Рабочая программа театрального кружка "Маска" в старшей группе
рабочая программа на тему
Предварительный просмотр:
УТВЕРЖДАЮ:
Заведующая МБДОУ
«Детский сад «Снежинка»
_____________ Зорина Е.В.
Приказ № 55а от 31 .08.2016 г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Театрального кружка «Маска» в старшей группе
Составила: воспитатель
Кравченко Наталья Вячеславовна
2016 г.
г.Гагарин
Пояснительная записка
Художественно-эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании образовательного процесса дошкольного учреждения и является его приоритетным направлением. Для эстетического развития личности ребенка огромное значение имеет разнообразная художественная деятельность — изобразительная, музыкальная, художественно-речевая и др. Важной задачей эстетического воспитания является формирование у детей эстетических интересов, потребностей, эстетического вкуса, а также творческих способностей. Богатейшее поле для эстетического развития детей, а также развития их творческих способностей представляет театрализованная деятельность. В связи с этим, в ДОУ введены дополнительные занятия по театрализованной деятельности, которые проводит педагог (воспитатель) старшей и подготовительной к школе группе.
Занятия театральной деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка; способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления; настойчивости, целеустремленности, проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей. Кроме того, занятия театральной деятельностью требуют от ребенка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера. У ребенка развивается умение комбинировать образы, интуиция, смекалка и изобретательность, способность к импровизации. Театральная деятельность и частые выступления на сцене перед зрителями способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки, Чередование функций исполнителя и зрителя, которые постоянно берет на себя ребенок, помогает ему продемонстрировать товарищам свою позицию, умения, знания, фантазию.
Упражнения на развитие речи, дыхания и голоса совершенствуют речевой аппарат ребенка. Выполнение игровых заданий в образах животных и персонажей из сказок помогает лучше овладеть своим телом, осознать пластические возможности движений. Театрализованные игры и спектакли позволяют ребятам с большим интересом и легкостью погружаться в мир фантазии, учат замечать и оценивать свои и чужие промахи. Дети становятся более раскрепощенными, общительными; они учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.
Использование рабочей программы позволяет стимулировать способность детей к образному и свободному восприятию окружающего мира (людей, культурных ценностей, природы), которое, развиваясь параллельно с традиционным рациональным восприятием, расширяет и обогащает его. Ребенок начинает чувствовать, что логика — это не единственный способ познания мира, что прекрасным может быть и то, что не всегда понятно и обычно. Осознав, что не существует истины одной для всех, ребенок учится уважать чужое мнение, быть терпимым к различным точкам зрения, учится преобразовывать мир, задействуя фантазию, воображение, общение с окружающими людьми.
Настоящая Рабочая программа описывает курс подготовки по театрализованной деятельности детей дошкольного возраста 5—6 лет (старшая группа).
Цель рабочей программы — развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства.
Задачи:
- Создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в театрализованной деятельности, а также поэтапного освоения детьми различных видов творчества по возрастным группам.
- Создать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых (постановка совместных спектаклей с участием детей, родителей, сотрудников ДОУ, организация выступлений детей старших групп перед младшими и пр.).
- Ознакомить детей всех возрастных групп с различными видами театров (кукольный, драматический, музыкальный, детский, театр зверей и др.).
- Обучить детей приемам манипуляции в кукольных театрах различных видов.
- Совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, а также их исполнительские умения.
- Приобщить детей к театральной культуре, обогатить их театральный опыт: знания детей о театре, его истории, устройстве, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, театральной терминологии, театре города Гагарин.
- Развить у детей интерес к театрально-игровой деятельности.
Принципы проведения театрализованной деятельности:
Принцип адаптивности, обеспечивающей гуманный подход к развивающейся личности ребёнка.
Принцип развития, предполагающий целостное развитие личности ребёнка и обеспечение готовности личности к дальнейшему развитию.
Принцип психологической комфортности. Предполагает психологическую защищённость ребёнка, обеспечение эмоционального комфорта, создание условий для самореализации.
Принцип целостности содержания образования. Представление дошкольника о предметном и социальном мире должно быть единым и целостным.
Принцип смыслового отношения к миру. Ребёнок осознаёт, что окружающий его мир – это мир, частью которого он является и который так или иначе переживает и осмысляет для себя.
Принцип систематичности. Предполагает наличие единых линий развития и воспитания.
Принцип ориентировочной функции знаний. Форма представления знаний должна быть понятной детям и принимаемой ими.
Принцип овладения культурой. Обеспечивает способность ребёнка ориентироваться в мире и действовать в соответствии с результатами такой ориентировки и с интересами и ожиданиями других людей.
