы тока I, длины проводника и синуса угла между направлениями тока и магнитной индукции» (на экране)
Направлена сила Ампера перпендикулярно проводнику с током и вектору магнитной индукции и определяется правилом левой руки (на плакате)
«Если расположить левую ладонь так, чтобы четыре вытянутых пальца указывали направление тока в проводнике, а силовые линии магнитного поля входили в ладонь, то отставленный большой покажет направление силы, действующей на проводник с током».
V. Закрепление изученной темы.
Мы с вами изучили новую тему. Что было непонятно на уроке? Какие у вас ко мне будут вопросы.
А сейчас мы посмотрим, как можно определить силу Ампера на конкретных примерах, применяя правило левой руки.
На плакате рис 1. и рис 2. Выполняется с объяснением учителя. Укажите направление силы Ампера.
+ + +
+ + +
Рис.1 Рис.2
Ответ: Сила Ампера направлена вниз Ответ: от нас
На доске упражнения. Выполняют учащиеся.
Укажите направление вектора магнитной индукции. На рис. 4 укажите полюса магнита.
FA
FA
Рис.3 Рис.4
6 уч-ся выполняют тесты, остальные решают задачу.
Тесты на компьютере в программе «Power Point»
- Электрическими зарядами
- Магнитными зарядами
- Движущимися электрическими зарядами
2. Поворот магнитной стрелки вблизи проводника с током объясняется тем, что на нее действует:
А)Электрическое поле заряда проводника
В) магнитное поле, созданное током
С)Электрическое поле движущихся зарядом проводника.
3.Единицей измерения магнитной индукции является:
А)Фарада (Ф) Б) Тесла (Тл)
С) Вебер (Вб) Д) Кулон (Кл)
4.сила, действующая на проводник с током в магнитном поле, направлена:
А) вверх; Б) вниз; С) вправо; Д) влево; Е) к наблюдателю; F) от наблюдателя
I
5. При увеличении магнитной индукции в 3 раза и уменьшении силы тока в проводнике в 3 раза, сила действующая на проводник:
А) Увеличится в 9 раз; б) Увеличится в 3 раза; с) Не изменится.
Решение задачи. (Условие на экране)
Какая сила действует на провод длиной 10 см в однородном магнитном поле
индукцией 3 Тл, если сила тока в проводе 12 А, а угол между направлениями тока и магнитной индукцией равен 30°.
Дано: | Си |
1=10 см | 0,1 м |
В=3 Тл | Тл |
1= 12 А | |
α=30° | |
Решение: FА =В*I*1*sina
Fa = 2,6Тл*0,1м*12А*sin30°= 1,56 Н
Ответ: 1,56Н
Психологическая разгрузка
Отгадать кроссворд
В каждую клетку, начиная с первого, впишите название бытового прибора, частью которого служит электронагреватель.
Ф | ||||||||||
У | ||||||||||
К | ||||||||||
П | ||||||||||
Ч | ||||||||||
Г | ||||||||||
Д | ||||||||||
П | ||||||||||
К | ||||||||||
З | ||||||||||
К |
Итог урока:
1) Что нового узнали на уроке?
2)Что больше всего понравилось на уроке?
3) Какие вопросы оказались для вас простыми, а какие трудными?
4) Домашнее задание: № 256
5) Оценки (Уч-ся подсчитывают свои баллы по фишкам)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по физике на тему "Испарение и конденсация"
Урок по физике на тему "Испарение и конденсация" проводится для учащихся I курса по профессии "Повар, кондитер"...
Методическая разработка открытого урока по физике по теме: Механическая работа и мощность.
Методическая разработка...
Открытый урок по физике «Виды энергии»
ТЕМА: «Виды энергии». ТИП УРОКА: комбинированный План урокаI. Организационный момент (2 мин).II....
Открытый урок по физике «Внутренняя энергия»
ОТКРЫТЫЙ УРОКТЕМА: «Внутренняя энергия».Тип урока: комбинированный.План урока1. Организационн...
Открытый урок по физике «Внутренняя энергия»
ОТКРЫТЫЙ УРОКТЕМА: «Внутренняя энергия».Тип урока: комбинированный.План урока1. Организационн...
Открытый урок по физике «Компрессорные машины»
ДИСЦИПЛИНА: физика.ТЕМА: «Компрессорные машины».ТИП УРОКА: комбинированный.План урока1. Орган...
Открытый урок по физике «Применение на практике законов механики»
ДИСЦИПЛИНА: физикаТЕМА: «Применение на практике законов механики»ТИП УРОКА: комбинированныйПлан урока1. Организационный момент (5 мин).2....