Принцип обучения деятельности. Главное – не передача детям готовых знаний, а организация такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают что-то новое путём решения доступных проблемных задач
Принцип опоры на предшествующее (спонтанное) развитие. Предполагает опору на предшествующее спонтанное, самостоятельное, «житейское» развитие ребёнка.
Креативный принцип. В соответствии со сказанным ранее необходимо «выращивать» у дошкольников способность переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности.
Основные направления программы:
1. Театрально-игровая деятельность. Направлено на развитие игрового поведения детей, формирование умения общаться со сверстниками и взрослыми людьми в различных жизненных ситуациях.
Содержит: игры и упражнения, развивающие способность к перевоплощению; театрализованные игры на развитие воображения фантазии; инсценировки стихов, рассказов, сказок.
2. Музыкально-творческое. Включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей дошкольников, обретение ими ощущения гармонии своего тела с окружающим миром, развитие свободы и выразительности телодвижений.
Содержит: упражнения на развитие двигательных способностей, ловкости и подвижности; игры на развитие чувства ритма и координации движений, пластической выразительности и музыкальности; музыкально-пластические импровизации.
3. Художественно-речевая деятельность. Объединяет игры и упражнения, направленные на совершенствование речевого дыхания, формирование правильной артикуляции, интонационной выразительности и логики речи, сохранение русского языка.
Содержание: упражнения на развитие речевого дыхания, дикции, артикуляционная гимнастика; игры, позволяющие сформировать интонационную выразительность речи (научиться пользоваться разными интонациями), расширить образный строй речи; игры и упражнения, направленные на совершенствование логики речи.
4. Основы театральной культуры. Призвано обеспечить условия для овладения дошкольниками элементарными знаниями о театральном искусстве:
- Что такое театр, театральное искусство;
- Какие представления бывают в театре;
- Кто такие актеры;
- Какие превращения происходят на сцене;
- Как вести себя в театре.
5. Работа над спектаклем. Базируется на сценариях и включает в себя темы «Знакомство с пьесой» (совместное чтение) и «От этюдов к спектаклю» (выбор пьесы или инсценировки и обсуждение ее с детьми; работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом; поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов, постановка танцев; создание эскизов и декораций; репетиции отдельных картин и всей пьесы целиком; премьера спектакля; обсуждение его с детьми). К работе над спектаклем широко привлекаются родители (помощь в разучивании текста, подготовке декораций, костюмов).
Формы работы с детьми:
• игра
• импровизация
• инсценировки и драматизация
• объяснение
• рассказ детей
• чтение воспитателя
• беседы
• просмотр видеофильмов
• разучивание произведений устного народного творчества
• обсуждение
• наблюдения
• словесные, настольные и подвижные игры.
• пантомимические этюды и упражнения.
Рекомендации по работе над ролью:
- составление словесного портрета героя;
- фантазирование по поводу его дома, взаимоотношений с родителями, друзьями, придумывание его любимых блюд, занятий, игр;
- работа над сценической выразительностью: определение целесообразных действий, движений, жестов персонажа, места на сценической площадке, мимики, интонации;
- подготовка театрального костюма;
Правила драматизации:
Правило индивидуальности. Драматизация – это не просто пересказ сказки, в ней нет строго очерченных ролей с заранее выученным текстом.
Дети переживают за своего героя, действуют от его имени, привнося в персонаж свою личность. Именно поэтому герой, сыгранный одним ребенком, будет совсем не похож на героя, сыгранного другим ребенком. Да и один и тот же ребенок, играя во второй раз, может быть совсем другим.
Проигрывание психогимнастических упражнений на изображение эмоций, черт характера, обсуждение и ответы на мои вопросы являются необходимой подготовкой к драматизации, к «проживанию» за другого, но по-своему.
Правило всеобщего участия. В драматизации участвуют все дети.
Если не хватает ролей для изображения людей, зверей, то активными участниками спектакля могут стать деревья, кусты, ветер, избушка и т.д., которые могут помогать героям сказки, могут мешать, а могут передавать и усиливать настроение главных героев
Правило помогающих вопросов. Для облегчения проигрывания той или иной роли после знакомства со сказкой и перед ее проигрыванием мы с детьми обсуждаем, «проговариваем» каждую роль. В этом помогают вопросы детям: что ты хочешь делать? Что тебе мешает в этом? Что поможет сделать это? Что чувствует твой персонаж? Какой он? О чем мечтает? Что он хочет сказать?
Правило обратной связи. После проигрывания сказки проходит ее обсуждение: Какие чувства ты испытывал во время спектакля? Чье поведение, чьи поступки тебе понравились? Почему? Кто тебе больше всего помог в игре? Кого ты хочешь теперь сыграть? Почему?
Рабочая программа предполагает проведение одного занятия в неделю во вторую половину дня. Продолжительность занятия: 25 мин — старшая группа, 30 мин — подготовительная группа. Общее количество учебных занятий в год — 31.
Рабочая программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по разделам.
1. «Музыкальное воспитание», где дети учатся слышать в музыке разное эмоциональное состояние и передавать его движениями, жестами, мимикой; слушают музыку к очередному спектаклю, отмечая разнохарактерное ее содержание, дающее возможность более полно оценить и понять характер героя, его образ.
2. «Изобразительная деятельность», где дети знакомятся с репродукциями картин, иллюстрациями, близкими по содержанию сюжету спектакля, учатся рисовать разными материалами по сюжету спектакля или отдельных его персонажей.
3. «Развитие речи», на котором у детей развивается четкая, ясная дикция, ведется работа над развитием артикуляционного аппарата с использованием скороговорок, чистоговорок, потешек.
4. «Ознакомление с художественной литературой», где дети знакомятся с литературными произведениями, которые лягут в основу предстоящей постановки спектакля и других форм организации театрализованной деятельности (занятий по театрализованной деятельности, театрализованных игр на других занятиях, праздниках и развлечениях, в повседневной жизни, самостоятельной театральной деятельности детей).
5. «Ознакомление с окружающим», где дети знакомятся с явлениями общественной жизни, предметами ближайшего окружения.
Тематический план
Месяц | № п/п | Тема занятия | Содержание | Форма работы |
Сентябрь | 1
2
3
4 | Вводное
«Изменю себя друзья, догадайтесь кто же я»
«Пойми меня»
«Игры с бабушкой Забавушкой » | Первое посещение кружка
Беседа с детьми. Ряженье в костюмы. Имитационные этюды.
Отгадывание загадок. Беседа. Игровые упражнения.
Создание игровой мотивации. Игры и упражнения «Диктор», «Изобрази героя». |
Знакомство с русскими народными костюмами
Игры и упражнения на создание игровой мотивации. |
Октябрь | 1
2
3
4 | «Колобок не тот, а другой»
«Колобок – наш колобок, колобок – колючий бок»
«Очень жить на свете туго без подруги и без друга»
«Косой хвастался, смеялся, чуть лисе он не попался» | Отгадывание загадок, с изображением их героев. Показ и рассказывание сказки воспитателем, затем детьми.
Драматизация сказки «Колобок – колючий бок»
Беседа о друзьях. Рассказывание сказки «Лучшие друзья».
Отгадывание загадок на содержание сказки. Этюды на выразительность передачи образа. | Этюды на выразительность передачи образов (изображение с помощью мимики, жестов).
Игра «Скажи о друге ласковое слово». |
Ноябрь | 1
2
3
4
| «Зайца съела бы лиса, если б не его друзья»
Показ сказки детям своей группы «Лучшие друзья»
«Вот как я умею»
«В тесноте да не в обиде » | Рассказывание сказки детьми «Лучшие друзья». Общий танец.
Драматизация сказки «Лучшие друзья».
Игра «Что я умею». Чтение стихотворения Б.Заходера «Вот как я умею».
Отгадывание загадок. Веселый танец. |
Мимические этюды у зеркала (упражнения на выразительность движений). Игра-имитация «Догадайтесь, о ком я говорю». |
Декабрь | 1
2
3 | «Дайте срок, построим теремок»
«Ох, красивый теремок, очень, очень он высок»
Показ сказки «Тере-мок» родителям своей группы | Отгадывание загадок по сказке. Имитационные упражнения под музыку. Веселый танец.
Драматизация сказки «Теремок» | Рассматривать нацио-нальный украинский костюм, в чем отличие и сходство с русским. Рассказывание украинской сказки «Рукавичка |
.Январь | 1
2
3
4 | «Игровой урок»
«Лису зайка в дом впустил, много слез, потом пролил»
«Кто зайчишке бы помог?»
Показ сказки «Заюшкина избушка» малышам. | Этюды на выразительность движений.
Рассказывание русской народной сказки «Заюшкина избушка». Пантомимические этюды.
Рассказывание русской народной сказки «Заюшкина избушка» детьми с помощью воспитателя.
| Этюды на выразитель-ность основных эмоций.
Обогатить словарь: ледяная, лубяная
Пантомимическая игра «Угадай, кого покажу».
|
Февраль
| 1
2
3
4 | «Щенок спал около дивана, вдруг услышал рядом «мяу»»
«Только «мяу» где сыскать?»
«Не вы ли «мяу-мяу» говорили?»
«Невоспитанный мышонок один остался, без друзей» | Рассказывание сказки В.Сутеева «Кто сказал «мяу»?».
Рассказывание сказки В.Сутеева «Кто сказал «мяу»?» детьми с помощью воспитателя. Пантомимическая игра «Угадай, кто сказал?». Пантомимическая игра «Угадай, кого встретил щенок?»
Чтение стихотворения «Добрые слова». Игра «Назови вежливое слово». Рассказывание сказки «Сказка о невоспитанном мышонке». Проблемная ситуация. | Пантомимические этюды (озорной щенок, гордый петушок, пугливый мышонок, злая собака)
Упражнение в интонировании диалогов.
|
Март | 1
2
3
4 | «Мышонок глупым оказался, он от мамы отказался»
«Сказка о невоспитанном мышонке»
«Сказка об умном мышонке»»
Показ сказки мамам | Беседа по содержанию сказки. Работа над выразительностью исполнения (выразительности эмоции грусти и радости)
Подготовка к драматизации.
Игра на интонирование вежливых слов. Драматизация сказки детьми. | Игра на интонировании вежливых слов (здравствуйте, до свидания, спасибо, извините, радостно, приветливо, небрежно, угрюмо, уверенно, вежливо)
|
Апрель | 1
2
3
4
| «Упрямые ежата»
«Вот так яблоко»
«Поссорились зверушки, не знают, как им быть, как же это яблоко на всех разделить»
«Михайло Иванович, рассуди, нас, зверушек, помири » | Сюрпризный момент. Рассказывание истории про двух ежат. Беседа. Придумывание окончания истории и показ на ширме.
Рассказывание сказки В.Сутеева «Яблоко». Имитационные упражнения.
Музыкальная загадка. Рассматривание отличительных особенностей героев сказки В.Сутеева «Яблоко». Разыгрывание этюдов и диалогов из сказки.
Сюрпризный момент. Рассказывание и разыгрывание сказки В.Сутеева «Яблоко» с помощью кукольного театра.. | Выразительные средства (стимулировать желание искать средства для создания игрового образа; учить взаимодействовать с партнером в театральной игре. Игра на развитие выразительности мимики.
Психогимнастика (побуждать детей экспериментировать со своей внешностью (мимика, пантомима, жесты); развивать умение переключаться с одного образа на другой; воспитывать желание помочь товарищу; самоконтроль, самооценка. |
Май | 1
2
3
4 | «Каждый хочет спрятаться под маленький гриб»
«Дождик льет, льет, а грибочек все растет»
«Вот так гриб-великан, всем хватило место там»
Показ сказки родителям и детям «Под грибом» | Сюрпризный момент - загадка. Рассказывание сказки В.Сутеева «Под грибом».
Загадывание загадок. Рассматривание иллюстраций к сказке «Под грибом», беседа по ним. Игра-имитация «Угадай, кто просился под грибок» Драматизация сказки В.Сутеева «Под грибом».
| Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию; развивать дикцию учить строить диалоги; воспитывать терпение и выдержку.
Игры, диалоги (воспитание выразительности и речи, умение изменять тембр голоса, совершенствовать диалогическую речь. |
Литература
1. Михайлова М.А. Праздники в детском саду. Сценарии, игры, аттракционы. Ярославль, 2002.
2. Науменко Г.М. Фольклорный праздник в детском саду и школе. М., 2000.
3. Петрова Т.И., Сергеева Е.А., Петрова Е.С. Театрализованные игры в деском саду.М., 2000.
4. Поляк Л. Театр сказок. СПб., 2001.
5. Маханева М.Д. Занятия по театрализованной деятельности в детском саду. Творческий центр «Сфера» Москва, 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа Естествознание, География для групп СПО
Рабочая программа предназначена для изучения курса Естествознание , География для СПО по специальностям социально-экономического профиля....
Рабочая программа по электротехнике для групп НПО
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии НПО 140446.03 «Электромонтёр...
рабочая программа по математике для групп нпо"сварщики"
Рабочая программа учебной дисциплины «Математика» по профессии СПО 150709.02«Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)» разработана на основе примерной программы учебной дисциплины «Мате...
рабочая программа английский язык в группе СПО Парикмахер
Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины « Иностранный язык» разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального ...
Рабочая программа «Легкая атлетика» для группы базового уровня сложности 2 года обучения
Рабочая программа «Легкая атлетика» для группы базового уровня сложности 2 года обучения (далее Программа) составлена в соответствии с ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММОЙ В ОБЛАС...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА старшей группы «Пчелки» (4-5 лет) на 2021-2022 учебный год
Программа спроектирована с учетом ФГОС дошкольного образования, особенностей образовательного учреждения, региона и муниципалитета, образовательных потребностей и запросов воспитанников. Определяет це...
Рабочая программа театральный кружок "Радуга"
рабочая программа по внеурочной деятельности...